Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"


Цели и задачи.

Для процесса обучения хаpaктерен парадокс, заключающийся в том, что видение пpaктических возможностей данной науки, ее красоты приходит только после овладения определенным и часто значительным объемом знаний. Для этого в эмоциональной оценке учащимися предмета доминируют трудности обучения. Облегчить преодоление этого психологического барьера, связать изучение биологии с положительными эмоциями, показать привлекательность предмета и тем самым дать толчок заинтересованному, сознательному изучению биологии – вот основные задачи, которые мы поставили перед собой, разpaбатывая сценарий вечера “Мир зеленого безмолвия”.

Цель вечера:

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному расширить представления учащихся о болотах, внести определенный вклад в поэтизацию природы, показать видовое разнообразие болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также обеспечить безопасность учащихся на болотах.

Формы и методы проведения вечера:

  1. Диалог двух ведущих;
  2. Выступление учащихся со стихами, танцами на тему “болото” и персонажи фольклора;
  3. Прослушивание музыкальных произведений по теме;
  4. Турнир двух комaнд по отгадыванию по ассоциациям и ребусам болотных растений с последующими комментариями “специалистов” – эколога, врача, химика (элемент ролевой игры).
  5. Выступление учащихся в роли “специалистов” – “эколога”, “врача”, химика.
  6. Работа ведущих со всей аудиторией по вопросам, связанным с темой вечера;
  7. Тренинг поведения на болотах.

Ход сценария

Звучит хор лягушек.

Первый ведущий. Сегодняшний вечер мы посвящаем загадочному миру болот. Мы расскажем какие бывают болота, каковы условия жизни на болотах, какие растения произрастают на болотах, каково их значение, как отразился этот удивительный мир в музыке, стихах, поверьях, сказаниях, врачевании.

Второй ведущий. В биологических и географических словарях термином “болота” называют экологические сообщества, развивающиеся в условиях избытка влаги.

Первый ведущий. А в понимании народа “болота” – это своеобразный мир, таящий опасности, ведущий к гибели, полный коварства и тайн, внушающих страх.

Второй ведущий. И все-таки, несмотря на это, обширные заболоченные прострaнcтва служили местом поселения людей. Поставив дом на сухой гриве, окруженной непроходимыми топями, можно было не бояться нашествия врагов. На болоте нетрудно обеспечить себя рыбой, ягодами, лекарственными травами, дичью.

Первый ведущий. Как же люди ориентируются на болотах? Ведь они имеют столько обманок, ловушек. Бр... даже страшно подумать! Одно движение и ты пропадешь в трясине.

Звучит монтаж стихотворения К.Бальмонта “Болото”.

Второй ведущий. Вы имели в виду “окна”, “водья” и “чарусы”? В них легко разобраться. “Окна” – лужицы чистой прозрачной воды на серо-зеленой поверхности. “Водья” – озера, шириной несколько десятков метров, берега этого озера лежат вровень с водой. Под ними бездонная топь. Своим обманным покоем они притягивают в жаркий день путников... и горе такому доверчивому человеку – “болото” его засосет.

“Чаруса” – “очаровательная полянка” свежей зеленой травы, массы ярких цветов. Но горе тому путешественнику, который захочет собрать букет или просто отдохнуть на изумрудном ложе. Слабый травянистый покров, не выдерживающий даже белку, скрывает страшную пучину.

Первый ведущий. Это сейчас так просто об этом рассказывать. Ведь за долгие годы болота раскрыли людям свои тайны. Но эти тайны – постоянные болотные туманы, дурманящие запахи болот, таинственные шорохи и голоса, породили множество легенд и сказаний.

Экскурс в историю.

Наши предки часто обожествляли то, что казалось им мрачным или таинственным. У многих народов существовал культ воды, в том числе болот. Древние славяне приносили воде жертвы. Жертвы приносились с мольбой о дожде, совершались обряды у родников, колодцев, рек, озер, болот. Древние кельты считали болота священным обиталищем богини плодородия Нертус.

Второй ведущий. В сумерках, когда ленивый ветерок перемещает клочья мглы, сквозь которые неясно проступают белые стволы берез и их колышущиеся ветви, нетрудно дофантазировать любой образ, поверить в существование “нечистой силы”.

Музыка Лядова “Кикимора болотная”.
Танцы русалок.
Стихи русалок: К.Бальмонт “Русалочка”, “Русалка”.
Песенка и танец водяного. Стихотворение Радимова “Водяной”.

Второй ведущий. Была и еще причина, заставлявшая верить в колдовские чары. Заблyдившись в темноте, наткнувшись на болото, путники иногда видели вспыхивающие над его поверхностью огоньки, перебегающие с места на место – убедительное доказательство “бесовского” присутствия.

Стихотворение К.Бальмонта “Камыши”. Музыка Ф.Листа “Блуждающие огни”.

Первый ведущий. Сейчас это явление получило свое естественное объяснение. “Болотные огни” – маленькие язычки пламени, хорошо заметные в темноте над поверхностью топи, не имеют никакого отношения к бесам. Это результат самовозгорания болотного газа при соприкосновении с кислородом воздуха.

Попросим химика объяснить нам как образуется болотный газ.

“Химик”. Болотный газ возникает в слоях торфяной залежи, образованной остатками древесины и коры деревьев. В древесном торфе много веществ из которых образуется метан. Кроме метана в болотном газе могут содержаться в небольшом количестве сероводород и соединения фосфора с водородом, так как некоторое количество серы и фосфора высвобождается при разложении растительных и животных остатков.

Первый ведущий. Так, что и эта “тайна” болота перестала сейчас пугать людей.

Стихотворение И.Бунина “Трясина”.

Второй ведущий. Да, но ведь дурную славу болот увеличивали всякие болезни. Например: – малярия, уносившая жизни сотен людей. Здесь селились знахари, колдуны, ведуньи, общавшиеся с нечистой силой, раскрывающей им тайны растений.

Стихотворение К.Бальмонта “Одолень-трава”

Первый ведущий. Здесь тоже нет великих тайн. Вероятно, знахарей привлекало к болоту обилие лекарственных растений, свойства которых им были наверняка известны. Гипнотизировала, завораживала болотная атмосфера–дурманящий аромат багульника, божественная красота кувшинок, сияние андромеды.

Легенды о растениях

Легенда 1.

Среди растений болот растет болотный мирт или Кассандра. Кассандра в греческой мифологии – дочь троянского царя Приама. Она обладала даром пророчества и большой частью предсказывала нeблагоприятные вещи. Что-же пророчит Кассандра на болоте? Она предупреждает, что болото грозит бедой: дурманящий запах багульника, тучи комаров, топкие трясины.

Легенда 2.

Еще одно легендарное растение озер и болот – кувшинка-белая. Старинная легенда гласит, что одна из сказочных нимф, спасаясь от настойчивого бога Посейдона, превратилась в прекрасную белую лилию, распускающуюся ранним утром и к вечеру складывающую свои лепестки. В русском народе это растение считали символом радости и веселья. Лекари утверждали, что кувшинка может одолеть любую болезнь и называли ее одолень-трава.

Легенда 3.

Еще одно интересное растение болот – вереск.

Сплошной листвой усеян берег,
Туман плывет наискосок,
На берегу развеял вереск
Лилово-розовый дымок.

Раньше из вереска умели готовить чудесные напитки, но теперь мы знаем об этом только из стихов Роберта Стивенсона.

Из вереска напиток забыт давным-давно,
А был он слаще меда, пьянее чем вино.

Второй ведущий. Удивителен растительный мир болот! Какое разнообразие видов! Непонятно, почему болота называют бедными почвами?

Первый ведущий. Дело в том, что содержание питательных веществ на болотах различное. Поэтому болота классифицируют на 3 группы. Но пусть об этом нам расскажут специалисты.

Рассказ 1

Болота принято различать по тому, насколько их растительность обеспечена минеральным питанием. От этого зависит их видовое разнообразие. Есть низинные болота, к ним близко подходят грунтовые воды, богатые солями, нужными растениями. Они обычно располагаются по долинам рек и их поймам. Расти-тельность на них, как правило, богатая, разнообразная. Питательных веществ настолько много, что местный торф используют как удобрение.

Рассказ 2

Полная противоположность низинным болотам, болота – верховые. Растительность там отделена от почвы уже накопившимся слоем питания она получает только с атмосферными осадками, так как минеральный грунт этим растениям недоступен. Эти болота называют болотами экстремальных условий жизни. Видовой состав растений беднее, чем на низинных болотах. Здесь царствует мох-сфагнум. Питательных веществ мало, поэтому торф используют как топливо.

Рассказ 3

Третья группа болот – это болота переходные. Они возникают при зарастании низинных болот мхом, а так как торфяная залежь растет медленно (1 миллиметр в год), то в природе встречается целый ряд таких переходных болот.

Второй ведущий. И все же растениям трудно жить в условиях болот. Вон они какие все низкорослые, листья у всех какие-то жесткие, острые, колюче, мелкие.

Первый ведущий. Верно подмечено! Но ведь им же нужно защищать себя от нeблагоприятных условий среды: чрезмерного увлажнения и чрезмерного освещения.

Второй ведущий. Опять непонятно! Что же тут плохого? Есть вода, есть солнце – все условия для фотосинтеза!

Первый ведущий. Попросим объяснить это специалиста.

Эколог. Оказывается большое количество воды, также вредно, как и ее недостаток. Наступает физиологическая засуха – растение не может усвоить эту воду, так как почва переохлаждена, много кислот, затрудняющих поступление воды в листья, недостаток кислорода. Почвы болот бедны азотом. А свет, в условиях нехватки азота, вызывает слипание и отмирание хлорофильных соединений в тканях растения. Поэтому растения вынуждены защищаться от солнечных лучей различными путями.

Второй ведущий. Я уже совсем запутался! Какое же сложное природное сообщество – болото! Может быть было бы лучше осушить все болота? Негде будет нечисти водиться, исчезнут болезни, и растения смогут жить в нормальных условиях.

Первый ведущий. А вот об этом мы спросим у специалистов, хорошо знающих мир болот.

Объявляется “Викторина” “Знаешь ли ты растения болот?”
Звучит музыка
На сцене появляются столы с табличками: “Эколог”, “Врач”, “Химик”.
Выносятся стенды с гербарными материалами.
Вызываются 2 комaнды, которые будут отгадывать растения, произрастающие на болотах.

Вопрос. Комaндам предложен сок. Их задача определить из какого растения он приготовлен.

Комaнды обсуждают ответ на этот вопрос. По правилам игры, проигрывающая комaнда может попросить помощь зала. Вопросы, которые задает ведущий по ходу викторины, могут решаться залом. При правильном ответе, очко отгадавший может передать комaнде, за которую он болеет. Этот прием помогает активизировать внимание ребят, повышает их активность, ребята лучше запоминают новый для них материал.

Предполагаемый ответ (клюква).
Эксперты – специалисты оценивают ответ, и дают свои комментарии.

Эколог. Действительно это клюква, семейство вересковых. Она произрастает на верховых болотах, известных как болота экстремальных условий жизни. Но клюква прекрасно справляется с условиями болот. Воскоподобные вещества защищают от избытка влаги, а кожистые листья от чрезмерного освещения, а зимой и от заморозков.

Химик. Клюква – ценная кладовая питательных веществ, витаминов и органических кислот. Среди них имеется бензойная кислота, которая обладает бактерицидными свойствами. Поэтому ягоды клюквы могут храниться, не загнивая, не плесневея месяцами. Ягоды содержат калий, кальций, фосфор, марганец, йод, железо.

Врач. Издревле клюкву использовали в народной медицине. Питьем из клюквенного сока лечились при простуде, ангине, суставном ревматизме. Витамины приводят в норму все процессы, происходящие в организме, устраняют головные боли, утомляемость, восстанавливают сон, повышают иммунитет.

Ведущий. Перед вами два предмета, которые помогут отгадать второе растение верховых болот.

Губка, памперс.
Предполагаемый ответ. Мох-сфагнум.

Эколог. Верно, сфагнум это мох – губка (по гречески “сфагнум” – губка). Основное растение верховых болот. Мох усваивает минеральные вещества из воздуха, а воду запасает в специальных клетках – бочках.

Химик. Мох поглощает, усваивает и накапливает тяжелые металлы – свинец, железо, марганец. По данным химического анализа мха, можно судить о загрязнении данной территории тяжелыми металлами.

Врач. Это безусловно очень важно, ведь свинец может накапливаться в организме и вызывать тяжелые заболевания – умственную отсталость, заболевания мозга.

Ведущий. Вам предлагается шифр растения, которое также относится к семейству вересковых.

Показывает 3 таблички:

  1. Глупый человек
  2. Богиня победы
  3. Ягода

Предполагаемый ответ: Дурника

Эколог. Дурника – это народное название ягоды. Другое название ягоды – “пьяниха”, так как это растение растет в зарослях багульника, летучие вещества которого дурманят голову. Ягода – сизо-гoлyбого цвета. Поэтому еще одно название гoлyбика. Гoлyбику любят птицы, поедая ее, они способствуют расселению растений.

Химик. В гoлyбике содержаться питательные вещества, лимонная, яблочная, аскорбиновая кислоты, а также дубильные вещества, бензойная кислота.

Врач. Гoлyбика – ценное противоцинготное средство. Напиток из ягод хорошо утоляет жажду при простудных заболеваниях, ягоды применяются при катаре желудка.

Ведущий. Отгадайте растение, название которого ассоциируется со словами:

  1. Созвездие
  2. Туманность
  3. Андрон

Предполагаемый ответ: Андромеда.

Эколог. Андромеда или подбел.

Растение, обитающее в глубине болота и очень хорошо там устроившееся: листья покрыты восковым налетом, жесткие, длинные защищают от испарения. А от света–и вовсе выдумщик оказался – всегда лист ребром к солнцу поворачивает, создавая этим себе тень и меньше нагреваясь. Но подбел в благодарность болоту за приют делает его красивым и привлекательным, украшая своими ярко-розовыми соцветиями. Наверное отсюда и название Андромеда – северное созвездие.

Ведущий. Еще одно интересное растение болот. А вот слова, которые помогут вам его отгадать.

  1. Роса
  2. Гетеротрофность
  3. Муха

Предполагаемый ответ: Росянка.

Эколог. Росянка – круглолистная. Житель самых топких болот. Дарвин назвал росянку насекомоядным растением. Ее листья выделяют клейкое вещество, к которому прилипают насекомые, посещающие растение. Поймав насекомое, лист закрывается, выделяется вещество, переваривающее насекомое.

Врач. Что же заставляет росянку питаться насекомыми?

Эколог. Все то же болото. Бедные почвы болот не могут предложить росянке азот и минеральные соли. И растение придумало оригинальный способ добычи этих веществ. О, росянка, очень изобретательна! Даже всеобъемлющий мох не может поглотить ее как ни старается. Росянка растет вместе со сфагнумом, образуя каждый год новую розетку листьев.

Врач. Похоже на многоэтажный дом!

Эколог. Верно, и нижние этажи этого дома находятся в глубине сфагнового болота.

Химик. Удивительное растение! А ведь Дарвин и его сын Френсис провели с ним целую серию опытов. Они кормили это растение разной органической пищей и, представьте, оно выплевывало сахар, крахмал, яйцо, колбасу и сыр.

Врач. В народной медицине росянка круглолистная используется издавна.

Химик. Конечно, ведь она содержит большой набор органических веществ – флавоноиды, танины, органические кислоты.

Врач. Препараты росянки используют для лечения болезней органов дыхания: коклюша, фарингита, бронхита, астмы.

Ведущий. Слова – подсказки:

  1. Бабушка
  2. Гульба
  3. -ник (суффикс)

Предполагаемый ответ: Багульник

Эколог. Верно. Это багульник – постоянный житель верховых болот.

Химик. Во всех частях этого растения содержится много эфирного масла с одурманивающим запахом. Этим объясняется царящий вокруг болота то резкий, то слабый аромат.

Эколог. Да, все растение ядовито. На этом основано его применение для борьбы с насекомыми–клопами и молью. Иногда багульник называют джином, так как он быстро воспламеняется и горит.

Химик. В состав багульника входят эфирные масла, гликозиды, флаваноиды, дубильные вещества.

Врач. Багульник используют для лечения дыхательных путей, заболеваний кишечника, ревматизма, экземы, как бактерицидное средство.

Ведущий. Для того, чтобы отгадать следующее растение верховых болот, сложите части этих слов и вы получите ответ на наш вопрос.

  1. Пух
  2. Уши
  3. Цапля

А вопрос такой: “Какое растение образует устойчивость тропинок в болоте?”

Вокруг болото без границы,
Пни, камни, кочек бугорки,
И между них одной пушицы,
Торчат, качаясь, колоски.

Эколог. Да, не было бы пушицы трудно было бы пробираться по болоту животным и человеку. Побеги этого растения растут так близко, что образуют плотные кочки. По этим кочкам переходят болото лоси, лакомясь зеленью пушицы. Их способ передвижения очень интересен, они опускаются на колени всеми четырьмя ногами и ползут по болоту, как на лыжах. Кстати, ханты летом ходят по болоту на лыжах.

Химик. Пушица дает людям сырье для изготовления ваты, волокон, бумаги.

Ведущий. Отгадайте растения при помощи следующих ассоциаций.

Медонос, веревка, стихотворение С. Маршака.

Эколог. Это вереск. Нельзя быть на болоте и обойти вереск. У этого растения также много приспособлений для наименьшего испарения воды листьями – края загнуты до полного смыкания. Свету подставлена верхняя часть листа, где нет устьиц. А они у вереска спрятались в листовой трубочке. Его соцветия состоят из мелких лиловых цветков, наполненных нектаром. Цветы вереска так хороши, что даже отцветая он не роняет лепестки, а уходит с ними на зиму под снег. Заросли вереска называют – верещатники.

Химик. Интересен химический состав вереска. Он содержит смолы, медь, соли, сапонин, органические кислоты, каротин, гликозиды, алкалоиды, флавоноиды.

Врач. Вереск обладает противовоспалительными свойствами. Настои вереска используют при лечении желудочно-кишечных заболеваний, почек, болезней печени и желчного пузыря. Используют его и при лечении нервных заболеваний, бессонницы. Измельченные цветки вереска используют для заживления ран, язв, ожогов, экземы.

Второй ведущий. Вот говорим “бедное” болото. Условия жизни – суровые, питательных веществ мало. А какое же богатство хранит, сколько пользы от него. Если скудное верховое болото так богато, то что можно ожидать от низинного болота.

Первый ведущий. Я думаю, что мы узнаем об этом, рассмотрев растения низинных болот.

Эколог. Низинное болото – травяное болото. Это болото, где царствует зеленые мхи и осоки. Осоки, как и пушица, образуют кочки, но это кочки – обманки, они уже книзу, как грибы на ножке. Наступишь на такую кочку, перевернешься и затянет тебя болото в свою глубину. Таково оно болото с его тайнами! Не будешь знать – пропадешь!

Первый ведущий. Отгадайте массовые растения низинных болот.

1.
1) застольная песня
2) мыши
3) камни

Ответ: Камыш озерный.

II.
1) сахар
2) атрибут члeна клуба “Джентельмен-шоу”
3) Николай.

Ответ: Тростник обыкновенный.

III.
1) рога
2) озеро
3) съедобные корни

Ответ: Рогоз узколистный.

Эколог. Да, это удивительные растения. Их роль в биоценозе болота чрезвычайно велика. Эти растения максимально устойчивы к сильно загрязненным стокам, имеют мощную корневую систему, способную аккумулировать и переpaбатывать многие загрязнения, хорошо расти в загрязненных водах и образовывать высокорослые густые заросли, продуцировать биомассу, способную аккумулировать минеральные и токсические вещества, легко возобновляться при скашивании.

Химик. Вы правы, роль этих растений в очистке водоемов велика. Все мы знаем, что городские, промышленные и сельскохозяйственные сточные воды несут в водоемы опасные загрязнители (фенолы, пестициды, ядохимикаты, тяжелые металлы, ртутные соединения, мышьяк, хлориды, сульфиды и т.д.). Так вот, эти растения способны поглощать эти вещества. А фенол, включается в процесс обмена веществ, что очень важно для детоксикации. Эти растения устойчивы к загрязнению нефтью, причем даже увеличивают в этих условиях прирост биомассы. Тростник, рогоз, камыш поглощают ядовитые соли и радионуклиды.

Врач. Эти растения выделяют фитонциды – газообразные или жидкие растительные выделения, которые либо тормозят развитие микроорганизмов, либо убивают их.

Эколог. Камыш озерный, рогоз узколистный, тростник обыкновенный используют в фитоукрепительных работах, для создания защитной береговой фитокаймы.

Ведущий. Еще одно растение низинных болот.

  1. сосуд для хранения молока;
  2. древний народ Мексики, обладающий несметными золотыми сокровищами.

Эколог. Кувшинка белая – нимфея. Растет вблизи берега. Растение – биоиндикатор. В пять часов вечера закрывает свои цветки, чем спасает себя от излишнего излучения тепла во время довольно прохладной ночи.

Химик. Корневище водяной лилии богато крахмалом, белками, углеводами. Используют в пищу в любом виде. Готовят супы, выпекают хлеб.

Врач. Нашло это растение применение и в медицине. Корневища входят в состав микстуры Здренко, – применяемой для лечения заболеваний желудка. Фитотерапевты используют кувшинку как успокаивающее нервы средство, применяют от судорог, головокружений, укрепления голоса у певцов, лечения гнойных ран.

Ведущий. Следующее растение вы угадаете, если вспомните метод работы на буровых станциях.

Эколог. Это – вахта трехлистная. По краям болот она образует плавучую сетку, на которой поселяются осоки, хвощи, мхи. В народе всю эту пyтaницу называют “зыбун”. На ночь цветки не закрываются, круглые сутки вахта “несет вахту” на краю заросшего водоема или трясины, как бы предупреждая путника об опасности.

Химик. Вахта содержит горькие гликозиды, алкалоиды, жирные масла. В траве вахты обнаружено много йода.

Врач. Широко применяется вахта в народной медицине. Ее применяют при заболеваниях печени и желчных путей, как противолихорадочное при малярии. Настой вахты применяют как противоцинготное средство, общетонизирующее и повышающее аппетит средство. Народная медицина лечит отварами листьев золотуху, ревматизм, язвы, раны.

Эколог. Интересно, что на водоемы где растет вахта приходят лоси, косули, бобры и другие животные, чтобы излечить себя от гельминтов.

Первый ведущий. Мы познакомились сегодня с миром болот. Много еще интересных растений произрастает на болотах, но сегодня, к сожалению, мы не сможем рассмотреть их.

Второй ведущий. Вы забыли, ведь нам нужно ответить на наш вопрос: “Нужно ли уничтожать болота?”.

Первый ведущий. Конечно, же нет. Болота – необходимый элемент ландшафта земли, как лес, луг, степь. Их так же нужно сохранить. Ведь в природе все взаимосвязанно, и нарушать это единство нельзя. Болота снабжают влагой не только почвы, но и воздух окружающих их территорий.

Второй ведущий. А какие замечательные реки вытекают из болот! Река Васюган берет начало в одном из самых крупных болот Земли – Васюганском болоте.

Первый ведущий. Говоря о значении болот, нельзя ни вспомнить слова замечательного русского писателя М.Пришвина:

...болото, со всеми огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца... Горячее солнце было матерью каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагались, в удобрении передавали его, как наследство другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. И потом вся это кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство.

Второй ведущий. Однако, разpaбатывая, болота, нужно знать меру. Необходимо сохранять его растения, его ягодные кустарники и кустарнички, ведь дарами болота пользуются и “братья” наши меньшие.

Первый ведущий. Природа – прекрасная книга, открывающая глаза на окружающий мир, обогащающая ценными знаниями и доставляющая наслаждение тому, кто умеет читать ее.

Заключение

До и после проведения вечера было предложено детям ответить на несколько вопросов.

  1. Назовите произведения искусства, посвященные болотам или болотным растениям.
  2. Назовите болотные растения.
  3. Какие растения болот человек использует в своей жизни?
  4. Было бы полезно для человека осушить все болота?
  5. Что такое “болотные огоньки”.
  6. Что такое “Окна”, “Водья”, “Чаруса”.
  7. На примере какого-либо болотного растения показать взаимосвязь строения и условий жизни растения.

Анализ результатов ответов учеников до и после проведения вечера “А” (до), “Б” (после)

Вопросы “до” А “после” Б
1. Произведения искусства (на 1-го чел.) 0,06 1,04
2. Болотные растения (на 1-го чел.) 2,04 5,01
3. Какие растения болот используются человеком? (знали) 8% 85%
4. Осушение болот (полезно) 85% 0%
5. “Болотные огоньки” (знали) 10% 100 %
6. “Окна”, “Водья”, “Чаруса” (знали) 5% 95%
7. Взаимосвязь условий жизни и строения 9% 50%

Выводы: Цель проведения вечера достигнута: учащиеся расширили свои знания о природном сообществе “болото”, познакомились с произведениями искусств, поэтизирующими природу, расширили свои представления о видовом разнообразии болот разных типов, получили природоохранные убеждения, узнали признаки распознания опасных мест на болотах.

Словарь терминов

Болото – избыточно увлажненный участок суши, заросший влаголюбивыми растениями.

“Окна” – лужицы чистой прозрачной воды на серо-зеленой поверхности болота

“Водья” – озера на болоте шириной несколько десятков метров.

“Чаруса” – “очаровательная полянка” свежей зелени и ярких цветов, скрывающая болотную пучину.

Водяницы, русалки, болотницы – женские духи воды

Водяной – в славянской мифологии злой дух, воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала.

Ундины – в мифологии народов Европы духи воды, прекрасные дeвyшки (иногда с рыбьими хвостами), выходящие из воды и расчесывающие волосы. Своим пением и красотой завлекают путников и могут погубить их.

Упырь – в славянской мифологии мертвец нападающий на людей и животных.

Кикимора болотная – злой дух болота, маленькая женщина-невидимка.

Приложение 1, Приложение 2

Литература

  1. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир. – М.: Просвещение, 1996.
  2. Березина Н., Лисс О., Самсонов С. “Мир зеленого безмолвия” – М.: “Мысль”, 1983.
  3. Петров В.В., Абрамова Л.И., Баландин С.А., Березина Н.А. Общая ботаника с основами геоботаники, – М.: Высшая школа, 1994.
  4. Ивченко С. Занимательно о фитогеографии. – М.: изд-во “Молодая гвардия”, 1985.
  5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Кроткевич П.Г. Роль растений в охране водоемов.
  7. Скляровский Л.Я., Губанов И.А. Лекарственные растения в быту. – М.: Россельхозиздат, 1986.
  8. Верзилин Н. По следам Робинзона, – Ленинград: “Детская литература”, 1974.


Обобщающий урок «Птицы, которые живут рядом с нами». 7-й класс


    Обобщающий урок «Птицы, которые живут рядом с нами». 7-й класс

      Урок в форме телепередачи «Счастливый случай» включает в себя теоретические сведения и приобретение пpaктических знаний. Знакомит с многообразием и значением видового состава птиц. В урок включен материал по краеведению....

30 06 2022 12:12:23

Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Занятие проводится тьютором на основе активных методов обучения. Цель: усвоение материала, контроль знаний, умений и навыков учащихся. Управляемая учебная деятельность активизирует самостоятельную познавательную деятельность, формирует навыки работы с различными источниками информации, проведения учебного исследования для эффективного усвоения знаний, применения их на пpaктике, рефлексии личностных изменений....

29 06 2022 3:59:13

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. ...

28 06 2022 2:22:28

Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"


    Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"

      Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....

27 06 2022 1:53:36

Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"


    Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"

      Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...

26 06 2022 19:44:50

Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"


    Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"

      В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....

25 06 2022 3:27:52

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов


    Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

      Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

24 06 2022 20:46:56

Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"


    Факультативный курс "Тайны и глубины психики человека"

      Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....

23 06 2022 8:36:29

Поглощение корнем воды и минеральных веществ

Поглощение корнем воды и минеральных веществ Поглощение корнями воды и минеральных веществ — наиболее важная их функция, неразрывно связана со всем комплексом процесса обмена веществ растительного организма....

22 06 2022 20:21:12

Учебный спектакль "Иммунитет"


    Учебный спектакль "Иммунитет"

      Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....

21 06 2022 4:46:31

Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"


    Урок с использованием технологии личностно-ориентированного обучения по теме "Внимание, память, воображение, мышление"

      Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие. ...

20 06 2022 16:51:31

Обобщающее повторение по теме "Тип члeнистоногие"


    Обобщающее повторение по теме "Тип члeнистоногие"

      Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интеpaктивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и пpaктические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления. ...

19 06 2022 13:28:45

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

18 06 2022 8:48:44

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

17 06 2022 4:12:42

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

16 06 2022 0:55:24

Царство насекомых


    Царство насекомых

      Урок-обобщение по теме "Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между комaндами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся. ...

15 06 2022 6:44:19

"Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии


    "Дела сердечные". Сценарий театрализованного внеурочного мероприятия по биологии

      Представленный сценарий направлен на формирование и дальнейшее развитие у учащихся интереса к биологии вообще и устройству человеческого организма в частности. Учебный материал по теме "Кровь. Кровообращение" преподносится в форме, близкой и понятной современным школьникам: рэп, рекламный ролик, сериал. Изложение текста учебника в театрализованной форме и юмористической манере делает материал более запоминающимся. Кроме того, подобная форма предоставляет простор для творчества и импровизаций. ...

14 06 2022 13:46:24

Генетика и проблемы здоровья человека


    Генетика и проблемы здоровья человека

      Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты. ...

13 06 2022 13:32:37

Индивидуальное развитие животных Биология

Индивидуальное развитие животных  Биология У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....

12 06 2022 2:49:21

Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс


    Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс

      Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....

11 06 2022 15:49:56

Экологические группы насекомых

Урок расширяет знания учащихся о многообразии насекомых, вводит понятие "экологическая группа" на примере знакомства с насекомыми. ...

10 06 2022 7:38:27

Мультимедийный урок по теме: "Доказательства эволюции"


    Мультимедийный урок по теме: "Доказательства эволюции"

      В статье представлена разработка урока по теме "Доказательства эволюции" с использованием мультимедийной презентации. ...

09 06 2022 12:31:19

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

08 06 2022 6:38:33

"Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс


    "Основы природопользования" – программа элективного курса. 10-й класс

      Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....

07 06 2022 12:39:35

Технология составления генологического древа


    Технология составления генологического древа

      Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

06 06 2022 2:55:42

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

05 06 2022 9:32:42

Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"


    Урок-эксперимент в 8-м классе "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения"

      Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...

04 06 2022 13:23:46

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

03 06 2022 9:23:14

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"


    Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

      Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

02 06 2022 7:49:57

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс


    Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

      Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

01 06 2022 7:30:39

Урок по природоведению в 5-м классе на тему "Вселенная"


    Урок по природоведению в 5-м классе на тему "Вселенная"

      Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся. ...

31 05 2022 10:33:19

Игра "Звездный час"


    Игра "Звездный час"

      Предложенная игра "Звездный час" проводится для учеников 5–7-х классов. Игру можно провести в предметных неделях по географии и биологии, во время праздника "День птиц" . Задачи игры: закрепить и углубить знания полученные на уроках географии, биологии. Развить логическое мышление, память, интеллектуальные способности; расширять кругозор знаний; воспитывать любовь к природе....

30 05 2022 19:36:28

Педагогическая мастерская "Цветущие краски"


    Педагогическая мастерская "Цветущие краски"

      В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....

29 05 2022 19:27:23

Роль птиц в природе и жизни человека


    Роль птиц в природе и жизни человека

      Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....

28 05 2022 21:25:13

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по экологии "Кошки, мышки - кто они?" по учебной теме "Популяция и её хаpaктеристика"


    Программа элективного курса предпрофильной подготовки по экологии "Кошки, мышки - кто они?" по учебной теме "Популяция и её хаpaктеристика"

      Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ. ...

27 05 2022 22:33:36

Класс Брюхоногие

Класс Брюхоногие Прудовик обыкновенный, или большой, достигает в длину 7 см...

26 05 2022 22:58:36

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

25 05 2022 9:40:48

Разработка урока по теме "Спинной мозг"


    Разработка урока по теме "Спинной мозг"

      Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....

24 05 2022 18:24:36

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

23 05 2022 20:31:27

Обмен веществ и энергии


    Обмен веществ и энергии

      Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

22 05 2022 11:59:59

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

21 05 2022 7:14:17

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

20 05 2022 16:24:21

Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"


    Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

      Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....

19 05 2022 16:12:53

Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"


    Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"

      Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....

18 05 2022 9:47:22

Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс


    Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс

      Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....

17 05 2022 19:32:52

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

16 05 2022 10:37:10

Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"


    Урок с использованием технологии развивающего обучения при изучении темы "Воздух – смесь различных газов"

      Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике. ...

15 05 2022 6:30:48

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

14 05 2022 4:39:34

Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"

      Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...

13 05 2022 9:12:31

Использование метода проекта на уроках биологии. Учебно-методическая разработка урока биологии по теме "Витамины". 8-й класс


    Использование метода проекта на уроках биологии. Учебно-методическая разработка урока биологии по теме "Витамины". 8-й класс

      В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....

12 05 2022 18:40:36

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::