Наследственные болезни

Цели урока
Расширить представление учащихся о наследственных болезнях человека, их причинах, методах изучения; подвести к выводу о необходимости профилактики наследственных заболеваний. Активизировать познавательную деятельность уч-ся, используя интеpaктивные методы обучения. Формировать умения работать на общий результат, аргументировано давать ответы на проблемные вопросы, защищать свою точку зрения; умения давать самооценку и взаимооценку результатов деятельности на уроке, используя рейтинговую систему.
Оборудование:
- самодельные таблицы: «Родословные»;
- задания для групповой работы и «Родословные»;
- картинки и фотографии с изображением наследственных болезней.
Ход урока
1. Мотивация и постановка познавательной задачи
«Здравствуйте», «Будьте здоровы» – какие чудесные в русском языке слова приветствий и пожеланий. Неслучайно они присутствуют в нашем языке. Без хорошего здоровья в жизни так много проблем. А еще русские говорят: «Здоровье не купишь», тем самым подчеркивая его значение в жизни человека. Слово «болезнь» означает отсутствие здоровья.
Вспомните, какие болезни человека вам известны. (Учащиеся называют известные им болезни) Есть болезни, которые передаются от человека к человеку через воздух, воду, посуду и т.д.
– Как называются эти болезни?
Этими болезнями болеет сразу большое количество людей?
– Можно ли предупредить эти болезни? Как?
Есть болезни, с которыми до сих пор человек не может справиться, хотя уже много знает о них. Самое страшное, что эти болезни передаются по наследству, так как затрагивают гены. Эти болезни называют наследственными.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Наследственные болезни человека». Давайте совместно поставим вопросы и задачи, которые нам необходимо решить (на какие вопросы вы бы хотели получить ответы).
(Учащиеся называют вопросы, на которые хотели бы получить ответы. На доске записаны основные задачи. Затем прочитать их вслух и дополнить)
Другой основной задачей является: научиться работать на общий результат группами, давать самооценку и взаимооценку результатов работы на уроке.
Критерии оценки учебной деятельности:
– работа в группе по каждому вопросу – 0–2 балла (в зависимости от активности) ;
– ответ – 1–2 балла;
– сообщения – 2–3 балла.
Оценки:
9–10 баллов – оценка «5»;
6–8 баллов – «4»;
3–5 баллов – «3».
2. Изучение нового материала
|
1) Наследственные болезни и их причины Вопросы для обсуждения: 1. Почему не все методы изучения наследственности у животных и растений подходят для изучения наследственности человека? 2. Что является причиной наследственных болезней? На какие Группы подразделяются наследственные болезни в связи с локализацией мутаций? Как различаются? 3. На какие группы подразделяются собственно наследственные Болезни? Чем они различаются? Какие болезни называют мультифакториальными? 4. В последние годы количество изученных болезней увеличивается. С чем это связано? 5. Наследственные болезни и влияние на них действия естественного отбора. 6. Болезни обмена веществ. Возможно ли бороться с ними? Как? |
Групповая работа. Задание №1 – «Совместный проект» 6 групп: Каждая готовит свой вопрос по учебнику и докладывает его. |
|
2) Многообразие наследственных болезней Медицина в настоящее время достигла больших успехов в изучении наследственных болезней. В настоящее время известно около 10000 наследственных болезней. Для 6565 болезней – известны локусы генов, вызывающих эти болезни. 357 – из известных болезней связаны с Х-хромосомой. Картировано около 10% генома человека, неизвестны еще около 70 000 генов. Какие болезни наиболее изучены и как они проявляются? |
Сообщения учащихся о различных наследственных заболеваниях (серповидная анемия, синдром Дayна, расщелина верхней губы, полидактилия и т.д.) |
|
3) Методы изучения наследственности человека 1. Какие методы используются для изучения закономерностей наследования у человека? 2. В чем суть каждого из них? |
Беседа. Учащиеся называют методы и дают краткую хаpaктеристику (близнецовый, цитогенетический, генеалогический и др.) |
|
4) «Генетическая лаборатория»: – анализ родословных; – вероятность рождения детей, страдающих этими заболеваниями. |
Задание №2. «Генетическая Лаборатория». Анализ родословных по ночной слепоте и браходактилии. |
|
5) Профилактика наследственных заболеваний – Можно ли излечить наследственные заболевания? – Большое значение имеет профилактика (создание условий для предупреждения). Предложите пути профилактики. |
Задание №3. «Мозговой штурм». Записать предложение в тетради. Обсуждение. |
3. Подведение итогов
А. Что узнали на уроке?
Б. Самые активные группы, учащиеся.
В. Выставление оценок.
Учитель комментирует ответы учеников, учащиеся оценивают работу друг друга (самооценка и взаимооценка). Каждая группа называет самых активных учащихся.
4. Домашнее задание: параграф №14
5. Закрепление знаний: вопросы на с. 59
Карточка №1
1. Задание «Совместный проект»
Почему не все методы изучения животных и растений подходят для изучения наследственности человека?
Какая наука занимается изучением и профилактикой наследственных болезней?
2. Задание «Генетическая лаборатория»
Проанализируйте родословную одной американской семьи, пораженной брахидактилией. Брахидактилия (короткопалость) – укорачивание пальцев рук за счет слияния нескольких фаланг. Чаще всего для больных хаpaктерен более низкий рост.
Определите, как наследуется это заболевание:
– аутосомное или связано с пoлoвыми хромосомами;
– доминантное или рецессивное;
– какова вероятность появления заболевания в последующих поколениях?
3. Задание «Мозговой штурм»
Найдите возможные пути решения проблемы:
Как бороться с наследственными заболеваниями?
Что должен знать современный молодой человек о наследственных болезнях, чтобы предотвратить рождение детей страдающих наследственными болезнями?
Карточка №2
1. Задание «Совместный проект»
Что является причиной наследственных болезней?
На какие группы подразделяются наследственные болезни в связи с локализацией мутаций?
2. Задание «Генетическая лаборатория»
Больной страдает ночной слепотой. Среди его родственников тоже были страдающие этим заболеванием. Родословная семьи представлена перед вами. Больной желает выяснить, какова вероятность рождения больного ребенка в его семье. В семье жены никто этим заболеванием не страдал.
3. Задание «Мозговой штурм»
Найдите возможные пути решения проблемы:
Как бороться с наследственными заболеваниями?
Что должен знать современный молодой человек о наследственных болезнях, чтобы предотвратить рождение детей страдающих наследственными болезнями?
Карточка №3
1. Задание « Совместный проект»
На какие группы подразделяются собственно наследственные болезни? Чем они различаются? Какие болезни называются мультифакториальными и почему?
2. Задание «Генетическая лаборатория»
Проанализируйте родословную одной американской семьи, пораженной брахидактилией. Брахидактилия (короткопалость) – укорачивание пальцев рук за счет слияния нескольких фаланг. Чаще всего для больных хаpaктерен более низкий рост.
Определите, как наследуется это заболевание:
– аутосомное или связано с пoлoвыми хромосомами;
– доминантное или рецессивное;
– какова вероятность появления заболевания в последующих поколениях?
3. Задание «Мозговой штурм»
Найдите возможные пути решения проблемы:
Как бороться с наследственными заболеваниями?
Что должен знать современный молодой человек о наследственных болезнях, чтобы предотвратить рождение детей страдающих наследственными болезнями?
Карточка №4
1. Задание « Совместный проект»
В последнее годы количество известных наследственных болезней увеличивается. С чем это связано?
2. Задание « Генетическая лаборатория»
Больной страдает ночной слепотой. Среди его родственников тоже были страдающие этим заболеванием. Родословная семьи представлена перед вами. Больной желает выяснить, какова вероятность рождения больного ребенка в его семье. В семье жены никто этим заболеванием не страдал.
3. Задание «Мозговой штурм»
Найдите возможные пути решения проблемы:
Как бороться с наследственными заболеваниями?
Что должен знать современный молодой человек о наследственных болезнях, чтобы предотвратить рождение детей страдающих наследственными болезнями?
Карточка №5
1. Задание « Совместный проект»
Наследственные болезни и влияние на них действия естественного отбора.
2. Задание «Генетическая лаборатория»
Проанализируйте родословную одной американской семьи, пораженной брахидактилией. Брахидактилия (короткопалость) – укорачивание пальцев рук за счет слияния нескольких фаланг. Чаще всего для больных хаpaктерен более низкий рост.
Определите, как наследуется это заболевание:
– аутосомное или связано с пoлoвыми хромосомами;
– доминантное или рецессивное;
– какова вероятность появления заболевания в последующих поколениях?
3. Задание «Мозговой штурм»
Найдите возможные пути решения проблемы:
Как бороться с наследственными заболеваниями?
Что должен знать современный молодой человек о наследственных болезнях, чтобы предотвратить рождение детей страдающих наследственными болезнями?
Карточка №6
1. Задание « Совместный проект»
Болезни обмена веществ. Возможно ли с ними бороться? Как?
2. Задание «Генетическая лаборатория»
Больной страдает ночной слепотой. Среди его родственников тоже были страдающие этим заболеванием. Родословная семьи представлена перед вами. Больной желает выяснить, какова вероятность рождения больного ребенка в его семье. В семье жены никто этим заболеванием не страдал.
3. Задание «Мозговой штурм»
Найдите возможные пути решения проблемы:
Как бороться с наследственными заболеваниями?
Что должен знать современный молодой человек о наследственных болезнях, чтобы предотвратить рождение детей страдающих наследственными болезнями?
Комментарии:
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
24 12 2025 1:11:45
Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....
23 12 2025 12:13:13
Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...
22 12 2025 19:47:29
Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....
21 12 2025 4:23:39
Урок знакомит со строением, классификацией и функциями углеводов, многообразием и функциями липидов, формирует познавательный интерес и мотивацию к изучению живой природы, умения сравнивать, делать вывод, рассуждать, формулировать определения; строить логическую цепь рассуждений, соотносить понятия....
20 12 2025 14:38:47
Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....
19 12 2025 9:51:20
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
18 12 2025 6:20:56
Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....
17 12 2025 8:29:11
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
16 12 2025 9:44:54
Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни.
...
15 12 2025 23:41:38
Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование.
...
14 12 2025 14:15:38
Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....
13 12 2025 15:36:12
Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов.
...
12 12 2025 16:24:51
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
11 12 2025 9:20:19
В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....
10 12 2025 7:23:18
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
09 12 2025 11:25:13
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
08 12 2025 22:58:54
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
07 12 2025 19:10:33
Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
...
06 12 2025 1:44:38
Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...
05 12 2025 23:55:30
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....
04 12 2025 12:37:14
Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....
03 12 2025 9:51:45
Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....
02 12 2025 23:16:24
За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....
01 12 2025 19:30:31
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
30 11 2025 21:46:19
ФГОС предполагает наличие у учителя технологических карт уроков, которые определяют деятельность как учителя, так и ученика. В технологической карте определены УУД, формируемые на уроке, прописаны деятельность ученика и учителя, показаны используемые технологии....
29 11 2025 11:46:40
Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....
28 11 2025 8:51:30
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
27 11 2025 10:52:57
Урок проводится в 6-м классе по УМК «Сферы» с использованием информационных технологий. Сочетание разнообразных методов и форм работы способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также развитию памяти, речи, мышления....
26 11 2025 16:48:39
Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни
В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии.
В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....
25 11 2025 2:47:11
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
24 11 2025 19:10:31
Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....
23 11 2025 15:39:22
На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....
22 11 2025 7:21:47
Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического мecячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....
21 11 2025 13:13:19
Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....
20 11 2025 11:48:54
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
19 11 2025 13:55:48
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
18 11 2025 3:37:50
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
17 11 2025 3:30:50
Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией.
...
16 11 2025 19:51:34
Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....
15 11 2025 11:30:12
Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся.
Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение.
...
14 11 2025 6:11:14
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
13 11 2025 17:35:53
Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....
12 11 2025 7:58:14
Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....
11 11 2025 17:36:21
Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....
10 11 2025 19:58:50
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра.
...
09 11 2025 18:26:52
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
08 11 2025 14:16:31
Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...
07 11 2025 17:21:50
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
06 11 2025 15:44:59
Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....
05 11 2025 4:26:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Внутреннее строение листьев
Значение животных в природе и жизни человека