Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"
Цели:
Оборудование:
Тип урока:
Вопросы:
Постановка вопроса:
Вопросы:
Вопросы: Определение приспособленности:
Работа в группах:
Вывод Презентация примеров приспобленности организмов: Видеофрагмент
Относительный хаpaктер приспособленности
Лабораторная работа Обсуждение результатов лабораторной работы: Домашнее задание: |
Сформировать понятия приспособленности организмов в среде обитания, раскрыть относительный хаpaктер приспособлений, подвести к выводу о естественных причинах формирования приспособлений с использованием учения о движущих силах эволюции. Таблицы, гербарные материалы, коллекции насекомых разных мест обитания, плоды и семена с различными приспособлениями к распространению, комнатные растения, экран, компьютер. Урок изучения нового материала на основе полученных знаний о движущих силах эволюции. Ход урока Организационный момент на протяжении всего урока. Повторение пройденного материала о движущих силах эволюции. Дать определения: а) естественного отбора, б) форм отбора в) творческой роли естественного отбора 2. Сравнить искусственный и естественный отбор (используя таблицу). Изучение нового материала Чтобы выжить надо быстро изменяться. Л. Кэрролл \"Алиса в Зазеркалье\". Пример №1. На расчищенной от травы площадке блекло - бурого цвета учёные к колышкам привязали богомолов трёх цветов - бурых, жёлтых, зелёных. За время опыта птицами было уничтожено 60% жёлтых, 55% зелёных и только 20% бурых богомолов, у которых окраска тела совпадала с цветом фона. Аналогичные опыты были поставлены с куколками бабочки - крапивницы. Водоплавающие птицы в бассейне ловят преимущественно рыбу, окраска которой не соответствует цвету дна. Что удалось выяснить при помощи описанных опытов? Что обеспечило выживаемость богомолов, куколок бабочек и рыб? Как можно объяснить полученные учёными результаты опытов? Пример №2 Всем известно, что корни растений растут вниз, проникая вглубь почвы. Однако в джунглях Венесуэлы были обнаружены 12 видов деревьев, корни которых взбирались вверх по стволу. Что могло стать причиной \"странного поведения корней? (Ответ: почва в этих местах содержит так мало питательных веществ, что корни приспособились вбирать ионы Са, Mg, K и других элементов из стекающей по стволу дождевой воды. Чтобы подтвердить это предположение, исследователи искусственно повысили содержание минеральных веществ в стекающей воде. Рост корней после этого усилился). Что общего между первым и вторым примерами? Что такое приспособленность? Приспособленность организмов (от лат. адаптацио - приспособление) - способность организмов противостоять воздействию условий окружающей среды. - Прочтите предложенные примеры - Попробуйте определить типы адаптаций - Разбейте эти примеры на группы и объясните свой выбор. Карточка № 1. В Южной Америке обитает около 10 видов ленивцев - строго древесных животных. Нормальное положение тела этих чрезвычайно медлительных существ - висячее, спиной вниз. В противоположность всем остальным млекопитающим, мех ленивцев на туловище растет в направлении не от спины к брюху, а наоборот, от брюха к спине. На рыхлом, похожем на сено меху часто поселяются водоросли, придающие животному зеленую окраску, что помогает ему скрываться в листве. Карточка № 2. Гусеницы пяденицы, уцепившись за ветку задними парами ног и отгибая остальную часть тела под углом к ней, уподобляются cyчку. Некоторые богомолы цветом и формой тела похожи на те или иные части цветка, поэтому их называют цветочными. Карточка № 3. Английский энтомолог Брейди, изучавший поведение мухи цеце, пришел к выводу, что она нападает на любой движущийся теплый предмет, даже автомобиль. Не нападает муха только на зебру, которую воспринимает лишь как мелькание черных и белых полос. Карточка № 4. Жук-бомбардир выpaбатывает химические вещества, которые при опасности поступают в воронкообразный отдел задней части его тела. Там начинается бурная реакция, и образовавшаяся неприятная жидкость, взрываясь, выбрасывается прямо на нападающего. Обычная шпанская мушка \"награждает\" хищника жидкостью, которая вызывает нарывы. Карточка № 5. Вдоль побережья австралийской провинции Квинсленд и около Сиднея обитает очень ядовитый осьминог. Хотя его размеры редко превышают 12 см, яда в нем достаточно, чтобы убить 10 человек. Карточка № 6. Некоторые животные в качестве защиты используют запах: североамериканский скунс способен выбросить струю дурно пахнущей жидкости на 3 м с поразительной точностью. Она может временно ослепить нападающего и определенно отучит его от повторного нападения на скунса. Карточка № 7. Покрытая предостерегающими полосками, но совершенно безобидная муха-жур-чалка извлекает нектар из цветка, как и медоносные пчелы, обладающие грозным жалом. Подражание журчалки не ограничивается окраской, но включает и поведение. Журчалки подражают звукам, издаваемым пчелами и осами, и, если их потревожить, угрожающе жужжат. Карточка № 8. Австралийская бородатая ящерица способна напугать самого храброго хищника. Она громко свистит, бьет хвостом и поднимает гребень так, что кажется в 4 раза больше, чем есть на самом деле. Карточка № 9. В некоторых случаях рыбы могут маскироваться под других животных, причем делают это коллективно. Например, маленькие морские сомики, обнаружив, что к ним приближается хищная рыба, сразу же группируются в своеобразное подобие клубка. Их головы оказываются в центре этого \"архитектурного сооружения\", а заостренные хвостики торчат наружу. Издали \"клубок\" напоминает колючего морского ежа, которого хищники предпочитают обходить стороной. Карточка № 10. В африканских саваннах живет небольшой подземный грызун - гoлый землекоп. Это странное, почти голое, лишенное шерстного покрова создание. Тем забавнее видеть торчащие в разные стороны вибриссы - на голове и на брюхе. Многочисленные чувствительные волоски помогают землекопам ориентироваться в огромных подземных лабиринтах, проложенных этими трудолюбивыми зверьками. Карточка № 11. Некоторые ежи используют выделения ядовитых жаб для смазывания своих иголок. Нападая на жабу, еж, прежде всего, кусает ее ядовитые околоушные железы, а потом отравленной слюной смазывает свои иголки. Коварные привычки усваиваются еще в детстве. Новорожденный, еще слепой ежонок слизывает с иголок матери ядовитую смазку и наносит ее языком на свои еще мягкие иголочки. Карточка № 12. Животные в минуту опасности нередко прибегают к разным уловкам: особенно часто это делают птицы - притворяясь ранеными, они отвлекают хищников от гнезд. Даже такие крупные животные, как слоны, способны обмануть хищников - они тоже притворяются, только мертвыми. Однажды в джунглях Индии поймали дикого слона. Его привязали цепями. Вдруг слон упал на землю. Охотники старались его растолкать, но он лежал неподвижно. Они решили, что слон умер, сняли с него цепи и ушли. Слон вскочил на ноги и бросился бежать. По итогам обсуждения на доске делается запись тех вариантов адаптации, которые обнаружили учащиеся в примерах. Чтение и организация теиста Типы приспособлений. Форма тела Окраска тела Твёрдые покровы тела Ядовитые железы Физиологические адаптации Приспособительное поведение Показатели приспособленности Животные Растения 1. Приспособления к абиотическим факторам (например, холоду) 1. Густая шерсть 2. Толстый подкожный слой жира 3. Перелет на юг 4. Зимняя спячка 5. Запасание корма на зиму 1. Листопад 2. Холодостойкость 3. Сохранение вегетативных органов в почве 4. Наличие видоизменений (луковицы, корневища и др. с запасом питательных веществ) 2. Способы добывания пищи Для добывания пищи и воды: 1. Объедание листьев на высоких деревьях (длинная шея) 2. Захват с помощью ловчих сетей (плетение паутины и создание др. разнообразных ловушек) и подстерегание объектов питания 3. Особое строение пищеварительных органов для вылавливания насекомых из узких нор, стравливания травы, ловли летающих насекомых, многократного пережевывания грубой пищи (липкий длинный язык, многокамерный желудок и др.) 4. Схватывание и удержание добычи хищными млекопитающими и птицами (хищные зубы, когти, крючковатый клюв) Для добывания биогенов, воды и энергии: 1. Поглощение воды и минеральных веществ (интенсивное развитие корней и корневых волосков) 2. Широкие тонкие листья, листовая мозаика (поглощение солнечной энергии) 3. Запасание воды (густая сеть межклетников, утолщенный стебель и др.) 4. Захват и переваривание мелких животных (насекомоядные растения) и др. 3. Защита от врагов 1. Быстрый бег 2. Иглы, панцирь 3. Отпугивающий запах 4. Покровительственная, предостерегающая и др. типы окраски 1. Колючки 2. Розеточная форма, недоступная для стравливания (скашивания) 3. Ядовитые вещества 4. Стрекательные клетки 4. Обеспечение эффективности размножения Привлечение пoлoвoго партнера: 1. Яркое оперение 2. \"Корона\" рогов 3. Пoлoвые аттpaктанты 4. Песни 5. Брачные танцы Привлечение опылителя: 1. Нектар 2. Пыльца 3. Яркая окраска цветков или соцветий 4. Запах 5. Расселение на новые территории Миграции: Перемещения стад, колоний, стай в поисках пропитания и подходящих условий для размножения (перелеты птиц, кочевки антилоп, зебр, заплывы рыб) Распространение семян и спор: 1. Цепкие крючки, колючки 2. Хохолки, крылатки, летучки для переноса ветром 3. Сочные плоды и др. Одним из результатов естественного отбора, являющегося направляющей движущей силой процесса эволюции, можно назвать развитие у всех живых организмов адаптаций - приспособлений к среде обитания. Дивергенция - расхождение признаков у родственных видов. Конвергенция - схождение признаков у очень далеких видов Покровительственная окраска, предупреждающая окраска, мимикрия и т.д. Причины возникновения приспособлений? Каков механизм возникновения приспособлений? 1. Изменение условий жизни - индивидуальная наследственная изменчивость - естественный отбор -приспособленность. В больших популяциях направляющим фактором эволюции является естественный отбор, а в малых - дрейф генов, действие которого в больших популяциях ослаблено. Следует учитывать, что дрейф генов далеко не всегда приводит к адаптации организмов: он даже может оказаться губительным для популяции, ухудшая её приспособленность к условиям среды. Кроме этого, необходимо помнить, что ещё Ч. Дарвин подчёркивал, что все приспособления, сколько бы совершёнными они ни были, носят относительный хаpaктер. Естественный отбор формирует приспособление к конкретным условиям существования (в данное время и в данном месте), а не ко всем возможным условиям среды. Доказательствами относительности приспособлений могут служить следующие факты: Защитные приспособления оказываются неэффективными в необычных условиях: Например, при задержке выпадения снега вовремя перелинявший на зиму заяц - беляк хорошо виден на фоне тёмной земли. Защитные приспособления от одних врагов оказываются неэффективными от других. (Ядовитых змей поедают ежи, свиньи). Проявления инстинктов у животных может оказаться нецелесообразным: например, мелкие птицы продолжают тратить силы на выкармливание кукушонка, который выкинул потомство из гнезда. (ночные бабочки приспособились собирать нектар со светлых цветков, но они также летят и на огонь, хотя и гибнут при этом.) Полезные для одних целей органы и структуры могут оказаться вредными в других условиях - например, крылья стрижа обеспечивают ему очень быстрый и маневренный полёт, но не позволяют взлететь, если птица случайно окажется на земле (стрижи гнездятся только на высоких обрывах) ; яркая окраска самца павлина обеспечивает ему успех у самок, но одновременно привлекает хищников (перепонки между пальцами у горных гусей, которые никогда не опускаются на воду). - Любой вид живых организмов приспособлен к тем условиям, в которых он обитает; - Приспособления организмов к среде обитания проявляются на всех уровнях организации - биохимическом, цитологическом, гистологическом, анатомическом; - Физиологические адаптации - пример отражения структурных особенностей организации в данных условиях существования; - Забота о потомстве возникает как способ обеспечения выживания вида на фоне высокой степени развития нервной системы и является одной из форм физиологических адаптаций; - Любые приспособления относительны и целесообразны только в конкретных условиях существования. Таким образом, приспособленность - это относительная целесообразность строения и функций организма, являющаяся результатом естественного отбора, устраняющего неприспособленных к данным условиям существования особей. \"Эволюционный процесс - это прежде всего образование новых адаптаций, их накопление и координация\" К. М. Завадский. \"Изучение приспособления организмов к среде обитания\" См. вопросы к л/р в учебнике Беляева \"Лабораторный пpaктикум\" Изучить параграф, ответить на вопросы. |
.
Комментарии:
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
31 05 2025 22:53:19
Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....
30 05 2025 9:50:10
Урок проводится с использованием УМК «Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....
29 05 2025 10:54:58

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....
28 05 2025 1:14:22
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие.
...
27 05 2025 2:23:59
На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание.
Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм.
В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма.
Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения.
...
26 05 2025 1:58:49

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
25 05 2025 4:21:42
Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....
24 05 2025 2:49:17
На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма.
...
23 05 2025 19:57:18
Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", пpaктическая работа: посадка детьми семян цветов....
22 05 2025 16:33:34
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
21 05 2025 23:57:52
В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых (Мариковский И.П., Павловский Е.П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....
20 05 2025 20:44:47
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
19 05 2025 0:19:29
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
18 05 2025 1:48:40
Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....
17 05 2025 3:14:42
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
16 05 2025 6:50:44
Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология».
...
15 05 2025 12:36:36

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....
14 05 2025 6:26:14
Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....
13 05 2025 4:22:11
Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интеpaктивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....
12 05 2025 5:14:10
Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....
11 05 2025 21:59:33
Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных.
...
10 05 2025 3:50:16
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость.
...
09 05 2025 23:42:45
Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....
08 05 2025 23:49:35
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.
Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?"
Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.
...
07 05 2025 20:42:27
В процессе работы над заданиями ученики должны давать определения понятиям "мутация", "геномные, хромосомные, генные мутации"; классифицировать и объяснять их возникновение в клетке, обобщать и формулировать выводы; научиться работать самостоятельно с материалом, предложенным учителем; выполнять конкретные задания и объективно оценивать свои знания.
...
06 05 2025 10:12:51
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
05 05 2025 7:45:53
Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....
04 05 2025 18:46:37
Дети в процессе работы должны научиться выделять особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; раскрывать многообразие перепончатокрылых, черты их сходства, показать их роль в природе и значение в жизни человека, необходимость охраны этих насекомых. На уроке используются фрагменты диска «Биология. 7-й класс. Животные», презентации, подготовленные учителем и учащимися.
...
03 05 2025 21:23:12
Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....
02 05 2025 5:32:29
Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс "Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса "Природа и экология Красноярского края".
...
01 05 2025 10:39:10
Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....
30 04 2025 10:12:52

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
29 04 2025 17:35:58
Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....
28 04 2025 4:43:20
Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме.
...
27 04 2025 18:40:10
В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....
26 04 2025 16:34:34
Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....
25 04 2025 8:10:35
Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....
24 04 2025 22:38:12
Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости.
...
23 04 2025 16:55:54

Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....
22 04 2025 23:51:32
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
21 04 2025 1:33:16
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
20 04 2025 4:41:10
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
19 04 2025 7:18:55
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
18 04 2025 3:19:48
На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием члeнистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение paкообразных....
17 04 2025 2:54:13
Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....
16 04 2025 13:46:38
На уроке биологии в 8-м классе прослеживается системный подход при изучении понятий «биологические системы», рассматриваются и их взаимосвязи....
15 04 2025 6:41:31
Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интеpaктивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....
14 04 2025 14:34:30
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
13 04 2025 19:10:28
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
12 04 2025 7:46:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::