Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"


    Программа элективного курса по биологии "Человеческое тело"

Утверждён решением Экспертного совета
Отдела по образованию, опеке и попечительству
Администрации Чернышковского муниципального
района Волгоградской области

Человек – венец природы!
Его организм – настоящее чудо!
Загляните внутрь своего тела
И узнайте, как оно устроено.

Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для учащихся 11-х классов СОШ.

Объём курса – 17 часов (1 час в неделю).

Тело человека – это сложное и восхитительное образование, анатомия которого интересна не только учёным и медикам. Произошедшая в последние десятилетия популяризация естественно – научных знаний, признание альтернативной медицины, привели к повышению интереса человека к вопросу о том, как устроен наш организм. Этим объясняется актуальность элективного курса «Человеческое тело».

Изучение элективного курса основывается на знаниях учащихся, полученных на уроках биологии в 5-10 классах средней школы. Он рассчитан на учащихся, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма.

Содержание курса и описание приведённых в программе вопросов дано с учётом современной классификации и терминологии, придерживается рамок Международной анатомической номенклатуры (1995). Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое.

Восприятие материала значительно облегчается благодаря использованию многочисленных иллюстративных пособий. Рекомендуется применение на занятиях дидактического материала, видеофрагментов, ТСО, мультимедийных электронных пособий, Интернет ресурсов и т.п. Также предусмотрены обязательно пpaктические работы, которые проводятся одновременно с подробным изучением теоретического материала по вопросу или после того, для закрепления. Но далеко не каждая школа имеет всё необходимое для организации сложных работ, поэтому в программу курса включены такие пpaктические работы, для которых не требуется особого оснащения и сложных приборов.

В соответствии с учебным планом на изучение курса отводится 17 часов, из них: 8,5 часов – лекции; пpaктических работ – 7,5 часа; 1 час – итоговое занятие, в форме круглого стола. Приложение 1. Презентация.

Цели:

  • ознакомить учащихся с основами научных знаний о сложности и целостности организма человека; охватить каждый орган, систему органов человека;
  • познакомить с историей развития знаний в области анатомии;
  • создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений, самореализации ученика.

Задачи:

  • изучить строение организма человека и функций его органов и систем;
  • познакомить с основными анатомическими терминами и понятиями;
  • раскрыть особенности строения и функционирования различных систем организма;
  • заложить основы умений и навыков использования знаний анатомии на пpaктике.

Учебно-тематический план

Наименование
разделов

Всего часов

В том числе

Форма
контроля

Теорет.

Пpaкт.

семинар

Введение.
Вводное занятие

1

1

 

 

Упр. «План действий»

Раздел I. Строение тела человека

1

0,5

0,5

 

Тестовые задания, сводная таблица

Раздел II. Скелет и соединения костей

3

1,5

1,5

 

Сводная таблица

Раздел III Мышцы

3

1,5

1,5

 

Тестовые задания, сводная таблица, работа с электронным атласом

Раздел IV. Внутренние органы и системы

8

4

4

 

Тестовые задания, сводная таблица, работа с электронным атласом

Заключительное занятие

1

 

 

1

Активное участие в «круглом столе»

Итого:

17

8,5

7,5

1

 

Учащиеся должны знать:

  • основные этапы истории развития анатомии человека, фамилии выдающихся учёных – анатомов;
  • основные термины и понятия курса, свободно владеть ими;
  • клеточное строение организма, строение животной клетки, функции органоидов клетки;
  • строение и значение различных типов тканей; основные группы тканей, из которых образованы органы систем человека;
  • органы и системы органов, основные структурные группы и их особенности;
  • основные функции органов и систем органов в организме в целом.

Учащиеся должны уметь:

  • осмысленно владеть языком предмета;
  • описывать строение отдельных органов и систем;
  • раскрывать функции и взаимосвязь органов и систем органов;
  • распознавать и находить на рисунках, таблицах, муляжах, моделях, микропрепаратах части и органы, типы тканей, органоиды клетки;
  • работать с готовыми микропрепаратами тканей человека и животных
  • работать с различными микроскопами;
  • оформлять конспект;
  • работать с текстами, таблицами, схемами;
  • анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • применять знания в пpaктической жизни.

Содержание курса

Введение (1 час)

Вводное занятие. Цели и задачи элективного курса.

Анатомия – наука, изучающая строение организма и составляющих его систем и органов.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

Упражнение «План действий».

Демонстрация таблиц и портретов учёных.

Раздел I. Строение тела человека (1 час)

Строение животной клетки, её особенности.

Ткани, основные группы, их строение и функции.

Пpaктическая работа. Изучение под микроскопом различных типов тканей животных по микропрепаратам.

Работа с микроскопом (световым и цифровым).

Составление сравнительной таблицы по результатам работы.

Демонстрация таблиц по теме.

Раздел II. Скелет и соединения костей (3 часов)

Структура и функции скелета. Строение и форма костей скелета.

Позвоночный столб. Строение и форма позвонков. Соединение позвонков.

Грудная клетка. Гpyдина и рёбра. Соединение в грудной клетке.

Скелет верхней конечности. Пояс верхней конечности. Скелет свободной части верхней конечности. Соединение костей верхней конечности.

Скелет нижней конечности. Пояс нижней конечности. Скелет свободной части нижней конечности. Соединение костей нижней конечности.

Скелет головы. Кости мозгового черепа. Кости лицевого черепа.

Пpaктическая работа. Изучение скелета человека на модели.

Пpaктическая работа. Описание типов соединения костей, оформление схем строения сустава.

Пpaктическая работа. Изучение строения позвонков.

Пpaктическая работа. Изучение строения черепа.

Пpaктическая работа. Изучение строения кисти.

Пpaктическая работа. Изучение строения стопы.

Демонстрация таблиц по теме.

Раздел III. Мышцы (3 часов)

Структура и функции мышц.

Мышцы головы. Мимические мышцы. Жевательные мышцы.

Основные группы мышцы шеи: поверхностные и глубинные.

Основные группы мышц спины: поверхностные и глубинные.

Мышцы грудной клетки: поверхностный и глубинный слои. Диафрагма.

Мышцы живота: передней, боковой, задней стенки. Паховый канал.

Основные группы мышц верхних конечностей.

Основные группы мышц нижних конечностей.

Пpaктическая работа. Изучение примерного расположения основных групп скелетных мышц.

Демонстрация таблиц по теме.

Раздел IV. Внутренние органы и системы (8 часов)

Пищеварительная система. Полость рта. Глотка. Пищевод. Брюшина. Желудок. Тонкая кишка. Двенадцатиперстная кишка. Печень. Желчный пузырь. Поджелудочная железа. Толстая кишка. Слепая кишка. Ободочная кишка. Прямая кишка.

Мочепoлoвая система. Мочеобразующие органы. Почки. Мочеточник. Мочевой пузырь. Мочеиспускательный канал. Пoлoвые органы. Мужские пoлoвые органы. Женские пoлoвые органы.

Дыхательная система. Полость носа. Гортань. Трахея и бронхи. Лёгкие.

Сердечно-сосудистая система. Сердце. Правое предсердие. Правый желудочек. Левое предсердие. Левый желудочек. Большой и малый круги кровообращения. Аорта. Артерии. Вены. Капилляры.

Лимфатическая система. Лимфатические сосуды и узлы.

Органы иммунной системы. Селезёнка. Костный мозг. Вилочковая железа. Лимфатические узлы. Лимфоидная ткань.

Эндокринная система. Шишковидное тело. Гипофиз. Гипоталамус. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечные железы.

Нервная система. Центральная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Доли полушарий большого мозга. Продолговатый мозг. Мост. Мозжечок. Средний мозг. Промежуточный мозг. Периферическая нервная система. Спинно-мозговые нервы. Вегетативная нервная система.

Органы чувств. Орган зрения. Ухо. Орган обоняния. Орган вкуса. Орган осязания. Кожа.

Пpaктическая работа. Изучение пищеварительной системы по модели торса человека (аналогичные работы провести по каждой системе).

Демонстрация таблиц по темам.

Заключительное занятие (1 час). Обсуждение за «круглым столом» основных вопросов курса с элементами пpaктики.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

Занятие 1. Вводное занятие.

Цель: обосновать актуальность данного курса, познакомить с основными целями и задачами; рассмотреть важные этапы истории развития знаний о строении и функциях организма человека; повторить значение термина «анатомия»; учить импровизировать.

Методы: вводная лекция с элементами самостоятельной работы, мини-беседа.

Приёмы: конспектирование, демонстрация портретов учёных, демонстрация таблиц и схем, просмотр видеофрагмента, заполнение шаблона упражнения, составление лозунга – призыва.

Вид деятельности: коллективная, индивидуальная.

Форма контроля: записи конспекта, выполнение упражнение «План действий».

  • Анатомия – это наука, которая изучает форму и строение организмов, составляющих их клеток, органов и систем; объясняет, каким образом то или иное строение обеспечивает особенности жизнедеятельности организма в целом и функции отдельных анатомических (морфологических) структур.
  • Анатомия (от греч. anatome — рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных и анатомию растений. Самостоятельными являются анатомия человека (с ее основными разделами — нормальной анатомией и патологической анатомией) и сравнительная анатомия животных. Основоположники анатомии животных и человека в античный период — Аристотель, К. Гален, современной анатомии — А. Везалий и У. Гарвей.
  • Упражнение «План действий». Учащийся должен заполнить таблицу из двух колонок. В левую – что он (по его мнению) знает по анатомии человека, в правую колонку – что хотел бы узнать, изучить и понять.

Я знаю…

Хочу узнать…

 

 

  • Лозунг – призыв должен отражать личное отношение к содержанию данного курса после первого занятия и призывно «звучать» для других учащихся, рекламируя науку анатомию.

Занятие 2. Строение тела человека.

Цель: повторить особенности строения животной клетки; углубить знания учащихся о тканях, их строении и функциях; закрепить умение учащихся работать с готовыми микропрепаратами и различными микроскопами.

Методы: лекция, пpaктическая работа, работа с микроскопом.

Приёмы: записи выводов, демонстрация таблиц и схем, зарисовка основных моментов (индивидуально), работа с натуральными объектами, с микроскопом, составление сводной таблицы.

Вид деятельности: самостоятельная работа с фрагментамиколлективной.

Форма контроля: записи конспекта, разбор тестовых заданий по теме, работа по сводной таблице.

  • Повторение материала о строении животной клетки совместить с одновременной самостоятельной работой учащихся с готовыми микропрепаратами и микроскопом.

Занятия 3 – 5. Скелет и соединения костей.

Цель: рассмотреть строение и функции скелета человека (скелет головы (череп), скелет туловища, скелет конечностей) ; изучить структуру и формы костей различного вида; расширить знания о типах соединения костей; изучить строение скелета свободной части верхней конечности и нижней конечности.

Методы: лекция, пpaктическая работа, самостоятельная работа.

Приёмы: записи конспекта, демонстрация модели скелета человека, работа по сводной таблице, описание соединений костей, зарисовка схем, сравнение позвонков, изучение модели черепа, разбор строения конечностей.

Вид деятельности: коллективная с элементами самостоятельной работы в тетради или с моделями, пpaктическая работа.

Форма контроля: записи конспекта, работа по сводной таблице, проверка схем-зарисовок.

  • Зарисовки схем строения суставов выполнять вместе с учителем, обязательный показ на доске с пояснениями. Так же уделите больше внимания рассмотрению строения черепа, позвоночника и позвонков, кисти и стопы человека.

Занятия 6 – 8. Мышцы.

Цель: рассмотреть структуру и функции мышц, изучить расположение основных групп мышц головы, шеи, спины, грудной клетки, живота, конечностей.

Методы: лекция, беседа, работа с анатомическим атласом.

Приёмы: конспектирование, демонстрация таблиц, просмотр иллюстраций книг, демонстрация слайдов анатомического атласа, сравнение образцов, работа по сводной таблице.

Вид деятельности: коллективная, пpaктическая, самостоятельная.

Форма контроля: записи конспекта, разбор тестовых заданий, работа по сводной таблице.

  • Обязательно применение наглядного материала в разном оформлении: учебные издания, карточки, таблицы, электронные таблицы, слайды. При подборе наглядности учитывайте особенности учащихся вашей группы.
  • На занятиях больше внимания уделите сравнению и расположению мышц, например: на таблице и таблицах электронного анатомического атласа.
  • Возможно дополнительное применение личных атласов учащихся по анатомии человека (по желанию).

Занятия 9–16. Внутренние органы и системы.

Цель: подробно изучить строение и функции внутренних органов и систем органов; познакомиться с расположением каждого органа человека; научить распознавать все органы и делать описание хаpaктерного для них строения и функций.

Методы: лекция, беседа, пpaктическая работа.

Приёмы: записи конспекта, демонстрация таблиц, работа с различными иллюстрациями, показ и называние органов, сравнение иллюстраций.

Вид деятельности: коллективно – групповая, пpaктическая с элементом самостоятельности.

Форма контроля: записи конспекта, разбор тестовых заданий, работа с электронным атласом, работа по сводной таблице.

  • Подробно изучить внешнее и внутреннее строение каждого органа, их особенности, расположение по отношению к другим органам и системам в теле человека.

Занятие 17. Итоговое занятие.

Цель: повторить материал, изученный на занятиях данного элективного курса; учить выступать публично; формировать умения вести дискуссионное обсуждение цивилизованно.

Методы: беседа, рассказ, выступление.

Приёмы: работа с вопросами, демонстрация таблиц и слайдов электронного анатомического атласа.

Вид деятельности: индивидуально – групповая.

Форма контроля: активное участие в обсуждении основных вопросов курса.

  • Предварительно учащиеся должны ознакомиться со списком вопросов для обсуждения за круглым столом.
  • Список вопросов составляет учитель с учётом специфики вашей аудитории и выбранного направления дискуссии.
  • На занятии обязательное использование мультимедийных средств обучения.

Приложение 2. Сводные таблицы по основным вопросам курса.

Литература для учителя

  1. Атлас анатомии человека: Ученое пособие для медицинских учебных заведений. – М.: РИПОЛ классик, 2006. – 528 с.: цв. ил.
  2. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуев, М. А. Гуленкова, А. Г. Еленевский и др. – М.: Дрофа, 2004. – 848 с.: ил. – (Большие справочники для школьников и поступающих в вузы).
  3. Лютьен – Дреколль Рохен. Анатомический атлас «Функциональные системы человека» - электронный вариант.
  4. Мультимедийное учебное пособие «Биология: анатомия и физиология человека». 9 класс. - Электронная библиотека «Просвещение».

Литература для учащихся

  1. Анатомия человека. – ГИД – ЭКСПЕРТ.– М.: Мир книги. – 320 с.: цв. ил.
  2. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / А. С. Батуев, М. А. Гуленкова, А. Г. Еленевский и др. – М.: Дрофа, 2004. – 848 с.: ил. – (Большие справочники для школьников и поступающих в вузы).
  3. Биология. Человек. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2006. – 215 с.: ил.
  4. Словарь-справочник к учебнику «Биология. Человек». 9 класс / под ред. А. С. Батуева. – М.: Дрофа.



Комментарии:

Строение и функции кожи. Терморегуляция


    Строение и функции кожи. Терморегуляция

      В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы "Кожа"....

01 04 2025 3:42:24

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

31 03 2025 21:18:52

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....

30 03 2025 0:34:58

Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"


    Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"

      Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....

29 03 2025 0:13:32

Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"


    Урок-проект ""Нет" скажем вредным привычкам"

      Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....

28 03 2025 3:59:30

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий. ...

27 03 2025 16:15:47

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии

      Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....

26 03 2025 0:16:22

Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"


    Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

      В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....

25 03 2025 6:20:58

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

24 03 2025 4:19:42

Медиа-лекция "Индивидуальное развитие организма"

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....

23 03 2025 18:21:49

Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы


    Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

      Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....

22 03 2025 12:28:45

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"


    Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

      В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

21 03 2025 9:45:12

Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.


    Из опыта работы творческой микрогруппы учителей естественно-научных дисциплин МОУ СОШ № 34 станицы Новотитаровской Динского района Краснодарского края Охиной Т.А. и Спириади Н.Ю.

      Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии. Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ. Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....

20 03 2025 18:36:11

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

      Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

19 03 2025 7:19:42

Значение и разнообразие плодов


    Значение и разнообразие плодов

      Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....

18 03 2025 6:37:14

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии


    Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

      В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

17 03 2025 3:28:49

Плоды. Распространение плодов и семян


    Плоды. Распространение плодов и семян

      Цель урока: познакомить обучающихся с многообразием и значением плодов, способами распространения семян....

16 03 2025 22:43:55

Разработка урока биологии "Плод. Разнообразие и значение плодов"


    Разработка урока биологии "Плод. Разнообразие и значение плодов"

      Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений. ...

15 03 2025 3:31:37

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)


    Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

      Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

14 03 2025 5:14:46

Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

      Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....

13 03 2025 18:45:35

Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...

12 03 2025 8:40:30

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

11 03 2025 10:35:26

Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"


    Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"

      На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....

10 03 2025 5:26:39

Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс


    Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....

09 03 2025 22:52:26

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

08 03 2025 13:12:44

Цветок и его строение


    Цветок и его строение

      Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....

07 03 2025 22:37:58

Механизм вдоха и выдоха


    Механизм вдоха и выдоха

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....

06 03 2025 14:37:31

Человеческие расы, их родство и происхождение

На уроке закрепляются знания учащихся о стадиях эволюции человека, факторах антропогенеза; актуализируются понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе происходит доказательство существования одного вида «Человек разумный», представленного расами; рассматриваются механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас....

05 03 2025 5:55:36

Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....

04 03 2025 5:55:25

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

03 03 2025 13:25:30

Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс


    Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс

      Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....

02 03 2025 14:17:33

Урок-игра "Классы рыб"


    Урок-игра "Классы рыб"

      Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...

01 03 2025 0:26:32

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

      В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

28 02 2025 13:23:26

урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    урок биологии: "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Предлагается план урока на тему "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие". На уроке с учащимися проводится познавательная игра, выполняется лабораторная работа и также присутствует творческий мини-проект. ...

27 02 2025 11:57:18

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

26 02 2025 19:38:33

Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции


    Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции

      Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....

25 02 2025 7:59:59

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

24 02 2025 16:43:53

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

23 02 2025 3:53:31

Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"


    Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"

      Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....

22 02 2025 19:58:10

Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"


    Лекция урока по пoлoвoму воспитанию: "Вершина любви – это чудо – великое дети"

      Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях. ...

21 02 2025 0:31:48

Тема урока: "Соцветия"

Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....

20 02 2025 0:55:42

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

19 02 2025 1:51:11

Видоизмененные листья. Листопад.


    Видоизмененные листья. Листопад.

      Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....

18 02 2025 8:16:57

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

17 02 2025 22:42:37

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....

16 02 2025 15:41:55

Мастерская "Десятиногие"


    Мастерская "Десятиногие"

      Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

15 02 2025 18:40:58

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"


    Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

      На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

14 02 2025 1:30:29

Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий


    Совершенствование организационно-педагогических условий проведения эколого-биологических экскурсий

      В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи". ...

13 02 2025 4:28:17

"Птицы - наши друзья"


    "Птицы - наши друзья"

      Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе. ...

12 02 2025 23:14:47

Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии


    Игровые моменты обучения как способ формирования учебной самостоятельности школьников специальной (коррекционной) школы на уроках биологии и географии

      Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....

11 02 2025 6:30:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::