Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"
Источник:
|
Цели:
Оборудование:
Тип урока:
Вопросы:
Постановка вопроса:
Вопросы:
Вопросы: Определение приспособленности:
Работа в группах:
Вывод Презентация примеров приспобленности организмов: Видеофрагмент
Относительный хаpaктер приспособленности
Лабораторная работа Обсуждение результатов лабораторной работы: Домашнее задание: |
Сформировать понятия приспособленности организмов в среде обитания, раскрыть относительный хаpaктер приспособлений, подвести к выводу о естественных причинах формирования приспособлений с использованием учения о движущих силах эволюции. Таблицы, гербарные материалы, коллекции насекомых разных мест обитания, плоды и семена с различными приспособлениями к распространению, комнатные растения, экран, компьютер. Урок изучения нового материала на основе полученных знаний о движущих силах эволюции. Ход урока Организационный момент на протяжении всего урока. Повторение пройденного материала о движущих силах эволюции. Дать определения: а) естественного отбора, б) форм отбора в) творческой роли естественного отбора 2. Сравнить искусственный и естественный отбор (используя таблицу). Изучение нового материала Чтобы выжить надо быстро изменяться. Л. Кэрролл \"Алиса в Зазеркалье\". Пример №1. На расчищенной от травы площадке блекло - бурого цвета учёные к колышкам привязали богомолов трёх цветов - бурых, жёлтых, зелёных. За время опыта птицами было уничтожено 60% жёлтых, 55% зелёных и только 20% бурых богомолов, у которых окраска тела совпадала с цветом фона. Аналогичные опыты были поставлены с куколками бабочки - крапивницы. Водоплавающие птицы в бассейне ловят преимущественно рыбу, окраска которой не соответствует цвету дна. Что удалось выяснить при помощи описанных опытов? Что обеспечило выживаемость богомолов, куколок бабочек и рыб? Как можно объяснить полученные учёными результаты опытов? Пример №2 Всем известно, что корни растений растут вниз, проникая вглубь почвы. Однако в джунглях Венесуэлы были обнаружены 12 видов деревьев, корни которых взбирались вверх по стволу. Что могло стать причиной \"странного поведения корней? (Ответ: почва в этих местах содержит так мало питательных веществ, что корни приспособились вбирать ионы Са, Mg, K и других элементов из стекающей по стволу дождевой воды. Чтобы подтвердить это предположение, исследователи искусственно повысили содержание минеральных веществ в стекающей воде. Рост корней после этого усилился). Что общего между первым и вторым примерами? Что такое приспособленность? Приспособленность организмов (от лат. адаптацио - приспособление) - способность организмов противостоять воздействию условий окружающей среды. - Прочтите предложенные примеры - Попробуйте определить типы адаптаций - Разбейте эти примеры на группы и объясните свой выбор. Карточка № 1. В Южной Америке обитает около 10 видов ленивцев - строго древесных животных. Нормальное положение тела этих чрезвычайно медлительных существ - висячее, спиной вниз. В противоположность всем остальным млекопитающим, мех ленивцев на туловище растет в направлении не от спины к брюху, а наоборот, от брюха к спине. На рыхлом, похожем на сено меху часто поселяются водоросли, придающие животному зеленую окраску, что помогает ему скрываться в листве. Карточка № 2. Гусеницы пяденицы, уцепившись за ветку задними парами ног и отгибая остальную часть тела под углом к ней, уподобляются cyчку. Некоторые богомолы цветом и формой тела похожи на те или иные части цветка, поэтому их называют цветочными. Карточка № 3. Английский энтомолог Брейди, изучавший поведение мухи цеце, пришел к выводу, что она нападает на любой движущийся теплый предмет, даже автомобиль. Не нападает муха только на зебру, которую воспринимает лишь как мелькание черных и белых полос. Карточка № 4. Жук-бомбардир выpaбатывает химические вещества, которые при опасности поступают в воронкообразный отдел задней части его тела. Там начинается бурная реакция, и образовавшаяся неприятная жидкость, взрываясь, выбрасывается прямо на нападающего. Обычная шпанская мушка \"награждает\" хищника жидкостью, которая вызывает нарывы. Карточка № 5. Вдоль побережья австралийской провинции Квинсленд и около Сиднея обитает очень ядовитый осьминог. Хотя его размеры редко превышают 12 см, яда в нем достаточно, чтобы убить 10 человек. Карточка № 6. Некоторые животные в качестве защиты используют запах: североамериканский скунс способен выбросить струю дурно пахнущей жидкости на 3 м с поразительной точностью. Она может временно ослепить нападающего и определенно отучит его от повторного нападения на скунса. Карточка № 7. Покрытая предостерегающими полосками, но совершенно безобидная муха-жур-чалка извлекает нектар из цветка, как и медоносные пчелы, обладающие грозным жалом. Подражание журчалки не ограничивается окраской, но включает и поведение. Журчалки подражают звукам, издаваемым пчелами и осами, и, если их потревожить, угрожающе жужжат. Карточка № 8. Австралийская бородатая ящерица способна напугать самого храброго хищника. Она громко свистит, бьет хвостом и поднимает гребень так, что кажется в 4 раза больше, чем есть на самом деле. Карточка № 9. В некоторых случаях рыбы могут маскироваться под других животных, причем делают это коллективно. Например, маленькие морские сомики, обнаружив, что к ним приближается хищная рыба, сразу же группируются в своеобразное подобие клубка. Их головы оказываются в центре этого \"архитектурного сооружения\", а заостренные хвостики торчат наружу. Издали \"клубок\" напоминает колючего морского ежа, которого хищники предпочитают обходить стороной. Карточка № 10. В африканских саваннах живет небольшой подземный грызун - гoлый землекоп. Это странное, почти голое, лишенное шерстного покрова создание. Тем забавнее видеть торчащие в разные стороны вибриссы - на голове и на брюхе. Многочисленные чувствительные волоски помогают землекопам ориентироваться в огромных подземных лабиринтах, проложенных этими трудолюбивыми зверьками. Карточка № 11. Некоторые ежи используют выделения ядовитых жаб для смазывания своих иголок. Нападая на жабу, еж, прежде всего, кусает ее ядовитые околоушные железы, а потом отравленной слюной смазывает свои иголки. Коварные привычки усваиваются еще в детстве. Новорожденный, еще слепой ежонок слизывает с иголок матери ядовитую смазку и наносит ее языком на свои еще мягкие иголочки. Карточка № 12. Животные в минуту опасности нередко прибегают к разным уловкам: особенно часто это делают птицы - притворяясь ранеными, они отвлекают хищников от гнезд. Даже такие крупные животные, как слоны, способны обмануть хищников - они тоже притворяются, только мертвыми. Однажды в джунглях Индии поймали дикого слона. Его привязали цепями. Вдруг слон упал на землю. Охотники старались его растолкать, но он лежал неподвижно. Они решили, что слон умер, сняли с него цепи и ушли. Слон вскочил на ноги и бросился бежать. По итогам обсуждения на доске делается запись тех вариантов адаптации, которые обнаружили учащиеся в примерах. Чтение и организация теиста Типы приспособлений. Форма тела Окраска тела Твёрдые покровы тела Ядовитые железы Физиологические адаптации Приспособительное поведение Показатели приспособленности Животные Растения 1. Приспособления к абиотическим факторам (например, холоду) 1. Густая шерсть 2. Толстый подкожный слой жира 3. Перелет на юг 4. Зимняя спячка 5. Запасание корма на зиму 1. Листопад 2. Холодостойкость 3. Сохранение вегетативных органов в почве 4. Наличие видоизменений (луковицы, корневища и др. с запасом питательных веществ) 2. Способы добывания пищи Для добывания пищи и воды: 1. Объедание листьев на высоких деревьях (длинная шея) 2. Захват с помощью ловчих сетей (плетение паутины и создание др. разнообразных ловушек) и подстерегание объектов питания 3. Особое строение пищеварительных органов для вылавливания насекомых из узких нор, стравливания травы, ловли летающих насекомых, многократного пережевывания грубой пищи (липкий длинный язык, многокамерный желудок и др.) 4. Схватывание и удержание добычи хищными млекопитающими и птицами (хищные зубы, когти, крючковатый клюв) Для добывания биогенов, воды и энергии: 1. Поглощение воды и минеральных веществ (интенсивное развитие корней и корневых волосков) 2. Широкие тонкие листья, листовая мозаика (поглощение солнечной энергии) 3. Запасание воды (густая сеть межклетников, утолщенный стебель и др.) 4. Захват и переваривание мелких животных (насекомоядные растения) и др. 3. Защита от врагов 1. Быстрый бег 2. Иглы, панцирь 3. Отпугивающий запах 4. Покровительственная, предостерегающая и др. типы окраски 1. Колючки 2. Розеточная форма, недоступная для стравливания (скашивания) 3. Ядовитые вещества 4. Стрекательные клетки 4. Обеспечение эффективности размножения Привлечение пoлoвoго партнера: 1. Яркое оперение 2. \"Корона\" рогов 3. Пoлoвые аттpaктанты 4. Песни 5. Брачные танцы Привлечение опылителя: 1. Нектар 2. Пыльца 3. Яркая окраска цветков или соцветий 4. Запах 5. Расселение на новые территории Миграции: Перемещения стад, колоний, стай в поисках пропитания и подходящих условий для размножения (перелеты птиц, кочевки антилоп, зебр, заплывы рыб) Распространение семян и спор: 1. Цепкие крючки, колючки 2. Хохолки, крылатки, летучки для переноса ветром 3. Сочные плоды и др. Одним из результатов естественного отбора, являющегося направляющей движущей силой процесса эволюции, можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций - приспособлений к среде обитания. Дивергенция - расхождение признаков у родственных видов. Конвергенция - схождение признаков у очень далеких видов Покровительственная окраска, предупреждающая окраска, мимикрия и т.д. Причины возникновения приспособлений? Каков механизм возникновения приспособлений? 1. Изменение условий жизни - индивидуальная наследственная изменчивость - естественный отбор -приспособленность. В больших популяциях направляющим фактором эволюции является естественный отбор, а в малых - дрейф генов, действие которого в больших популяциях ослаблено. Следует учитывать, что дрейф генов далеко не всегда приводит к адаптации организмов: он даже может оказаться губительным для популяции, ухудшая её приспособленность к условиям среды. Кроме этого, необходимо помнить, что ещё Ч. Дарвин подчёркивал, что все приспособления, сколько бы совершёнными они ни были, носят относительный хаpaктер. Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте), а не ко всем возможным условиям среды. Доказательствами относительности приспособлений могут служить следующие факты: Защитные приспособления оказываются неэффективными в необычных условиях: Например, при задержке выпадения снега вовремя перелинявший на зиму заяц - беляк хорошо виден на фоне тёмной земли. Защитные приспособления от одних врагов оказываются неэффективными от других. (Ядовитых змей поедают ежи, свиньи). Проявления инстинктов у животных может оказаться нецелесообразным: например, мелкие птицы продолжают тратить силы на выкармливание кукушонка, который выкинул потомство из гнезда. (ночные бабочки приспособились собирать нектар со светлых цветков, но они также летят и на огонь, хотя и гибнут при этом.) Полезные для одних целей органы и структуры могут оказаться вредными в других условиях - например, крылья стрижа обеспечивают ему очень быстрый и маневренный полёт, но не позволяют взлететь, если птица случайно окажется на земле (стрижи гнездятся только на высоких обрывах) ; яркая окраска самца павлина обеспечивает ему успех у самок, но одновременно привлекает хищников (перепонки между пальцами у горных гусей, которые никогда не опускаются на воду). - Любой вид живых организмов приспособлен к тем условиям, в которых он обитает; - Приспособления организмов к среде обитания проявляются на всех уровнях организации - биохимическом, цитологическом, гистологическом, анатомическом; - Физиологические адаптации - пример отражения структурных особенностей организации в данных условиях существования; - Забота о потомстве возникает как способ обеспечения выживания вида на фоне высокой степени развития нервной системы и является одной из форм физиологических адаптаций; - Любые приспособления относительны и целесообразны только в конкретных условиях существования. Таким образом, приспособленность - это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора, устраняющего неприспособленных к данным условиям существования особей. \"Эволюционный процесс - это прежде всего образование новых адаптаций, их накопление и координация\" К. М. Завадский. \"Изучение приспособления организмов к среде обитания\" См. вопросы к л/р в учебнике Беляева \"Лабораторный пpaктикум\" Изучить параграф, ответить на вопросы. |
.
Комментарии:
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
27 11 2024 18:28:53
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
26 11 2024 15:28:36
Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....
25 11 2024 1:47:59
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
24 11 2024 19:21:39
Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...
23 11 2024 9:28:39
Урок проводился в классах с разным уровнем подготовки. Но всегда он проходил на одном дыхании. Проблемные, частично-поисковые формы обучения вызывают неподдельный интерес учеников к знаниям. Используя предложенные приемы можно легко создать атмосферу сотрудничества для решения поставленных задач....
22 11 2024 0:41:31
Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....
21 11 2024 17:55:58
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
20 11 2024 9:42:52
Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....
19 11 2024 4:30:21
Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....
18 11 2024 22:57:41
Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер". ...
17 11 2024 12:24:43
Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....
16 11 2024 18:21:38
Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого. ...
15 11 2024 3:26:33
Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....
14 11 2024 18:44:14
Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию ИКТ в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....
13 11 2024 19:31:54
После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...
12 11 2024 13:12:40
Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...
11 11 2024 4:30:21
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...
10 11 2024 16:32:31
Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....
09 11 2024 14:58:55
Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д. ...
08 11 2024 13:42:29
Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...
07 11 2024 9:57:20
Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н.Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....
06 11 2024 19:42:56
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
05 11 2024 8:54:52
На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....
04 11 2024 6:58:50
Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....
03 11 2024 5:21:41
Вашему вниманию предлагается две презентации. В них содержится очень много познавательного, интересного и поучительного материала по данной теме. ...
02 11 2024 3:31:38
В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина «Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки. ...
01 11 2024 14:49:55
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
31 10 2024 2:56:24
Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
30 10 2024 20:22:50
Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....
29 10 2024 6:31:25
В трудах академиков А. Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....
28 10 2024 7:58:14
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
27 10 2024 21:24:25
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
26 10 2024 3:27:21
Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....
25 10 2024 13:24:59
Отработка умений усваивать научную информацию, анализировать, развивать мышление и воображение. Для этого необходимо делать урок ярким, запоминающимся, поэтому учащимся нужно предлагать задания творческого хаpaктера....
24 10 2024 2:22:15
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
23 10 2024 0:49:20
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...
22 10 2024 1:45:44
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
21 10 2024 9:44:32
Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....
20 10 2024 4:41:57
В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...
19 10 2024 9:58:48
Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее. ...
18 10 2024 3:29:54
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
17 10 2024 4:39:18
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
16 10 2024 2:22:46
Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....
15 10 2024 7:31:15
Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора. ...
14 10 2024 8:58:58
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
13 10 2024 4:16:35
Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....
12 10 2024 7:29:22
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
11 10 2024 2:59:51
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
10 10 2024 18:59:12
КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....
09 10 2024 17:41:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::