Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс


    Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

Цели:

Образовательная:

  • Рассмотреть строение сердца;
  • Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца;
  • Раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений.

Развивающая: Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца.

Воспитательная: Продолжить формирование научно-атеистического мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины.

Оборудование:

  • Разборная модель сердца. Таблица с изображением строения сердца, сердечного цикла, карточки- задания, ножницы, клей, фломастеры.

Т. С. О.

  • Магнитофон, компьютер, проектор.

Форма проведения:

  • Урок в музее – (заочная экскурсия).

На доске:

  • Схема “Маршрутный лист”,
  • Эпиграф – “Сердце, подобно жернову, дающему муку, когда засыпано достаточно зерна, но стирающемуся, когда его не подсыпают” К. Вебер

Ход урока

I. Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).

Раздается звук “сердца” (проекция на компьютере).

Учитель, обращаясь к сердцу, лежащему на столе, читает отрывок стихотворения Э. Межелайтиса “Сердце”.

Что такое сердце?

Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них?

  • М. Горький – “смелое сердце Данко”.
  • Вильгем Гауф – “Холодное сердце”.

Учащийся – “Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга. Какое оно мое сердце?

Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке.

Предлагаю провести урок в музее.

Маршрутный лист по экспозиции музея “Кардиология”

Тема занятия: “строение и работа сердца”.

Цель:

  • Знать: строение, механизм, регуляцию работы сердца.
  • Уметь: ориентироваться в понятиях и терминах.
  • Научиться: определять работоспособность сердца.

1. До посещения музея

  • Вспомните правила поведения в музее:
    • передвигаться тихо;
    • разговаривать нельзя;
    • задавать вопросы можно;
    • трогать экспонаты нельзя.
  • Восстановление в памяти изученного материала:
    • кровь;
    • иммунитет;
    • органы кровообращения.

2. Во время посещения музея

  • Обратить особое внимание на:
    • строение;
    • механизм;
    • регуляцию работы сердца;
    • термины и понятия;
    • достижения в области кардиологии;
    • оформить методическое пособие.

  • После посещения музея.
    • Выполнить творческое задание.
    • Презентация методического пособия.

Чтобы посетить музей необходимо приобрести абонемент, для этого необходимо выполнить задание.

II. Воспроизведение и коррекция опopных знаний.

Задание 1 (индивидуальный опрос)

  1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).
  2. Жидкая соединительная ткань – … (кровь).
  3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген).
  4. Плазма крови без фибриногена называется – … (сыворотка крови).
  5. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).
  6. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).
  7. Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).
  8. Защитная реакция организма, например, против инфекций – … (воспаление).
  9. Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).
  10. Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … (вакцина).
  11. Вещества, выpaбатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … (антитела).
  12. К органам кровообращения относятся – … (сердце и сосуды).
  13. Сосуды, по которым кровь течет от сердца – … (артерии).
  14. Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями – … (капилляры).
  15. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия – … (большой круг кровообращения).

Задание 2 (проблемный вопрос – групповая работа)

  1. В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”. (Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг).
  2. И.П. Павлов сказал: “в организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого”. Про что это сказано? (Фагоцитоз).
  3. Известно, что за сутки у человека заменяется около 25000 миллиграмм крови. Сколько крови образуется за 70 лет? (630 кг)

Каждый получает абонемент и посещает музей.

Разрешите представить:

  • Директор музея – Лапин Олег – проф. кафедры анатомии.
  • Зам директора по информационным технологиям – доктор мед. наук.

Директор музея: Я рад, что вы заинтересовались экспонатами нашего музея. Наш музей называется “Кардиология”. Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а также разpaбатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики. Образован музей в 2005 году, на базе 8 “а” класса, школы N 5.

С музеем вас познакомят наши сотрудники:

Пермякова Оля – доцент кафедры анатомии;

Винокурова Анастасия – к. б. н.;

Смердова Маша – аспирант.

III. Изучение нового материала.

(Рассказ с элементами беседы).

Экскурсовод (диктор, показ пульсирующего сердца): Прислушайся. Чтобы ты не делал, спал, ел, бежал всегда раздается приглушенный, ритмичный стук- это бьется твое сердце. Сожми свою руку в кулак, и ты, увидишь какой оно формы и размера. Сердце представляет собой полный комок мышц, который постоянно сокращается и заставляет кровь двигаться по твоему телу.

Экскурсовод: Сердце расположено в грудной полости за гpyдиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Сердце – “середина”.

Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.

Ученик: Хотелось бы знать, какова роль околосердечной сумки?

Экскурсовод: В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

Стенка сердца имеет три слоя:

эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом) ;

миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий) ;

эндокард – внутренний слой (из эпителия).

Экскурсовод (показывает рисунок): Давайте разберемся, из чего же состоит твое сердце? Условно оно делится перегородкой на две половинки, левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. У него только две створки и по-другому он называется митральным. Правая половина сердца состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя кровь течь в одном направлении.

Экскурсовод: Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Клапан (нем.) “клаппе” – “крышка”. Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки. Артерии – “воздушные жилы”. Предсердие (лат.) – “атриум” – “передний двор”, желудочки – мускульные образования.

Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие. Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2–3 раза толще стенок правового.

В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат множество митохондрий, и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0,5% от массы тела при этом 10% крови выбрасываемой аортой, идет коронарные или венечные сосуды, питающие само сердце. Аорта (греч.) – “прямая артерия”.

Ученик: Что обеспечивает быстрое сокращение камеры сердца?

Экскурсовод: Мышечные волокна разветвляются и соединяются между собой концами, образуя сложную сеть – это обеспечивает быстрое сокращения камеры как единой структуры.

Ученик: Как же работает сердце?

Экскурсовод (показывает бьющееся сердце): Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За день твое сердце сокращается почти сто тысяч раз и перекачивает за час около триста литров крови (показ “сердце – насос”). На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом двести грамм на высоту один метр, а за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти двадцати этажного дома.

Экскурсовод: А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды.

Сердечный цикл состоит из трех фаз (см. рис.).

  1. Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.
  2. Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.
  3. Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длиться около 0,4 сек.

Итак, серия событий, образующих 1 полный цикл прокачивания крови называется сердечным циклом. Он прослушивается как сердцебиение. Воронежские физики и медики Ю.Д. Сафонов и Л.И. Якименко определили, что в течение 1 сердечного цикла клапаны и сердечная мышца участвуют в 40 последовательных движениях.

Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 сек., а 0,7 отдыхают. Желудочки работают 0,3 сек., а 0,5 сек. отдыхают.

Самостоятельная работа (заполнить таблицу “сердечный цикл”).

Фазы сердечного цикла

Продолжительность фаз (сек)

Положение клапанов Движение крови
1. Сокращение предсердий (систола)

2. Сокращение желудочков (систола)

3. Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола).

0,1 сек.

0,3 сек.

0,4 сек.

Створчатые – открыты.
Полулунные – закрыты.

Створчатые – закрыты.
Полулунные – открыты.

Створчатые – открыты.
Полулунные – закрыты.

предсердие – желудочек

желудочек – предсердие

вены – предсердие, желудочек

Задача (для экскурсантов). Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца. В среднем частота биения сердца 70 ударов в минуту. (46 лет)

Ученик: Чем обусловлено высокая работоспособность сердца?

Экскурсовод:

  1. Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нем.
  2. Усиленным снабжением его мышц кровью.
  3. Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).

Ученик: организм предъявляет к сердечно-сосудистой системе меняющиеся требования. Сердце отвечает на это изменением частоты сокращений. Что же влияет на работу сердца?

Экскурсовод: Вспомним известные нам способы регуляции функций в организме.

1. Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсом. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), например, удар по животу может оказаться cмepтельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения. Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую.

2. Гумopaльная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови.

Работу сердца тормозят: ацетилхолин, соли натрия, увеличение рН крови.

Усиливают работу сердца: адреналин (при остановке сердца его вводят прямо в сердечную мышцу), соли калия, уменьшение рН.

Изменяют сердечную деятельность гормоны – секреты эндокринных желез: тироксин (щитовидная железа), инсулин (поджелудочная железа), кортикостероидные гормоны (надпочечники), гормоны гипофиза. Нервная и гумopaльная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.

Ученик: Почему сердце сокращается даже вне организма?

Экскурсовод: Оно имеет собственный “встроенный” механизм, обеспечивающий сокращение мышечных волокон. Импульсы идут от предсердий к желудочкам. Эту способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нем, называют автоматизмом. Автоматизм обеспечивают особые мышечные клетки. Они иннервируются окончаниями вегетативных нейронов. В этих клетках мембранный потенциал может достигать 90 мВ, что и приводит к генерации волны возбуждения. Изменение этих потенциалов можно зарегистрировать специальной аппаратурой – их запись представляет собой электрокардиограмму.

Таким образом, сердце сокращается:

  • 70 ударов в минуту;
  • 100 тыс. в сутки;
  • 40 млн. в год;
  • 2,5 млд за всю жизнь.

Перекачивает крови:

  • 1 минута – 5.5 литра;
  • в сутки – 8тыс. литров;
  • за 70 лет – 200 млн. литров.

Ученик: Имеются ли достижения в области кардиологии?

Экскурсовод: 3.08.1903 г. А.А. Кулябко – оживил сердце ребенка спустя 20 часов после его cмepти.

  • проф. С.С. Брюхоненко – оживил через 100 часов.
  • Проф. Андреев заставил биться 170 сердец изъятых из трупов
  • 1897-1941гг. 315 операций на сердце
  • с 1967 десятки тыс. операций.
  • 1961 г. создание института сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева.
  • 1967 г. хирург из Кейпттауна проф. Кристиан Борпард – трaнcплантация сердца
  • 1984 г. использование лазера впервые в мире
  • 1903 г. Шаховский – извлечение пули из сердца
  • 1948 г. А.Н. Бакулев – операция на митральном клапане
  • А.А. Вишневкий – техника местного обезболивания
  • Донецкий – сшивание сосудов без игл и нитей
  • П.А. Куприянов – метод охлаждения

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Задание. Термины и понятие (сопоставление).

  • Перикард – околосердечная сумка;
  • Эпикард – наружный серозный слой;
  • Миокард – средний мышечный слой;
  • Эндокард – внутренний слой;
  • Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца, “гладкие воздухоносители”, “воздушные жилы”;
  • Аорта (греч) – “прямая артерия”;
  • Капиляры (лат) – “капилярис” – “волосной”;
  • Предсердие сердца (лат) – “атриум” – “передний двор”;
  • Желудочки – мускульные образования – проталкивают кровь по артериальному пути;
  • Клапан (нем) – “клаппе” – “крышка, заслонка, закрывание просвета”;
  • Сердце – “середина”;
  • Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а так же разpaбатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики.

2. Задание. Тест (взаимопроверка).

Вопросы

Варианты ответов

А

Какие клапаны находятся между желудочками и предсердиями?

1

Полулунные клапаны

Б

Как называются сосуды, по которым движется кровь от сердца?

2

Артерии

В

Какая камера сердца наибольшей толщины?

3

Усиливают работу сердца

Г

Какие клапаны находятся между левым желудочком и аортой, правым желудочком и легочной артерией?

4

Перикард

Д

Как называются сосуды, по которым движется кровь к сердцу?

5

Три

Е

Чему способствуют адреналин и соли кальция?

6

Левое предсердие

Ж

Какова роль парасимпатического отдела Ц. н. с.?

7

Створчатые клапаны

З

Какая камера выбрасывает кровь в легочную артерию?

8

Уменьшает частоту и силу сокращений

И

Чем окружено сердце?

9

Вены

К

Что снабжает сердечную мышцу кровью?

10

Сонная артерия

Л

Сколько отделов в сердце?

11

Автоматизм

М

Число фаз сердечного цикла?

12

Левый желудочек

Н

Сокращение предсердий

13

Диастола

О

Сердечная пауза

14

Систола

П

Способность сердца ритмически сокращаться

15

4

Ответы

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
А О О О О О О О О О О О О О О О
Б О О О О О О О О О О О О О О О
В О О О О О О О О О О О О О О О
Г О О О О О О О О О О О О О О О
Д О О О О О О О О О О О О О О О
Е О О О О О О О О О О О О О О О
Ж О О О О О О О О О О О О О О О
З О О О О О О О О О О О О О О О
И О О О О О О О О О О О О О О О
К О О О О О О О О О О О О О О О
Л О О О О О О О О О О О О О О О
М О О О О О О О О О О О О О О О
Н О О О О О О О О О О О О О О О
О О О О О О О О О О О О О О О О
П О О О О О О О О О О О О О О О

V. Самостоятельная работа (по итогам экскурсии) – творческое задание:

    Презентация методического пособия.

VI. Подведение итогов.

Слова назидания.

Наука. Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.

Сила. Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упopного труда не достичь не мастерства ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.

Разум. Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды.

Значит, Я нужнее людям.

Сердце. Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твердость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука. Уважаемая Сила, все, что ты говорила, – правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твердая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но не мало и зла.

Почтенный разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни, но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих и хороших людей. Я не хочу вас ссорить с друг с другом. Я призываю к согласию.

Разум. “К какой части тела ни приложишь ты руку” (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.

Сердце. Эти слова сказал обо мне безымянный древне египетский врач. Ученые сравнивают меня с уникальным насосом. Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину.

Во мне все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само мое совершенство. За семьдесят лет жизни человека, я сокращаюсь 2 с половиной млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Не даром обо мне говорят (все четверо хором): Сердце – это жизнь.

Раздается музыка из кинофильма “Волга-Волга”.

VII. Домашнее задание параграф 22.

Задача. Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывая около 150 см3. крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?

Решение.70 х 45 = 3150 раз сократится сердце за урок.

3150 х 150 = 472500 см3 = 472, 5 л крови будет перекачено за урок.

475,2 х 6 =2835 л крови перекачивает сердце за 6 уроков.

Рефлексия.

Понравился ли вам урок?

Самоанализ урока.

На уроке ставились цели:

Образовательная: сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия:

  • о строении и работе сердца;
  • о автоматии сердца.

Развивающая: развивать у учащихся обще – биологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца.

Воспитательная: продолжить формирование научно- атеистического мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины.

Тип урока: урок изучения нового материала. Урок в музее – заочная экскурсия.

Организационная учебная деятельность: индивидуальная, групповая, контрольно-учетная.

Методы и приемы обучения: репродуктивный, проблемный, самостоятельная работа в группах, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Средства: опрос, слово, средство наглядности.

Планируемые результаты: учащиеся показывают уровень усвоения материала.

Личностная значимость изучаемого для школьника – приятно получить оценку за свой труд.

Организация деятельности учащихся: докладывают результаты работы группы всему классу; представляют домашнее задание (опережающее).

Структура урока:

  • мотивация;
  • сообщение темы и задач урока;
  • актуализация знаний (воспроизведение и коррекция опopных знаний)
  • изучение нового материала
  • повторение и обобщение, систематизация новых знаний
  • подведение итогов
  • домашнее задание
  • рефлексия

Учащиеся должны знать: строение механизм, регуляцию работы сердца, термины, понятия.

Это урок-экскурсия (заочная).

Обычно в музеях тема и содержание определяется музейными работниками. При этом школьникам, как правило, отводится роль пассивных слушателей и наблюдателей. В данном случае использовалась иная организация учебно-познавательной деятельности. Что позволило самостоятельно получить новые знания и умения, участвовать в проектной деятельности. Мой опыт показывает, что для этого следует соблюдать определенные условия:

  • на уроке обсуждаются особенности работы в музейном прострaнcтве по заданной теме;
  • время проведения и тема экскурсии определяются учебной программой по предмету;
  • учащиеся могут использовать имеющиеся знания по теме;
  • обобщение ведется в форме диалога;
  • школьникам предоставляется возможность самостоятельно изучать экспозицию музея по заданной теме занятия;
  • учащиеся выполняют задание на музейной экспозиции, используя маршрутный лист и рабочую тетрадь;
  • на последнем этапе учитель и экскурсовод выполняют роль консультантов или наблюдателей.

На данном занятии мне необходимо было выяснить – на сколько качественно могут подготовиться учащиеся самостоятельно, используя дополнительную литературу, а так же важно, на мой взгляд, общение между детьми в форме диалога, умение слушать друг друга, делать самостоятельные выводы. Конечно, был риск в реализации данной идеи, ведь сюда можно отнести возрастающий объем подготовительной работы по организации такого занятия:

  • нужно было изучить потенциал музея;
  • вычлeнить содержательные линии экскурсии;
  • разработать маршрутный лист для учащихся.

При продуманной таким образом работе и результатам урока можно с определенной долей уверенности сказать – о появлении у учащихся умения работать самостоятельно. Главное то, что результатом такой работы явилось использование музейного прострaнcтва, как этапа проектной деятельности.

Отсюда следует сделать вывод, что на уроке удалось реализовать полностью все поставленные задачи.

Приложение (звук слов)

Презентация



Комментарии:

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

31 08 2025 3:21:33

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

30 08 2025 8:53:15

Нетрадиционные формы уроков по биологии


    Нетрадиционные формы уроков по биологии

      Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....

29 08 2025 7:26:48

Методическая разработка биологической экскурсии "Жизнь растений весной, или Экспедиция в мир первоцветов"


    Методическая разработка биологической экскурсии "Жизнь растений весной, или Экспедиция в мир первоцветов"

      Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....

28 08 2025 18:36:55

Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"


    Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"

      На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение). ...

27 08 2025 15:22:42

Познавательная игра "Жить в согласии с природой"


    Познавательная игра "Жить в согласии с природой"

      Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....

26 08 2025 23:30:39

Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"

      Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...

25 08 2025 3:14:21

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

24 08 2025 23:40:10

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"


    Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

      Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

23 08 2025 8:11:21

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"


    Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни"

      Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...

22 08 2025 10:28:23

Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"


    Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

      Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...

21 08 2025 4:35:48

Отдаленная гибридизация растений и животных, потомство

Отдаленная гибридизация растений и животных, потомство Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....

20 08 2025 2:11:51

Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»


    Внеклассное мероприятие по экологии «Птичья елка»

      Цель занятия: формировать экологические знания и экологическую культуру; воспитывать любовь к природе родного края; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; прививать любовь к животному миру родного края....

19 08 2025 4:20:30

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

18 08 2025 11:24:11

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

17 08 2025 4:45:12

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции

Комплекс (аппарат) Гольджи, строение и функции Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....

16 08 2025 19:38:47

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"


    Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"

      Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....

15 08 2025 7:20:38

Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс


    Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс

      На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен". ...

14 08 2025 5:55:56

Открытый урок биологии на тему "Размножение растений". 6-й класс


    Открытый урок биологии на тему "Размножение растений". 6-й класс

      На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....

13 08 2025 16:39:43

Урок-игра "Жить здорово"

Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины»....

12 08 2025 18:58:47

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

11 08 2025 23:48:27

Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

      Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...

10 08 2025 20:51:54

Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....

09 08 2025 15:38:52

Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"


    Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"

      Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление. ...

08 08 2025 1:13:27

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс


    Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

      Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....

07 08 2025 19:19:40

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

      На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

06 08 2025 16:34:57

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....

05 08 2025 12:30:53

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс


    Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

      Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

04 08 2025 22:28:47

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

03 08 2025 9:39:14

Природные ресурсы Орловской области


    Природные ресурсы Орловской области

      Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ. ...

02 08 2025 23:36:38

Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"


    Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"

      Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....

01 08 2025 3:48:27

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

31 07 2025 2:29:49

Открытый урок по теме "Витамины"


    Открытый урок по теме "Витамины"

      Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....

30 07 2025 4:54:49

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

29 07 2025 4:58:17

Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник


    Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

      Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...

28 07 2025 16:48:55

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....

27 07 2025 18:31:11

Обобщающий урок по теме "Пищеварение"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварение"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....

26 07 2025 10:16:39

Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"


    Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"

      Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся. ...

25 07 2025 6:20:42

Как размножаются живые организмы


    Как размножаются живые организмы

      Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

24 07 2025 22:13:46

Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс

      Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....

23 07 2025 15:22:51

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

22 07 2025 1:39:26

Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"


    Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"

      Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...

21 07 2025 2:54:56

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки


    Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

      Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

20 07 2025 10:24:13

Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"


    Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"

      Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных. ...

19 07 2025 22:28:16

Строение и работа сердца

Цель урока: изучение строения и работы сердца....

18 07 2025 3:39:38

Проектная идея "Земноводные"


    Проектная идея "Земноводные"

      Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....

17 07 2025 1:22:42

Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс


    Урок по теме "Генетика пола и наследование, сцепленное с полом". 9-й класс

      Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....

16 07 2025 23:29:37

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

15 07 2025 20:14:24

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

14 07 2025 2:54:35

Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии


    Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии

      В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....

13 07 2025 5:39:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::