Использование дополнительной литературы на уроках биологии
Работать с дополнительной литературой начинаю учить детей с 5 класса, пpaктически на каждом уроке использую энциклопедический материал, у всех пятиклассников имеется энциклопедия “Планета Земля” изд-ва “РОСМЭН”, 2006 г, рекомендую художественную литературу для внеклассного чтения.
В старших классах для ребят, увлекающихся предметом, рекомендую научную литературу, чтобы вызвать интерес у ребят с более низким уровнем интереса к биологии, рекомендую занимательную и научно-фантастическую литературу, например, “Остров доктора Моро” Уэллса, “Человек-амфибия” Беляева и др.
Заметила, что большой интерес у ребят вызывает биографический материал о ученых биологах Вавилова, Павлова, Вернадском, Мечникове, Пирогове и др.
Поэтому даю задание подготовить сообщение об ученых, внесших вклад в развитие науки.
Ребятам, любителям поэзии дается задание найти у поэтов (Есенина, Тютчева, Майкова, Пушкина и др.) стихи о временах года, растениях, животных, в этом помогают учителя литературы и библиотекарь. Например, заранее дается задание подготовить материал к празднику “День встречи птиц”, “Весеннему празднику цветов”, материал помещается на электронные носители (это облегчает составление тематических подборок) подобранный материал не оставляет учащихся равнодушными, создает эмоциональный настрой. Приведу несколько примеров.
Знакомство со знаменитой коллекцией ВИРа начинаю с истории ее создания. С 1919-1939 г.г. Н.И. Вавилов и сотрудники института предприняли 40 путешествий в 65 стран мира, с целью пополнения генофонда культурных растений нашей страны и дальше рассказываю, как Вавилов в 1924 г во главе экспедиции (2 человека) изучал культуры Афганистана. Далее учащиеся делают сообщения о трагической судьбе великого ученого.
На уроке “Картофель - типичное растение семейства пасленовых” привожу цифровой материал: из одной тонны клубней можно получить 170 кг крахмала, 8 кг глюкозы, 112 литров спирта. С большим интересом учащиеся узнают о том, что на месте, где впервые был высажен картофель, поставлен памятник картофелю, один из учащихся зачитывает текст из дополнительной литературы “В мире немало необычных памятников. А вот в горной области Гаару (Пиренеи) воздвигнут памятник картофелю. Надпись на большой гранитной глыбе гласит: “Тут в 1748 году был посажен картофель”.
Затем учащиеся сообщают, что еще два памятника картофелю установлены во Франции.
В разделе “Анатомия и физиология” обязательно рассказываю о врачах, внесших вклад в развитие медицины, зачитываю выдержки из книг: Вайдрах Г.М. “Подвиги русских врачей”, М., 1959, “Борьба за жизнь”, М., 1960 г., Токаревич К.М., Грекова Т.И. “По следам минувших эпидемий” Лениздат, 1986 г., Грин Н., Страут Т. “Биология” 1996 г. и др. Привожу примеры о подвигах врачей. Например, врач Н.К. Завьялова заразила себя легочной формой чумы, врач Деминский в научных целях заразил себя сыпным тифом.
Обязательно рассказываю об ученых, прославивших свои имена в открытиях биологических наук Э.Дженнере, Л. Пастере, Пирогове, Филатове, Мечникове, Федорове и др.
На многих уроках использую стихи, например, при изучении темы “Бактерии” дополняю описание “черной cмepти” из “Пира во время чумы” Пушкина.
Царица грозная чума
Теперь идет на нас сама.
И льстится жатвою богатой,
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой.
Что делать нам? И чем помочь?
При изучении темы “Мхи” зачитываю стихотворение Калининой:
Меж клюквы и морошки,
Среди лесных болот,
На кочке мох без ножки (нет корня)
Куда не глянь, - растет.
Он снизу беловатый, (клетки заполнены воздухом)
Повыше зеленей (клетки с хлорофиллом)
Коль нужно, будет вата (гигроскопичен)
Нарвем его скорей.
На кустах поляны
Подсушен в летний зной.
Он партизаны раны
Лечил в глуши лесной. (противомикробные свойства).
И еще пример: при изучении способов распространения семян зачитываю стихотворение Х. Эрхарда об одуванчике:
Пока тихо – он молчит
Но лишь ветер налетит,
Шлет в воздушный океан
Парашютный свой десант.
Изучая материал об охране природы в младших классах, зачитываю четверостишие Сологуба:
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы –
И капли сока, точно слезы
Текли прозрачною струей.
В старших классах раздел “Экология” начинаю стихотворение Плотникова:
Стали люди сильные, как боги
И судьба Земли у них в руках,
Но чернеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Зачитываю стихотворение Гамзатова “Cмepть тополя”, “Предупреждение” А. Тарковского:
Еще в скорлупе мы висим на хвощах,
Мы — ранняя проба природы,
У нас еще кровь не красна, и в хрящах
Шумят силурийские воды.
Еще мы в пещере костра не зажгли
И мамонтов не рисовали.
Ни белого неба, ни черной земли
Богини еще не назвали.
А мы уже в горле у мира стоим
И бомбою мстим водородной
Еще не рожденным потомкам своим
За собственный грех первородный.
Ну что ж, златоверхие башни смахнем,
Развеем число Галилея
И Моцарта флейту продуем огнем,
От первого тлена хмелея.
Нам снится немая, как камень, земля
И небо, нагое без птицы,
И море без рыб и без корабля.
Сухие, пустые глазницы.
Стихотворение В.Д. Динабургского:
Не дарите любимым черемухи стон,
Боль сирени и вопли жасмина,
Будьте щедры душой, не тревожа кустов.
Подарите звезду в небе синем.
Не губите цветы на лугах и в лесу,
Берегите красу первозданную!
При изучении раздела “Экология” использую пословицы и поговорки. Например: “Как аукнется, так и откликнется”, “Без хозяина и дом сирота”, и т.д.
К некоторым урокам подбираю эпиграммы. Например: к уроку “Биосфера и человек” стих. Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
К уроку “Осенние явления в жизни растений”- стихотворение Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,-
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса…
Или стихотворение Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Для эпиграфов использую стихотворения Тютчева, Некрасова, Майкова и др.
Природа и поэзия неотделимы и возможность использовать поэзию и художественные произведения на уроках биологии безгранична. Поэтические строки всегда вызывают у наших учеников светлые чувства.
Комментарии:
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
06 12 2023 19:56:56
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....
05 12 2023 6:21:54
Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции.
...
04 12 2023 5:51:31
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
03 12 2023 10:20:27
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
02 12 2023 3:23:48
Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...
01 12 2023 12:23:53
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....
30 11 2023 14:59:23
Цель урока: выявление хаpaктерных признаков и черт приспособленности парнокопытных и непарнокопытных к среде обитания. Урок по игровой методике существенно повышает интерес учащихся к предмету, позволяет им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса и любви к изучаемому предмету.
...
29 11 2023 19:41:54
Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....
28 11 2023 22:42:41
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
27 11 2023 2:42:39
Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....
26 11 2023 3:28:40
Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....
25 11 2023 7:18:38
Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....
24 11 2023 14:20:36
Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....
23 11 2023 4:48:43
Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....
22 11 2023 9:42:50
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....
21 11 2023 17:35:24
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
20 11 2023 4:56:34
Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя.
...
19 11 2023 5:46:15
Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению.
...
18 11 2023 9:26:20
На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы.
Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?"
Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител.
...
17 11 2023 20:32:56
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....
16 11 2023 5:15:14
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
15 11 2023 12:25:55
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы).
...
14 11 2023 7:19:47
Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....
13 11 2023 3:34:31
Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....
12 11 2023 22:27:42
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
11 11 2023 0:59:11
Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
...
10 11 2023 8:55:30
Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....
09 11 2023 7:28:41
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
08 11 2023 13:55:23
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
07 11 2023 23:49:32
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
06 11 2023 5:23:13
Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека.
...
05 11 2023 12:21:25
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
04 11 2023 17:30:59
Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....
03 11 2023 15:53:25
Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....
02 11 2023 13:21:19
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
01 11 2023 6:24:27
В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную.
...
31 10 2023 22:11:22
Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.
...
30 10 2023 2:45:27
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
29 10 2023 17:46:53
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
28 10 2023 1:43:55
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
...
27 10 2023 13:42:50
Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас.
...
26 10 2023 17:27:27
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
25 10 2023 11:27:42
Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....
24 10 2023 19:14:52
Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия.
...
23 10 2023 17:39:54
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
22 10 2023 13:52:21
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
21 10 2023 0:12:41
На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения.
...
20 10 2023 8:11:44
Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...
19 10 2023 1:43:42
Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....
18 10 2023 22:13:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::