Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"


    Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"

Цели и задачи.

Для процесса обучения хаpaктерен парадокс, заключающийся в том, что видение пpaктических возможностей данной науки, ее красоты приходит только после овладения определенным и часто значительным объемом знаний. Для этого в эмоциональной оценке учащимися предмета доминируют трудности обучения. Облегчить преодоление этого психологического барьера, связать изучение биологии с положительными эмоциями, показать привлекательность предмета и тем самым дать толчок заинтересованному, сознательному изучению биологии – вот основные задачи, которые мы поставили перед собой, разpaбатывая сценарий вечера “Мир зеленого безмолвия”.

Цель вечера:

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному расширить представления учащихся о болотах, внести определенный вклад в поэтизацию природы, показать видовое разнообразие болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также обеспечить безопасность учащихся на болотах.

Формы и методы проведения вечера:

  1. Диалог двух ведущих;
  2. Выступление учащихся со стихами, танцами на тему “болото” и персонажи фольклора;
  3. Прослушивание музыкальных произведений по теме;
  4. Турнир двух комaнд по отгадыванию по ассоциациям и ребусам болотных растений с последующими комментариями “специалистов” – эколога, врача, химика (элемент ролевой игры).
  5. Выступление учащихся в роли “специалистов” – “эколога”, “врача”, химика.
  6. Работа ведущих со всей аудиторией по вопросам, связанным с темой вечера;
  7. Тренинг поведения на болотах.

Ход сценария

Звучит хор лягушек.

Первый ведущий. Сегодняшний вечер мы посвящаем загадочному миру болот. Мы расскажем какие бывают болота, каковы условия жизни на болотах, какие растения произрастают на болотах, каково их значение, как отразился этот удивительный мир в музыке, стихах, поверьях, сказаниях, врачевании.

Второй ведущий. В биологических и географических словарях термином “болота” называют экологические сообщества, развивающиеся в условиях избытка влаги.

Первый ведущий. А в понимании народа “болота” – это своеобразный мир, таящий опасности, ведущий к гибели, полный коварства и тайн, внушающих страх.

Второй ведущий. И все-таки, несмотря на это, обширные заболоченные прострaнcтва служили местом поселения людей. Поставив дом на сухой гриве, окруженной непроходимыми топями, можно было не бояться нашествия врагов. На болоте нетрудно обеспечить себя рыбой, ягодами, лекарственными травами, дичью.

Первый ведущий. Как же люди ориентируются на болотах? Ведь они имеют столько обманок, ловушек. Бр... даже страшно подумать! Одно движение и ты пропадешь в трясине.

Звучит монтаж стихотворения К.Бальмонта “Болото”.

Второй ведущий. Вы имели в виду “окна”, “водья” и “чарусы”? В них легко разобраться. “Окна” – лужицы чистой прозрачной воды на серо-зеленой поверхности. “Водья” – озера, шириной несколько десятков метров, берега этого озера лежат вровень с водой. Под ними бездонная топь. Своим обманным покоем они притягивают в жаркий день путников... и горе такому доверчивому человеку – “болото” его засосет.

“Чаруса” – “очаровательная полянка” свежей зеленой травы, массы ярких цветов. Но горе тому путешественнику, который захочет собрать букет или просто отдохнуть на изумрудном ложе. Слабый травянистый покров, не выдерживающий даже белку, скрывает страшную пучину.

Первый ведущий. Это сейчас так просто об этом рассказывать. Ведь за долгие годы болота раскрыли людям свои тайны. Но эти тайны – постоянные болотные туманы, дурманящие запахи болот, таинственные шорохи и голоса, породили множество легенд и сказаний.

Экскурс в историю.

Наши предки часто обожествляли то, что казалось им мрачным или таинственным. У многих народов существовал культ воды, в том числе болот. Древние славяне приносили воде жертвы. Жертвы приносились с мольбой о дожде, совершались обряды у родников, колодцев, рек, озер, болот. Древние кельты считали болота священным обиталищем богини плодородия Нертус.

Второй ведущий. В сумерках, когда ленивый ветерок перемещает клочья мглы, сквозь которые неясно проступают белые стволы берез и их колышущиеся ветви, нетрудно дофантазировать любой образ, поверить в существование “нечистой силы”.

Музыка Лядова “Кикимора болотная”.
Танцы русалок.
Стихи русалок: К.Бальмонт “Русалочка”, “Русалка”.
Песенка и танец водяного. Стихотворение Радимова “Водяной”.

Второй ведущий. Была и еще причина, заставлявшая верить в колдовские чары. Заблyдившись в темноте, наткнувшись на болото, путники иногда видели вспыхивающие над его поверхностью огоньки, перебегающие с места на место – убедительное доказательство “бесовского” присутствия.

Стихотворение К.Бальмонта “Камыши”. Музыка Ф.Листа “Блуждающие огни”.

Первый ведущий. Сейчас это явление получило свое естественное объяснение. “Болотные огни” – маленькие язычки пламени, хорошо заметные в темноте над поверхностью топи, не имеют никакого отношения к бесам. Это результат самовозгорания болотного газа при соприкосновении с кислородом воздуха.

Попросим химика объяснить нам как образуется болотный газ.

“Химик”. Болотный газ возникает в слоях торфяной залежи, образованной остатками древесины и коры деревьев. В древесном торфе много веществ из которых образуется метан. Кроме метана в болотном газе могут содержаться в небольшом количестве сероводород и соединения фосфора с водородом, так как некоторое количество серы и фосфора высвобождается при разложении растительных и животных остатков.

Первый ведущий. Так, что и эта “тайна” болота перестала сейчас пугать людей.

Стихотворение И.Бунина “Трясина”.

Второй ведущий. Да, но ведь дурную славу болот увеличивали всякие болезни. Например: – малярия, уносившая жизни сотен людей. Здесь селились знахари, колдуны, ведуньи, общавшиеся с нечистой силой, раскрывающей им тайны растений.

Стихотворение К.Бальмонта “Одолень-трава”

Первый ведущий. Здесь тоже нет великих тайн. Вероятно, знахарей привлекало к болоту обилие лекарственных растений, свойства которых им были наверняка известны. Гипнотизировала, завораживала болотная атмосфера–дурманящий аромат багульника, божественная красота кувшинок, сияние андромеды.

Легенды о растениях

Легенда 1.

Среди растений болот растет болотный мирт или Кассандра. Кассандра в греческой мифологии – дочь троянского царя Приама. Она обладала даром пророчества и большой частью предсказывала нeблагоприятные вещи. Что-же пророчит Кассандра на болоте? Она предупреждает, что болото грозит бедой: дурманящий запах багульника, тучи комаров, топкие трясины.

Легенда 2.

Еще одно легендарное растение озер и болот – кувшинка-белая. Старинная легенда гласит, что одна из сказочных нимф, спасаясь от настойчивого бога Посейдона, превратилась в прекрасную белую лилию, распускающуюся ранним утром и к вечеру складывающую свои лепестки. В русском народе это растение считали символом радости и веселья. Лекари утверждали, что кувшинка может одолеть любую болезнь и называли ее одолень-трава.

Легенда 3.

Еще одно интересное растение болот – вереск.

Сплошной листвой усеян берег,
Туман плывет наискосок,
На берегу развеял вереск
Лилово-розовый дымок.

Раньше из вереска умели готовить чудесные напитки, но теперь мы знаем об этом только из стихов Роберта Стивенсона.

Из вереска напиток забыт давным-давно,
А был он слаще меда, пьянее чем вино.

Второй ведущий. Удивителен растительный мир болот! Какое разнообразие видов! Непонятно, почему болота называют бедными почвами?

Первый ведущий. Дело в том, что содержание питательных веществ на болотах различное. Поэтому болота классифицируют на 3 группы. Но пусть об этом нам расскажут специалисты.

Рассказ 1

Болота принято различать по тому, насколько их растительность обеспечена минеральным питанием. От этого зависит их видовое разнообразие. Есть низинные болота, к ним близко подходят грунтовые воды, богатые солями, нужными растениями. Они обычно располагаются по долинам рек и их поймам. Расти-тельность на них, как правило, богатая, разнообразная. Питательных веществ настолько много, что местный торф используют как удобрение.

Рассказ 2

Полная противоположность низинным болотам, болота – верховые. Растительность там отделена от почвы уже накопившимся слоем питания она получает только с атмосферными осадками, так как минеральный грунт этим растениям недоступен. Эти болота называют болотами экстремальных условий жизни. Видовой состав растений беднее, чем на низинных болотах. Здесь царствует мох-сфагнум. Питательных веществ мало, поэтому торф используют как топливо.

Рассказ 3

Третья группа болот – это болота переходные. Они возникают при зарастании низинных болот мхом, а так как торфяная залежь растет медленно (1 миллиметр в год), то в природе встречается целый ряд таких переходных болот.

Второй ведущий. И все же растениям трудно жить в условиях болот. Вон они какие все низкорослые, листья у всех какие-то жесткие, острые, колюче, мелкие.

Первый ведущий. Верно подмечено! Но ведь им же нужно защищать себя от нeблагоприятных условий среды: чрезмерного увлажнения и чрезмерного освещения.

Второй ведущий. Опять непонятно! Что же тут плохого? Есть вода, есть солнце – все условия для фотосинтеза!

Первый ведущий. Попросим объяснить это специалиста.

Эколог. Оказывается большое количество воды, также вредно, как и ее недостаток. Наступает физиологическая засуха – растение не может усвоить эту воду, так как почва переохлаждена, много кислот, затрудняющих поступление воды в листья, недостаток кислорода. Почвы болот бедны азотом. А свет, в условиях нехватки азота, вызывает слипание и отмирание хлорофильных соединений в тканях растения. Поэтому растения вынуждены защищаться от солнечных лучей различными путями.

Второй ведущий. Я уже совсем запутался! Какое же сложное природное сообщество – болото! Может быть было бы лучше осушить все болота? Негде будет нечисти водиться, исчезнут болезни, и растения смогут жить в нормальных условиях.

Первый ведущий. А вот об этом мы спросим у специалистов, хорошо знающих мир болот.

Объявляется “Викторина” “Знаешь ли ты растения болот?”
Звучит музыка
На сцене появляются столы с табличками: “Эколог”, “Врач”, “Химик”.
Выносятся стенды с гербарными материалами.
Вызываются 2 комaнды, которые будут отгадывать растения, произрастающие на болотах.

Вопрос. Комaндам предложен сок. Их задача определить из какого растения он приготовлен.

Комaнды обсуждают ответ на этот вопрос. По правилам игры, проигрывающая комaнда может попросить помощь зала. Вопросы, которые задает ведущий по ходу викторины, могут решаться залом. При правильном ответе, очко отгадавший может передать комaнде, за которую он болеет. Этот прием помогает активизировать внимание ребят, повышает их активность, ребята лучше запоминают новый для них материал.

Предполагаемый ответ (клюква).
Эксперты – специалисты оценивают ответ, и дают свои комментарии.

Эколог. Действительно это клюква, семейство вересковых. Она произрастает на верховых болотах, известных как болота экстремальных условий жизни. Но клюква прекрасно справляется с условиями болот. Воскоподобные вещества защищают от избытка влаги, а кожистые листья от чрезмерного освещения, а зимой и от заморозков.

Химик. Клюква – ценная кладовая питательных веществ, витаминов и органических кислот. Среди них имеется бензойная кислота, которая обладает бактерицидными свойствами. Поэтому ягоды клюквы могут храниться, не загнивая, не плесневея месяцами. Ягоды содержат калий, кальций, фосфор, марганец, йод, железо.

Врач. Издревле клюкву использовали в народной медицине. Питьем из клюквенного сока лечились при простуде, ангине, суставном ревматизме. Витамины приводят в норму все процессы, происходящие в организме, устраняют головные боли, утомляемость, восстанавливают сон, повышают иммунитет.

Ведущий. Перед вами два предмета, которые помогут отгадать второе растение верховых болот.

Губка, памперс.
Предполагаемый ответ. Мох-сфагнум.

Эколог. Верно, сфагнум это мох – губка (по гречески “сфагнум” – губка). Основное растение верховых болот. Мох усваивает минеральные вещества из воздуха, а воду запасает в специальных клетках – бочках.

Химик. Мох поглощает, усваивает и накапливает тяжелые металлы – свинец, железо, марганец. По данным химического анализа мха, можно судить о загрязнении данной территории тяжелыми металлами.

Врач. Это безусловно очень важно, ведь свинец может накапливаться в организме и вызывать тяжелые заболевания – умственную отсталость, заболевания мозга.

Ведущий. Вам предлагается шифр растения, которое также относится к семейству вересковых.

Показывает 3 таблички:

  1. Глупый человек
  2. Богиня победы
  3. Ягода

Предполагаемый ответ: Дурника

Эколог. Дурника – это народное название ягоды. Другое название ягоды – “пьяниха”, так как это растение растет в зарослях багульника, летучие вещества которого дурманят голову. Ягода – сизо-гoлyбого цвета. Поэтому еще одно название гoлyбика. Гoлyбику любят птицы, поедая ее, они способствуют расселению растений.

Химик. В гoлyбике содержаться питательные вещества, лимонная, яблочная, аскорбиновая кислоты, а также дубильные вещества, бензойная кислота.

Врач. Гoлyбика – ценное противоцинготное средство. Напиток из ягод хорошо утоляет жажду при простудных заболеваниях, ягоды применяются при катаре желудка.

Ведущий. Отгадайте растение, название которого ассоциируется со словами:

  1. Созвездие
  2. Туманность
  3. Андрон

Предполагаемый ответ: Андромеда.

Эколог. Андромеда или подбел.

Растение, обитающее в глубине болота и очень хорошо там устроившееся: листья покрыты восковым налетом, жесткие, длинные защищают от испарения. А от света–и вовсе выдумщик оказался – всегда лист ребром к солнцу поворачивает, создавая этим себе тень и меньше нагреваясь. Но подбел в благодарность болоту за приют делает его красивым и привлекательным, украшая своими ярко-розовыми соцветиями. Наверное отсюда и название Андромеда – северное созвездие.

Ведущий. Еще одно интересное растение болот. А вот слова, которые помогут вам его отгадать.

  1. Роса
  2. Гетеротрофность
  3. Муха

Предполагаемый ответ: Росянка.

Эколог. Росянка – круглолистная. Житель самых топких болот. Дарвин назвал росянку насекомоядным растением. Ее листья выделяют клейкое вещество, к которому прилипают насекомые, посещающие растение. Поймав насекомое, лист закрывается, выделяется вещество, переваривающее насекомое.

Врач. Что же заставляет росянку питаться насекомыми?

Эколог. Все то же болото. Бедные почвы болот не могут предложить росянке азот и минеральные соли. И растение придумало оригинальный способ добычи этих веществ. О, росянка, очень изобретательна! Даже всеобъемлющий мох не может поглотить ее как ни старается. Росянка растет вместе со сфагнумом, образуя каждый год новую розетку листьев.

Врач. Похоже на многоэтажный дом!

Эколог. Верно, и нижние этажи этого дома находятся в глубине сфагнового болота.

Химик. Удивительное растение! А ведь Дарвин и его сын Френсис провели с ним целую серию опытов. Они кормили это растение разной органической пищей и, представьте, оно выплевывало сахар, крахмал, яйцо, колбасу и сыр.

Врач. В народной медицине росянка круглолистная используется издавна.

Химик. Конечно, ведь она содержит большой набор органических веществ – флавоноиды, танины, органические кислоты.

Врач. Препараты росянки используют для лечения болезней органов дыхания: коклюша, фарингита, бронхита, астмы.

Ведущий. Слова – подсказки:

  1. Бабушка
  2. Гульба
  3. -ник (суффикс)

Предполагаемый ответ: Багульник

Эколог. Верно. Это багульник – постоянный житель верховых болот.

Химик. Во всех частях этого растения содержится много эфирного масла с одурманивающим запахом. Этим объясняется царящий вокруг болота то резкий, то слабый аромат.

Эколог. Да, все растение ядовито. На этом основано его применение для борьбы с насекомыми–клопами и молью. Иногда багульник называют джином, так как он быстро воспламеняется и горит.

Химик. В состав багульника входят эфирные масла, гликозиды, флаваноиды, дубильные вещества.

Врач. Багульник используют для лечения дыхательных путей, заболеваний кишечника, ревматизма, экземы, как бактерицидное средство.

Ведущий. Для того, чтобы отгадать следующее растение верховых болот, сложите части этих слов и вы получите ответ на наш вопрос.

  1. Пух
  2. Уши
  3. Цапля

А вопрос такой: “Какое растение образует устойчивость тропинок в болоте?”

Вокруг болото без границы,
Пни, камни, кочек бугорки,
И между них одной пушицы,
Торчат, качаясь, колоски.

Эколог. Да, не было бы пушицы трудно было бы пробираться по болоту животным и человеку. Побеги этого растения растут так близко, что образуют плотные кочки. По этим кочкам переходят болото лоси, лакомясь зеленью пушицы. Их способ передвижения очень интересен, они опускаются на колени всеми четырьмя ногами и ползут по болоту, как на лыжах. Кстати, ханты летом ходят по болоту на лыжах.

Химик. Пушица дает людям сырье для изготовления ваты, волокон, бумаги.

Ведущий. Отгадайте растения при помощи следующих ассоциаций.

Медонос, веревка, стихотворение С. Маршака.

Эколог. Это вереск. Нельзя быть на болоте и обойти вереск. У этого растения также много приспособлений для наименьшего испарения воды листьями – края загнуты до полного смыкания. Свету подставлена верхняя часть листа, где нет устьиц. А они у вереска спрятались в листовой трубочке. Его соцветия состоят из мелких лиловых цветков, наполненных нектаром. Цветы вереска так хороши, что даже отцветая он не роняет лепестки, а уходит с ними на зиму под снег. Заросли вереска называют – верещатники.

Химик. Интересен химический состав вереска. Он содержит смолы, медь, соли, сапонин, органические кислоты, каротин, гликозиды, алкалоиды, флавоноиды.

Врач. Вереск обладает противовоспалительными свойствами. Настои вереска используют при лечении желудочно-кишечных заболеваний, почек, болезней печени и желчного пузыря. Используют его и при лечении нервных заболеваний, бессонницы. Измельченные цветки вереска используют для заживления ран, язв, ожогов, экземы.

Второй ведущий. Вот говорим “бедное” болото. Условия жизни – суровые, питательных веществ мало. А какое же богатство хранит, сколько пользы от него. Если скудное верховое болото так богато, то что можно ожидать от низинного болота.

Первый ведущий. Я думаю, что мы узнаем об этом, рассмотрев растения низинных болот.

Эколог. Низинное болото – травяное болото. Это болото, где царствует зеленые мхи и осоки. Осоки, как и пушица, образуют кочки, но это кочки – обманки, они уже книзу, как грибы на ножке. Наступишь на такую кочку, перевернешься и затянет тебя болото в свою глубину. Таково оно болото с его тайнами! Не будешь знать – пропадешь!

Первый ведущий. Отгадайте массовые растения низинных болот.

1.
1) застольная песня
2) мыши
3) камни

Ответ: Камыш озерный.

II.
1) сахар
2) атрибут члeна клуба “Джентельмен-шоу”
3) Николай.

Ответ: Тростник обыкновенный.

III.
1) рога
2) озеро
3) съедобные корни

Ответ: Рогоз узколистный.

Эколог. Да, это удивительные растения. Их роль в биоценозе болота чрезвычайно велика. Эти растения максимально устойчивы к сильно загрязненным стокам, имеют мощную корневую систему, способную аккумулировать и переpaбатывать многие загрязнения, хорошо расти в загрязненных водах и образовывать высокорослые густые заросли, продуцировать биомассу, способную аккумулировать минеральные и токсические вещества, легко возобновляться при скашивании.

Химик. Вы правы, роль этих растений в очистке водоемов велика. Все мы знаем, что городские, промышленные и сельскохозяйственные сточные воды несут в водоемы опасные загрязнители (фенолы, пестициды, ядохимикаты, тяжелые металлы, ртутные соединения, мышьяк, хлориды, сульфиды и т.д.). Так вот, эти растения способны поглощать эти вещества. А фенол, включается в процесс обмена веществ, что очень важно для детоксикации. Эти растения устойчивы к загрязнению нефтью, причем даже увеличивают в этих условиях прирост биомассы. Тростник, рогоз, камыш поглощают ядовитые соли и радионуклиды.

Врач. Эти растения выделяют фитонциды – газообразные или жидкие растительные выделения, которые либо тормозят развитие микроорганизмов, либо убивают их.

Эколог. Камыш озерный, рогоз узколистный, тростник обыкновенный используют в фитоукрепительных работах, для создания защитной береговой фитокаймы.

Ведущий. Еще одно растение низинных болот.

  1. сосуд для хранения молока;
  2. древний народ Мексики, обладающий несметными золотыми сокровищами.

Эколог. Кувшинка белая – нимфея. Растет вблизи берега. Растение – биоиндикатор. В пять часов вечера закрывает свои цветки, чем спасает себя от излишнего излучения тепла во время довольно прохладной ночи.

Химик. Корневище водяной лилии богато крахмалом, белками, углеводами. Используют в пищу в любом виде. Готовят супы, выпекают хлеб.

Врач. Нашло это растение применение и в медицине. Корневища входят в состав микстуры Здренко, – применяемой для лечения заболеваний желудка. Фитотерапевты используют кувшинку как успокаивающее нервы средство, применяют от судорог, головокружений, укрепления голоса у певцов, лечения гнойных ран.

Ведущий. Следующее растение вы угадаете, если вспомните метод работы на буровых станциях.

Эколог. Это – вахта трехлистная. По краям болот она образует плавучую сетку, на которой поселяются осоки, хвощи, мхи. В народе всю эту пyтaницу называют “зыбун”. На ночь цветки не закрываются, круглые сутки вахта “несет вахту” на краю заросшего водоема или трясины, как бы предупреждая путника об опасности.

Химик. Вахта содержит горькие гликозиды, алкалоиды, жирные масла. В траве вахты обнаружено много йода.

Врач. Широко применяется вахта в народной медицине. Ее применяют при заболеваниях печени и желчных путей, как противолихорадочное при малярии. Настой вахты применяют как противоцинготное средство, общетонизирующее и повышающее аппетит средство. Народная медицина лечит отварами листьев золотуху, ревматизм, язвы, раны.

Эколог. Интересно, что на водоемы где растет вахта приходят лоси, косули, бобры и другие животные, чтобы излечить себя от гельминтов.

Первый ведущий. Мы познакомились сегодня с миром болот. Много еще интересных растений произрастает на болотах, но сегодня, к сожалению, мы не сможем рассмотреть их.

Второй ведущий. Вы забыли, ведь нам нужно ответить на наш вопрос: “Нужно ли уничтожать болота?”.

Первый ведущий. Конечно, же нет. Болота – необходимый элемент ландшафта земли, как лес, луг, степь. Их так же нужно сохранить. Ведь в природе все взаимосвязанно, и нарушать это единство нельзя. Болота снабжают влагой не только почвы, но и воздух окружающих их территорий.

Второй ведущий. А какие замечательные реки вытекают из болот! Река Васюган берет начало в одном из самых крупных болот Земли – Васюганском болоте.

Первый ведущий. Говоря о значении болот, нельзя ни вспомнить слова замечательного русского писателя М.Пришвина:

...болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца... Горячее солнце было матерью каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагались, в удобрении передавали его, как наследство другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. И потом вся это кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство.

Второй ведущий. Однако, разpaбатывая, болота, нужно знать меру. Необходимо сохранять его растения, его ягодные кустарники и кустарнички, ведь дарами болота пользуются и “братья” наши меньшие.

Первый ведущий. Природа – прекрасная книга, открывающая глаза на окружающий мир, обогащающая ценными знаниями и доставляющая наслаждение тому, кто умеет читать ее.

Заключение

До и после проведения вечера было предложено детям ответить на несколько вопросов.

  1. Назовите произведения искусства, посвященные болотам или болотным растениям.
  2. Назовите болотные растения.
  3. Какие растения болот человек использует в своей жизни?
  4. Было бы полезно для человека осушить все болота?
  5. Что такое “болотные огоньки”.
  6. Что такое “Окна”, “Водья”, “Чаруса”.
  7. На примере какого-либо болотного растения показать взаимосвязь строения и условий жизни растения.

Анализ результатов ответов учеников до и после проведения вечера “А” (до), “Б” (после)

Вопросы “до” А “после” Б
1. Произведения искусства (на 1-го чел.) 0,06 1,04
2. Болотные растения (на 1-го чел.) 2,04 5,01
3. Какие растения болот используются человеком? (знали) 8% 85%
4. Осушение болот (полезно) 85% 0%
5. “Болотные огоньки” (знали) 10% 100 %
6. “Окна”, “Водья”, “Чаруса” (знали) 5% 95%
7. Взаимосвязь условий жизни и строения 9% 50%

Выводы: Цель проведения вечера достигнута: учащиеся расширили свои знания о природном сообществе “болото”, познакомились с произведениями искусств, поэтизирующими природу, расширили свои представления о видовом разнообразии болот разных типов, получили природоохранные убеждения, узнали признаки распознания опасных мест на болотах.

Словарь терминов

Болото – избыточно увлажненный участок суши, заросший влаголюбивыми растениями.

“Окна” – лужицы чистой прозрачной воды на серо-зеленой поверхности болота

“Водья” – озера на болоте шириной несколько десятков метров.

“Чаруса” – “очаровательная полянка” свежей зелени и ярких цветов, скрывающая болотную пучину.

Водяницы, русалки, болотницы – женские духи воды

Водяной – в славянской мифологии злой дух, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.

Ундины – в мифологии народов Европы духи воды, прекрасные дeвyшки (иногда с рыбьими хвостами), выходящие из воды и расчесывающие волосы. Своим пением и красотой завлекают путников и могут погубить их.

Упырь – в славянской мифологии мертвец нападающий на людей и животных.

Кикимора болотная – злой дух болота, маленькая женщина-невидимка.

Приложение 1, Приложение 2

Литература

  1. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир. – М.: Просвещение, 1996.
  2. Березина Н., Лисс О., Самсонов С. “Мир зеленого безмолвия” – М.: “Мысль”, 1983.
  3. Петров В.В., Абрамова Л.И., Баландин С.А., Березина Н.А. Общая ботаника с основами геоботаники, – М.: Высшая школа, 1994.
  4. Ивченко С. Занимательно о фитогеографии. – М.: изд-во “Молодая гвардия”, 1985.
  5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Кроткевич П.Г. Роль растений в охране водоемов.
  7. Скляровский Л.Я., Губанов И.А. Лекарственные растения в быту. – М.: Россельхозиздат, 1986.
  8. Верзилин Н. По следам Робинзона, – Ленинград: “Детская литература”, 1974.



Комментарии:

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

09 10 2025 10:29:10

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

08 10 2025 1:30:59

Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу


    Как привить любовь к предмету, через внеклассную работу

      Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....

07 10 2025 12:58:38

Урок биологии по теме "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке". 8-й класс

Цель урока: предметные, метапредметные, личностные (воспитательные). Основные понятия и термины: склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, хрусталик, стекловидное тело, аккомодация, оптическая система глаза. Формируются исследовательские навыки учащихся, умение систематизировать материал, аргументировать свою точку зрения....

06 10 2025 2:45:18

Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"


    Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"

      Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его. А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования! ...

05 10 2025 16:42:35

Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс

      Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....

04 10 2025 12:17:17

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 10-й класс


    Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 10-й класс

      Цели урока: закрепить знания о размножении как о важном признаке живых организмов; обобщить и углубить знания о бесполом размножении, его значении; убедить учащихся в том, что в основе разных форм бесполого размножения лежит деление клетки; дать генетическую хаpaктеристику бесполого размножения; определить пpaктическую значимость знания закономерностей вегетативного размножения растений....

03 10 2025 6:36:40

Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"


    Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"

      Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни. ...

02 10 2025 19:29:18

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

      Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

01 10 2025 5:30:34

Тема урока: "Школа – территория здоровья"

Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....

30 09 2025 10:37:50

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

29 09 2025 11:35:10

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

28 09 2025 22:30:43

Изучение математических закономерностей на биологических объектах


    Изучение математических закономерностей на биологических объектах

      Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....

27 09 2025 17:16:49

Борьба за существование


    Борьба за существование

      Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....

26 09 2025 11:35:32

Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"


    Открытый урок "Тип моллюски. Многообразие моллюсков" с использованием презентации "Моллюски Приморского края"

      Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....

25 09 2025 8:22:35

Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии


    Системно-деятельностный подход в обучении агротехнологии

      В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....

24 09 2025 20:34:38

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

23 09 2025 0:26:31

Взаимоотношения между организмами. Общая биология. 11-й класс

Урок-модуль, на котором изучаются взаимоотношения между живыми организмами, выясняется, каким образом обеспечивается биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе. На уроке создаются условия для повторения ранее изученной информации, а также продолжается подготовка обучающихся к ЕГЭ по биологии....

22 09 2025 15:14:16

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. ...

21 09 2025 22:32:38

Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)


    Урок биологии по теме "Скорая помощь" (обучающая игра)

      Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....

20 09 2025 18:25:40

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

19 09 2025 11:22:17

Урок-игра по теме «Основы цитологии»

Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

18 09 2025 4:16:55

Урок на тему "Вирусы. Клеточные формы жизни"

У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....

17 09 2025 11:26:34

Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"


    Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"

      Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. «Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....

16 09 2025 8:59:16

Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"


    Урок биологии 6-й класс "Органы цветкового растения: Лист"

      На уроке выясняются особенности внешнего строения листа как важной составной части побега. Дети учатся распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стeбле. ...

15 09 2025 12:37:48

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"


    Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

      Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

14 09 2025 4:41:12

Гости из далеких стран


    Гости из далеких стран

      В материале даны описания самих распространенных комнатных растений встречающихся на наших подоконниках, их происхождение, физкультминутка, викторина, закрепление пройденного, итог урока, домашнее задание....

13 09 2025 11:11:27

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

12 09 2025 13:53:58

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....

11 09 2025 4:15:27

Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"


    Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"

      Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....

10 09 2025 18:40:58

Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"


    Урок с мультимедийным сопровождением "Сцепленное наследование признаков"

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроке биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют визуализировать процессы, происходящие в живой клетке. Из пpaктики преподавания известно, что материал по теме "Сцепленное наследование признаков" всегда вызывает затруднения у школьников, а компьютерные модели позволяют оптимизировать процесс освоения материала. Урок был разработан для учащихся 11-х классов (по программе И.Н. Пономаревой)....

09 09 2025 21:56:22

Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"


    Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"

      Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....

08 09 2025 18:24:50

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий. ...

07 09 2025 16:59:19

Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"

      Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока. ...

06 09 2025 4:54:40

Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по теме: "Мир живой природы"


    Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по теме: "Мир живой природы"

      Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете. ...

05 09 2025 13:18:15

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме


    Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

      Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....

04 09 2025 9:34:14

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"

      Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....

03 09 2025 7:51:16

Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основы генетики". 10-й класс

      На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы. ...

02 09 2025 19:30:28

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

01 09 2025 14:57:48

Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"


    Интегрированный урок биологии и географии в 7-м классе "Приспособление живых организмов к среде обитания на примере Южных материков"

      Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....

31 08 2025 23:41:22

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"


    Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

      Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

30 08 2025 17:45:10

Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс


    Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

      Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....

29 08 2025 14:27:33

Наследственные болезни


    Наследственные болезни

      Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...

28 08 2025 12:57:58

"Многообразие и значение кишечнополостных". Урок- игра с элементами интеpaктивного обучения. 7-й класс


    "Многообразие и значение кишечнополостных". Урок- игра с элементами интеpaктивного обучения. 7-й класс

      Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....

27 08 2025 13:38:22

Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"


    Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"

      Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....

26 08 2025 22:15:36

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

25 08 2025 14:31:38

Воспитание школьников при обучении биологии

В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....

24 08 2025 21:14:36

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

23 08 2025 21:31:24

Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс


    Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс

      Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....

22 08 2025 17:17:15

Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"


    Тема урока: "Суша Земли. Природные условия материков"

      Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....

21 08 2025 23:20:19

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::