Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)


    Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

Введение

Зоопланктон является одним из важных компонентов любых водных экосистем. В него входят как микроскопические простейшие, так и сравнительно крупные животные: коловратки, ветвистоусые и веслоногие paки. Сообщества этих организмов могут служить для оценки состояния водоемов. Видовая структура – один из показателей состояния сообществ. Она несет информацию о типе водоема, качестве воды; сезонная и прострaнcтвенная – о жизненных циклах массовых видов, особенностях их поведения и т.д. Известно, что структурно-функциональная организация сообщества закономерно меняется в течение года (Андроникова, 1996). Например, видовое разнообразие весной и летом возрастает, осенью и зимой – резко снижается (Лазарева, 1991).

На территории Пензенской области накоплены сведения о зоопланктонных сообществах различных водоемов (Стойко и др., 1998; Милованова, 2000; Стойко, 2002; Чистякова, Стойко, 2001; Стойко, Мазей, 2005). При этом детальнее изучена динамика сообщества рукотворного Сурского водохранилища. В то же время водоемы на юге области почти не исследованы.

Цель настоящей работы – изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду “Старая плотина” села Волчий враг во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам.

При этом решали следующие задачи:

  • освоить методику взятия проб и научиться определять гидробионтов;
  • научиться учитывать плотность организмов в пробе и водоеме;
  • проанализировать структуру и динамику сообществ зоопланктона;
  • оценить сапробность по индикаторным организмам.

Приложение 2

Глава 1.
ОСОБЕННОСТИ ПРУДА “СТАРАЯ ПЛОТИНА” С. ВОЛЧИЙ ВРАГ

Физико-географическая хаpaктеристика. В Пензенской области немало прудов. Пруды создаются в балках и оврагах, на мелых реках (Курицин, Марденский, 1991). Накопленные в них талые воды используются для водопоя скота, орошения, разведения рыбы. В нашем небольшом селе, которое носит странное название, Волчий Враг имеется два больших пруда. Созданы они в 1971 г. в большом овраге, который запрудили с целью создания оросительной системы площадью 15 м2, для полива многолетних трав. Оросительная система просуществовала недолго, поливальные установки сломались. Пруд стал центром отдыха для местного населения. На склонах оврага выпасается КРС и МРС. В 1980 г. вдоль склонов школьниками были посажены древесные и кустарниковые насаждения, чтобы корневая система задерживала разрушение склонов оврага.

Склоны оврага разные, южный – более крутой, высотой 10–15 м, а северный – пологий, 3–4 м. У истока пруда ширина небольшая – 18 метров, а начинается с небольшого ручейка, который, кажется можно перепрыгнуть. Но местность заболочена и перебраться на другую сторону нелегко. Длина пруда от истока до плотины 2700 м. Вода течет медленно, ветер регулирует и направляет течение воды, в зависимости от погоды. Ширина пруда у плотины 250 м, не считая отрожков, которые увеличивают ее, ещё на 6 и более метров. На склонах оврага имеются многочисленные выходы родников. И один такой родник обеспечивает чистой артезианской водой всё население села. На нем построена водонапopная башня ещё в 1967 г. Родники поддерживают уровень воды в пруду.

Разнообразие растительности. Склоны оврага покрыты густой растительностью. Лугово-степные сообщества состоят из злаков: типчак, костер береговой, овсец, пырей ползучий и др. и разнотравья: девясил, осока, люцерна, тысячелистник, цикорий обыкновенный, и пр. (фото 1. См. Приложение 1).

На южном склоне, встречаются ковыли (волосатик перистый узколистный), а также разнотравье и дернистыми злаками. На северных склонах, которые прогреваются хуже, преобладают злаковое растение – костер береговой и разнотравье, вероника колосистая, вьюнок полевой, гвоздика обыкновенная тимофеевка, герань луговая, земляника обыкновенная, клевер луговой, а также полевица обыкновенная, мятлик узколистный и др. Склоны переходят в обширные луга, на которых растут травянистые растения: ромашка аптечная, смолевка обыкновенная, чертополох гонимый, ястребинка зонтичная, яснотка пятнистая. Наиболее ценными в кормовом отношении являются: овсяница, костер, тимофеевка, клевер, горошек мышиный и др.

В прибрежной полосе пруда расположена водная растительность, среди которой имеются ядовитые травы: частуха, вех, лютики. Немало растений дающих дубильные вещества – ива козья; красильных – хвощ полевой; эфирномасличных – тысячелистник, мята; лекарственных – болиголов, девясил, донник желтый, зверобой.

Значение растительного покрова. Зеленая естественная растительность, очищает воздух от пыли, различных вредных примесей, попадающих в атмосферу от трaнcпорта, обогащает воздух кислородом. Защищает землю от водной и ветровой эрозии, участвует в формировании почв. Растения – источник разнообразных пищевых продуктов для жизни человека и животных, технического и лекарственного сырья, строительных материалов и т. д.

Значение естественной растительности в природе, в жизни человека очень велико и разносторонне. Поэтому её необходимо беречь, создавать ей благоприятные условия для развития.

Изучая береговую растительность, я познакомилась со многими растениями, их названиями и значениями, узнала о сроках и времени их цветения. Изучала строения их цветков, какими насекомыми они опыляются. К какому семейству относятся. Многолетние они или однолетние. Эти знания мне необходимы на уроках биологии. Особенно в разделе “Экология” Разнообразие животных обитателей водоема. В пруду живет щука, окунь, карась, карп, язь, голавль, плотва, ёрш, пескарь. Карпа и щуку в пруд запустили рыбаки. В водоёме обитают озерная и прудовая лягушка. В прибрежном районе селятся дикие утки и гуси, ласточки береговые, цапли и журавли (фото 2. См. Приложение 1).

Особенно меня же заинтересовал мир животных, которых можно увидеть только с помощью микроскопа. Они такие маленькие и беззащитные, их численность полностью зависит от химического состава воды, температуры, других обитателей водоема.

Глава 2. МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

Материал для исследования был взят в июле-сентябре 2007 г. на двух станциях. Сбор планктонтов осуществляли одним из стандартных гидробиологических методов: 50 л воды фильтровали через сеть Апштейна, выливали в пластмассовые емкости, фиксировали формалином, этикетировали. Организмы зоопланктона идентифицировали до вида (Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР, 1977). Всего обработано 12 проб. Число особей каждого вида животных подсчитывали в камере Богорова и вычисляли обилие в тыс.экз./м3. Абсолютную численность гидробионтов переводили в частоту встречаемости h в соответствии со шкалой, представленной в таблице 1 (Абакумов, 1992).

Таблица 1.
Соотношение значений относительного обилия и частоты встречаемости организмов

Встречаемость Количество экземпляров одного вида, % общего количества h, баллы
Очень редко < 1 1
Редко 2 – 3 2
Нередко 4 – 10 3
Часто 10 – 20 5
Очень часто 20 – 40 7
Масса 40 – 100 9

Комплекс доминантных видов оценивали по численности: d = N / N x 100, где N – численность особей данного вида; N – общая численность особей всех видов. Доминантными считали виды, доля которых от общего числа организмов составляет 10% и более (Абакумов, 1992). При анализе структуры сообщества зоопланктона вычисляли также в % содержание коловраток, ветвистоусых и веслоногих рачков и информационный индекс Шеннона (Н) по численности. Индекс разнообразия Шеннона вычисляли по формуле: Н = – Ni/N х log2 Ni/N, где Ni – численность каждого i-го вида, N – общая численность всех видов.

Для хаpaктеристики сообщества использовали следующие показатели: число видов, обилие организмов (экз./м2), доминирующий комплекс, индексы Раупа-Крика и Морисита. Все расчеты производили при помощи пакетов программ MS Excel 2002, Past (Hammer et al., 2001).

Для оценки качества воды использовали виды-индикаторы (Макрушин, 1974; Унифицированные методы …, 1990) и структурные хаpaктеристики зоопланктона (Андроникова, 1989, 1996): общее число видов, число доминирующих видов. Индекс сапробности рассчитывали по методу Пантле и Букк в модификации Сладечека (1973). S = – sh / h, где s – индикаторная значимость, а h – частота встречаемости вида.

Результаты и обсуждение

За время исследования в зоопланктонном сообществе нами обнаружено 27 видов и форм: Anuraeopsis fissa (Gosse) ; Asplanchna priodonta Gosse; Brachionus angularis Gosse; B. bennini Leiss; B. budapestiensis Daday; B. diversicornis (Daday) ; B. d. typica; Filinia longiseta (Ehrenberg) ; Keratella cochlearis (Gosse) ; K. c. tecta (Gosse) ; K. irregularis Lauterborn; K. i. warthmanni; K. i. angulifera; Lecane (M.) lunaris (Ehrenberg) ; Polyarthra vulgaris Carlin; Pompholyx sulcata Huds.; Proalides tentaculatus De Beauchamp; Synchaeta pectinata Ehrenberg; Trichocerca capucina (Wierzejski et Zacharias) ; T. pusilla (Lauterborn) ; T. rattus (Muller) ; Bosmina coregoni Baird; B. longirostris (Muller) ; Chydorus sphaericus (O.F. Muller) ; Daphnia cucullata; P. trigonellus O.F. Muller; Cyclops robustus. Большинство среди них коловраток (78%) меньше ветвистоусых (18%) и веслоногих (4%) рачков. Видовой состав зоопланктеров пруда составляет только 9% относительно уже известных из других водоемов (рис. 3), но в то же время здесь обнаружены новые для области формы, они выделены в списке (рис. 4).

Комплекс доминирующих видов в пруду представлен коловратками (табл. 2). Постоянно в пруду многочисленна полиартра (рис.4). Ее плотность на обеих станциях изменяется пилообразно. Обыкновенная полиартра является фитофагом, в рацион которой входят все группы водорослей. Остальные 11 видов входят в число доминантов в более короткие сроки. При этом B. angularis, K. cochlearis, F. longiseta, A. fissa, P. sulcata, T. pusilla – питаются триптоном и бактерями. T. pusilla вместе с T. capucina могут еще высасывать яйца коловраток рода Keratella. На первой станции разные триптобактериофаги появляются в начале июля (42%), августа (49%) и конце сентября (46%). На станции 2 – эта динамика несколько другая: в середине июля (47%) и конце сентября (74%).

Таблица 2.
Доминирующие виды зоопланктеров

Виды 02.07. 13.07. 22.07. 08.08. 22.08. 27.09. 02.07. 13.07. 22.07. 08.08. 22.08. 27.09.
Станция 1 Станция 2
A. fissa           18           31
B. angularis 12 38   12       22   34    
B. budapestiensis 15                      
F. longiseta 20           14          
K. cochlearis           35           12
K. c. tecta           15           11
P. vulgaris 35 40 75 38 70 13 70 34 76 41 54 20
P. sulcata       13                
P. tentaculatus                     16  
T. capucina       14                
T. pusilla       11             12 20
T. rattus     19         25 17      

На первой станции почти постоянно видовое разнообразие выше (табл. 3). Самое низкое разнообразие отмечено на обеих станциях в конце июля. Индекс Шеннона равен 0,74 и 0,78, соответственно.

Таблица 3.
Разнообразие зоопланктонного сообщества (Индекс Шеннона)

  2.07 13.07 22.07 8.08 22.08 27.09
Станция 1 1,76 1,51 0,74 1,89 1,09 1,81
Станция 2 1,15 1,74 0,78 1,63 1,57 1,78

Индекс Раупа-Крика показывает, что сообщество зоопланктона пруда в течение сезона изменяется (рис. 6-а). Во временном масштабе оно поделено на две группы. В первую вошли данные по всем июльским пробам, а во вторую – собранные в августе и сентябре. В начале июля видовой состав равномерно распределен по акватории пруда (данные по I и II станциям в одной группе). С середины (13.07) до конца (22.07) июля в пруду наблюдается прострaнcтвенное разделение зоопланктеров на две группы (обитающих на станции I и II), в этот период на каждой станции отмечено относительное постоянство. В начале августа различия видового состава на двух станциях самые значительные, а с 22.08 видовой состав вновь равномерно распределяется по акватории, качественно изменяясь в конце сентября.

Структура зоопланктонного сообщества на двух станциях пруда в летние месяцы, отличается от сентябрьских (рис.6-б). При этом в летние месяцы только в начале июля структурные показатели сообщества на двух станциях входят в разные группы, что показывает на гетерогенность состояния, а затем структура выравнивается и, меняясь, тем не менее, одинакова по акватории.

Зоопланктон, согласно литературным данным, широко используется для оценки трофности вод. Одним из показателей, традиционно используемый в подобных анализах является индекс сапробности по Пантле и Букк в модификации Сладечека. Нами обнаружено 26 видов-индикаторов сапробности (табл. 4). Индекс сапробности на двух станциях одинаков и равен 1,67 что соответствует III классу качества воды и хаpaктеризует воды пруда как “умеренно-загрязненные”.

Таблица 4.
Индикаторная значимость зоопланктеров и индекс Пантле и Букк в пруду Тамалинского района

Виды

  Станция 1 Станция 2
s h sh h sh
Коловратки          
Anuraeopsis fissa 1,20 3 3,60 3 3,60
A. priodonta 1,55 1 1,55 1 1,55
B. angularis 2,50 5 12,50 5 12,50
B.bennini 2,00     1 2,00
B. budapestiensis 2,00 1 2,00 1 2,00
B. diversicornis 2,00 1 2,00 1 2,00
B.d.typica 2,00     1 2,00
F. longiseta 2,35 2 4,70 3 7,05
K. cochlearis 1,55 5 7,75 2 3,10
K. c. tecta 1,55 3 4,65 3 4,65
K.irregularis 1,15 2 2,30 1 1,15
K.i.warthmanni 1,15 1 1,15 2 3,10
K.i.angulifera 1,15     1 1,15
L. lunaris 1,35 1 1,35    
P. vulgaris 1,85 7 12,95 9 16,65
P. sulcata 1,80 2 3,60 1 1,80
P. tentaculatus 1,50 1 1,50 1 1,50
S. pectinata 1,65 1 1,65 1 1,65
T. capucina 1,00 2 2,00 1 1,00
T.pusilla 1,30 3 3,90 3 3,90
T.rattus 1,00 1 1,00 5 5,00
Ветвистоусые рачки          
B. coregoni 0,95     1 0,95
B. longirostris 1,55 1 1,55 1 1,55
C.sphaericus 1,75 1 1,75 1 1,75
D.cucullata 1,75     1 1,75
P.trigonellus 1,70 1 1,70 1 1,70
Сумма   45 75,15 51 85,05
Индекс Пантле и Букк - S   1,67 1,67

Выводы

  1. В состав сообщества зоопланктона пруда входит 27 видов.
  2. 6 видов и форм впервые обнаружены на территории области.
  3. Комплекс доминантов состоит из коловраток, среди которых Polyarthra vulgaris постоянно преобладает.
  4. В сообществе зоопланктона во времени наблюдаются динамические процессы, которые приводят к изменению видового состава, разнообразия и распределения по акватории.
  5. Воды пруда по индикаторным организмам “умеренно-загрязненные”.

Литература

  1. Абакумов В.А. Руководство по гидробиологическому мониторингу пресноводных экосистем. СПб: Гидрометеоиздат, 1992. 318 с.
  2. Андроникова И. Н. Структурно-функциональная организация зоопланктона озерных экосистем. СПб.: Наука, 1996. С. 189.
  3. Курицын И.И., Марденский Н.А. География Пензенской области. Саратов: Приволжское книжное издательство,1991.
  4. Макрушин А.В. Библиографический указатель по теме \"Биологический анализ качества вод \" с приложением списка организмов-индикаторов загрязнения. Л., 1974. 53 с.
  5. Милованова Г.Ф. Экологический мониторинг зоопланктона р. Суры и Сурского водохранилища. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. биол.наук. М., 2000. С. 25.
  6. Определитель пресноводных беспозвоночных Европейской части СССР. Л.: Гидрометеоиздат, 1977. 510 с.
  7. Стойко Т.Г., Милованова Г.Ф., Ермилова С.Н. Некоторые данные к фауне зоопланктона Пензенской области // Проблемы охраны и рационального использования природных экосистем и биологических ресурсов. Мат-лы Всеросс. научн.-пpaкт. конф. посвященной 125-летию М. И. Спрыгина. Пенза, 1998.
  8. Стойко Т. Г. Фауна. Зоопланктон // Международный инновационный проект “Ноополис Луговой”. Т.1: Проблемы экологической реабилитации природной среды русской деревни. Коллективная монография. М.: Научная книга, 2002. С. 72–76.
  9. Стойко Т.Г., Мазей Ю.А. Фаунистический обзор организмов зоопланктона Пензенских водных экосистем // Пензенское краеведение. Опыт, перспективы развития. Мат-лы обл.науч.конф. Т.2. Пенза, 2005. С. 77-84.
  10. Унифицированные методы исследования качества вод. Методы биологического анализа вод. Индикаторы сапробности. М., 1990. Т. 2. Ч. З. 83с.
  11. Чистякова А.А., Стойко Т.Г. Биота озера Мохового (Круглого, Мертвого) // Фундаментальные и прикладные аспекты функционирования водных экосистем: проблемы и перспективы гидробиол. и ихтиол. в XXI веке. Саратов, 2001.
  12. Sladecek V. Ergebnisse der limnologie. E. Schweizerbartsche Verlagsbuchhandlung (Nagele u. Obermiller). Stuttgart, 1973. S.180 – 218.
  13. Hammer O., Harper D.A.T., Ryan P.D. PAST: Palaeontological Statistics software package for education and data ***ysis // Palaeontologica electronica. 2001. 4., Iss. 1., Art. 4. 9 pp.



Комментарии:

Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"


    Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

      Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением. ...

31 08 2025 6:31:38

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

30 08 2025 1:30:20

Урок природоведения "Шляпочные грибы"


    Урок природоведения "Шляпочные грибы"

      Урок для учащихся основной ступени общего образования направлен на достижение образовательных результатов в контексте требований ФГОС ООО. В нем отражены способы достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные)....

29 08 2025 22:50:51

Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"


    Разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему: "Созвездия"

      Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения. ...

28 08 2025 12:12:49

Кровь


    Кровь

      Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....

27 08 2025 10:54:20

Эволюция – миф или реальность?


    Эволюция – миф или реальность?

      В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ. ...

26 08 2025 23:58:58

Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"


    Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"

      Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....

25 08 2025 13:35:41

Урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме. ...

24 08 2025 19:16:32

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"


    Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

      Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

23 08 2025 21:15:18

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

22 08 2025 22:28:37

Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования


    Формирование культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования

      В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....

21 08 2025 16:23:17

Комбинированный урок "Разнообразие растений"


    Комбинированный урок "Разнообразие растений"

      Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :"Разнообразие растений"....

20 08 2025 20:40:18

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

19 08 2025 18:11:35

Здоровьесбережение как фактор успешного обучения


    Здоровьесбережение как фактор успешного обучения

      Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....

18 08 2025 2:10:12

Виртуальная дендроэкскурсия по экологической тропе к памятнику природы Скала «Мир»

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях «Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....

17 08 2025 0:58:55

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

16 08 2025 21:40:33

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции животных"


    Урок биологии по теме "Доказательства эволюции животных"

      Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....

15 08 2025 19:44:29

Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии


    Организация проверки знаний и умений обучающихся на уроках биологии

      Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...

14 08 2025 5:13:58

Внеклассное мероприятие по биологии


    Внеклассное мероприятие по биологии

      Внеклассное мероприятие ко Дню птиц в 5–6-х классах. Цель данного мероприятия — углубление и закрепление знаний о птицах, развитие интереса к природе и ее изучению, экологическое образование и воспитание....

13 08 2025 7:42:36

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

12 08 2025 15:35:50

Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"

      Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

11 08 2025 6:45:12

Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс


    Повторение и обобщение материала по теме "Митоз, мейоз". 11-й класс

      Обобщающий урок по теме направлен на обучение решению задач 2-й части ЕГЭ задание №39. В начале урока проводится повторение фаз митоза и мейоза, выявления сходства и отличия процессов, решение теста с выбором одного или нескольких вариантов ответов....

10 08 2025 20:10:33

Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)

      Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....

09 08 2025 20:56:26

Учебный проект "Неизвестное об известном"

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....

08 08 2025 15:14:24

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

07 08 2025 14:29:54

Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении


    Сетевое взаимодействие как условие создания здоровьеформирующей среды в образовательном учреждении

      В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....

06 08 2025 16:19:33

Орнамент, символика цвета одежды крестьянок Воронежской губернии


    Орнамент, символика цвета одежды крестьянок Воронежской губернии

      Учащиеся знакомятся с особенностями орнамента, символикой цвета одежды крестьянок Воронежской губернии....

05 08 2025 3:17:13

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

04 08 2025 15:47:20

Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система человека. 8-й класс

Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....

03 08 2025 14:17:40

Экологические группы насекомых

Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...

02 08 2025 11:45:38

«Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс


    «Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс

      Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....

01 08 2025 23:47:12

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"


    Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

      На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

31 07 2025 17:16:57

Биология - наука о живой природе

Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....

30 07 2025 19:40:52

Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"


    Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"

      Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....

29 07 2025 4:42:17

Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"


    Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"

      На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....

28 07 2025 9:25:15

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

27 07 2025 20:49:29

Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"

      Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....

26 07 2025 9:53:42

Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс


    Использование межпредметных связей в преподавании предметов ЕГЦ. 8-й класс

      В статье показана важность интегрированных уроков: во-первых, он позволяет разрешить противоречие между нехваткой времени и большим объемом материала. Во-вторых, способствует объединению знаний, их более глубокому осознанию и приводит к целостному их восприятию. В-третьих, в современных условиях учащийся не должен запоминать все знания, которые ему предлагает школа, а должен научиться мыслить, применять полученные знания....

25 07 2025 16:54:53

"Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс


    "Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс

      Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....

24 07 2025 8:28:58

Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"


    Обобщающий урок (ролевая игра) "Здоровое питание - часть здорового образа жизни"

      Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы. Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской СЭС, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку. ...

23 07 2025 19:36:20

Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

      Данный урок стоит в разделе "Основы учения об эволюции" по учебнику "Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....

22 07 2025 0:36:11

Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"


    Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"

      Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....

21 07 2025 8:28:55

Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"


    Коспект урока по теме "Гумopaльная реакция"

      Представлен конспект урока по теме "Гумopaльная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....

20 07 2025 7:47:16

Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"


    Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"

      Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал. ...

19 07 2025 6:25:52

Реализация интегрированного подхода в обучении биологии


    Реализация интегрированного подхода в обучении биологии

      На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....

18 07 2025 18:51:25

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"


    Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"

      Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

17 07 2025 1:36:12

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"


    Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

      В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

16 07 2025 8:35:57

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии

      В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи». В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя. Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов. ...

15 07 2025 6:13:35

Зоны корня: роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня

Зоны корня: роста, растяжения, всасывания, проводящая. Строение корня Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....

14 07 2025 12:35:37

Урок биологии в 9-м классе "Биосинтез белка. Пластический обмен"


    Урок биологии в 9-м классе "Биосинтез белка. Пластический обмен"

      Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК. ...

13 07 2025 1:21:30

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::