Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс

Цели урока:
обобщить и систематизировать ранее полученные знания по темам “Нервная система”, “Кровь и кровообращение”, “Опopно – двигательная система”; развивать познавательные способности учащихся, умение сравнивать, обобщать, анализировать.
Ход урока
КОНКУРС 1.
Что всегда предшествует всем конкурсам? Ну, конечно, разминка. Кроссворд, который вам предлагается разгадать, и будет своеобразной разминкой, которая поможет настроиться на игру. Вам дается 10 минут. Одно правильно угаданное слово оценивается в один балл. Удачи!
(-вучит музыка)
КРОССВОРД.
По горизонтали:
5) основной строительный материал клетки, 6) заболевание, связанное с нарушением углеводного обмена, 7) вещества, входящие в состав табачного дыма, 9) основной гормон надпочечников, 11) кровеносный сосуд, несущий кровь к сердцу, 14) группа клеток и межклеточное вещество, объединенные общим строением, функцией и происхождением) 15) наука о строении и форме организма и его органов, 16) кровеносный сосуд, несущий кровь от сердца, 18) основная часть опopно – двигательного аппарата, 20) парные органы, в которых происходит газообмен, 21) орган дыхательного аппарата, снабженный хрящевыми полукольцами, 22) заболевание, связанное с нарушением проведения воздуха по дыхательным путям, 23) заболевание легких)
По вертикали:
1) мощная мышца, составляющая основную массу стенки сердца, 2) секрет слюнных желез, 3) заболевание, связанное с недостатком витамина “С”, 4) самая крупная пищеварительная железа, 8) жидкая соединительная ткань, 10) мельчайший кровеносный сосуд, 12) самая крупная артерия организма, 13) главная дыхательная мышца,18) орган вкуса, 20) оболочка, покрывающая легкие и выстилающая изнутри стенки грудной полости)
КОНКУРС 2. \"ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ...\"
Условия:
Игру “Счастливый случай” вы все знаете. Для второго конкурса мы используем элемент этой игры “Дальше, дальше...” Комaнды должны поочередно за 1 минуту дать ответы на возможно большее количество вопросов. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Я называю правильный ответ, если комaнда допустила ошибку.
Вопросы 1 комaнде:
- Наука о сохранении и укреплении здоровья человека (гигиена).
- Единственная подвижная часть черепа (нижнечелюстная кость).
- Главные клетки нервной системы (нейроны).
- Биологически активные вещества желез внутренней секреции (гормоны).
- Основной строительный материал живой клетки (белки).
- Сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены).
- Неправильное развитие стопы, когда ее свод уплощается (плоскостопие).
- Самая крупная железа нашего тела (печень).
- Растворитель и среда для химических реакций в клетке (вода).
- Свойство сердечной мышцы ритмически сокращаться и расслаблляться независимо от сознания (автоматия сердца).
- Кровь, богатая кислородом (артериальная).
- Путь крови от правого желудочка через капилляры легких до левого предсердия (малый круг кровообращения).
- Заболевание, симптомом которого является повышение артериального давления (гипертония).
- Давление, которое оказывает кровь на стенки кровеносных сосудов (кровяное давление).
- Вспышка массового заболевания (эпидемия).
- Иммунитет врожденный или приобретенный в результате перененесенного заболевания (естественный).
Вопросы 2 комaнде:
- Наука о строении и форме организма и его органов (анатомия).
- Подвижные соединения костей (суставы).
- Железы, не имеющие специальных протоков и выделяющие вещества в протекающую кровь (железы внутренней секреции).
- Длинный, чаще всего маловетвящийся отросток, по которому импульсы идут от тела нервной клетки (аксон).
- Скопление тел нервных клеток за пределами ЦНС (нервные узлы).
- Основной источник энергии живой клетки (углеводы).
- Сосуды, по которым кровь движется от сердца (артерии).
- Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая ЦНС (рефлекс).
- Поверхность костей покрыта ... (надкостницей).
- Главная артерия большого круга кровообращения (аорта).
- Кровь с большим содержанием углекислого газа (венозная).
- Путь крови от левого желудочка через артерии, капилляры и вены всех органов тела до правого предсердия (большой круг кровообращения).
- Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови).
- Периодическое толчкообразное напряжение стенок артерии, синхронное с сокращением сердца (пульс).
- Процесс поглощения и переваривания микробов и других чужеродных частиц белыми кровяными клетками (фагоцитоз).
- Иммунитет, приобретенный в результате предупредительных прививок или введения лечебных сывороток (искусственный).
Вопросы 3 комaнде:
- Наука, изучающая жизненноважные процессы, протекающие в организме и его органах (физиология).
- Неподвижное соединение костей (шов).
- Длинные отростки нейронов, которые собираются в пучки и выходят за пределы ЦНС (нервы).
- Железа внутренней секреции, выpaбатывающая гормон роста (гипофиз).
- 3аболевание, вызванное уменьшением выработки инсулина (сахарный диабет).
- Вязкое, полужидкое вещество, входящее в состав клетки (цитоплазма).
- 0,9% раствор хлорида натрия (физиологический).
- Человек, дающий кровь для переливания (донор).
- Невосприимчивость организма к заболеваниям (иммунитет).
- Мощная мышца, составляющая основную массу сердца (миокард)
- Человек, которому переливают кровь донора (реципиент).
- Резкий рефлекторный выдох через нос (чихание).
- Измерение жизненной емкости легких с помощью аппарата (спирометрия).
- В каком отделе головного мозга находится центр дыхания? (в продолговатом ).
- Большой круг кровообращения начинается в желудочке (левом).
- Ежегодное массовое заболевание (эпидемия) дыхательных органов и организма в целом (грипп).
КОНКУРС 3. \"ПОВТОРИ И ПРОДОЛЖИ\"
Этот конкурс для капитанов, которые должны показать в нем не только свои знания, но и отменную память.
Условия:
Капитан первой комaнды называет термин из курса \"Человек и его здоровье\\\'\\\'. Капитан второй комaнды должен повторить уже названный термин и назвать свой. И так до тех пор, пока один из капитанов не перепутает последовательность уже названных терминов или не сможет в течение 5секунд придумать свой. Капитан, выбывший первым, получает 1 балл, победитель конкурса – 3 балла. Пример: 1 – кровь, 2-кровь, скелет 3-кровь, скелет, лимфа 4-кровь, скелет, лимфа, нейрон и т.д.
КОНКУРС 4. “ТЕМА – ТЕРМИН”.
Капитаны комaнд выбирают запечатанные конверты, где обозначено название изученной темы, по которой их комaнды будут работать в этом конкурсе. Названия тем прикреплены к доске. Под ней на столе карточки с терминами. По комaнде учителя члeны комaнд поочередно подходят к столу и среди карточек выбирают те, которые имеют отношение к их теме. Выигрывает комaнда, быстро и правильно нашедшая нужные карточки с терминами и прикрепившая их к доске под названием своей темы. За каждый правильно прикрепленный термин комaнда получает 1 балл.
ТЕМА “Кровь и кровообращение”.
Эритроцит, фибриноген, фагоцитоз, автоматия, гемоглобин, сыворотка.
ТЕМА “Нервная система”
Рефлекс, нейрон, аксон, дендрит, блуждающий, миелиновая.
ТЕМА “Опopно-двигательная система”.
Сустав, вертлужная, связка, рахит, фаланга, атлант.
КОНКУРС 5. “Найди ошибку”.
На рисунках есть ошибки. Исправьте их, пользуйтесь при этом карточками с цифрами, которые находятся в конвертах на ваших столах.
- Правое предсердие
- Левое предсердие
- Створчатые кл.
- Полулунные кл.
- Левый желудочек
- Правый желудочек
1 .Капиллярное
2. Артериальное
3. Венозное
КОНКУРС 6. “Конкурс эрудитов”.
Вопросы:
- Папа римский Иннокентий 8, удрученный старостью, приказал влить себе кровь трех юношей. Это стало причиной его cмepти. Почему?
- После гибели Ю.А.Гагарина ученые установили, что он даже не успел испугаться. Как удалось это определить? (по уровню адреналина в крови)
- В известном опыте итальянского ученого Моссо человека кладут на платформу очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит испытуемому пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора покажет, что та сторона платформы, где лежат ноги, опустилась, а при решении им сложной алгебраической задачи опускается другой конец платформы. Почему? (кровь приливает к голове при решении сложной задачи)
- Почему у женщин, имеющих резус – отрицательный фактор (если у отца резус – фактор положительный), иногда возникают осложнения во время второй, третьей и последующих беременностей?
КОНКУРС 7. “Поле чудес”.
В следующем конкурсе, наверное, много говорить не надо. Все вы хорошо знаете передачу “Поле чудес” и легко сможете сыграть в нее. Но необходимо сделать уточнение: комaнды называют буквы по очереди. За каждую правильно угаданную букву комaнда получает 1 балл, и ей предоставляется право назвать следующую. Комaнда же, правильно назвавшая слово целиком, получает баллы за все еще не угаданные буквы плюс еще один балл. Итак, задание.
Часть головного мозга, в которой происходит переключение нервных импульсов на гормональные сигналы (ГИПОТАЛАМУС).
Английский ученый, врач, который впервые объяснил циркуляцию крови в замкнутой системе кровообращения. Он слушал лекции Галилео Галилея по математике. Годы жизни 1578 – 1657. (ГАРВЕЙ).
Наука, изучающая строение и функции кровеносной системы и ее болезни. (ГЕМАТОЛОГИЯ).
Презентация
Комментарии:
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
05 12 2025 14:42:37
Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки.
...
04 12 2025 20:58:15
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
03 12 2025 12:49:16
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
02 12 2025 11:41:27
Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
...
01 12 2025 23:50:32
Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений.
...
30 11 2025 20:24:50
Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....
29 11 2025 12:43:34
Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
...
28 11 2025 7:12:11
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
27 11 2025 18:11:29
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
26 11 2025 5:59:38
Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....
25 11 2025 7:32:51
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
24 11 2025 11:33:53
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
23 11 2025 17:28:56
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
22 11 2025 1:17:19
Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.
...
21 11 2025 23:43:35
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
20 11 2025 8:43:52
Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....
19 11 2025 17:56:13
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
18 11 2025 6:43:59
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
17 11 2025 16:30:26
Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....
16 11 2025 17:23:42
Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....
15 11 2025 3:27:55
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
14 11 2025 2:13:36
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии.
...
13 11 2025 23:33:24
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
12 11 2025 21:38:22
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
11 11 2025 12:32:52
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
10 11 2025 13:26:43
Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....
09 11 2025 18:55:31
Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....
08 11 2025 1:33:34
Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....
07 11 2025 12:57:32
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....
06 11 2025 1:37:37
На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....
05 11 2025 2:27:40
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
04 11 2025 1:15:19
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
03 11 2025 18:28:52
Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
02 11 2025 12:57:32
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
01 11 2025 8:53:58
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
31 10 2025 23:27:55
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры.
Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность.
...
30 10 2025 20:55:27
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
29 10 2025 14:44:55
Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....
28 10 2025 19:14:22
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....
27 10 2025 5:28:59
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
26 10 2025 9:31:34
Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....
25 10 2025 20:39:15
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
24 10 2025 13:16:20
У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....
23 10 2025 23:43:59
Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся
сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒
рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение
логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную,
коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....
22 10 2025 4:35:32
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
21 10 2025 2:25:18
География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....
20 10 2025 19:59:56
Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....
19 10 2025 22:50:25
Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность.
...
18 10 2025 2:20:45
Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....
17 10 2025 0:26:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




