Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

Цель урока:

1) Обобщить знания о разнообразии моллюсков, их приспособленности к факторам среды, показать их роль в природе и пpaктическое значение для человека.
2) Повторить материал истории 6 класса “Мифы Древней Греции”. Осуществить межпредметные связи с биологией и литературой, историей.
3) Продолжить работу по формированию навыка выражать в речи свои впечатления от окружающего мира. Развивать дар воображения.
4) Развивать интерес к изучаемым предметам, видеть их взаимодействие в достижении определенных знаний.

Оборудование: таблицы, рисунки моллюсков, paковины морских моллюсков

Подготовительная работа.

1. Примерно за две недели дается задание: собрать сведения о paковинах в научной и художественной литературе: Р. Буруковский “О чем поют paкушки?”, журнал “Юный натуралист Ж. Вери” 20 000 лье под водой.
2. Оформление выставки “Paковины”, иллюстрации, открытки (календари), репродукция. Подготовка презентации “О чем поют paкушки”
3. Выставка paковин, каралловых ветвей, морских камней, звезд.
4. Подготовить г/з: Дебюсси “Отражение в воде”, Чюрленис “Море”, Глазунов “Море”.

Ход урока

I. Многообразие моллюсков, значение их в природе и в жизни человека.

Вступительное слово учителя. Давайте попробуем заглянуть на 500 – 600 миллионов лет назад, в доисторическое прошлое Земли. Тогда в древнем Океане на мелководьях жили самые разнообразные черви, тело которых было поделено на члeники колечки. Среди этих кольчатых червей были пожиратели водорослей и хищники, фильтраторы – добывающие себе пищу из воды, пропуская её через себя, – и те, что питались органическими остатками, находящимися в грунте. Одни нападали, другие защищались всеми доступными им способами. И вот внутри среди этого мирка выделилась группа червеобразных существ, у которых на наружных покровах тела появились сначала известковые иглы, потом пластинки и, наконец, – персональная броня – щит. Она стала служить им и органом пассивной обороны, и наружным скелетом одновременно. Так возникла у моллюсков paковина. За прошедшие сотни миллионов лет моллюски завоевали всю Землю. Вот что пишет о них профессор Д. М. Федотов: “Моллюски – это многочисленные, разнообразные, преимущественно морские, распространённые от литорали до сверхабиссальных глубин (10710 метров), придонные, грунтовые, реже планктонически, порой экто– и эндопаразитические, пресноводные, наземные, растительноядные, реже хищные, крайне разнообразные по величине, форме, окраске, строению и экологии животные, дневные, сумеречные или ночные ”.

По количеству видов моллюски занимают второе место после насекомых. Известно около 130 тысяч видов ныне живущих моллюсков и примерно 50 тысяч видов вымерших.

Брюхоногие и двустворчатые моллюски и являются героями нашего урока. Познакомимся с некоторыми представителями классов двустворчатых и брюхоногих.

Невозможно точно указать время первой встречи человека и paковины моллюска. Когда это произошло, никто не знает и не узнает – письменности тогда не было, а устные предания не сохранились. Единственный источник, из которого можно почерпнуть информацию, – это следы деятельности древнего человека, сохранившиеся с тех давних времён. Так, в 1867 году во Франции, при постройке железной дороги, было найдено захоронение первобытных людей. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, одежда была украшена орнаментом из зубов животных, среди прочих украшений были обнаружены бусы из морских paковин. В Северной Америке, в штате Миннесота (США), тоже при строительстве дороги было найдено захоронение – скелет дeвoчки ледникового времени, на шее которой висела paковина из далёких южных морей!

Все paковины, найденные при раскопках, можно отнести к двум группам. Одни из них представляли для человека художественную, эстетическую ценность, содержимое других служило пищей, как это было на Крите. Такие скопления paковин, обнаруженные на Крите, известны под названием “кухонные кучи”, встречались на побережье Дании, Швеции, Бретани, Северной Африки, Южной Азии и т.д.

Таким образом, мы видим, что как сами моллюски, так и их paковины, оказались тесно связанными и с нашей, человеческой историей, по-разному в разные времена и в разных районах земного шара влияя на экономику и культуру. С моллюсками связаны многочисленные истории и легенды.

Задание: по ходу изучения темы составить в тетради таблицу “Значение моллюсков”.

(Приложение № 1).

Презентация “О чем поют paкушки”

Каури – Под этим староиндийским названием известны paковины двух видов брюхоногих моллюсков: Ципреи монеты и Ципреи аннулюс. Оба вида широко распространены в Индийском и Тихом океанах. Всеми своими качествами: прочностью, прекрасной естественной полировкой, фарфоровидной внешностью – их paковины словно самой природой предназначены для выполнения функции денег. Они не требовали дополнительной обработки. Приоритет в использовании каури в качестве денег принадлежал Китаю полторы тысячи лет до нашей эры. Позднее они проникли в Корею и Японию, затем в Индию, в XIII веке в Африку. Интересно, что каури в качестве денег, хотя и в незначительных количествах, проникли в процессе развития торговли в Среднюю Азию и даже в Европу. Более того, они достигли Руси и были хорошо известны там под названием ужовок, жерновков или просто змеиных головок. В так называемый безмонетный период (XII – XIV века), когда бывшие в ходу на Руси в основном арабские серебряные дирхемы, или куфические монеты, стали исчезать из обращения в связи с истощением серебряных рудников на родине дирхемов, в торговле наряду с тиферными пряслицами приобрели значение монеты каури. Они надолго заменили деньги на Северо – Западной Руси. Их и сейчас находят в погребениях Новгородской и Псковской земель. Так продолжалось до XIV века, до возвращения в денежное обращение монет. А в Азербайджане каури как деньги использовались ещё вплоть до XVII века.

И в Древнем Китае были популярны paковины каури. С бронзового века paковина стала получать своё воплощение в искусстве. Изготовлялись, например, целые ожерелья каури в натуральную величину из золота. В течение веков изображение paковины было непременной деталью орнамента керамической посуды.

Рапан – этот моллюск известен почти каждому. Его paковины продают в качестве сувенира во всех черноморских городах. Появился Рапан в Чёрном море в 1947 году в Новороссийской бухте. До 1947 года Рапаны были известны только в Японском и Жёлтом морях и у Тихоокеанского побережья Японии. Но как Рапаны могли пересечь больше десятка морей, перебираясь из Японского моря в Чёрное?

Есть мнение, что откладываемые Рапаной яйца снабжены своеобразным скафандром, роль которого выполняет яйцевая капсула, которая прикрепляется плоской подошвой к субстрату. Прикрепляет Рапана капсулы одну за другой, ровными рядами, образуя из сотен их яйцевую кладку. В каждой капсуле содержится от двухсот до тысячи яиц. Через месяц из этих яиц выходят личинки – велигеры. Они имеют светло-коричневую эмбриональную paковину, покрытую мелкими бугорками и двулопастной парус-велум.

А теперь представьте себе следующее. Во Владивостокском порту стоит судно, а по его днищу ползёт Рапана и откладывает свои капсулы. Через месяц судно швартуется в Новороссийском порту, а к этому времени из капсул Рапана выходят многочисленные личинки. Капитан и не подозревает, что он привёз 180 тысяч “безбилетников”.

Вот так, вероятнее всего, и переселились Рапаны в Чёрное море. Здесь из-за меньшей, чем в Японском море, солёности она измельчала, но выжила и даже распространилась вдоль всего побережья. Рапана – хищник. Она нападает на двустворчатых моллюсков. Гипобранхиальная железа Рапана содержит в составе слизи ядовитые вещества, оказывающие на двустворчатых моллюсков парализующее действие. На Дальнем Востоке Рапаны нападали только на устриц. В Чёрном море, полностью уничтожив устриц на Гудаутской промысловой устричной банке, они перешли на других мелких моллюсков.

Знаете ли вы, что такое пупур? Гипобранхиальная железа Мурицид состоит из трёх отделений. Клетки двух боковых выделяют слизь, а в клетках среднего содержатся очень мелкие гранулы, придающие клеткам молочно-белый цвет. Это и есть пурпур. Достаточно им соприкоснуться с воздухом, как начинаются чудесные превращения. Как был открыт пурпур. Существует легенда. В один прекрасный день царь финикийского города Тира по имени Феникс прогуливался по берегу моря со своей любимой собакой. Та, в восторге от прогулки, носилась по берегу взад и вперёд, трепала водоросли, выброшенные на берег штормом, рылась в песке, находя что-то, на свой собачий вкус, заманчивое, – словом, вела себя со всей собачьей непосредственностью. Как бы в оправдание своего легкомысленного поведения, время от времени она приносила хозяину всякую всячину. Царь, рассеянно наблюдая за привычной игрой любимого пса, вдруг, принимая от него очередное подношение, обратил внимание, что морда собаки покрыта пятнами кровавого цвета. Царь был человеком любознательным и задался целью выяснить причину появления пятен. Это ему удалось. Так был открыт пурпур.

Пурпур брандариса имел красно-фиолетовый цвет, трункулюса – гoлyбовато-фиолетовый, а Пурпуры гемостомы – тёмно-красный. Процесс получения пурпура из моллюска трудоёмкий. Тела моллюсков вынимают из paковин, вымачивают в солёной воде, вялят на солнце, варят. В результате из десяти тысяч моллюсков получали всего 1 грамм краски. Шерстяные и льняные ткани погружали в жидкости с краской, там они становились весьма неопределённого тона и лишь при высыхании на солнце приобретали окончательный цвет.

Сложная технология получения краски и высокое качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обусловливали дороговизну пурпурных красок. В Древнем Риме женское платье, окрашенное пурпуром, стоило, в пересчёте на современные деньги, 12 тысяч долларов. Однако, несмотря на дороговизну, пурпур пользовался огромным спросом. В Египте в те времена мумии фараонов, например, запелёнывали именно в пурпурные ткани.

Виссон – так называли ткани, получаемые из биссусных нитей моллюсков – известны уже более трёх тысячелетий. Делают её из биссусных нитей двух видов моллюсков, обитающих в Средиземном море: Пинны благородной и Атрины гребенчатой. Биссусные нити имеют белковый состав, они нерастворимы в кипящей воде, спирте, эфире, в разбавленных кислотах и щелочах. В момент выделения из железы биссусный секрет бесцветен. Цвет появляется в результате его контакта с водой и варьируется от светло-золотистого до тёмно-коричневого, а у старых особей – до чёрного. Длина их от 3 до 10 см. толщина волокон может быть от 10 до 70 микрон. На воздухе биссусные нити быстро усыхают, но легко разбухают, если их положить в жидкость. Процесс приготовления виссона длителен и трудоёмок. Пучок биссусных нитей распутывают, затем многократно промывают в тёплой воде. Затем расстилают ровным слоем на столе в тени и высушивают до полусухого состояния. Отделяют нити одна от другой, после этого биссус окончательно высушивают и расчёсывают, используя целую коллекцию гребней.

В Средневековой Италии из виссона шили камзолы, галстуки, шляпы, чулки, кошельки, иногда целые платья и даже искусственные волосы. До сих пор в музеях хранятся вещи из виссона.

Что же такое жемчуг, которому приписывают чудесные свойства? Так существует тайна эликсира Клеопатры. Рассказывают, что египетская царица Клеопатра как-то выпила растворённую в винном уксусе драгоценную жемчужину. В древности считалось, что это верное средство сохранить красоту и вечную молодость.

Существует множество легенд о его происхождении. По одной из них, жемчуг – это попавшая в paковину и застывшая в ней утренняя роса. По другой легенде, жемчужины – слёзы сказочной красавицы, вырванной злодеями из рук суженого.

Настоящий жемчуг, встречающийся в paковинах, известен людям с древних времён и обнаружен был сначала в Красном море и Индийском океане. Именно оттуда он попал в античную Европу. Для того чтобы возникла жемчужина, необходима целая совокупность случайностей. Прежде всего, нужно, чтобы в paковину попал посторонний предмет. Это может быть песчинка или ещё что-нибудь. Жемчужница, покрывая личинку слоями перламутра, превращает жемчужину в её могилу. Необходимо, чтобы будущее ядро жемчужины захватило при проникновении в paковину кусочек мантии. Она создаст вокруг ядра жемчужный мешочек, клетки которого откладывают концентрические слои перламутра, в конечном итоге и образующие лучистую жемчужину.

Харония тритонис

А теперь перенесёмся на остров Крит, к знаменитой таинственной Минойской культуре. Помните легенду о Лабиринте-дворце критского царя Миноса. Легенда рассказывает о страшном чудовище, получеловеке – полубыке Минотавре, обитавшем в Лабиринте, и о герое Тезее, который убил Минотавра и вышел из Лабиринта, благодаря Ариадне, дочери Миноса. Раскопки в Кносе, где по преданию находится лабиринт, доказали, что эта легенда имела под собой реальное основание: дворец действительно существовал и в плане напоминает paковины в разрезе.

Кстати, на Крите, paковины использовали как предмет поклонения.

Легенда имеет своё продолжение. Победить Тезея помог мастер Дедал, он вместе с сыном Икаром бежал с острова сделав себе крылья, Икар трагически погиб, а Дедал добрался до Сицилии, Царь Минос решил обнаружить беженца – ведь второго такого мастера не было. Во все концы Земли были разосланы посланцы царя и каждый вёз с собой paковину Харонии с отпиленным кончиком. Послы Миноса предлагали огромную награду тому, кто ухитрится продеть тонкую нить сквозь все извивы paковины, насквозь. Правитель Сицилии, обратился к Дедалу за советом. Мастер взял муравья, привязал к нему нить и запустил в paковину – муравей пробежал насквозь и протянул за собой нить.

Тритон

Среди миров Древней Греции есть ещё один, связанный с paковиной Тритоны. Эта легенда про Пана-козлоподобного, бога лесов и рощ, младшего брата Зевса. Когда Зевс стал царём богов, он наградил Пана рогом Тритона. Рог обладал чудесным свойством: он издавал настолько жуткие звуки, что все: и cмepтные и боги – в странном ужасе, потеряв рассудок, обращались в бегство. По имени Пана, трубившего в рог, это бегство было названо паническим, а состояние безрассудного стpaxa – паникой. Пан погубил себя тем, что восстал против богов. Он прокрался на Олимп, со своим рогом, желая посеять среди богов панику. Его перехитрили, подменив рог, и, лишенный своего странного оружия, он погиб. Причём тут paковины? А пари том, что рогом Тритона могла быть paковина

Одного из крупнейших средиземноморских моллюсков – Харонии ноунферы. Известно, что именно она использовалась когдо – то в качестве сигнальной или боевой трубы.

Священная paковина

Вернёмся на Восток.

В Индии считали, что в paковине Чанк живёт морской демон, который победил бог Вишну. Эта paковина стала символом этого бога. Считали что эта paковина имела власть над морем, заставляла стихать морские волны и сулила безопасность путешественнику. В них трубили во время праздничных торжеств.

У правителей Бирмы священный Чанк, верхняя часть завитка, которого была целиком оправлена в золото и драгоценные камни, служил скипетром. У ряда других идентичных государств paковина Чанка попала в герб.

Считали, что украшения из чанка: амулеты, браслеты-приносили успех и счастье их обладателю.

Ещё одна легенда с трагическим сюжетом распространена на Востоке. Утром в день своей свадьбы, желая сделать подарок своей невесте, юноша отправляется на берег моря. В заветном месте он ныряет чтобы достать жемчужину, достойную красоты любимой. Проходит время, а жениха нет, близких охватывает тревога. Смельчаки начинают обшаривать дно и находят тело погибшего, рука которого зажата створками гигантской Тридакны. Двустворчатый моллюск Тридакна – чемпион среди моллюсков по размерам. Он может достигать почти полутора метров длины и веса в четверть тонны. Её створки у вершины утолщены, имеют вытянуто-треугольную форму, выпуклые ребра радикально расходятся от вершины к краям. Около вершины створки paковины не смыкаются плотно, а имеют продолговатую щель.

Осторожно-Конусы

Существует ли моллюски, поражающие организм человека? Например, конусы. Однажды некоему рыбаку вместе с рыбой в сеть попали две очень красивые paкушки тёмно-коричневого цвета, покрытые хорошо очерченными светло-кремовыми пятнами. Рыбак положил paковину за пазуху. Через некоторое время он ощутил боль и обнаружил, расстегнув рубаху, что участок живота покраснел и припух. Поняв, что виновники этого – моллюски, рыбак выбросил их. Через некоторое время рыбак потерял сознание и умер. Виновники этого печального события относятся к семейству Конусов. Считается, что конусы страшнее акул, так как от акул погибает 1 человек в год, а от Конусов 2-3 человека. Ядовитость конусов легко объяснить – они хищники.

Корабельные черви или Шашень известны с древнейших времён – с тех пор, как люди занялись мореплаванием. В 1200 году флот крестоносцев еле добрались до острова Мальта, настолько был источён корабельным червём. Кто же он такой, этот таинственный червь? Паустовский пишет: \"...Это даже не червь. Это морская улитка, двустворчатая крошечная paкушка, не больше булавочной головки\".

Она вгрызается в дерево острыми створками и всё время вращается вокруг своей оси. Ходы, просверленные, безукоризненно круглы и отполированы. Когда моллюск входит в дерево, то оставляет отверстие, едва заметное глазу. Он выпускает конец своего слизистого тела, наглухо прикрепляет его к отверстию и высовывает наружу две тонкие трубки. По ним корабельный червь всасывает воду и выбрасывает изжеванную древесную труху. Шашень вгрызаясь в дерево, быстро растёт и толстеет. Через несколько дней он не может вылезти обратно их своей норы. Достигнув старости, он умирает внутри дерева.

Среди морских брюхоногих есть виды, лишённые paковины, например клиопы. Они являются излюбленной пищей некоторых китов.

Виноградная улитка является продуктом питания и в ряде стран употрeбляется в пищи в варённом виде. При массовом размножении может приносить вред плодоносным хозяйствам.

Однако больший вред сельскому хозяйству приносят наземные лёгочные улитки, лишённые paковины – так называемые слизни. Массовое появление слизней сопровождается большими повреждениями посевов. Слизни также уничтожают огромное количество огородных культур.

Проверка таблицы. (Приложение №2)

II. Сочинение– этюд “Paкушки”.

Подготовка к написанию сочинения.

Учитель русского языка.

“Вот paковина… Если ты долго будешь смотреть на нее, то вдруг тебе придет в голову, что как-то утром солнечный свет упал на эту paковину и так на ней и остался на вечные времена”. (К.Г.Паустовский).

Мы так много уже говорили сегодня о paковинах, но давайте представим ту подводную стихию, в которой живут эти удивительные существа.

Что же поможет нам почувствовать себя в морских глубинах? Эта сила – музыка! Литовский художник и композитор Чюрленис чудесно изобразил музыкальными красками трепетный шелест прибрежных волн, легкое дуновение свежего морского ветерка, тонкое пение морских paковин, перекатывание гальки. Итак, вслушайтесь в эту удивительную, чарующую музыку.

Прослушивание г/з Чюрленис “Море”.

Беседа с учащимися.

Вопрос: Что вы представляли, слушая эту музыку?

Возможные ответы: Слушая музыку, невольно представляешь себя частичкой морской стихии, частичкой природы. Кажется, что прибрежные волны манят и зовут на дно морское. Теплый ветерок так приятно успокаивает душу, что ничего не хочется видеть, кроме белых барашков, ничего не хочется слышать, только музыка моря, paковин, гальки. музыка помогает раствориться в природе, погрузиться на дно морское.

Работа с текстом.

Учитель русского языка. Итак, ваши представления о paковинах пополнились новыми сведениями. Что-то вас удивило, заставило иначе посмотреть на это чудо природы. А теперь попробуем описать эти paкушки, призвав на помощь все свое воображение. Но вначале послушайте, как описывает морское сокровище чешский писатель Карел Чапек:

Задание классу: выписать красочные эпитеты, сравнения.

“Чудесна и величественна природа, и я, неутомимый паломник по картинным галереям и музеям изящных искусств, должен признаться, что наибольшее наслаждение я получил от созерцания paковин и кристаллов в Естественно-историческом музее. Конечно, и мамонты, и праящерицы очень симпатичны, а также рыбы, бабочки, антилопы и прочие звери лесные, но paковины лучше всего, потому что вид у них такой, будто игривый дух божий, вдохновленный собственным всемогуществом, сотворил их для своего развлечения. Розовые и пухлые, как девичьи губы, пурпурные, янтарные, перламутровые, черные, белые, пестрые, тяжелые как поковка, изящно-филигранные, как пудреница королевы Мэб, гладко обточенные, покрытые бороздками, колючие, округлые, похожие на почки, на глаза, на губы, стрелы, шлемы, и ни на что не похожие, они просвечивают и переливаются красками, как опалы, нежные, странные, не поддающиеся описанию. Когда я проходил затем по сокровищницам искусства, осматривая коллекции мебели, оружия одежды, резьбы, фарфора, я снова видел: чудесна и величественна природа. Все это те же paковины, но возникшие по иной божественной и необходимой прихоти. Все это создал нагой мягкотелый слизняк, трепещущий в творческом безумии. Так будьте же подобно природе: творите, творите прекрасные, удивительные вещи с бороздками или витками, пестрые, прозрачные. Чем больше вы будете творить, тем ближе вы будете к природе… Нет ничего величественнее природы!”

Словарная работа.

Ципрей, тридакна, мурекс, пурпурный,  
перламутровый, филигранные, Чюрленис,
Дебюсси, Карел Чапек, этюд.

Описание paковины по плану.

План:

I. Когда я впервые увидел paкушку…

II. Описание paковины:

  • название;

  • форма;

  • цвет;

  • использование;

  • легенда.

III. Как музыка помогает раскрыть красоту paковин?

IV. О чем может рассказать paкушка?

Творческая работа учащихся (придумывание названия, написание вступления, основной части).

Подведение итогов.

Д/з Написание сочинения.

Оформление доски (Приложение №4).

Приложение 3

Презентация



Комментарии:

Тип Кишечнополостные


    Тип Кишечнополостные

      На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....

14 12 2025 5:24:23

Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"


    Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"

      На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....

13 12 2025 5:30:34

Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"


    Урок-импровизация на тему "От материального к духовному…"

      Урок-импровизация ‒ путешествие в суверенное государство "Человеческий организм". Попытка перевода материальных основ психической деятельности человека, сложной информации о функциях и роли ВНД, нервной системы, анализаторов в духовные составляющие человека. Занятие рассчитано на взрослую аудиторию....

12 12 2025 9:56:36

Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"


    Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"

      Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....

11 12 2025 13:59:54

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)


    Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

      На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

10 12 2025 14:40:48

Игра "Биологическое кaзинo. В мире животных"

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....

09 12 2025 6:49:52

Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"


    Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"

      Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....

08 12 2025 3:50:19

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"


    Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

      Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....

07 12 2025 18:59:57

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс


    Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

      У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

06 12 2025 17:16:20

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии


    Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

      Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....

05 12 2025 19:27:33

Пробка и корка у растений ЕГЭ biologia's Blog

Пробка и корка у растений Cегодня мы продолжаем,прерванный на время, разговор о покровных тканях. ПРОБКА — это вторичная покровная ткань,Она начинает созревать в конце вегатационного периода …...

04 12 2025 10:18:31

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

03 12 2025 18:33:35

Урок биологии по теме "Высшая нервная деятельность. Внимание. Память"


    Урок биологии по теме "Высшая нервная деятельность. Внимание. Память"

      В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека. ...

02 12 2025 6:50:51

Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)


    Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)

      Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

01 12 2025 3:58:39

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

30 11 2025 21:45:34

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"


    Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

      На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

29 11 2025 11:15:31

Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"


    Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

      Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....

28 11 2025 19:18:18

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"


    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Многообразие земноводных, их значение и охрана"

      Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...

27 11 2025 15:47:35

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

26 11 2025 1:10:35

Скелет человека, его строение и значение


    Скелет человека, его строение и значение

      Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....

25 11 2025 7:42:14

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

24 11 2025 19:14:17

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

23 11 2025 1:31:38

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)


    Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

      Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

22 11 2025 12:15:59

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

21 11 2025 1:21:43

Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"


    Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

      Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....

20 11 2025 19:49:56

Урок природоведения по теме "Освоение моря и суши в мезозойскую эру". 5-й класс

Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....

19 11 2025 0:28:13

Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс


    Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс

      Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...

18 11 2025 12:17:54

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

17 11 2025 22:37:24

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

16 11 2025 9:43:26

Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс


    Комбинированный урок по биологии. Тема: "Класс Земноводные. Общая хаpaктеристика". 7-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....

15 11 2025 23:19:51

Информационные технологии на уроках биологии

Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....

14 11 2025 18:49:30

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы


    Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

      Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

13 11 2025 20:15:31

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

12 11 2025 8:18:26

Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"


    Мастер-класс "УМК Д.И. Трайтака, С.В. Суматохина по биологии в 7-м классе"

      Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....

11 11 2025 4:50:53

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс


    Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

      Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

10 11 2025 12:43:40

Баpaбаном и законом – по сигаретам


    Баpaбаном и законом – по сигаретам

      Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....

09 11 2025 14:57:46

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....

08 11 2025 10:53:23

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....

07 11 2025 0:12:31

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

06 11 2025 1:30:46

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

05 11 2025 2:59:58

Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"


    Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"

      Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники. ...

04 11 2025 23:15:35

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

03 11 2025 11:26:56

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

02 11 2025 13:45:20

Тема урока: "Строение растительной клетки"


    Тема урока: "Строение растительной клетки"

      Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

01 11 2025 18:12:41

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе


    Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

      Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

31 10 2025 14:19:23

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)


    Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

      Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

30 10 2025 21:14:17

Лечение сальмонеллеза у собак. Способы заражения и профилактика

Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....

29 10 2025 17:49:44

Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"

      Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами. ...

28 10 2025 2:33:21

Развитие организма и окружающая среда


    Развитие организма и окружающая среда

      Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....

27 10 2025 18:49:21

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

26 10 2025 6:38:37

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::