Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

Образовательные задачи:

  • Познакомить учащихся с защитными свойствами организма;
  • Раскрыть сущность иммунитета;
  • Познакомить с видами иммунитета;
  • Сформировать понятия "иммунитет", "антитела", "вакцина", "прививка", "лечебная сыворотка";
  • Обосновать необходимость применения прививок и лечебных сывороток;
  • Познакомить со значением анализа крови для определения состояния здоровья человека.

Оборудование:

  • Таблица "Кровь"
  • Портрет И.И.Мечникова
  • Видеофильм "Кровь" (фрагмент "Лейкоциты")
  • Раздаточные листы с "Планом военных действий"
  • Учебник "Биология. Человек" Н.И. Сонина и М.Р. Сапина (издательство "Дрофа", 2003г.)

Содержание урока:

1 этап урока - организационный момент (приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места, создание рабочей атмосферы).

2 этап урока - проверка знаний учащихся (проводится по ходу изучения нового материала).

3 этап урока - подготовка учащихся к активной УВД на основном этапе урока:

А) вступительное слово учителя (краткая историческая справка).

В Древнем Риме граждане должны были совершать воздаяния своему городу: денежные взносы, постройка храмов, а также несение воинской службы. Некоторых граждан по той или иной причине освобождали от такой повинности, которая носила название "мунис". В этом случае человек получал именную грамоту с приставкой "им" (не), а его самого называли "иммунисом" - освобождённым от какой - либо подати или повинности.

Б) Объявление темы урока и мотивация на изучение данной темы.

Вопрос 1. Что такое иммунитет? Что вы знаете об иммунитете? (мнения учащихся записываются на доске).

Сегодня мы станем свидетелями удивительных событий - военных действий двух армий, узнаем, каким оружием воюют "солдаты", кто победит в этой войне, получит награды и как полученный опыт поможет человечеству не допустить новой войны.

4 этап урока - изучение нового материала.

Наш организм - результат длительной эволюции, в ходе которой он приобрёл защитные приспособления (оборонительные рубежи).

Вопрос 2. Кто является врагом нашего организма и постоянно стремиться проникнуть в него разными путями - с водой или пищей, через воздух и порезы на коже? (выслушиваются мнения учащихся).

Вопрос 3. А кто же защитники нашего организма?

Задание для учащихся № 1: прочитайте в учебнике на стр.122 статью "Иммунитет" до слов "Ослабленные микробы:" и найдите первый защитный (оборонительный) рубеж нашего организма.

Вопрос 3. В чём выражаются его защитные свойства?

Учащимся раздаются листы с "Планом военных действий"

План военных действий:

1. "Начало войны - атака завоевателей на первом оборонительном рубеже

(кожа и слизистые оболочки)".

Вопрос 4. Абсолютна ли эта защита? (выслушиваются мнения учащихся).

2. "Прорыв врагов через первый оборонительный рубеж и поединок с солдатами - защитниками нашего организма".

Вопрос 5. Вспомните, какие защитники вам уже известны из предыдущих уроков? Дайте характеристику этим солдатам по следующему плану:

Характеристика солдат наших защитных войск:

  1. Название клеток.
  2. Род войск (к каким клеткам крови относятся?).
  3. Строение клеток.
  4. Способ уничтожения врагов - микробов (в помощь стр. 118 - последние два абзаца и стр.119 - первый абзац).

3. "Битва в разгаре - воспалительный процесс".

Этот учёный впервые описал данную битву в научной работе "О целебных силах организма" в 1883 году и он же один из первых русских учёных получил Нобелевскую премию в 1908 году.

Вопрос 6. О ком идёт речь? (демонстрация портрета И.И.Мечникова).

Вопрос 7. Как по анализу крови узнать, что в организме идёт воспалительный процесс и надо срочно помогать нашим защитникам?

(выслушиваются мнения учащихся).

4. "Химическая атака, или враг бежит (третий оборонительный рубеж - иммунная защита)".

В боевые действия включаются новые свежие войска лейкоцитов, которые находятся не в крови, а в лимфе - л и м ф о ц и т ы

Лимфоциты

В - клетки Т - клетки
"Стреляют" особыми химическими веществами - антителами (белками), которые убивают оставшиеся микробы и остаются в крови на определённое время. "Запоминают" врагов - микробов в лицо и подают сигнал при новом их появлении В - лимфоцитам.

5. "Организм спасён - враг уничтожен (victoria)".

Вопрос 8. Что же такое иммунитет?

Задание для учащихся №1. Найдите ответ на стр.122 в последнем абзаце (первом предложении) и сравните с вашими первоначальными предположениями (посмотрите записи на доске к вопросу № 1).

6. "Награждение победителей в войне с микробами"

Как полагается, по окончании войны героям вручают награды:

----------------------- Награды ---------------------

! !
организму врачам
(за личный вклад - естественный приобретённый иммунитет) (за тактику боевых действий - искусственный иммунитет)

Вопрос 9. О каких наградах идёт речь? Это мы узнаем, изучив стр. 122 учебника.

Задание для учащихся № 2: Прочитайте по учебнику 1-й столбец (последний абзац) и 2-й столбец (до статьи "Переливание крови") и ответьте на следующие вопросы (их можно заранее написать на доске и закрыть таблицами или раздать на парты).

Вопрос 10. Какие бывают виды иммунитета? Какой иммунитет называется естественным врождённым?

А ещё существует естественный приобретённый иммунитет. Он возникает тогда, когда человек переболевает инфекционным заболеванием и в его организме возникают антитела на данный вид возбудителя болезни.

Вопрос 11. Какой иммунитет называется искусственным активным?

(Ответ: Этот иммунитет возникает на введение в организм человека вакцины).

Вопрос 12. А что такое вакцина?

Вопрос 13. Кто впервые использовал вакцину коровьей оспы для прививки человеку?

Вопрос 14. Какой иммунитет называется искусственным пассивным?

(Ответ: Этот иммунитет возникает на введение в организм человека лечебной сыворотки).

Вопрос 15. А что такое сыворотка?

Учитель заслушивает ответы учащихся на поставленные вопросы.

5 этап урока - первичная проверка усвоения знаний.

Рефлексия (размышление) - работа со схемой "Иммунитет" на стр. 124 учебника и объяснение причин возникновения разных видов иммунитета.

6 этап урока - первичное закрепление знаний (просмотр видеофрагмента "Лейкоциты").

7 этап урока - контроль и самопроверка знаний учащихся:

Самопроверка по тестовым заданиям "Какие утверждения верны?" на стр. 124 и "Выберите правильный ответ" (№№ 1- 4) на стр.125.

8 этап урока - подведение итогов урока (даётся общая оценка работы класса на уроке и выставление оценок наиболее активным учащимся).

9 этап урока - информация о домашнем задании:

А) выучить статью "Иммунитет" на стр. 122;

Б) перечертить схему "Иммунитет" со стр. 124 в тетрадь;

В) для учащихся с повышенной мотивацией предлагается нарисовать карту военных действий, используя план - конспект урока.

Учитель биологии и экологии гимназии № 1554

Абдрахманова Каримя Анвяровна г. Москва 2008г.

Приложение 1 ( раздаточный материал для учащихся)

План военных действий:

  1. "Начало войны - атака завоевателей на первом оборонительном рубеже (кожа и слизистые оболочки".
  2. "Прорыв врагов через первый оборонительный рубеж и поединок с солдатами - защитниками нашего организма".
  3. "Битва в разгаре - воспалительный процесс".
  4. "Химическая атака, или враг бежит (третий оборонительный рубеж - иммунная защита)".
  5. "Организм спасён - враг уничтожен (Victoria)".
  6. "Награждение победителей в войне с микробами".


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две команды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких геймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

26 07 2021 1:26:16

Использование слайдовой презентации на уроке биологии

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....

26 07 2021 7:57:13

Урок биологии в 6-м классе "Кровь – это есть совсем особый сок…"

Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....

26 07 2021 10:32:35

Урок биологии "Разнообразие стеблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

26 07 2021 11:29:16

Программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...

26 07 2021 15:43:39

Информационные технологии на уроках биологии

Cистемный подход к формированию О У У Н создаёт условия для формирования у учащихся практических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии " Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н. Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи И К Т. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

26 07 2021 0:24:39

Урок биологии в 8-м классе. Зрительный анализатор

Урок биологии в 8-м классе " Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....

26 07 2021 5:57:35

Урок-научная конференция "Гимн солнцу", 5-й класс

Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....

26 07 2021 15:55:36

Заключительный урок по теме "Корень"

Развивающая игра по теме « Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете. ...

26 07 2021 21:27:24

ИЕРАРХИЯ У КРЫС ЕГЭ biologia's Blog

Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...

26 07 2021 22:38:25

Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Тема в курсе зоологии « Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в практической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием И К Т направлен на более эффективное усвоения материала....

26 07 2021 12:53:36

Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"

Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....

26 07 2021 12:20:51

Мастер-класс "Развитие учебной мотивации в обучении биологии в С(К)ОУ"

Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....

26 07 2021 18:42:10

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме " Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

26 07 2021 17:11:17

Обобщающий урок "Органы цветковых растений" (6-й класс)

Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору " Эверест". При восхождении обобщаются темы: " Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме " Лекарственные растения вокруг нас"....

26 07 2021 11:51:23

Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»

На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....

26 07 2021 10:38:23

Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"

Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....

26 07 2021 21:16:54

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

26 07 2021 3:58:21

Путешествие в Китай

Занятие-путешествие проводится в « Зимнем саду», « Зооцентре», « Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и практического общения с его живыми обитателями....

26 07 2021 3:19:34

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

26 07 2021 23:24:45

Экологическая сказка в стихах "Весенний переполох"

Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “ Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме « Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....

26 07 2021 4:10:31

Урок биологии "Плоды. Распространение плодов и семян"

На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются практические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. ...

26 07 2021 15:32:31

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина « С» в различных соках. ...

26 07 2021 19:42:37

Урок биологии в 8-м классе "Витамины"

При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и практической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....

26 07 2021 22:46:33

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие и значение водорослей"

На уроке по теме " Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

26 07 2021 17:36:10

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

26 07 2021 12:54:39

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

26 07 2021 0:34:23

Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский командный турнир"

Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М. В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....

26 07 2021 21:34:20

Комбинированный урок "Разнообразие растений"

Представленный урок проводится в рамках курса " Биология. Бактерии. Грибы. Растения". Тема урока :" Разнообразие растений"....

26 07 2021 1:26:17

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

26 07 2021 15:42:29

Элективный курс "Решение генетических задач"

Цель курса - углубить знания в изучении практических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....

26 07 2021 15:32:27

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

Данный урок занимает четвертое место в теме " Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и практической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

26 07 2021 5:48:25

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя

Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г. Менделя. При этом отрабатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....

26 07 2021 11:42:34

Здоровое питание - залог успешного развития ребенка

В работе проводится оценка качества питания учащихся в школе и даются рекомендации учителям и родителям....

26 07 2021 7:28:29

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

26 07 2021 3:53:25

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....

26 07 2021 19:39:24

Урок биологии в 7-м классе "И небо без птиц не небо…"

Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием И К Т (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить. ...

26 07 2021 14:53:58

Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"

Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три команды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....

26 07 2021 4:51:23

Эры и периоды в развитии жизни на Земле

Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....

26 07 2021 4:54:36

Информационно-коммуникационные технологии в практике работы педагога

В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....

26 07 2021 3:53:50

Мультимедийная поддержка уроков биологии

Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

26 07 2021 16:23:41

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

26 07 2021 20:16:55

Тема урока: "Образ жизни и внешнее строение птицы". 7-й класс

Данный урок помогает учащимся понять происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Практическая часть позволяет получить знания о приспособленности птиц к полету. На уроке используются межпредметные связи, раскрывающие значение в хозяйственной деятельности человека....

26 07 2021 11:20:58

Свойства и функции белков

Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....

26 07 2021 21:19:25

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

26 07 2021 5:37:31

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

26 07 2021 8:12:32

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме " Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

26 07 2021 8:55:46

Антиалкогольное воспитание на уроках биологии

Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: « Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки». Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел " Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....

26 07 2021 21:11:28

Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"

Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе " Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета " Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций. ...

26 07 2021 5:21:14

Внеклассное мероприятие. Вечер, приуроченный к неделе биологии в школе, "В мире животных"

Цели урока: познакомить детей с малоизвестными интересными животными, способствовать развитию у детей любви к животным, бережному отношению к природе, к животному миру....

26 07 2021 4:20:51

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)