Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"
Цель занятия: сформировать у студентов понятие о том, что структурные особенности тканей тела (на примере крови) определяют их специфическое функционирование.
Основные образовательные задачи урока:
- Сформировать у студентов новые анатомо-физиологические понятия: о внутренней среде организма, составе крови, переливании и свертывании крови, фагоцитозе, об относительном постоянстве состава крови.
- Развивать у студентов общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции (на примере кровяных клеток).
Воспитательные задачи:
- Формировать у студентов убеждение в познаваемости физиологических процессов.
- Продолжать формировать у студентов знание о единстве состава и групп крови у людей различных рас и национальностей.
- Продолжать нравственное, физическое и гигиеническое воспитание, доказывая опасность вредных привычек, связанных с употрeблением наркотиков, алкоголя и курением.
Развивающая задача:
- Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь студентов путём соответствующей организации интеллектуального труда (обсуждение проблемных вопросов о крови, анализ и сравнение студентами компонентов крови).
Материал и оборудование:
- микроскопы;
- фиксированные мазки крови человека;
- видеоаппаратура, видеоматериал - фильм “Кровь” (из серии “Анатомия и физиология человека) ;
- таблицы - состав плазмы крови, форменных элементов, схема переливания крови;
- газеты (оформленные учащимися по темам “Группы крови”, “Малокровие - что это такое?”, таблицы с изображением форменных элементов крови).
Отдельным студентам были заранее даны задания - устные доклады и подбор дополнительного материала для решения биологических задач.
Ход занятия
(Занятие начинается с просмотра видеофрагмента “Кровь” из серии “Анатомия и физиология человека”, который комментирует учитель): Сегодня занятие посвящено удивительной жидкости, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы и ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без трaнcпортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.
После самостоятельного чтения лекции по теме: “Кровь-река жизни” (на столах распечатки лекции) учитель приступает к обсуждению вопросов биологических задач ( тексты вопросы задач также на столах у студентов):
Задача 1. Человек заболел. По хаpaктеру и месту боли врач подозревает, что у него воспаление червеобразного отростка (аппендицит). Больному делают срочный анализ крови. Предложите, почему врач решил оперировать больного?
Студенты самостоятельно находят следующий ответ: в предлагаемой ситуации по анализу крови обнаруживается лейкоцитоз - повышение количества лейкоцитов в крови, что хаpaктерно для воспалительных заболеваний. Следовательно, учитывая дополнительные симптомы: хаpaктерные боли в животе, общее состояние, врач решает оперировать больного. Далее обсуждаются проблемы воспалительных процессов в организме человека, где заслушиваются выступления нескольких студентов.
В рабочих тетрадях учащиеся фиксируют краткий ответ, записывают информацию о процессе фагоцитоза и зарисовывают фагоцитировавший нейтрофил в микропрепарате мазка крови человека.
Затем следует обсуждение задачи №2:
Преступник чтобы скрыть следы преступления сжёг окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?
Работая в группах, студенты пользуясь отсканированным дополнительным материалом, лекцией, приходят к следующему заключению:
Эксперт- криминалист произвел качественный и количественный анализ пепла. В результате оказалось, что в нем содержатся соединения Fe\" (двухвалентного железа - в микроскопических дозах), которые могут содержаться в крови (в живых тканях содержание другое). Данное предположение закрепляется докладом по теме “Роль железа в организме человека”.Таким образом осуществляется переход к задаче № 3.
У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия - малокровие. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов находящихся на столе? (на столе лежат таблетки: бронхикум, aнaльгин, фенюльс, витамины “Ревит”, гематоген). Студенты обсуждают вопрос в группах приходят к следующему выводу: подобное состояние носит название анемия (малокровие), в лечении которого необходим рациональный режим, полноценное, адекватное возрасту питание (под руководством врача, а не самолечение). Можно порекомендовать учащимся чаще употрeбллять в пищу гранаты, зеленые яблоки, молоко (препараты: ревит, гематоген, фенюльс только по рекомендации врача). Далее следует защита газеты “Малокровие - что это такое?”.
Обсуждение задачи №4:
В школе ученик разбил стеклянную дверь. У него повреждена рука. Из раны кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден? Какую помощь нужно оказать пострадавшему?(работа в микрогруппах). По желанию выходят двое студентов для демонстрации техники оказания медицинской помощи, показ манипуляции сопровождается устными комментариями предлагаемых действий: по хаpaктеристике кровотечение - артериальное. Для его прекращения детям достаточно наложить стерильную давящую повязку с последующей госпитализацией в медицинское учреждение. Взрослым обязательно накладывают жгут на одежду с фиксированием времени наложения жгута.
Затем обсуждается задача № 5.
Нередко в результате несчастного случая человек теряет сознание и не может сообщить какая у него группа крови. А знать это иногда бывает совершенно необходимо для оказания срочной медицинской помощи. Предложите доступный способ пpaктического решения указанной проблемы.
Xод решения: студенты работают с дополнительными источниками литературы, раздаточным материалом (“Схема переливания крови”) и приходят к следующему заключению: при переливании крови от одного человека к другому необходимо учитывать группы крови. Докладчики представляют сообщения по истории открытия групп крови у человека (работы по исследованиям К. Ландштейнера и Я. Янского).
Далее следует защита газеты “Группы крови у человека”, “О донорстве”, с соответствующими записями в тетрадях. Вывод обсуждения - “универсальный донор - это человек, имеющий 1 группу крови - которую можно переливать представителям остальных групп крови. Дополнительная информация - сообщения по темам “Резус - фактор” и “Резус - конфликт”.
Обсуждение задачи № 6.
Замечено, что все члeны семьи, контактирующие с родственником - инфекционным больным в последствии заболевают сами. Объясните, почему такое возможно.
Работа в группах с дополнительной информацией идет обсуждение проблемы. Заключение студентов: этот факт связан с функционированием иммунитета человека, со способностью организма сопротивляться микробной и вирусной инфекции, она формируется наследственно, кроме того, есть и приобретенный иммунитет.
Далее заслушиваются выступления студентов о видах иммунитета, работах И.И. Мечникова и Л. Пастера, роли вакцинации для детского организма (выступления на 3-5 минут). Затем от каждой группы выбираются желающие, которые отвечают на вопросы теста “Кровь - внутренняя среда организма” (работа на компьютере).
Подведение итогов занятия. Домашнее задание -задачи № 5, 7, 9 (см. ниже) ; в рабочих тетрадях зарисовать клетки крови и объяснить их роль в организме.
Биологические задачи по теме урока: “Кровь-река жизни” (домашнее задание).
Задача 7.
На основании чего можно было бы утверждать, что клетки крови - живые? Какие наблюдения и эксперименты могли бы быть проведены с этой целью?
Задача 8.
Иногда приходится слышать, что иммунитет не всегда оказывается полезным для человека. Приведите примеры подтверждающие это. Как можно поступить в ситуациях, когда иммунитет “работает” против человека?
Задача 9.
Предположим, что житель гор переехал в поселок расположенный на равнине. Как должно изменится количество эритроцитов в его крови и почему?
Лекция к уроку по теме: “Кровь – река жизни”
(для самостоятельной работы студентов)
План:
- Внутренняя среда организма.
- Значение крови.
- Плазма крови.
- Форменные элементы крови.
- Скорость оседания эритроцитов.
- Тромбоциты и свертывание крови.
- Группы крови и ее переливание.
- Малокровие и его профилактика.
1. Внутренняя среда организма.
Клетки, ткани и органы организма могут существовать и нормально функционировать только в определенных условиях, которые создается внутренней средой, к которой они приспособлены в ходе эволюционного развития. Внутренняя среда обеспечивает возможность поступления в клетки необходимых для их жизнедеятельности веществ и вывод продукта обмена веществ. Сохранение постоянства внутренней среды называется гомеостазом.
В организме на относительно постоянном уровне поддерживаются кровяное давление, температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости, содержание в них белков и сахара, ионов натрия, калия, кальция, хлора. Значительная роль в поддержании гомеостаза принадлежит регуляторным системам - нервной и эндокринной..
2. Значение крови.
Поступающие в организм питательные вещества и кислород крови разносятся по организму и из крови поступают в лимфу и тканевую жидкость. В обратном порядке осуществляется выделение продуктов обмена. Дыхательная функция крови связана с трaнcпортом кислорода эритроцитами, а защитная функция с лейкоцитами. При усиленной мышечной работе, при потере больших количеств крови, при ранениях и хирургических операциях, некоторых заболеваниях запасы крови из депо поступают в общий кровоток.
3. Плазма крови.
Артериальная кровь представляет собой красную непрозрачную жидкость. Если принять меры, предупреждающие свертывание крови, то при отстаивании, а еще лучше при центрифугировании она отчетливо разделяется на два слоя. Верхний слой - слегка желтоватая жидкость - плазма, осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плазмой имеется тонкая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами крови - эритроцитами, лейкоцитами, тромбоцитами.
Плазма состоит на 90-92% из воды, 8-10% составляют органические и неорганические соединения. Концентрация растворенных в жидкости веществ ( белки, углеводы, мочевина, жиры, гормоны и другие) невелика, соматическое давление определяется в основном неорганическими солями. Постоянство осмотического давления крови имеет важное значение для жизнедеятельности клеток организма.
Осмотическое давление в организме поддерживается на постоянном уровне за счет регулирования поступления воды и минеральных солей и их выделения с почками и потовыми железами. В плазме поддерживается также постоянство реакции, которая обозначается как рН крови; она определяется концентрацией ионов водорода. Реакция крови слабощелочная (рН = 7,36). Поддержание постоянства рН достигается наличием в крови буферных систем, которые нейтрализуют избыточно поступившие в организм кислоты и щелочи.
4. Форменные элементы крови.
Форменные элементы, определяющие возможность осуществлении важнейшей функции крови - дыхательной – эритроциты ( красные кровяные клетки). Количество эритроцитов в крови взрослого человека 4,5 - 5,0 млн. в 1 мм3 крови. Количество эритроцитов не строго постоянно. Оно может значительно увеличиваться при недостатке кислорода на больших высотах, при мышечной работе. У людей, живущих в высокогорных районах, эритроцитов в крови примерно на 30% больше, чем у жителей морского побережья. Когда же потребность в кислороде уменьшается, количество эритроцитов в крови снижается.
Осуществление эритроцитами дыхательной функции связано с наличием в них особого вещества - гемоглобина, являющегося переносчиком кислорода. В состав гемоглобина входит двухвалентное железо, которое соединяясь с кислородом, образует непрочное соединение - оксигемоглобин. В капиллярах такой оксигемоглобин легко распадается на гемоглобин и кислород, который поглощается клетками. Там же, в капиллярах тканевый гемоглобин соединяется с углекислым газом. Это соединение распадается в легких, углекислый газ выделяется в атмосферный воздух. Содержание гемоглобина зависит от количества эритроцитов в крови, питания, в котором важно наличие необходимого для функционирования причин. Содержание эритроцитов в 1 мм3 крови меняется с возрастом. Снижение числа эритроцитов ниже 3 млн. и количества гемоглобина ниже 60% свидетельствует о наличии анемического состояния (малокровия).
5. Скорость оседания эритроцитов.
Если кровь пpeдoxpaнить от свертывания и оставить на несколько часов в капиллярных трубочках, то эритроциты в силу тяжести начинают оседать. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 1-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель, свидетельствующий о наличии воспалительных процессов и других патологических состояний. Поэтому важное значение имеет знание нормативных показателей СОЭ у детей разного возраста.
Лейкоциты - белые кровяные клетки. Важнейшие функцией лейкоцитов является защита от попадающих в кровь микроорганизмов и токсинов. Защитная функция лейкоцитов связана с их способностью передвигаться самостоятельно к тому участку, куда проникли микробы или инородное тело. Приблизившись к ним, лейкоциты обволакивают их, втягивают внутрь и переваривают. Явление поглощения микроорганизмов лейкоцитами называется фагоцитозом. Впервые оно было открыто выдающимся русским ученым И.И. Мечниковым. Важным фактором, определяющим защитные свойства лейкоцитов, является также их участие в иммунных механизмах. По форме, строению и функции различают разные типы лейкоцитов. Основные из них: лимфоциты, моноциты и нейтрофилы. Один нейтрофил может поглотить 20 - 30 микробов. Через час все они оказываются перевариванием внутри нейтрофила. Это происходит при участии специальных ферментов, разрушающих микроорганизмы. Способны к фагоцитозу и моноциты - клетки, образующиеся в селезенке и печени.
В крови взрослого человека содержится 4000 - 9000 лейкоцитов в 1 мм3, существует определенное соотношение между равными типами лейкоцитов выраженное в процентах, так называемая лейкоцитарная формула. При патологических состояниях изменяется, как общее число лейкоцитов возрастает, так и лейкоцитарная формула. Количество лейкоцитов и их соотношение изменяются с возрастом. У новорожденного лейкоцитов значительно больше, чем у взрослого человека /до 20 тыс. в 1 мм3/. В первые сутки жизни число лейкоцитов возрастает происходит рассасывание продуктов распада тканей ребенка тканевых кровоизлияний, возможных во время родов до 30 тыс. в 1 мм3 крови.
Начиная со вторых суток жизни число лейкоцитов снижается и к седьмому дню достигает 10-12 тыс. Такое количество лейкоцитов сохраняется у детей первого года жизни, после чего оно снижается и к 13-15 годам достигает величин взрослого человека. Чем меньше возраст ребенка, тем его кровь содержит больше незрелых форм лейкоцитов.
6. Тромбоциты и свертывание крови.
Тромбоциты (кровяные пластины) - самые мелкие из форменных элементов крови. Количество их варьирует от 200 до 400 тыс. в 1 мм3 / мкл. / Днем их больше, а ночью меньше. После тяжелой мышечной работы количество кровяных пластинок увеличивается в 3-5 раз. Образуются тромбоциты в красном костном мозге и селезенке. Основная функция тромбоцитов связана с их участием в свертывании крови. При ранении кровеносных сосудов тромбоциты разрушаются. При этом из них выходят в плазму вещества, необходимые для формирования кровяного сгустка - тромба. В нормальных условиях кровь в неповрежденных кровеносных сосудах не свертывается благодаря наличию в организме противосвертывающих факторов. При некоторых воспалительных процессах, сопровождающихся повреждением внутренней стенки сосуда, и при сердечнососудистых заболеваниях происходит свертывание крови, образуется тромб.
В среднем начало свертывания в капле крови наступает через 1-2 мин., конец свертывания - через 3-4 мин.
7. Группы крови и ее переливание.
При переливании крови от одного человека к другому необходимо учитывать группы крови. Это связано с тем, что в форменных элементах крови - эритроцитах содержатся особые вещества антигены, или агглютиногены, а в белках плазмы агглютинины, при определенном сочетании этих веществ, происходит склеивание эритроцитов - агглютинация. Классификация групп основана на наличии в крови тех или иных агглютининов. Агглютининов в эритроцитах этого типа обозначают буквами латинского алфавита А и В. в эритроцитах они могут быть по одному или вместе, либо отсутствовать. Агглютининов / склеивающих эритроцитов / в плазме тоже 2, их обозначают греческими буквами / альфа / и / бетта /. В крови разных людей содержится либо , либо , либо ни одного агглютинина. Агглютинация наступает в том случае, если агглютиногены донора встречаются с одноименными агглютининами реципиента - человека, которому переливают кровь: А с ; В с или АВ с . Понятно, что в крови каждого человека агглютинины и агглютиногены разноименные. В случае, если агглютинин ? взаимодействует с агглютиногеном А или агглютинин с агглютиногеном В - наступает агглютинация, грозящая организму гибелью. У людей имеется 4 комбинации агглютиногенов и агглютининов и соответственно выделяют 4 группы крови 1 группа - в плазме содержатся агглютинины ? и , в эритроцитах агглютиногенов нет ; 2 группа - в плазме содержится агглютинин , а в эритроцитах агглютиноген А; 3 группа - в плазме находятся агглютинин , в эритроцитах агглютиноген В; IV группа - агглютининов в плазме нет, а в эритроцитах содержит агглютиноген А и В.1 группу имеют примерно 40%, 2 - 39%, 3 - 15%, 4 - 6% населения. Людям 1 группы можно переливать кровь только той же группы. Однако кровь людей 1 группы можно переливать всем группам и ее называют универсальной. Противоположная по свойствам – это 4 группа: кровь людей этой группы можно переливать только реципиентам с подобной группой, а в другие нельзя - это универсальные реципиенты. Кровь людей 2 и 3 групп можно переливать людям той же группы крови и тем, у кого 4 группа крови.
8. Малокровие и его профилактика.
Малокровие - резкое снижение гемоглобина крови и уменьшение количества эритроцитов. Различного рода заболевания и особенно нeблагоприятные условия жизни детей и подростков приводят к малокровию. Малокровие сопровождается головными болями, головокружением, обмороками, отрицательно сказывается на работоспособности и успешности обучения.
Первейшей профилактической мерой против малокровия оказываются: правильная организация режима дня, рациональное питание, богатое минеральными солями и витаминами. Строгое нормирование учебной, внеклассной, трудовой и творческой деятельности, чтобы не развивалось переутомление необходимый объем суточной двигательной активности в условиях открытого воздуха и разумное использование естественных факторов природы.
Приложение
Список литературы:
- Безруких М.М., Сонькин М.М., Фарбер В,Д. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для вузов. М.: Академия,2002. 413с.
- Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение,1990. 319с.
Комментарии:
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....
18 03 2024 11:25:12
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
17 03 2024 18:33:22
Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....
16 03 2024 7:34:44
Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....
15 03 2024 5:18:49
Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки. ...
14 03 2024 17:15:47
Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....
13 03 2024 15:16:58
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
12 03 2024 20:19:45
Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики", при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека". При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе. ...
11 03 2024 9:23:19
Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....
10 03 2024 14:43:40
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
09 03 2024 0:50:48
На уроке формируются универсальные учебные действия с учетом потребностей и интересов учащихся знаковым полем "Размножение". Используется метапредметный подход: рисунок-схема. Урок предлагает активную групповую работу по технологическим картам. Учащиеся выявляют особенности пoлoвoго и бесполого размножения у растений....
08 03 2024 4:46:57
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
07 03 2024 22:15:58
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
06 03 2024 18:50:53
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
05 03 2024 1:54:56
Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....
04 03 2024 2:51:24
На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....
03 03 2024 1:14:58
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
02 03 2024 10:43:49
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
01 03 2024 2:18:41
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...
29 02 2024 18:43:54
Урок-экскурсия биологии в 7-м классе по теме "Многообразие животного мира" представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point. Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций....
28 02 2024 7:42:10
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...
27 02 2024 7:41:18
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....
26 02 2024 19:32:46
Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....
25 02 2024 5:12:41
Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....
24 02 2024 2:43:24
При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....
23 02 2024 21:50:39
На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....
22 02 2024 23:30:30
Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....
21 02 2024 5:10:14
Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....
20 02 2024 13:21:55
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
19 02 2024 22:59:52
Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....
18 02 2024 4:31:48
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
17 02 2024 6:28:24
В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....
16 02 2024 19:29:43
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
15 02 2024 11:39:41
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
14 02 2024 16:19:24
В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....
13 02 2024 7:11:57
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
12 02 2024 12:48:59
Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть. Плодовое тело делится на пенёк и шляпку. Так и образовалось их название — шляпочные грибы....
11 02 2024 7:22:14
Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....
10 02 2024 12:34:50
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
09 02 2024 6:50:32
Нервная ткань – совокупность связанных между собой нервных клеток и вспомогательных элементов, регулирующая деятельность органов и систем живых организмов....
08 02 2024 13:55:48
<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...
07 02 2024 8:47:33
Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....
06 02 2024 20:19:46
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
05 02 2024 22:59:26
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
04 02 2024 8:38:53
Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....
03 02 2024 1:14:34
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
02 02 2024 15:27:58
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
01 02 2024 14:37:41
Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся. ...
31 01 2024 20:50:10
В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....
30 01 2024 8:14:32
Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся. ...
29 01 2024 1:54:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::