Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"

Цель занятия: сформировать у студентов понятие о том, что структурные особенности тканей тела (на примере крови) определяют их специфическое функционирование.
Основные образовательные задачи урока:
- Сформировать у студентов новые анатомо-физиологические понятия: о внутренней среде организма, составе крови, переливании и свертывании крови, фагоцитозе, об относительном постоянстве состава крови.
- Развивать у студентов общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции (на примере кровяных клеток).
Воспитательные задачи:
- Формировать у студентов убеждение в познаваемости физиологических процессов.
- Продолжать формировать у студентов знание о единстве состава и групп крови у людей различных рас и национальностей.
- Продолжать нравственное, физическое и гигиеническое воспитание, доказывая опасность вредных привычек, связанных с употрeблением наркотиков, алкоголя и курением.
Развивающая задача:
- Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь студентов путём соответствующей организации интеллектуального труда (обсуждение проблемных вопросов о крови, анализ и сравнение студентами компонентов крови).
Материал и оборудование:
- микроскопы;
- фиксированные мазки крови человека;
- видеоаппаратура, видеоматериал - фильм “Кровь” (из серии “Анатомия и физиология человека) ;
- таблицы - состав плазмы крови, форменных элементов, схема переливания крови;
- газеты (оформленные учащимися по темам “Группы крови”, “Малокровие - что это такое?”, таблицы с изображением форменных элементов крови).
Отдельным студентам были заранее даны задания - устные доклады и подбор дополнительного материала для решения биологических задач.
Ход занятия
(Занятие начинается с просмотра видеофрагмента “Кровь” из серии “Анатомия и физиология человека”, который комментирует учитель): Сегодня занятие посвящено удивительной жидкости, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы и ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без трaнcпортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.
После самостоятельного чтения лекции по теме: “Кровь-река жизни” (на столах распечатки лекции) учитель приступает к обсуждению вопросов биологических задач ( тексты вопросы задач также на столах у студентов):
Задача 1. Человек заболел. По хаpaктеру и месту боли врач подозревает, что у него воспаление червеобразного отростка (аппендицит). Больному делают срочный анализ крови. Предложите, почему врач решил оперировать больного?
Студенты самостоятельно находят следующий ответ: в предлагаемой ситуации по анализу крови обнаруживается лейкоцитоз - повышение количества лейкоцитов в крови, что хаpaктерно для воспалительных заболеваний. Следовательно, учитывая дополнительные симптомы: хаpaктерные боли в животе, общее состояние, врач решает оперировать больного. Далее обсуждаются проблемы воспалительных процессов в организме человека, где заслушиваются выступления нескольких студентов.
В рабочих тетрадях учащиеся фиксируют краткий ответ, записывают информацию о процессе фагоцитоза и зарисовывают фагоцитировавший нейтрофил в микропрепарате мазка крови человека.
Затем следует обсуждение задачи №2:
Преступник чтобы скрыть следы преступления сжёг окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?
Работая в группах, студенты пользуясь отсканированным дополнительным материалом, лекцией, приходят к следующему заключению:
Эксперт- криминалист произвел качественный и количественный анализ пепла. В результате оказалось, что в нем содержатся соединения Fe\" (двухвалентного железа - в микроскопических дозах), которые могут содержаться в крови (в живых тканях содержание другое). Данное предположение закрепляется докладом по теме “Роль железа в организме человека”.Таким образом осуществляется переход к задаче № 3.
У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия - малокровие. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов находящихся на столе? (на столе лежат таблетки: бронхикум, aнaльгин, фенюльс, витамины “Ревит”, гематоген). Студенты обсуждают вопрос в группах приходят к следующему выводу: подобное состояние носит название анемия (малокровие), в лечении которого необходим рациональный режим, полноценное, адекватное возрасту питание (под руководством врача, а не самолечение). Можно порекомендовать учащимся чаще употрeбллять в пищу гранаты, зеленые яблоки, молоко (препараты: ревит, гематоген, фенюльс только по рекомендации врача). Далее следует защита газеты “Малокровие - что это такое?”.
Обсуждение задачи №4:
В школе ученик разбил стеклянную дверь. У него повреждена рука. Из раны кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден? Какую помощь нужно оказать пострадавшему?(работа в микрогруппах). По желанию выходят двое студентов для демонстрации техники оказания медицинской помощи, показ манипуляции сопровождается устными комментариями предлагаемых действий: по хаpaктеристике кровотечение - артериальное. Для его прекращения детям достаточно наложить стерильную давящую повязку с последующей госпитализацией в медицинское учреждение. Взрослым обязательно накладывают жгут на одежду с фиксированием времени наложения жгута.
Затем обсуждается задача № 5.
Нередко в результате несчастного случая человек теряет сознание и не может сообщить какая у него группа крови. А знать это иногда бывает совершенно необходимо для оказания срочной медицинской помощи. Предложите доступный способ пpaктического решения указанной проблемы.
Xод решения: студенты работают с дополнительными источниками литературы, раздаточным материалом (“Схема переливания крови”) и приходят к следующему заключению: при переливании крови от одного человека к другому необходимо учитывать группы крови. Докладчики представляют сообщения по истории открытия групп крови у человека (работы по исследованиям К. Ландштейнера и Я. Янского).
Далее следует защита газеты “Группы крови у человека”, “О донорстве”, с соответствующими записями в тетрадях. Вывод обсуждения - “универсальный донор - это человек, имеющий 1 группу крови - которую можно переливать представителям остальных групп крови. Дополнительная информация - сообщения по темам “Резус - фактор” и “Резус - конфликт”.
Обсуждение задачи № 6.
Замечено, что все члeны семьи, контактирующие с родственником - инфекционным больным в последствии заболевают сами. Объясните, почему такое возможно.
Работа в группах с дополнительной информацией идет обсуждение проблемы. Заключение студентов: этот факт связан с функционированием иммунитета человека, со способностью организма сопротивляться микробной и вирусной инфекции, она формируется наследственно, кроме того, есть и приобретенный иммунитет.
Далее заслушиваются выступления студентов о видах иммунитета, работах И.И. Мечникова и Л. Пастера, роли вакцинации для детского организма (выступления на 3-5 минут). Затем от каждой группы выбираются желающие, которые отвечают на вопросы теста “Кровь - внутренняя среда организма” (работа на компьютере).
Подведение итогов занятия. Домашнее задание -задачи № 5, 7, 9 (см. ниже) ; в рабочих тетрадях зарисовать клетки крови и объяснить их роль в организме.
Биологические задачи по теме урока: “Кровь-река жизни” (домашнее задание).
Задача 7.
На основании чего можно было бы утверждать, что клетки крови - живые? Какие наблюдения и эксперименты могли бы быть проведены с этой целью?
Задача 8.
Иногда приходится слышать, что иммунитет не всегда оказывается полезным для человека. Приведите примеры подтверждающие это. Как можно поступить в ситуациях, когда иммунитет “работает” против человека?
Задача 9.
Предположим, что житель гор переехал в поселок расположенный на равнине. Как должно изменится количество эритроцитов в его крови и почему?
Лекция к уроку по теме: “Кровь – река жизни”
(для самостоятельной работы студентов)
План:
- Внутренняя среда организма.
- Значение крови.
- Плазма крови.
- Форменные элементы крови.
- Скорость оседания эритроцитов.
- Тромбоциты и свертывание крови.
- Группы крови и ее переливание.
- Малокровие и его профилактика.
1. Внутренняя среда организма.
Клетки, ткани и органы организма могут существовать и нормально функционировать только в определенных условиях, которые создается внутренней средой, к которой они приспособлены в ходе эволюционного развития. Внутренняя среда обеспечивает возможность поступления в клетки необходимых для их жизнедеятельности веществ и вывод продукта обмена веществ. Сохранение постоянства внутренней среды называется гомеостазом.
В организме на относительно постоянном уровне поддерживаются кровяное давление, температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости, содержание в них белков и сахара, ионов натрия, калия, кальция, хлора. Значительная роль в поддержании гомеостаза принадлежит регуляторным системам - нервной и эндокринной..
2. Значение крови.
Поступающие в организм питательные вещества и кислород крови разносятся по организму и из крови поступают в лимфу и тканевую жидкость. В обратном порядке осуществляется выделение продуктов обмена. Дыхательная функция крови связана с трaнcпортом кислорода эритроцитами, а защитная функция с лейкоцитами. При усиленной мышечной работе, при потере больших количеств крови, при ранениях и хирургических операциях, некоторых заболеваниях запасы крови из депо поступают в общий кровоток.
3. Плазма крови.
Артериальная кровь представляет собой красную непрозрачную жидкость. Если принять меры, предупреждающие свертывание крови, то при отстаивании, а еще лучше при центрифугировании она отчетливо разделяется на два слоя. Верхний слой - слегка желтоватая жидкость - плазма, осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плазмой имеется тонкая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами крови - эритроцитами, лейкоцитами, тромбоцитами.
Плазма состоит на 90-92% из воды, 8-10% составляют органические и неорганические соединения. Концентрация растворенных в жидкости веществ ( белки, углеводы, мочевина, жиры, гормоны и другие) невелика, соматическое давление определяется в основном неорганическими солями. Постоянство осмотического давления крови имеет важное значение для жизнедеятельности клеток организма.
Осмотическое давление в организме поддерживается на постоянном уровне за счет регулирования поступления воды и минеральных солей и их выделения с почками и потовыми железами. В плазме поддерживается также постоянство реакции, которая обозначается как рН крови; она определяется концентрацией ионов водорода. Реакция крови слабощелочная (рН = 7,36). Поддержание постоянства рН достигается наличием в крови буферных систем, которые нейтрализуют избыточно поступившие в организм кислоты и щелочи.
4. Форменные элементы крови.
Форменные элементы, определяющие возможность осуществлении важнейшей функции крови - дыхательной – эритроциты ( красные кровяные клетки). Количество эритроцитов в крови взрослого человека 4,5 - 5,0 млн. в 1 мм3 крови. Количество эритроцитов не строго постоянно. Оно может значительно увеличиваться при недостатке кислорода на больших высотах, при мышечной работе. У людей, живущих в высокогорных районах, эритроцитов в крови примерно на 30% больше, чем у жителей морского побережья. Когда же потребность в кислороде уменьшается, количество эритроцитов в крови снижается.
Осуществление эритроцитами дыхательной функции связано с наличием в них особого вещества - гемоглобина, являющегося переносчиком кислорода. В состав гемоглобина входит двухвалентное железо, которое соединяясь с кислородом, образует непрочное соединение - оксигемоглобин. В капиллярах такой оксигемоглобин легко распадается на гемоглобин и кислород, который поглощается клетками. Там же, в капиллярах тканевый гемоглобин соединяется с углекислым газом. Это соединение распадается в легких, углекислый газ выделяется в атмосферный воздух. Содержание гемоглобина зависит от количества эритроцитов в крови, питания, в котором важно наличие необходимого для функционирования причин. Содержание эритроцитов в 1 мм3 крови меняется с возрастом. Снижение числа эритроцитов ниже 3 млн. и количества гемоглобина ниже 60% свидетельствует о наличии анемического состояния (малокровия).
5. Скорость оседания эритроцитов.
Если кровь пpeдoxpaнить от свертывания и оставить на несколько часов в капиллярных трубочках, то эритроциты в силу тяжести начинают оседать. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 1-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель, свидетельствующий о наличии воспалительных процессов и других патологических состояний. Поэтому важное значение имеет знание нормативных показателей СОЭ у детей разного возраста.
Лейкоциты - белые кровяные клетки. Важнейшие функцией лейкоцитов является защита от попадающих в кровь микроорганизмов и токсинов. Защитная функция лейкоцитов связана с их способностью передвигаться самостоятельно к тому участку, куда проникли микробы или инородное тело. Приблизившись к ним, лейкоциты обволакивают их, втягивают внутрь и переваривают. Явление поглощения микроорганизмов лейкоцитами называется фагоцитозом. Впервые оно было открыто выдающимся русским ученым И.И. Мечниковым. Важным фактором, определяющим защитные свойства лейкоцитов, является также их участие в иммунных механизмах. По форме, строению и функции различают разные типы лейкоцитов. Основные из них: лимфоциты, моноциты и нейтрофилы. Один нейтрофил может поглотить 20 - 30 микробов. Через час все они оказываются перевариванием внутри нейтрофила. Это происходит при участии специальных ферментов, разрушающих микроорганизмы. Способны к фагоцитозу и моноциты - клетки, образующиеся в селезенке и печени.
В крови взрослого человека содержится 4000 - 9000 лейкоцитов в 1 мм3, существует определенное соотношение между равными типами лейкоцитов выраженное в процентах, так называемая лейкоцитарная формула. При патологических состояниях изменяется, как общее число лейкоцитов возрастает, так и лейкоцитарная формула. Количество лейкоцитов и их соотношение изменяются с возрастом. У новорожденного лейкоцитов значительно больше, чем у взрослого человека /до 20 тыс. в 1 мм3/. В первые сутки жизни число лейкоцитов возрастает происходит рассасывание продуктов распада тканей ребенка тканевых кровоизлияний, возможных во время родов до 30 тыс. в 1 мм3 крови.
Начиная со вторых суток жизни число лейкоцитов снижается и к седьмому дню достигает 10-12 тыс. Такое количество лейкоцитов сохраняется у детей первого года жизни, после чего оно снижается и к 13-15 годам достигает величин взрослого человека. Чем меньше возраст ребенка, тем его кровь содержит больше незрелых форм лейкоцитов.
6. Тромбоциты и свертывание крови.
Тромбоциты (кровяные пластины) - самые мелкие из форменных элементов крови. Количество их варьирует от 200 до 400 тыс. в 1 мм3 / мкл. / Днем их больше, а ночью меньше. После тяжелой мышечной работы количество кровяных пластинок увеличивается в 3-5 раз. Образуются тромбоциты в красном костном мозге и селезенке. Основная функция тромбоцитов связана с их участием в свертывании крови. При ранении кровеносных сосудов тромбоциты разрушаются. При этом из них выходят в плазму вещества, необходимые для формирования кровяного сгустка - тромба. В нормальных условиях кровь в неповрежденных кровеносных сосудах не свертывается благодаря наличию в организме противосвертывающих факторов. При некоторых воспалительных процессах, сопровождающихся повреждением внутренней стенки сосуда, и при сердечнососудистых заболеваниях происходит свертывание крови, образуется тромб.
В среднем начало свертывания в капле крови наступает через 1-2 мин., конец свертывания - через 3-4 мин.
7. Группы крови и ее переливание.
При переливании крови от одного человека к другому необходимо учитывать группы крови. Это связано с тем, что в форменных элементах крови - эритроцитах содержатся особые вещества антигены, или агглютиногены, а в белках плазмы агглютинины, при определенном сочетании этих веществ, происходит склеивание эритроцитов - агглютинация. Классификация групп основана на наличии в крови тех или иных агглютининов. Агглютининов в эритроцитах этого типа обозначают буквами латинского алфавита А и В. в эритроцитах они могут быть по одному или вместе, либо отсутствовать. Агглютининов / склеивающих эритроцитов / в плазме тоже 2, их обозначают греческими буквами / альфа / и / бетта /. В крови разных людей содержится либо , либо , либо ни одного агглютинина. Агглютинация наступает в том случае, если агглютиногены донора встречаются с одноименными агглютининами реципиента - человека, которому переливают кровь: А с ; В с или АВ с . Понятно, что в крови каждого человека агглютинины и агглютиногены разноименные. В случае, если агглютинин ? взаимодействует с агглютиногеном А или агглютинин с агглютиногеном В - наступает агглютинация, грозящая организму гибелью. У людей имеется 4 комбинации агглютиногенов и агглютининов и соответственно выделяют 4 группы крови 1 группа - в плазме содержатся агглютинины ? и , в эритроцитах агглютиногенов нет ; 2 группа - в плазме содержится агглютинин , а в эритроцитах агглютиноген А; 3 группа - в плазме находятся агглютинин , в эритроцитах агглютиноген В; IV группа - агглютининов в плазме нет, а в эритроцитах содержит агглютиноген А и В.1 группу имеют примерно 40%, 2 - 39%, 3 - 15%, 4 - 6% населения. Людям 1 группы можно переливать кровь только той же группы. Однако кровь людей 1 группы можно переливать всем группам и ее называют универсальной. Противоположная по свойствам – это 4 группа: кровь людей этой группы можно переливать только реципиентам с подобной группой, а в другие нельзя - это универсальные реципиенты. Кровь людей 2 и 3 групп можно переливать людям той же группы крови и тем, у кого 4 группа крови.
8. Малокровие и его профилактика.
Малокровие - резкое снижение гемоглобина крови и уменьшение количества эритроцитов. Различного рода заболевания и особенно нeблагоприятные условия жизни детей и подростков приводят к малокровию. Малокровие сопровождается головными болями, головокружением, обмороками, отрицательно сказывается на работоспособности и успешности обучения.
Первейшей профилактической мерой против малокровия оказываются: правильная организация режима дня, рациональное питание, богатое минеральными солями и витаминами. Строгое нормирование учебной, внеклассной, трудовой и творческой деятельности, чтобы не развивалось переутомление необходимый объем суточной двигательной активности в условиях открытого воздуха и разумное использование естественных факторов природы.
Приложение
Список литературы:
- Безруких М.М., Сонькин М.М., Фарбер В,Д. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для вузов. М.: Академия,2002. 413с.
- Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение,1990. 319с.
Комментарии:
Данный урок проводится после изучения темы «Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....
04 12 2025 14:43:25
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
...
03 12 2025 6:27:59
Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....
02 12 2025 15:53:50
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
01 12 2025 13:15:57
В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....
30 11 2025 9:32:33
Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....
29 11 2025 20:54:44
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
28 11 2025 9:29:33
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
27 11 2025 16:21:45
Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....
26 11 2025 6:26:16
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
25 11 2025 21:59:31
Данный урок является первым в теме «Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства «Дрофа»....
24 11 2025 19:50:40
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
23 11 2025 15:14:11
В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....
22 11 2025 3:35:17
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий.
...
21 11 2025 2:41:17
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
20 11 2025 12:15:43
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
19 11 2025 16:46:20
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
18 11 2025 11:29:16
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
17 11 2025 17:46:38
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
16 11 2025 8:17:55
В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром.
В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....
15 11 2025 19:43:58
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
14 11 2025 8:11:30
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
13 11 2025 5:55:51
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
12 11 2025 3:35:21
Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....
11 11 2025 17:17:31
Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....
10 11 2025 1:16:44
Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....
09 11 2025 20:51:17
Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений.
...
08 11 2025 6:18:40
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
07 11 2025 20:41:40
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
06 11 2025 17:52:46
Урок экологии в рамках регионального компонента БУП реализуется в 8-9-х классах общеобразовательной школы. Основные технологии - информационно-коммуникативная, игровая, метод групповой работы. Содержательно рассматриваются факторы и последствия загрязнения водоемов. Может использоваться и во внеклассной работе.
...
05 11 2025 4:39:36
Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....
04 11 2025 5:11:53
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению.
...
03 11 2025 4:24:22
В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....
02 11 2025 15:15:25
Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....
01 11 2025 21:44:17
Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....
31 10 2025 8:59:20
В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте.
...
30 10 2025 22:16:56
Следует помнить, что не природе нужна защита (она сильнее человечества), а людям, чтобы жить.
...
29 10 2025 22:24:56
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
28 10 2025 9:20:58
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
27 10 2025 18:13:47
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
26 10 2025 14:51:18
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
25 10 2025 18:58:13
Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все
остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению,
ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные
предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В
своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного
народного творчества на различных этапах изучения материала....
24 10 2025 3:44:59
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
23 10 2025 17:59:19
Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....
22 10 2025 9:44:12
Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления.
...
21 10 2025 6:31:54
Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....
20 10 2025 17:20:49
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива.
...
19 10 2025 16:27:30
Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....
18 10 2025 19:33:16
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии.
...
17 10 2025 14:13:51
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
16 10 2025 0:17:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




