Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"
Цели:
- Образовательная: Сформировать у учащихся представление о железах внутренней секреции, показать их роль в гумopaльной регуляции жизнедеятельности организма человека и возможные нарушения, которые приводят к заболеваниям.
- Развивающая: продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное, развитие логического мышления, продолжить развитие поисково-информативных умений: использовать литературные источники.
- Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету, воспитание здорового образа жизни.
Оборудование: таблицы, рисунки.
Ход урока
Обратите внимание на доску, сегодня на уроке нам необходимы следующие понятия:
Гумopaльная регуляция организма – регуляция организма через жидкость (кровь, лимфу и тканевую жидкость) гормонами, выpaбатываемыми железами внутренней секреции.
Эндокринология – наука, изучающая строение и функцию эндокринных желез продукты их жизнедеятельности – гормоны, а также заболевания связанные с нарушениями, функций этих желез.
Железы внутренней секреции (эндокринные) – структуры, не имеющие выводных протоков, выделяющие свои биологически активные вещества (гормоны) в кровь или лимфу.
Гормоны – биологически активные вещества, которые поступают в кровь и регулируют работу организма.
Эндокринные заболевания – группа болезней человека, связанная с нарушением работы желез внутренней секреции.
Гиперфункция – повышение функции работы железы внутренней секреции, которая выpaбатывает большое количество гормона, что может привести к заболеванию.
Гипофункция – недостаточная функция работы желез внутренней секреции, которая выpaбатывает малое количество гормона, что приводит к заболеваниям.
Учитель. Гумopaльная регуляция – наиболее древняя форма регуляции. Химические соединения, образующиеся в организме в процессе жизнедеятельности, поступают в кровь и тканевую жидкость, вместе с ними переносятся ко всем органам, регулируя их работу и обеспечивая их взаимодействие. В ходе эволюции у животных возникли органы, специализирующиеся на выделении таких регуляторных химических соединений – гормонов. Это железы внутренней секреции, называемые также эндокринными. Они располагаются в разных местах нашего организма.
Гормоны оказывают специфическое действие на обмен веществ, рост и развитие организма. Такое действие гормонов называют гумopaльной регуляцией. Выделение гормонов эндокринными железами осуществляется при участии нервной системы, поэтому некоторые эндокринные нарушения связанны с нарушениями работы нервной системы.
В эндокринную систему человека входят небольшие по величине и различные по своему строению и функциям железы внутренней секреции: гипоталамус, гипофиз, щитовидная железа, паращитовидные железы, тимус (вилочковая железа), надпочечники, поджелудочная и пoлoвые железы. Все вместе взятые они весят не более 100 г., а количество выpaбатываемых некоторыми железами гормонов исчисляется миллиардными долями грамма (рис. 1).
Рисунок 1
Между железами внутренней секреции, как правило, нет прямых анатомических связей, но существует тесная взаимозависимость их функций. Их работу можно сравнить с игрой хорошего оркестра – каждая железа уверенно и тонко ведет свою партию, а в роли дирижера выступает главная железа внутренней секреции – гипофиз, подчиняющийся отделу центральной нервной системы – гипоталамусу.
Механизм взаимодействия между нейрогормонами гипоталамуса, тропными гормонами гипофиза и гормонами периферических желез внутренней секреции отработан длительным эволюционным развитием и весьма надежен. Но достаточно сбоя в одном звене этой сложной цепи, чтобы произошло нарушение количественных, а порой и качественных соотношений во всей системе, влекущее за собой различные эндокринные заболевания.
Сегодня мы разберем работу каждой железы.
Ученик. Гипофиз – это бобовидное образование массой 0,5–0,6 г, располагающееся в костном углублении дна черепа, названном турецким седлом (рис. 2). Гипофиз состоит из трех долей: передней, средней и задней. Большая по размерам передняя доля гипофиза выделяет 8 гормонов. Один из них гормон роста (соматотропный) – стимулирует рост скелета, активизирует биосинтез, способствует увеличению тела. Впервые предположение о выделении гипофизом специфического гормона роста было высказано в 1921 году американскими учеными Эвансом и Лонгом. Соматотропный гормон определяет рост человека, сначала увеличивая его, а затем обеспечивая постоянство этого важного показателя. Средняя доля гипофиза у низших позвоночных секретирует меланотропный гормон, регулирующий изменения цвета кожи. У человека эта доля гипофиза обнаруживается только в детстве (и при беременности) и никаких функций не выполняет. Задняя доля гипофиза выpaбатывает гормоны вазопрессин и окситоцин.
Рисунок 2
Вазопрессин (антидиуретический гормон) участвует в регуляции водно-солевого обмена, окситоцин стимулирует сокращение мускулатуры матки на поздних стадиях беременности.
Учитель. Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, гномы, дядя Степа, Гулливер и лилипуты – эти сказочные герои имели прототипов в реальной жизни. Карликовость может быть наследственно обусловленной, и тогда при рождении обнаруживается малый рост ребенка – 20–25 см, при массе 500–1500 г. Это патология – гипофизарный нанизм. Такие дети рождаются в срок, все пропорции тела у них сокращены, развитие протекает нормально и дальше. Они могут заниматься трудовой деятельностью, способны к деторождению. Продолжительность жизни – как у всех людей. В жизни их называют лилипутами (рис. 3).
Рисунок 3
Ученик. Одним из самых известных карликов был Йозеф Боруславский – «Граф», родившийся в 1739 году в Польше. При рождении его рот был 20 см, в возрасте одного года – 35 см, в 25 лет 89 см. В день его 30-летия, его рост был равен 1 м. Прожил он 98 лет. Самый низкорослый карлик проживает в Санта-Доминго (Доминиканская Республика). Он родился в 1968 г., в 1987 г. его рост был 72 см, а вес – лишь 6,81 кг. Остальные члeны его семьи имеют обычные размеры.
Учитель. Гигантизм – это увеличение роста из-за повышенной продукции гормона роста. Обычно это происходит при развитии опухоли гипофиза, которая при отсутствии лечения приводит к гибели больного в возрасте 20–30 лет. Если гиперфункция гипофиза возникла в детском возрасте, то размеры тела увеличиваются пропорционально. Рост людей, страдающих гигантизмом, может превышать 2,5 м.
Ученик. Самый высокий мужчина, Роберт Уэдлоу, родился в США в 1918 году. К 5 годам он вытянулся до 163 см и весил 43 кг, в 10 лет эти показатели составили 196 см и 95 кг, в 15 лет – 234 см и 161 кг, в 22 года – 272 см и 199 кг. Скончался он в 1940 году.
Самой высокой женщиной (231,7 см) считается Сэнди Аллен. Родилась она в Чикаго в 1955 году и весила 2,91 кг. В 1977 году ей была сделана операция, после которой женщина перестала расти.
Учитель. Если увеличение секреции соматотропного гормона возникает в зрелом возрасте, когда рост тела закончился, то это приводит к заболеванию, называемому акромегалией. У больных наблюдается общее ожирение, увеличение нижней части лица (нос расширен, губы утолщены, язык не помещается во рту), стоп и кистей рук. Рост при этом остается нормальным, поскольку в этом возрасте кости уже утратили способность к росту. Увеличение продукции соматотропина влечет за собой синтез других гормонов.
Ученик: В 1958 г. умер Роберт Ходжест, самый тяжелый в мире человек. В 32 года при росте 160 см. он имел массу 468 кг. Окружность его талии превышала 3 м., предплечья – 1 м. Чудовищная масса тела Роберта Ходжеста была следствием нарушения деятельности гипофиза после перенесенного в детстве коклюша.
Учитель: Передняя доля гипофиза выpaбатывает тиреотропный гормон, который способствует образованию гормона щитовидной железы тироксина.
Ученик. Щитовидная железа состоит из двух соединенных узким перешейком долей. Это самая крупная железа внутренней секреции. У взрослого человека она весит от 25 г до 60 г (в среднем 28 г) и располагается спереди по бокам трахеи. Она имеет важное значение для нормальной жизнедеятельности организма. Гормоны щитовидной железы, тироксин и трийодтиронин, содержат в своем составе йод – элемент, поступление которого в организм ограничено. Природа позаботилась о том, чтобы щитовидная железа имела запас йода: хотя ее масса не превышает 0,5 % от массы тела, в ней содержится 25 % всего йода в организме человека. Существует специальный механизм, позволяющий железе извлекать неорганический йод из крови и увеличивать его концентрацию в 500 раз. Таким свойством не обладает больше не один орган. При недостатке йода синтез гормонов снижается. Хронический недостаток йода сопровождается хроническим гипотиреозом, приводящим к кретинизму у детей и микседеме у взрослых (рис. 4).
Рисунок 4
Кроме тиронинов С-клетки щитовидной железы выpaбатывают гормон кальцитонин. Мишенью кальцитонина являются кости, он снижает резорбцию кальция из костной ткани, что сопровождается уменьшением содержания ионов кальция и фосфата в крови.
Ученик. При врожденном гипотиреозе, когда функции щитовидной железы понижены и в кровь поступает крайне мало гормона тироксина, первым страдает мозг. Он остается недоразвитым, и если срочно не принять меры, у ребенка развивается кретинизм – умственная отсталость. Тормозится и физическое развитие, ребенок плохо держит голову, поздно начинает сидеть и ходить.
Микседема развивается у взрослых и проявляется в заторможенности, постоянной сонливости, заметном ухудшении памяти, снижении работоспособности. Человек становится вялым, безучастным ко всему, ему даже в теплую погоду становится холодно. Это объясняется тем, что из-за недостатка тиреоидинов ткани организма поглощают меньше кислорода и, соответственно, продуцируют меньше тепла, поэтому кожа у таких людей всегда сухая и холодная.
Учитель. Гипертиреоз – повышение выработки тиреоидных гормонов – редко возникает из-за избытка йода, поскольку лишний йод выводится почками. Причиной гипертиреоза чаще является патология гипофиза, при которой он производит больше тиреотропного гормона, или ТТГ (обычно под действием ТТГ-релизинг-фактора гипоталамуса), стимулирующего синтез тироксина в щитовидной железе. Под действием ТТГ щитовидная железа увеличивается, при этом может образоваться тиреотоксический зоб (базедова болезнь), сопровождающийся пучеглазием, сердцебиением, потливостью, нервными расстройствами (рис. 5).
Рисунок 5
Эндемический зоб возникает из-за недостатка йода в питьевой воде и пище. В Швейцарии резко снизились заболевания зобом и кретинизмом, когда в обязательном порядке жителям стали прописывать йод, ввели в употрeбление йодированные соль или хлеб.
Ученик. Спорадический, или рассеянный зоб не связан с природными очагами. Он возникает как результат употрeбления пищевых продуктов или лекарств, которые блокируют усвоение йода. В Тасмании при употрeблении молока коров, питавшихся растениями рода барбариа, которые содержат антийодные вещества, у детей возникает зоб. Некоторые сорта капусты, репы, брюквы содержат естественные тиреостатические компоненты. Бездумное употрeбление преимущественно этих продуктов в ущерб другим может привести к спорадическому зобу. Питание должно быть разнообразным.
Учитель. Небольшие по размерам паращитовидные железы расположены под щитовидной железой на задней ее стенке. Обычно их четыре, но может быть две или больше четырех. Общий вес – 0,3 г. Но вес и размеры вовсе не отражают роль и значение того или иного органа. Паращитовидные железы выполняют очень важную функцию. В них образуется гормон – паратгормон, или паратирин. Являясь антагонистом кальцитонина, он регулирует фосфорно-кальциевый обмен. Мишенью паратирина является костная ткань и почки. Будучи антагонистом кальцитонина, он усиливает декальцинацию костей, в результате чего уровень кальция в крови повышается. В тоже время паратирин уменьшает реадсорбцию фосфатов из первичной мочи, в результате чего уровень фосфатов в крови снижается. Без паращитовидных желез организм существовать не может. Удаление их ведет к тетании – судорогам, непроизвольным подергиваниям мышц, параличу дыхательной мускулатуры и, в отсутствии лечения, к cмepти. Впервые заболевание тетанией описал в XIX в. немецкий патолог Ф. Реклингаузен, и с тех пор эта болезнь носит его имя. Еще в начале ХХ века операции по поводу зоба у людей часто приводили к тетании. Швейцарский хирург Теодор Кохер разработал метод удаления щитовидной железы, при котором часть ее вместе с паращитовидными железами обязательно остается. За это он был удостоен Нобелевской премии в 1909 г.
Ученик. Повышение выработки кальцитонина вызывает «вымывание» кальция из костей – возникает так называемый декальциноз скелета. Кости становятся непрочными, сначала очень гибкими, потом ломкими, возникают множественные переломы. На ранних стадиях резко возникает подвижность суставов, больные могут принимать неестественные позы, закладывать ноги за голову, скручиваться спиралью (гуттаперчевый мальчик). С развитием болезни уpoдливо деформируется скелет, выпадают зубы. В почках образуются камни. В паращитовидных железах могут возникать опухоли, приводящие к нарушению функции желез.
Учитель. Основной гормон эпифиза, или шишковидной железы – мелатонин. Функции гормона разнообразны. Он контролирует пигментный обмен, суточные и сезонные ритмы, процессы деления клеток, участвует в формировании зрительного восприятия образов и цветоощущения, сна и бодрствования (рис. 6).
Рисунок 6
Ученик. Эпифиз был известен уже 2 тыс. лет назад, но до сих пор эта железа размером с горошину и весом 0,5 г. запрятанная в самую глубину головного мозга и сверху прикрытая большими полушариями, остается загадкой. Индийские и тибетские философы считают его органом ясновидения. Шишковидная железа активна в течение всей жизни. При различных заболеваниях она ведет себя по-разному. Гормон мелатонин способен влиять и на гипофиз. Биологически активные вещества, секретируемые эпифизом, способны тормозить выработку гипофизом гормона роста. Эпифиз участвует в регуляции водно-солевого обмена. Он продуцирует К-фактор, активно влияющий на обмен калия. Эта железа играет роль главных биологических часов организма. Она поддерживает контакты со щитовидной железой, может задерживать развитие тиреотоксикоза.
Эпифиз имеет общее происхождение с глазами, поэтому его иногда называют третьим глазом (он выполняет функции фоторецептора у миноги, некоторых рептилий, например, гаттерии, и даже птиц).
Чтобы получить 1 мг мелатонина, необходимо использовать эпифизы от 750 быков.
Учитель. Передняя доля гипофиза выpaбатывает также адренокортикотропный гормон (АКТГ), который стимулирует деятельность надпочечников.
Ученик. Надпочечники – парный орган. Они как бы прилеплены к верхнему полюсу обеих почек. Анатомическое строение каждого надпочечника напоминает слоеный пирог: сверху жировая оболочка, под ней соединительно-тканная, затем идет корковый слой, а в самом центре – мозговой (рис. 7).
Рисунок 7
Корковый и мозговой слои выpaбатывают гормоны, влияющие на разные процессы жизнедеятельности организма. Надпочечники весят 5–6 г, мозговой слой составляет не более 20 % от общей массы железы. Основные гормоны надпочечников – адреналин и норадреналин – выделяются в кровь под действием нервных импульсов. Эти два родственных гормона важны для приспособительных реакций организма, особенно в экстремальных стрессовых ситуациях. При мобилизации всех внутренних резервов клетки мозгового вещества за считанные часы могут выбросить в кровь почти весь запас адреналина.
Учитель. Поступая в кровь, адреналин увеличивает силу и частоту сердечных сокращений, вызывает сужение мелких артерий, расширяет венечные сосуды сердца и скелетных мышц, обеспечивая этим органам хорошее кровоснабжение.
Ученик. Адреналин и энергетически обеспечивает приспособительные реакции. Он способствует повышению содержания в крови глюкозы – основного источника энергии, усиливает распад гликогена в печени. В мышцах этот гормон увеличивает образование молочной кислоты, которая в печени превращается в глюкозу. Он буквально «выгребает» запасы углеводов из различных депо. Одновременно адреналин тормозит секрецию инсулина, который, как известно, повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, чем снижает ее содержание в крови.
Ученик. Норадреналин по химическому строению и действию схож с адреналином. Он как бы продолжает и завершает реакции, которые возникают в организме под действием адреналина. В экстремальных ситуациях, например при кислородном голодании, снижении сахара в крови, надпочечники могут мобилизовать защитные силы организма.
Учитель. Гиперфункция надпочечников ведет к изменению вторичных пoлoвых признаков, нарушению обмена веществ, увеличению количества сахара в крови. Развивается болезнь Иценко – Кушинга с хаpaктерным ожирением лица и туловища, повышается артериальное давление, разрыхляется костная ткань, что ведет к самопроизвольным переломам костей.
Ученик. Гиперфункция надпочечников ведет к их атрофии. Корковый слой выpaбатывает недостаточно гормона кортина. Результатом атрофических изменений надпочечников является бронзовая болезнь. Для нее хаpaктерно общее нарушение обменных процессов, отсутствие аппетита, тошнота и рвота, боли в области живота. Больной быстро теряет в весе, наступает истощение, появляются темные пятна на слизистых оболочках губ, десен. Кожа лица и открытых частей тела приобретает цвет старой бронзы. Бронзовую болезнь И.С. Тургенев описывает в рассказе «Живые мощи»; «Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа, губ почти не видать – только зубы белеют и глаза, да из – под платка вылезают на лоб жидкие пряди желтых волос». Бронзовая болезнь впервые была описана английским врачом Т. Аддисоном и поэтому называется также аддисоновой болезнью, при которой нарушается обмен солей между кровью и тканями тела.
Учитель. Тимус или вилочковая железа (названная так из-за своей двурогой формы), лежит за гpyдиной. У новорожденных она очень крупная, весит 15 г (т.е. 0,5 % веса тела), а у взрослого 40-летнего человека масса этой железы не превышает 3 г (0,005 % веса тела). Получается, что железа с возрастом уменьшается в 100 раз. Если у взрослого человека, тимуса почти нет, и без него люди обходятся, живут нормально, так зачем он нужен в детском возрасте, да еще такой крупный? Может быть, природа ошиблась, – оставила как «след прошлого», рудимент?
Ученик. В 1960 году австралийские ученые показали, что тимус отвественнен за иммунитет – защиту организма от воздействия чужеродных факторов. В тимусе у новорожденных образуются лимфоциты (клетки иммунной системы), которые расселяются в другие органы (костный мозг, селезенку, лимфатические узлы). Удаление тимуса у новорожденных и детей раннего возраста приводит к ослаблению защитных сил и cмepти. Выполнив родоначальную функцию, тимус постепенно атрофируется, передавая свою роль другим органам.
Учитель. Тимус – это «кладовая» гормонов. В настоящее время из него получен 21 фактор, обладающий гормональными свойствами – от регуляции размножения и деятельности лимфоидных иммунных клеток до взаимодействия с другими гормонами. Главный гормон тимуса – тимозин – стимулирует развитие лимфоцитов.
Учитель. Поджелудочная железа среди эндокринных желез занимает особое место. Она функционирует не только как железа внутренней секреции, но является и одной из основных пищеварительных желез: выpaбатывает и поставляет в двенадцатиперстную кишку панкреатический сок, содержащий ферменты, необходимые для нормального пищеварения. Весит поджелудочная железа 70–120 г, длина ее 16–22 см. Эндокринная часть железы составляет 2–3 % массы. Секреторные клетки, выpaбатывающие гормоны, образуют специфические скопления – панкреатические островки (островки Лангерганса), разбросанные по всей железе, но больше всего их в хвостовом отделе. Основной гормон поджелудочной железы – инсулин, снижающий уровень сахара в крови и оказывающий влияние на жировой обмен (рис. 8).
Рисунок 8
Ученик. Интересна история открытия инсулина. В конце XIX века немецкие физиологи О. Минковский и И. фон Меринг, изучая регуляцию процесса пищеварения, в ходе экспериментов удаляли собакам поджелудочную железу. Служитель, убирая за собаками в клетках, обратил внимание, что на мочу слетается множество мух. Оказалось, что в моче собак, лишенных поджелудочной железы, содержится большое количество сахара.
Учитель. Клеточный состав островков Лангерганса неоднороден: исследователи обнаружили здесь разные клетки – А, В, Д, РР. Самые многочисленные В-клетки – 70 %; А-клетки – 20 %; Д-клетки – 5–8 %; РР-клетки 0,5–3 %. В-клетки первоначально синтезируют биологически неактивный проинсулин. Только после обработки специфическими ферментами в комплексе Гольджи проинсулин превращается в инсулин. В-клетки упаковывают готовую продукцию в особые секреторные гранулы и хранят до тех пор, пока не потребуется выделить инсулин в кровь. Когда в крови повышается уровень глюкозы, избыток глюкозы превращается в гликоген, который депонируется в печени и мышцах. Нарушение секреции инсулина ведет к сахарному диабету. У больного диабетом железа утрачивает способность реагировать на изменения содержания сахара в крови.
А-клетки синтезируют гормон глюкагон, который тоже регулирует уровень глюкозы. Глюкагон называют физиологическим антагонистом инсулина. Если инсулин депонирует избытки глюкозы, то глюкагон, напротив, включает механизмы, извлекающие гликоген из этих депо. Таким образом, он предотвращает сильное снижение уровня глюкозы в крови, которое может произойти при усиленной секреции инсулина.
Подобный антагонизм не мешает нормальной деятельности поджелудочной железы. Именно благодаря слаженной деятельности инсулина и глюкагона в здоровом организме содержание глюкозы в крови поддерживается на определенном уровне.
Ученик. Сахарный диабет – тяжелое заболевание. Организм утрачивает способность усваивать сахар, он накапливается в крови и выводится с мочой. Недостаток инсулина приводит к обезвоживанию тканей. Потеря воды организмом вызывает у больного жажду. Больной выделяет в сутки от 10 до 30 литров мочи. Содержание сахара в ней может достигать 5–10 % (в норме моча не содержит сахара). Наблюдается похудение, иногда, наоборот, ожирение. У диабетиков нарушается обмен жиров и белков. Белки расщепляются не полностью, промежуточные продукты вызывают тяжелое отравление организма. Нарушение нормальной функции поджелудочной железы вызывает серьезные сдвиги в обмене веществ. Знание физиологической основы этих процессов позволяет лечить диабет. Прежде всего, врач устанавливает правильную диету для больного. Важным средством лечения является введение инсулина.
Учитель. Гонады, или пoлoвые железы, – единственные эндокринные железы, которые различны у мужчин и женщин. Направляют их деятельность и задают ритм их гормональной активности гипоталамус и гипофиз (рис. 9).
Рисунок 9
Яичники – это женские пoлoвые железы. Их два – правый и левый. Каждый по форме напоминает миндальный орех, весит 6–8 г. В корковом слое яичников концентрируется основная масса фолликулов – специфических контейнеров, в которых созревают яйцеклетки, и источников эстрогенов – женских пoлoвых гормонов. Главная задача яичников – подготовить организм к оплодотворению. Продукция эстрогенов подчиняется строгому ритму и носит циклический хаpaктер. В период созревания яйцеклетки продуцируют гормон прогестерон. Этот важный гормон во время беременности подавляет рост новых фолликулов и готовит организм к вынашиванию плода. Функционируют яичники с 12–14 лет. С возрастом они прекращают выполнять свою функцию.
Яички, или семенники, – мужские пoлoвые железы. Они выpaбатывают мужские пoлoвые клетки – cпepматозоиды – и выделяют в кровь мужские пoлoвые гормоны – андрогены. Этот парный орган расположен в мошонке. Рост их происходит в период пoлoвoго созревания (14–17 лет). Каждое яичко состоит из своеобразных долек, внутри проходят семенные кaнaльцы. В среднем цикл созревания мужских пoлoвых клеток составляет 75 дней, но созревают не все клетки одновременно. Продукция полноценных cпepматозоидов начинается в период пoлoвoго созревания и заканчивается к 60 годам.
В соединительно-тканной оболочке кaнaльца разбросаны клетки Лейдинга. Они служат поставщиком гормонов-андрогенов, главным из которых является тестостерон. Под влиянием тестостерона в период пoлoвoго созревания идет развитие вторичных признаков. Интересно, что при всем анатомическом различии женских и мужских пoлoвых желез химическая структура гормонов во многом сходна.
Вопросы для закрепления.
- Работа, каких желез регулируется гипофизом? (Гипофиз регулирует работу щитовидной железы, надпочечников, пoлoвых желез).
- Известно, что в подавлении Парижской коммуны принимал участие французский политик Тьер, человек карликового роста с большой головой. Каким заболеванием, обнаружившимся в самом раннем детстве, он страдал – гипофизарной недостаточностью или поражением щитовидной железы? (Тьер страдал гипофизарной недостаточностью. В отличие от кретинизма, вызываемого щитовидной железы, гипофизарная недостаточность не связана с отставанием в умственном развитии. Тьер был жестоким и хитрым политиком, которому нельзя было отказать в уме).
Это интересно.
Гипофиз связывают с мозгом 100 тысяч нервных волокон.
1 грамм инсулина способен понизить уровень сахара в крови у 125 тысяч кроликов.
За 1 минуту через 100 граммов щитовидной железы проходит 560 миллилитров крови, почки – 150 миллилитров, мышцей, находящейся в состоянии покоя, – 12 мл.
В 1923 году канадские физиологи Фредерик Бантинг и Джон Маклеод получили Нобелевскую премию в области физиологии и медицины за открытие и выделение инсулина.
В 1958 году Фредерик Сэнгер установил структуру инсулина, за что получил Нобелевскую премию по химии.
Гипоталамус и гипофиз – основные звенья эндокринной системы – послужили объектами исследований, которые три раза завершались присуждением их исполнителям Нобелевской премии. В 1947 году высшего научного признания был удостоен аргентинский ученый Бернардо Усай (Houssay) за открытие роли гипофиза в обмене сахара (несахарный диабет).
В 1955 году лауреатом Нобелевской премии стал американский биохимик Винсент Дю Винью. Который синтезировал окситоцин и вазопрессин.
В 1977 году американские ученые выделили в чистом виде из гипоталамуса высокоактивные регуляторы деятельности гипофиза – либерины и статины.
В 1950 году американский ученый Э. Кендалл выделил гормон надпочечников – кортизон.
Литературные источники.
- Словарь-справочник Биология для школьников. –Екатеренбург: У-Фактория, 2000.
- Зверева И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1978.
- Галактионов С. Биологически активные. – М.: Молодая гвардия, 1988.
- Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М.: Просвещение, 1975.
- Залесский М. Занимательная анатомия. – М.: Росмэн, 2000.
- Энциклопедия для детей Аванта+. Человек. Том 18. – М.: Аванта, 2002.
- Биология для школьников. – М.: Школьная пресса. – 2007. – № 2.
Комментарии:
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
31 05 2025 12:40:45
Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....
30 05 2025 16:31:20
Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень).
Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников.
Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....
29 05 2025 5:32:10
Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....
28 05 2025 11:50:30
Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....
27 05 2025 22:52:26
Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...
26 05 2025 5:49:39
Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....
25 05 2025 19:46:15
Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека.
...
24 05 2025 1:58:22
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
23 05 2025 6:19:45
Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах.
...
22 05 2025 12:46:29
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
21 05 2025 21:59:57
Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
20 05 2025 21:19:44
Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....
19 05 2025 20:43:16
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
18 05 2025 5:48:44
Организация такого урока предполагает:
– большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний;
– наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой;
– достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке;
– наличие четкого плана действий для каждой группы.
...
17 05 2025 22:20:52
Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....
16 05 2025 9:49:59
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
15 05 2025 1:41:58
Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....
14 05 2025 10:16:49
Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...
13 05 2025 10:23:45
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
12 05 2025 10:38:57
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
11 05 2025 9:28:13
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении.
...
10 05 2025 6:44:52
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
09 05 2025 6:11:25
Основные цели урока – углубить теоретические знания, полученные на уроке; научиться решать задачи по генетике пола. ...
08 05 2025 23:10:48
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
07 05 2025 23:16:33
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
06 05 2025 8:28:24
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
05 05 2025 18:43:28
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
04 05 2025 20:55:56
Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях.
...
03 05 2025 22:53:28
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
02 05 2025 6:29:12
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
01 05 2025 10:16:25
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами.
...
30 04 2025 3:13:46
Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....
29 04 2025 23:23:38
Мастерская - нетрадиционная форма организации личностно-ориентированного образовательного процесса, которая предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний и личностных смыслов, собственной картины мира и ценностного отношения к нему. Предложенная мастерская соответствует учебной теме "Строение животной клетки". Используется прием метафорических аналогий, которые будят воображение, вызывают необходимость в приобретении научных знаний, обеспечивают успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...
28 04 2025 8:39:27
Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....
27 04 2025 18:12:35
Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению.
...
26 04 2025 16:13:10
Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....
25 04 2025 2:35:52
Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....
24 04 2025 1:38:35
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
23 04 2025 20:38:13
Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины»....
22 04 2025 1:51:46
Наиболее важным при этом является дифференцировка клеток наружного и внутреннего слоев...
21 04 2025 17:47:13
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
20 04 2025 22:42:41
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
19 04 2025 19:27:41
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
18 04 2025 16:31:20
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
17 04 2025 22:29:33
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
16 04 2025 11:58:28
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
15 04 2025 10:51:35
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
14 04 2025 2:34:24
Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....
13 04 2025 13:15:39
Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....
12 04 2025 3:49:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::