Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"


    Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"

Цели и задачи.

Для процесса обучения хаpaктерен парадокс, заключающийся в том, что видение пpaктических возможностей данной науки, ее красоты приходит только после овладения определенным и часто значительным объемом знаний. Для этого в эмоциональной оценке учащимися предмета доминируют трудности обучения. Облегчить преодоление этого психологического барьера, связать изучение биологии с положительными эмоциями, показать привлекательность предмета и тем самым дать толчок заинтересованному, сознательному изучению биологии – вот основные задачи, которые мы поставили перед собой, разpaбатывая сценарий вечера “Мир зеленого безмолвия”.

Цель вечера:

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному расширить представления учащихся о болотах, внести определенный вклад в поэтизацию природы, показать видовое разнообразие болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также обеспечить безопасность учащихся на болотах.

Формы и методы проведения вечера:

  1. Диалог двух ведущих;
  2. Выступление учащихся со стихами, танцами на тему “болото” и персонажи фольклора;
  3. Прослушивание музыкальных произведений по теме;
  4. Турнир двух комaнд по отгадыванию по ассоциациям и ребусам болотных растений с последующими комментариями “специалистов” – эколога, врача, химика (элемент ролевой игры).
  5. Выступление учащихся в роли “специалистов” – “эколога”, “врача”, химика.
  6. Работа ведущих со всей аудиторией по вопросам, связанным с темой вечера;
  7. Тренинг поведения на болотах.

Ход сценария

Звучит хор лягушек.

Первый ведущий. Сегодняшний вечер мы посвящаем загадочному миру болот. Мы расскажем какие бывают болота, каковы условия жизни на болотах, какие растения произрастают на болотах, каково их значение, как отразился этот удивительный мир в музыке, стихах, поверьях, сказаниях, врачевании.

Второй ведущий. В биологических и географических словарях термином “болота” называют экологические сообщества, развивающиеся в условиях избытка влаги.

Первый ведущий. А в понимании народа “болота” – это своеобразный мир, таящий опасности, ведущий к гибели, полный коварства и тайн, внушающих страх.

Второй ведущий. И все-таки, несмотря на это, обширные заболоченные прострaнcтва служили местом поселения людей. Поставив дом на сухой гриве, окруженной непроходимыми топями, можно было не бояться нашествия врагов. На болоте нетрудно обеспечить себя рыбой, ягодами, лекарственными травами, дичью.

Первый ведущий. Как же люди ориентируются на болотах? Ведь они имеют столько обманок, ловушек. Бр... даже страшно подумать! Одно движение и ты пропадешь в трясине.

Звучит монтаж стихотворения К.Бальмонта “Болото”.

Второй ведущий. Вы имели в виду “окна”, “водья” и “чарусы”? В них легко разобраться. “Окна” – лужицы чистой прозрачной воды на серо-зеленой поверхности. “Водья” – озера, шириной несколько десятков метров, берега этого озера лежат вровень с водой. Под ними бездонная топь. Своим обманным покоем они притягивают в жаркий день путников... и горе такому доверчивому человеку – “болото” его засосет.

“Чаруса” – “очаровательная полянка” свежей зеленой травы, массы ярких цветов. Но горе тому путешественнику, который захочет собрать букет или просто отдохнуть на изумрудном ложе. Слабый травянистый покров, не выдерживающий даже белку, скрывает страшную пучину.

Первый ведущий. Это сейчас так просто об этом рассказывать. Ведь за долгие годы болота раскрыли людям свои тайны. Но эти тайны – постоянные болотные туманы, дурманящие запахи болот, таинственные шорохи и голоса, породили множество легенд и сказаний.

Экскурс в историю.

Наши предки часто обожествляли то, что казалось им мрачным или таинственным. У многих народов существовал культ воды, в том числе болот. Древние славяне приносили воде жертвы. Жертвы приносились с мольбой о дожде, совершались обряды у родников, колодцев, рек, озер, болот. Древние кельты считали болота священным обиталищем богини плодородия Нертус.

Второй ведущий. В сумерках, когда ленивый ветерок перемещает клочья мглы, сквозь которые неясно проступают белые стволы берез и их колышущиеся ветви, нетрудно дофантазировать любой образ, поверить в существование “нечистой силы”.

Музыка Лядова “Кикимора болотная”.
Танцы русалок.
Стихи русалок: К.Бальмонт “Русалочка”, “Русалка”.
Песенка и танец водяного. Стихотворение Радимова “Водяной”.

Второй ведущий. Была и еще причина, заставлявшая верить в колдовские чары. Заблyдившись в темноте, наткнувшись на болото, путники иногда видели вспыхивающие над его поверхностью огоньки, перебегающие с места на место – убедительное доказательство “бесовского” присутствия.

Стихотворение К.Бальмонта “Камыши”. Музыка Ф.Листа “Блуждающие огни”.

Первый ведущий. Сейчас это явление получило свое естественное объяснение. “Болотные огни” – маленькие язычки пламени, хорошо заметные в темноте над поверхностью топи, не имеют никакого отношения к бесам. Это результат самовозгорания болотного газа при соприкосновении с кислородом воздуха.

Попросим химика объяснить нам как образуется болотный газ.

“Химик”. Болотный газ возникает в слоях торфяной залежи, образованной остатками древесины и коры деревьев. В древесном торфе много веществ из которых образуется метан. Кроме метана в болотном газе могут содержаться в небольшом количестве сероводород и соединения фосфора с водородом, так как некоторое количество серы и фосфора высвобождается при разложении растительных и животных остатков.

Первый ведущий. Так, что и эта “тайна” болота перестала сейчас пугать людей.

Стихотворение И.Бунина “Трясина”.

Второй ведущий. Да, но ведь дурную славу болот увеличивали всякие болезни. Например: – малярия, уносившая жизни сотен людей. Здесь селились знахари, колдуны, ведуньи, общавшиеся с нечистой силой, раскрывающей им тайны растений.

Стихотворение К.Бальмонта “Одолень-трава”

Первый ведущий. Здесь тоже нет великих тайн. Вероятно, знахарей привлекало к болоту обилие лекарственных растений, свойства которых им были наверняка известны. Гипнотизировала, завораживала болотная атмосфера–дурманящий аромат багульника, божественная красота кувшинок, сияние андромеды.

Легенды о растениях

Легенда 1.

Среди растений болот растет болотный мирт или Кассандра. Кассандра в греческой мифологии – дочь троянского царя Приама. Она обладала даром пророчества и большой частью предсказывала нeблагоприятные вещи. Что-же пророчит Кассандра на болоте? Она предупреждает, что болото грозит бедой: дурманящий запах багульника, тучи комаров, топкие трясины.

Легенда 2.

Еще одно легендарное растение озер и болот – кувшинка-белая. Старинная легенда гласит, что одна из сказочных нимф, спасаясь от настойчивого бога Посейдона, превратилась в прекрасную белую лилию, распускающуюся ранним утром и к вечеру складывающую свои лепестки. В русском народе это растение считали символом радости и веселья. Лекари утверждали, что кувшинка может одолеть любую болезнь и называли ее одолень-трава.

Легенда 3.

Еще одно интересное растение болот – вереск.

Сплошной листвой усеян берег,
Туман плывет наискосок,
На берегу развеял вереск
Лилово-розовый дымок.

Раньше из вереска умели готовить чудесные напитки, но теперь мы знаем об этом только из стихов Роберта Стивенсона.

Из вереска напиток забыт давным-давно,
А был он слаще меда, пьянее чем вино.

Второй ведущий. Удивителен растительный мир болот! Какое разнообразие видов! Непонятно, почему болота называют бедными почвами?

Первый ведущий. Дело в том, что содержание питательных веществ на болотах различное. Поэтому болота классифицируют на 3 группы. Но пусть об этом нам расскажут специалисты.

Рассказ 1

Болота принято различать по тому, насколько их растительность обеспечена минеральным питанием. От этого зависит их видовое разнообразие. Есть низинные болота, к ним близко подходят грунтовые воды, богатые солями, нужными растениями. Они обычно располагаются по долинам рек и их поймам. Расти-тельность на них, как правило, богатая, разнообразная. Питательных веществ настолько много, что местный торф используют как удобрение.

Рассказ 2

Полная противоположность низинным болотам, болота – верховые. Растительность там отделена от почвы уже накопившимся слоем питания она получает только с атмосферными осадками, так как минеральный грунт этим растениям недоступен. Эти болота называют болотами экстремальных условий жизни. Видовой состав растений беднее, чем на низинных болотах. Здесь царствует мох-сфагнум. Питательных веществ мало, поэтому торф используют как топливо.

Рассказ 3

Третья группа болот – это болота переходные. Они возникают при зарастании низинных болот мхом, а так как торфяная залежь растет медленно (1 миллиметр в год), то в природе встречается целый ряд таких переходных болот.

Второй ведущий. И все же растениям трудно жить в условиях болот. Вон они какие все низкорослые, листья у всех какие-то жесткие, острые, колюче, мелкие.

Первый ведущий. Верно подмечено! Но ведь им же нужно защищать себя от нeблагоприятных условий среды: чрезмерного увлажнения и чрезмерного освещения.

Второй ведущий. Опять непонятно! Что же тут плохого? Есть вода, есть солнце – все условия для фотосинтеза!

Первый ведущий. Попросим объяснить это специалиста.

Эколог. Оказывается большое количество воды, также вредно, как и ее недостаток. Наступает физиологическая засуха – растение не может усвоить эту воду, так как почва переохлаждена, много кислот, затрудняющих поступление воды в листья, недостаток кислорода. Почвы болот бедны азотом. А свет, в условиях нехватки азота, вызывает слипание и отмирание хлорофильных соединений в тканях растения. Поэтому растения вынуждены защищаться от солнечных лучей различными путями.

Второй ведущий. Я уже совсем запутался! Какое же сложное природное сообщество – болото! Может быть было бы лучше осушить все болота? Негде будет нечисти водиться, исчезнут болезни, и растения смогут жить в нормальных условиях.

Первый ведущий. А вот об этом мы спросим у специалистов, хорошо знающих мир болот.

Объявляется “Викторина” “Знаешь ли ты растения болот?”
Звучит музыка
На сцене появляются столы с табличками: “Эколог”, “Врач”, “Химик”.
Выносятся стенды с гербарными материалами.
Вызываются 2 комaнды, которые будут отгадывать растения, произрастающие на болотах.

Вопрос. Комaндам предложен сок. Их задача определить из какого растения он приготовлен.

Комaнды обсуждают ответ на этот вопрос. По правилам игры, проигрывающая комaнда может попросить помощь зала. Вопросы, которые задает ведущий по ходу викторины, могут решаться залом. При правильном ответе, очко отгадавший может передать комaнде, за которую он болеет. Этот прием помогает активизировать внимание ребят, повышает их активность, ребята лучше запоминают новый для них материал.

Предполагаемый ответ (клюква).
Эксперты – специалисты оценивают ответ, и дают свои комментарии.

Эколог. Действительно это клюква, семейство вересковых. Она произрастает на верховых болотах, известных как болота экстремальных условий жизни. Но клюква прекрасно справляется с условиями болот. Воскоподобные вещества защищают от избытка влаги, а кожистые листья от чрезмерного освещения, а зимой и от заморозков.

Химик. Клюква – ценная кладовая питательных веществ, витаминов и органических кислот. Среди них имеется бензойная кислота, которая обладает бактерицидными свойствами. Поэтому ягоды клюквы могут храниться, не загнивая, не плесневея месяцами. Ягоды содержат калий, кальций, фосфор, марганец, йод, железо.

Врач. Издревле клюкву использовали в народной медицине. Питьем из клюквенного сока лечились при простуде, ангине, суставном ревматизме. Витамины приводят в норму все процессы, происходящие в организме, устраняют головные боли, утомляемость, восстанавливают сон, повышают иммунитет.

Ведущий. Перед вами два предмета, которые помогут отгадать второе растение верховых болот.

Губка, памперс.
Предполагаемый ответ. Мох-сфагнум.

Эколог. Верно, сфагнум это мох – губка (по гречески “сфагнум” – губка). Основное растение верховых болот. Мох усваивает минеральные вещества из воздуха, а воду запасает в специальных клетках – бочках.

Химик. Мох поглощает, усваивает и накапливает тяжелые металлы – свинец, железо, марганец. По данным химического анализа мха, можно судить о загрязнении данной территории тяжелыми металлами.

Врач. Это безусловно очень важно, ведь свинец может накапливаться в организме и вызывать тяжелые заболевания – умственную отсталость, заболевания мозга.

Ведущий. Вам предлагается шифр растения, которое также относится к семейству вересковых.

Показывает 3 таблички:

  1. Глупый человек
  2. Богиня победы
  3. Ягода

Предполагаемый ответ: Дурника

Эколог. Дурника – это народное название ягоды. Другое название ягоды – “пьяниха”, так как это растение растет в зарослях багульника, летучие вещества которого дурманят голову. Ягода – сизо-гoлyбого цвета. Поэтому еще одно название гoлyбика. Гoлyбику любят птицы, поедая ее, они способствуют расселению растений.

Химик. В гoлyбике содержаться питательные вещества, лимонная, яблочная, аскорбиновая кислоты, а также дубильные вещества, бензойная кислота.

Врач. Гoлyбика – ценное противоцинготное средство. Напиток из ягод хорошо утоляет жажду при простудных заболеваниях, ягоды применяются при катаре желудка.

Ведущий. Отгадайте растение, название которого ассоциируется со словами:

  1. Созвездие
  2. Туманность
  3. Андрон

Предполагаемый ответ: Андромеда.

Эколог. Андромеда или подбел.

Растение, обитающее в глубине болота и очень хорошо там устроившееся: листья покрыты восковым налетом, жесткие, длинные защищают от испарения. А от света–и вовсе выдумщик оказался – всегда лист ребром к солнцу поворачивает, создавая этим себе тень и меньше нагреваясь. Но подбел в благодарность болоту за приют делает его красивым и привлекательным, украшая своими ярко-розовыми соцветиями. Наверное отсюда и название Андромеда – северное созвездие.

Ведущий. Еще одно интересное растение болот. А вот слова, которые помогут вам его отгадать.

  1. Роса
  2. Гетеротрофность
  3. Муха

Предполагаемый ответ: Росянка.

Эколог. Росянка – круглолистная. Житель самых топких болот. Дарвин назвал росянку насекомоядным растением. Ее листья выделяют клейкое вещество, к которому прилипают насекомые, посещающие растение. Поймав насекомое, лист закрывается, выделяется вещество, переваривающее насекомое.

Врач. Что же заставляет росянку питаться насекомыми?

Эколог. Все то же болото. Бедные почвы болот не могут предложить росянке азот и минеральные соли. И растение придумало оригинальный способ добычи этих веществ. О, росянка, очень изобретательна! Даже всеобъемлющий мох не может поглотить ее как ни старается. Росянка растет вместе со сфагнумом, образуя каждый год новую розетку листьев.

Врач. Похоже на многоэтажный дом!

Эколог. Верно, и нижние этажи этого дома находятся в глубине сфагнового болота.

Химик. Удивительное растение! А ведь Дарвин и его сын Френсис провели с ним целую серию опытов. Они кормили это растение разной органической пищей и, представьте, оно выплевывало сахар, крахмал, яйцо, колбасу и сыр.

Врач. В народной медицине росянка круглолистная используется издавна.

Химик. Конечно, ведь она содержит большой набор органических веществ – флавоноиды, танины, органические кислоты.

Врач. Препараты росянки используют для лечения болезней органов дыхания: коклюша, фарингита, бронхита, астмы.

Ведущий. Слова – подсказки:

  1. Бабушка
  2. Гульба
  3. -ник (суффикс)

Предполагаемый ответ: Багульник

Эколог. Верно. Это багульник – постоянный житель верховых болот.

Химик. Во всех частях этого растения содержится много эфирного масла с одурманивающим запахом. Этим объясняется царящий вокруг болота то резкий, то слабый аромат.

Эколог. Да, все растение ядовито. На этом основано его применение для борьбы с насекомыми–клопами и молью. Иногда багульник называют джином, так как он быстро воспламеняется и горит.

Химик. В состав багульника входят эфирные масла, гликозиды, флаваноиды, дубильные вещества.

Врач. Багульник используют для лечения дыхательных путей, заболеваний кишечника, ревматизма, экземы, как бактерицидное средство.

Ведущий. Для того, чтобы отгадать следующее растение верховых болот, сложите части этих слов и вы получите ответ на наш вопрос.

  1. Пух
  2. Уши
  3. Цапля

А вопрос такой: “Какое растение образует устойчивость тропинок в болоте?”

Вокруг болото без границы,
Пни, камни, кочек бугорки,
И между них одной пушицы,
Торчат, качаясь, колоски.

Эколог. Да, не было бы пушицы трудно было бы пробираться по болоту животным и человеку. Побеги этого растения растут так близко, что образуют плотные кочки. По этим кочкам переходят болото лоси, лакомясь зеленью пушицы. Их способ передвижения очень интересен, они опускаются на колени всеми четырьмя ногами и ползут по болоту, как на лыжах. Кстати, ханты летом ходят по болоту на лыжах.

Химик. Пушица дает людям сырье для изготовления ваты, волокон, бумаги.

Ведущий. Отгадайте растения при помощи следующих ассоциаций.

Медонос, веревка, стихотворение С. Маршака.

Эколог. Это вереск. Нельзя быть на болоте и обойти вереск. У этого растения также много приспособлений для наименьшего испарения воды листьями – края загнуты до полного смыкания. Свету подставлена верхняя часть листа, где нет устьиц. А они у вереска спрятались в листовой трубочке. Его соцветия состоят из мелких лиловых цветков, наполненных нектаром. Цветы вереска так хороши, что даже отцветая он не роняет лепестки, а уходит с ними на зиму под снег. Заросли вереска называют – верещатники.

Химик. Интересен химический состав вереска. Он содержит смолы, медь, соли, сапонин, органические кислоты, каротин, гликозиды, алкалоиды, флавоноиды.

Врач. Вереск обладает противовоспалительными свойствами. Настои вереска используют при лечении желудочно-кишечных заболеваний, почек, болезней печени и желчного пузыря. Используют его и при лечении нервных заболеваний, бессонницы. Измельченные цветки вереска используют для заживления ран, язв, ожогов, экземы.

Второй ведущий. Вот говорим “бедное” болото. Условия жизни – суровые, питательных веществ мало. А какое же богатство хранит, сколько пользы от него. Если скудное верховое болото так богато, то что можно ожидать от низинного болота.

Первый ведущий. Я думаю, что мы узнаем об этом, рассмотрев растения низинных болот.

Эколог. Низинное болото – травяное болото. Это болото, где царствует зеленые мхи и осоки. Осоки, как и пушица, образуют кочки, но это кочки – обманки, они уже книзу, как грибы на ножке. Наступишь на такую кочку, перевернешься и затянет тебя болото в свою глубину. Таково оно болото с его тайнами! Не будешь знать – пропадешь!

Первый ведущий. Отгадайте массовые растения низинных болот.

1.
1) застольная песня
2) мыши
3) камни

Ответ: Камыш озерный.

II.
1) сахар
2) атрибут члeна клуба “Джентельмен-шоу”
3) Николай.

Ответ: Тростник обыкновенный.

III.
1) рога
2) озеро
3) съедобные корни

Ответ: Рогоз узколистный.

Эколог. Да, это удивительные растения. Их роль в биоценозе болота чрезвычайно велика. Эти растения максимально устойчивы к сильно загрязненным стокам, имеют мощную корневую систему, способную аккумулировать и переpaбатывать многие загрязнения, хорошо расти в загрязненных водах и образовывать высокорослые густые заросли, продуцировать биомассу, способную аккумулировать минеральные и токсические вещества, легко возобновляться при скашивании.

Химик. Вы правы, роль этих растений в очистке водоемов велика. Все мы знаем, что городские, промышленные и сельскохозяйственные сточные воды несут в водоемы опасные загрязнители (фенолы, пестициды, ядохимикаты, тяжелые металлы, ртутные соединения, мышьяк, хлориды, сульфиды и т.д.). Так вот, эти растения способны поглощать эти вещества. А фенол, включается в процесс обмена веществ, что очень важно для детоксикации. Эти растения устойчивы к загрязнению нефтью, причем даже увеличивают в этих условиях прирост биомассы. Тростник, рогоз, камыш поглощают ядовитые соли и радионуклиды.

Врач. Эти растения выделяют фитонциды – газообразные или жидкие растительные выделения, которые либо тормозят развитие микроорганизмов, либо убивают их.

Эколог. Камыш озерный, рогоз узколистный, тростник обыкновенный используют в фитоукрепительных работах, для создания защитной береговой фитокаймы.

Ведущий. Еще одно растение низинных болот.

  1. сосуд для хранения молока;
  2. древний народ Мексики, обладающий несметными золотыми сокровищами.

Эколог. Кувшинка белая – нимфея. Растет вблизи берега. Растение – биоиндикатор. В пять часов вечера закрывает свои цветки, чем спасает себя от излишнего излучения тепла во время довольно прохладной ночи.

Химик. Корневище водяной лилии богато крахмалом, белками, углеводами. Используют в пищу в любом виде. Готовят супы, выпекают хлеб.

Врач. Нашло это растение применение и в медицине. Корневища входят в состав микстуры Здренко, – применяемой для лечения заболеваний желудка. Фитотерапевты используют кувшинку как успокаивающее нервы средство, применяют от судорог, головокружений, укрепления голоса у певцов, лечения гнойных ран.

Ведущий. Следующее растение вы угадаете, если вспомните метод работы на буровых станциях.

Эколог. Это – вахта трехлистная. По краям болот она образует плавучую сетку, на которой поселяются осоки, хвощи, мхи. В народе всю эту пyтaницу называют “зыбун”. На ночь цветки не закрываются, круглые сутки вахта “несет вахту” на краю заросшего водоема или трясины, как бы предупреждая путника об опасности.

Химик. Вахта содержит горькие гликозиды, алкалоиды, жирные масла. В траве вахты обнаружено много йода.

Врач. Широко применяется вахта в народной медицине. Ее применяют при заболеваниях печени и желчных путей, как противолихорадочное при малярии. Настой вахты применяют как противоцинготное средство, общетонизирующее и повышающее аппетит средство. Народная медицина лечит отварами листьев золотуху, ревматизм, язвы, раны.

Эколог. Интересно, что на водоемы где растет вахта приходят лоси, косули, бобры и другие животные, чтобы излечить себя от гельминтов.

Первый ведущий. Мы познакомились сегодня с миром болот. Много еще интересных растений произрастает на болотах, но сегодня, к сожалению, мы не сможем рассмотреть их.

Второй ведущий. Вы забыли, ведь нам нужно ответить на наш вопрос: “Нужно ли уничтожать болота?”.

Первый ведущий. Конечно, же нет. Болота – необходимый элемент ландшафта земли, как лес, луг, степь. Их так же нужно сохранить. Ведь в природе все взаимосвязанно, и нарушать это единство нельзя. Болота снабжают влагой не только почвы, но и воздух окружающих их территорий.

Второй ведущий. А какие замечательные реки вытекают из болот! Река Васюган берет начало в одном из самых крупных болот Земли – Васюганском болоте.

Первый ведущий. Говоря о значении болот, нельзя ни вспомнить слова замечательного русского писателя М.Пришвина:

...болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца... Горячее солнце было матерью каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагались, в удобрении передавали его, как наследство другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. И потом вся это кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство.

Второй ведущий. Однако, разpaбатывая, болота, нужно знать меру. Необходимо сохранять его растения, его ягодные кустарники и кустарнички, ведь дарами болота пользуются и “братья” наши меньшие.

Первый ведущий. Природа – прекрасная книга, открывающая глаза на окружающий мир, обогащающая ценными знаниями и доставляющая наслаждение тому, кто умеет читать ее.

Заключение

До и после проведения вечера было предложено детям ответить на несколько вопросов.

  1. Назовите произведения искусства, посвященные болотам или болотным растениям.
  2. Назовите болотные растения.
  3. Какие растения болот человек использует в своей жизни?
  4. Было бы полезно для человека осушить все болота?
  5. Что такое “болотные огоньки”.
  6. Что такое “Окна”, “Водья”, “Чаруса”.
  7. На примере какого-либо болотного растения показать взаимосвязь строения и условий жизни растения.

Анализ результатов ответов учеников до и после проведения вечера “А” (до), “Б” (после)

Вопросы “до” А “после” Б
1. Произведения искусства (на 1-го чел.) 0,06 1,04
2. Болотные растения (на 1-го чел.) 2,04 5,01
3. Какие растения болот используются человеком? (знали) 8% 85%
4. Осушение болот (полезно) 85% 0%
5. “Болотные огоньки” (знали) 10% 100 %
6. “Окна”, “Водья”, “Чаруса” (знали) 5% 95%
7. Взаимосвязь условий жизни и строения 9% 50%

Выводы: Цель проведения вечера достигнута: учащиеся расширили свои знания о природном сообществе “болото”, познакомились с произведениями искусств, поэтизирующими природу, расширили свои представления о видовом разнообразии болот разных типов, получили природоохранные убеждения, узнали признаки распознания опасных мест на болотах.

Словарь терминов

Болото – избыточно увлажненный участок суши, заросший влаголюбивыми растениями.

“Окна” – лужицы чистой прозрачной воды на серо-зеленой поверхности болота

“Водья” – озера на болоте шириной несколько десятков метров.

“Чаруса” – “очаровательная полянка” свежей зелени и ярких цветов, скрывающая болотную пучину.

Водяницы, русалки, болотницы – женские духи воды

Водяной – в славянской мифологии злой дух, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.

Ундины – в мифологии народов Европы духи воды, прекрасные дeвyшки (иногда с рыбьими хвостами), выходящие из воды и расчесывающие волосы. Своим пением и красотой завлекают путников и могут погубить их.

Упырь – в славянской мифологии мертвец нападающий на людей и животных.

Кикимора болотная – злой дух болота, маленькая женщина-невидимка.

Приложение 1, Приложение 2

Литература

  1. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир. – М.: Просвещение, 1996.
  2. Березина Н., Лисс О., Самсонов С. “Мир зеленого безмолвия” – М.: “Мысль”, 1983.
  3. Петров В.В., Абрамова Л.И., Баландин С.А., Березина Н.А. Общая ботаника с основами геоботаники, – М.: Высшая школа, 1994.
  4. Ивченко С. Занимательно о фитогеографии. – М.: изд-во “Молодая гвардия”, 1985.
  5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Кроткевич П.Г. Роль растений в охране водоемов.
  7. Скляровский Л.Я., Губанов И.А. Лекарственные растения в быту. – М.: Россельхозиздат, 1986.
  8. Верзилин Н. По следам Робинзона, – Ленинград: “Детская литература”, 1974.



Комментарии:

Урок по теме "Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле"


    Урок по теме "Возникновение жизни на Земле. Взгляды и теории о происхождении жизни на Земле"

      На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий. ...

31 05 2025 9:19:53

Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс


    Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс

      На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...

30 05 2025 11:52:22

Первая помощь при кровотечении


    Первая помощь при кровотечении

      В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....

29 05 2025 10:17:23

Открытый урок по биологии в 6-м классе


    Открытый урок по биологии в 6-м классе

      Познавательный интерес - важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии автор использует приемы технологии коллективного способа обучения, развивающего обучения. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся; способствуют развитию бережного отношения к природе....

28 05 2025 1:21:43

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

27 05 2025 18:14:28

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс


    Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека". 8-й класс

      Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....

26 05 2025 16:47:45

Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)


    Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)

      Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями. ...

25 05 2025 14:13:37

Урок биологии в 8-м классе "Витамины"


    Урок биологии в 8-м классе "Витамины"

      При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....

24 05 2025 13:15:39

Эволюция нервной системы. 7-й класс

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....

23 05 2025 6:53:31

Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности


    Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности

      Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности. ...

22 05 2025 20:50:38

Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"


    Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

      Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....

21 05 2025 11:41:22

Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы


    Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы

      В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....

20 05 2025 22:45:33

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

19 05 2025 22:34:13

Биологический турнир "Класс Млекопитающие"

Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....

18 05 2025 19:15:50

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое

Виды и формы размножения организмов: пoлoвoе и бесполое Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....

17 05 2025 14:45:29

Методы изучения природы


    Методы изучения природы

      Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....

16 05 2025 20:55:56

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"


    Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

      Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

15 05 2025 5:53:37

Основные закономерности явлений наследственности


    Основные закономерности явлений наследственности

      Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....

14 05 2025 17:34:56

Урок биологии по теме «Охрана и рациональное использование животного мира»

На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....

13 05 2025 19:32:39

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

12 05 2025 13:30:10

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

11 05 2025 22:29:53

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

10 05 2025 14:50:30

Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс

      Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....

09 05 2025 22:10:13

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

08 05 2025 22:37:38

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

07 05 2025 23:31:13

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

06 05 2025 7:39:25

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

      Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....

05 05 2025 19:21:52

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

04 05 2025 3:56:31

Урок по теме "Движение крови в организме"


    Урок по теме "Движение крови в организме"

      На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов. ...

03 05 2025 3:52:18

Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"


    Урок биологии по теме "Пресноводная гидра"

      Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....

02 05 2025 5:40:24

Учебный спектакль "Иммунитет"


    Учебный спектакль "Иммунитет"

      Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....

01 05 2025 9:54:18

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

30 04 2025 12:17:43

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"


    Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

      Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

29 04 2025 17:34:13

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"


    Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

      Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

28 04 2025 19:36:33

Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс

      Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....

27 04 2025 2:13:18

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

      Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

26 04 2025 13:42:35

Антиалкогольное воспитание на уроках биологии


    Антиалкогольное воспитание на уроках биологии

      Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки». Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....

25 04 2025 13:37:39

Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"

      Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....

24 04 2025 22:48:32

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

23 04 2025 18:24:34

Обобщающий урок по теме "Цитология"


    Обобщающий урок по теме "Цитология"

      Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....

22 04 2025 11:56:42

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

21 04 2025 4:56:53

Предпосылки возникновения Дарвинизма

Предпосылки возникновения Дарвинизма В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....

20 04 2025 15:17:56

Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")


    Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")

      Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....

19 04 2025 15:21:30

Многообразие пресмыкающихся


    Многообразие пресмыкающихся

      Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....

18 04 2025 6:33:56

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

17 04 2025 12:47:45

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"


    Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

      Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

16 04 2025 21:18:49

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....

15 04 2025 17:37:46

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....

14 04 2025 11:13:42

Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"


    Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира"

      Урок "Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира." является одним из завершающих уроков предметного курса "Биология.6 кл. Бактерии, грибы, растения" под редакцией В.В. Пасечника. Усвоение материала этой темы важно для дальнейшего развития у учащихся понятия о происхождении органического мира на Земле....

13 04 2025 9:19:17

Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"


    Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"

      Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....

12 04 2025 0:27:39

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::