Использование дополнительной литературы на уроках биологии
Работать с дополнительной литературой начинаю учить детей с 5 класса, пpaктически на каждом уроке использую энциклопедический материал, у всех пятиклассников имеется энциклопедия “Планета Земля” изд-ва “РОСМЭН”, 2006 г, рекомендую художественную литературу для внеклассного чтения.
В старших классах для ребят, увлекающихся предметом, рекомендую научную литературу, чтобы вызвать интерес у ребят с более низким уровнем интереса к биологии, рекомендую занимательную и научно-фантастическую литературу, например, “Остров доктора Моро” Уэллса, “Человек-амфибия” Беляева и др.
Заметила, что большой интерес у ребят вызывает биографический материал о ученых биологах Вавилова, Павлова, Вернадском, Мечникове, Пирогове и др.
Поэтому даю задание подготовить сообщение об ученых, внесших вклад в развитие науки.
Ребятам, любителям поэзии дается задание найти у поэтов (Есенина, Тютчева, Майкова, Пушкина и др.) стихи о временах года, растениях, животных, в этом помогают учителя литературы и библиотекарь. Например, заранее дается задание подготовить материал к празднику “День встречи птиц”, “Весеннему празднику цветов”, материал помещается на электронные носители (это облегчает составление тематических подборок) подобранный материал не оставляет учащихся равнодушными, создает эмоциональный настрой. Приведу несколько примеров.
Знакомство со знаменитой коллекцией ВИРа начинаю с истории ее создания. С 1919-1939 г.г. Н.И. Вавилов и сотрудники института предприняли 40 путешествий в 65 стран мира, с целью пополнения генофонда культурных растений нашей страны и дальше рассказываю, как Вавилов в 1924 г во главе экспедиции (2 человека) изучал культуры Афганистана. Далее учащиеся делают сообщения о трагической судьбе великого ученого.
На уроке “Картофель - типичное растение семейства пасленовых” привожу цифровой материал: из одной тонны клубней можно получить 170 кг крахмала, 8 кг глюкозы, 112 литров спирта. С большим интересом учащиеся узнают о том, что на месте, где впервые был высажен картофель, поставлен памятник картофелю, один из учащихся зачитывает текст из дополнительной литературы “В мире немало необычных памятников. А вот в горной области Гаару (Пиренеи) воздвигнут памятник картофелю. Надпись на большой гранитной глыбе гласит: “Тут в 1748 году был посажен картофель”.
Затем учащиеся сообщают, что еще два памятника картофелю установлены во Франции.
В разделе “Анатомия и физиология” обязательно рассказываю о врачах, внесших вклад в развитие медицины, зачитываю выдержки из книг: Вайдрах Г.М. “Подвиги русских врачей”, М., 1959, “Борьба за жизнь”, М., 1960 г., Токаревич К.М., Грекова Т.И. “По следам минувших эпидемий” Лениздат, 1986 г., Грин Н., Страут Т. “Биология” 1996 г. и др. Привожу примеры о подвигах врачей. Например, врач Н.К. Завьялова заразила себя легочной формой чумы, врач Деминский в научных целях заразил себя сыпным тифом.
Обязательно рассказываю об ученых, прославивших свои имена в открытиях биологических наук Э.Дженнере, Л. Пастере, Пирогове, Филатове, Мечникове, Федорове и др.
На многих уроках использую стихи, например, при изучении темы “Бактерии” дополняю описание “черной cмepти” из “Пира во время чумы” Пушкина.
Царица грозная чума
Теперь идет на нас сама.
И льстится жатвою богатой,
И к нам в окошко день и ночь
Стучит могильною лопатой.
Что делать нам? И чем помочь?
При изучении темы “Мхи” зачитываю стихотворение Калининой:
Меж клюквы и морошки,
Среди лесных болот,
На кочке мох без ножки (нет корня)
Куда не глянь, - растет.
Он снизу беловатый, (клетки заполнены воздухом)
Повыше зеленей (клетки с хлорофиллом)
Коль нужно, будет вата (гигроскопичен)
Нарвем его скорей.
На кустах поляны
Подсушен в летний зной.
Он партизаны раны
Лечил в глуши лесной. (противомикробные свойства).
И еще пример: при изучении способов распространения семян зачитываю стихотворение Х. Эрхарда об одуванчике:
Пока тихо – он молчит
Но лишь ветер налетит,
Шлет в воздушный океан
Парашютный свой десант.
Изучая материал об охране природы в младших классах, зачитываю четверостишие Сологуба:
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору березы –
И капли сока, точно слезы
Текли прозрачною струей.
В старших классах раздел “Экология” начинаю стихотворение Плотникова:
Стали люди сильные, как боги
И судьба Земли у них в руках,
Но чернеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Зачитываю стихотворение Гамзатова “Cмepть тополя”, “Предупреждение” А. Тарковского:
Еще в скорлупе мы висим на хвощах,
Мы — ранняя проба природы,
У нас еще кровь не красна, и в хрящах
Шумят силурийские воды.
Еще мы в пещере костра не зажгли
И мамонтов не рисовали.
Ни белого неба, ни черной земли
Богини еще не назвали.
А мы уже в горле у мира стоим
И бомбою мстим водородной
Еще не рожденным потомкам своим
За собственный грех первородный.
Ну что ж, златоверхие башни смахнем,
Развеем число Галилея
И Моцарта флейту продуем огнем,
От первого тлена хмелея.
Нам снится немая, как камень, земля
И небо, нагое без птицы,
И море без рыб и без корабля.
Сухие, пустые глазницы.
Стихотворение В.Д. Динабургского:
Не дарите любимым черемухи стон,
Боль сирени и вопли жасмина,
Будьте щедры душой, не тревожа кустов.
Подарите звезду в небе синем.
Не губите цветы на лугах и в лесу,
Берегите красу первозданную!
При изучении раздела “Экология” использую пословицы и поговорки. Например: “Как аукнется, так и откликнется”, “Без хозяина и дом сирота”, и т.д.
К некоторым урокам подбираю эпиграммы. Например: к уроку “Биосфера и человек” стих. Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
К уроку “Осенние явления в жизни растений”- стихотворение Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,-
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото одетые леса…
Или стихотворение Бунина:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Для эпиграфов использую стихотворения Тютчева, Некрасова, Майкова и др.
Природа и поэзия неотделимы и возможность использовать поэзию и художественные произведения на уроках биологии безгранична. Поэтические строки всегда вызывают у наших учеников светлые чувства.
Комментарии:
Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....
24 08 2025 16:36:10
Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....
23 08 2025 23:14:56
Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....
22 08 2025 11:20:11
Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....
21 08 2025 10:12:12
Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога».
...
20 08 2025 23:14:12
Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии.
...
19 08 2025 15:18:37
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
18 08 2025 10:14:12
Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....
17 08 2025 16:58:20
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
16 08 2025 12:48:53
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
15 08 2025 13:36:54
Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....
14 08 2025 4:46:26
Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М.Ф.Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании-Новой....
13 08 2025 0:40:42
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
12 08 2025 3:44:22
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
11 08 2025 13:26:22
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
10 08 2025 2:30:57
Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....
09 08 2025 23:30:10
Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....
08 08 2025 5:55:50
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
07 08 2025 7:30:56
Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....
06 08 2025 6:11:50

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
05 08 2025 13:52:55
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....
04 08 2025 13:47:42
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
03 08 2025 5:45:13
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
02 08 2025 1:53:50
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
01 08 2025 18:11:16
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
31 07 2025 8:46:42
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
30 07 2025 12:21:12

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
29 07 2025 18:25:18
Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой.
...
28 07 2025 4:50:50
Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...
27 07 2025 4:32:44
Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....
26 07 2025 4:32:50
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее.
...
25 07 2025 3:21:57
Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....
24 07 2025 2:42:23
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность.
...
23 07 2025 3:32:11
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
22 07 2025 12:21:37
Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....
21 07 2025 17:44:58
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
20 07 2025 11:27:10
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
19 07 2025 15:34:33
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....
18 07 2025 22:19:50
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
17 07 2025 17:29:34
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
16 07 2025 1:56:35
Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....
15 07 2025 12:57:17
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
14 07 2025 0:48:33
Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо прежде всего базироваться на их интересах. Все, что изучается, должно стать для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний. Однако предлагаемые темы и рекомендуемые ученику методы исследования не должны превышать его психолого-физиологические возможности. Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не отталкивать своей сложностью и непонятностью....
13 07 2025 4:38:52
В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....
12 07 2025 0:55:55
Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам.
...
11 07 2025 4:15:23
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
10 07 2025 8:42:29
Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....
09 07 2025 5:20:32
Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....
08 07 2025 15:25:49
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии.
...
07 07 2025 9:23:50
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
06 07 2025 21:16:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::