Система использования проектной деятельности учащихся 5–6-х классов на уроках природоведения и биологии
Любое обучение человека есть не что
иное, как искусство
содействовать стремлению природы к своему
собственному развитию.
Песталоцци
Какими общественно-значимыми качествами должны обладать наши выпускники, чтобы быть объективно необходимыми в ближайшем будущем для своей Родины и всего человечества?
Главные требования к ним таковы:
- Учащиеся должны стать истинными гуманистами, не увлечёнными погоней за научными знаниями настолько, чтобы за ними не видеть главной ценности планеты Земля — Человека, которого нужно ценить и любить, делать все для того, чтобы его жизнь была достойной и счастливой.
- Они должны стать полноценными личностями, для которых творческие свершения являются внутренней органической потребностью,
- Учащимся нужно иметь развитое и творческое мышление, использовать свой богатый творческий потенциал для решения, например, важных экологических проблем.
Развитие творческих способностей учащихся – одна из целей, стоящих перед современной школой.
“Невежество есть величайшее преступление, ибо от него все бедствия человечества” (Будда). Творчески работающий человек не может быть невеждой, поскольку новое можно творить лишь на базе уже известных знаний. Поэтому обучение необходимо сделать таким, чтобы оно стало для ребенка творческим поиском, от которого ребенок получал бы удовлетворение и благодаря которому мог самоутвердиться. Вот тогда наступит победа над невежеством.
Существенно меняется подход к учащемуся, который становится субъектом обучения. Соответственно изменяются и функции учителя. Из вещателя истин, ментора он становится старшим другом, наставником и авторитетным консультантом, помогающим школьнику самостоятельно овладевать знаниями.
Истинное усвоение знаний не сводится к простому запоминанию информации, а предполагает ее эффективное использование. Это возможно только при условии самостоятельной работы по переработке информации. И лучше, чтобы такая работа начиналась уже в процессе накопления знаний. Здесь уместен способ получения информации не пассивный, а активный, при котором работает не столько память, сколько мысль познающего. Можно легко предположить, что ребенок, обучающийся активным способом получения знаний, гораздо быстрее может стать творческой личностью, чем при традиционном способе обучения. Работа по традиционной схеме: учитель объясняет, ученик слушает (или не слушает), дома читает (или не читает) учебник — зачастую не приносит желаемых результатов. И мы теряем способных учеников, которые приучаются бездельничать.
В своей педагогической деятельности я уже давно использую личностно ориентированные технологии и в том числе метод проектной деятельности. Моя работа в данном направлении носит последовательный и системный хаpaктер. Учащиеся 7–11 классов активно проводят исследовательскую и проектную работу. Результаты своих исследований они успешно представляют на конкурсах различных уровней, где побеждают или занимают призовые места:
- школьные конференции и заседания научного общества;
- городская программа “Шаг в будущее, Электросталь”;
- городская экологическая конференция;
- областные туры Всероссийской олимпиады школьников по экологии;
- форум молодых исследователей восточной зоны Московской области;
- областная конференция научно-исследовательской и проектной деятельности школьников “Юный исследователь” в г. Черноголовка
- олимпиада по экологии на базе МГУИЭ;
- конференция на базе МИСиС;
- соревнование молодых исследователей программы “Шаг в будущее” в Центральном федеральном округе Российской Федерации;
- Всероссийский конкурс детско-юношеских творческих работ “Психология здоровья”
Я пришла к выводу, что готовить учащихся к этому виду деятельности нужно с 5–6 класса. Конечно, мы решаем не очень сложные и значимые проблемы. Цель другая – научить ребят работать с дополнительной литературой, находить в ней ответы на поставленные вопросы; научить анализировать и систематизировать собранный материал, обобщать и делать выводы; проводить наблюдения и эксперименты, вести дневник наблюдений, оформлять отчёты о проделанной работе; работать в группе; применять современные информационные технологии; создавать презентации и компьютерные ролики; представлять результаты своих исследований перед публикой.
В пятом классе, я использую только элементы этой работы. А затем проекты становятся сложнее. Так, изучая курс “Природоведения”, ребята готовили творческие проекты по теме “Взаимоотношения организмов в природе” (инсценировки, составление кроссвордов, компьютерные презентации), сообщения о различных природных явлениях, подбор поэтического и музыкального материала. А работа Ефимова Миши “Безопасное обращение с огнём” стала призером конкурса “Шаг в будущее, электросталь 2011”.
Один из первых уроков биологии в 6 классе я посвящаю беседе об исследовательской деятельности, затем приглашаю ребят на занятие экологического кружка, где подробно изучаются все этапы проектной работы. Затем я прошу ребят самостоятельно разделиться на группы по 3–4 человека. Группы получаются по составу различные: в одном случае объединились инициативные учащиеся с хорошими знаниями; в другом случае это ребята со средним уровнем знаний, не очень активные; а так же были смешанные группы, но никто не остаётся в стороне. Я предлагаю список тем проектов: “Корень – живой якорь”, “Всё будущее растения - в семени”, “Строение и функции листьев”, “Я веночек сделаю”, “Многообразие плодов и их значение”, “Влияние минеральных солей на рост и развитие растений”, “Вода в жизни растений”, “Редкие и охраняемые растения”, “Культурные растения”. Ребята выбирают темы или могут предложить свою.
Я работаю с каждой группой индивидуально. Составляется график занятий. Сначала я объясняю цель работы, даю список рекомендованной литературы, ребята составляют план работы, распределяют обязанности, назначают старшего в группе. Начинаем со сбора информации. Помимо рекомендованных книг, ребята находят свои источники информации, в том числе и сеть Интернет. Затем наступает этап систематизации и анализа собранного материала. Учащиеся собирают гербарии растений, рисунки и фотографии; проводят наблюдения и закладывают опыты, учатся оформлять результаты наблюдений и исследований, делать выводы. Ребятам очень нравится работа в биологической и химической лаборатории, экскурсии в городской парк и в наш лесопарк Авангард. Дети фотографируют и снимают видео.
Когда теоретического материала собрано достаточно, и готовы результаты исследований, мы приступаем к оформлению проектов. Это очень важный этап. Нужно соблюдать чётко все правила: составить план; во вступлении отразить актуальность темы, цель и задачи; рассказать об использованных формах и методах работы; основная часть должна полностью раскрыть тему; в заключении нужно сделать обобщение, выводы. Проектная работа должна содержать приложение с результатами исследований, рисунками, фотографиями, схемами, диаграммами.
Затем я предлагаю ребятам подготовить и провести лабораторные работы, тесты. Учащиеся с интересом включились в эту работу. С особым удовольствием ребята занимаются созданием компьютерных презентаций своих проектов. Большинство имеют навыки такой деятельности, а некоторым приходится объяснять. Оборудование нашего кабинета биологии позволят проводить многие виды работы с современной компьютерной техникой.
Темпы работы, доля помощи учителя, качество выполнения проекта отличаются у разных групп. Но общий результат положительный. Все ребята выполняют свой объём работ, узнают много нового, растёт интерес к предмету. Работа в группах способствует сплочению ребят, они учатся вместе, помогают друг другу, ребята, которые сделали свои проекты, консультируют других.
Презентации своих проектов ребята делают разные. Одни учащиеся, используя компьютерную презентацию, рассказывают о проделанной работе. Другие – проводят в классе пpaктические работы, показывают эксперименты. Третьи – готовят театрализованное представление, песни. Это позволяет проявить ребятам свою индивидуальность, талант, инициативу, преодолеть скованность.
Главное, чтобы эта работа имела системный хаpaктер, а не эпизодический. Привлечение к проектной работе учащихся продолжается и в средних, и старших классах. Эта деятельность позволяет активизировать и разнообразить учебный процесс, расширяет и повышает качество знаний обучающихся, формирует у обучающихся ключевые компетентности, которые помогут им в будущем определиться с выбором профессии, найти своё место в обществе.
В приложении к статье я предлагаю проектную работу учащегося 5 класса и презентации к проектам учащихся шестого класса.
Комментарии:
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....
31 08 2025 2:18:44
Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....
30 08 2025 3:44:22
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
29 08 2025 10:16:40
Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....
28 08 2025 9:29:44
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
27 08 2025 12:46:25
Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....
26 08 2025 20:33:40
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
25 08 2025 10:21:24
Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации.
...
24 08 2025 17:35:17
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
...
23 08 2025 0:36:18
Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....
22 08 2025 9:34:46

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
21 08 2025 6:55:25
На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути.
...
20 08 2025 18:23:22
Урок проводится в 5-м классе при изучении темы "Тела и вещества" по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой "Природоведение. Природа неживая и живая". На уроке используются разнообразные формы проверки знаний учащихся. Данный урок даёт возможность учителю показать взаимосвязь органического и неорганического мира.
...
19 08 2025 0:20:58
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество.
...
18 08 2025 19:12:42
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
17 08 2025 17:26:28
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....
16 08 2025 21:32:41
Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....
15 08 2025 10:21:56
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
14 08 2025 20:52:45
Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...
13 08 2025 3:24:33
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...
12 08 2025 1:17:15

Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....
11 08 2025 5:48:26
Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....
10 08 2025 8:30:40
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации.
...
09 08 2025 9:28:43
Для протекания процессов жизнедеятельности всем клеткам необходима энергия. Они получают энергию в процессе дыхания. Дыхание и его значение Дыхание — процесс,...
08 08 2025 4:50:37
Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение ИКТ формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....
07 08 2025 15:39:13
Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике.
...
06 08 2025 4:14:56

ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....
05 08 2025 16:18:59

Данный урок стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учитель использует ИКТ, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....
04 08 2025 15:15:33
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
03 08 2025 4:11:19

Информационные технологии на уроках биологии реализуют принцип наглядности. Урок повышает интерес к учебе, активизирует мышление учащихся....
02 08 2025 23:20:15
Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...
01 08 2025 2:35:44
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
31 07 2025 17:27:14
Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....
30 07 2025 2:15:58
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
29 07 2025 7:20:39
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
28 07 2025 3:30:47
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
27 07 2025 6:20:53
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
26 07 2025 17:13:14
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме (метод "фишбоун"). В ходе урока у учащихся формируются знания о общей хаpaктеристике рыб, особенностях внешнего строения рыбы в связи с водной средой обитания....
25 07 2025 19:48:44
Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы.
Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки.
...
24 07 2025 22:51:58
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
23 07 2025 6:16:26
Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опopно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....
22 07 2025 5:57:28
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
21 07 2025 5:53:56
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
20 07 2025 14:26:28
Во время предметной недели биологии была оформлена фотовыставка "Красный цвет в природе". У нас возникла мысль о том, могут ли влиять на физиологические процессы животных вещества, определяющие красный цвет растений. Мы решили изучить этот вопрос и разработать одноименный проект....
19 07 2025 14:42:14
Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....
18 07 2025 2:58:30
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
17 07 2025 3:58:48
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
16 07 2025 17:13:26
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
15 07 2025 5:50:22
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
14 07 2025 3:58:23
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
13 07 2025 2:53:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::