Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

Цели:
Образовательная:
- Рассмотреть строение сердца;
- Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца;
- Раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений.
Развивающая: Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца.
Воспитательная: Продолжить формирование научно-атеистического мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины.
Оборудование:
- Разборная модель сердца. Таблица с изображением строения сердца, сердечного цикла, карточки- задания, ножницы, клей, фломастеры.
Т. С. О.
- Магнитофон, компьютер, проектор.
Форма проведения:
- Урок в музее – (заочная экскурсия).
На доске:
- Схема “Маршрутный лист”,
- Эпиграф – “Сердце, подобно жернову, дающему муку, когда засыпано достаточно зерна, но стирающемуся, когда его не подсыпают” К. Вебер
Ход урока
I. Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).
Раздается звук “сердца” (проекция на компьютере).
Учитель, обращаясь к сердцу, лежащему на столе, читает отрывок стихотворения Э. Межелайтиса “Сердце”.
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них?
- М. Горький – “смелое сердце Данко”.
- Вильгем Гауф – “Холодное сердце”.
Учащийся – “Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга. Какое оно мое сердце?
Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке.
Предлагаю провести урок в музее.
Маршрутный лист по экспозиции музея “Кардиология”
Тема занятия: “строение и работа сердца”.
Цель:
- Знать: строение, механизм, регуляцию работы сердца.
- Уметь: ориентироваться в понятиях и терминах.
- Научиться: определять работоспособность сердца.
1. До посещения музея
- Вспомните правила поведения в музее:
- передвигаться тихо;
- разговаривать нельзя;
- задавать вопросы можно;
- трогать экспонаты нельзя.
- Восстановление в памяти изученного материала:
- кровь;
- иммунитет;
- органы кровообращения.
2. Во время посещения музея
- Обратить особое внимание на:
- строение;
- механизм;
- регуляцию работы сердца;
- термины и понятия;
- достижения в области кардиологии;
оформить методическое пособие.
- После посещения музея.
- Выполнить творческое задание.
- Презентация методического пособия.
Чтобы посетить музей необходимо приобрести абонемент, для этого необходимо выполнить задание.
II. Воспроизведение и коррекция опopных знаний.
Задание 1 (индивидуальный опрос)
- Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).
- Жидкая соединительная ткань – … (кровь).
- Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген).
- Плазма крови без фибриногена называется – … (сыворотка крови).
- Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).
- Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).
- Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).
- Защитная реакция организма, например, против инфекций – … (воспаление).
- Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).
- Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … (вакцина).
- Вещества, выpaбатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … (антитела).
- К органам кровообращения относятся – … (сердце и сосуды).
- Сосуды, по которым кровь течет от сердца – … (артерии).
- Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями – … (капилляры).
- Путь крови от левого желудочка до правого предсердия – … (большой круг кровообращения).
Задание 2 (проблемный вопрос – групповая работа)
- В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”. (Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг).
- И.П. Павлов сказал: “в организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого”. Про что это сказано? (Фагоцитоз).
- Известно, что за сутки у человека заменяется около 25000 миллиграмм крови. Сколько крови образуется за 70 лет? (630 кг)
Каждый получает абонемент и посещает музей.
Разрешите представить:
- Директор музея – Лапин Олег – проф. кафедры анатомии.
- Зам директора по информационным технологиям – доктор мед. наук.
Директор музея: Я рад, что вы заинтересовались экспонатами нашего музея. Наш музей называется “Кардиология”. Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а также разpaбатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики. Образован музей в 2005 году, на базе 8 “а” класса, школы N 5.
С музеем вас познакомят наши сотрудники:
Пермякова Оля – доцент кафедры анатомии;
Винокурова Анастасия – к. б. н.;
Смердова Маша – аспирант.
III. Изучение нового материала.
(Рассказ с элементами беседы).
Экскурсовод (диктор, показ пульсирующего сердца): Прислушайся. Чтобы ты не делал, спал, ел, бежал всегда раздается приглушенный, ритмичный стук- это бьется твое сердце. Сожми свою руку в кулак, и ты, увидишь какой оно формы и размера. Сердце представляет собой полный комок мышц, который постоянно сокращается и заставляет кровь двигаться по твоему телу.
Экскурсовод: Сердце расположено в грудной полости за гpyдиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Сердце – “середина”.
Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.
Ученик: Хотелось бы знать, какова роль околосердечной сумки?
Экскурсовод: В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.
Стенка сердца имеет три слоя:
эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом);
миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий);
эндокард – внутренний слой (из эпителия).
Экскурсовод (показывает рисунок): Давайте разберемся, из чего же состоит твое сердце? Условно оно делится перегородкой на две половинки, левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. У него только две створки и по-другому он называется митральным. Правая половина сердца состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя кровь течь в одном направлении.
Экскурсовод: Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Клапан (нем.) “клаппе” – “крышка”. Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки. Артерии – “воздушные жилы”. Предсердие (лат.) – “атриум” – “передний двор”, желудочки – мускульные образования.
Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие. Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2–3 раза толще стенок правового.
В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат множество митохондрий, и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0,5% от массы тела при этом 10% крови выбрасываемой аортой, идет коронарные или венечные сосуды, питающие само сердце. Аорта (греч.) – “прямая артерия”.
Ученик: Что обеспечивает быстрое сокращение камеры сердца?
Экскурсовод: Мышечные волокна разветвляются и соединяются между собой концами, образуя сложную сеть – это обеспечивает быстрое сокращения камеры как единой структуры.
Ученик: Как же работает сердце?
Экскурсовод (показывает бьющееся сердце): Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За день твое сердце сокращается почти сто тысяч раз и перекачивает за час около триста литров крови (показ “сердце – насос”). На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом двести грамм на высоту один метр, а за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти двадцати этажного дома.
Экскурсовод: А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.
Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды.
Сердечный цикл состоит из трех фаз (см. рис.).
- Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.
- Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.
- Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длиться около 0,4 сек.
Итак, серия событий, образующих 1 полный цикл прокачивания крови называется сердечным циклом. Он прослушивается как сердцебиение. Воронежские физики и медики Ю.Д. Сафонов и Л.И. Якименко определили, что в течение 1 сердечного цикла клапаны и сердечная мышца участвуют в 40 последовательных движениях.
Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 сек., а 0,7 отдыхают. Желудочки работают 0,3 сек., а 0,5 сек. отдыхают.
Самостоятельная работа (заполнить таблицу “сердечный цикл”).
Фазы сердечного цикла | Продолжительность фаз (сек) |
Положение клапанов | Движение крови |
1. Сокращение предсердий (систола) 2. Сокращение желудочков (систола) 3. Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола). |
0,1 сек. 0,3 сек. 0,4 сек. |
Створчатые – открыты. Створчатые – закрыты. Створчатые – открыты. |
предсердие – желудочек желудочек – предсердие вены – предсердие, желудочек |
Задача (для экскурсантов). Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца. В среднем частота биения сердца 70 ударов в минуту. (46 лет)
Ученик: Чем обусловлено высокая работоспособность сердца?
Экскурсовод:
- Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нем.
- Усиленным снабжением его мышц кровью.
- Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).
Ученик: организм предъявляет к сердечно-сосудистой системе меняющиеся требования. Сердце отвечает на это изменением частоты сокращений. Что же влияет на работу сердца?
Экскурсовод: Вспомним известные нам способы регуляции функций в организме.
1. Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсом. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), например, удар по животу может оказаться cмepтельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения. Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую.
2. Гумopaльная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови.
Работу сердца тормозят: ацетилхолин, соли натрия, увеличение рН крови.
Усиливают работу сердца: адреналин (при остановке сердца его вводят прямо в сердечную мышцу), соли калия, уменьшение рН.
Изменяют сердечную деятельность гормоны – секреты эндокринных желез: тироксин (щитовидная железа), инсулин (поджелудочная железа), кортикостероидные гормоны (надпочечники), гормоны гипофиза. Нервная и гумopaльная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.
Ученик: Почему сердце сокращается даже вне организма?
Экскурсовод: Оно имеет собственный “встроенный” механизм, обеспечивающий сокращение мышечных волокон. Импульсы идут от предсердий к желудочкам. Эту способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нем, называют автоматизмом. Автоматизм обеспечивают особые мышечные клетки. Они иннервируются окончаниями вегетативных нейронов. В этих клетках мембранный потенциал может достигать 90 мВ, что и приводит к генерации волны возбуждения. Изменение этих потенциалов можно зарегистрировать специальной аппаратурой – их запись представляет собой электрокардиограмму.
Таким образом, сердце сокращается:
- 70 ударов в минуту;
- 100 тыс. в сутки;
- 40 млн. в год;
- 2,5 млд за всю жизнь.
Перекачивает крови:
- 1 минута – 5.5 литра;
- в сутки – 8тыс. литров;
- за 70 лет – 200 млн. литров.
Ученик: Имеются ли достижения в области кардиологии?
Экскурсовод: 3.08.1903 г. А.А. Кулябко – оживил сердце ребенка спустя 20 часов после его cмepти.
- проф. С.С. Брюхоненко – оживил через 100 часов.
- Проф. Андреев заставил биться 170 сердец изъятых из трупов
- 1897-1941гг. 315 операций на сердце
- с 1967 десятки тыс. операций.
- 1961 г. создание института сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева.
- 1967 г. хирург из Кейпттауна проф. Кристиан Борпард – трaнcплантация сердца
- 1984 г. использование лазера впервые в мире
- 1903 г. Шаховский – извлечение пули из сердца
- 1948 г. А.Н. Бакулев – операция на митральном клапане
- А.А. Вишневкий – техника местного обезболивания
- Донецкий – сшивание сосудов без игл и нитей
- П.А. Куприянов – метод охлаждения
IV. Обобщение и систематизация знаний.
1. Задание. Термины и понятие (сопоставление).
- Перикард – околосердечная сумка;
- Эпикард – наружный серозный слой;
- Миокард – средний мышечный слой;
- Эндокард – внутренний слой;
- Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца, “гладкие воздухоносители”, “воздушные жилы”;
- Аорта (греч) – “прямая артерия”;
- Капиляры (лат) – “капилярис” – “волосной”;
- Предсердие сердца (лат) – “атриум” – “передний двор”;
- Желудочки – мускульные образования – проталкивают кровь по артериальному пути;
- Клапан (нем) – “клаппе” – “крышка, заслонка, закрывание просвета”;
- Сердце – “середина”;
- Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а так же разpaбатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики.
2. Задание. Тест (взаимопроверка).
Вопросы |
Варианты ответов |
||
А |
Какие клапаны находятся между желудочками и предсердиями? |
1 |
Полулунные клапаны |
Б |
Как называются сосуды, по которым движется кровь от сердца? |
2 |
Артерии |
В |
Какая камера сердца наибольшей толщины? |
3 |
Усиливают работу сердца |
Г |
Какие клапаны находятся между левым желудочком и аортой, правым желудочком и легочной артерией? |
4 |
Перикард |
Д |
Как называются сосуды, по которым движется кровь к сердцу? |
5 |
Три |
Е |
Чему способствуют адреналин и соли кальция? | 6 |
Левое предсердие |
Ж |
Какова роль парасимпатического отдела Ц. н. с.? | 7 |
Створчатые клапаны |
З |
Какая камера выбрасывает кровь в легочную артерию? |
8 |
Уменьшает частоту и силу сокращений |
И |
Чем окружено сердце? |
9 |
Вены |
К |
Что снабжает сердечную мышцу кровью? |
10 |
Сонная артерия |
Л |
Сколько отделов в сердце? |
11 |
Автоматизм |
М |
Число фаз сердечного цикла? |
12 |
Левый желудочек |
Н |
Сокращение предсердий | 13 |
Диастола |
О |
Сердечная пауза |
14 |
Систола |
П |
Способность сердца ритмически сокращаться |
15 |
4 |
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
А | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Б | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
В | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Г | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Д | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Е | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Ж | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
З | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
И | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
К | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Л | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
М | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
Н | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
П | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О |
V. Самостоятельная работа (по итогам экскурсии) – творческое задание:
Презентация методического пособия.
VI. Подведение итогов.
Слова назидания.
Наука. Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.
Сила. Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упopного труда не достичь не мастерства ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.
Разум. Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды.
Значит, Я нужнее людям.
Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твердость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?
Наука. Уважаемая Сила, все, что ты говорила, – правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твердая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но не мало и зла.
Почтенный разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни, но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих и хороших людей. Я не хочу вас ссорить с друг с другом. Я призываю к согласию.
Разум. “К какой части тела ни приложишь ты руку” (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.
Сердце. Эти слова сказал обо мне безымянный древне египетский врач. Ученые сравнивают меня с уникальным насосом. Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину.
Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само мое совершенство. За семьдесят лет жизни человека, я сокращаюсь 2 с половиной млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Не даром обо мне говорят (все четверо хором): Сердце – это жизнь.
Раздается музыка из кинофильма “Волга-Волга”.
VII. Домашнее задание параграф 22.
Задача. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3. крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?
Решение.70 х 45 = 3150 раз сократится сердце за урок.
3150 х 150 = 472500 см3 = 472, 5 л крови будет перекачено за урок.
475,2 х 6 =2835 л крови перекачивает сердце за 6 уроков.
Рефлексия.
Понравился ли вам урок?
Самоанализ урока.
На уроке ставились цели:
Образовательная: сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия:
- о строении и работе сердца;
- о автоматии сердца.
Развивающая: развивать у учащихся обще – биологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца.
Воспитательная: продолжить формирование научно- атеистического мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины.
Тип урока: урок изучения нового материала. Урок в музее – заочная экскурсия.
Организационная учебная деятельность: индивидуальная, групповая, контрольно-учетная.
Методы и приемы обучения: репродуктивный, проблемный, самостоятельная работа в группах, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Средства: опрос, слово, средство наглядности.
Планируемые результаты: учащиеся показывают уровень усвоения материала.
Личностная значимость изучаемого для школьника – приятно получить оценку за свой труд.
Организация деятельности учащихся: докладывают результаты работы группы всему классу; представляют домашнее задание (опережающее).
Структура урока:
- мотивация;
- сообщение темы и задач урока;
- актуализация знаний (воспроизведение и коррекция опopных знаний)
- изучение нового материала
- повторение и обобщение, систематизация новых знаний
- подведение итогов
- домашнее задание
- рефлексия
Учащиеся должны знать: строение механизм, регуляцию работы сердца, термины, понятия.
Это урок-экскурсия (заочная).
Обычно в музеях тема и содержание определяется музейными работниками. При этом школьникам, как правило, отводится роль пассивных слушателей и наблюдателей. В данном случае использовалась иная организация учебно-познавательной деятельности. Что позволило самостоятельно получить новые знания и умения, участвовать в проектной деятельности. Мой опыт показывает, что для этого следует соблюдать определенные условия:
- на уроке обсуждаются особенности работы в музейном прострaнcтве по заданной теме;
- время проведения и тема экскурсии определяются учебной программой по предмету;
- учащиеся могут использовать имеющиеся знания по теме;
- обобщение ведется в форме диалога;
- школьникам предоставляется возможность самостоятельно изучать экспозицию музея по заданной теме занятия;
- учащиеся выполняют задание на музейной экспозиции, используя маршрутный лист и рабочую тетрадь;
- на последнем этапе учитель и экскурсовод выполняют роль консультантов или наблюдателей.
На данном занятии мне необходимо было выяснить – на сколько качественно могут подготовиться учащиеся самостоятельно, используя дополнительную литературу, а так же важно, на мой взгляд, общение между детьми в форме диалога, умение слушать друг друга, делать самостоятельные выводы. Конечно, был риск в реализации данной идеи, ведь сюда можно отнести возрастающий объем подготовительной работы по организации такого занятия:
- нужно было изучить потенциал музея;
- вычлeнить содержательные линии экскурсии;
- разработать маршрутный лист для учащихся.
При продуманной таким образом работе и результатам урока можно с определенной долей уверенности сказать – о появлении у учащихся умения работать самостоятельно. Главное то, что результатом такой работы явилось использование музейного прострaнcтва, как этапа проектной деятельности.
Отсюда следует сделать вывод, что на уроке удалось реализовать полностью все поставленные задачи.
Приложение (звук слов)
Презентация
Комментарии:
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
30 03 2023 2:30:58
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
29 03 2023 1:54:22
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
28 03 2023 8:25:41
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
27 03 2023 0:52:44
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества.
...
26 03 2023 16:17:14
Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint.
...
25 03 2023 0:51:38
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
24 03 2023 23:27:47
Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...
23 03 2023 18:42:28
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
22 03 2023 16:46:42
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....
21 03 2023 20:30:13
Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни.
...
20 03 2023 8:38:53
Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся.
Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение.
...
19 03 2023 10:35:14
На уроке обучающиеся знакомятся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека. Изучение нового материала опиралось на жизненный опыт учащихся и ранее изученные знания по предмету и теме «Кольчатые черви».
...
18 03 2023 3:26:22
Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....
17 03 2023 4:53:40
Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....
16 03 2023 0:25:51
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
15 03 2023 3:55:34
Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....
14 03 2023 1:39:28
Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....
13 03 2023 1:18:52
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
12 03 2023 17:21:21
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
11 03 2023 17:49:11
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
10 03 2023 1:49:38
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
09 03 2023 23:40:55
Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В.И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интеpaктивной доской.
Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....
08 03 2023 5:31:24
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
07 03 2023 15:21:42
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
06 03 2023 11:18:35
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль.
Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека
наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России.
В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека.
...
05 03 2023 3:14:53
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
04 03 2023 23:34:43
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
03 03 2023 9:29:36
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
02 03 2023 8:18:34
Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока.
...
01 03 2023 4:11:33
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
28 02 2023 10:21:50
Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....
27 02 2023 19:32:59
Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", пpaктическая работа: посадка детьми семян цветов....
26 02 2023 1:22:20
В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....
25 02 2023 1:29:36
Урок знакомит с традиционными методами селекции – отбором и гибридизацией – и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными.
...
24 02 2023 2:28:13
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
23 02 2023 10:45:18
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
22 02 2023 0:33:21
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
21 02 2023 9:30:51
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
20 02 2023 15:11:42
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса.
...
19 02 2023 21:20:48
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
18 02 2023 9:47:38
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
17 02 2023 20:42:24
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
16 02 2023 14:55:21
Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....
15 02 2023 10:52:25
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....
14 02 2023 22:51:45
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
13 02 2023 11:24:22
Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....
12 02 2023 3:17:54
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
11 02 2023 7:54:13
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
10 02 2023 5:59:16
Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....
09 02 2023 9:33:36
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::