Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки
Тип Хордовые. Класс Земноводные (Амфибии).
Батрахология – (от греч. Batrachos - лягушка) изучает земноводных, сейчас входит в состав герпетологии.
Планирование темы.
Урок 1. Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки.
Урок 2. Особенности организации лягушки.
Урок 3. Развитие и размножение земноводных.
Урок 4. Происхождение земноводных.
Урок 5. Многообразие земноводных.
Урок 6. Зачет.
Основные термины и понятия темы.
Амфибии
Бедро
Безногие
Бесхвостые
Голень
Гpyдина
Жабы
Кисть
Ключицы
Кожно-легочное дыхание
Лягушки
Мозг
Мозжечок
Предплечье
Почка
Продолговатый мозг
Саламaндры
Тритон
Червяки.
Урок 1. Внешнее строение и образ жизни озерной лягушки
Задачи: на примере лягушки познакомить учащихся с особенностями внешнего строения и передвижения.
Оборудование: влажный препарат «внутреннее строение лягушки». Таблица «Тип Хордовые. Класс земноводные».
Ход урока
1. Изучение нового материала.
Общая хаpaктеристика класса
Первые наземные позвоночные, еще сохранившие связь с водной средой. У большинства видов икра лишена плотных оболочек и может развиваться только в воде. Личинки ведут водный образ жизни и лишь после метаморфоза переходят к наземному образу жизни. Дыхание легочное и кожное. Парные конечности земноводных устроены, так же как и у всех других наземных позвоночных – в своей основе это пятипалые конечности, представляющие собой многочлeнные рычаги (плавник рыбы – одночлeнный рычаг). Формируется новый легочный круг кровообращения. У взрослых форм обычно исчезают органы боковой линии. В связи с наземным образом жизни формируется полость среднего уха.
Внешний вид и размеры.
Среда обитания
Личинка (головастик) живет в водной среде (пресные водоемы). Взрослая лягушка ведет земноводный образ жизни. Другие наши лягушки (травяная, остромордая) после сезона размножения живут на суше – их можно встретить в лесу, на лугу.
Движение
Личинка передвигается при помощи хвоста. Взрослая лягушка на суше передвигается прыжками, в воде – плавает, отталкиваясь задними ногами, снабженными перепонками.
Питание
Лягушка кормится: воздушными насекомыми (мухи, комары), схватывая их при помощи выбрасывающегося липкого языка, наземными насекомыми, слизнями.
Способна схватывать (при помощи челюстей, на верхней челюсти есть зубы) даже мальков рыб.
Враги
Птицы (цапли, аисты) ; хищные млекопитающие (барсук, енотовидная собака) ; хищные рыбы.
2. Закрепление.
- Каких животных называют земноводными?
- Какие условия жизни и почему ограничивают распространение земноводных на Земле?
- Чем по внешнему виду земноводные отличаются от рыб?
- Какие особенности внешнего строения земноводных способствуют их жизни на суше, в воде?
3. Задание на дом: 45.
Урок 2. Особенности внутренней организации лягушки
Задачи: на примере лягушки познакомить учащихся с особенностями строения систем органов и покровов.
Оборудование: влажные препараты, рельефная таблица «Внутреннее строение лягушки».
Ход урока
1. Проверка знаний и умений
- От каких факторов среды зависит активность лягушки?
- В чем выражается приспособленность во внешнем строении лягушки к жизни на суше?
- Каковы особенности строения лягушки, связанные с жизнью в воде?
- Какую роль выполняют передние и задние ноги лягушки на суше и в воде?
- расскажите о жизни лягушки по своим летним наблюдениям.
2. Изучение нового материала.
Покровы.
Кожа гoлая, влажная, богата многоклеточными железами. Выделяемая слизь пpeдoxpaняет кожу от высыхания и тем самым обеспечивает ее участие в газообмене. Кожа обладает бактерицидными свойствами – препятствует проникновению в организм патогенных микроорганизмов. У жерлянок, жаб, некоторых саламaндр, выделяемый кожными железами секрет содержит ядовитые вещества – таких амфибий никто из животных не ест. Окраска кожи выполняет функцию маскировки – покровительственная окраска. У ядовитых видов окраска яркая, предупреждающая.
Скелет.
Позвоночный столб подразделяется на 4 отдела:
- шейный (1 позвонок)
- туловищный
- крестцовый
- хвостовой
У лягушек хвостовые позвонки срослись в одну косточку – уростиль. В полости среднего уха формируется слуховая косточка – стремечко.
Строение конечностей:
Отделы |
Передняя конечность |
Задняя конечность |
1 |
Плечо: Плечевая кость |
Бедро: Бедренная кость |
2 |
Предплечье: Лучевая и локтевая кости (у лягушки срастаются) |
Голень: Большая и малая берцовые кости (у лягушки срастаются) |
3 |
Кисть: Запястье Пясть Фаланги пальцев |
Стопа: Предплюсна Плюсна Фаланги пальцев. |
Нервная система и органы чувств.
Переход к наземному образу жизни сопровождался преобразованием ЦНС и органов чувств. Относительные размеры головного мозга амфибий по сравнению с рыбами, невелики. Передний мозг разделен на два полушария. Скопления нервных клеток в крыше полушарий образует первичный мозговой свод – архипаллиум.
Органы чувств обеспечивают ориентирование в воде (у личинок и некоторых хвостатых амфибий развиты органы боковой линии) и на суше (зрение, слух), обоняние, осязание, органы вкуса и терморецепторы.
Дыхание и газообмен.
В целом, доя амфибий хаpaктерно легочное и кожное дыхание. У лягушек эти типы дыхания представлены почти в равных долях. У сухолюбивых серых жаб доля легочного дыхания достигает приблизительно 705; у тритонов, ведущих водный образ жизни, преобладает (70%) кожное дыхание.
Соотношение легочного и кожного дыхания.
У американских безлегочных саламaндр и дальневосточных тритонов – только легочное дыхание. У некоторых хвостатых (европейский протей) имеются наружные жабры.
Легкие у лягушек устроены просто: тонкостенные, полые, ячеистые мешочки, открывающиеся непосредственно в гортанную щель. Поскольку шея у лягушки, как отдел отсутствует, нет и воздушных путей (трахеи). Механизм дыхания – нагнетательный, за счет опускания и поднимания дна ротоглоточной полости. В результате этого череп лягушки имеет уплощенную форму.
Пищеварение.
Принципиальных новшеств в строении пищеварительной системы, по сравнению с рыбами, у лягушек нет. Но, появляются слюнные железы, секрет которых пока только смачивает пищу, не оказывая на нее химического воздействия. Интересен механизм проглатывания пищи: заглатыванию помогают глаза вдвигающиеся в ротоглоточную полость.
Кровеносная система.
Сердце трехкамерное, кровь в сердце смешанная ( правом предсердии – в венозная, в левом – артериальная, в желудочке – смешанная.
Регуляцию тока крови осуществляет специальное образование - артериальный конус со спиральным клапаном, направляющий наиболее венозную кровь к легким и коже на окисление, смешанную кровь – к другим органам тела, а артериальную – к головному мозгу. Появился второй круг кровообращения (есть также у двоякодышащих рыб – легочный).
Выделение.
Туловищная или мезонефрическая почка.
3. Закрепление.
- В чем сходство строения скелетов земноводных и рыб?
- Какие особенности скелета земноводных отличает его от скелета рыб?
- В чем сходство и различие пищеварительной системы земноводных и рыб?
- Почему земноводные могут дышать атмосферным воздухом, как происходит у них дыхание?
- Чем отличается кровеносная система земноводных?
4. Задание на дом. 46, составить план ответа.
Урок 3. Размножение и развитие земноводных
Задачи: раскрыть особенности размножения и развития амфибий.
Оборудование: рельефная таблица «Внутреннее строение лягушки».
Ход урока
I. Изучение нового материала.
1. Органы размножения.
Земноводные – раздельнополые животные. Органы размножения амфибий и рыб сходны по строению. Яичники самок и семенники самцов располагаются в полости тела. У лягушек оплодотворение наружное. Икра откладывается в воду, иногда прикрепляется к водным растениям. Форма кладок икры у разных видов различна. Скорость эмбрионального развития сильно зависит от температуры воды, поэтому до вылупления из икринки головастика проходит от 5 до 15-30 дней. Появившийся головастик сильно отличается от взрослой лягушки; у него преобладают рыбьи черты. По мере роста и развития у личинок происходят большие изменения: появляются парные конечности, жаберное дыхание заменяется легочным, сердце – трехкамерное, второй круг кровообращения. Происходит изменение и во внешнем облике. Исчезает хвост, изменяется форма головы, туловища, развиваются парные конечности.
Приложение 1
Сравнительная хаpaктеристика лягушки и головастика
Признаки |
Головастик |
Лягушка |
Форма тела |
Рыбообразная. |
Тело укорочено. Хвоста нет. Хорошо развиты две пары конечностей. |
Образ жизни |
Водный |
Наземный, полуводный |
Передвижение |
Плавание при помощи хвоста |
На суше – прыжки при помощи задних конечностей. В воде – отталкивание задними конечностями |
Пища |
Водоросли, простейшие |
Насекомые, моллюски, черви, мальки рыб |
Дыхание |
Жабры (сначала наружные, затем – внутренние). Через поверхность хвоста (кожное) |
Лепное, кожное |
Органы чувств: |
Есть |
Нет |
Кровеносная система |
1 круг кровообращения. Двухкамерное сердце. Кровь в сердце венозная |
2 круга кровообращения. Трехкамерное сердце. Кровь в сердце смешанная. |
Продолжительность личиночного периода зависит от климата: в теплом климате (Украина) – 35-40 дней, в холодном (север России) – 60-70 дней
У тритонов личинки вылупляются более сформированными: у них сильнее развит хвост, большие наружные жабры. Уже на следующий день они начинают активно охотиться за мелкими беспозвоночными.
Способность личинок к пoлoвoму размножению называется неотенией.
Некоторые ученые предполагают, что протеи амфиумы и сирены (все хвостатые амфибий) являются неотеническими личинками каких-то саламaндр, у которых в ходе эволюции совсем исчезла взрослая форма.
Личинка хвостатой амфибии – амбистомы, называется аксолотлем. Она способна размножаться.
2. Забота о потомстве.
Для целого ряда видов земноводных хаpaктерна забота о потомстве, которая может проявляться самым различным образом.
А) Строительство гнезд (или использование других убежищ для икры).
Приложение 2.
Гнездо филломедузы. Южноамериканские лягушки филломедузы устраивают гнезда из листьев растений, свисающих над водой. Личинки некоторое время живут в гнезде, а затем вываливаются в воду.
Самка цейлонского рыбозмея устраивает гнездо из собственного тела, обвивая икринки, отложенные в норе. Выделениями кожных желез самка пpeдoxpaняет икринки от высыхания.
Б) Вынашивание икры на теле или в специальных образованиях внутри.
У жабы-повитухи самец наматывает жгуты икры на задние лапки и носит их до вылупления головастиков.
Самец лягушки ринодермы вынашивает икринки в голосовом мешке. Вылупившиеся головастики срастаются со стенками мешка: происходит контакт с кровеносной системой взрослой особи – это обеспечивает поступление в кровь головастика питательных веществ и кислорода, а продукты распада уносятся кровью самца.
У пипы суринамской яйца (икринки) развиваются в кожистых ячейках на спине. Из яиц выходят завершившие метаморфоз маленькие лягушата.
Подобная забота о потомстве вызвана прежде всего недостатком кислорода в воде, а также – большим количеством хищников в тропических водоемах.
В) Живородность.
Известно для хвостатых (альпийская саламaндра), некоторых безногих и бесхвостых (некоторые пустынные жабы).
II. Проверка знаний и умений.
- Устный опрос.
- Работа учащихся с карточками.
III. Задание на дом: § 47, ответить на вопросы учебника.
Урок 4. Происхождение земноводных
Задачи: доказать происхождение земноводных от древних кистеперых рыб.
Оборудование: влажные препараты, таблицы.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений.
1. Беседа с учащимися по вопросам:
- Когда и где размножаются земноводные?
- Какого сходство в размножении земноводных и рыб?
- Что доказывает это сходство?
- В чем главное различие рыб и земноводных?
2. Работа с карточками.
II. Изучение нового материала.
Тесная связь с водой, сходство с рыбами на ранних стадиях развития указывают на происхождение земноводных от древних рыб. Остается уточнить, от какой же именно группы рыб берут свое начало земноводные и какая сила выгнала их из водной среды и заставила перейти к наземному существованию. Современные двоякодышащие рыбы считались амфибиями, а затем стали в них видеть связующее звено между амфибиями и настоящими рыбами.
Появление древнейших земноводных относится к концу девонского периода, а расцвет к каменноугольному.
Первоначально амфибии были представлены мелкими формами. Древнейшие ископаемые амфибии каменноугольного периода по общей форме тела напоминают наших тритонов, но отличаются от всех современных земноводных сильным развитием кожного скелета, особенно на голове. Поэтому их выделили в особый подкласс стегоцефалов.
Строение черепа является самой хаpaктерной особенностью стегоцефалов. Он состоит из многочисленных костей, плотно смыкающийся друг с другом и оставляющих отверстие только для глаз, ноздрей, и еще одно непарное отверстие имеется на темени. У большинства стегоцефалов брюшная сторона тела была покрыта панцирем из сидящих рядами чешуй. Осевой скелет развит слабо: сохранялась хорда и позвонки состояли из отдельных элементов, еще не спаянных в одно сплошное целое.
По теории академика И.И. Шмальгаузена, земноводные, а следовательно и все наземные позвоночные, произошли от древних пресноводных кистеперых рыб. Промежуточная форма между рыбами и земноводными получила название ихтиостеги.
От рыб к амфибиям. Приложение 3.
III. Закрепление
Выберите правильный ответ вариант I
Ответы учащихся дополняет учитель.
IV. Задание на дом: § 47 до конца, ответить на вопросы.
Урок 5. Многообразие земноводных
Задачи: познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением.
Оборудование: таблицы.
Ход урока
I. Проверка знаний и умений.
- Работа учащихся с карточками.
- Беседа с учащимися по вопросам учебника.
- Устные ответы.
II. Изучение нового материала.
Древние амфибии были в большей мере приурочены к водоемам, чем их современные потомки. В водной среде их удерживал и тяжелый костный череп, и слабый позвоночник. В результате группа стегоцефалов, давшая начало и позднейшим амфибиям, и древнейшим рептилиям, - престала существовать, а дальнейшее развитие класса пошло в направлении разгрузки костного черепа, устранения костных образований на коже и окостенения позвоночника. В настоящее время процесс исторического развития амфибий привел к образованию трех резко обособленных групп – уже известных нам отрядов хвостатых и бесхвостых амфибий и очень своеобразного отряда безногих, или червяг, в котором насчитывается около 50 видов, приуроченных к влажным тропическим странам обоих полушарий. Это специализированная группа, представители которой «ушли в подполье»: они живут в почве, питаясь там различной живностью, и по внешнему виду напоминают земляных червей.
В современной фауне наиболее процветающей группой оказываются бесхвостые амфибии (около 2100 видов). В пределах этой группы дальнейшее развитие пошло в различных направлениях: одни формы остались тесно связанными с водной средой (зеленые лягушки), другие оказались более приспособленными к наземному существованию (бурые лягушки и особенно жабы), третьи перешли к жизни на деревьях (квакши), разойдясь таким образом в жизненных сообществах (биоценозах) нашей современной природы.
Отряд безногие (≈60 видов). Приложение 4.
Питаясь различной мелкой живностью, амфибии истрeбляют значительное количество насекомых и их личинок. Поэтому лягушек и жаб можно зачислить в категорию защитников урожая и друзей садоводов и огородников.
Отряд хвостатые (280 видов). Приложение 5
III. Задание на дом: § 48, повторить §§ 45-47.
Зачет. Класс земноводные
ВАРИАНТ I
Выберите правильный ответ
1. Земноводные — первые позвоночные животные:
а) вышедшие на сушу и ставшие полностью независимыми от воды;
б) вышедшие на сушу, но не порвавшие связь с водой;
в) вышедшие на сушу, причем только немногие из них не могут жить без воды;
г) ставшие раздельнополыми.
2. земноводные при помощи кожи:
а) могут пить воду;
б) не могут пить воду;
в) одни могут пить воду, другие не могут;
г) различают свет и темноту.
3. При легочном дыхании вдох у земноводных осуществляется благодаря:
а) опусканию и поднятию дна ротовой полости;
б) изменению объема полости тела;
в) глотательным движениям
г) диффузии.
4. Настоящие ребра имеют земноводные:
а) только бесхвостые;
б) только хвостатые;
в) как бесхвостые, так и хвостатые;
г) только в личиночном состоянии.
5. Кровь по организму взрослых земноводных течет:
а) по одному кругу кровообращения;
б) по двум кругам кровообращения;
в) у большинства по двум кругам кровообращения;
г) по трем кругам кровообращения.
6. В шейном отделе позвоночника земноводных имеется:
а) три шейных позвонка;
б) два шейных позвонка;
в) один шейный позвонок;
г) четыре шейных позвонка.
7. Передний мозг у земноводных по сравнению с передним мозгом рыб:
а) более крупный, с полным разделением на два полушария;
б) более крупный, но без разделения на полушария;
в) не претерпел изменений;
г) менее крупный.
8. Орган слуха земноводных состоит из:
а) внутреннего уха;
б) внутреннего и среднего уха;
в) внутреннего, среднего и наружного уха;
г) наружного уха.
9. Мочепoлoвые органы у земноводных открываются:
а) в клоаку;
б) самостоятельными отверстиями;
в) у бесхвостых — в клоаку, у хвостатых — самостоятельными наружными отверстиями;
г) одним самостоятельным наружным отверстием,
10. Сердце у головастиков:
а) трехкамерное;
б) двухкамерное;
в) двухкамерное или трехкамерное;
г) четырехкамерное.
ВАРИАНТ II
Выберите правильный ответ
1. Кожа у земноводных:
а) у всех гoлая, слизистая, лишенная каких-либо ороговевших клеток;
б) у всех имеет ороговевший слой клеток;
в) у большинства гoлая, слизистая, у немногих имеет ороговевший слой клеток;
г) сухая, лишенная каких-либо желез.
2. Земноводные дышат при помощи:
а) только кожи;
б) легких и кожи;
в) только легких;
г) только жабр.
3. Сердце у взрослых земноводных:
а) трехкамерное, состоящее из двух предсердий и желудочка;
б) трехкамерное, состоящее из предсердия и двух желудочков;
в) двухкамерное, состоящее из предсердия и желудочка;
г) четырехкамерное, состоящее из двух предсердий и двух желудочков.
4. Мозжечок у земноводных:
а) у всех очень мал;
б) очень мал, у некоторых видов хвостатых пpaктически отсутствует;
в) крупнее, чем у рыб;
г) такой же, как у рыб.
5. Зрение у земноводных по сравнению со зрением рыб:
а) менее дальнозоркое;
б) более дальнозоркое;
в) осталось без изменений;
г) почти утратило свое значение.
6. Органы боковой линии у взрослых земноводных:
а) отсутствуют;
б) имеются у большинства видов;
в) имеются у тех видов, которые постоянно или большую часть жизни проводят в воде;
г) имеются у тех видов, которые большую часть жизни проводят на суше.
7. Взрослые земноводные питаются:
а) нитчатыми водорослями;
б) различными водными растениями;
в) растениями, беспозвоночными и реже позвоночными животными;
г) беспозвоночными, реже позвоночными.
8. Зубы у земноводных:
а) имеются у многих видов;
б) имеются только у хвостатых;
в) имеются только у бесхвостых;
г) отсутствуют у большинства видов.
9. Оплодотворение у земноводных:
а) у всех внутреннее;
б) у всех наружное;
в) у одних видов внутреннее, у других — наружное;
г) у большинства внутреннее.
10. Жизнь земноводных связана с водоемами:
а) солеными;
б) пресными;
в) как солеными, так и пресными.
11. Земноводные произошли:
а) от латимерий, считавшихся вымершими;
б) вымерших пресноводных кистеперых рыб;
в) двоякодышащих рыб
Выпишите номера правильных суждений.
- К земноводным относятся позвоночные животные,
размножение которых связано с водой. - У земноводных имеется среднее ухо, отграниченное от внешней среды баpaбанной перепонкой.
- Кожа у жаб имеет ороговевшие клетки.
- Среди земноводных самое крупное животное — нильский крокодил.
- Жабы живут на суше, а размножаются в воде.
- В скелете пояса передних конечностей земноводных имеются вороньи кости.
- Глаза земноводных имеют подвижные веки.
- Кожа прудовой лягушки всегда влажная — она не успевает обсохнуть, пока животное какое-то время находится на суше.
- У всех земноводных между пальцами задних ног имеются плавательные перепонки.
- У земноводных, как и у рыб, отсутствуют слюнные железы.
- Передний мозг у земноводных развит лучше, чем у рыб.
- Сердце у бесхвостых земноводных трехкамерное, у хвостатых — двухкамерное.
- К органам тела у земноводных кровь по кровеносным сосудам поступает смешанная.
- Лягушки — раздельнополые животные, тритоны — гермафродиты.
- Оплодотворение у большинства земноводных внутреннее — самки откладывают оплодотворенную икру.
- Развитие у большинства земноводных происходит с превращениями по схеме: икринка —личинка разных возрастов — взрослое животное.
- Некоторые из земноводных ведут сумеречный и ночной образ жизни и оказывают человеку большую помощь в снижении численности слизней и других вредителей растений.
Тип хордовые. Класс пресмыкающиеся или Рептилии.
Герпетология – (от греч. Herpeton - пресмыкающиеся) – изучает персмыкающихся и земноводных.
Планирование темы
Урок 1. Внешнее строение и образ жизни. (Приложение 6)
Урок 2. Особенности внутреннего строения. (Приложение 7)
Урок 3. Развитие и размножение рептилий. (Приложение 8)
Урок 4. Происхождение и эволюция пресмыкающихся. Многообразие. (Приложение 9)
Урок 5. Зачет
Основные термины.
Гаттерия
Гадюка
Гpyдина
Грудная клетка
Зародышевые оболочки
Змеи
Клоака
Кора больших полушарий
Крестцовый отдел
Крокодилы
Легкие
Мочевой пузырь
Оболочки яйца
Панцирь
Роговые чешуи
Хамелеоны
Черепахи
Чешуйчатые
Ядовитые железы
Яйцеживорождение
Презентации:
- Класс пресмыкающиеся или Рептилии
- Многообразие земноводных
- Особенности внутренней организации лягушки
- Особенности внутреннего строения
- Происхождение земноводных
- Происхождение и эволюция пресмыкающихся. Многообразие
- Развитие и размножение рептилий
- Размножение и развитие земноводных
- Тип Хордовые.Класс Земноводные (Амфибии)
Комментарии:
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
09 10 2025 21:29:22
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
08 10 2025 0:56:18
Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе.
...
07 10 2025 14:25:38
Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...
06 10 2025 18:31:25
Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе.
...
05 10 2025 14:46:42
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков.
Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами.
...
04 10 2025 7:44:26
Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
03 10 2025 4:10:55
Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....
02 10 2025 9:37:22
Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....
01 10 2025 13:25:15
На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...
30 09 2025 1:33:25
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
29 09 2025 15:18:32
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
28 09 2025 2:54:58
Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....
27 09 2025 18:48:37
Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....
26 09 2025 5:36:42
Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....
25 09 2025 18:58:32
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
24 09 2025 14:57:33
Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....
23 09 2025 22:36:21

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....
22 09 2025 7:49:28
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и
углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений
находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную
окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
21 09 2025 1:16:15
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
20 09 2025 6:31:37
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями.
...
19 09 2025 0:40:58
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
18 09 2025 15:25:31
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
17 09 2025 22:14:39
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
16 09 2025 18:23:44
На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....
15 09 2025 15:40:37
Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....
14 09 2025 19:36:51
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....
13 09 2025 22:32:56
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
12 09 2025 18:13:42
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
11 09 2025 18:14:12
При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....
10 09 2025 9:44:14
Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов.
...
09 09 2025 3:14:21
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
08 09 2025 11:49:16
В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....
07 09 2025 8:36:47
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе.
...
06 09 2025 6:15:53
Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....
05 09 2025 14:55:42
Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....
04 09 2025 0:50:42
Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....
03 09 2025 1:36:54
Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охаpaктеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...
02 09 2025 9:25:48
Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....
01 09 2025 22:48:11
Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....
31 08 2025 3:12:34
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
30 08 2025 20:52:43
Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....
29 08 2025 13:10:22
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
28 08 2025 11:15:13
Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...
27 08 2025 1:33:51
Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
26 08 2025 6:25:51
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
25 08 2025 10:15:26
Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного хаpaктера, самостоятельную работу с текстом учебника, пpaктическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы.
...
24 08 2025 18:43:50
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
23 08 2025 22:58:43
Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения.
...
22 08 2025 11:26:23
Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...
21 08 2025 3:46:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::