Конспект урока по теме "Кровь – река жизни" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"


    Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"

Цель занятия: сформировать у студентов понятие о том, что структурные особенности тканей тела (на примере крови) определяют их специфическое функционирование.

Основные образовательные задачи урока:

  1. Сформировать у студентов новые анатомо-физиологические понятия: о внутренней среде организма, составе крови, переливании и свертывании крови, фагоцитозе, об относительном постоянстве состава крови.
  2. Развивать у студентов общебиологические понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функции (на примере кровяных клеток).

Воспитательные задачи:

  1. Формировать у студентов убеждение в познаваемости физиологических процессов.
  2. Продолжать формировать у студентов знание о единстве состава и групп крови у людей различных рас и национальностей.
  3. Продолжать нравственное, физическое и гигиеническое воспитание, доказывая опасность вредных привычек, связанных с употрeблением наркотиков, алкоголя и курением.

Развивающая задача:

  1. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь студентов путём соответствующей организации интеллектуального труда (обсуждение проблемных вопросов о крови, анализ и сравнение студентами компонентов крови).

Материал и оборудование:

  • микроскопы;
  • фиксированные мазки крови человека;
  • видеоаппаратура, видеоматериал - фильм “Кровь” (из серии “Анатомия и физиология человека) ;
  • таблицы - состав плазмы крови, форменных элементов, схема переливания крови;
  • газеты (оформленные учащимися по темам “Группы крови”, “Малокровие - что это такое?”, таблицы с изображением форменных элементов крови).

Отдельным студентам были заранее даны задания - устные доклады и подбор дополнительного материала для решения биологических задач.

Ход занятия

(Занятие начинается с просмотра видеофрагмента “Кровь” из серии “Анатомия и физиология человека”, который комментирует учитель): Сегодня занятие посвящено удивительной жидкости, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы и ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости - кровь. Как нельзя себе представить государство без трaнcпортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.

После самостоятельного чтения лекции по теме: “Кровь-река жизни” (на столах распечатки лекции) учитель приступает к обсуждению вопросов биологических задач ( тексты вопросы задач также на столах у студентов):

Задача 1. Человек заболел. По хаpaктеру и месту боли врач подозревает, что у него воспаление червеобразного отростка (аппендицит). Больному делают срочный анализ крови. Предложите, почему врач решил оперировать больного?

Студенты самостоятельно находят следующий ответ: в предлагаемой ситуации по анализу крови обнаруживается лейкоцитоз - повышение количества лейкоцитов в крови, что хаpaктерно для воспалительных заболеваний. Следовательно, учитывая дополнительные симптомы: хаpaктерные боли в животе, общее состояние, врач решает оперировать больного. Далее обсуждаются проблемы воспалительных процессов в организме человека, где заслушиваются выступления нескольких студентов.

В рабочих тетрадях учащиеся фиксируют краткий ответ, записывают информацию о процессе фагоцитоза и зарисовывают фагоцитировавший нейтрофил в микропрепарате мазка крови человека.

Затем следует обсуждение задачи №2:

Преступник чтобы скрыть следы преступления сжёг окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Работая в группах, студенты пользуясь отсканированным дополнительным материалом, лекцией, приходят к следующему заключению:

Эксперт- криминалист произвел качественный и количественный анализ пепла. В результате оказалось, что в нем содержатся соединения Fe\" (двухвалентного железа - в микроскопических дозах), которые могут содержаться в крови (в живых тканях содержание другое). Данное предположение закрепляется докладом по теме “Роль железа в организме человека”.Таким образом осуществляется переход к задаче № 3.

У больного низкий гемоглобин. Железодефицитная анемия - малокровие. Что вы ему можете предложить из лекарственных препаратов находящихся на столе? (на столе лежат таблетки: бронхикум, aнaльгин, фенюльс, витамины “Ревит”, гематоген). Студенты обсуждают вопрос в группах приходят к следующему выводу: подобное состояние носит название анемия (малокровие), в лечении которого необходим рациональный режим, полноценное, адекватное возрасту питание (под руководством врача, а не самолечение). Можно порекомендовать учащимся чаще употрeбллять в пищу гранаты, зеленые яблоки, молоко (препараты: ревит, гематоген, фенюльс только по рекомендации врача). Далее следует защита газеты “Малокровие - что это такое?”.

Обсуждение задачи №4:

В школе ученик разбил стеклянную дверь. У него повреждена рука. Из раны кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден? Какую помощь нужно оказать пострадавшему?(работа в микрогруппах). По желанию выходят двое студентов для демонстрации техники оказания медицинской помощи, показ манипуляции сопровождается устными комментариями предлагаемых действий: по хаpaктеристике кровотечение - артериальное. Для его прекращения детям достаточно наложить стерильную давящую повязку с последующей госпитализацией в медицинское учреждение. Взрослым обязательно накладывают жгут на одежду с фиксированием времени наложения жгута.

Затем обсуждается задача № 5.

Нередко в результате несчастного случая человек теряет сознание и не может сообщить какая у него группа крови. А знать это иногда бывает совершенно необходимо для оказания срочной медицинской помощи. Предложите доступный способ пpaктического решения указанной проблемы.

Xод решения: студенты работают с дополнительными источниками литературы, раздаточным материалом (“Схема переливания крови”) и приходят к следующему заключению: при переливании крови от одного человека к другому необходимо учитывать группы крови. Докладчики представляют сообщения по истории открытия групп крови у человека (работы по исследованиям К. Ландштейнера и Я. Янского).

Далее следует защита газеты “Группы крови у человека”, “О донорстве”, с соответствующими записями в тетрадях. Вывод обсуждения - “универсальный донор - это человек, имеющий 1 группу крови - которую можно переливать представителям остальных групп крови. Дополнительная информация - сообщения по темам “Резус - фактор” и “Резус - конфликт”.

Обсуждение задачи № 6.

Замечено, что все члeны семьи, контактирующие с родственником - инфекционным больным в последствии заболевают сами. Объясните, почему такое возможно.

Работа в группах с дополнительной информацией идет обсуждение проблемы. Заключение студентов: этот факт связан с функционированием иммунитета человека, со способностью организма сопротивляться микробной и вирусной инфекции, она формируется наследственно, кроме того, есть и приобретенный иммунитет.

Далее заслушиваются выступления студентов о видах иммунитета, работах И.И. Мечникова и Л. Пастера, роли вакцинации для детского организма (выступления на 3-5 минут). Затем от каждой группы выбираются желающие, которые отвечают на вопросы теста “Кровь - внутренняя среда организма” (работа на компьютере).

Подведение итогов занятия. Домашнее задание -задачи № 5, 7, 9 (см. ниже) ; в рабочих тетрадях зарисовать клетки крови и объяснить их роль в организме.

Биологические задачи по теме урока: “Кровь-река жизни” (домашнее задание).

Задача 7.

На основании чего можно было бы утверждать, что клетки крови - живые? Какие наблюдения и эксперименты могли бы быть проведены с этой целью?

Задача 8.

Иногда приходится слышать, что иммунитет не всегда оказывается полезным для человека. Приведите примеры подтверждающие это. Как можно поступить в ситуациях, когда иммунитет “работает” против человека?

Задача 9.

Предположим, что житель гор переехал в поселок расположенный на равнине. Как должно изменится количество эритроцитов в его крови и почему?

Лекция к уроку по теме: “Кровь – река жизни”

(для самостоятельной работы студентов)

План:

  1. Внутренняя среда организма.
  2. Значение крови.
  3. Плазма крови.
  4. Форменные элементы крови.
  5. Скорость оседания эритроцитов.
  6. Тромбоциты и свертывание крови.
  7. Группы крови и ее переливание.
  8. Малокровие и его профилактика.

1. Внутренняя среда организма.

Клетки, ткани и органы организма могут существовать и нормально функционировать только в определенных условиях, которые создается внутренней средой, к которой они приспособлены в ходе эволюционного развития. Внутренняя среда обеспечивает возможность поступления в клетки необходимых для их жизнедеятельности веществ и вывод продукта обмена веществ. Сохранение постоянства внутренней среды называется гомеостазом.

В организме на относительно постоянном уровне поддерживаются кровяное давление, температура тела, осмотическое давление крови и тканевой жидкости, содержание в них белков и сахара, ионов натрия, калия, кальция, хлора. Значительная роль в поддержании гомеостаза принадлежит регуляторным системам - нервной и эндокринной..

2. Значение крови.

Поступающие в организм питательные вещества и кислород крови разносятся по организму и из крови поступают в лимфу и тканевую жидкость. В обратном порядке осуществляется выделение продуктов обмена. Дыхательная функция крови связана с трaнcпортом кислорода эритроцитами, а защитная функция с лейкоцитами. При усиленной мышечной работе, при потере больших количеств крови, при ранениях и хирургических операциях, некоторых заболеваниях запасы крови из депо поступают в общий кровоток.

3. Плазма крови.

Артериальная кровь представляет собой красную непрозрачную жидкость. Если принять меры, предупреждающие свертывание крови, то при отстаивании, а еще лучше при центрифугировании она отчетливо разделяется на два слоя. Верхний слой - слегка желтоватая жидкость - плазма, осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плазмой имеется тонкая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами крови - эритроцитами, лейкоцитами, тромбоцитами.

Плазма состоит на 90-92% из воды, 8-10% составляют органические и неорганические соединения. Концентрация растворенных в жидкости веществ ( белки, углеводы, мочевина, жиры, гормоны и другие) невелика, соматическое давление определяется в основном неорганическими солями. Постоянство осмотического давления крови имеет важное значение для жизнедеятельности клеток организма.

Осмотическое давление в организме поддерживается на постоянном уровне за счет регулирования поступления воды и минеральных солей и их выделения с почками и потовыми железами. В плазме поддерживается также постоянство реакции, которая обозначается как рН крови; она определяется концентрацией ионов водорода. Реакция крови слабощелочная (рН = 7,36). Поддержание постоянства рН достигается наличием в крови буферных систем, которые нейтрализуют избыточно поступившие в организм кислоты и щелочи.

4. Форменные элементы крови.

Форменные элементы, определяющие возможность осуществлении важнейшей функции крови - дыхательной – эритроциты ( красные кровяные клетки). Количество эритроцитов в крови взрослого человека 4,5 - 5,0 млн. в 1 мм3 крови. Количество эритроцитов не строго постоянно. Оно может значительно увеличиваться при недостатке кислорода на больших высотах, при мышечной работе. У людей, живущих в высокогорных районах, эритроцитов в крови примерно на 30% больше, чем у жителей морского побережья. Когда же потребность в кислороде уменьшается, количество эритроцитов в крови снижается.

Осуществление эритроцитами дыхательной функции связано с наличием в них особого вещества - гемоглобина, являющегося переносчиком кислорода. В состав гемоглобина входит двухвалентное железо, которое соединяясь с кислородом, образует непрочное соединение - оксигемоглобин. В капиллярах такой оксигемоглобин легко распадается на гемоглобин и кислород, который поглощается клетками. Там же, в капиллярах тканевый гемоглобин соединяется с углекислым газом. Это соединение распадается в легких, углекислый газ выделяется в атмосферный воздух. Содержание гемоглобина зависит от количества эритроцитов в крови, питания, в котором важно наличие необходимого для функционирования причин. Содержание эритроцитов в 1 мм3 крови меняется с возрастом. Снижение числа эритроцитов ниже 3 млн. и количества гемоглобина ниже 60% свидетельствует о наличии анемического состояния (малокровия).

5. Скорость оседания эритроцитов.

Если кровь пpeдoxpaнить от свертывания и оставить на несколько часов в капиллярных трубочках, то эритроциты в силу тяжести начинают оседать. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 1-10 мм/ч, женщин - 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель, свидетельствующий о наличии воспалительных процессов и других патологических состояний. Поэтому важное значение имеет знание нормативных показателей СОЭ у детей разного возраста.

Лейкоциты - белые кровяные клетки. Важнейшие функцией лейкоцитов является защита от попадающих в кровь микроорганизмов и токсинов. Защитная функция лейкоцитов связана с их способностью передвигаться самостоятельно к тому участку, куда проникли микробы или инородное тело. Приблизившись к ним, лейкоциты обволакивают их, втягивают внутрь и переваривают. Явление поглощения микроорганизмов лейкоцитами называется фагоцитозом. Впервые оно было открыто выдающимся русским ученым И.И. Мечниковым. Важным фактором, определяющим защитные свойства лейкоцитов, является также их участие в иммунных механизмах. По форме, строению и функции различают разные типы лейкоцитов. Основные из них: лимфоциты, моноциты и нейтрофилы. Один нейтрофил может поглотить 20 - 30 микробов. Через час все они оказываются перевариванием внутри нейтрофила. Это происходит при участии специальных ферментов, разрушающих микроорганизмы. Способны к фагоцитозу и моноциты - клетки, образующиеся в селезенке и печени.

В крови взрослого человека содержится 4000 - 9000 лейкоцитов в 1 мм3, существует определенное соотношение между равными типами лейкоцитов выраженное в процентах, так называемая лейкоцитарная формула. При патологических состояниях изменяется, как общее число лейкоцитов возрастает, так и лейкоцитарная формула. Количество лейкоцитов и их соотношение изменяются с возрастом. У новорожденного лейкоцитов значительно больше, чем у взрослого человека /до 20 тыс. в 1 мм3/. В первые сутки жизни число лейкоцитов возрастает происходит рассасывание продуктов распада тканей ребенка тканевых кровоизлияний, возможных во время родов до 30 тыс. в 1 мм3 крови.

Начиная со вторых суток жизни число лейкоцитов снижается и к седьмому дню достигает 10-12 тыс. Такое количество лейкоцитов сохраняется у детей первого года жизни, после чего оно снижается и к 13-15 годам достигает величин взрослого человека. Чем меньше возраст ребенка, тем его кровь содержит больше незрелых форм лейкоцитов.

6. Тромбоциты и свертывание крови.

Тромбоциты (кровяные пластины) - самые мелкие из форменных элементов крови. Количество их варьирует от 200 до 400 тыс. в 1 мм3 / мкл. / Днем их больше, а ночью меньше. После тяжелой мышечной работы количество кровяных пластинок увеличивается в 3-5 раз. Образуются тромбоциты в красном костном мозге и селезенке. Основная функция тромбоцитов связана с их участием в свертывании крови. При ранении кровеносных сосудов тромбоциты разрушаются. При этом из них выходят в плазму вещества, необходимые для формирования кровяного сгустка - тромба. В нормальных условиях кровь в неповрежденных кровеносных сосудах не свертывается благодаря наличию в организме противосвертывающих факторов. При некоторых воспалительных процессах, сопровождающихся повреждением внутренней стенки сосуда, и при сердечнососудистых заболеваниях происходит свертывание крови, образуется тромб.

В среднем начало свертывания в капле крови наступает через 1-2 мин., конец свертывания - через 3-4 мин.

7. Группы крови и ее переливание.

При переливании крови от одного человека к другому необходимо учитывать группы крови. Это связано с тем, что в форменных элементах крови - эритроцитах содержатся особые вещества антигены, или агглютиногены, а в белках плазмы агглютинины, при определенном сочетании этих веществ, происходит склеивание эритроцитов - агглютинация. Классификация групп основана на наличии в крови тех или иных агглютининов. Агглютининов в эритроцитах этого типа обозначают буквами латинского алфавита А и В. в эритроцитах они могут быть по одному или вместе, либо отсутствовать. Агглютининов / склеивающих эритроцитов / в плазме тоже 2, их обозначают греческими буквами / альфа / и / бетта /. В крови разных людей содержится либо , либо , либо ни одного агглютинина. Агглютинация наступает в том случае, если агглютиногены донора встречаются с одноименными агглютининами реципиента - человека, которому переливают кровь: А с ; В с или АВ с . Понятно, что в крови каждого человека агглютинины и агглютиногены разноименные. В случае, если агглютинин ? взаимодействует с агглютиногеном А или агглютинин с агглютиногеном В - наступает агглютинация, грозящая организму гибелью. У людей имеется 4 комбинации агглютиногенов и агглютининов и соответственно выделяют 4 группы крови 1 группа - в плазме содержатся агглютинины ? и , в эритроцитах агглютиногенов нет ; 2 группа - в плазме содержится агглютинин , а в эритроцитах агглютиноген А; 3 группа - в плазме находятся агглютинин , в эритроцитах агглютиноген В; IV группа - агглютининов в плазме нет, а в эритроцитах содержит агглютиноген А и В.1 группу имеют примерно 40%, 2 - 39%, 3 - 15%, 4 - 6% населения. Людям 1 группы можно переливать кровь только той же группы. Однако кровь людей 1 группы можно переливать всем группам и ее называют универсальной. Противоположная по свойствам – это 4 группа: кровь людей этой группы можно переливать только реципиентам с подобной группой, а в другие нельзя - это универсальные реципиенты. Кровь людей 2 и 3 групп можно переливать людям той же группы крови и тем, у кого 4 группа крови.

8. Малокровие и его профилактика.

Малокровие - резкое снижение гемоглобина крови и уменьшение количества эритроцитов. Различного рода заболевания и особенно нeблагоприятные условия жизни детей и подростков приводят к малокровию. Малокровие сопровождается головными болями, головокружением, обмороками, отрицательно сказывается на работоспособности и успешности обучения.

Первейшей профилактической мерой против малокровия оказываются: правильная организация режима дня, рациональное питание, богатое минеральными солями и витаминами. Строгое нормирование учебной, внеклассной, трудовой и творческой деятельности, чтобы не развивалось переутомление необходимый объем суточной двигательной активности в условиях открытого воздуха и разумное использование естественных факторов природы.

Приложение

Список литературы:

  1. Безруких М.М., Сонькин М.М., Фарбер В,Д. и др. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для вузов. М.: Академия,2002. 413с.
  2. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение,1990. 319с.



Комментарии:

Открытый урок "Воздушное питание"


    Открытый урок "Воздушное питание"

      Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....

25 05 2024 5:13:39

Многообразие земноводных, их значение и охрана

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....

24 05 2024 20:27:12

Значение дыхания: газообмен, теплорегуляция, органы выделения

Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....

23 05 2024 22:33:30

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"

      Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств. ...

22 05 2024 21:24:40

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных


    Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

      Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....

21 05 2024 17:55:10

Использование проектной деятельности на уроках биологии


    Использование проектной деятельности на уроках биологии

      В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....

20 05 2024 0:40:46

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"


    Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

      Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

19 05 2024 10:15:23

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

18 05 2024 10:39:58

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

17 05 2024 0:41:21

Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"


    Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"

      На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....

16 05 2024 4:35:54

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании


    Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

      Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...

15 05 2024 23:17:51

Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"


    Тематический классный час на тему "Иммунная система" – "Остаться в живых"

      Данное мероприятие можно провести в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом. Целью является повышение уровня информированности подростков о механизме работы иммунной системы. Сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни В ходе мероприятия раскрывается материал о защитных свойствах организма, в ненавязчивой форме проводится представление информации о ВИЧ и СПИДе, а также их разрушительном действии. В основе урока лежит "здоровьесбберегающая технология", которая направлена на формирование и сохранение, укрепление здоровья детей. А также технология проблемного обучения, которая позволяет ученикам самим сделать выводы о роли здорового образа жизни....

14 05 2024 5:18:35

Жизнедеятельность клетки. 6-й класс

Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме "Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова....

13 05 2024 14:17:28

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

12 05 2024 2:43:50

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

11 05 2024 15:51:23

Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....

10 05 2024 16:31:54

Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Грибы. Общая хаpaктеристика". 5-й класс

      Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....

09 05 2024 23:15:52

Энергетический обмен – катаболизм


    Энергетический обмен – катаболизм

      Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....

08 05 2024 12:55:27

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс


    Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс

      Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....

07 05 2024 18:40:19

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....

06 05 2024 21:36:25

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

05 05 2024 18:37:33

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....

04 05 2024 2:18:18

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

03 05 2024 11:51:18

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

02 05 2024 7:21:56

Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"


    Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"

      Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....

01 05 2024 2:17:42

Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни

Класс Споровики. Представители, особенности строения, образ жизни Представители Споровиков живут в организме животных или человека в анаэробных условиях (облигатные паразиты). Все этапы жизненного цикла связаны с клетками хозяина. За пределами организма они быстро погибают....

30 04 2024 9:29:56

Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения


    Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

      Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...

29 04 2024 22:54:36

Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Расы человека, их происхождение и единство"

      В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал. ...

28 04 2024 7:58:47

Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

27 04 2024 8:45:48

Биологический урок-игра "КВН"


    Биологический урок-игра "КВН"

      Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками». Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....

26 04 2024 11:46:12

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы

Правило постоянства и преемственности числа хромосом. Диплоидный и гаплоидный наборы Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....

25 04 2024 0:23:33

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки


    Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

      Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

24 04 2024 14:56:49

Биология. 6-й класс. Обобщающий урок по теме "Корень"


    Биология. 6-й класс. Обобщающий урок по теме "Корень"

      В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме. ...

23 04 2024 5:20:57

Тема урока: "Рациональное питание"


    Тема урока: "Рациональное питание"

      Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....

22 04 2024 18:31:39

Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека


    Роль птиц в природе и их пpaктическое значение для человека

      Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

21 04 2024 14:44:41

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

20 04 2024 19:42:14

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....

19 04 2024 0:49:48

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

      Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

18 04 2024 0:47:48

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

      Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

17 04 2024 4:57:57

Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс


    Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс

      Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....

16 04 2024 22:53:27

Пpaктическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"


    Пpaктическая работа по биологии на тему "Решение генетических задач на законы Г.Менделя"

      На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....

15 04 2024 21:37:24

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

14 04 2024 0:48:16

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

13 04 2024 21:15:23

Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"


    Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"

      Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....

12 04 2024 10:15:40

Использование метода проектов и ИКТ на уроках информатики и биологии


    Использование метода проектов и ИКТ на уроках информатики и биологии

      В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....

11 04 2024 3:54:10

Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"


    Методическая разработка на урок-КВН. Тема "Цветок и плод. Охрана цветковых растений"

      Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....

10 04 2024 20:59:10

"Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)


    "Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)

      Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....

09 04 2024 8:15:57

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"


    Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

08 04 2024 16:29:47

Изменение питательных веществ в кишечнике


    Изменение питательных веществ в кишечнике

      При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....

07 04 2024 16:23:53

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

06 04 2024 5:49:22

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::