Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"
Цели:
- обобщить и закрепить основные знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений»;
- способствовать развитию логического мышления учащихся;
- сформировать целостную картину растительного мира.
Материалы и оборудование: комнатные растения, ветки и шишки ели, мох, папоротник, мультимедийная презентация (Приложение 1).
План урока:
- Вводный этап (3 мин)
- Этап закрепления и обобщения знаний (40 мин).
- Работа у доски со схемами (5 мин)
- Работа с понятиями (8 мин)
- Описание натурального объекта (12 мин)
- Мозговой штурм (15 мин)
- Заключительный этап (2 мин)
ХОД УРОКА
1. Вводный этап
Приветствие класса, проверка отсутствующих, объяснение дальнейшей работы, разделение на 4 группы (по 5 человек) ФИ и № группы на столах.
На столах также лежат чистые листы бумаги для работы в группах. В ходе занятия каждой группе необходимо выполнить несколько заданий. В конце урока по итогам работы будут выставлены оценки.
Вступительное слово учителя: Ребята
сегодня у нас зачетно-обобщающий урок по разделу
«Царство растений» (Приложение 1,
слайд 1).
Итак, начнём.
2. Этап закрепления и обобщения знаний
– Перед вами на доске первое задание. Прошу выйти к доске по 1 человеку от группы и закончить схемы. Вам необходимо выполнить задания в течение 5 минут, приступайте.- 5 мин.
– Пока ребята работают около доски, я вам предлагаю ознакомиться со следующим заданием. Вам необходимо дать определения предложенным понятиям и сделать предположение к какой группе растений подходят все эти понятия. Ответ свой необходимо аргументировать. От группы отвечает один человек.
3. Работа с понятиями
– Представители других групп внимательно слушают и если ребята, которые отвечают, допустили ошибки, у вас есть шанс их исправить и заработать дополнительные баллы. Отвечаем по очереди. На подготовку вам 4 минуты. (Приложение 1, слайд 2).
Задание:
Дайте определения понятиям.
Сделайте предположение, какую группу растений
хаpaктеризуют эти понятия
Ответ аргументируйте.
- Вариант задания для 1 группы:
- Хроматофор
- Слоевище
- Красный чувствительный глазок
- Вариант задания для 2 группы:
- Вайя.
- Спорангий
- Спора
- Вариант задания для 3 группы:
- Симбиоз
- Ризоиды
- Низшие растения
- Вариант задания для 4 группы:
- Кустарник
- Многолетнее растение
- Цветок
После каждого ответа группы, в качестве правильности ответа слайд с растением и названием отдела растений: водоросли, папоротники, лишайники, покрытосеменные (Приложение 1, слайды 3-6)
4. Описание натурального объекта
– Перед вами натуральный объект. Дайте краткую
хаpaктеристику объекту по предложенной схеме.
Время на подготовку – 2 мин. (ветка и шишка ели,
герань, папоротник и мох)
схема ответа:
– К какому отделу растений относится
предложенный объект?
– К какой группе растений относится это
растение, к низшим или высшим? Ответ
аргументируйте.
– Какими способами можно размножить это
растение?
– Каково значение этого растения в природе и для
человека?
Схема ответа на доске в виде слайда. (Приложение 1, слайд 7)
5. Мозговой штурм
– Что такое ботаника? Кто является
основоположником ботаники?
– В чем отличие высших и низших растений?
– Докажите, что найти цветок папоротника
невозможно?
– Какие группы водорослей вы знаете? Как эти
группы водорослей располагаются вглубь водоёма?
– Как использует человек водоросли?
– Докажите, что хламидомонада ведёт себя днём
как растение, а ночью как животное?
– Почему папоротники растут во влажных местах, а
покрытосеменные растения могут жить и в пустыне?
– Какие жизненные формы покрытосеменных
растений вы знаете? Приведите примеры?
– Как в лесу можно определить стороны света?
– В чем отличие в строении иголок и шишек у ели и
сосны?
– Почему считается, что прогулка в сосновом бору
увеличивает жизнь?
– Почему плауны занесены в Красную книгу РФ? Как
использует их человек?
– О чем говорит наличие большого количества
растений хвоща на огороде или в саду?
– На какие группы можно разделить мхи? Почему?
– Докажите, что водоросли и лишайники относятся
к низшим растениям?
– Как вы думаете, почему ученые считают, что
цветковые растения более высокоорганизованны,
чем другие отделы растений?
– В чем отличие сосновых и еловых лесов?
– Почему ель называют голосеменным и хвойным
растением?
– Как вы думаете, почему лишайники называют
«пионерами»?
– В чем отличие однолетних, двулетних и
многолетних растений? Приведите примеры?
– Докажите, что банан является травянистым
растением?
– Объясните, почему около автотрасс пpaктически
не встречаются лишайники?
– Какова роль мхов в природе и для человека?
– Объясните высказывание: «Нет на Земле
растений. Нет жизни»?
6. Заключительный этап
Подведение итогов: (Приложение 1
, слайд 8)- Царство растений включает в себя высшие и низшие растения.
- Наиболее высокоразвитыми являются голосеменные и покрытосеменные растения.
- Растения могут размножаться бесполым путем с помощью спор и деления слоевища, а так же пoлoвым путем с помощью пoлoвых клеток.
- Из растений люди получают топливо, пищу, лекарства, стройматериалы и т.п.
Оценки за урок + объяснение д/з (Приложение 1, слайд 9)
Домашнее задание: принести лупу, проросшие и сухие семена фасоли или гороха (замочить на ночь семена в блюдце или в тарелке), салфетки.
– Всем спасибо! Урок окончен!
Комментарии:

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
17 07 2025 13:19:50

Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....
16 07 2025 12:27:10
Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....
15 07 2025 20:21:58
Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед.
...
14 07 2025 5:44:59
Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....
13 07 2025 6:51:20
Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся.
Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение.
...
12 07 2025 2:19:12
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся).
...
11 07 2025 12:32:19
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
10 07 2025 17:36:56

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
09 07 2025 15:19:35
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала.
...
08 07 2025 17:41:58
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
07 07 2025 9:18:31
Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения.
...
06 07 2025 15:58:57
Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....
05 07 2025 18:28:24
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
04 07 2025 3:43:56
Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....
03 07 2025 14:39:31
Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться.
...
02 07 2025 17:26:47
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
01 07 2025 20:15:47

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
30 06 2025 12:42:26
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
29 06 2025 1:44:48
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
28 06 2025 17:37:41
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
27 06 2025 3:21:16
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии.
...
26 06 2025 21:10:52
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
25 06 2025 23:21:52
Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....
24 06 2025 23:44:31
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
23 06 2025 1:21:20
В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....
22 06 2025 14:58:55
Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....
21 06 2025 2:48:27
При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков.
...
20 06 2025 13:57:17
В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения.
...
19 06 2025 8:51:17
Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления.
...
18 06 2025 9:39:55
Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....
17 06 2025 23:50:21
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
16 06 2025 1:12:42
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
15 06 2025 18:22:48
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
14 06 2025 7:58:21
Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме «Члeнистоногие»....
13 06 2025 7:53:56
Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....
12 06 2025 9:24:56
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
11 06 2025 2:55:27
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
10 06 2025 1:58:30
Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....
09 06 2025 18:37:57
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
08 06 2025 16:24:22
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
07 06 2025 6:46:58
Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....
06 06 2025 4:55:54
Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....
05 06 2025 11:29:55
Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе.
...
04 06 2025 8:53:54
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
03 06 2025 17:59:38
Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....
02 06 2025 18:37:28
Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....
01 06 2025 21:32:35
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
31 05 2025 14:43:39
На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....
30 05 2025 12:27:47
Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....
29 05 2025 23:28:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::