Разработка урока по теме "Тип Губки"
Источник:
|
Цель урока: познакомить учащихся с основными особенностями организации представителей типа Губки.
Задачи
- Образовательные: рассмотреть представителей типа Губки, отметить примитивные черты их строения и жизнедеятельности; показать их роль в природе и жизни человека.
- Развивающие: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения знаний и умений в учебных ситуациях.
- Воспитательные: формировать у школьников познавательный интерес к процессу изучения различных типов животных; содействовать воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений.
Вид урока: с применением средств мультимедиа.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, иллюстрации с изображением губок, презентация.
План урока:
- Организационный момент.
- Постановка целей и задач.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Домашнее задание.
План урока
1. Организационный момент.
- Приветствие
- Подготовка класса к работе
- Наличие учащихся
2. Постановка целей и задач.
От прибрежных мелководий до мрачных морских глубин встречаются странные создания природы – губки. Их вид и строение так необычны, что долгое время ученые не могли решить: растения они или животные. Латинское название губок переводится как “пористые животные”.
Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным миром губок, узнаем особенности их внешнего и внутреннего строения, рассмотрим их многообразие и роль в природе и жизни человека (Презентация. Слайд 2).
3. Изучение нового материала.
Форма тела губок чрезвычайно разнообразна. Часто они имеют вид корковых, подушковидных, или комкообразных обрастаний и наростов на камнях, paковинах моллюсков или на каком-нибудь другом субстрате. Нередко среди них встречаются также более или менее правильные шаровидные, бокаловидные, воронковидные, цилиндрические, стебельчатые, кустистые и иные формы. Губки не передвигаются, не реагируют на самые сильные раздражители. И все-таки губки – особый тип царства животных (Слайд 3).
Своей формой губки напоминают двуслойный мешок или бокал (Слайд 4), внешний слой которого (эктодерма) состоит из плоских поверхностных клеток, а внутренний (энтодерма) содержит клетки со жгутиками, которые самостоятельно отлавливают частицы пищи и воды, втягиваемой внутрь через поры. Тем самым очевидно, что единая пищеварительная система, а также другие органы и ткани у губок отсутствуют.
Защищаются губки пассивно – за счет колючих скелетных кристаллов (Слайд 5).
Процессы жизнедеятельности:
1. Дыхание. (Слайд 6). Как и большинство животных, обитающих в водной среде, губки используют для дыхания растворенный в воде кислород. Ток воды, проникающий во все полости и каналы губки, снабжает близлежащие клетки и мезоглею кислородом и уносит выделяемую ими углекислоту. Таким образом, газовый обмен с наружной средой осуществляется у губок непосредственно каждой клеткой или через мезоглею.
2. Питание. Губки питаются главным образом взвешенными в воде остатками отмерших животных и растений, а также мелкими одноклеточными организмами.
3. Выделение. Непереваренные остатки пищи выбрасываются в мезоглею и постепенно скапливаются около отводящих каналов, а затем поступают в просветы каналов и выводятся наружу.
Следовательно, основные жизненные отправления губок осуществляются крайне примитивным способом. При отсутствии специальных органов процессы дыхания, питания и выделения протекают у них внутриклеточно, за счет деятельности отдельных клеток.
4. Размножение. (Слайд 7). Размножаются губки бесполым (почкование) и пoлoвым путем.
5. Регенерация. (Слайд 8). Хорошо выражена способность к регенерации – они без труда восстанавливают целостность организма после значительных повреждений.
Тип Губки подразделяется на три класса. (Слайд 9)
Тип Губки.
- Класс Известковые губки.
- класс Обыкновенные губки.
- класс Стеклянные губки.
Класс Известковые губки. (Слайд 10)
Исключительно морские губки, живущие обычно на небольшой глубине. Это довольно нежные организмы, одиночные или колониальные, редко превышающие 7 см в высоту. Тело их часто имеет трубчатую, бочонковидную или цилиндрическую форму. Иногда образуется ножка, при помощи которой губка прикрепляется к субстрату.
Класс Обыкновенные губки. (Слайд 11)
К этому классу относится более 95 % всех видов губок. Скелет кремниевый. Обитают как в морской так и в пресной воде.
Класс Стеклянные губки. (Слайд 12)
Стеклянные губки – своеобразные морские, преимущественно глубоководные, губки, достигающие 50 см в высоту и более. Тело их чаще всего бокаловидное, мешковидное или трубчатое, мягкое и легко рвущееся наподобие непрочного войлока, или при более значительном развитии скелета – довольно твердое и ломкое. Цвет серый, коричневый, белый или желтоватый. Обычно одиночные, реже колониальные организмы.
Значение Губок. (Слайд 13)
- пища для водных животных;
- изготавливаю украшения;
- используют в медицинских целях;
- используют в технических целях;
- туалетная губка – гигиенический материал.
Выводы к уроку. (слайд 14)
- Губки – это многоклеточные водные животные.
- Ведут прикрепленный образ жизни.
- Являются биофильтраторами.
- Есть скелет, состоящий из известковых или кремниевых игл.
- Отсутствуют ткани и органы.
- Размножаются бесполым и пoлoвым путем.
- Способны к регенерации.
- Насчитывают 8000 видов.
4. Закрепление изученного материала.
Тест “ Тип Губки”. (Слайд 15)
Решите, какое утверждение верное. Выпишите номера правильных утверждений.
- Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы.
- Все губки имеют ткани и органы.
- Почти все губки имеют минеральный или органический скелет.
- Губки обладают способностью к регенерации.
- Все тело губки пронизано порами.
- Вода в тело губки входит и выходит через поры.
- Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы.
- Жгутиковые клетки внутреннего слоя губки захватывают пищу, которая затем переваривается внутри них.
- Губки – это биофильтраторы.
- Мезоглея – это слой поверхностных клеток.
5. Домашнее задание. (Слайд 16)
Прочитайте текст учебника на стр. 99–100 (часть 1). Ответьте на вопросы рубрики “Проверьте свои знания”.
Список используемой литературы.
- Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина / авт.-сост. М. В. Высоцкая. – Волгоград: Учитель, 2006
- Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1 : учеб. для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М. : Дрофа, 2008. – 141 с.
- Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 класс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина “Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс” / Н.Ю. Захарова. – М.: Издательство “Экзамен”, 2008. – 254 с.
- Шарова И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. Для учителя. – М.: Просвещение. 1994.
- Энциклопедия для детей. Биология. Т2. М.: Аванта+, 2001.
Комментарии:
Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического КВН или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе.
...
30 06 2025 12:49:59
Наиболее важным при этом является дифференцировка клеток наружного и внутреннего слоев...
29 06 2025 19:21:48
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
28 06 2025 20:54:41
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
27 06 2025 21:26:21
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
26 06 2025 17:13:23
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
25 06 2025 8:46:27
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
24 06 2025 14:17:26
В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....
23 06 2025 5:11:22
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
22 06 2025 21:41:45
В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....
21 06 2025 17:27:46
Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....
20 06 2025 4:27:15
В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний.
...
19 06 2025 18:57:19

Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....
18 06 2025 7:53:20
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....
17 06 2025 1:47:27
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
16 06 2025 22:39:54
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
15 06 2025 3:40:37

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....
14 06 2025 0:43:14
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
13 06 2025 20:45:27

В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....
12 06 2025 12:48:49
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
11 06 2025 6:59:58
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
10 06 2025 23:30:47
В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал.
...
09 06 2025 9:55:25
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
08 06 2025 0:32:48
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
07 06 2025 6:18:32
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
06 06 2025 2:50:20
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
05 06 2025 0:19:27
Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....
04 06 2025 14:29:42
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
03 06 2025 10:39:29
В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра «Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опopно-схематические конспекты....
02 06 2025 17:45:34
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
01 06 2025 11:31:49
Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....
31 05 2025 23:42:14
Биологическая игра «Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры «Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....
30 05 2025 0:37:33
На уроке говорится о многообразии плодов, их значении в природе и жизни человека. Дается определение «плод», «околоплодник». Расширяется кругозор и творческая активность учащихся, умение логически мыслить. Происходит развитие навыков использования информационных технологий для решения познавательных задач. Воспитывается самостоятельность и аккуратность, а также бережное отношение к окружающему миру....
29 05 2025 17:16:50
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
28 05 2025 10:27:53
Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....
27 05 2025 20:49:41
Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....
26 05 2025 15:22:54
Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду.
...
25 05 2025 13:27:11
Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....
24 05 2025 20:41:41
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
23 05 2025 5:15:14
В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....
22 05 2025 22:42:33
Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", пpaктическая работа: посадка детьми семян цветов....
21 05 2025 9:23:36
Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....
20 05 2025 13:21:42
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
19 05 2025 5:20:24
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
18 05 2025 22:56:27
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
17 05 2025 12:26:36
Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес"....
16 05 2025 16:42:53
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
15 05 2025 16:36:20
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
14 05 2025 21:41:39
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить.
...
13 05 2025 8:35:49
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
12 05 2025 7:44:32
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::