Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"


    Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

Утверждён решением Экспертного совета
Отдела по образованию, опеке и попечительству
Администрации Чернышковского муниципального
района Волгоградской области

Человек – венец природы!
Его организм – настоящее чудо!
Загляните внутрь своего тела
И узнайте, как оно устроено.

Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для учащихся 11-х классов СОШ.

Объём курса – 17 часов (1 час в неделю).

Тело человека – это сложное и восхитительное образование, анатомия которого интересна не только учёным и медикам. Произошедшая в последние десятилетия популяризация естественно – научных знаний, признание альтернативной медицины, привели к повышению интереса человека к вопросу о том, как устроен наш организм. Этим объясняется актуальность элективного курса «Человеческое тело».

Изучение элективного курса основывается на знаниях учащихся, полученных на уроках биологии в 5-10 классах средней школы. Он рассчитан на учащихся, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма.

Содержание курса и описание приведённых в программе вопросов дано с учётом современной классификации и терминологии, придерживается рамок Международной анатомической номенклатуры (1995). Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое.

Восприятие материала значительно облегчается благодаря использованию многочисленных иллюстративных пособий. Рекомендуется применение на занятиях дидактического материала, видеофрагментов, ТСО, мультимедийных электронных пособий, Интернет ресурсов и т.п. Также предусмотрены обязательно пpaктические работы, которые проводятся одновременно с подробным изучением теоретического материала по вопросу или после того, для закрепления. Но далеко не каждая школа имеет всё необходимое для организации сложных работ, поэтому в программу курса включены такие пpaктические работы, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов.

В соответствии с учебным планом на изучение курса отводится 17 часов, из них: 8,5 часов – лекции; пpaктических работ – 7,5 часа; 1 час – итоговое занятие, в форме круглого стола. Приложение 1. Презентация.

Цели:

  • ознакомить учащихся с основами научных знаний о сложности и целостности организма человека; охватить каждый орган, систему органов человека;
  • познакомить с историей развития знаний в области анатомии;
  • создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений, самореализации ученика.

Задачи:

  • изучить строение организма человека и функций его органов и систем;
  • познакомить с основными анатомическими терминами и понятиями;
  • раскрыть особенности строения и функционирования различных систем организма;
  • заложить основы умений и навыков использования знаний анатомии на пpaктике.

Учебно-тематический план

Наименование
разделов

Всего часов

В том числе

Форма
контроля

Теорет.

Пpaкт.

семинар

Введение.
Вводное занятие

1

1

 

 

Упр. «План действий»

Раздел I. Строение тела человека

1

0,5

0,5

 

Тестовые задания, сводная таблица

Раздел II. Скелет и соединения костей

3

1,5

1,5

 

Сводная таблица

Раздел III Мышцы

3

1,5

1,5

 

Тестовые задания, сводная таблица, работа с электронным атласом

Раздел IV. Внутренние органы и системы

8

4

4

 

Тестовые задания, сводная таблица, работа с электронным атласом

Заключительное занятие

1

 

 

1

Активное участие в «круглом столе»

Итого:

17

8,5

7,5

1

 

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы истории развития анатомии человека, фамилии выдающихся учёных – анатомов;
  • основные термины и понятия курса, свободно владеть ими;
  • клеточное строение организма, строение животной клетки, функции органоидов клетки;
  • строение и значение различных типов тканей; основные группы тканей, из которых образованы органы систем человека;
  • органы и системы органов, основные структурные группы и их особенности;
  • основные функции органов и систем органов в организме в целом.

Учащиеся должны уметь:

  • осмысленно владеть языком предмета;
  • описывать строение отдельных органов и систем;
  • раскрывать функции и взаимосвязь органов и систем органов;
  • распознавать и находить на рисунках, таблицах, муляжах, моделях, микропрепаратах части и органы, типы тканей, органоиды клетки;
  • работать с готовыми микропрепаратами тканей человека и животных
  • работать с различными микроскопами;
  • оформлять конспект;
  • работать с текстами, таблицами, схемами;
  • анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • применять знания в пpaктической жизни.

Содержание курса

Введение (1 час)

Вводное занятие. Цели и задачи элективного курса.

Анатомия – наука, изучающая строение организма и составляющих его систем и органов.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Упражнение «План действий».

Демонстрация таблиц и портретов учёных.

Раздел I. Строение тела человека (1 час)

Строение животной клетки, её особенности.

Ткани, основные группы, их строение и функции.

Пpaктическая работа. Изучение под микроскопом различных типов тканей животных по микропрепаратам.

Работа с микроскопом (световым и цифровым).

Составление сравнительной таблицы по результатам работы.

Демонстрация таблиц по теме.

Раздел II. Скелет и соединения костей (3 часов)

Структура и функции скелета. Строение и форма костей скелета.

Позвоночный столб. Строение и форма позвонков. Соединение позвонков.

Грудная клетка. Гpyдина и рёбра. Соединение в грудной клетке.

Скелет верхней конечности. Пояс верхней конечности. Скелет свободной части верхней конечности. Соединение костей верхней конечности.

Скелет нижней конечности. Пояс нижней конечности. Скелет свободной части нижней конечности. Соединение костей нижней конечности.

Скелет головы. Кости мозгового черепа. Кости лицевого черепа.

Пpaктическая работа. Изучение скелета человека на модели.

Пpaктическая работа. Описание типов соединения костей, оформление схем строения сустава.

Пpaктическая работа. Изучение строения позвонков.

Пpaктическая работа. Изучение строения черепа.

Пpaктическая работа. Изучение строения кисти.

Пpaктическая работа. Изучение строения стопы.

Демонстрация таблиц по теме.

Раздел III. Мышцы (3 часов)

Структура и функции мышц.

Мышцы головы. Мимические мышцы. Жевательные мышцы.

Основные группы мышцы шеи: поверхностные и глубинные.

Основные группы мышц спины: поверхностные и глубинные.

Мышцы грудной клетки: поверхностный и глубинный слои. Диафрагма.

Мышцы живота: передней, боковой, задней стенки. Паховый канал.

Основные группы мышц верхних конечностей.

Основные группы мышц нижних конечностей.

Пpaктическая работа. Изучение примерного расположения основных групп скелетных мышц.

Демонстрация таблиц по теме.

Раздел IV. Внутренние органы и системы (8 часов)

Пищеварительная система. Полость рта. Глотка. Пищевод. Брюшина. Желудок. Тонкая кишка. Двенадцатиперстная кишка. Печень. Желчный пузырь. Поджелудочная железа. Толстая кишка. Слепая кишка. Ободочная кишка. Прямая кишка.

Мочепoлoвая система. Мочеобразующие органы. Почки. Мочеточник. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал. Пoлoвые органы. Мужские пoлoвые органы. Женские пoлoвые органы.

Дыхательная система. Полость носа. Гортань. Трахея и бронхи. Лёгкие.

Сердечно-сосудистая система. Сердце. Правое предсердие. Правый желудочек. Левое предсердие. Левый желудочек. Большой и малый круги кровообращения. Аорта. Артерии. Вены. Капилляры.

Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и узлы.

Органы иммунной системы. Селезёнка. Костный мозг. Вилочковая железа. Лимфатические узлы. Лимфоидная ткань.

Эндокринная система. Шишковидное тело. Гипофиз. Гипоталамус. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечные железы.

Нервная система. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Доли полушарий большого мозга. Продолговатый мозг. Мост. Мозжечок. Средний мозг. Промежуточный мозг. Периферическая нервная система. Спинно-мозговые нервы. Вегетативная нервная система.

Органы чувств. Орган зрения. Ухо. Орган обоняния. Орган вкуса. Орган осязания. Кожа.

Пpaктическая работа. Изучение пищеварительной системы по модели торса человека (аналогичные работы провести по каждой системе).

Демонстрация таблиц по темам.

Заключительное занятие (1 час). Обсуждение за «круглым столом» основных вопросов курса с элементами пpaктики.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

Занятие 1. Вводное занятие.

Цель: обосновать актуальность данного курса, познакомить с основными целями и задачами; рассмотреть важные этапы истории развития знаний о строении и функциях организма человека; повторить значение термина «анатомия»; учить импровизировать.

Методы: вводная лекция с элементами самостоятельной работы, мини-беседа.

Приёмы: конспектирование, демонстрация портретов учёных, демонстрация таблиц и схем, просмотр видеофрагмента, заполнение шаблона упражнения, составление лозунга – призыва.

Вид деятельности: коллективная, индивидуальная.

Форма контроля: записи конспекта, выполнение упражнение «План действий».

  • Анатомия – это наука, которая изучает форму и строение организмов, составляющих их клеток, органов и систем; объясняет, каким образом то или иное строение обеспечивает особенности жизнедеятельности организма в целом и функции отдельных анатомических (морфологических) структур.
  • Анатомия (от греч. anatome — рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных и анатомию растений. Самостоятельными являются анатомия человека (с ее основными разделами — нормальной анатомией и патологической анатомией) и сравнительная анатомия животных. Основоположники анатомии животных и человека в античный период — Аристотель, К. Гален, современной анатомии — А. Везалий и У. Гарвей.
  • Упражнение «План действий». Учащийся должен заполнить таблицу из двух колонок. В левую – что он (по его мнению) знает по анатомии человека, в правую колонку – что хотел бы узнать, изучить и понять.

Я знаю…

Хочу узнать…

 

 

  • Лозунг – призыв должен отражать личное отношение к содержанию данного курса после первого занятия и призывно «звучать» для других учащихся, рекламируя науку анатомию.

Занятие 2. Строение тела человека.

Цель: повторить особенности строения животной клетки; углубить знания учащихся о тканях, их строении и функциях; закрепить умение учащихся работать с готовыми микропрепаратами и различными микроскопами.

Методы: лекция, пpaктическая работа, работа с микроскопом.

Приёмы: записи выводов, демонстрация таблиц и схем, зарисовка основных моментов (индивидуально), работа с натуральными объектами, с микроскопом, составление сводной таблицы.

Вид деятельности: самостоятельная работа с фрагментамиколлективной.

Форма контроля: записи конспекта, разбор тестовых заданий по теме, работа по сводной таблице.

  • Повторение материала о строении животной клетки совместить с одновременной самостоятельной работой учащихся с готовыми микропрепаратами и микроскопом.

Занятия 3 – 5. Скелет и соединения костей.

Цель: рассмотреть строение и функции скелета человека (скелет головы (череп), скелет туловища, скелет конечностей) ; изучить структуру и формы костей различного вида; расширить знания о типах соединения костей; изучить строение скелета свободной части верхней конечности и нижней конечности.

Методы: лекция, пpaктическая работа, самостоятельная работа.

Приёмы: записи конспекта, демонстрация модели скелета человека, работа по сводной таблице, описание соединений костей, зарисовка схем, сравнение позвонков, изучение модели черепа, разбор строения конечностей.

Вид деятельности: коллективная с элементами самостоятельной работы в тетради или с моделями, пpaктическая работа.

Форма контроля: записи конспекта, работа по сводной таблице, проверка схем-зарисовок.

  • Зарисовки схем строения суставов выполнять вместе с учителем, обязательный показ на доске с пояснениями. Так же уделите больше внимания рассмотрению строения черепа, позвоночника и позвонков, кисти и стопы человека.

Занятия 6 – 8. Мышцы.

Цель: рассмотреть структуру и функции мышц, изучить расположение основных групп мышц головы, шеи, спины, грудной клетки, живота, конечностей.

Методы: лекция, беседа, работа с анатомическим атласом.

Приёмы: конспектирование, демонстрация таблиц, просмотр иллюстраций книг, демонстрация слайдов анатомического атласа, сравнение образцов, работа по сводной таблице.

Вид деятельности: коллективная, пpaктическая, самостоятельная.

Форма контроля: записи конспекта, разбор тестовых заданий, работа по сводной таблице.

  • Обязательно применение наглядного материала в разном оформлении: учебные издания, карточки, таблицы, электронные таблицы, слайды. При подборе наглядности учитывайте особенности учащихся вашей группы.
  • На занятиях больше внимания уделите сравнению и расположению мышц, например: на таблице и таблицах электронного анатомического атласа.
  • Возможно дополнительное применение личных атласов учащихся по анатомии человека (по желанию).

Занятия 9–16. Внутренние органы и системы.

Цель: подробно изучить строение и функции внутренних органов и систем органов; познакомиться с расположением каждого органа человека; научить распознавать все органы и делать описание хаpaктерного для них строения и функций.

Методы: лекция, беседа, пpaктическая работа.

Приёмы: записи конспекта, демонстрация таблиц, работа с различными иллюстрациями, показ и называние органов, сравнение иллюстраций.

Вид деятельности: коллективно – групповая, пpaктическая с элементом самостоятельности.

Форма контроля: записи конспекта, разбор тестовых заданий, работа с электронным атласом, работа по сводной таблице.

  • Подробно изучить внешнее и внутреннее строение каждого органа, их особенности, расположение по отношению к другим органам и системам в теле человека.

Занятие 17. Итоговое занятие.

Цель: повторить материал, изученный на занятиях данного элективного курса; учить выступать публично; формировать умения вести дискуссионное обсуждение цивилизованно.

Методы: беседа, рассказ, выступление.

Приёмы: работа с вопросами, демонстрация таблиц и слайдов электронного анатомического атласа.

Вид деятельности: индивидуально – групповая.

Форма контроля: активное участие в обсуждении основных вопросов курса.

  • Предварительно учащиеся должны ознакомиться со списком вопросов для обсуждения за круглым столом.
  • Список вопросов составляет учитель с учётом специфики вашей аудитории и выбранного направления дискуссии.
  • На занятии обязательное использование мультимедийных средств обучения.

Приложение 2. Сводные таблицы по основным вопросам курса.

Литература для учителя

  1. Атлас анатомии человека: Ученое пособие для медицинских учебных заведений. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 528 с.: цв. ил.
  2. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуев, М. А. Гуленкова, А. Г. Еленевский и др. – М.: Дрофа, 2004. – 848 с.: ил. – (Большие справочники для школьников и поступающих в вузы).
  3. Лютьен – Дреколль Рохен. Анатомический атлас «Функциональные системы человека» - электронный вариант.
  4. Мультимедийное учебное пособие «Биология: анатомия и физиология человека». 9 класс. - Электронная библиотека «Просвещение».

Литература для учащихся

  1. Анатомия человека. – ГИД – ЭКСПЕРТ.– М.: Мир книги. – 320 с.: цв. ил.
  2. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуев, М. А. Гуленкова, А. Г. Еленевский и др. – М.: Дрофа, 2004. – 848 с.: ил. – (Большие справочники для школьников и поступающих в вузы).
  3. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2006. – 215 с.: ил.
  4. Словарь-справочник к учебнику «Биология. Человек». 9 класс / под ред. А. С. Батуева. – М.: Дрофа.



Комментарии:

Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"


    Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"

      Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....

24 08 2025 19:35:26

Элективный курс по биологии "Невидимые"


    Элективный курс по биологии "Невидимые"

      Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне. ...

23 08 2025 5:15:36

Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)


    Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)

      На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....

22 08 2025 22:35:56

Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии


    Некоторые аспекты применения способа диалектического обучения на уроках биологии

      Мною разработана система уроков с применением способа диалектического обучения учащихся и ИКТ. Их визуальной опорой является интеpaктивная нелинейная презентация. На каждом этапе урока для создания проблемной ситуации применяются вопросы-суждения. Актуализация знаний служит основой для выведения учениками темы урока и формирования нового понятия - для этого четко прописан алгоритм. Выдвинутые гипотезы проверяются теоретически и пpaктически. Недостатком такой системы является то, что ученик может выполнять только те операции, которые ему легче даются и т.д. Для коррекции таких ситуаций применяется самооценка ученика, взаимопроверка групп по эталону и сравнение результатов, оцениваемых в баллах учениками других групп, работа над ошибками с использованием вопросов-суждений. ...

21 08 2025 13:19:51

Виды размножения. Бесполое размножение


    Виды размножения. Бесполое размножение

      Содержание данного урока позволяет расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножения растений. Данный урок учит детей мыслить, рассуждать, делать выводы....

20 08 2025 22:53:55

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

19 08 2025 7:19:29

Хвойные растения: хаpaктеристика, представители и значение

Хвойные растения: хаpaктеристика, представители и значение Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....

18 08 2025 11:49:46

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....

17 08 2025 15:10:46

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

16 08 2025 17:37:29

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс


    Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

      Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

15 08 2025 23:41:22

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

14 08 2025 13:51:23

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

13 08 2025 12:22:19

Оказание первой медицинской помощи при травмах опopно-двигательного аппарата


    Оказание первой медицинской помощи при травмах опopно-двигательного аппарата

      Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....

12 08 2025 20:40:59

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс


    Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

      Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

11 08 2025 0:27:22

Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии


    Интеpaктивные методы обучения на уроках биологии

      В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....

10 08 2025 5:17:59

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

09 08 2025 6:38:50

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

08 08 2025 15:48:25

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс


    Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

      Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....

07 08 2025 16:21:24

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

06 08 2025 16:53:44

Законы Грегора Менделя

Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....

05 08 2025 13:48:29

Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"

      Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы «Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике. ...

04 08 2025 6:19:43

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"

      Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н.Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....

03 08 2025 18:39:35

Механизм вдоха и выдоха


    Механизм вдоха и выдоха

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....

02 08 2025 10:46:51

Урок биологии по теме "Земноводные"


    Урок биологии по теме "Земноводные"

      Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....

01 08 2025 11:25:40

Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"


    Интегрированный урок-пpaктикум (информатика + биология) по теме "Иерархические модели на графах. Классификация живого мира"

      Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....

31 07 2025 19:31:43

Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"


    Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"

      Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе. ...

30 07 2025 15:53:24

"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"


    "Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

      На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...

29 07 2025 1:12:54

Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема урока: "Плоды"

      Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....

28 07 2025 23:42:54

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения


    Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

      Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....

27 07 2025 5:49:47

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

26 07 2025 23:42:18

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс


    Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

      В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

25 07 2025 23:29:55

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения

Селекция животных: особенности, методы и современные достижения Селекция животных использует широкий спектр методов выведения ценных пород. Новейшим и перспективным считается клеточная инженерия. В основе лежит передача наследственной информации через соматические клетки....

24 07 2025 12:52:23

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

23 07 2025 20:19:45

Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс

      Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....

22 07 2025 16:59:20

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

21 07 2025 3:18:44

Использование файнвордов на уроках биологии


    Использование файнвордов на уроках биологии

      Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию. ...

20 07 2025 6:35:51

Обучение в сотрудничестве на уроках биологии


    Обучение в сотрудничестве на уроках биологии

      Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию "Обучение в сотрудничестве" и "Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...

19 07 2025 3:22:52

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

18 07 2025 4:29:59

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

17 07 2025 8:35:37

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)


    Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

      На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

16 07 2025 9:58:14

Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс


    Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс

      Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....

15 07 2025 2:27:36

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

14 07 2025 19:12:50

Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"


    Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"

      Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....

13 07 2025 19:40:15

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

12 07 2025 1:30:55

Устный журнал "Берегите свое здоровье"


    Устный журнал "Берегите свое здоровье"

      Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...

11 07 2025 14:58:34

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

10 07 2025 1:51:43

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

09 07 2025 9:23:31

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

08 07 2025 8:58:49

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

07 07 2025 6:25:47

Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"


    Урок-конференция "Генетика человека и здоровье"

      Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса. ...

06 07 2025 11:44:49

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::