Зачетно-обобщающий урок по теме "Царство растений"
Цели:
- обобщить и закрепить основные знания, умения и навыки учащихся по разделу «Царство растений»;
- способствовать развитию логического мышления учащихся;
- сформировать целостную картину растительного мира.
Материалы и оборудование: комнатные растения, ветки и шишки ели, мох, папоротник, мультимедийная презентация (Приложение 1).
План урока:
- Вводный этап (3 мин)
- Этап закрепления и обобщения знаний (40 мин).
- Работа у доски со схемами (5 мин)
- Работа с понятиями (8 мин)
- Описание натурального объекта (12 мин)
- Мозговой штурм (15 мин)
- Заключительный этап (2 мин)
ХОД УРОКА
1. Вводный этап
Приветствие класса, проверка отсутствующих, объяснение дальнейшей работы, разделение на 4 группы (по 5 человек) ФИ и № группы на столах.
На столах также лежат чистые листы бумаги для работы в группах. В ходе занятия каждой группе необходимо выполнить несколько заданий. В конце урока по итогам работы будут выставлены оценки.
Вступительное слово учителя: Ребята
сегодня у нас зачетно-обобщающий урок по разделу
«Царство растений» (Приложение 1,
слайд 1).
Итак, начнём.
2. Этап закрепления и обобщения знаний
– Перед вами на доске первое задание. Прошу выйти к доске по 1 человеку от группы и закончить схемы. Вам необходимо выполнить задания в течение 5 минут, приступайте.- 5 мин.
– Пока ребята работают около доски, я вам предлагаю ознакомиться со следующим заданием. Вам необходимо дать определения предложенным понятиям и сделать предположение к какой группе растений подходят все эти понятия. Ответ свой необходимо аргументировать. От группы отвечает один человек.
3. Работа с понятиями
– Представители других групп внимательно слушают и если ребята, которые отвечают, допустили ошибки, у вас есть шанс их исправить и заработать дополнительные баллы. Отвечаем по очереди. На подготовку вам 4 минуты. (Приложение 1, слайд 2).
Задание:
Дайте определения понятиям.
Сделайте предположение, какую группу растений
хаpaктеризуют эти понятия
Ответ аргументируйте.
- Вариант задания для 1 группы:
- Хроматофор
- Слоевище
- Красный чувствительный глазок
- Вариант задания для 2 группы:
- Вайя.
- Спорангий
- Спора
- Вариант задания для 3 группы:
- Симбиоз
- Ризоиды
- Низшие растения
- Вариант задания для 4 группы:
- Кустарник
- Многолетнее растение
- Цветок
После каждого ответа группы, в качестве правильности ответа слайд с растением и названием отдела растений: водоросли, папоротники, лишайники, покрытосеменные (Приложение 1, слайды 3-6)
4. Описание натурального объекта
– Перед вами натуральный объект. Дайте краткую
хаpaктеристику объекту по предложенной схеме.
Время на подготовку – 2 мин. (ветка и шишка ели,
герань, папоротник и мох)
схема ответа:
– К какому отделу растений относится
предложенный объект?
– К какой группе растений относится это
растение, к низшим или высшим? Ответ
аргументируйте.
– Какими способами можно размножить это
растение?
– Каково значение этого растения в природе и для
человека?
Схема ответа на доске в виде слайда. (Приложение 1, слайд 7)
5. Мозговой штурм
– Что такое ботаника? Кто является
основоположником ботаники?
– В чем отличие высших и низших растений?
– Докажите, что найти цветок папоротника
невозможно?
– Какие группы водорослей вы знаете? Как эти
группы водорослей располагаются вглубь водоёма?
– Как использует человек водоросли?
– Докажите, что хламидомонада ведёт себя днём
как растение, а ночью как животное?
– Почему папоротники растут во влажных местах, а
покрытосеменные растения могут жить и в пустыне?
– Какие жизненные формы покрытосеменных
растений вы знаете? Приведите примеры?
– Как в лесу можно определить стороны света?
– В чем отличие в строении иголок и шишек у ели и
сосны?
– Почему считается, что прогулка в сосновом бору
увеличивает жизнь?
– Почему плауны занесены в Красную книгу РФ? Как
использует их человек?
– О чем говорит наличие большого количества
растений хвоща на огороде или в саду?
– На какие группы можно разделить мхи? Почему?
– Докажите, что водоросли и лишайники относятся
к низшим растениям?
– Как вы думаете, почему ученые считают, что
цветковые растения более высокоорганизованны,
чем другие отделы растений?
– В чем отличие сосновых и еловых лесов?
– Почему ель называют голосеменным и хвойным
растением?
– Как вы думаете, почему лишайники называют
«пионерами»?
– В чем отличие однолетних, двулетних и
многолетних растений? Приведите примеры?
– Докажите, что банан является травянистым
растением?
– Объясните, почему около автотрасс пpaктически
не встречаются лишайники?
– Какова роль мхов в природе и для человека?
– Объясните высказывание: «Нет на Земле
растений. Нет жизни»?
6. Заключительный этап
Подведение итогов: (Приложение 1
, слайд 8)- Царство растений включает в себя высшие и низшие растения.
- Наиболее высокоразвитыми являются голосеменные и покрытосеменные растения.
- Растения могут размножаться бесполым путем с помощью спор и деления слоевища, а так же пoлoвым путем с помощью пoлoвых клеток.
- Из растений люди получают топливо, пищу, лекарства, стройматериалы и т.п.
Оценки за урок + объяснение д/з (Приложение 1, слайд 9)
Домашнее задание: принести лупу, проросшие и сухие семена фасоли или гороха (замочить на ночь семена в блюдце или в тарелке), салфетки.
– Всем спасибо! Урок окончен!
Комментарии:
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
31 08 2025 15:43:10
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
30 08 2025 19:49:53
Урок знакомит учащихся с историей переливания крови, выявляет значение переливания крови как важного достижения современной медицины, выясняет причины групповых различий крови у людей.
...
29 08 2025 20:33:44
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
28 08 2025 6:50:56
Урок носит выраженную пpaктическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....
27 08 2025 6:58:59
На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....
26 08 2025 6:37:57
Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией.
...
25 08 2025 9:28:21
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
24 08 2025 11:25:30
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
23 08 2025 8:26:43
Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме "Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика.
...
22 08 2025 23:16:34
Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....
21 08 2025 3:36:11
Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией.
...
20 08 2025 14:11:59
В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....
19 08 2025 18:59:20
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
18 08 2025 18:58:56
Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....
17 08 2025 12:40:56
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
16 08 2025 11:54:37
На уроке необходимо сравнить строение растительной и животной клетки и доказать, что клетка является основной элементарной единицей живого. ...
15 08 2025 0:12:14
Основная цель данных уроков развить умения учащихся работать с источниками информации, выполнять эксперименты и наблюдения, повторить основные приёмы работы с биологическими объектами, а также мотивация их на изучение предмета. Сам раздел "Введение" не достаточно интересен учащимся, кроме того после летних каникул они ещё не втянулись в работу, большой компонент, связанный с лабораторными и пpaктическими действиями, способствует обычно продуктивной деятельности уже в самом начале учебного года....
14 08 2025 1:27:36
Чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, важно затронуть его душу, обогатить его ум. Используя эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии, можно получить отклик детей на понимание ими экологических проблем - это их творческие работы: экологические сказки. Экологические сказки служат источником формирования элементарных экологических понятий....
13 08 2025 9:32:59
Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....
12 08 2025 18:26:21
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
11 08 2025 4:54:32
На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....
10 08 2025 7:24:49
Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...
09 08 2025 18:13:13
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....
08 08 2025 1:12:28
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
07 08 2025 0:17:50
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и
углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений
находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную
окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
06 08 2025 8:41:16
Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой.
...
05 08 2025 12:43:35
Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете.
...
04 08 2025 19:36:14
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
03 08 2025 23:28:25
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
02 08 2025 3:41:12
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
01 08 2025 12:31:29
Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся.
...
31 07 2025 19:13:51
Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....
30 07 2025 23:28:54
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
29 07 2025 9:25:55
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
28 07 2025 16:59:45
Форменные элементы крови - это общее название клеток, находящихся во взвешенном состоянии в плазме. К ним относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты....
27 07 2025 10:36:10
Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....
26 07 2025 5:56:11
В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....
25 07 2025 1:18:45
Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету.
На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....
24 07 2025 1:33:49
Учитывая возраст учеников, в основу урока введены знакомые им по телепередачам и компьютерным играм виды работ: блиц-опрос, чайнворд, пазлы. Домашнее задание предусматривает использование дополнительного материала. Урок, проведенный в игровой форме, развивает любознательность, побуждает интерес к живой природе, воспитывает бережное отношение к ней.
...
23 07 2025 4:46:10
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся).
...
22 07 2025 5:37:54
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
21 07 2025 8:45:26

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....
20 07 2025 14:44:35
Урок изучения новой темы, на котором формируется представление о развитии опopно-двигательной системы человека, выявляются особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью....
19 07 2025 1:11:38
Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....
18 07 2025 18:38:54
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
17 07 2025 5:14:29
Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам.
...
16 07 2025 23:49:30

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
15 07 2025 13:22:28
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
14 07 2025 1:32:29
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
13 07 2025 4:33:29
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::