Тип Кишечнополостные > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Тип Кишечнополостные


Для этого урока я выбрала стратегию: знание-незнание.

Цели урока: сквозь призму философской категории знание рассмотреть наиболее важные аспекты общей хаpaктеристики типа кишечнополостных, особенности строения, жизнедеятельности этих животных, классификацией, спроецировать полученные знания на оценку и корректировку собственной позиции по отношению выбора стратегии поведения в обществе и животных в природе.

Оборудование: интеpaктивная доска. Презентация, фильм “Движение медузы”

Комментирую название новой темы, цель урока.

ХОД УРОКА

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1 Фронтальная беседа по вопросам: На основании каких признаков, животных относят к многоклеточным беспозвоночным? По каким признакам животных объединяют в тип губки? В чем проявляется связь строения и процессов жизнедеятельности губок со средой обитания?

2 Опрос по карточкам

1. (Репродуктивный) Перечислите признаки губок?

2. (Поисковый) Каковы особенности специализации клеток в теле губок?

3. (Творческий) В чем сходство и различие губок и простейших? Почему губок относят к фильтраторам?

Индивидуальный опрос у доски

1) Каковы доказательства того, что губка—это многоклеточный организм, а не скопление клеток?

2)Как построена систематика губок?

3) Каковы хаpaктерные особенности классов в типе губок?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Работа с отличниками и одаренными детьми

1) Известно, что способы передвижения простейших разнообразны, но расстояния, на которые они перемещаются при этом, измеряются в миллиметрах. Объясните, каким образом тогда происходит расселение простейших на десятки и сотни километров ?

2) Во время военных действий на Кавказе в 19 веке, укреплялась крепость Адлер, окруженная болотами, за 5 лет вымер весь гарнизон русских солдат численностью в 922 человека. Убитых горцами среди военных почти не было. Причина гибели гарнизона иная. Как вы думаете какая?

III Изучение нового материала

Объяснение новой темы начинаю с активизации познавательной деятельности (чтобы заинтересовать учащихся распечатываю интересный текст, раздаю на парты).

Лейтмотив вначале в виде отрывка из книги Ю В Астафьева, настраивает учащихся на занятие. Читаю, учащиеся следят по тексту, за мной.

Приложение 1

“И опять радостно забилось сердце: картина под водой была впечатляющей! На вертикальной скале находилась великолепная колония снежно-белых животных, а в центре ее – особенное крупное, розового цвета. Чуть сбоку виднелись оранжевые особи. Даже сквозь маску я заметил удивленное выражение на лице сына. Он осторожно коснулся их рукой. Животные осторожно начали сокращать щупальца, расположенные словно лучи. Мальчик отплыл от них, и они вновь развернули свои кроны, расположенные симметрично друг другу щупальца. Через их тело можно провести несколько плоскостей симметрии, подумал я. Перед нами открылся чудесный мир многочисленного поселения животных. Мы ныряли то к одной, то к другой группе и не могли решить, какая же из них самая живописная. У одних особей были почти шарообразная шапка щупалец, другие имели очень длинное и тонкое тело, которое венчала небольшая изящная крона. У некоторых в окраске были особенны красивые сочетания цветов. Например, темно-бордовое тело и лиловые щупальца; оливковое с красными пятнами тело и розовые щупальца. Среди множества животных не встречалось и двух с одинаковой окраской”.

Эвристическая беседа.

- О каких животных идет речь?

- Какие это животные, многоклеточные или одноклеточные?

Ответ – многоклеточные.

-Как они живут?

Ответ – колониями.

Найдите в тексте слова синонимы, к понятию колония. Подчеркните в тексте. Учащиеся работают с текстом

- Это понятия колония, поселение, группа.

Рассказ учителя.

Тип Кишечнополостные многоклеточные организмы: к ним относятся гидры, медузы, коралловые полипы - произошли от одноклеточных животных. Большинство ученых считает, что это было связано с колониальными формами простейших, у которых возникла потребность в функциональном разделении клеток. Рассмотрим, что обозначает понятие колония.

Метапредмет ? “Знание формирует способность работать с понятиями как особой формой знания, на этом уроке разбираю понятие “колония”, я, предлагаю школьникам разные информационные источники.

Тем самым, вычлeняется некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различий в разных предметных областях. В рамках данного метапредмета школьники осваивают технику “знающего незнания”. Школьники учатся формулировать то, что именно они не знают, наметить ту зону, где должен осуществиться следующий этап поиска.

Понятие колония создается на основе различий в разных предметных областях. Рассмотрим данное понятие в области МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ истории, географии, краеведения и биологии.

Слайд понятие колония

Рассмотрим подробнее, что такое колония. В словаре русского языка Ожегова В (запись на слайде)

КОЛОНИЯ (от лат. colonia — поселение),

1) страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), лишенная политической и экономической самостоятельности и управляемая на основе специального режима.

2) Поселение, основанное древними народами (финикийцами, греками, римлянами) в чужих землях.

3) Поселение переселенцев из другой страны, области.

4) Сообщество земляков в чужом городе, в чужой стране; землячество. ЗЕМЛЯЧЕСТВО, в России различные объединения лиц, уроженцев одного города, уезда, губернии (студентов, обучавшихся в одном вузе или городе, солдат одной части и др.).

5) В биологии — совокупность колониальных организмов КОЛОНИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗМЫ, водные группы организмы, у которых при размножении бесполым путем дочерние поколения остаются соединенными с материнскими организмами. Колониальные организмы встречаются главным образом среди одноклеточных водорослей, губок, кишечнополостных (коралловые полипы), мшанок. Колонии губок. Иногда колонией называются также временные совместные поселения птиц.

Говоря на уроке о колонии, показываю, что данное понятие в разных предметах различно. У историков – одно, у поэтов и писателей – второе, географов - третье.

1 На уроках истории вы встречались с колониальными странами находящимися под властью метрополии. Заир, Каир, Зимбабве и др. Африканского континета которые до 1980 года были под непосредственным влиянием Америки. Люди, которые жили на этой территории находились в ограниченных условиях, в колониях.

Слайд открытие островов Колумбом

2 На уроках географии приходилось слышать фамилию первооткрывателя Христофора Колумб мореплаватель, испанский адмирал. В марте 1494 в поисках золота совершил военный поход в глубь острова Гаити, летом открыл юго-восточный и южный берега Кубы, острова Хувентуд и Ямайку. Вскоре началась колонизация этих земель вольными поселенцами.

Слайд село Калиновское, первые переселенцы

3 Краеведение. Поселение переселенцев из другой страны, области также можно назвать колонией. Если вспомнить историю появления нашего села Калиновского.
Село было основано в 1779 году на месте бывшего редута, казаками Хопёрского полка. Калиновка служила для прикрытия селений на реках Томузловки и Буйволе от нападения горцев.

Литературный жанр

Так началась Калиновка.
Ушли полком.
Не сами.
Поведение
Им выдали высочайшее на то.
И вскоре основали поселение
В острогах
Ставропольского плато.
Взяла в поклон
Красивая долина
И некрутые горы с трех сторон.
По той долине- заросли калины
И ста ключей
Булатный перезвон.
И зажили
Хоперские казаки
На беспокойном рубеже Руси:
То отбивали нехристей атаки,
То сеяли пшеницу да овсы….
Поля брунели,
Травы пряно млели,
Хоперцы обживали эти земли,
Все реже вспоминая о Хопре
Так началась Калиновка родная,
И вот стоит, не старясь,
двести лет.
Любовь к земле тут,
Всех объединяя,
Живет извечно, и конца ей нет…
( И.Кашпуров).

Вот так было зафиксировано основание нашего села Калиновского земляком родившимся на Калиновской земле Иваном Кашпуровым. Его стихи вам хорошо знакомы.

Слайд колонии котиков и пингвинов

Понятие колонии встречается также и в биологии.

4 В биологии — Колониальные организмы встречаются главным образом среди одноклеточных водорослей, губок, кишечнополостных (коралловые полипы), мшанок. Колонии губок. Иногда колонией называются также временные совместные поселения птиц.

Мы с вами изучили одиночные организмы: амебу, эвглену, а сегодня познакомимся с колониальной формой жизни. Давайте выберем стратегию поведения для животных.

Слайд стратегия поведения

Делю класс на 2 группы. В группах задание: Выберите стратегию поведения

1 (группа) в случае, если для выживания тебе приходится надеяться только на себя;

2 (группа) в случае, если ты являешься частью сообщества, в котором гибель некоторых члeнов группы может привести к гибели всего сообщества.

Можно предложить использовать продолжение фразы: для того, чтобы выжить я должен.

Записать на доске в 2 столбика и дальше ранжировать

Обсуждение – 3 мин.

Вывод: существует две модели поведения – коллективистическая и индивидуалистическая.

Вопросы учителя:

-Какую стратегию поведения используют кораллы?

В зависимости оттого, что они являются частью многоклеточного организма, то в колонии выжить легче. Это коллективистическая стратегия.

И сразу видно, какие дети индивидуалисты, а кто коллективисты. У человека на уровне сознания происходит выбор модели поведения.

Для развития интереса и активизации метазнаний (метазнания – знания о знании, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения)) учащихся предложила размышления о стратегии поведения, человека в обществе, и кораллов. Акцентировала внимание на важности понимания стратегии коллективистического поведения для формирования научной картины мира. Соблюдала принцип последовательности формирования метазнаний, провела аналогию между поведением человека и животных. Выявила общие закономерности и частные различия.

Кишечнополостные организмы интересны не только тем, что являются многоклеточными организмами. Но и все обладают симметрией тела. Обратите внимание на то, как упоминает автор в тексте.

-Найдите в тексте 1, какую симметрию имеют кишечнополостные?

- Прочитайте.

Отрывок из текста.

Мальчик отплыл от них, и они вновь развернули свои кроны, расположенные симметрично друг другу щупальца. Через их тело можно провести несколько плоскостей симметрии, подумал я.

-Какое значение в жизни животного имеет такое расположение частей его тела?

Такую симметрию называют радиально-лучевой. Обычно лучевую симметрию тела имеют животные, ведущие малоподвижный колониальный образ жизни, что позволяет им захватывать добычу и отражать нападение с любой стороны, так как имеют щупальца. Это актинии, морские звезды, медузы.

Тело рассматриваемых животных состоит из двух слоев клеток, между которыми находится неклеточный слой. Свое название они получили в связи с тем, что у них имеется всего одна полость, называемая кишечная. Эта полость имеет одно отверстие – рот. Делятся кишечнополостные на три класса: гидроидные представитель гидра пресноводная. Сцифоидные - медузы. Полипы- кораллы, актинии. Рассмотрим строение животных.

Наружный слой — эктодерма, в ней расположены стрекательные, нервные, пoлoвые формирующиеся из промежуточных клеток. Рассказ о значении клеток

Внутренний – эктодерма состоит из железистых, эпителиально- мускульных клеток. Значение регенерации, чередование поколений.

Для проверки усвоения знаний заполняют учащиеся таблицу, вторую колонку. Работают по учебнику параграф 6, страница 26 первый абзац. Выделяют главное.

Заполнение таблицы (работа с интеpaктивной доской или слайдами). Первая и третья колонки заполнены, а вторая самостоятельно заполняется, вписать названия клеток.

Особенности строения кишечнополостных:

Слои клеток

Названия клеток

Функции клеток

Эктодерма

Нервные,

Стрекательные,

Пoлoвые,

Промежуточные

Рефлекс

Защита, нападение

размножение

Регенерация, обновление организма

Энтодерма

Железистые,

Эпителиально-муску льные,

Переваривание

сокращение и растяжение тела

     

На данном этапе развивается теоретическое мышление систематизация, классификация клеток и слоев в организме животных.

Итак, мы познакомились со строением, теперь обратимся к особенностям типа кишечнополостных.

Выявим хаpaктерные признаки кишечнополостных, рассматривая колонию глазами ученых – географов, физиков, химиков. Делю класс на три группы и раздаю раздаточный материал. Учащиеся должны прочитать текст найти ответы на вопросы.

Включая метаподход с предметом географией, показываю на карте мира расположение колонии коралловых рифов, атоллы - кольцеобразные Мальдивские острова их 1190. При помощи этикеток прикрепляю местообитание кораллов. И задаю расширяющие миропонимание вопросы:

I ГРУППА Метаподход с географией.

Приложение 2

II ГРУППА Метаподход с физикой

Приложение 3 Показ фильма о движении медуз

III ГРУППА. Метаподход с химией

Приложение 4

Затем идет обсуждение в группах. Подведение итогов работы в группах

Обратимся к тексту приложения №1, найдите расцветку колонии кораллов.

Некоторые полипы, такие как красный коралл ярко окрашены.

От чего может зависеть красная окраска скелета у колонии коралловых полипов?

– МП химия. Благодаря концентрации окиси железа двухвалентного и трехвалентного известковый скелет коралла окрашен в различные оттенки красного цвета—от почти белого до почти черного.

Знания для безопасности.

-Как вести себя при встрече с медузами и колониями коралловых полипов? Они являются ядовитыми животными.

-Аккуратно, чтобы не обжечься ядовитыми стрекательными клетками.

Использовала метапредметность, междисциплинарные (надпредметные), познавательные умения и навыки. Междисциплинарные науки физика, химия, география. На занятии я подвела детей к тому, что они сформулировали вывод об окраске кораллов. В результате матадеятельности попыталась выpaбатывать у учащихся метаумения, то есть теоретическое мышление через обобщение знаний о жизни колонии. Навыки переработки информации, через анализ и синтез, критическое мышление - достоверность источника, качества мышления – гибкость.

Работа в группе выpaбатывает у каждого учащегося умение слушать, вступать в дискуссию.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ МП с приборостроением (бионика)

Давно заметили люди, живущие в прибрежной зоне морей, что некоторые животные чувствуют приближение шторма задолго до начала: киты далеко уходят в море, чайки мечутся в воздухе, а медузы прячутся на глубину. Это заинтересовало ученых. Было установлено, что при наступлении шторма возникают колебания воздуха от трения его о гребни штормовых волн, частота этих колебаний 8-13 раз в секунду. Очевидно, медуза слышит голос моря и прячется. Инженер Б.С. Иванов и врач Г Новинский заинтересовались, нельзя ли на этой основе построить прибор для предсказания шторма Оказалось, что слуховая полость медузы может то сжиматься то разжиматься, настраиваясь в резонанс с голосом моря. Пользуясь подсказкой природы, изобретатели сконструировали электронный аппарат – вестник шторма Он помогает узнавать о приближении шторма за 12 часов, может предсказывать грозы и шквалы, тайфуны и ураганы

Рассказ о значении кишечнополостных

Слайд. Значение кишечнополостных

1.Фильтраторы

2. Регулируют численность в природе, являются компонентом цепей питания морских сообществ.

3. Служат лабораторными животными

4. Получение извести, используют в строительстве.

5. Изготовление украшений из скелета.

6. Образуют рифы, мешают судоходству.

Обязательно охранять морские сообщества.

IV Закрепление знаний:

Слайд

1.Почему кишечнополостные получили такое название?

2. Докажите, что коралл и медуза относятся к одному типу животных.

3. Каково значение этих животных в природе?

4. Как появилась колониальная форма жизни?

Вывод: Итак, эти животные играют огромное значение в жизни морского сообщества, и если начнется загрязнение моря, первыми погибнут кораллы, т. к являются фильтраторами естественного очищения воды, они являются звеньями круговорота веществ в биосфере.

Для анализа работы детей на уроке и результатов урока провожу тестирование. Вопросы на интеpaктивной доске записаны.

Выбери один верный ответ

1.Какие клетки входят в состав эктодермы: 1) Железистые, 2) Эпителиально-муску льные 3) Стрекательные, 4) Пищеварительные

2. Какой процесс хаpaктерен для гидр: 1) Акклиматизация 2) Регенерация 3) Оцепенение 4) Спячка

3.Какой класс не относится к типу кишечнополостных: 1) гидроидные 2) сцифоидные 3) коралловые полипы 4) трематоды

4. Кто из этих животных может размножаться почкованием 1) медуза 2) цианея 3) кораллы; 4) корнерот

5. Какие из одиночных коралловых полипов могут ползти по грунту: 1) гидры 2) актинии 3) табуляты

Критерии оценки: все 5 заданий выполнены 5

4 4

3 3

Самооценка. Проверили друг у друга тесты. Прокомментировала верные ответы. Эти тесты входят в состав заданий следующего урока.

V Задание на дом: параграф 6, задания по рабочим тетрадям 2, 3, 6.

Слайд рефлексия

VI ЛИТЕРАТУРА:

Г. И.Лернер Биология животных Москва Аквариум 1997.

Энциклопедия для детей. Биология. Т.2. М.: Аванта +, 2001.

Ц.Н.Феодосевич, Г.И. Иванович. Бионика в школе. Киев: 1990.

Ю.Г.Симаков. Живые приборы. М.: 1986.

И.И.Гармаш. Тайны бионики. Киев: 1985.

Беляев.М.М. Кременецкий Н. Г.Методика зоологии М. 1936.

Догель В. А. Зоология беспозвоночных М.1975.


Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс


    Урок на тему "Роль грибов в природе и жизни человека". 6-й класс

      Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....

08 12 2022 16:14:26

Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access


    Генеология как метод изучения генетики человека с использованием запросов Access

      Данный урок является интегрированным (биология, информатика). В ходе урока ученики знакомятся с одним из методов изучения наследственности человека на примере родословной А. С. Пушкина, изучают некоторые хаpaктерные признаки ближайших родственников поэта и отpaбатывают навыки работы в СУБД MS Access, составляя базу данных и делая запросы. На уроке используются портреты Ибрагима Ганнибала, Александра Сергеевича Пушкина, Льва Александровича Пушкина, матери и отца поэта, дяди Ивана Абрамовича Ганнибала. При подготовке к уроку учащимися была проведена исследовательская работа по произведениям А. С. Пушкина с целью нахождения морфологических признаков, описания хаpaктеров ближайших родственников поэта. Для обработки полученной информации использовался компьютер. ...

07 12 2022 5:44:30

Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"

      Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....

06 12 2022 8:58:25

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

05 12 2022 23:14:51

Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)


    Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)

      В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...

04 12 2022 21:33:59

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

03 12 2022 16:36:41

Урок "Размножение и развитие птиц"


    Урок "Размножение и развитие птиц"

      Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...

02 12 2022 23:12:28

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

01 12 2022 15:43:21

Формы естественного отбора


    Формы естественного отбора

      На представленном уроке повторяется ранее пройденный материал - развитие эволюции, понятия естественного отбора, движущие силы эволюции....

30 11 2022 3:32:18

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

29 11 2022 7:20:13

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

28 11 2022 7:19:48

Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"


    Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"

      Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций. ...

27 11 2022 6:13:47

Игра-викторина "Ботанический супермаркет"


    Игра-викторина "Ботанический супермаркет"

      Познавательная игра-викторина "Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным. ...

26 11 2022 17:46:38

Тема урока: "Строение семян". 6-й класс


    Тема урока: "Строение семян". 6-й класс

      В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....

25 11 2022 19:53:33

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....

24 11 2022 22:54:55

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

23 11 2022 7:28:53

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

22 11 2022 23:32:10

Обмен веществ и энергии


    Обмен веществ и энергии

      Разработка урока по курсу биологии (6-й класс) "Обмен веществ и энергии в клетке" поможет учителю сформировать у учащихся представления о целостности организма, взаимосвязи его жизненных функций, о взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе, их связи с компонентами неживой природы; подвести учащихся к пониманию основополагающих физических, химических и экологических законов и сделать это на должном научном, эстетическом и эмоциональном уровне....

21 11 2022 1:15:14

Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста


    Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

      Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка. Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....

20 11 2022 11:48:41

Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

      Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Клетка - функциональная и структурная единица живого"....

19 11 2022 22:25:22

Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"


    Использование технологии развития критического мышления при изучении биологии в 7-м классе на примере урока по теме "Класс млекопитающие. Общая хаpaктеристика"

      Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии. ...

18 11 2022 12:42:45

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

17 11 2022 10:31:42

Программа элективного курса "Собака в городе"

Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...

16 11 2022 23:51:44

Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"


    Урок биологии по теме "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови"

      Урок изучения нового материала, в ходе которого используются диалогический и эвристический методы, эксперимент и моделирование процесса свертывания крови....

15 11 2022 22:20:36

Клеточная мембрана - строение и функции органоида

Клеточная мембрана - строение и функции органоида Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....

14 11 2022 11:45:47

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

13 11 2022 12:14:45

Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции


    Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции

      Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....

12 11 2022 7:35:55

Работа сердца


    Работа сердца

      Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....

11 11 2022 22:20:53

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"


    Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опopно-информационные листы. ...

10 11 2022 23:17:35

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

09 11 2022 13:54:57

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния

Обоняние человека. Строение и функции органов обоняния Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....

08 11 2022 14:43:44

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

      Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....

07 11 2022 13:55:29

Видоизмененные листья. Листопад.


    Видоизмененные листья. Листопад.

      Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....

06 11 2022 7:53:15

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

05 11 2022 21:24:58

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

04 11 2022 23:46:39

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

03 11 2022 20:28:21

Элективный курс "Биоритмология"


    Элективный курс "Биоритмология"

      Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....

02 11 2022 6:43:44

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....

01 11 2022 1:18:14

Заседание клуба "БИО"

Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....

31 10 2022 14:29:48

Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс


    Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс

      На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....

30 10 2022 20:38:53

Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"


    Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"

      Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....

29 10 2022 6:11:52

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

28 10 2022 6:25:46

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

27 10 2022 7:29:31

Урок "Формула здоровья" в 8-м классе


    Урок "Формула здоровья" в 8-м классе

      Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....

26 10 2022 9:40:53

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"

      Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....

25 10 2022 7:30:38

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.


    "Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

      В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

24 10 2022 18:12:31

Формирование УУД на уроках биологии


    Формирование УУД на уроках биологии

      Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....

23 10 2022 10:58:11

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....

22 10 2022 6:31:23

Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс


    Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс

      Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....

21 10 2022 11:49:26

Элективный курс "Пpaктическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников


    Элективный курс "Пpaктическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников

      Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Пpaктическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....

20 10 2022 9:19:22

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::