Конспект урока по теме "Кровь – река жизни" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"


    Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"

Цель занятия: сформировать у студентов понятие о том, что структурные особенности тканей тела (на примере крови) определяют их специфическое функционирование.

Основные образовательные задачи урока:

  1. Сформировать у студентов новые анатомо-физиологические понятия: о внутренней среде организма, составе крови, переливании и свертывании крови, фагоцитозе, об относительном постоянстве состава крови.
  2. Развивать у студентов общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции (на примере кровяных клеток).

Воспитательные задачи:

  1. Формировать у студентов убеждение в познаваемости физиологических процессов.
  2. Продолжать формировать у студентов знание о единстве состава и групп крови у людей различных рас и национальностей.
  3. Продолжать нравственное, физическое и гигиеническое воспитание, доказывая опасность вредных привычек, связанных с употрeблением наркотиков, алкоголя и курением.

Развивающая задача:

  1. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь студентов путём соответствующей организации интеллектуального труда (обсуждение проблемных вопросов о крови, анализ и сравнение студентами компонентов крови).

Материал и оборудование:

  • микроскопы;
  • фиксированные мазки крови человека;
  • видеоаппаратура, видеоматериал - фильм “Кровь” (из серии “Анатомия и физиология человека) ;
  • таблицы - состав плазмы крови, форменных элементов, схема переливания крови;
  • газеты (оформленные учащимися по темам “Группы крови”, “Малокровие - что это такое?”, таблицы с изображением форменных элементов крови).

Отдельным студентам были заранее даны задания - устные доклады и подбор дополнительного материала для решения биологических задач.

Ход занятия

(Занятие начинается с просмотра видеофрагмента “Кровь” из серии “Анатомия и физиология человека”, который комментирует учитель): Сегодня занятие посвящено удивительной жидкости, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы и ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без трaнcпортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

После самостоятельного чтения лекции по теме: “Кровь-река жизни” (на столах распечатки лекции) учитель приступает к обсуждению вопросов биологических задач ( тексты вопросы задач также на столах у студентов):

Задача 1. Человек заболел. По хаpaктеру и месту боли врач подозревает, что у него воспаление червеобразного отростка (аппендицит). Больному делают срочный анализ крови. Предложите, почему врач решил оперировать больного?

Студенты самостоятельно находят следующий ответ: в предлагаемой ситуации по анализу крови обнаруживается лейкоцитоз - повышение количества лейкоцитов в крови, что хаpaктерно для воспалительных заболеваний. Следовательно, учитывая дополнительные симптомы: хаpaктерные боли в животе, общее состояние, врач решает оперировать больного. Далее обсуждаются проблемы воспалительных процессов в организме человека, где заслушиваются выступления нескольких студентов.

В рабочих тетрадях учащиеся фиксируют краткий ответ, записывают информацию о процессе фагоцитоза и зарисовывают фагоцитировавший нейтрофил в микропрепарате мазка крови человека.

Затем следует обсуждение задачи №2:

Преступник чтобы скрыть следы преступления сжёг окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Работая в группах, студенты пользуясь отсканированным дополнительным материалом, лекцией, приходят к следующему заключению:

Эксперт- криминалист произвел качественный и количественный анализ пепла. В результате оказалось, что в нем содержатся соединения Fe\" (двухвалентного железа - в микроскопических дозах), которые могут содержаться в крови (в живых тканях содержание другое). Данное предположение закрепляется докладом по теме “Роль железа в организме человека”.Таким образом осуществляется переход к задаче № 3.

У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия - малокровие. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов находящихся на столе? (на столе лежат таблетки: бронхикум, aнaльгин, фенюльс, витамины “Ревит”, гематоген). Студенты обсуждают вопрос в группах приходят к следующему выводу: подобное состояние носит название анемия (малокровие), в лечении которого необходим рациональный режим, полноценное, адекватное возрасту питание (под руководством врача, а не самолечение). Можно порекомендовать учащимся чаще употрeбллять в пищу гранаты, зеленые яблоки, молоко (препараты: ревит, гематоген, фенюльс только по рекомендации врача). Далее следует защита газеты “Малокровие - что это такое?”.

Обсуждение задачи №4:

В школе ученик разбил стеклянную дверь. У него повреждена рука. Из раны кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден? Какую помощь нужно оказать пострадавшему?(работа в микрогруппах). По желанию выходят двое студентов для демонстрации техники оказания медицинской помощи, показ манипуляции сопровождается устными комментариями предлагаемых действий: по хаpaктеристике кровотечение - артериальное. Для его прекращения детям достаточно наложить стерильную давящую повязку с последующей госпитализацией в медицинское учреждение. Взрослым обязательно накладывают жгут на одежду с фиксированием времени наложения жгута.

Затем обсуждается задача № 5.

Нередко в результате несчастного случая человек теряет сознание и не может сообщить какая у него группа крови. А знать это иногда бывает совершенно необходимо для оказания срочной медицинской помощи. Предложите доступный способ пpaктического решения указанной проблемы.

Xод решения: студенты работают с дополнительными источниками литературы, раздаточным материалом (“Схема переливания крови”) и приходят к следующему заключению: при переливании крови от одного человека к другому необходимо учитывать группы крови. Докладчики представляют сообщения по истории открытия групп крови у человека (работы по исследованиям К. Ландштейнера и Я. Янского).

Далее следует защита газеты “Группы крови у человека”, “О донорстве”, с соответствующими записями в тетрадях. Вывод обсуждения - “универсальный донор - это человек, имеющий 1 группу крови - которую можно переливать представителям остальных групп крови. Дополнительная информация - сообщения по темам “Резус - фактор” и “Резус - конфликт”.

Обсуждение задачи № 6.

Замечено, что все члeны семьи, контактирующие с родственником - инфекционным больным в последствии заболевают сами. Объясните, почему такое возможно.

Работа в группах с дополнительной информацией идет обсуждение проблемы. Заключение студентов: этот факт связан с функционированием иммунитета человека, со способностью организма сопротивляться микробной и вирусной инфекции, она формируется наследственно, кроме того, есть и приобретенный иммунитет.

Далее заслушиваются выступления студентов о видах иммунитета, работах И.И. Мечникова и Л. Пастера, роли вакцинации для детского организма (выступления на 3-5 минут). Затем от каждой группы выбираются желающие, которые отвечают на вопросы теста “Кровь - внутренняя среда организма” (работа на компьютере).

Подведение итогов занятия. Домашнее задание -задачи № 5, 7, 9 (см. ниже) ; в рабочих тетрадях зарисовать клетки крови и объяснить их роль в организме.

Биологические задачи по теме урока: “Кровь-река жизни” (домашнее задание).

Задача 7.

На основании чего можно было бы утверждать, что клетки крови - живые? Какие наблюдения и эксперименты могли бы быть проведены с этой целью?

Задача 8.

Иногда приходится слышать, что иммунитет не всегда оказывается полезным для человека. Приведите примеры подтверждающие это. Как можно поступить в ситуациях, когда иммунитет “работает” против человека?

Задача 9.

Предположим, что житель гор переехал в поселок расположенный на равнине. Как должно изменится количество эритроцитов в его крови и почему?

Лекция к уроку по теме: “Кровь – река жизни”

(для самостоятельной работы студентов)

План:

  1. Внутренняя среда организма.
  2. Значение крови.
  3. Плазма крови.
  4. Форменные элементы крови.
  5. Скорость оседания эритроцитов.
  6. Тромбоциты и свертывание крови.
  7. Группы крови и ее переливание.
  8. Малокровие и его профилактика.

1. Внутренняя среда организма.

Клетки, ткани и органы организма могут существовать и нормально функционировать только в определенных условиях, которые создается внутренней средой, к которой они приспособлены в ходе эволюционного развития. Внутренняя среда обеспечивает возможность поступления в клетки необходимых для их жизнедеятельности веществ и вывод продукта обмена веществ. Сохранение постоянства внутренней среды называется гомеостазом.

В организме на относительно постоянном уровне поддерживаются кровяное давление, температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости, содержание в них белков и сахара, ионов натрия, калия, кальция, хлора. Значительная роль в поддержании гомеостаза принадлежит регуляторным системам - нервной и эндокринной..

2. Значение крови.

Поступающие в организм питательные вещества и кислород крови разносятся по организму и из крови поступают в лимфу и тканевую жидкость. В обратном порядке осуществляется выделение продуктов обмена. Дыхательная функция крови связана с трaнcпортом кислорода эритроцитами, а защитная функция с лейкоцитами. При усиленной мышечной работе, при потере больших количеств крови, при ранениях и хирургических операциях, некоторых заболеваниях запасы крови из депо поступают в общий кровоток.

3. Плазма крови.

Артериальная кровь представляет собой красную непрозрачную жидкость. Если принять меры, предупреждающие свертывание крови, то при отстаивании, а еще лучше при центрифугировании она отчетливо разделяется на два слоя. Верхний слой - слегка желтоватая жидкость - плазма, осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плазмой имеется тонкая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами крови - эритроцитами, лейкоцитами, тромбоцитами.

Плазма состоит на 90-92% из воды, 8-10% составляют органические и неорганические соединения. Концентрация растворенных в жидкости веществ ( белки, углеводы, мочевина, жиры, гормоны и другие) невелика, соматическое давление определяется в основном неорганическими солями. Постоянство осмотического давления крови имеет важное значение для жизнедеятельности клеток организма.

Осмотическое давление в организме поддерживается на постоянном уровне за счет регулирования поступления воды и минеральных солей и их выделения с почками и потовыми железами. В плазме поддерживается также постоянство реакции, которая обозначается как рН крови; она определяется концентрацией ионов водорода. Реакция крови слабощелочная (рН = 7,36). Поддержание постоянства рН достигается наличием в крови буферных систем, которые нейтрализуют избыточно поступившие в организм кислоты и щелочи.

4. Форменные элементы крови.

Форменные элементы, определяющие возможность осуществлении важнейшей функции крови - дыхательной – эритроциты ( красные кровяные клетки). Количество эритроцитов в крови взрослого человека 4,5 - 5,0 млн. в 1 мм3 крови. Количество эритроцитов не строго постоянно. Оно может значительно увеличиваться при недостатке кислорода на больших высотах, при мышечной работе. У людей, живущих в высокогорных районах, эритроцитов в крови примерно на 30% больше, чем у жителей морского побережья. Когда же потребность в кислороде уменьшается, количество эритроцитов в крови снижается.

Осуществление эритроцитами дыхательной функции связано с наличием в них особого вещества - гемоглобина, являющегося переносчиком кислорода. В состав гемоглобина входит двухвалентное железо, которое соединяясь с кислородом, образует непрочное соединение - оксигемоглобин. В капиллярах такой оксигемоглобин легко распадается на гемоглобин и кислород, который поглощается клетками. Там же, в капиллярах тканевый гемоглобин соединяется с углекислым газом. Это соединение распадается в легких, углекислый газ выделяется в атмосферный воздух. Содержание гемоглобина зависит от количества эритроцитов в крови, питания, в котором важно наличие необходимого для функционирования причин. Содержание эритроцитов в 1 мм3 крови меняется с возрастом. Снижение числа эритроцитов ниже 3 млн. и количества гемоглобина ниже 60% свидетельствует о наличии анемического состояния (малокровия).

5. Скорость оседания эритроцитов.

Если кровь пpeдoxpaнить от свертывания и оставить на несколько часов в капиллярных трубочках, то эритроциты в силу тяжести начинают оседать. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 1-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель, свидетельствующий о наличии воспалительных процессов и других патологических состояний. Поэтому важное значение имеет знание нормативных показателей СОЭ у детей разного возраста.

Лейкоциты - белые кровяные клетки. Важнейшие функцией лейкоцитов является защита от попадающих в кровь микроорганизмов и токсинов. Защитная функция лейкоцитов связана с их способностью передвигаться самостоятельно к тому участку, куда проникли микробы или инородное тело. Приблизившись к ним, лейкоциты обволакивают их, втягивают внутрь и переваривают. Явление поглощения микроорганизмов лейкоцитами называется фагоцитозом. Впервые оно было открыто выдающимся русским ученым И.И. Мечниковым. Важным фактором, определяющим защитные свойства лейкоцитов, является также их участие в иммунных механизмах. По форме, строению и функции различают разные типы лейкоцитов. Основные из них: лимфоциты, моноциты и нейтрофилы. Один нейтрофил может поглотить 20 - 30 микробов. Через час все они оказываются перевариванием внутри нейтрофила. Это происходит при участии специальных ферментов, разрушающих микроорганизмы. Способны к фагоцитозу и моноциты - клетки, образующиеся в селезенке и печени.

В крови взрослого человека содержится 4000 - 9000 лейкоцитов в 1 мм3, существует определенное соотношение между равными типами лейкоцитов выраженное в процентах, так называемая лейкоцитарная формула. При патологических состояниях изменяется, как общее число лейкоцитов возрастает, так и лейкоцитарная формула. Количество лейкоцитов и их соотношение изменяются с возрастом. У новорожденного лейкоцитов значительно больше, чем у взрослого человека /до 20 тыс. в 1 мм3/. В первые сутки жизни число лейкоцитов возрастает происходит рассасывание продуктов распада тканей ребенка тканевых кровоизлияний, возможных во время родов до 30 тыс. в 1 мм3 крови.

Начиная со вторых суток жизни число лейкоцитов снижается и к седьмому дню достигает 10-12 тыс. Такое количество лейкоцитов сохраняется у детей первого года жизни, после чего оно снижается и к 13-15 годам достигает величин взрослого человека. Чем меньше возраст ребенка, тем его кровь содержит больше незрелых форм лейкоцитов.

6. Тромбоциты и свертывание крови.

Тромбоциты (кровяные пластины) - самые мелкие из форменных элементов крови. Количество их варьирует от 200 до 400 тыс. в 1 мм3 / мкл. / Днем их больше, а ночью меньше. После тяжелой мышечной работы количество кровяных пластинок увеличивается в 3-5 раз. Образуются тромбоциты в красном костном мозге и селезенке. Основная функция тромбоцитов связана с их участием в свертывании крови. При ранении кровеносных сосудов тромбоциты разрушаются. При этом из них выходят в плазму вещества, необходимые для формирования кровяного сгустка - тромба. В нормальных условиях кровь в неповрежденных кровеносных сосудах не свертывается благодаря наличию в организме противосвертывающих факторов. При некоторых воспалительных процессах, сопровождающихся повреждением внутренней стенки сосуда, и при сердечнососудистых заболеваниях происходит свертывание крови, образуется тромб.

В среднем начало свертывания в капле крови наступает через 1-2 мин., конец свертывания - через 3-4 мин.

7. Группы крови и ее переливание.

При переливании крови от одного человека к другому необходимо учитывать группы крови. Это связано с тем, что в форменных элементах крови - эритроцитах содержатся особые вещества антигены, или агглютиногены, а в белках плазмы агглютинины, при определенном сочетании этих веществ, происходит склеивание эритроцитов - агглютинация. Классификация групп основана на наличии в крови тех или иных агглютининов. Агглютининов в эритроцитах этого типа обозначают буквами латинского алфавита А и В. в эритроцитах они могут быть по одному или вместе, либо отсутствовать. Агглютининов / склеивающих эритроцитов / в плазме тоже 2, их обозначают греческими буквами / альфа / и / бетта /. В крови разных людей содержится либо , либо , либо ни одного агглютинина. Агглютинация наступает в том случае, если агглютиногены донора встречаются с одноименными агглютининами реципиента - человека, которому переливают кровь: А с ; В с или АВ с . Понятно, что в крови каждого человека агглютинины и агглютиногены разноименные. В случае, если агглютинин ? взаимодействует с агглютиногеном А или агглютинин с агглютиногеном В - наступает агглютинация, грозящая организму гибелью. У людей имеется 4 комбинации агглютиногенов и агглютининов и соответственно выделяют 4 группы крови 1 группа - в плазме содержатся агглютинины ? и , в эритроцитах агглютиногенов нет ; 2 группа - в плазме содержится агглютинин , а в эритроцитах агглютиноген А; 3 группа - в плазме находятся агглютинин , в эритроцитах агглютиноген В; IV группа - агглютининов в плазме нет, а в эритроцитах содержит агглютиноген А и В.1 группу имеют примерно 40%, 2 - 39%, 3 - 15%, 4 - 6% населения. Людям 1 группы можно переливать кровь только той же группы. Однако кровь людей 1 группы можно переливать всем группам и ее называют универсальной. Противоположная по свойствам – это 4 группа: кровь людей этой группы можно переливать только реципиентам с подобной группой, а в другие нельзя - это универсальные реципиенты. Кровь людей 2 и 3 групп можно переливать людям той же группы крови и тем, у кого 4 группа крови.

8. Малокровие и его профилактика.

Малокровие - резкое снижение гемоглобина крови и уменьшение количества эритроцитов. Различного рода заболевания и особенно нeблагоприятные условия жизни детей и подростков приводят к малокровию. Малокровие сопровождается головными болями, головокружением, обмороками, отрицательно сказывается на работоспособности и успешности обучения.

Первейшей профилактической мерой против малокровия оказываются: правильная организация режима дня, рациональное питание, богатое минеральными солями и витаминами. Строгое нормирование учебной, внеклассной, трудовой и творческой деятельности, чтобы не развивалось переутомление необходимый объем суточной двигательной активности в условиях открытого воздуха и разумное использование естественных факторов природы.

Приложение

Список литературы:

  1. Безруких М.М., Сонькин М.М., Фарбер В,Д. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для вузов. М.: Академия,2002. 413с.
  2. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение,1990. 319с.



Комментарии:

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс


    Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

      «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

10 09 2024 8:31:51

Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс


    Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс

      Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....

09 09 2024 15:25:21

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

08 09 2024 23:32:13

Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"


    Урок биологии в 7-м классе "О пользе и вреде насекомых"

      Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....

07 09 2024 2:45:40

Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"


    Урок биологии "Кровяная система, ее строение и функции"

      Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....

06 09 2024 14:23:58

"Химический состав клетки". 9-й класс


    "Химический состав клетки". 9-й класс

      Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

05 09 2024 3:11:32

Строение и систематика млекопитающих

Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....

04 09 2024 23:24:37

Класс Земноводные. 7-й класс


    Класс Земноводные. 7-й класс

      Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....

03 09 2024 8:13:19

Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)

      Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....

02 09 2024 23:41:29

Способы краеведческой работы по зоологии


    Способы краеведческой работы по зоологии

      Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся. ...

01 09 2024 14:14:27

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Тема морфологии листа кажется достаточно легко воспринимаемой, но обилие биологических терминов, достаточно большой объем новых знаний, недостаточное знание родной природы делает эту тему не всегда хорошо усваиваемой. Поэтому в данном уроке, используя различные приемы, можно повысить ассоциативный ряд учащихся и улучшить восприятие новой темы....

31 08 2024 6:27:48

Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий


    Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий

      Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...

30 08 2024 8:23:21

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"


    Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"

      Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

29 08 2024 18:34:55

Урок по теме "Минералы"


    Урок по теме "Минералы"

      В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....

28 08 2024 20:51:40

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс


    Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

      Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

27 08 2024 23:16:36

Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"


    Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

      Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....

26 08 2024 4:21:17

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"


    Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

      Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

25 08 2024 4:26:19

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

24 08 2024 11:27:58

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (урок-игра "Наши враги, наши друзья – паукообразные"). 7-й класс


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (урок-игра "Наши враги, наши друзья – паукообразные"). 7-й класс

      Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....

23 08 2024 1:29:32

Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"


    Проект интегрированного урока-конференции "По следам Насти и Митраши"

      Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....

22 08 2024 4:30:15

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"


    Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология". ...

21 08 2024 15:51:37

Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....

20 08 2024 17:53:38

Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"


    Урок в 6-м классе по теме "Испарение воды листьями"

      Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе. ...

19 08 2024 17:51:39

Покрытосеменные растения


    Покрытосеменные растения

      На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....

18 08 2024 16:43:13

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс


    Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

      Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

17 08 2024 17:40:46

Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)


    Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)

      Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

16 08 2024 23:54:25

Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко


    Открытый урок по биологии в 8-м классе по темам "Кровь - жидкая ткань", "Иммунитет" с использованием элементов методики Ривина-Дьяченко

      Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме. ...

15 08 2024 19:14:28

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

14 08 2024 7:47:23

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

13 08 2024 5:59:52

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

12 08 2024 23:34:57

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

11 08 2024 1:39:23

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

10 08 2024 13:16:35

Что такое вид, критерии вида, пути видообразования

Что такое вид, критерии вида, пути видообразования Вид — это группа организмов, объединённых сходством морфологических и физиологических признаков, которые скрещиваются между собой и приносят плодовитое потомство, обитают в одинаковых условиях среды и заселяют определенную территорию. Структурная единица вида – популяция....

09 08 2024 19:39:17

Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"


    Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"

      Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....

08 08 2024 16:16:28

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

07 08 2024 4:47:34

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

06 08 2024 2:54:16

Учебный проект "Неизвестное об известном"

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....

05 08 2024 1:43:44

Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"


    Урок-конференция по биологии в 6-м классе "В мире одноклеточных живых организмов"

      Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....

04 08 2024 9:59:34

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

03 08 2024 10:32:47

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

02 08 2024 9:30:21

Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"


    Урок-конференция "Жизнь чешуекрылых"

      Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....

01 08 2024 11:12:33

Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"


    Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"

      Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....

31 07 2024 8:19:43

Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование


    Генофонд популяции человека. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование

      Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...

30 07 2024 2:23:15

Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"


    Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"

      Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....

29 07 2024 21:44:17

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению

Минеральные соли, макро- и микроэлементы, необходимые растению Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....

28 07 2024 2:42:28

Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»


    Интегрированный урок химии и биологии «Пока не поздно»

      На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....

27 07 2024 10:23:56

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

26 07 2024 7:11:40

Игра как средство воспитания любви к родному краю


    Игра как средство воспитания любви к родному краю

      Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....

25 07 2024 17:23:12

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"


    Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

      Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

24 07 2024 14:21:15

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

23 07 2024 7:21:43

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::