Здоровое питание - залог успешного развития ребенка > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Здоровое питание - залог успешного развития ребенка

“Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее.”

В. СУХОМЛИНСКИЙ

Чему и как учу я своих детей?

В последние десятилетия 20 века каждая российская школа, реагируя на социальные и экономические перемены, вновь осознанно прошла стадию самоопределения, и в этом потоке перемен невозможно “капле” оставаться в стороне от происходящего в народном образовании.

В 6 классе, начиная изучать с детьми биологию, я задумываюсь над тем, как сделать этот преимущественно описательный курс более интересным для учеников? Что поможет школьникам быть более активными на уроках? Как обеспечить дифференцированный подход к учащимся, учет их индивидуальных особенностей? Последний вопрос особенно остро стоит в классах, где интегрировано обучаются дети с особыми образовательными потребностями. А таких детей с каждым годом становится все больше и больше. Ни для кого не секрет, что общее состояние здоровья учеников ухудшается, и как биолог я понимаю, что здесь немаловажную роль играет то, что дети едят. Значение питания в детском и подростковом возрасте обусловлено двумя основными факторами, определяющими различие зрелого и детского организма, а именно - ростом и развитием. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, активным процессом формирования органов и систем. Этими физиологическими особенностями определяются потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии. В свою очередь, высокие потребности в пищевых веществах и энергии на единицу массы тела вызывают необходимость особенно тщательного подбора пищевых продуктов и их соотношения, способов кулинарной обработки и других компонентов в организации питания. Течение и исход многих болезней у детей во многом определяются особенностями питания. Поэтому правильное питание является одним из важнейших условий охраны здоровья и успеваемости ребенка.

В начале работы над своим проектом решила, что путем анкетирования я должна получить данные о характере питания школьников дома, рассчитать калорийность рациона; определить качественный состав и степень витаминизации пищевых продуктов, оценить сочетаемость продуктов в рационе. Путем наблюдения узнать, кто из учащихся посещает школьную столовую, как они относятся к школьному меню; проанализировать уровень заболеваемости учащихся; провести анализ успеваемости за прошедшие годы (2003-2006г.г.); проанализировать и сопоставить полученные данные. Проблема: Будущее поколение нашей страны должно быть здоровым, гармонично развитым и умным. И огромную роль в развитие детей играет полноценное питание – в семье, в школе. Задача школы охватить горячим питанием 100% учащихся, но в настоящее время в нашей школьной столовой питаются 83% учеников, где за родительскую плату (160 рублей в месяц) получают горячий 2-ой завтрак, остальные либо в сухомятку перекусывают на перемене, либо ходят голодными. В сельских школах питание детей – большая проблема. Собственно и выбирать родителям не приходится: для большинства из них даже 8-9 рублей в день – сумма существенная, поэтому количество непитающихся детей увеличивается. Многие дети и их родители не знают, как полноценное питание влияет на организм человека.

Актуальность: причин школьного нездоровья немало: и гиподинамия, и чрезмерная нагрузка. Наши медики бьют тревогу: гастрит и панкреатит диагностируются даже у учеников начальной школы. Причина нарушения “пищеварительного спокойствия” кроется в отсутствии рационального питания подрастающего поколения.

Предмет: Система исследований зависимости здоровья и успеваемости учащихся нашей школы от полноценного школьного питания.

Цель: Изучение качества питания в школе и оценка показателей здоровья и успеваемости учащихся.

Гипотеза: Если изучить практическо- теоретические основы рационального питания и применить их в условиях школьной столовой, а так же реализовывать просветительский проект на различных уроках, и особенно на уроках биологии, то это предотвратит нерациональность диетологических привычек учеников и повлечет за собой улучшение здоровья и повышение успеваемости учащихся.

Задачи:

  • путем анкетирования получить данные о характере домашнего питания школьников;

  • проанализировать меню школьной столовой за последние три года;

  • рассчитать калорийность школьного рациона;

  • определить качественный состав и степень витаминизации пищевых продуктов, оценить сочетаемость продуктов в рационе;

  • оценить уровень заболеваемости учащихся путем анализа результатов медицинского осмотра школьников

  • провести мониторинг успеваемости учащихся;

  • проанализировать и сопоставить полученные данные.

Методы исследования:

  • анализ

  • тестирование учащихся;

  • наблюдение, изучение и обобщение опыта.

Прогнозируемый результат: повышение качества знаний при полноценном и качественном питании детей.

Материал и методика.

Исследования проводила на базе своей школы и измерение роста и веса провела среди 100 учащихся 1-9 классы.

Расчет калорийности рациона, определение качественного состава пищи и оценку сочетаемости продуктов проводили на основе материалов, опубликованных в журнале "Биология в школе" №7 за 2004 год

Оценку гармоничности развития проводила на основе материалов, приведенных в "Практикуме по экологии" С.В.Алексеева.

Нормальную массу тела, соответствующую возрасту, рассчитала по формуле:

М=50+0,75(Т-150)+(А-20)/4

где М-масса тела (кг),Т-рост (см), А-возраст (в годах)

Успеваемость учащихся по журналам (четвертные оценки).

Результаты.

По данным анкет в пищевом рационе школьников присутствовали следующие продукты:

молочные продукты - у 53% опрошенных учеников;

рыбные изделия - у 33%;

овощи - у 76%;

фрукты - у 54%;

рис, геркулес - у 32%;

гречка - у 13%.

Общая калорийность суточного рациона школьников варьировала от 1216 (2 ученика) до3101 ккал (3 ученика); потребление белка -от 38 (2 ученика) до 152г(4 ученика);потребление жира от 60 (3 ученика) до 156 г(4 ученика) и потребление углеводов - от 64 (1 ученик) до 700г (3 ученика) в день. У многих учащихся эти показатели не соответствовали норме.

Характеристика рациона питания

Процент учащихся, у которых потребление питательных веществ и калорийность

Ниже возрастной нормы

Соответствует возрастной норме

Выше возрастной нормы

Калорийность суточного рациона

12,5

68,5

19

Потребление белка

12,5

60,5

27

Потребление жиров

20

53,4

26,6

Потребление углеводов

6,5

73,5

20

Далеко не всегда употребляемые школьниками продукты хорошо сочетались между собой.

Только 53 % школьников употребляли в пищу молочные продукты, которые содержат незаменимые аминокислоты :лизин, триптофан, метионин. Всего у 33% школьников в рационе присутствовала рыба. Витамины дополнительно принимали 47% учащихся.

Результаты оценки гармоничности развития учащихся показаны на рисунке.

Как показал опрос, в 2005 году в спортивных секциях и кружках занимались- 74% учащихся, 2006 году- 53% учащихся, в 2007-25,5% учащихся.

Оценивая состояние здоровья учащихся по результатам медицинских осмотров, и распределяя их по группам здоровья, получила следующие результаты:

Группа

здоровья

2004-05 у.г.

чел./ %

2005-06 у.г.

чел./ %

2006- 07 у.г.

чел./ %

?

??

???

?V

V

15

880

39

2,2

3,7

13/11,7

74/66

19/17

3/2,7

2/1,8

10/9,3

66/61,7

23/21,5

5/4,7

3/2,8

Всего

147

111

107

1-я группа - практически здоровые дети;

2-я группа - здоровые, но с некоторыми отклонениями в физическом развитии;

3-я группа - с хроническими заболеваниями;

4-я группа - с хроническими заболеваниями, с обострениями 3-4 раза в год.

5-я группа - дети инвалиды

По типам заболеваемости выявляется рост желудочно-кишечных заболеваний - с 19 человек в 2005 году до 28 в 2007 году, эндокринных – с 11 учащихся до 14 соответственно, задержка физического развития с 5 до 11 человек.

Быстрая эволюция детского периода развития организма не позволяет развиться проявлениям недостаточности питания при его временных нарушениях, но возможные последствия скрытого дефицита некоторых элементов в подростковом возрасте трансформируются в серьезные заболевания у молодых людей.

Изучив пищевой рацион школьников, я выяснила, что большинство учеников питаются неправильно. Мало поступает в организм ребенка овощей и фруктов, крупяных изделий, рыбных продуктов. Поэтому горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению.

Как относиться к школьному питанию?

Некоторые родители считают, что школьные завтраки недостаточно питательны и вкусны или дороги, и предпочитают давать ребенку свой завтрак - бутерброд и в лучшем случае фрукты. Дети, особенно младшего возраста, съедают его в сухомятку, часто в неположенное время, а иногда и вовсе забывают позавтракать. Все это приводит к нарушениям режима питания и развитию различных заболеваний.

Не раз прозвучало обращение на родительском собрании: "Не давайте детям деньги на завтраки по своему усмотрению. Они нередко тратят их на жевательные резинки, конфеты, чипсы которые нарушают аппетит. Постоянно внушайте сыну или дочери, что правильное питание имеет большое значение для их нормального развития и успешной учебы."

Увеличивается количество школьников, имеющих хронические заболевания. Это: анемия, кариес, задержка роста, йодная недостаточность, рахит, ожирение и его последствия.

В проблеме "питание и поведение" выделяют две стороны. Первая связана с влиянием питания на успеваемость и способность детей к обучению. Другая сторона затрагивает роль питания в поведении детей в быту и школе, в формировании психологического статуса ребенка. Роль питания в формировании поведения и умственного развития детей и подростков весьма противоречива и окружена мифами и необоснованными заключениями. Вместе с тем, существует ряд доказанных взаимосвязей.

Убедительно доказано неблагоприятное влияние хронической белково-калорийной недостаточности на интеллектуальное развитие. В контролируемых условиях показано, что у детей-школьников, регулярно не завтракающих перед выходом в школу, снижается способность выполнять психофизиологические тесты, требующие внимательности, напряжения памяти. Отсутствие завтрака у детей школьного возраста сказывается на успеваемости и способности к обучению. Такие же недостатки выявлены у детей, перенесших в прошлом белково-калорийную недостаточность, последствия которой отразились на росте и массе тела. Это служит обоснованием необходимости обеспечения регулярного питания в школе и образования в школе детей, родителей в области питания.

Изучив меню нашей школьной столовой за последние три года, получила следующие результаты:

Характеристика рациона питания

Ниже нормы

в % от общего количества блюд

Соответствует норме

Выше нормы

Калорийность блюд

27

56

17

содержание белка

41

30

29

содержание жиров

11

64

25

содержание углеводов

9

57

34

Мало в школьной столовой дают мясных и рыбных блюд, недостаточно молочных и кисломолочных продуктов, зато наблюдается избыток углеводов. Это объясняется стремлением повара удешевить питание, заменить дорогое мясо бесплатной картошкой и дешевыми супами. Скудность выбора рыбы в сельском магазине не позволяет устраивать “рыбные дни”. Радует то, что пришкольный участок обеспечивает столовую бесплатными овощами и в урожайный год фруктами, в основном яблоками, поэтому на столе в нашей столовой регулярно присутствуют салаты и овощные блюда. Но, наблюдая за детьми, я заметила, что как раз эта еда школьниками не любима, особенно младшими. Это говорит о том, что в семье детей не приучают к овощам, отсюда дефицит витаминов и частые простудные заболевания учеников.

Проанализировала качество знаний учащихся регулярно посещающих школьную столовую и детей, которые не питаются в школе в прошлом учебном году. На графиках видно, что дети, которые ходят в столовую в среднем на 10% лучше учатся, у них выше качество знаний. Особенно это разница видна в 3 (самой длинной) четверти.

Решила для себя – разработать цикл уроков и мероприятий на тему “Питание и здоровье”, и распространить их среди классных руководителей. Объяснить на методическом объединении классных руководителей важность поставленного вопроса. Оформить стенд “Здоровый образ жизни”. Проводить разъяснительную работу среди учеников, родителей по пропаганде правильного питания и активного образа жизни с целью улучшения здоровья, гармоничного развития и успеваемости. Выпустить брошюру с разработками. Хорошо, что государство "думает" как я и задумалось над улучшением горячего питания в школе.

Тезаурус

Аминокислоты – основной элемент построения растительных и животных белков.

Анемия – низкий уровень гемоглобина в крови, малокровие.

Белки – питательное вещество, материал для строительства клетки.

Гастрит – заболевание, характеризующееся воспалением слизистой оболочки желудка.

Жиры – питательное вещество, источник энергии, основа запаса питательных веществ в организме.

Кариес – заболевание зубов.

Лизин, триптофан, метионин – аминокислоты.

Панкреатит- воспаление поджелудочной железы.

Рахит – заболевание, вызванное недостатком витамина D.

Рацион – суточный паек, порция пищи определенного состава на известный срок.

Углеводы – питательное вещество, основной источник энергии.

Физиологический - прилагательное от слова физиология.

Физиология – наука о функциях живого организма, раскрывает законы жизнедеятельности организма как целого.

Список использованной литературы:

1.Ваш ребенок. И.И. Гребешева. Медицина.1990.

2.Ваша кожа от макушки до пят. Джером Литт. Москва Полина М.1998

3.Большие биологические часы. В.М.Дильман. Москва "Знание"1982

4.Горячие блюда. Н.П.Ильич. ООО "Харвет"1995.

5.Домашний доктор. Натела Ярошенко. Лондон Parson-Walton Precc 1997.

6.Как быть здоровым. (Из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни) Москва. Медицина. 1990.

7.Книга о здоровье детей. М.Я.Студеникин. Москва. Медицина.1986.

8.Мужчина на кухне. Челябинск. Южно-Уральское изд-во 1988.

9.Основы правильного питания. Герберт М. Шелтон Москва "Молодая гвардия"1992

10.Практикум по экологии. С. В. Алексеева. Москва. Просвещение. 2000. 11.Учебное пособие по питанию здорового ребенка. Москва "Медицина"1980

12.Журнал "Биология в школе" №7 2004г.

13.Учительская газета №38,№42 2007 г.

 

Приложение

1. Это интересно...

2.Витамины.

3.Народная мудрость

4. Анкета для учащихся

ЭТО ИНТЕРЕСНО....

Сантиметр в руках, ноги на весах.

Изучая изменения женского силуэта на протяжении веков, я нашла одну общую черту: всегда существует пропорция между ростом и весом,то есть пропорция между вертикальными и горизонтальными измерениями, совсем как в архитектуре.

К примеру, Венера Милосская.У нее

бюст-94 см,

талия-66 см,

бедра-96 см.

Для сравнения, мисс Универсум имеет:

бюст-90 см,

талия-60 см,

бедра-90 см.

Из этого видно, что за 22 века произошли не такие уже се5рьезные изменения.

Мужчина по общепринятым нормам должен весить столько килограммов, сколько сантиметров остается, если от его роста отнять метр. Женщина должна весить несколько меньше.

Витамины.

Фрукты, овощи, салаты, фруктовые соки - все это содержит много витаминов. С этого начинай свой завтрак, обед, ужин.

Если хочешь, чтобы твоя кожа не была грубой и сухой, не имела болезненного, бледного цвета, в твой рационе непременно должны входить витамины. И лучше не в драже и в таблетках, а в овощах и фруктах.

Витамин А содержится в овощах и фруктах красной или желтой окраски: в моркови, дынях, помидорах, а также в шпинате, щавеле, зеленом горошке, салате, зеленом луке, кроме того, в рыбьем жире, твороге, печенке, яйцах.

Продукты, содержащие витамины А, не должны находиться на воздухе, на свету. Овощи не моют горячей водой.

Витамин В- в дрожжах, печенке, грибах, темном тесте.

Витамин В- в дрожжах, печенке, грибах, молоке, сыре, овощах.

Запомни, что сода уничтожает витамины, поэтому не смягчай воду таким образом. Витамины могут растворяться в воде, поэтому вари овощи в небольшом количестве воды. Витамины В разлагается на свету.

Витамин С - в картофеле, квашеной капусте, лимоне, боярышнике, шиповнике.

Витамин С растворяется в воде. Продукты, содержащие витамин С, следует готовить перед едой и сразу же подавать на стол.

Несколько слов о шиповнике. Шиповник не так давно стал известен как продукт, самый богатый витамином С. Поэтому осенью советую приготовить наливку из шиповника на всю зиму.

Боярышник также содержит витамины А, В, Д.

Витамины - Д в яйцах, масле, сметане, молоке, грибах, рыбьем жире.

Витамин Д не поддается внешним влияниям, поэтому любые кулинарные фокусы не смогут нейтрализовать его.

Народная мудрость

Какова еда - таково и житье
Ешь правильно - и лекарство ненадобно.
Обед без овощей - праздник без музыки.
Зелень на столе - здоровье на сто лет.
Гречневая каша - матушка наша, хлебец - кормилец.
Лук - от семи недуг.
Лук да баня все правят.
Хлеб да капуста лихого не попустят.
Морковь прибавляет кровь.
Там, где нет мяса

Лимонный сок - сок благословления.
Кто ест виноград, тот пьет сгущенное солнце
Где пиры да чаи, там и мелочи.
Самые точные часы - желудок.
Укоротить ужин - удлинить жизнь.
Не ложись сытым - встанешь здоровым.
Ешь досыта работай до пота.
Кто жаден до еды, тот дойдет до беды.
Поешь рыбки - будут ноги прытки.
Лакомств тысяча, а здоровье одно.

АНКЕТА

1.Особенности питания.

А.Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья(+2)

Б.Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь свое питание привезти в соответствии с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например во время праздников и т.п.(+1)

В.Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживайтесь. Можете позволить себе съесть лишнего, слишком много сладкого, не соблюдение режима питания (-1)

Г.Не соблюдаете правила рационального питания, могут каким-то образом повлиять на здоровье.(-2)

2.ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ.

А.Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье.(+2)

Б.Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятия физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно.(0)

В.Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочтете любое другое занятие, например просмотр телепередач.(-1)



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Методические рекомендации к проведению урока "Растительные сообщества"

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....

20 10 2021 1:11:33

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....

20 10 2021 6:19:21

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

Данный урок может быть использован по программе Н. И. Сонина при изучении темы " Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

20 10 2021 2:27:35

Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....

20 10 2021 6:46:14

Использование ИКТ на уроках биологии в 8-м классе. План-конспект урока по теме "Тип моллюски"

Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата). У учащихся с Д Ц П тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, практических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и практических умений учащихся. ...

20 10 2021 6:40:20

Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс

Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....

20 10 2021 3:15:15

Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"

Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....

20 10 2021 21:47:51

Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование

Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека. Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся. ...

20 10 2021 3:19:45

Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"

Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....

20 10 2021 13:24:36

Нестандартный урок биологии "Надкласс рыбы". 7-й класс

Урок расширяет представления учащихся об эволюции хордовых, знакомит с особенностями организации рыб как водных позвоночных. Нестандартная форма урока активизирует умственную деятельность учащихся, систематизирует знания, повышает интерес к изучению биологии, развивает у семиклассников творческий потенциал....

20 10 2021 14:20:30

Праздник «Здравствуйте, птицы!»

Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....

20 10 2021 3:20:12

Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс

Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М. Цветаевой....

20 10 2021 1:28:34

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе Е Г Э по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

20 10 2021 8:40:48

Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"

Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о С П И Де. ...

20 10 2021 2:20:35

Головоногие моллюски

Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....

20 10 2021 21:34:14

Строение и функции мышц человека, принцип их работы

Скелетные мышцы, являясь активной частью опорно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....

20 10 2021 22:22:30

Урок по теме "Грибы, строение"

Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....

20 10 2021 7:46:39

Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....

20 10 2021 0:47:36

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают практические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

20 10 2021 5:18:19

Интегрированный урок биологии и физической культуры по теме "Значение физических упражнений для здоровья человека". 8-й класс

Интегрированный урок биологии и физической культуры соответствует учебной программе и содержит образовательную, развивающую и воспитательную задачи. Особенность урока состоит в одновременном участии двух педагогов-предметников. На уроке используются различные формы деятельности, учащиеся ведут активную, подвижную работу. Урок содержит материал не только из школьной программы, но и дополнительный....

20 10 2021 22:25:41

Тип Кишечнополостные

Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....

20 10 2021 12:46:33

Занятие в творческом объединении "Цветоводство"

Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....

20 10 2021 0:22:37

Тип: членистоногие. Класс: ракообразные, паукообразные (7-й класс)

Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

20 10 2021 19:41:49

Интегрированный урок "биология +математика" Тема: "Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области"

Интегрированный урок « Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области» расширяет знания о растениях своего края. Учитель проводит с детьми биолого-математический диктант....

20 10 2021 15:46:51

"Размножение рыб". 7-й класс

На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения половой системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением И К Т. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....

20 10 2021 10:50:59

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

В разработке представлены практические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

20 10 2021 22:59:45

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)

Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью « С» Е Г Э и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....

20 10 2021 10:48:10

Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс

Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

20 10 2021 6:34:46

Применение дидактических игр на уроках биологии

Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...

20 10 2021 4:10:49

Сказка о том, как заяц Чапа учил зайца Тишку правильно вести себя на природе

Воспитание экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста и систематически продолжать в начальной школе. Сценка дает возможность обратить внимание детей на одну из экологических проблем окружающей среды – замусоривание. Дети приобретают знания о вредности брошенных целлофановых пакетов для почвы, растений, животных, человека. Узнают, как просто решить проблему с мусором....

20 10 2021 9:20:30

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры " Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

20 10 2021 11:10:23

Экологические особенности животных по отношению к температуре

Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...

20 10 2021 6:10:19

Урок "Удивительный мир грибов"

Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....

20 10 2021 4:50:50

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

Проведение приурочено к 1 декабря ( Всемирный день борьбы со С П И Дом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема В И Ч продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое С П И Д....

20 10 2021 16:48:25

Урок "Строение цветка"

Учитель вводит в урок практические действия анализирующего характера. Практическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...

20 10 2021 2:25:35

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры " Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех геймов, в ней участвуют 2 команды....

20 10 2021 11:54:41

Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тракта крупного рогатого скота"

Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса " Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные. ...

20 10 2021 20:12:30

Урок-практикум "Решение задач на аутосомно-доминантное и утосомно-рецесивное наследование признаков заболеваний человека". 10-й класс

Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с половыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте. ...

20 10 2021 4:12:28

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

20 10 2021 9:52:14

38 недель в своем мире

Урок "38 недель в своем мире" ‒ рассказ о тех сложных и необычайно важных процессах, которые предшествуют рождению ребенка. По ходу урока ребята самостоятельно составляют "кодекс" здорового образа жизни будущих родителей и приходят к пониманию того, что каждый делает свою жизнь сам и каждый в ответе за собственное счастье....

20 10 2021 12:49:15

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы « Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

20 10 2021 16:32:18

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....

20 10 2021 22:37:31

Урок на тему "Алкоголь – беда"

Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

20 10 2021 15:40:40

Урок биологии на тему «Тип хордовые»

Цель урока: обобщение знаний учащихся по теме. Форма урока, интересные задачи помогут учащимся систематизировать знания. Комплексный подход выявляет уровень усвоения материала и обученности учащихся....

20 10 2021 22:39:26

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

20 10 2021 17:18:13

Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада

Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....

20 10 2021 21:27:49

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

20 10 2021 6:30:54

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения

Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....

20 10 2021 0:25:42

Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....

20 10 2021 3:43:38

Игра-соревнование "Знатоки птиц"

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме « Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники команд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....

20 10 2021 5:28:42

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)