Здоровое питание - залог успешного развития ребенка > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Здоровое питание - залог успешного развития ребенка


“Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее.”

В. СУХОМЛИНСКИЙ

Чему и как учу я своих детей?

В последние десятилетия 20 века каждая российская школа, реагируя на социальные и экономические перемены, вновь осознанно прошла стадию самоопределения, и в этом потоке перемен невозможно “капле” оставаться в стороне от происходящего в народном образовании.

В 6 классе, начиная изучать с детьми биологию, я задумываюсь над тем, как сделать этот преимущественно описательный курс более интересным для учеников? Что поможет школьникам быть более активными на уроках? Как обеспечить дифференцированный подход к учащимся, учет их индивидуальных особенностей? Последний вопрос особенно остро стоит в классах, где интегрировано обучаются дети с особыми образовательными потребностями. А таких детей с каждым годом становится все больше и больше. Ни для кого не секрет, что общее состояние здоровья учеников ухудшается, и как биолог я понимаю, что здесь немаловажную роль играет то, что дети едят. Значение питания в детском и подростковом возрасте обусловлено двумя основными факторами, определяющими различие зрелого и детского организма, а именно - ростом и развитием. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, активным процессом формирования органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии. В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела вызывают необходимость особенно тщательного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других компонентов в организации питания. Течение и исход многих болезней у детей во многом определяются особенностями питания. Поэтому правильное питание является одним из важнейших условий охраны здоровья и успеваемости ребенка.

В начале работы над своим проектом решила, что путем анкетирования я должна получить данные о хаpaктере питания школьников дома, рассчитать калорийность рациона; определить качественный состав и степень витаминизации пищевых продуктов, оценить сочетаемость продуктов в рационе. Путем наблюдения узнать, кто из учащихся посещает школьную столовую, как они относятся к школьному меню; проанализировать уровень заболеваемости учащихся; провести анализ успеваемости за прошедшие годы (2003-2006г.г.); проанализировать и сопоставить полученные данные. Проблема: Будущее поколение нашей страны должно быть здоровым, гармонично развитым и умным. И огромную роль в развитие детей играет полноценное питание – в семье, в школе. Задача школы охватить горячим питанием 100% учащихся, но в настоящее время в нашей школьной столовой питаются 83% учеников, где за родительскую плату (160 рублей в месяц) получают горячий 2-ой завтpaк, остальные либо в сухомятку перекусывают на перемене, либо ходят голодными. В сельских школах питание детей – большая проблема. Собственно и выбирать родителям не приходится: для большинства из них даже 8-9 рублей в день – сумма существенная, поэтому количество непитающихся детей увеличивается. Многие дети и их родители не знают, как полноценное питание влияет на организм человека.

Актуальность: причин школьного нездоровья немало: и гиподинамия, и чрезмерная нагрузка. Наши медики бьют тревогу: гастрит и панкреатит диагностируются даже у учеников начальной школы. Причина нарушения “пищеварительного спокойствия” кроется в отсутствии рационального питания подрастающего поколения.

Предмет: Система исследований зависимости здоровья и успеваемости учащихся нашей школы от полноценного школьного питания.

Цель: Изучение качества питания в школе и оценка показателей здоровья и успеваемости учащихся.

Гипотеза: Если изучить пpaктическо- теоретические основы рационального питания и применить их в условиях школьной столовой, а так же реализовывать просветительский проект на различных уроках, и особенно на уроках биологии, то это предотвратит нерациональность диетологических привычек учеников и повлечет за собой улучшение здоровья и повышение успеваемости учащихся.

Задачи:

  • путем анкетирования получить данные о хаpaктере домашнего питания школьников;

  • проанализировать меню школьной столовой за последние три года;

  • рассчитать калорийность школьного рациона;

  • определить качественный состав и степень витаминизации пищевых продуктов, оценить сочетаемость продуктов в рационе;

  • оценить уровень заболеваемости учащихся путем анализа результатов медицинского осмотра школьников

  • провести мониторинг успеваемости учащихся;

  • проанализировать и сопоставить полученные данные.

Методы исследования:

  • анализ

  • тестирование учащихся;

  • наблюдение, изучение и обобщение опыта.

Прогнозируемый результат: повышение качества знаний при полноценном и качественном питании детей.

Материал и методика.

Исследования проводила на базе своей школы и измерение роста и веса провела среди 100 учащихся 1-9 классы.

Расчет калорийности рациона, определение качественного состава пищи и оценку сочетаемости продуктов проводили на основе материалов, опубликованных в журнале "Биология в школе" №7 за 2004 год

Оценку гармоничности развития проводила на основе материалов, приведенных в "Пpaктикуме по экологии" С.В.Алексеева.

Нормальную массу тела, соответствующую возрасту, рассчитала по формуле:

М=50+0,75(Т-150)+(А-20)/4

где М-масса тела (кг),Т-рост (см), А-возраст (в годах)

Успеваемость учащихся по журналам (четвертные оценки).

Результаты.

По данным анкет в пищевом рационе школьников присутствовали следующие продукты:

молочные продукты - у 53% опрошенных учеников;

рыбные изделия - у 33%;

овощи - у 76%;

фрукты - у 54%;

рис, геркулес - у 32%;

гречка - у 13%.

Общая калорийность суточного рациона школьников варьировала от 1216 (2 ученика) до3101 ккал (3 ученика); потрeбление белка -от 38 (2 ученика) до 152г(4 ученика);потрeбление жира от 60 (3 ученика) до 156 г(4 ученика) и потрeбление углеводов - от 64 (1 ученик) до 700г (3 ученика) в день. У многих учащихся эти показатели не соответствовали норме.

Хаpaктеристика рациона питания

Процент учащихся, у которых потрeбление питательных веществ и калорийность

Ниже возрастной нормы

Соответствует возрастной норме

Выше возрастной нормы

Калорийность суточного рациона

12,5

68,5

19

Потрeбление белка

12,5

60,5

27

Потрeбление жиров

20

53,4

26,6

Потрeбление углеводов

6,5

73,5

20

Далеко не всегда употрeбляемые школьниками продукты хорошо сочетались между собой.

Только 53 % школьников употрeбляли в пищу молочные продукты, которые содержат незаменимые аминокислоты :лизин, триптофан, метионин. Всего у 33% школьников в рационе присутствовала рыба. Витамины дополнительно принимали 47% учащихся.

Результаты оценки гармоничности развития учащихся показаны на рисунке.

Как показал опрос, в 2005 году в спортивных секциях и кружках занимались- 74% учащихся, 2006 году- 53% учащихся, в 2007-25,5% учащихся.

Оценивая состояние здоровья учащихся по результатам медицинских осмотров, и распределяя их по группам здоровья, получила следующие результаты:

Группа

здоровья

2004-05 у.г.

чел./ %

2005-06 у.г.

чел./ %

2006- 07 у.г.

чел./ %

?

??

???

?V

V

15

880

39

2,2

3,7

13/11,7

74/66

19/17

3/2,7

2/1,8

10/9,3

66/61,7

23/21,5

5/4,7

3/2,8

Всего

147

111

107

1-я группа - пpaктически здоровые дети;

2-я группа - здоровые, но с некоторыми отклонениями в физическом развитии;

3-я группа - с хроническими заболеваниями;

4-я группа - с хроническими заболеваниями, с обострениями 3-4 раза в год.

5-я группа - дети инвалиды

По типам заболеваемости выявляется рост желудочно-кишечных заболеваний - с 19 человек в 2005 году до 28 в 2007 году, эндокринных – с 11 учащихся до 14 соответственно, задержка физического развития с 5 до 11 человек.

Быстрая эволюция детского периода развития организма не позволяет развиться проявлениям недостаточности питания при его временных нарушениях, но возможные последствия скрытого дефицита некоторых элементов в подростковом возрасте трaнcформируются в серьезные заболевания у молодых людей.

Изучив пищевой рацион школьников, я выяснила, что большинство учеников питаются неправильно. Мало поступает в организм ребенка овощей и фруктов, крупяных изделий, рыбных продуктов. Поэтому горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.

Как относиться к школьному питанию?

Некоторые родители считают, что школьные завтpaки недостаточно питательны и вкусны или дороги, и предпочитают давать ребенку свой завтpaк - бутерброд и в лучшем случае фрукты. Дети, особенно младшего возраста, съедают его в сухомятку, часто в неположенное время, а иногда и вовсе забывают позавтpaкать. Все это приводит к нарушениям режима питания и развитию различных заболеваний.

Не раз прозвучало обращение на родительском собрании: "Не давайте детям деньги на завтpaки по своему усмотрению. Они нередко тратят их на жевательные резинки, конфеты, чипсы которые нарушают аппетит. Постоянно внушайте сыну или дочери, что правильное питание имеет большое значение для их нормального развития и успешной учебы."

Увеличивается количество школьников, имеющих хронические заболевания. Это: анемия, кариес, задержка роста, йодная недостаточность, рахит, ожирение и его последствия.

В проблеме "питание и поведение" выделяют две стороны. Первая связана с влиянием питания на успеваемость и способность детей к обучению. Другая сторона затрагивает роль питания в поведении детей в быту и школе, в формировании психологического статуса ребенка. Роль питания в формировании поведения и умственного развития детей и подростков весьма противоречива и окружена мифами и необоснованными заключениями. Вместе с тем, существует ряд доказанных взаимосвязей.

Убедительно доказано нeблагоприятное влияние хронической белково-калорийной недостаточности на интеллектуальное развитие. В контролируемых условиях показано, что у детей-школьников, регулярно не завтpaкающих перед выходом в школу, снижается способность выполнять психофизиологические тесты, требующие внимательности, напряжения памяти. Отсутствие завтpaка у детей школьного возраста сказывается на успеваемости и способности к обучению. Такие же недостатки выявлены у детей, перенесших в прошлом белково-калорийную недостаточность, последствия которой отразились на росте и массе тела. Это служит обоснованием необходимости обеспечения регулярного питания в школе и образования в школе детей, родителей в области питания.

Изучив меню нашей школьной столовой за последние три года, получила следующие результаты:

Хаpaктеристика рациона питания

Ниже нормы

в % от общего количества блюд

Соответствует норме

Выше нормы

Калорийность блюд

27

56

17

содержание белка

41

30

29

содержание жиров

11

64

25

содержание углеводов

9

57

34

Мало в школьной столовой дают мясных и рыбных блюд, недостаточно молочных и кисломолочных продуктов, зато наблюдается избыток углеводов. Это объясняется стремлением повара удешевить питание, заменить дорогое мясо бесплатной картошкой и дешевыми супами. Скудность выбора рыбы в сельском магазине не позволяет устраивать “рыбные дни”. Радует то, что пришкольный участок обеспечивает столовую бесплатными овощами и в урожайный год фруктами, в основном яблоками, поэтому на столе в нашей столовой регулярно присутствуют салаты и овощные блюда. Но, наблюдая за детьми, я заметила, что как раз эта еда школьниками не любима, особенно младшими. Это говорит о том, что в семье детей не приучают к овощам, отсюда дефицит витаминов и частые простудные заболевания учеников.

Проанализировала качество знаний учащихся регулярно посещающих школьную столовую и детей, которые не питаются в школе в прошлом учебном году. На графиках видно, что дети, которые ходят в столовую в среднем на 10% лучше учатся, у них выше качество знаний. Особенно это разница видна в 3 (самой длинной) четверти.

Решила для себя – разработать цикл уроков и мероприятий на тему “Питание и здоровье”, и распространить их среди классных руководителей. Объяснить на методическом объединении классных руководителей важность поставленного вопроса. Оформить стенд “Здоровый образ жизни”. Проводить разъяснительную работу среди учеников, родителей по пропаганде правильного питания и активного образа жизни с целью улучшения здоровья, гармоничного развития и успеваемости. Выпустить брошюру с разработками. Хорошо, что государство "думает" как я и задумалось над улучшением горячего питания в школе.

Тезаурус

Аминокислоты – основной элемент построения растительных и животных белков.

Анемия – низкий уровень гемоглобина в крови, малокровие.

Белки – питательное вещество, материал для строительства клетки.

Гастрит – заболевание, хаpaктеризующееся воспалением слизистой оболочки желудка.

Жиры – питательное вещество, источник энергии, основа запаса питательных веществ в организме.

Кариес – заболевание зубов.

Лизин, триптофан, метионин – аминокислоты.

Панкреатит- воспаление поджелудочной железы.

Рахит – заболевание, вызванное недостатком витамина D.

Рацион – суточный паек, порция пищи определенного состава на известный срок.

Углеводы – питательное вещество, основной источник энергии.

Физиологический - прилагательное от слова физиология.

Физиология – наука о функциях живого организма, раскрывает законы жизнедеятельности организма как целого.

Список использованной литературы:

1.Ваш ребенок. И.И. Гребешева. Медицина.1990.

2.Ваша кожа от макушки до пят. Джером Литт. Москва Полина М.1998

3.Большие биологические часы. В.М.Дильман. Москва "Знание"1982

4.Горячие блюда. Н.П.Ильич. ООО "Харвет"1995.

5.Домашний доктор. Натела Ярошенко. Лондон Parson-Walton Precc 1997.

6.Как быть здоровым. (Из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни) Москва. Медицина. 1990.

7.Книга о здоровье детей. М.Я.Студеникин. Москва. Медицина.1986.

8.Мужчина на кухне. Челябинск. Южно-Уральское изд-во 1988.

9.Основы правильного питания. Герберт М. Шелтон Москва "Молодая гвардия"1992

10.Пpaктикум по экологии. С. В. Алексеева. Москва. Просвещение. 2000. 11.Учебное пособие по питанию здорового ребенка. Москва "Медицина"1980

12.Журнал "Биология в школе" №7 2004г.

13.Учительская газета №38,№42 2007 г.

 

Приложение

1. Это интересно...

2.Витамины.

3.Народная мудрость

4. Анкета для учащихся

ЭТО ИНТЕРЕСНО....

Сантиметр в руках, ноги на весах.

Изучая изменения женского силуэта на протяжении веков, я нашла одну общую черту: всегда существует пропорция между ростом и весом,то есть пропорция между вертикальными и горизонтальными измерениями, совсем как в архитектуре.

К примеру, Венера Милосская.У нее

бюcт-94 см,

талия-66 см,

бедра-96 см.

Для сравнения, мисс Универсум имеет:

бюcт-90 см,

талия-60 см,

бедра-90 см.

Из этого видно, что за 22 века произошли не такие уже се5рьезные изменения.

Мужчина по общепринятым нормам должен весить столько килограммов, сколько сантиметров остается, если от его роста отнять метр. Женщина должна весить несколько меньше.

Витамины.

Фрукты, овощи, салаты, фруктовые соки - все это содержит много витаминов. С этого начинай свой завтpaк, обед, ужин.

Если хочешь, чтобы твоя кожа не была грубой и сухой, не имела болезненного, бледного цвета, в твой рационе непременно должны входить витамины. И лучше не в драже и в таблетках, а в овощах и фруктах.

Витамин А содержится в овощах и фруктах красной или желтой окраски: в моркови, дынях, помидорах, а также в шпинате, щавеле, зеленом горошке, салате, зеленом луке, кроме того, в рыбьем жире, твороге, печенке, яйцах.

Продукты, содержащие витамины А, не должны находиться на воздухе, на свету. Овощи не моют горячей водой.

Витамин В- в дрожжах, печенке, грибах, темном тесте.

Витамин В- в дрожжах, печенке, грибах, молоке, сыре, овощах.

Запомни, что сода уничтожает витамины, поэтому не смягчай воду таким образом. Витамины могут растворяться в воде, поэтому вари овощи в небольшом количестве воды. Витамины В разлагается на свету.

Витамин С - в картофеле, квашеной капусте, лимоне, боярышнике, шиповнике.

Витамин С растворяется в воде. Продукты, содержащие витамин С, следует готовить перед едой и сразу же подавать на стол.

Несколько слов о шиповнике. Шиповник не так давно стал известен как продукт, самый богатый витамином С. Поэтому осенью советую приготовить наливку из шиповника на всю зиму.

Боярышник также содержит витамины А, В, Д.

Витамины - Д в яйцах, масле, сметане, молоке, грибах, рыбьем жире.

Витамин Д не поддается внешним влияниям, поэтому любые кулинарные фокусы не смогут нейтрализовать его.

Народная мудрость

Какова еда - таково и житье
Ешь правильно - и лекарство ненадобно.
Обед без овощей - праздник без музыки.
Зелень на столе - здоровье на сто лет.
Гречневая каша - матушка наша, хлебец - кормилец.
Лук - от семи недуг.
Лук да баня все правят.
Хлеб да капуста лихого не попустят.
Морковь прибавляет кровь.
Там, где нет мяса

Лимонный сок - сок благословления.
Кто ест виноград, тот пьет сгущенное солнце
Где пиры да чаи, там и мелочи.
Самые точные часы - желудок.
Укоротить ужин - удлинить жизнь.
Не ложись сытым - встанешь здоровым.
Ешь досыта работай до пота.
Кто жаден до еды, тот дойдет до беды.
Поешь рыбки - будут ноги прытки.
Лакомств тысяча, а здоровье одно.

АНКЕТА

1.Особенности питания.

А.Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья(+2)

Б.Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь свое питание привезти в соответствии с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например во время праздников и т.п.(+1)

В.Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживайтесь. Можете позволить себе съесть лишнего, слишком много сладкого, не соблюдение режима питания (-1)

Г.Не соблюдаете правила рационального питания, могут каким-то образом повлиять на здоровье.(-2)

2.ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

А.Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье.(+2)

Б.Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятия физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно.(0)

В.Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочтете любое другое занятие, например просмотр телепередач.(-1)


Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

28 11 2022 15:12:54

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

27 11 2022 5:47:10

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

26 11 2022 0:44:38

Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"


    Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"

      Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. ...

25 11 2022 15:53:34

Путешествие в невидимый мир


    Путешествие в невидимый мир

      Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....

24 11 2022 2:54:32

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...

23 11 2022 17:47:58

Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с хаpaктерными признаками класса однодольных и двудольных растений"


    Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с хаpaктерными признаками класса однодольных и двудольных растений"

      Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....

22 11 2022 14:24:24

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

21 11 2022 13:47:45

Класс насекомые. Общая хаpaктеристика


    Класс насекомые. Общая хаpaктеристика

      При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....

20 11 2022 2:36:25

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

19 11 2022 19:59:49

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс


    Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

      Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

18 11 2022 13:42:26

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

17 11 2022 15:43:43

Многообразие земноводных, их значение


    Многообразие земноводных, их значение

      На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....

16 11 2022 8:49:56

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"


    Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"

      Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....

15 11 2022 16:10:12

«Почва как среда жизни». 5-й класс


    «Почва как среда жизни». 5-й класс

      Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

14 11 2022 20:48:48

Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?


    Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

      В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....

13 11 2022 22:29:42

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

12 11 2022 9:34:54

Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)


    Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)

      Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога». ...

11 11 2022 5:45:59

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

10 11 2022 6:56:14

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"


    Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

      В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

09 11 2022 0:20:27

Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)


    Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...

08 11 2022 10:42:18

Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»


    Интегрированный урок литературы и биологии по теме «Яйцо – символ Пасхи и зарождения новой жизни»

      На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....

07 11 2022 21:55:20

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии


    К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

      Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

06 11 2022 18:24:51

Урок здоровья "Осанка. Предупреждение плоскостопия" в 8-м классе


    Урок здоровья "Осанка. Предупреждение плоскостопия" в 8-м классе

      Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....

05 11 2022 12:22:49

Устный журнал "Удивительный мир амфибий"


    Устный журнал "Удивительный мир амфибий"

      Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...

04 11 2022 11:32:13

Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"

      Урок биологии "Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме "Общий обзор организма человека" по программе Н.И. Сонина. Используется учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина, Н.Р. Сониной, 2008 года....

03 11 2022 8:37:31

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

02 11 2022 10:28:24

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и функции зрительного анализатора"

      На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....

01 11 2022 19:43:14

Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря


    Бактерии, их роль в жизни человека. Микробное загрязнение Черного моря

      Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....

31 10 2022 3:46:34

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

30 10 2022 0:49:42

Урок биологии в 6-м классе "Корень"


    Урок биологии в 6-м классе "Корень"

      Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....

29 10 2022 21:26:53

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

28 10 2022 6:26:31

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

27 10 2022 1:30:15

Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"


    Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

      Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

26 10 2022 5:33:49

Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения


    Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

      Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...

25 10 2022 9:41:24

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....

24 10 2022 1:37:46

Открытый урок по теме: "Биосинтез белка", 9-й класс


    Открытый урок по теме: "Биосинтез белка", 9-й класс

      Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....

23 10 2022 19:43:19

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный

Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....

22 10 2022 22:42:24

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

21 10 2022 8:16:16

Питание животных Биология

Питание животных  Биология Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...

20 10 2022 11:44:29

Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс


    Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс

      Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

19 10 2022 15:33:49

"Живые якоря". Вводный урок по теме "Корень: виды корней, типы корневых систем"


    "Живые якоря". Вводный урок по теме "Корень: виды корней, типы корневых систем"

      Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....

18 10 2022 20:30:11

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

17 10 2022 17:23:11

Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"


    Проведение урока по теме "Биология — наука о живой природе"

      В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....

16 10 2022 9:46:20

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....

15 10 2022 7:18:32

Как размножаются живые организмы


    Как размножаются живые организмы

      Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

14 10 2022 10:15:26

Основные этапы эволюции человека


    Основные этапы эволюции человека

      Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....

13 10 2022 23:16:12

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"


    Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

      Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

12 10 2022 6:46:13

Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"


    Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"

      Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....

11 10 2022 17:23:55

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"


    Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

      Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

10 10 2022 5:38:38

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::