Виды размножения. Бесполое размножение
Цель: изучить размножение, его виды; изучить бесполое размножение; изучить вегетативное размножение растений.
Задачи:
- Образовательная: расширить знания учащихся об особенностях и способах размножения, значении бесполого размножения в жизни организмов, значении вегетативного размножение растений;
- Развивающая: продолжить формирование умений классифицировать, обобщать и делать выводы;
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к растительному миру планеты.
Оборудование. Таблица «Вегетативное размножение растений», видеофрагмент о видах бесполого размножения организмов, комнатные растения (каланхое), дополнительные источники информации (энциклопедические словари) ; учебник, с. 128-131.
Основные понятия и термины урока. Бесполое размножение, вегетативные органы, деление клетки, спорообразование, споры, почкование, пoлoвoе размножение, половые клетки, оплодотворение.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
Задание 1. Выполните тестовые задания по вариантам.
Вариант 1. Выполните тестовые задания с одним правильным ответом:
1. Какие системы регулируют работу всех органов, их связь с окружающей средой у сложноорганизованных животных::
а) эндокринная и выделительная;
б) нервная и кровеносная;
в) нервная и эндокринная;
г) эндокринная и кровеносная.
2. Как называется способность организмов реагировать на воздействие окружающей среды:
а) регенерацией;
б) раздражимостью;
в) безусловным рефлексом;
г) условным рефлексом.
3. У гидры:
а) нет нервной системы;
б) сетчатая нервная система;
в) узловая нервная система;
4. К железам внутренней секреции у высших позвоночных животных относятся:
а) железы желудка;
б) щитовидная железа;
в) слюнные железы;
г) поджелудочная железа.
Вариант 2. Выполните тестовые задания с одним правильным ответом:
1. У какого животного нет нервной системы:
а) у карпа;
б) у пчелы;
в) у бактерии;
г) у пчелы.
2. Самый крупный отдел головного мозга у млекопитающих:
а) средний мозг;
б) мозжечок;
в) большие полушария;
г) промежуточный.
3. Железа головного мозга выpaбатывающая гормон влияющий на рост:
а) слюнная;
б) щитовидная;
в) гипофиз;
г) поджелудочная.
4. За координацию движений отвечает:
а) гипофиз;
б) средний мозг;
в) промежуточный мозг;
г) мозжечок.
Задание 2. Карточки-задания для индивидуальной работы.
Вставьте пропущенное слово:
Карточка №1
1. Регуляция жизнедеятельности у растений
осуществляется только с помощью ... веществ. 2. ... ответствен за ориентацию тела в прострaнcтве. |
Карточка №2
1. У млекопитающих наиболее развит ... мозг. 2. В основе работы эндокринной системы лежит действие химических веществ ... |
Задание 3.Выберите правильное утверждение:
1. Мозжечок входит в состав среднего мозга.
2. Спинной мозг находится в позвоночнике.
3. Остеоцит – нервная клетка.
4. Гормон – вещество, выделяемое железами
внутренней секреции в кровь.
5. Условные рефлексы можно выpaбатывать у любого
живого организма.
6. Впервые нервная система появляется у
кишечнополостных.
7. Жизнедеятельность растительного организма
координирует нервная система.
8. У гидры сетчатая нервная система.
9. Раздражимостью обладают только позвоночные
животные, а чувствительностью – только
беспозвоночные.
II. Постановка познавательной задачи
– Как вы думаете, нарушение, какого процесса приводит к вымиранию видов растений и животных? Наша задача определить механизм, обеспечивающий непрерывность существования и увеличения общей численности особей разных видов.
III. Решение познавательной задачи
Вопросы учащимся:
– Что такое размножение?
Ответ: Размножение – хаpaктерное свойство живых организмов. Благодаря размножению жизнь продолжается из поколения в поколение.
– Какие формы размножения встречаются в природе?
Ответ: Пoлoвoе и бесполое.
– Почему при увеличении числа особей сохраняются признаки их родителей?
Ответ: Хромосомы, носители наследственной информации передаются из поколения в поколение.
– В чем смысл размножения для всех видов организмов?
Ответ: Сохраняется видовое разнообразие.
Вывод: Размножение — свойство
организмов воспроизводить себе подобных,
обеспечивающее непрерывность и
преемственность жизни. При размножении
происходит передача наследственной информации
(хромосом) от родительского поколения следующему
поколению.
Учитель:Существуют два основных типа
размножения - бесполое и пoлoвoе.
Задание: Используя опopный конспект,текст учебника (с.127), таблицу и дополнительную литературу, найдите отличие двух типов размножения.
Опopный конспект
Бесполое размножение |
Пoлoвoе размножение |
1. Одна родительская особь 2. Гаметы не образуются. 3. Мейоз отсутствует. 4. Потомки идентичны родительской особи. 5. Приводит к быстрому увеличение числа особей 6. Встречаются у микроорганизмов, грибов, растений и некоторых беспозвоночных животных. |
1. Обычно две родительские особи 2. Образуются гаметы с одинарным (гаплоидным) набором хромосом, ядра которых сливаются (оплодотворение), образуется зигота, которая несет хромосомы обоих родителей. 3. На какой-либо стадии жизненного цикла происходит мейоз. 4. Потомки не являются точными копиями родительских особей. 5. Происходит медленнее, но особи лучше приспосабливаются к изменениям среды 6. Хаpaктерно для большинства растений и животных. |
Учитель:Какой вывод можно сделать после изучения сравнительной хаpaктеристики бесполого и пoлoвoго размножения.
Учащиеся: Бесполое и пoлoвoе размножения происходят за счет разных типов клеток и основан на разных способах их деления..
Учитель: Какой вывод можно сделать, изучив внимательно пункт 6 данной таблицы?
Учащиеся: У многих организмов происходит чередование пoлoвoго и бесполого размножения.
Задание. Составьте схему «Бесполое размножение»
Учитель: Какой принцип лежит в основе классификации разных форм бесполого размножения?
Учащиеся: Особи наследуют все признаки материнского организма.
IV. Закрепление материала
1. Выполнение лабораторной работы:
Тема: «Черенкование комнатных растений»
Цель: сформировать умение
размножать растения с помощью вегетативных
органов.
Оборудование: субстрат для укоренения
черенков, рассадные ящики, цветочные горшки,
стаканы с водой, ножницы, нож.
Ход работы
- Выберите растение.
- Выберите субстрат для укоренения черенков.
- Срежьте черешок ножом.
- Посадите черешки нижним концом в субстрат и полейте теплой водой.
- Через 10 дней после укоренения растений пересадите его в цветочный горшок
2. Демонстрация видеофрагмента «Формы бесполого размножения»
По окончании просмотра видеофрагментаучащиеся делают вывод о преимуществах и недостатках бесполого размножения? Почему многие организмы с чередованием типов размножения, например гидра, при нeблагоприятных условиях среды используют бесполое размножение, а при наступлении нeблагоприятных условиях – пoлoвoе?
V. Задание на дом
1. Изучить главу 18 «Бесполое размножение».
2. Составить кроссворд, с ключевым словом –
РАЗМНОЖЕНИЕ
3. Составить синквейн для слова РАЗМНОЖЕНИЕ
Комментарии:
Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....
27 11 2024 2:46:48
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
26 11 2024 21:40:49
Первичная покровная ткань – эпидерма – построена из живых клеток. Формирование эпидермального покрытия идет из верхушечных меристем....
25 11 2024 16:48:21
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
24 11 2024 16:52:22
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
23 11 2024 1:51:33
Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении. ...
22 11 2024 9:46:20
Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения помогает раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать понятие о сердечном цикле, видах регуляции сердечной деятельности....
21 11 2024 14:25:51
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
20 11 2024 3:52:22
Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...
19 11 2024 6:21:45
Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....
18 11 2024 18:53:31
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
17 11 2024 21:24:37
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
16 11 2024 15:55:59
Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....
15 11 2024 23:58:14
Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....
14 11 2024 20:59:15
В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....
13 11 2024 9:56:55
Материал урока знакомит учащихся с многообразием моллюсков, их приспособленностью к условиям обитания, рассматривается значение моллюсков в природе и жизни человека. Использование компьютерной презентации делает урок насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети работают в группах, развивают умение делать выводы на основе полученной информации....
12 11 2024 23:42:27
Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....
11 11 2024 21:47:15
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
10 11 2024 15:22:19
Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....
09 11 2024 5:44:59
Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....
08 11 2024 10:41:55
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
07 11 2024 6:13:13
Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....
06 11 2024 23:38:12
На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....
05 11 2024 9:28:40
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...
04 11 2024 4:28:35
Бинарный урок – викторина «Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....
03 11 2024 20:54:22
Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....
02 11 2024 7:42:49
Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....
01 11 2024 23:48:42
Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....
31 10 2024 5:51:56
Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов. ...
30 10 2024 15:54:16
Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...
29 10 2024 8:39:14
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
28 10 2024 15:21:16
Цель урока: повторить пройденный материал о внутреннем и внешнем строении птиц, яиц. Изучить новую тему «Пингвины и страусовые. Нелетающие птицы», используя разные виды наглядных материалов; заслушать материал о представителях страусовых и пингвинов....
27 10 2024 8:10:24
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
26 10 2024 11:12:22
Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....
25 10 2024 3:26:12
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...
24 10 2024 14:48:53
Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....
23 10 2024 9:39:16
В статье представлены два подробных цикла уроков по изучению типа хордовых. Каждый цикл состоит из нескольких уроков, посвященных одному из классов типа хордовых. Все уроки сопровождаются презентацией. ...
22 10 2024 2:31:13
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
21 10 2024 1:47:37
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
20 10 2024 13:34:17
Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....
19 10 2024 15:50:10
Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...
18 10 2024 1:42:53
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
17 10 2024 3:56:30
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...
16 10 2024 4:32:15
Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....
15 10 2024 20:57:20
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
14 10 2024 2:57:55
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
13 10 2024 16:45:24
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
12 10 2024 0:20:30
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
11 10 2024 10:26:47
Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....
10 10 2024 8:19:31
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
09 10 2024 11:53:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::