Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

Цели:
- Учащиеся должны усвоить понятия «онтогенез, эмбриональный период, бластула, гаструла, деление дробления, бластомеры, гаструляция, инвaгинация, энтодерма, эктодерма, мезодерма, нейрула, органогенез, эмбриональная индукция, дифференциация клеток, постэмбриональный период, прямое развитие, непрямое развитие с метаморфозом, со сменой поколений», хаpaктеризовать особенности этапов эмбрионального развития, типы постэмбрионального развития.
- Учащиеся должны уметь аргументировать свои выводы, используя базовые знания предыдущих курсов биологии, самостоятельно проpaбатывать учебный материал, вести самостоятельный поиск дополнительной информации, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать биологические процессы.
- Способствовать формированию научного мировоззрения, бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование: рабочие листы для учащихся, интеpaктивная доска Smart Board, программа Smart notebook «Онтогенез».
Форма учебной деятельности: семинарское занятие
ХОД ЗАНЯТИЯ
Онтогенез . . . есть краткое и быстрое повторение филогенеза данного вида.
Биогенетический закон
I. Актуализация знаний учащихся
– На прошлом занятии мы познакомились с
различными способами размножения организмов.
– Какие вы знаете способы размножения
организмов?
– Каковы преимущества и недостатки бесполого
размножения?
– Каковы преимущества и недостатки пoлoвoго
размножения?
– Независимо от способа размножения, начало
новому организму даёт одна или несколько клеток,
содержащих только наследственные задатки – гены
и не обладающих всеми хаpaктерными признаками и
свойствами целого организма.
Около 2000 лет назад Аристотель предполагал 2
возможных пути формирования взрослых форм из
яйца: или организм уже предобразован в пoлoвых
клетках родителей, или он образуется путём
последовательных новообразований.
Первая идея была названа преформизмом
(предобразованием). Согласно ей предполагалось,
что новый организм уже преформирован в пoлoвoй
клетке. В этом случае развитие означает просто
увеличение размеров организма до тех пор, пока он
не вылупится, не родится или не даст ростки.
Предполагалось, что развитие идёт автоматически,
как только пoлoвая клетка попадает в надлежащие
условия (пoлoвые органы). Будущий организм
«видели» в cпepматозоиде – «гомункулус».
Согласно второй идее организм образуется из
материалов обеих пoлoвых клеток. Эта идея была
названа эпигенезом. Борьба между
преформистами и эпигенетикой велась в течение
столетий. Сокрушительный удар идеям преформизма
нанёсли исследования русского академика К.Ф.
Вольфа (1738 – 1794 гг). он доказал, что в ненасиженном
яйце нет никакого крошечного цыплёнка. В
насиженных же яйцах все части и органы зародыша
цыплёнка образуются последовательно заново из
более простых элементов в процессе развития и
дифференцировки.
Согласно современным представлениям, в клетке
заложена определённая программа дальнейшего
развития в виде кода наследственной информации.
Развитие заключается в постепенной реализации
этой информации, полученной от родителей. Этот
процесс носит название онтогенеза.
Онтогенез – весь период жизни особи с момента зарождения до гибели организма.
– Какие факторы определяют развитие организма?
II. Изучение нового материала
В ходе онтогенеза происходит постепенное
появление не только видоспецифических, но и
более мелких признаков, свойственных
родительским формам. Одна клетка даёт начало
многоклеточному организму с десятками
разновидностей тканей, образующих системы
органов. Мы рассмотрим этот процесс на примере
развития животных.
У животных выделяют несколько типов онтогенеза.
1. Типы онтогенеза у животных – устный ответ, обсуждение.
Задание 1. В чём заключается биологическое и эволюционное значение личиночной стадии развития? Ответ проиллюстрируйте примерами.
Проверка выполнения.
В онтогенезе различают 2 периода:
1) эмбриональный – от зарождения до
рождения,
2) постэмбриональный – от рождения до cмepти
2. Эмбриональный период онтогенеза – устный ответ, обсуждение.
Зигота ––> бластомеры ––> морула ––> бластула ––> гаструла ––> нейрула ––> зародыш
Задание 2. Заполните таблицу:
Хаpaктеристика зародышевых листков
| Зародышевые листки | Стадия закладки | Образующие ткани и органы |
| Эктодерма | ||
| Мезодерма | ||
| Энтодерма |
Проверка выполнения.
Остаётся не до конца изученным вопрос о механизмах «узнавания» клетками своего расположения, дифференцировки во время органогенеза. Эксперименты процесса морфогенеза начались ещё в 19 в, когда биологи разработали методы нарушения нормального развития.
1. Эмбриональная индукция – устный ответ, обсуждение.
Рис 1. Опыты Г. Шпемана
Дополнительная информация
Важную роль в формировании зародыша играет дифференциация
клеток – развитие организма с зиготы. Все
последующие клетки имеют одинаковый набор
хромосом и генетическую информацию. В разных
зародышевых листках функционируют разные гены,
следовательно, развиваются разные ткани и
органы.
Специфичность работы генов возникает не сразу:
на стадии 4 – 16 бластомера каждая клетка может
развиваться в самостоятельный организм
(близнецы). Далее – дифференцировка. Из
цитоплазмы в ядро поступают разные белки–регуляторы
работы генов (во время дробления вещества
цитоплазмы неравномерно распределяются по
дочерним клеткам). Клетки разных зародышевых
листков (клетки-организаторы, индукторы), могут
выделять вещества и стимулировать развитие
соседних клеток по определённому типу через
экспрессию генов.
Хотя ДНК в ядрах всех клеток организма одинакова,
однако в каждом конкретном типе клеток м-РНК
считывается с различных участков ДНК.
Следовательно, и белки, синтезированные на
рибосомах с этих мРНК, будут разными. Другими
словами, в ядерной ДНК имеется информация о
работе всех частей организма, но в каждой
отдельной клетке используется только часть этой
информации, как, правило, очень небольшая. Так,
для тканей цыплёнка выявлено, что в клетках
печени и яйцевода считывается информация всего с
2,05 % и 1,8 % ДНК соответственно. При этом
синтезируемая мРНК на 3 одинакова в обоих
типах клеток. Расчёты показывают, что примерно 12
тыс генов считываются и в печени и в яйцеводе, 5
тыс – только в печени, 3 тыс – только в яйцеводе.
Гены, трaнcкрипция которых происходит в клетках
всех типов, очевидно, обеспечивает выполнение
общеклеточных функций. Их иногда называют генами
«домашнего хозяйства» в противоположность тем
генам, которые определяют выполнение
специализированных функций клеток.
Дифференциация – процесс возникновения из однородных клеток в течение онтогенеза большого разнообразия клеточных форм, отличающихся по строению и функций
Задание 3*. Рассмотрите схему «Активность генов в ходе эмбриогенеза», определите:
1. На каких стадиях активизируется отцовский
геном?
2. Какое влияние на дифференциацию клеток
оказывает материнский геном на начальной стадии
развития?
Схема 1. Активность генов в ходе эмбриогенеза.
Проверка выполнения.
В процессе онтогенеза отдельные органы и
системы созревают постепенно и завершают своё
развитие в разные сроки жизни, в т.ч. и в
постэмбриональный период.
3. Постэмбриональное развитие – устный ответ,
обсуждение.
4. Влияние алкоголя, никотина и наркотиков на
онтогенез человека – работа с дополнительным
материалом.
Задание 4. Проанализируйте данные таблицы и дополнительной информации. Выполните работу № IV (Б.Д. Комиссаров. Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии. c 45 – 46)
Таблица 1. Зависимость здоровья детей от пьянства родителей
Судьба детей |
В семьях пьющих родителей |
В непьющих семьях |
| Умерли в первые месяцы Оказались недоразвитыми и больными Здоровы |
43,9 % 38,6 % 17,5 % |
8,2 % 9,8 % 82 % |
Дополнительная информация
Курение беременной женщины приводит к тому, что никотин из крови матери попадает в кровь плода. Сужая кровеносные сосуды, никотин резко ухудшает его питание, что приводит к хроническому кислородному голоданию плода и более чем на 50 % увеличивает cмepтность новорождённых. Печень плода не может ещё обезвреживать токсические продукты, и зарождающийся организм работает как аккумулятор ядов табака, которые поставляет ему курящая мать. На этой почве развивается тяжёлое заболевание – эклампсия, часты случаи умственной, физической отсталости новорождённого, недоразвития его внутренних органов: сердца, мозга, печени, лёгких и др., а также различные уpoдства.
III. Обобщение материала
– Итак, мы рассмотрели процесс формирования из
1 клетки или группы клеток сначала зародыша, а
затем взрослого организма.
– Какие факторы определяют развитие
организмов?
Весь процесс развития регулируется генетической
программой. Как правило, геном всех клеток
остаётся в ходе онтогенеза одинаковым, но
«нужные гены работают в нужное время и в нужном
месте». Управление развитием осуществляется с
помощью сложных сетей взаимодействующих генов.
Они влияют друг на друга через свои продукты –
регуляторные белки. Число включённых генов
снижается со стадии яйцеклетки и до стадии
зрелых тканевых клеток.
IV. Домашнее задание: подготовиться к зачёту, повт. §§ 28 – 37
Литература:
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Общая биология. 10 – 11 класс: для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005
- Б.Д. Комиссаров. Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии. – М.: «Высшая школа», 1988
- М. Б. Беркинблит, С. М. Глаголев, В.А. Фуралёв. Общая биология. – М.: МИРОС, 1999
Приложение
Комментарии:
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
07 12 2025 10:43:36
В разработке урока рассматривается значение птиц в природе и жизни человека, приводятся примеры. Причины сокращения видового разнообразия, численности птиц, история исчезновения некоторых видов. Меры по охране птиц на уровне международных организаций, нашей страны, нашей области и, наконец, личный вклад каждого человека в дело охраны и защиты птиц. Используется краеведческий материал, фотографии птиц, можно использовать записи птичьего пения.
...
06 12 2025 20:43:30
Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....
05 12 2025 16:32:16
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
04 12 2025 8:55:53
Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....
03 12 2025 8:56:29
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
02 12 2025 20:16:30
Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....
01 12 2025 9:57:35
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
30 11 2025 7:27:57
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
29 11 2025 5:31:42
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....
28 11 2025 13:14:36
В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....
27 11 2025 8:39:24
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
26 11 2025 11:21:15
В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев.
Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности.
Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....
25 11 2025 1:28:31
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
24 11 2025 6:47:17
На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам.
...
23 11 2025 7:47:50
Урок в коррекционной школе VIII вида служит формированию представлений учащихся о закаливании организма человека, знакомит учащихся с основными правилами и видами закаливания: солнечными ваннами, воздушными ваннами, водными процеДypaми, призван показать значимость закаливающих процедур....
22 11 2025 2:55:45
Целью работы является показать положительное влияние искусства на здоровье человека, дать студентам представление о различных методах укрепления здоровья музыкой и пением....
21 11 2025 12:10:24
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
20 11 2025 1:10:58
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
19 11 2025 14:57:17
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
18 11 2025 10:35:13
В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области.
...
17 11 2025 4:52:49
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
16 11 2025 18:33:22
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
15 11 2025 19:58:24
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
14 11 2025 2:17:56
Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования.
...
13 11 2025 5:18:38
Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....
12 11 2025 20:35:49
Цель урока: раскрыть общие особенности жизнедеятельности клетки, отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные); дать биологические понятия (обмен веществ и энергии, дыхание, питание, размножение); воспитывать любовь к природе....
11 11 2025 19:39:19
Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....
10 11 2025 9:43:21
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
09 11 2025 20:57:51
В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя.
Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока.
...
08 11 2025 7:25:38
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах.
...
07 11 2025 20:33:43
Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....
06 11 2025 15:38:11
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного фронтального опроса.
...
05 11 2025 17:17:37
Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК.
...
04 11 2025 10:55:21
На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....
03 11 2025 10:20:51
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
02 11 2025 19:48:26
В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....
01 11 2025 9:15:58
Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....
31 10 2025 3:20:20
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли.
...
30 10 2025 13:33:13
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока.
...
29 10 2025 5:58:17
В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности.
...
28 10 2025 0:41:50
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии.
...
27 10 2025 13:38:17
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....
26 10 2025 11:34:19
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
25 10 2025 21:59:27
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
24 10 2025 13:15:36
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
23 10 2025 15:23:30
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
22 10 2025 15:50:24
На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала.
...
21 10 2025 23:12:27
Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....
20 10 2025 18:30:14
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
19 10 2025 3:36:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"