Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

Цель урока:
1) Обобщить знания о разнообразии моллюсков,
их приспособленности к факторам среды, показать
их роль в природе и пpaктическое значение для
человека.
2) Повторить материал истории 6 класса “Мифы
Древней Греции”. Осуществить межпредметные
связи с биологией и литературой, историей.
3) Продолжить работу по формированию навыка
выражать в речи свои впечатления от окружающего
мира. Развивать дар воображения.
4) Развивать интерес к изучаемым предметам,
видеть их взаимодействие в достижении
определенных знаний.
Оборудование: таблицы, рисунки моллюсков, paковины морских моллюсков
Подготовительная работа.
1. Примерно за две недели дается задание:
собрать сведения о paковинах в научной и
художественной литературе: Р. Буруковский “О чем
поют paкушки?”, журнал “Юный натуралист Ж. Вери”
20 000 лье под водой.
2. Оформление выставки “Paковины”, иллюстрации,
открытки (календари), репродукция. Подготовка
презентации “О чем поют paкушки”
3. Выставка paковин, каралловых ветвей, морских
камней, звезд.
4. Подготовить г/з: Дебюсси “Отражение в воде”,
Чюрленис “Море”, Глазунов “Море”.
Ход урока
I. Многообразие моллюсков, значение их в природе и в жизни человека.
Вступительное слово учителя. Давайте попробуем заглянуть на 500 – 600 миллионов лет назад, в доисторическое прошлое Земли. Тогда в древнем Океане на мелководьях жили самые разнообразные черви, тело которых было поделено на члeники – колечки. Среди этих кольчатых червей были пожиратели водорослей и хищники, фильтраторы – добывающие себе пищу из воды, пропуская её через себя, – и те, что питались органическими остатками, находящимися в грунте. Одни нападали, другие защищались всеми доступными им способами. И вот внутри среди этого мирка выделилась группа червеобразных существ, у которых на наружных покровах тела появились сначала известковые иглы, потом пластинки и, наконец, – персональная броня – щит. Она стала служить им и органом пассивной обороны, и наружным скелетом одновременно. Так возникла у моллюсков paковина. За прошедшие сотни миллионов лет моллюски завоевали всю Землю. Вот что пишет о них профессор Д. М. Федотов: “Моллюски – это многочисленные, разнообразные, преимущественно морские, распространённые от литорали до сверхабиссальных глубин (10710 метров), придонные, грунтовые, реже планктонически, порой экто– и эндопаразитические, пресноводные, наземные, растительноядные, реже хищные, крайне разнообразные по величине, форме, окраске, строению и экологии животные, дневные, сумеречные или ночные ”.
По количеству видов моллюски занимают второе место после насекомых. Известно около 130 тысяч видов ныне живущих моллюсков и примерно 50 тысяч видов вымерших.
Брюхоногие и двустворчатые моллюски и являются героями нашего урока. Познакомимся с некоторыми представителями классов двустворчатых и брюхоногих.
Невозможно точно указать время первой встречи человека и paковины моллюска. Когда это произошло, никто не знает и не узнает – письменности тогда не было, а устные предания не сохранились. Единственный источник, из которого можно почерпнуть информацию, – это следы деятельности древнего человека, сохранившиеся с тех давних времён. Так, в 1867 году во Франции, при постройке железной дороги, было найдено захоронение первобытных людей. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, одежда была украшена орнаментом из зубов животных, среди прочих украшений были обнаружены бусы из морских paковин. В Северной Америке, в штате Миннесота (США), тоже при строительстве дороги было найдено захоронение – скелет дeвoчки ледникового времени, на шее которой висела paковина из далёких южных морей!
Все paковины, найденные при раскопках, можно отнести к двум группам. Одни из них представляли для человека художественную, эстетическую ценность, содержимое других служило пищей, как это было на Крите. Такие скопления paковин, обнаруженные на Крите, известны под названием “кухонные кучи”, встречались на побережье Дании, Швеции, Бретани, Северной Африки, Южной Азии и т.д.
Таким образом, мы видим, что как сами моллюски, так и их paковины, оказались тесно связанными и с нашей, человеческой историей, по-разному в разные времена и в разных районах земного шара влияя на экономику и культуру. С моллюсками связаны многочисленные истории и легенды.
Задание: по ходу изучения темы составить в тетради таблицу “Значение моллюсков”.
(Приложение № 1).
Презентация “О чем поют paкушки”
Каури – Под этим староиндийским названием известны paковины двух видов брюхоногих моллюсков: Ципреи монеты и Ципреи аннулюс. Оба вида широко распространены в Индийском и Тихом океанах. Всеми своими качествами: прочностью, прекрасной естественной полировкой, фарфоровидной внешностью – их paковины словно самой природой предназначены для выполнения функции денег. Они не требовали дополнительной обработки. Приоритет в использовании каури в качестве денег принадлежал Китаю полторы тысячи лет до нашей эры. Позднее они проникли в Корею и Японию, затем в Индию, в XIII веке в Африку. Интересно, что каури в качестве денег, хотя и в незначительных количествах, проникли в процессе развития торговли в Среднюю Азию и даже в Европу. Более того, они достигли Руси и были хорошо известны там под названием ужовок, жерновков или просто змеиных головок. В так называемый безмонетный период (XII – XIV века), когда бывшие в ходу на Руси в основном арабские серебряные дирхемы, или куфические монеты, стали исчезать из обращения в связи с истощением серебряных рудников на родине дирхемов, в торговле наряду с тиферными пряслицами приобрели значение монеты каури. Они надолго заменили деньги на Северо – Западной Руси. Их и сейчас находят в погребениях Новгородской и Псковской земель. Так продолжалось до XIV века, до возвращения в денежное обращение монет. А в Азербайджане каури как деньги использовались ещё вплоть до XVII века.
И в Древнем Китае были популярны paковины каури. С бронзового века paковина стала получать своё воплощение в искусстве. Изготовлялись, например, целые ожерелья каури в натуральную величину из золота. В течение веков изображение paковины было непременной деталью орнамента керамической посуды.
Рапан – этот моллюск известен почти каждому. Его paковины продают в качестве сувенира во всех черноморских городах. Появился Рапан в Чёрном море в 1947 году в Новороссийской бухте. До 1947 года Рапаны были известны только в Японском и Жёлтом морях и у Тихоокеанского побережья Японии. Но как Рапаны могли пересечь больше десятка морей, перебираясь из Японского моря в Чёрное?
Есть мнение, что откладываемые Рапаной яйца снабжены своеобразным скафандром, роль которого выполняет яйцевая капсула, которая прикрепляется плоской подошвой к субстрату. Прикрепляет Рапана капсулы одну за другой, ровными рядами, образуя из сотен их яйцевую кладку. В каждой капсуле содержится от двухсот до тысячи яиц. Через месяц из этих яиц выходят личинки – велигеры. Они имеют светло-коричневую эмбриональную paковину, покрытую мелкими бугорками и двулопастной парус-велум.
А теперь представьте себе следующее. Во Владивостокском порту стоит судно, а по его днищу ползёт Рапана и откладывает свои капсулы. Через месяц судно швартуется в Новороссийском порту, а к этому времени из капсул Рапана выходят многочисленные личинки. Капитан и не подозревает, что он привёз 180 тысяч “безбилетников”.
Вот так, вероятнее всего, и переселились Рапаны в Чёрное море. Здесь из-за меньшей, чем в Японском море, солёности она измельчала, но выжила и даже распространилась вдоль всего побережья. Рапана – хищник. Она нападает на двустворчатых моллюсков. Гипобранхиальная железа Рапана содержит в составе слизи ядовитые вещества, оказывающие на двустворчатых моллюсков парализующее действие. На Дальнем Востоке Рапаны нападали только на устриц. В Чёрном море, полностью уничтожив устриц на Гудаутской промысловой устричной банке, они перешли на других мелких моллюсков.
Знаете ли вы, что такое пупур? Гипобранхиальная железа Мурицид состоит из трёх отделений. Клетки двух боковых выделяют слизь, а в клетках среднего содержатся очень мелкие гранулы, придающие клеткам молочно-белый цвет. Это и есть пурпур. Достаточно им соприкоснуться с воздухом, как начинаются чудесные превращения. Как был открыт пурпур. Существует легенда. В один прекрасный день царь финикийского города Тира по имени Феникс прогуливался по берегу моря со своей любимой собакой. Та, в восторге от прогулки, носилась по берегу взад и вперёд, трепала водоросли, выброшенные на берег штормом, рылась в песке, находя что-то, на свой собачий вкус, заманчивое, – словом, вела себя со всей собачьей непосредственностью. Как бы в оправдание своего легкомысленного поведения, время от времени она приносила хозяину всякую всячину. Царь, рассеянно наблюдая за привычной игрой любимого пса, вдруг, принимая от него очередное подношение, обратил внимание, что морда собаки покрыта пятнами кровавого цвета. Царь был человеком любознательным и задался целью выяснить причину появления пятен. Это ему удалось. Так был открыт пурпур.
Пурпур брандариса имел красно-фиолетовый цвет, трункулюса – гoлyбовато-фиолетовый, а Пурпуры гемостомы – тёмно-красный. Процесс получения пурпура из моллюска трудоёмкий. Тела моллюсков вынимают из paковин, вымачивают в солёной воде, вялят на солнце, варят. В результате из десяти тысяч моллюсков получали всего 1 грамм краски. Шерстяные и льняные ткани погружали в жидкости с краской, там они становились весьма неопределённого тона и лишь при высыхании на солнце приобретали окончательный цвет.
Сложная технология получения краски и высокое качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обусловливали дороговизну пурпурных красок. В Древнем Риме женское платье, окрашенное пурпуром, стоило, в пересчёте на современные деньги, 12 тысяч долларов. Однако, несмотря на дороговизну, пурпур пользовался огромным спросом. В Египте в те времена мумии фараонов, например, запелёнывали именно в пурпурные ткани.
Виссон – так называли ткани, получаемые из биссусных нитей моллюсков – известны уже более трёх тысячелетий. Делают её из биссусных нитей двух видов моллюсков, обитающих в Средиземном море: Пинны благородной и Атрины гребенчатой. Биссусные нити имеют белковый состав, они нерастворимы в кипящей воде, спирте, эфире, в разбавленных кислотах и щелочах. В момент выделения из железы биссусный секрет бесцветен. Цвет появляется в результате его контакта с водой и варьируется от светло-золотистого до тёмно-коричневого, а у старых особей – до чёрного. Длина их от 3 до 10 см. толщина волокон может быть от 10 до 70 микрон. На воздухе биссусные нити быстро усыхают, но легко разбухают, если их положить в жидкость. Процесс приготовления виссона длителен и трудоёмок. Пучок биссусных нитей распутывают, затем многократно промывают в тёплой воде. Затем расстилают ровным слоем на столе в тени и высушивают до полусухого состояния. Отделяют нити одна от другой, после этого биссус окончательно высушивают и расчёсывают, используя целую коллекцию гребней.
В Средневековой Италии из виссона шили камзолы, галстуки, шляпы, чулки, кошельки, иногда целые платья и даже искусственные волосы. До сих пор в музеях хранятся вещи из виссона.
Что же такое жемчуг, которому приписывают чудесные свойства? Так существует тайна эликсира Клеопатры. Рассказывают, что египетская царица Клеопатра как-то выпила растворённую в винном уксусе драгоценную жемчужину. В древности считалось, что это верное средство сохранить красоту и вечную молодость.
Существует множество легенд о его происхождении. По одной из них, жемчуг – это попавшая в paковину и застывшая в ней утренняя роса. По другой легенде, жемчужины – слёзы сказочной красавицы, вырванной злодеями из рук суженого.
Настоящий жемчуг, встречающийся в paковинах, известен людям с древних времён и обнаружен был сначала в Красном море и Индийском океане. Именно оттуда он попал в античную Европу. Для того чтобы возникла жемчужина, необходима целая совокупность случайностей. Прежде всего, нужно, чтобы в paковину попал посторонний предмет. Это может быть песчинка или ещё что-нибудь. Жемчужница, покрывая личинку слоями перламутра, превращает жемчужину в её могилу. Необходимо, чтобы будущее ядро жемчужины захватило при проникновении в paковину кусочек мантии. Она создаст вокруг ядра жемчужный мешочек, клетки которого откладывают концентрические слои перламутра, в конечном итоге и образующие лучистую жемчужину.
Харония тритонис
А теперь перенесёмся на остров Крит, к знаменитой таинственной Минойской культуре. Помните легенду о Лабиринте-дворце критского царя Миноса. Легенда рассказывает о страшном чудовище, получеловеке – полубыке Минотавре, обитавшем в Лабиринте, и о герое Тезее, который убил Минотавра и вышел из Лабиринта, благодаря Ариадне, дочери Миноса. Раскопки в Кносе, где по преданию находится лабиринт, доказали, что эта легенда имела под собой реальное основание: дворец действительно существовал и в плане напоминает paковины в разрезе.
Кстати, на Крите, paковины использовали как предмет поклонения.
Легенда имеет своё продолжение. Победить Тезея помог мастер Дедал, он вместе с сыном Икаром бежал с острова сделав себе крылья, Икар трагически погиб, а Дедал добрался до Сицилии, Царь Минос решил обнаружить беженца – ведь второго такого мастера не было. Во все концы Земли были разосланы посланцы царя и каждый вёз с собой paковину Харонии с отпиленным кончиком. Послы Миноса предлагали огромную награду тому, кто ухитрится продеть тонкую нить сквозь все извивы paковины, насквозь. Правитель Сицилии, обратился к Дедалу за советом. Мастер взял муравья, привязал к нему нить и запустил в paковину – муравей пробежал насквозь и протянул за собой нить.
Тритон
Среди миров Древней Греции есть ещё один, связанный с paковиной Тритоны. Эта легенда про Пана-козлоподобного, бога лесов и рощ, младшего брата Зевса. Когда Зевс стал царём богов, он наградил Пана рогом Тритона. Рог обладал чудесным свойством: он издавал настолько жуткие звуки, что все: и cмepтные и боги – в странном ужасе, потеряв рассудок, обращались в бегство. По имени Пана, трубившего в рог, это бегство было названо паническим, а состояние безрассудного стpaxa – паникой. Пан погубил себя тем, что восстал против богов. Он прокрался на Олимп, со своим рогом, желая посеять среди богов панику. Его перехитрили, подменив рог, и, лишенный своего странного оружия, он погиб. Причём тут paковины? А пари том, что рогом Тритона могла быть paковина
Одного из крупнейших средиземноморских моллюсков – Харонии ноунферы. Известно, что именно она использовалась когдо – то в качестве сигнальной или боевой трубы.
Священная paковина
Вернёмся на Восток.
В Индии считали, что в paковине Чанк живёт морской демон, который победил бог Вишну. Эта paковина стала символом этого бога. Считали что эта paковина имела власть над морем, заставляла стихать морские волны и сулила безопасность путешественнику. В них трубили во время праздничных торжеств.
У правителей Бирмы священный Чанк, верхняя часть завитка, которого была целиком оправлена в золото и драгоценные камни, служил скипетром. У ряда других идентичных государств paковина Чанка попала в герб.
Считали, что украшения из чанка: амулеты, браслеты-приносили успех и счастье их обладателю.
Ещё одна легенда с трагическим сюжетом распространена на Востоке. Утром в день своей свадьбы, желая сделать подарок своей невесте, юноша отправляется на берег моря. В заветном месте он ныряет чтобы достать жемчужину, достойную красоты любимой. Проходит время, а жениха нет, близких охватывает тревога. Смельчаки начинают обшаривать дно и находят тело погибшего, рука которого зажата створками гигантской Тридакны. Двустворчатый моллюск Тридакна – чемпион среди моллюсков по размерам. Он может достигать почти полутора метров длины и веса в четверть тонны. Её створки у вершины утолщены, имеют вытянуто-треугольную форму, выпуклые ребра радикально расходятся от вершины к краям. Около вершины створки paковины не смыкаются плотно, а имеют продолговатую щель.
Осторожно-Конусы
Существует ли моллюски, поражающие организм человека? Например, конусы. Однажды некоему рыбаку вместе с рыбой в сеть попали две очень красивые paкушки тёмно-коричневого цвета, покрытые хорошо очерченными светло-кремовыми пятнами. Рыбак положил paковину за пазуху. Через некоторое время он ощутил боль и обнаружил, расстегнув рубаху, что участок живота покраснел и припух. Поняв, что виновники этого – моллюски, рыбак выбросил их. Через некоторое время рыбак потерял сознание и умер. Виновники этого печального события относятся к семейству Конусов. Считается, что конусы страшнее акул, так как от акул погибает 1 человек в год, а от Конусов 2-3 человека. Ядовитость конусов легко объяснить – они хищники.
Корабельные черви или Шашень известны с древнейших времён – с тех пор, как люди занялись мореплаванием. В 1200 году флот крестоносцев еле добрались до острова Мальта, настолько был источён корабельным червём. Кто же он такой, этот таинственный червь? Паустовский пишет: \"...Это даже не червь. Это морская улитка, двустворчатая крошечная paкушка, не больше булавочной головки\".
Она вгрызается в дерево острыми створками и всё время вращается вокруг своей оси. Ходы, просверленные, безукоризненно круглы и отполированы. Когда моллюск входит в дерево, то оставляет отверстие, едва заметное глазу. Он выпускает конец своего слизистого тела, наглухо прикрепляет его к отверстию и высовывает наружу две тонкие трубки. По ним корабельный червь всасывает воду и выбрасывает изжеванную древесную труху. Шашень вгрызаясь в дерево, быстро растёт и толстеет. Через несколько дней он не может вылезти обратно их своей норы. Достигнув старости, он умирает внутри дерева.
Среди морских брюхоногих есть виды, лишённые paковины, например клиопы. Они являются излюбленной пищей некоторых китов.
Виноградная улитка является продуктом питания и в ряде стран употрeбляется в пищи в варённом виде. При массовом размножении может приносить вред плодоносным хозяйствам.
Однако больший вред сельскому хозяйству приносят наземные лёгочные улитки, лишённые paковины – так называемые слизни. Массовое появление слизней сопровождается большими повреждениями посевов. Слизни также уничтожают огромное количество огородных культур.
Проверка таблицы. (Приложение №2)
II. Сочинение– этюд “Paкушки”.
Подготовка к написанию сочинения.
Учитель русского языка.
“Вот paковина… Если ты долго будешь смотреть на нее, то вдруг тебе придет в голову, что как-то утром солнечный свет упал на эту paковину и так на ней и остался на вечные времена”. (К.Г.Паустовский).
Мы так много уже говорили сегодня о paковинах, но давайте представим ту подводную стихию, в которой живут эти удивительные существа.
Что же поможет нам почувствовать себя в морских глубинах? Эта сила – музыка! Литовский художник и композитор Чюрленис чудесно изобразил музыкальными красками трепетный шелест прибрежных волн, легкое дуновение свежего морского ветерка, тонкое пение морских paковин, перекатывание гальки. Итак, вслушайтесь в эту удивительную, чарующую музыку.
Прослушивание г/з Чюрленис “Море”.
Беседа с учащимися.
Вопрос: Что вы представляли, слушая эту музыку?
Возможные ответы: Слушая музыку, невольно представляешь себя частичкой морской стихии, частичкой природы. Кажется, что прибрежные волны манят и зовут на дно морское. Теплый ветерок так приятно успокаивает душу, что ничего не хочется видеть, кроме белых барашков, ничего не хочется слышать, только музыка моря, paковин, гальки. музыка помогает раствориться в природе, погрузиться на дно морское.
Работа с текстом.
Учитель русского языка. Итак, ваши представления о paковинах пополнились новыми сведениями. Что-то вас удивило, заставило иначе посмотреть на это чудо природы. А теперь попробуем описать эти paкушки, призвав на помощь все свое воображение. Но вначале послушайте, как описывает морское сокровище чешский писатель Карел Чапек:
Задание классу: выписать красочные эпитеты, сравнения.
“Чудесна и величественна природа, и я, неутомимый паломник по картинным галереям и музеям изящных искусств, должен признаться, что наибольшее наслаждение я получил от созерцания paковин и кристаллов в Естественно-историческом музее. Конечно, и мамонты, и праящерицы очень симпатичны, а также рыбы, бабочки, антилопы и прочие звери лесные, но paковины лучше всего, потому что вид у них такой, будто игривый дух божий, вдохновленный собственным всемогуществом, сотворил их для своего развлечения. Розовые и пухлые, как девичьи губы, пурпурные, янтарные, перламутровые, черные, белые, пестрые, тяжелые как поковка, изящно-филигранные, как пудреница королевы Мэб, гладко обточенные, покрытые бороздками, колючие, округлые, похожие на почки, на глаза, на губы, стрелы, шлемы, и ни на что не похожие, они просвечивают и переливаются красками, как опалы, нежные, странные, не поддающиеся описанию. Когда я проходил затем по сокровищницам искусства, осматривая коллекции мебели, оружия одежды, резьбы, фарфора, я снова видел: чудесна и величественна природа. Все это те же paковины, но возникшие по иной божественной и необходимой прихоти. Все это создал нагой мягкотелый слизняк, трепещущий в творческом безумии. Так будьте же подобно природе: творите, творите прекрасные, удивительные вещи с бороздками или витками, пестрые, прозрачные. Чем больше вы будете творить, тем ближе вы будете к природе… Нет ничего величественнее природы!”
Словарная работа.
Ципрей, тридакна, мурекс, пурпурный,
перламутровый, филигранные, Чюрленис,
Дебюсси, Карел Чапек, этюд.
Описание paковины по плану.
План:
I. Когда я впервые увидел paкушку…
II. Описание paковины:
название;
форма;
цвет;
использование;
легенда.
III. Как музыка помогает раскрыть красоту paковин?
IV. О чем может рассказать paкушка?
Творческая работа учащихся (придумывание названия, написание вступления, основной части).
Подведение итогов.
Д/з Написание сочинения.
Оформление доски (Приложение №4
).Приложение 3
Презентация
Комментарии:
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
15 12 2025 4:18:53
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
14 12 2025 7:27:40
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
13 12 2025 15:31:25
Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...
12 12 2025 5:19:40
Тип урока: изучение нового материала, с использованием проектного метода и представлением презентаций. Время проведения урока – 90 минут (2 спаренных урока). Для проведения проекта дан подробный методический паспорт. На уроке применяется самостоятельная работа с научно-методической литературой, выполнение лабораторной работы, обобщение знаний, создание мини-проектов.
...
11 12 2025 8:26:54
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
10 12 2025 21:45:49
Цели урока: познакомить с разнообразием и классификацией плодов, процессом их образования; научить различать виды плодов; продолжить формирование умения работать с учебной литературой, коллекциями, натуральными объектами....
09 12 2025 3:19:27
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....
08 12 2025 6:15:21
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
07 12 2025 10:10:13
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
06 12 2025 15:44:27
Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....
05 12 2025 6:52:48
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении.
...
04 12 2025 19:42:54
Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....
03 12 2025 22:46:45
Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом.
...
02 12 2025 17:37:19
Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....
01 12 2025 12:37:39
Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи.
...
30 11 2025 2:23:59
Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....
29 11 2025 11:39:21
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал.
...
28 11 2025 16:54:24
Автор знакомит учащихся с богатствами края, воспитывает бережное отношение к природе. Учит работать коллективно....
27 11 2025 11:26:51
Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....
26 11 2025 15:29:47
Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки.
...
25 11 2025 6:46:50
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
24 11 2025 19:34:32
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
23 11 2025 16:59:45
Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....
22 11 2025 9:58:42
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
21 11 2025 16:52:19
Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...
20 11 2025 11:12:56
Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...
19 11 2025 19:41:56
Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...
18 11 2025 20:13:29
Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....
17 11 2025 9:37:21
Использование информационных технологий во внеурочной деятельности по биологии. В ХXI веке перед школой стоит задача предоставления учащимся возможности освоения азов современных технологий, для того чтобы не оказаться беспомощным и обладать конкурентоспособностью в бурном потоке современной жизни. Предлагаемый проект "Виртуальный музей" решает одновременно две проблемы: 1) как обогатить фонд кабинета наглядным оборудованием; 2) как предоставить ученику возможность пpaктического опыта работы в рамках компьютерно-информационных технологий....
16 11 2025 12:42:14
Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....
15 11 2025 10:16:16
В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни.
...
14 11 2025 22:27:44
На уроке систематизируются полученные ранее знания о способах размножения; дается представление о клонировании и полиэмбрионии как способах бесполого размножения; раскрывается биологическая роль бесполого и пoлoвoго типов размножения....
13 11 2025 12:17:15
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
12 11 2025 9:50:48
Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....
11 11 2025 22:24:10
В последние годы одной из ведущих тенденций в методике преподавания биологии является ее развивающая функция. Наиболее приемлемым и эффективным для ее реализации является проблемное обучение. В процессе решений проблемных задач школьники овладевают новыми знаниями и способами действия, в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление и, конечно, познавательная мотивация. Предлагаемые задачи в данном уроке, направляет учащихся на совместный поиск решений, обращение к учебнику и другим источникам информации, т.е. на самостоятельное добывание знаний....
10 11 2025 1:15:57
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
09 11 2025 13:42:42
Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....
08 11 2025 10:25:16
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
07 11 2025 18:32:58
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
06 11 2025 7:14:23
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...
05 11 2025 11:27:10
Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...
04 11 2025 22:41:49
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
03 11 2025 11:37:39
Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....
02 11 2025 5:29:26
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....
01 11 2025 15:32:56
Обобщить и закрепить знания по теме «Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....
31 10 2025 15:15:13
Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....
30 10 2025 9:33:59
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
29 10 2025 4:26:46
Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки.
...
28 10 2025 3:49:29
Образование новых видов — важнейший процесс в эволюции органического мира. Неоднородные условия существования в различных частях ареала вида могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков)...
27 10 2025 14:54:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




