Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

Задачи урока:
Обучающая - Ознакомление учащихся, по материалам информаций, с общей хаpaктеристикой меда, химико-биологическим составом меда, его видами, способом хранения, получения, применением меда, углеводами на примере фруктозы.
Развивающая - Развитие умения и навыков учащихся проводить краткий химический анализ пищевым продуктам -меда, пользоваться лабораторным оборудованием и химическими реактивами соблюдая правила по технике безопасности.
Воспитательная - Показать учащимся на различных примерах взаимосвязь качества пищевого продукта - меда от экологической обстановки местности, значение меда как лекарственного средства.
Межпредметная связь
Химия: Кислоты. Углеводы. Витамины.
Биология:Кислоты. Углеводы. Витамины.
Химия: Правила пользования лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
Трудовое обучение: Общая хаpaктеристика пищевых продуктов - мед.
Оборудование урока
Высказывания:
\" Нормальная и полезная еда есть еда с
аппетитом, еда с испытываемым наслаждением»
И.П. Павлов
\" Если чрезмерное и исключительное
увлечение едой есть животность, то всякое
невнимание к еде есть нeблагоразумие.\"
И.П. Павлов
\" Изучая, экспериментируя, наблюдая,
старайтесь не оставаться у поверхности фактов.
Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения.
Настойчиво ищите законы, ими управляющие».
И.П. Павлов
Плакаты. Картины - «Мед»
На каждой парте должно быть:
- Штатив для пробирок;
- Химические реактивы: раствор хлорида бария, нашатырный спирт, соляная кислота, спиртовый раствор йода;
- Образцы меда - 5 экз.
- Пробиркодержатель -1-2 шт.
- Стеклянные трубочки
- палочки,
- пипетки/- 1 - 3 шт.
- пробирки со штативами – 5 шт.
Вводное слово учителя.
Ребята! Сегодня мы с вами проводим урок - совещание с элементами экспериментально - исследовательской работой. Урок посвящен одному самому древнему, целебному продукту, имя которого - мед. В 30 - х годах XII столетия на греческом языке был написан тpaктат \" АЛИММА \" / \"МАЗИ\" /, где в главе «Гигиена питания», пчелиному меду посвящено немало строк. Автор этой оригинальной книги - первая русская женщина - врачевательница ЕВПРАКСИЯ, дочь великого князя Мстислава Владимировича и внучка Владимира Мономаха прозванная народом - Добродеей. Целебные свойства меда изучали русские ученые-медики С.П.Боткин, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов В.А. Манасеин и другие.
Более полутора столетий назад ученый П. Сумароков писал, что мед имеет удивительное свойство пpeдoxpaнять от испорченности соки растений, коренья, цветы, плоды и даже мясо. Жители острова Шри Ланка / Цейлон / режут на куски мясо животных, обмазывают их медом и кладут в древесные дупла на высоту аршина то есть 72 см от земли, закрывают дупло ветвями того же дерева, оставляют иногда на целый год и находят совершенно свежее мясо, получившее еще лучший вкус.
На этом уроке мы познакомимся с общей хаpaктеристикой меда, биологическим и химическим составом, научимся определять зрелость меда, его натуральность то есть естественность, определять наличие крахмала, примесей органических красителей. Также познакомимся с видами меда и его назначением.
Ребята! Представьте себе, что вы находитесь в научно-исследовательском институте гигиены питания, идет совещание и вы принимаете в нем активное участие.
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ ПРИ АКАДЕМИИ HAУK РОССИИ им. И.П. ПАВЛОВА
ДИРЕКТОР НИИ
Уважаемые коллеги! Сегодня на совещание я собрал ведущих специалистов нашего научно - исследовательского института / представление научных сотрудников института - кафедра биохимии, кафедра аналитической химии, кафедра энтомологии, кафедра гигиены питания, кафедра общей химии, кафедра общей биологии /.
Работа на совещании будет заключаться в том, что мы, т.е. научно - исследовательский институт, должен в самые сжатые, короткие сроки выполнить просьбу одной, из ведущих организаций нашего региона. Она просит нас провести химико-биологические исследования своей продукции - натурального меда, чтобы затем сертифицировать товар продовольственного значения и быть уверенным в его качестве и биологической ценности. Прошу высказаться всех по данной просьбе и решению этого вопроса.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
Если вы помните мы уже выполняли и просьбы и задания такого хаpaктера, т.е. исследовали питьевую воду, проводили качественный анализ таких продуктов питания как: мясо, рыба, кисло-молочная продукция и так далее. Я думаю, что и на этот раз мы не подведем репутацию нашего научно-исследовательского института и выполним просьбу ведущей организации нашего региона в сжатые, короткие сроки и выдадим им объективный результат всех наших химико-биологических исследований их продукции - натурального меда для получения сертификации одного из главных и ценнейших продуктов нашего питания, по всем качествам и энерго-биологическим параметрам. Давайте работать четко, внимательно, объективно и действительно в сжатом режиме времени.
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ЭНТОМОЛОГИИ.
Если речь зашла о меде, то первым слово берет моя кафедра, так как этот продукт питания выpaбатывается представителями животного мира, относящиеся к классу насекомых – пчелами.
И здесь, перед исследовательской работой, неплохо вспомнить: историю меда, его активную биологическую ценность, качественный состав и вообще, поговорить об этом природном уникуме, который дает человеку здоровье, энергию, бодрость и многие годы жизненного пути. Я хочу предоставить слово своему ведущему сотруднику, который занимается именно этой проблемой.
СОТРУДНИК КАФЕДРЫ ЭНТОМОЛОГИИ.
Можно предположительно сказать, что пчелы, «научившиеся\" производить мед, жили еще за 50 млн. лет до происхождения человека. А археологи нашли подтверждения своим догадкам, что наши предки еще в каменном веке для своей еды добывали себе мед. Издревна сохранились различные сведения о бережном отношении древнейших племен к дуплам старых деревьев, где обитали медоносные пчелы. В Древней Руси сбор меда из дупел назывался бортничеством и требовал от этой профессии определенных знаний, опыта и мужества. Аромат и яркая окраска цветов привлекают пчел, и они отправляются за сладким соком, повинуясь своему инстинкту. Нектар, попавший в зобик пчелы, смешивается с ее слюной, превращаясь в своеобразный полуфабрикат. Созревание меда заканчивалось в сотах ульев. С давних пор людей изумляла исключительная работоспособность пчел. Вес пчелы не превышает десятой доли грамма, а меду, в удачное время летнего периода, одна пчелиная семья собирает больше 100 кг. Улей - это целая огромнейшая, сложнейшая химико-биологическая лаборатория по производству естественного, натурального, целебного продукта питания, названия которому – мед.
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Наша, кафедра аналитической химии в сотрудничестве с кафедрой органической химии определила, что натуральный мед содержит 17,2 г % воды, 0,8 г % белков, 74,8 г % углеводов. Калорийность - 367 ккал в 100 г продукта.
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Хочу дополнить своих коллег, что приблизительно 40 % углеводов меда составляет фруктоза, которая придает ему не только специфически приятный вкус, но и обладает ферментативными свойствами. Об ее активности мы можем судить потому, что мед способен расщеплять определенные количества свекловичного сахара до глюкозы и фруктозы. Мы также выяснили, что белков в меде немного, но они по аминокислотному составу относятся к полноценным. Пpaктически любой монофлерный /с цветков растений одного вида/ и полифлерный /с различных цветковых растений/ мед содержит то или иное количество витаминов В2; В6; Н; К, пантотеновой кислоты, ароматических, красящих веществ. Также мед содержит такие элементы как: магний, калий, фосфор, железо, йод, медь, марганец, цинк и другие. Макро - , микро - , ультрамикроэлементы в свежеоткаченном меде соотносятся между собой почти также, как в сыворотке крови.
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ОБЩЕЙ ХИМИИ
Сотрудники моей кафедры занимались определением зрелости меда. По результатам нашей работы, мы выяснили, что полноценным медом по вкусу и питательности является зрелый. Чтобы определить зрелость меда, надо опустить в него ложку
/при температуре около 20°С/ и быстро повертывать ее. Зрелый мед будет навертываться на ложку, а незрелый - с нее стечет.
О дальнейшей работе нашей кафедры вас всех познакомит один из моих сотрудников.
СОТРУДНИК КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ ХИМИИ.
Наша кафедра также выяснила, что выделенный из сотов мед при хранении постепенно кристаллизуется, \"засахаривается \" но от этого качество его не изменяется. Закристаллизовавшийся мед должен иметь однородную структуру /это указывает на его зрелость/, но такой мед можно легко превратить в жидкий. Для этого посуду с медом необходимо поставить в кастрюлю с горячей водой /при нагревании непосредственно на огне мед можно испортить/ и нагревать. Но при этом необходимо помнить следующее, что при температуре выше 37°С мед темнеет, а при нагревании до 40°С ароматические вещества улетучиваются и лечебно - диетические свойства меда постепенно снижаются. Хранить мед необходимо в стеклянной или глиняной посуде, но ни в коем случае не в металлической.
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
Наша кафедра и ее сотрудники выяснили, что мед различают по способу его получения из улья на: сотовый, когда мед в готовом виде находится в сотах, самотечный, когда мед стекает самостоятельно, при расплавлении сотов и на центробежный - выкачка меда, Также мед различают по растениям, с которого пчелы собирают нектар. Например, белый цвет - с кипрея, желтый — с белой акации, эспарцета, липы, подсолнечника, люцерны, клена; темно-бурый - с гречихи вереска, василька и так далее.
Прозрачный, ароматный липовый мед справедливо считается лучшим из всех сортов меда.
Аромат и привкус меда зависят от того, с каких растений пчелы собирали цветочный нектар. Совокупность вкуса и аромата называется \" букетом \" меда.
ДИРЕКТОР НИИ
Ну, а как быть с применением различных сортов меда для лечения? Кто нам будет отвечать?
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ.
Этот вопрос, как я уверен, относится к моей кафедре. Поэтому мы и будем отвечать. Я предоставляю слово нашему сотруднику.
СОТРУДНИК КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ / первый /
Медицина подтверждала и подтверждает различные целебные свойства сортов мода. Русские ученые, такие как: Павлов Иван Петрович /1849-1936/; Сеченов Иван Михайлович /1829-1905 /; Мечников Илья Ильич /1845-1916/ и другие, несмотря на свои основные работы и исследования в области медицины, утверждали культ меда в лечении очень многих заболеваний, а академик Академии Медицинских Наук В. II. Филатов пришел к выводу, что кроме полезных веществ, найденных лабораторным путем, мед содержит много и других веществ, но пока еще не идентифицированных.
Мед помогает предупреждать и лечить атеросклероз, способствует снижению повышенного артериального давления крови, благотворно влияет на течение воспалительных процессов в толстом кишечнике. Для лечения ряда заболеваний желудка оказывается полезным медовый «гоголь-моголь».
СОТРУДНИК КАФЕДРЫ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ /второй /
Дополняя своего коллегу, я могу заметить, что темно - коричневый гречишный мед богаче других железом, витаминами, белками, свободными органическими кислотами, а поэтому он полезен от малокровия, Душистый, прозрачный, светло-желтый или зеленоватый липовый мед отличается, потогонным и общеукрепляющим действием. Вкусны, питательны и во многих отношениях полезны также акациевый, малиновый, яблочный, кленовый, люцерновый, васильковый, вересковый мед. Своеобразный и довольно - таки редкий, женьшеневый мед обладает тонизирующими свойствами и применяется от неврозов и неврастении. И, конечно, обязательно необходимо посоветоваться с врачами, прежде чем приступить к медолечению.
ДИРЕКТОР НИИ
Ну а что может сказать кафедра гигиены питания? Как необходимо правильно употрeбллять мед, в каком количестве? Чем объясняются, антибактериальные свойства натурального меда?
ЗАВЕДУЮШИЙ КАФЕДРОЙ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ
Антибактериальные свойства натурального меда объясняют наличия в нем специальных веществ - ингибиторов. Причем в светлых сортах, ингибиторов вдвое больше, чем в темных. Эта способность меда не зависит существенно от длительности его хранения в обычных условиях.
Некоторые другие вещества меда, также обладающие свойствами фермента, со временем теряют свою первоначальную активность особенно с ноября по апрель месяц. Натуральный мед, сохранивший большую долю активности своих ферментов, остается жидким примерно до октября месяца того года, когда был собран. По ряду показателей для диетических целей более приемлемым оказывается загустевший мед, то есть закристаллизовавшийся.
А о правильном питании медом, ответит на этот вопрос один из наших сотрудников.
СОТРУДНИК КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ
С древних времен существования человечества, идет спор: в каком количестве и как необходимо принимать мед, как необходимый продукт питания. Спор и в дальнейшем будет продолжаться. Я хочу только напомнить, что мед - это сложное химическое соединение органического происхождения. А если это химия, то необходимо с оглядкой принимать в пищу мед. В малых количествах он приносит огромную пользу, при любых заболеваниях, а вот в больших, он может привести к большим бедам. Могу привести вам такие примеры. Если пчелы берут нектар не с естественных медоносов, а например, с сахарного сиропа, полученный мед содержит преимущественно не фруктозу, а сахарозу, беден другими полезным веществами и не обладает диетическими свойствами. Внешне такой не натуральный мед отличается более светлой окраской, отсутствие специфического медового запаха и вязко - жидкой консистенцией. Он имеет запах вощины и не обладает хаpaктерной для натурального меда терпкостью. В плохую погоду пчелы берут нектар с цветов ядовитых растений - болотного багульника, черной черемши, высокого борца и других. Мед в таких случаях, может стать причиной пищевых отравлений, которые проявляются общей слабостью, тошнотой, чувством жжения в пищеводе, желудке, аритмией пульса, снижением артериального давления крови. А вот теперь можете и подумать, где та самая гарантия, что вы будете кушать мед, нектар которого был взят не с ядовитых растений??? Такую гарантию в настоящее время вы дать себе не сможете, да и вам никто не даст.
СОТРУДНИК КАФЕДРЫ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ /второй/
Могу дополнить, что очень часто опасным для здоровья оказывается мед диких пчел, или, как его еще называют, «дикий» мед. В некоторых горных районах Абхазии такой мед едят только после кипячения, так как до кипячения он может содержать в своем составе ядовитые органические природные соединения.
Если же невдалеке от пасеки цветут растения, которые способны возбуждать нервную систему, а затем оказывать снотворное действие, то пчелы, сами того не ведая, собирают
\" пьяный \" мед. Можно привести такой пример, что в Колхидской низменности войска Кира Младшего объевшись \"пьяного\" меда заснули среди белого дня как убитые.
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ЭКОЛОГИИ
Да, факт остается фактом. Я хочу немного дополнить коллегу из кафедры гигиены питания.
ДИРЕКТОР НИИ
Извините меня, я вижу, по визитной карточке, что вы с кафедры экологии?
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ЭКОЛОГИИ
Да! Кафедра экологии решила принять участие в этом совещании.
ДИРЕКТОР НИИ
Но я как-то думал, что мы обойдемся без эколога на этом совещании. И если вы настаиваете на своем участии, я вас представлю всем собравшимся в этом зале.
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ЭКОЛОГИИ
Безусловно настаиваю!
Представляю всем, кто находится в этом зале, заведующего кафедрой экологии нашего НИИ. . Продолжайте свое выступление.
ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ЭКОЛОГИИ
При выполнении своих исследований наша кафедра выяснила, что на диетические свойства меда особенно влияет степень загрязненности окружающей среды. Ученые считают, что в связи с этим пчел можно использовать для контроля загрязненности определенных районов. Так, в загрязненных районах отходами химической и других видов промышленности, пчел пpaктически не увидишь. Они четко реагируют на загрязнение окружающей среды. Были проведены многочисленные эксперименты по расселению пчелиных семей, в районы, загрязнения. И результаты оказались во всех случаях положительными. Многие пчелы погибли, а оставшиеся в живых были вынуждены мигрировать в более относительно чистые от загрязнения районы.
Таким образом, ученые считают, что пчелы являются тем самым природным прибором, который можно использовать для контроля загрязненности определенных районов и даже возможно измерять его уровень.
ДИРЕКТОР НИИ
Я так понял, что все присутствующие высказали свое мнение и свои суждения относительно данного продукта питания. Теперь предстоит провести химические исследования по выявлению примесей органических красителей, крахмала и сделать вывод о природном происхождении меда.
Но прежде чем приступить к выполнению эксперимента, мы должны повторить основные правила по технике безопасности. Я и мой заместитель также присоединимся к выполнению данного эксперимента. Слово предоставляется руководителю экспериментальной лаборатории. Ф.И.О. учителя_ _ _ _ _ _
СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Прежде чем приступить к выполнению пpaктической части работы, вы должны внимательно изучить инструкцию химического анализа, выполнять общие правила по технике безопасности при работе с кислотами, с солями тяжелых металлов, определения запаха. Помните, что реактивы нельзя пробовать на вкус, смешивать их друг с другом вопреки инструкции, нельзя наклоняться близко над химическим оборудованием, где проходит эксперимент.
На данном уроке можно использовать различные рецепты, касающиеся меда, его использование на территории древней Руси, появление такого напитка, как – «медовуха» и многое другое.
Все зависит от времени урока и какие предметы были включены в интегрированный план урока – литература, история, физика, математика, ОБЖ, музыка, ИЗО, экология, и др.
ДИРЕКТОР НИИ
Итак, все группы закончили проводить экспериментальные исследования данных образцов меда. Прошу высказать свои мнения о результатах исследований.
ЗАБЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ
Наша кафедра собрала все результаты эксперимента образцов меда. Как показали исследования все образцы меда, за исключением одного, натурального происхождения и пригодны к употрeблению в пищу. Так что кушайте мед на здоровье.
ДИРЕКТОР НИИ
Благодарю всех участников, принявших участие в проведении совещания и экспериментальных исследованиях.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ CЛОBO УЧИТЕЛЯ
Ребята! Сегодня мы провели урок - совещание с элементами экспериментального исследования. Вы узнали много нового, интересного, познавательного о самом древнем, вкусном, целебном продукте питания, имя которому - мед. И действительно, вы очень часто обращаетесь к нему, особенно когда болеете различными воспалительными заболеваниями. И просто так вы любите его кушать в различном виде : вместе с сотами, с пирожками, блинчиками. Издревна на Руси мед был и целебным и питательным продуктом. Без него не обходилась да и не обходится любая семья. Ложечка меда - ведро здоровья, бодрости, жизненной силы.
Также вы, ребята, приобрели и закрепили некоторые знания и понятия экспериментального исследования. В будущем оно все вам пригодится в вашей жизни. И возможно кто-то из вас когда-нибудь будет действительно крупным ученым, исследователем, экспериментатором.
ИТОГИ УРОКА.
ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК ЗА УРОК.
ИНСТРУКЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ЭКСПЕРИМЕНТА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗРЕЛОСТИ MEДА
В химическую посуду помещают небольшое количество меда и опускают в него стеклянную палочку, быстро провертывают ее. Зрелый мед навертывается на нее, а незрелый - с нее стекает.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНОСТИ /ЕСТЕСТВЕННОСТИ / МЕДА.
Закрепите в пробиркодержатель химическую пробирку и поместите в нее 2 г меда. Прилейте в пробирку немного воды и растворите мед. После растворения меда и отстаивания раствора прилейте в него небольшое количество раствора хлорида бария /ОБРАЩАТЬСЯ ОСТОРОЖНО/. При натуральном /естественном/ происхождении меда реакция будет отрицательной, т.е. осадка и мути выделяться не будет. Осадок или мутный раствор показывают искусственное происхождение меда.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМЕСЕЙ ОРГАНИЧЕСКИХ КРАСИТЕЛЕЙ
В две пробирки помещают по 1,5 г меда и немного воды. Растворяют мед в воде. Закрепляют пробирки в пробиркодержатель и дают раствору отстояться. В первую пробирку приливают немного нашатырного спирта /аммиак/, а во вторую несколько капель соляной кислоты. При наличии органических красителей в пробирках появляется окраска раствора.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАХМАЛА В МЕДЕ
Растворите 1 г меда в небольшом количестве воды. К полученному раствору прилейте 2-3 капли спиртового раствора йода. При наличии крахмала в меде появляется синее окрашивание.
Дополнительный материал к интегрированному уроку по теме «Мёд»
«Дикий мёд».
Такой мёд очень страшен и опасен для жизни. Древнегреческий полководец Ксенофонт в 401 году до нашей эры, побывав в Колхидской низменности со своим войском, решил отведать мёд, который собирали дикие пчёлы с крупных розоватых султан нежных цветов рододендрона («розовое дерево»). Его воины были просто удивлены огромным количеством этого нектара. И только попробовав его, все свалились с ног в «мертвецком» сне. Проспав сутки, воины ещё два дня не могли ходить на ногах.
Это случилось и с воинами великого римского полководца – Помпеи. В свои 58 лет он превзошёл своих молодых римлян силой броска и меткости метания дротика. Легион римлян, отведав мёд, собранный дикими пчёлами с цветущего лавра, буквально свалил с ног.
И таких случаев было очень много. Можно сказать одно, цветочный мёд всегда сладок, но не всегда полезен. Нужно быть очень осторожным, и желательно не употрeбллять мёд диких пчёл, так как не известно с каких растений был собран нектар для его приготовления.
При наличии времени материал можно пополнить историческими фактами, биологическими, кулинария – изготовление медового кваса, «Медовухи» и так далее, а также продолжить экспериментальную часть:
а) в химической лаборатории или домашних условиях
- в горячее молоко опустить и растворить немного мёда. Если молоко свернётся, значит, экспериментальный мёд разбавлен сахарным сиропом;
- в химический стакан, наполненный тёплым чаем, добавить небольшое количество мёда. Если такой раствор чая потемнеет, без выпадения осадка, то мёд натуральный, не поддельный;
- на огне подержать ложку мёда. Натуральный мёд постепенно будет обугливаться. Искусственный мёд будет гореть синим пламенем;
б) на месте покупки мёда
- мёд белого цвета, как правило, искусственный, не натуральный, сахарный, так как некоторые пасечники обильно кормят пчёл сахаром;
- если опустить сырое куриное яйцо в натуральный (жидкий) мёд – оно не тонет. Если мёд разбавленный, оно будет тонуть;
- попробовать мёд на вкус и запах. Если аромат мёда будет притуплен, а вкус будет карамели – это мёд не натуральный, расплавленный;
- хороший натуральный мёд между пальцами будет легко растираться и быстро растаивать.
А вообще сразу не нужно покупать большое количество мёда. Купите 100-150 граммов мёда и проведите его анализ, а потом решайте – купить его или нет. Лучше делать покупку у человека, которому вы доверяете так же как и себе.
Когда мёд в банке долго хранится, то можно увидеть два слоя - низший, осевший и верхний – сиропообразная масса. Это говорит о том, что такой мёд недозревший и содержит большое количество влаги.
Комментарии:
Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....
02 12 2025 19:16:16
Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....
01 12 2025 15:50:58
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
30 11 2025 14:33:11
Содержание урока позволяет обобщить материал, расширить знания учащихся, определить уровни усвоения материала и формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций. Материалы урока позволяют овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение в условиях нетрадиционного урока, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, приводить доказательства....
29 11 2025 22:58:39
Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....
28 11 2025 11:34:28
Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....
27 11 2025 2:58:29
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
26 11 2025 14:43:37
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
25 11 2025 2:31:59
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
24 11 2025 19:23:56
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
23 11 2025 6:49:12
Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....
22 11 2025 22:29:36
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
21 11 2025 21:45:26
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
20 11 2025 5:19:53
Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отpaбатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов.
...
19 11 2025 22:18:43
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
18 11 2025 20:12:18
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
17 11 2025 20:16:26
Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....
16 11 2025 22:42:58
Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....
15 11 2025 14:46:54
Занятие формирует понятие о строении пресмыкающихся как истинно наземных позвоночных, их многообразии, приспособленности к среде обитания, обращает внимание учащихся на особенности строения....
14 11 2025 12:38:22
Это заключительный урок главы "Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания.
...
13 11 2025 14:55:55
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....
12 11 2025 18:45:26
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
11 11 2025 17:41:10
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
10 11 2025 10:13:38
Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....
09 11 2025 9:18:18
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
08 11 2025 1:35:22
Урок в форме телепередачи «Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение пpaктических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....
07 11 2025 4:22:22
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах.
...
06 11 2025 8:19:32
Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....
05 11 2025 19:39:37
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
04 11 2025 7:29:24
Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....
03 11 2025 19:56:16
Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....
02 11 2025 2:22:41
Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...
01 11 2025 21:46:21
В статье представлен опыт работы по формированию профильной компетентности учащихся по биологии. Рассмотрены содержательные компоненты направления расширения содержания биологического образования и приведены примеры их отражения в рабочей программе педагога с учетом специфики классов с углубленным изучением биологии....
31 10 2025 18:32:40
В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области.
...
30 10 2025 17:24:50
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения.
...
29 10 2025 2:14:38
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
28 10 2025 11:21:17
Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться мeнcтpуаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....
27 10 2025 5:28:55
Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер.
...
26 10 2025 16:50:24
В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....
25 10 2025 5:43:58
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
24 10 2025 5:47:14
При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....
23 10 2025 21:43:14
Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....
22 10 2025 9:31:13
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
21 10 2025 2:48:12
Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...
20 10 2025 13:34:10
Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....
19 10 2025 16:58:59
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
18 10 2025 5:36:28
Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению.
...
17 10 2025 12:35:36
На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....
16 10 2025 4:45:38
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
15 10 2025 9:51:54
На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....
14 10 2025 23:48:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




