Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)


    Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)

Презентация.

- Слайд №1

Цель:

  • Познакомить учащихся с взаимоотношениями живых организмов в природе, видами взаимоотношений, влиянием организмов друг на друга.
  • Актуализировать знания учащихся по терминам \"симбиоз\", \"хищничество\", \"паразитизм\", \"конкуренция\".
  • Ввести новые понятия: \"антибиоз\", \"комменсализм\", \"протокооперация\", \"мутуализм\". (Слайд №2)

Оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация на тему \"Биотические отношения в природе\".

Ход урока

Учитель:

На предыдущем уроке мы с вами поговорили о влиянии на живые организмы неживой природы, но вы прекрасно понимаете, что живые организмы в природе не живут обособленно, они постоянно взаимодействуют не только с неживой природой, но и с другими организмами биоценоза. (Слайд №3)

В биологии эти взаимодействия принято называть биотическими факторами окружающей среды, т.о. Биотические факторы - это взаимодействие между живыми организмами.

Взаимоотношения между живыми организмами в природе принято делить на несколько основных групп.

Биотические взаимоотношения:
симбиоз:

а) комменсализм

б) протокооперация

в) мутуализм

нейтрализм антибиоз:

а) хищничество

б) паразитизм

в) конкуренция

(Слайд №4, Слайд №5)

Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп.

- Нейтрализм, при котором совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно. Примером нейтрализма могут быть взаимоотношение белки и лося в одном лесу, где они не контактируют друг с другом.

- Симбиоз - сожительство ( от греческого \"син\" - вместе, \"биос\" - жизнь) - форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.

- Антибиоз, при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.

Рассмотрим эти типы взаимодействий подробнее.

Симбиоз. Положительные симбиотические взаимоотношения представлены в природе самыми разнообразными формами.

- Слайд № 6

- Слайд № 7

Комменсализм - тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду. (Слайд № 8)

В открытом океане крупных морских животных - акул, дельфинов, черепах - часто сопровождают небольшие рыбы - лоцманы. Лоцманы кормятся остатками пищи животных, которых они сопровождают, а так же их экскрементами и паразитами. Близость к крупным хищникам защищает лоцманов от нападения. Инстинкт следования за крупными движущимися телами заставляет лоцманов сопровождать и корабли. В этом случае они питаются кухонными отбросами. Такие отношения между видами называют нахлебничеством. Нахлебничество может принимать разные формы. Например, гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи. (Слайд № 9)

Примером перехода нахлебничества в более тесные взаимоотношения между видами служат рыбы-прилипалы, обитающие в тропических и субтропических морях. Их передний спинной плавник преобразовался в присоску, что позволяет прилипалам прочно удерживаться на поверхности тела акул, китообразных. Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении передвижения и расселения этих рыб. (Слайд № 10)

Если прилипалы используют крупных рыб, как \"извозчиков\", то гораздо чаще тела животных других видов или их местообитание (постройки) служат убежищем. Эта форма взаимоотношений получила название квартирантства. (Слайд № 11)

В полости тела голотурии (тип Иглокожие), называемой так же морским огурцом, находят убежище разнообразные мелкие животные. Мальки рыб прячутся под зонтиками крупных медуз, где находятся под защитой щупалец, снабженных стрекательными клетками. В гнездах птиц, норах грызунов, обитает огромное количество насекомых и клещей. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди. Морские рыбы карепрокты откладывают икру под панцирь крабов в его жаберную полость. Отложенные на жабры икринки развиваются в условиях идеального снабжения чистой водой, непрерывно пропускаемой через жабры хозяина. Такое же приспособление выработалось у пресноводного горчака, откладывающего икру в мантийную полость двустворчатых моллюсков - беззубок.

Взрослые рыбы также нередко ищут защиты у животных других видов. Мелкие кривохвостки подолгу держатся между длинными иглами морских ежей, в полной безопасности от хищников.

Растения тоже используют другие виды как места обитания. Примером могут служить эпифиты (\"эпи\" - сверх, \"фитон\" - растение) - растения, поселяющиеся на деревьях. Эпифитами могут быть водоросли, лишайники, мхи, папоротниковые, цветковые. Древесные растения служат им местом прикрепления, но не источником питания или минеральных солей. Питаются эпифиты за счет отмирания тканей, выделений хозяина или в процессе фотосинтеза. В нашей стране эпифиты представлены в основном лишайниками и некоторыми мхами.

Протокооперация - совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.

В тропических морях на небольших глубинах обитают своеобразные кишечнополостные животные, относящиеся к коралловым полипам,- актинии. В отличие от других кораллов они лишены твердого скелета и имеют вид небольшого цилиндра, окаймленного на верхнем конце венчиком из щупалец. Как и все кораллы, актинии ведут сидячеприкрепленный образ жизни. Однако нередко можно видеть, как актинии медленно перемещаются по морскому дну. Это бывает в тех случаях, когда актиния поселяется на пустой paковине какого-нибудь моллюска. В paковине находит себе убежище paк-отшельник, прячущий в ней свое мягкое брюшко, и он-то и \"везет\" на себе paковину вместе с актинией. Такое сожительство взаимовыгодно: перемещаясь по дну, paк увеличивает прострaнcтво, используемое актинией для ловли добычи. Часть добычи, пораженная стрекательными клетками актинии, не захватывается ею, падает на дно и поедается paком. Польза для обоих организмов очевидна, но связь их необязательна: и paк и актиния могут существовать обособленно. (Слайд № 12)

Другой пример необязательной, но взаимовыгодной связи дают взаимоотношения мелких рыбок семейства Губановых и крупных хищных мурен. Среди Губановых имеются так называемые рыбы-чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полости. Обитают губаны-чистильщики всегда в одном и том же месте. Крупные хищники, в том числе мурены, страдающие от паразитов, приплывают в места обитания губанов и дают им возможность уничтожать паразитов даже у себя во рту, хотя могли бы с легкостью их проглотить.

У свободноживущих организмов всегда очень много паразитов. Поэтому в некоторых случаях они становятся единственным источником пищи для чистильщиков. Известны креветки, выполняющие туже роль, что и губаны. Рыбы, мелкие и крупные, те же мурены, приплывают к местам, где их ожидают креветки, принимают определенную позу - ложатся на бок и открывают пасть - и ждут, пока креветки не соберут паразитов с поверхности тела или в ротовой полости. Заодно с паразитами креветки выстригают клешнями поврежденные отмершие участки тканей. Среди позвоночных животных такое явление распространено достаточно широко. Многие птицы кормятся на копытных, собирая с их тел паразитов - клещей. Столь же часто птицы выщипывают зимнюю шерсть у оленей, лосей, коров, во время линьки, используя ее при постройке гнезд.

Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха). Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений. Присутствие бактерий вызывает разрастание тканей корня и образование утолщений. Утолщения на корнях называются клубеньками. Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедных азотом, и обогащать им почву. Вот почему бобовые - клевер, люцерну, вику - вводят в севообороты как предшественники для других культур.

Другая форма симбиотических взаимоотношений у растений сожительство гриба с корнями высших растений - микориза. На корнях березы, сосны, дуба, ели, а так же орхидейных, вересковых, брусничных и многих многолетних трав мицелий гриба образует толстый слой. Корневые волоски на корнях высших растений при этом не развиваются, а вода и минеральные соли поглощаются с помощью гриба. Мицелий гриба проникает даже внутрь корня, получая от растения-партнера углеводы и доставляя ему воду и минеральные соли. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, чем без нее.

Мутуализм - оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами. (Слайд № 13)

Типичный симбиоз - отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих у них в кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов, переваривающих целлюлозу. Жгутиконосцы выpaбатывают такие ферменты и переводят клетчатку в сахара. Без простейших - симбионтов - термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного микроклимата в кишечнике термитов получают пищу и условия для размножения. (Слайд № 14)

Антибиоз - отрицательные взаимоотношения могут принимать следующие формы: (Слайд № 15)

Хищничество - отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида.

Хищничество встречается во всех крупных группах эукариотических организмов. Уже у одноклеточных поедание особей одного вида другим - обычное явление.

Медузы парализуют стрекательными клетками любые организмы, попадающие в сферу досягаемости их щупалец (у крупных медуз - до 20-30 метров в длину), и поедают их. Крупные лягушки нападают на птенцов и могут наносить серьезный ущерб разведению водоплавающей домашней птицы. Змеи охотятся на амфибий, птиц и мелких млекопитающих. Нередко объектами их охоты бывают не только взрослые особи, но и яйца птиц. Гнезда птиц, расположенные как на земле, так и на ветвях деревьев, буквально опустошаются змеями. (Слайд № 16)

Частным случаем хищничества служит каннибализм - поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко поедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки некоторых млекопитающих также иногда съедают своих детенышей.

Хищничество связано с овладением сопротивляющейся и убегающей добычей. При нападении на птиц сокола-сапсана большинство жертв погибает мгновенно от внезапного удара его когтей. Мыши и полевки так же не могут оказать сопротивления лисице или сове. Но иногда борьба хищника и жертвы превращается в ожесточенную схватку. Поэтому естественный отбор, действующий в популяции хищников, будет увеличивать эффективность поиска, ловли и поедания добычи. Этой цели служит ловчая паутина пауков, ядовитые зубы змей, точные нападающие движения стрекоз, змей, птиц и млекопитающих. Выpaбатывается сложное поведение, например, согласованные действия стаи волков при охоте на оленей.

Жертвы в процессе отбора также совершенствуют средства защиты и избегания хищников. Сюда относятся покровительственная окраска, различные шипы и панцирь, приспособительное поведение. При нападении хищника на стаю рыб все особи бросаются врассыпную, что увеличивает их шансы уцелеть. Напротив, скворцы, заметив сапсана, сбиваются в плотную кучу. Хищник избегает нападать на плотную стаю, так как рискует получить увечья. Крупные копытные при нападении на них волков становятся кругом. Для волков вероятность отбить и зарезать отдельную особь в результате такого поведения стада значительно уменьшается. Поэтому они предпочитают нападать на старых и ослабленных болезнями животных, особенно отбившихся от стада.(Слайд № 17)

В эволюции связи хищник - жертва происходит постоянное совершенствование и хищников, и жертв.

Потребность в азоте у растений, произрастающих на бедных питательными веществами почвах, промываемых водой, привела к возникновению у них очень интересного явления - хищничества. Растения, относящиеся к семейству росянковых, обладают приспособлениями для ловли насекомых. У встречающейся в России росянки крупнолистной листья собраны в прикорневую розетку. Вся верхняя сторона каждого листа усажена железистыми волосками. В центре листа железистые волоски короткие, по краям длинные. Головку каждого волоска окружает прозрачная капелька густой липкой тягучей слизи. Мелкие мухи и муравьи садятся или вползают на лист и прилипают к нему. Насекомое бьется, пытаясь освободиться, но только больше прилипает к листу. Край листа медленно загибается и покрывает насекомое. Слизь, выделяемая волосками, содержит ферменты, поэтому добыча вскоре переваривается. В тропических лесах росянки гораздо крупнее по размерам (до 60-100 см. в высоту) и могут ловить не только насекомых, но даже мелких позвоночных.

Паразитизм - отношения, при которых представители одного вида используют представителей другого вида не только как место обитания, но и как источник питания.

Переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить в борьбе за существование. Организм - хозяин служит для паразита источником питания, очень часто - местом обитания, защитой от врагов. Тело хозяина создает для живущих в нем организмов благоприятный и относительно ровный микроклимат, не подверженный тем изменениям, которые происходят в природе. (Слайд № 18)

Паразитизм не всегда можно отличить от хищничества. Например, миноги, относящиеся к классу круглоротых (подтип Позвоночные), европейская речная минога и морская минога, нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб даже на китов. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Выделения щечных желез миноги препятствуют свертыванию крови, разрушают эритроциты и вызывают распад тканей. Многие рыбы погибают от ран. При массовом размножении миноги наносят огромный ущерб ценным промысловым рыбам.

При тесном контакте паразита с хозяином преимущество получают организмы, способные долгое время использовать хозяина, не приводя его к слишком быстрой гибели и обеспечивая себе долгое комфортное существование. Паразитизм становится постоянным. К числу постоянных паразитов относятся простейшие (малярийный плазмодий, дизентерийная амеба), плоские черви (сосальщики, цепни), круглые черви (аскарида, трихина, власоглав), члeнистоногие (чесоточный зудень, вши). Поскольку при постоянном паразитизме организм хозяина - единственное место обитания для организма, с гибелью хозяина погибает и паразит. С течением времени отбор на сопротивляемость организма хозяина приводит к тому, что вред от присутствия паразита становится менее ощутимым. Например, в крови африканских антилоп часто обнаруживаются жгутиковые простейшие трипаносомы, переносчиком которых является африканская муха цеце. Антилопам трипаносомы ощутимого вреда не приносят. Но если простейшие попадают в кровь человека, развивается тяжелая болезнь (сонная болезнь), всегда приводящая к cмepтельному исходу. Таким образом, катастрофические последствия заражения паразитами наблюдаются в тех случаях, когда взаимоотношения паразит - хозяин не стабилизированы длительным естественным отбором. По этой причине гораздо больший вред сельскохозяйственным растениям приносят завозные вредители, чем местные. Паразиты могут паразитировать не только в крови, но и на поверхности тела и в тканях. Например, личинки бычьего цепня с недостаточно проваренным или прожаренным мясом попадают в кишечник человека, где превращаются во взрослую форму длиной 9-10 метров. Цепень питается содержимым тонкого кишечника, всасывая его всей поверхностью тела и тем самым лишая хозяина части пищи.

Паразитические отношения часто встречаются и у растений. Особенно распространены паразитические бактерии и грибы. Они поселяются на вегетативных органах древесных и травянистых растениях, вызывая у них заболевания. Низшие грибы могут стать причиной корневой гнили многих растений. Этот гриб особенно сильно вредит всходам сахарной свеклы, пораженные ткани которой буреют и загнивают. Другие виды этого рода поражают сахарную свеклу на всех стадиях развития, вызывая омертвление тканей.

Один из самых процветающих паразитов высших растений - это гриб фитофтора. Некоторые виды этого рода поражают пpaктически любые растения, они не являются специализированными к какой либо группе растений. Другие избирательно поселяются на кокосовых пальмах или на томатах, или на перцах. Особую известность приобрел вид фитофторы, поражающий картофель. В середине 19 века вызванная грибом картофельная гниль распространилась по всей Европе и послужила причиной массового голода. И сейчас, несмотря на обработку посевного материала ядохимикатами и селекцию устойчивых к фитофторе сортов, наблюдаются вспышки картофельной гнили.

Другие низшие грибы - мучнисторосяные, ржавичные и головневые также наносят большой ущерб зерновым и другим сельскохозяйственным культурам.

Есть паразиты и среди цветковых растений. Они особенно распространены в тропиках, но нередко встречаются и в умеренной зоне. У наружных паразитов большая часть тела находится вне хозяина, а в него проникают лишь органы питания - присоски. Один из наиболее распространенных паразитов - повилика, растущая на многих видах трав и кустарников. Повилика обвивается вокруг стeблей растения-хозяина, внедряясь в него присосками. Листья у повилики отсутствуют: она питается только за счет органических и минеральных веществ организма хозяина. На многих сельскохозяйственных растениях (подсолнечник, конопля, табак) паразитирует заразиха - бесхлорофильное растение с толстым мясистым стeблем и бесцветными листьями.

Образ жизни паразитов, вызывая глубокие изменения в строении и жизнедеятельности, служит причиной появления у них приспособлений к новым условиям существования. Личинки жуков Атемелис, паразитирующие в муравьином гнезде, поедая личинок своих хозяев, выделяют химическое вещество, привлекающее муравьев. Действие продукта настолько сильно, что личинки этих жуков даже переносятся муравьями в гнезда и выкармливаются как собственные личинки.

У многих паразитов развиваются органы прикрепления - присоски, крючки, коготки и т.п. У кровососущих животных увеличивается вместимость пищеварительной системы за счет появления слепых выростов кишечной трубки (пиявки, клещи). Многие паразиты утрачивают отдельные органы и целые их системы - органы зрения, передвижения, у них упрощается строение органов чувств. У ленточных червей, всасывающих в кишечнике хозяина питательные вещества всей поверхностью тела, отсутствует пищеварительная система. Растения - паразиты утрачивают корни, листья. Таким образом, по сравнению со свободноживущими видами, строение паразитов упрощается. Взамен утраченных органов, свойственных свободноживущим, сильно развивается пoлoвая система. Паразитические формы хаpaктеризуются очень высокой продуктивностью. Так, свиной цепень за сутки может выделять до 5 млн. яиц. В громадном количестве образуются семена растений - паразитов, к тому же обладающие долговечностью, сохраняющие всхожесть долгие годы. Все это увеличивает вероятность контакта с организмом-хозяином. У человека могут паразитировать около 500 видов и локализуются во всех органах. (Слайд № 19)

Конкуренция - это тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности. Если такие виды обитают на одной территории, то каждый из них находится в невыгодном положении: уменьшаются возможности овладения пищевыми ресурсами, убежищами, местами для размножения и т.д. Формы конкурентного взаимодействия могут быть самыми разными - от прямой физической борьбы до мирного совместного существования. Тем не менее, если два вида с одинаковыми потребностями оказываются в одном сообществе, рано или поздно один конкурент вытеснит другого. Ч.Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование, играющую большую роль в эволюции. (Слайд № 20, Слайд № 21, Слайд № 22)

Как бы не были сходны потребности видов, все же они чем-то отличаются друг от друга, так же отличается и их устойчивость к факторам окружающей среды - температуре, влажности и т.д. С каждым поколением все больше пищевых ресурсов будет захватываться особями конкурентоспособного вида. Тогда как другой вид исчезает.

Часто конкуренты активно действуют друг на друга. В смешанных посадках деревьев быстрорастущие экземпляры будут затенять и угнетать медленнорастущие деревья. Растения и животные могут подавлять конкурентов и с помощью химических веществ. Грибы препятствуют росту бактерий путем выработки антибиотиков.

Таким образом, ребята мы с вами убедились в том, что в ходе эволюции, на основе конкуренции в живой природе развились приспособления к выживанию.(Слайд № 23, Слайд № 24)

Подведение итогов лекции.

Слайды с основными выводами и иллюстрациями приобщены к лекции (приложение 1).

Учащиеся заносят основные положения лекции в тетрадь в виде конспекта.

Задание на дом:

  • п. 9.5;
  • конспект лекции;
  • дополнительно подготовить сообщения о биотических взаимоотношениях в природе.



Комментарии:

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок проводится как заключительный по теме «Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

19 06 2024 7:11:14

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс


    Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....

18 06 2024 23:43:23

Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра по химии "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы. ...

17 06 2024 16:10:26

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла


    Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла

      Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...

16 06 2024 7:16:46

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

15 06 2024 6:54:37

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

14 06 2024 15:20:59

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии


    Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

      Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

13 06 2024 11:43:32

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....

12 06 2024 23:38:50

Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"


    Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"

      Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....

11 06 2024 14:18:16

Викторина "Что мы знаем о кедре корейском?"


    Викторина "Что мы знаем о кедре корейском?"

      Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....

10 06 2024 10:48:46

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

09 06 2024 5:29:32

Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села


    Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села

      Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....

08 06 2024 4:59:29

Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс


    Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс

      Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....

07 06 2024 11:18:56

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций


    Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

      Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....

06 06 2024 12:43:15

Элективный курс "Здоровым быть здорово"


    Элективный курс "Здоровым быть здорово"

      Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....

05 06 2024 14:22:31

Обобщающий урок по теме "Дыхание"


    Обобщающий урок по теме "Дыхание"

      В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. ...

04 06 2024 14:49:25

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....

03 06 2024 7:38:37

Интегрированный урок (экономика + обществознание + биология + психология + английский язык) по теме "Достойный труд в XXI в."


    Интегрированный урок (экономика + обществознание + биология + психология + английский язык) по теме "Достойный труд в XXI в."

      Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....

02 06 2024 19:33:50

Строение и функции цветка

Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....

01 06 2024 12:41:16

Использование модульных технологий на уроках биологии


    Использование модульных технологий на уроках биологии

      Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

31 05 2024 2:11:34

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе

Класс Млекопитающие: общая хаpaктеристика, строение, роль в природе В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....

30 05 2024 19:52:39

Урок на тему "Рост и развитие животных"

Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....

29 05 2024 17:26:38

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

28 05 2024 1:52:45

Первая помощь при кровотечении


    Первая помощь при кровотечении

      В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....

27 05 2024 2:15:46

Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"


    Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"

      Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...

26 05 2024 20:26:57

Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс


    Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

      В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....

25 05 2024 15:23:44

Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"


    Контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение" по теме "Tрaнcпорт веществ"

      По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....

24 05 2024 21:43:44

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

23 05 2024 3:30:13

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов


    Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

      Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

22 05 2024 15:53:15

Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови


    Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови

      Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....

21 05 2024 6:38:33

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

20 05 2024 2:32:30

Основные закономерности явлений наследственности


    Основные закономерности явлений наследственности

      Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....

19 05 2024 3:55:36

Разнообразие плоских червей


    Разнообразие плоских червей

      Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

18 05 2024 0:37:17

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

17 05 2024 7:10:14

Строение дыхательной системы позвоночных животных

Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....

16 05 2024 1:59:48

Развивающее занятие на тему "Насекомые"


    Развивающее занятие на тему "Насекомые"

      У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....

15 05 2024 18:15:43

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

      Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

14 05 2024 0:39:56

Почему мы похожи на родителей, или Теория вероятности в генетике

Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...

13 05 2024 13:45:45

Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"


    Внеклассные материалы по биологии по теме "Строение и функции пищеварительной системы"

      Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....

12 05 2024 20:35:27

Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система человека. 8-й класс

Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....

11 05 2024 18:40:27

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

10 05 2024 5:52:29

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс


    Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

      Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

09 05 2024 3:36:44

Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий


    Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий

      Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...

08 05 2024 17:17:58

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

07 05 2024 11:58:23

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

06 05 2024 0:38:14

Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....

05 05 2024 17:37:39

Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии


    Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии

      Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...

04 05 2024 22:58:10

Хрящевые рыбы

Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей хаpaктеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....

03 05 2024 7:23:41

Горные породы и их свойства


    Горные породы и их свойства

      На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....

02 05 2024 4:20:39

Тема урока: "Строение растительной клетки"


    Тема урока: "Строение растительной клетки"

      Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....

01 05 2024 4:53:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::