Логика научного познания в естествознании. 5-й класс
Цель урока: создать условия для понимания учащимися особенностей построения логики познания окружающего мира через проведение самостоятельного исследования и анализа своей работы.
(Урок строится с максимальной активностью учеников, учитель постоянно просить их вносить добавления или свои комментарии. Максимальная задача учителя включить каждого ученика в общие рассуждения, чтобы каждый ребёнок озвучил, что-то из заданий для всего класса.)
Конспект урока
Давайте попробуем сегодня выступить в роли древнего человека. Помните, мы с Вами говорили, что когда человек появился на Земле, он должен был познакомиться с окружающим его миром.
Вот такими первобытными людьми мы сейчас и станем.
Перед Вами на подносах находятся некоторые объекты, которые мы и будем исследовать, но не торопитесь сообщать, что это за объекты. Помните, мы сейчас первобытные люди. Мы не знаем названия этих объектов, но нам надо рассказать людям, что это такое. Вам сейчас надо попробовать самим провести первую научную работу. В своей группе Вам надо постараться, как можно более подробно описать (определить) объекты, а затем рассказать всем остальным про свои объекты.
(В группах могут быть выданы как одинаковые объекты, так и разные. На подносах могут находиться следующие объекты: камень; цветок или растение; шишка; вода в химическом стакане; платок, смоченный туалетной водой; конфета; хлеб.)
Основная задача учащихся, описывая объекты, вспомнить про все органы чувств, учитель по ходу выполнения задания не навязчиво направляет учащихся на исследования объектов при помощи всех органов чувств. Ученики должны обратить внимание на форму, цвет, запах, а может быть даже вкус объекта и вспомнить о тактильных ощущениях. После работы в группах подводиться итог, какими свойствами обладают изученные объекты. Каждая группа рассказывает, какими свойствами обладает исследованный объект или объекты, представители других групп могут вносить дополнения или комментарии.
Сейчас Вы описывали предложенные объекты, а теперь давайте выясним, что помогало Вам проводить их изучение.
Учащиеся высказывают свои предложения, что им помогало при изучении объектов. Если возникают затруднения, учитель предлагает вспомнить, как учащиеся узнали:
1 – про цвет, форму объекта → при помощи глаз → смотрели (надо было посмотреть)
2 – что он твёрдый или мягкий, а может горячий → при помощи рук → трогали (надо потрогать)
3 – про вкус → при помощи рта, языка → лизнули (надо попробовали)
4 – про запах → при помощи обоняния, носа → нюхали (надо понюхать)
5 – что может издавать звук, стук → при помощи уха → слушали (надо послушали).
Наше исследование и сделанные выводы убеждают нас, что и древний человек и современный человек пользуются при изучении природы, окружающего мира, объектов органами чувств. Для более детального описания объекта человеку необходимо воспользоваться всеми органами чувств.
Давайте сделаем записи в тетради. На полях ставим сегодняшнюю дату, посередине страницы записываем тему урока: «Логика научного познания в естествознании. Методы эмпирического познания». (Тема урока учителем записывается на доске либо до урока, либо в самом его начале, когда учитель с учениками выясняет, что они будут делать сегодня на уроке.)
Человек познаёт природу постепенно и разными способами, методами. После темы ставим римскую один и пишем этапы познания. Затем один арабское и записываем наблюдение.
Этапы познания.
1. Наблюдение.
Давайте составим схему, как мы с вами выясняли признаки объектов.
Мы с Вами установили, что исследуя любой объект человек, желая узнать его как можно лучше, изучает объект со всех сторон и с помощью всех органов чувств. Таким образом, мы можем сделать с Вами вывод о том, как человек познает окружающий мир, окружающие объекты. (Учащиеся предлагают свои варианты. Учитель их все обобщает и формулирует для записи в тетрадь.)
Вывод: человек познает окружающие объекты при помощи органов чувств.
Давайте ещё раз посмотрим на нашу схему. Если взять только одни глаголы (действия), то у нас с вами получается правило пяти «П». Название правилу дают первые буквы «П» в глаголах-действиях. Давайте его сформулируем и запишем в тетрадь. Записывая правило в глаголах выделяем (подчёркиваем) первую букву «п» в каждом из них.
Правило пяти «П»: посмотреть, потрогать, понюхать, послушать, попробовать.
Мы с Вами убедились, что наблюдение не потеряло своего значения и сегодня, хотя эти объекты нам с вами были уже известны, но для лучшего понимания мы их должны были описать самостоятельно. Таким образом, наблюдение и сегодня сохраняет свое значение как метод (способ) изучения природных процессов. Разумеется, лучше всего, если учёный имеет цель и план наблюдения, но в природе ещё так много непознанного, что все случаи возможных наблюдений нельзя предусмотреть. Когда мы сталкиваемся с каким-то объектом, то мы его рассматриваем со всех сторон и изучаем все его свойства. Наблюдению подвергаются не только объекты, но и явления (процессы) происходящие в окружающем мире (природе). И это познание заставляет человека задавать себе вопросы и, конечно же, начинать поиск ответов.
Конечно, все эти вопросы связаны с одним общим вопросом – вопросом «Почему?». Отвечая на данные вопросы, человек не мог сразу дать один и правильный ответ, а раз не мог ответить точно, то он выдвигал какие-то предположения на основе своих наблюдений. Таким образом, человек выдвигал гипотезы.
Именно гипотезы позволяют отвечать на вопросы «почему». Гипотеза является предположением. Первыми вопросами «Почему?» были вопросы, связанные со свойствами объектов или веществ, с которыми человек чаще всего сталкивался. Например: Почему вода мокрая? Почему вода прозрачная? Почему горит огонь? Почему от огня исходит тепло? Как видим, вопросы возникают всегда одинаковые, но возраст задающих их разный. В древние времена это были взрослые люди, а сейчас всё более и более молодые и даже дети, которые знакомятся с окружающим миром.
В тетради ставим два арабское и пишем гипотеза.
2. Гипотеза.
Записываем определение гипотезы. Гипотеза – это научное предположение.
Гипотеза предполагает ответ на вопрос почему. Значит, в гипотезе должно быть выдвинуто вначале условие, а затем предположение, что будет или что предшествовало этому. Поэтому при формулировании гипотезы есть правило: если что-то, то …
Записываем в тетради правило формулирования гипотезы. При формулировании гипотезы должно соблюдаться правило: если …, то …
Мы с Вами, таким образом, можем выдвигать самые различные гипотезы, но вот гарантировать их правильность на этом этапе невозможно.
Давайте попробуем выдвинуть гипотезы, например, биологического хаpaктера.
Если растение завяло, то …
Учащиеся выдвигают свои предположения, чем их больше, тем лучше. Ему не хватало воды; ему было много воды; ему было достаточно воды… Как Вы думаете могут ли все эти гипотезы быть правильными? Давайте все выдвинутые гипотезы зафиксируем в тетради.
- Если растение завяло, то ему не хватало воды.
- Если растение завяло, то ему было много воды.
- Если растение завяло, то ему было достаточно воды.
Таким образом, мы можем предполагать различные варианты решения задачи – ответа на вопрос «Почему?» , но ведь мы должны выбрать правильную гипотезу, а остальные опровергнуть. Как мы можем с вами в этом разобраться. Для этого нам нужно проверить гипотезы на пpaктике, то есть провести эксперимент или поставить опыт.
Эксперимент – это пpaктическое решение вопроса, подтверждение или опровержение гипотезы.
В тетради ставим три арабское и записываем эксперимент и его определение.
3. Эксперимент.
Эксперимент – это пpaктическое решение вопроса, подтверждение или опровержение гипотезы.
При проведении эксперимента нельзя ограничиваться одним разом, он должен быть проведён несколько (много) раз с соблюдением одинаковых условий каждый раз. После проведения серии экспериментов мы делаем вывод, какая гипотеза или какие гипотезы являются верными, а какие нет. После этого можно объединить все верные гипотезы одной направленности и сформулировать теорию.
Теория – это гипотеза, получившая экспериментальное подтверждение. Она является завершением научного исследования.
В тетради ставим четыре арабское и пишем теория и её определение.
4. Теория.
Теория – это гипотеза, получившая экспериментальное подтверждение.
Из всего выше сказанного, мы можем сделать с вами следующий вывод (который записывается в тетрадь):
Логика научного познания состоит из следующих этапов: наблюдение, выдвижение гипотез, экспериментальной проверки гипотез, обобщения полученных результатов – формулирования теории. Теория – это завершающий этап познания!
Давайте ещё раз вспомним, о чём мы сегодня говорили:
- Что позволяет человеку проводить наблюдения?
- Какие органы чувств работают при проведении наблюдения?
- Какое правило, мы вывели при обсуждении как проводить наблюдение?
- Что такое гипотеза и когда она формулируется?
- Достаточно ли выдвинуть гипотезы?
- Что является заключительным этапом познания?
- Из каких этапов состоит логика научного познания?
Домашнее задание: запишите в тетради несколько вариантов гипотез и напишите, как можно провести исследование соленой воды.
Использования литература:
- Алексашина И.Ю., Орещенко Н.И. Естествознание: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – СПб.: Специальная литература, 1999. – 191 с.
- Естествознание с основами экологии: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/И.Ю.Алексашина, О.И.Лагутенко, Н.И.Орещенко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 224с.: ил. – (Лабиринт).
- Программа и методические рекомендации к курсу «Естествознание». 5-6 классы. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 125с.
Комментарии:
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
24 08 2025 20:19:57
Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....
23 08 2025 7:13:48
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
22 08 2025 1:47:42
С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....
21 08 2025 16:25:33
Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя.
...
20 08 2025 2:13:21
Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....
19 08 2025 21:33:18
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
18 08 2025 18:55:16
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....
17 08 2025 0:39:51
На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием члeнистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение paкообразных....
16 08 2025 0:46:19
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
15 08 2025 16:58:44

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....
14 08 2025 13:18:32
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
13 08 2025 7:53:54
Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....
12 08 2025 22:10:28
Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....
11 08 2025 11:39:59
В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....
10 08 2025 23:54:39
Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....
09 08 2025 8:47:28
Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....
08 08 2025 1:41:16
Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....
07 08 2025 0:13:24
Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
...
06 08 2025 15:45:54
Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....
05 08 2025 1:23:15
Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....
04 08 2025 15:57:18
Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....
03 08 2025 7:50:49
Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....
02 08 2025 10:33:20
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
01 08 2025 13:23:43
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
31 07 2025 7:55:58
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
30 07 2025 5:28:50
На тему "Тип Хордовые животные, подтип черепные классы рыб" отводится в учебнике под редакцией В.В. Латюшина всего три урока, а материал очень объемный. На уроке используется презентация о многообразии рыб. Яркие иллюстрации побуждают обучающихся к глубокому изучению темы, проявлению творчества в написании реферата, составлении кроссворда....
29 07 2025 6:52:16
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
28 07 2025 17:41:10
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
27 07 2025 15:43:18
Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....
26 07 2025 3:20:58
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
25 07 2025 15:49:20
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
24 07 2025 20:24:21
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
23 07 2025 22:56:58
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
22 07 2025 3:10:19
В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....
21 07 2025 7:41:52
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....
20 07 2025 13:18:54
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
19 07 2025 5:27:52
Представлен конспект урока биологии в 8-м классе. Применение новых информационных технологий позволяет включать в работу разные сенсорные системы учащихся, для аудиалов будет интересным звуковое сопровождение видеофрагментов и флэш-клипов; для визуалов - крупные качественные цветные иллюстрации (вместо старых и тусклых таблиц на бумажной основе); полем деятельности для кинестетиков являются все возможные интеpaктивные средства флэш-клипов и, безусловно, возможности смарт-доски....
18 07 2025 3:21:48
Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме.
...
17 07 2025 19:47:37
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
16 07 2025 14:12:39
В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....
15 07 2025 3:48:38
В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....
14 07 2025 13:49:57
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
13 07 2025 4:51:59
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
12 07 2025 15:59:40
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
11 07 2025 2:13:32
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности.
...
10 07 2025 8:59:18
Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов.
...
09 07 2025 18:35:32
Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....
08 07 2025 6:28:15
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
07 07 2025 22:23:34
По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ.
...
06 07 2025 21:29:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::