Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл

Тема: «Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл».

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение их в знакомой и новых учебных ситуациях, проверки усвоения системы знаний и умений средствами игровой технологии.

Цели по содержанию:  

образовательная – расширить знания обучающихся по данной теме, сформировать понятие о проблемах обращения с отходами на территории РМЭ.
Развивающая – продолжить обучение умениям устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, самостоятельно  работать с дополнительной литературой.
Воспитательная – способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе, воспитанию экологически грамотного человека.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

  1. Проблемы обращения с отходами на территории РМЭ ( материалы Республиканской научно – практической конференции обучающихся)
  2. Газета «Марийская правда».
  3. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы.
  4. Песочные часы.

Ход урока

Этап урока (деловой игры)

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

1.Оргмомент
(подготовка материального обеспечения игры)

Приветствует обучающихся. Проверяет их готовность к работе. Сообщает о том, что урок пройдёт в необычной форме – в форме игры. Каждый ученик станет участником молодёжной научной конференции «Выбор пути в будущее», в ходе которой узнает об актуальной экологической проблеме Марий Эл. Объявляет тему урока. Сообщает, что на научной конференции (уроке) будет работать шесть групп.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места.
Записывают тему в тетрадь (протокол конференции).

2.Целеполагание и мотивация (ввод в игру)

Проблема:
Человек один из 3 млн. биологических видов, живущих на Земле. Однако он не только представитель живой природы, но и социальная личность. Среда обитания человека – совокупность всех условий живой и неживой природы, а так же материальные и культурные ценности, созданные им же. А где цивилизация – там и отходы, причём порой весьма небезопасные. А отходы имеют привычку копиться. И если не решить эту  проблему сейчас, то, в конце концов, человека могут вытеснить с лица планеты отходы. В РМЭ в год образуется более 321 тыс. тонн отходов производства плюс бытовые отходы от населения – 175 тыс. тонн.
Знакомит с планом конференции (Приложение 1), целями конференции (Приложение 2), эпиграфом конференции (Приложение 3).

Знакомятся с планом проведения конференции, с целями и эпиграфом конференции.

3.Актуализация знаний и умений (инструктаж)

Перед началом выступлений учеников сообщает о правилах игры (Приложение 4).
Организует работу в группах, даёт задания (Приложение 5), напоминает алгоритм работы, предлагает источники информации. Напоминает правила дискуссии.

Планируют работу в соответствии с правилами игры.

4.Изучение нового учебного материала (работа проблемных групп).

Наблюдает за деятельностью обучающихся, консультирует. Направляет деятельность учеников, предлагает дополнительные источники информации.

Отвечают на вопросы. Работают с источниками информации.

5.Закрепление и применение учебного материала (межгрупповая дискуссия).

Корректирует ответы и помогает заполнять таблицу в тетради. (Приложение 6)
Между выступлениями групп проходит защита поделок из бросового материала.  (Опережающее домашнее задание).
Проводит викторину. (Приложение 7).

Выступают представители групп, знакомят одноклассников со своими результатами работы. По ходу выступления обучающиеся заполняют таблицу, защищают проекты, отвечают на вопросы.

6. Подведение итогов урока (рефлексия)

Обращает внимание обучающихся на достижение цели урока. Создаёт условия для анализа деятельности, высказывает собственное суждение о достижении цели занятия. Подводит итоги. Зачитывает проект решения конференции.(Приложение 8).
Объявляет отметки за урок. Собирает тетради на проверку.

Убеждаются в достижении цели урока, анализируют результаты своей деятельности. Принимают решение конференции. Высказывают предложения по совершенствованию игровой деятельности. Сдают тетради.

7. Информация о домашнем задании.

Объясняет домашнее задание: выполняют одно задание по выбору:
- составить вопросы к  викторине «Что мы знаем об отходах»;
- составить кроссворд на данную тему для учеников 7 – 9 классов;
-подготовить текст выступления и презентации перед учениками школы во время экологического месячника по темам:1.Как правильно обращаться с ртутьсодержащими приборами2.Чем опасно захламление территории твёрдыми бытовыми отходами3.Почему нельзя жечь отходы?
4.Принять участие в Международной акции в защиту животных ( сбор подписей, организация субботников по уборке территорий)

Выбирают задание и записывают в дневник.  

 Приложение 1.

План конференции.

1.Проблемы:

а) отсутствие учёта образования и размещения отходов;
б) сжигание отходов.

2.Ртутьсодержащие отходы.
3. Утилизация жидких отходов III –IV классов опасности.
4. Твёрдые бытовые отходы (ТБО).
5.Сбор вторичных ресурсов.
6.Научно – исследовательские работы, новые безотходные или малоотходные технологии.

Приложение 2.

Цели конференции (урока).

1.Выяснить, какие существуют проблемы обращения с отходами на территории РМЭ, пути их решения.
2. Продолжить учиться:

а) работать с дополнительной литературой;
б) выделять главное;
в) высказывать своё мнение;
г)  учиться слушать других людей;
д) составлять вопросы;
е) понимать необходимость быть экологически грамотным человеком.

Приложение 3.

Эпиграф

«Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». (Антуан Де Сент –Экзюпери).

Приложение 4.

Правила игры.

1.В игре принимает участие весь класс.
2. руководит игрой учитель.
3.Каждый ученик работает над одной проблемой (в группе), выступает, соблюдая регламент.
4.Каждый ученик отвечает на вопросы викторины (фронтально).
5.Каждая группа проводит защту поделок из бросового материала.
6.Вопросы, возникающие по мере выступления групп, записывают в тетради.
7.В конце урока высказывают суждения о выступлениях одноклассников.

Приложение 5.

Задания группам.

1 группа.
Проблемы:

1.Отсутсвие учёта образования и размещения отходов.
2.Сжигание отходов.

Цель: понять, почему важны знания об учёте и отсутствии размещения отходов, чем вредно сжигание отходов.

Задание:

1. Прочтите информацию.
2. Ответьте на вопросы:
а) Почему нужен мониторинг?
б) Какие права даны контролирующим органам?
в) Почему нельзя сжигать отходы? Подберите примеры из периодики.
3.Заполните таблицу в тетради.

2 группа.

Проблема: ртутьсодержащие отходы.

Цель: понять, чем вредны ртутьсодержащие отходы, в чём суть проблемы, как решается она в РМЭ.

Задание:

1. Прочтите информацию.
2. Ответьте на вопросы:

а) К какому классу опасности относиться ртуть?
б) Главная опасность этого металла?
в) Приведите примеры использования ртути в сфере потребления.
г) Действия человека при нарушении целостности прибора, где используется ртуть?
д) Как решается проблема утилизации отработанных люминесцентных ламп, медицинских термометров и т.д.?

3.Заполните таблицу в тетради.

3 группа.

Проблема: утилизация жидких отходов III –IV классов опасности

Цель: выяснить какие жидкие отходы относятся к III –IV классу опасности, какой вред они могут принести окружающей среде, как это можно предотвратить.

Задание:

1. Прочтите информацию.
2. Ответьте на вопросы:

а) Приведите примеры жидких отходов III –IV классов опасности.
б)  Где расположен полигон для промышленных отходов?
в) Характеристика нефти.
г) Какой вред окружающей среде могут нанести нефть и вещества, полученные на её основе?

3.Заполните таблицу в тетради.

4 группа.

Проблема: твердые бытовые отходы (ТБО).

Цель: выяснить, что такое ТБО, проблемы, связанные с ними, пути решения этих проблем.

Задание:

1. Прочтите информацию.
2. Ответьте на вопросы:

а) Как называется общепринятое место захоронения ТБО?.
б)  Проблемы. Примеры.
в) Пути решения. Примеры.

3.Заполните таблицу в тетради.

5 группа.

Проблема: сбор вторичных ресурсов.

Цель: выяснить какие проблемы может решить сбор вторичных ресурсов.

Задание:

1. Прочтите информацию.
2. Ответьте на вопросы:

а) Приведите примеры вторсырья.
б)  Какая работа по сбору вторсырья ведётся в РМЭ? Примеры.
в) Примеры, доказывающие необходимость организации сбора вторичных ресурсов.

3.Заполните таблицу в тетради.

6 группа.

Проблема: научно – исследовательские работы, новые безотходные или малоотходные технологии.

Цель: понять, что наука и практика тесно взаимосвязаны, доказать, что на территории РМЭ ведутся НИРы по данной проблеме, на производстве используются безотходные технологии.

Задание:

1. Прочтите информацию.
2. Ответьте на вопросы:

а) Приведите примеры научно – исследовательских работ по данной проблеме учёных Марий Эл.
б) Какую интересную безотходную технологию используют на одном из заводов РМЭ?

3.Заполните таблицу в тетради.

Приложение 6.

Проблемы обращения с отходами на территории РМЭ.

Проблема

Суть проблемы

Пути решения

Вопросы

1.Отсутствие учёта и размещения отходов.

На предприятиях нет данных об образовании отходов. И куда эти отходы делись.

Строгий контроль, воспитание экологической культуры у населения РМЭ

Какие права даны контролирующим органам?

Приложение 7.

Викторина «Что мы знаем об отходах»

1.Какая отрасль промышленности даёт наибольшее количество отходов? (добывающая)
2. В РМЭ  на 1 месте по образованию отходов стоит...? (деревообработка)
3.Как систематизируют отходы производства и потребления по признаку опасности?
(I –IV классы опасности, I – самые опасные (ртуть), IV – наименее опасные (бумага) )
4.Составьте цепочку явлений, показывающих взаимосвязь между сжиганием соломы и здоровьем человека: сжигание соломы, выращивание растений, использование ядохимикатов, болезни, накопление в растениях, попадание в воздух.
5. Основная опасность ртути? (летуча)
6. Приведите примеры, доказывающие связь между сбором вторсырья и охраны леса.
(1 т макулатуры – 0,7 т бумаги – 4, 4 куб. м  древесины)
7. Каким образом ученики нашей школы могут участвовать в решении проблемы обращения с отходами на территории РМЭ?

Приложение 8.

Проект решения молодёжной конференции «Выбор пути в будущее»

1.Продолжить совершенствовать экологические знания,  изучать экологические проблемы Марий Эл.
2. Принять участие в школьном экологическом месячнике.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Методы работы И.В.Мичурина. Описание методов селекции

Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....

25 06 2021 22:48:43

Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)

Методическая разработка по программе В. В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....

25 06 2021 6:35:23

Лабораторный практикум по биологии в 10-м классе по теме "Клетка"

Лабораторный практикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Практикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией. ...

25 06 2021 19:34:37

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

25 06 2021 23:49:38

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

25 06 2021 15:19:55

Урок биологии. Тема: "Естественный отбор". 10–11-й класс

При проведении урока рекомендуется использование интерактивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....

25 06 2021 20:33:37

Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

25 06 2021 20:52:22

Движущие силы антропогенеза. 11-й класс

Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....

25 06 2021 6:27:57

Программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...

25 06 2021 22:29:51

Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....

25 06 2021 0:32:39

Обобщающий урок-семинар по теме "Селекция животных, растений и микроорганизмов"

Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: « Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....

25 06 2021 1:24:24

Разработка урока "Игра-симпозиум с маской Откровения" — "Спид — болезнь поведения"

Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской « Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого смертельного недуга....

25 06 2021 2:37:20

Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии

В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования И К Т на современном уроке....

25 06 2021 4:14:22

Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся

Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....

25 06 2021 20:25:59

Урок "Размножение и развитие организмов"

Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

25 06 2021 19:58:36

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

25 06 2021 6:56:53

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Налицо существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране, связанное с различными причинами, в связи с этим не случайно одним из направлений деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему....

25 06 2021 10:13:24

Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"

Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные умения....

25 06 2021 4:33:13

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса « Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: « Проводы зимы», « Масленица» и т.д....

25 06 2021 20:37:53

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека. ...

25 06 2021 6:21:29

Интеллектуальная игра "Знатоки генетики"

Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме " Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....

25 06 2021 13:27:54

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме " Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

25 06 2021 7:10:23

Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"

На уроке биологии по теме " Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отрабатывается терминология, дети учатся работать в группах. ...

25 06 2021 13:38:18

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

На уроке учащиеся получают новые знания по теме " Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

25 06 2021 4:34:52

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

25 06 2021 15:40:56

Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"

Предлагается разработка урока по теме « Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии Т Р И З – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы. ...

25 06 2021 23:44:11

Открытый урок биологии

Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И. Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами. ...

25 06 2021 19:23:52

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

Урок обобщения знаний по теме " Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

25 06 2021 20:32:50

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

25 06 2021 16:21:14

Методическая разработка интеллектуальной игры "Литература и биология – мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии

Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....

25 06 2021 17:51:31

Мастерская "Биосинтез белка"

Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

25 06 2021 18:30:18

Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс

Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В. В. Пасечник. Авторы учебника В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 « Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....

25 06 2021 12:28:36

Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии

Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...

25 06 2021 18:12:31

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

25 06 2021 21:54:31

Урок биологии на тему "Анализаторы. Зрительный анализатор". 8-й класс

Форма организации урока с использованием технологий критического мышления позволяет объединить две функциональные задачи: объяснение нового учебного материала и развитие познавательного интереса к предмету. Эти технологии можно использовать на уроке любого типа, но в данном случае предлагается разработка урока-объяснения нового материала для 8-го класса по теме " Анализаторы. Зрительный анализатор". Это урок раздела анатомии " Координация и регуляция", первый в теме " Анализаторы"....

25 06 2021 11:28:35

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

25 06 2021 13:34:45

Определение пола. Наследование, сцепленное с полом. 9-й класс

Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией " Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....

25 06 2021 13:11:16

Урок биологии в 10-м классе на тему "История изучения клетки. Клеточная теория"

Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....

25 06 2021 3:54:45

Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...

25 06 2021 7:26:46

Урок по теме "Внутренняя среда организма и ее значение"

Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника « Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях. ...

25 06 2021 5:44:32

Внеклассное мероприятие по теме "Я познаю Байкал"

Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....

25 06 2021 19:38:20

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

Цели урока: обобщить знания по теме " Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

25 06 2021 12:12:17

Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....

25 06 2021 13:49:11

Интегрированное внеклассное мероприятие (биология + литература). Сценарий сказки "Волшебный сон"

Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....

25 06 2021 10:26:13

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме " Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

25 06 2021 15:12:45

Опыт разведения цветов на территории училища

Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....

25 06 2021 11:14:27

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

25 06 2021 13:44:28

Урок биологии по теме "Биосинтез белка"

Представлен конспект урока " Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной Р Н К, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с транспортной Р Н К, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и Р Н К, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....

25 06 2021 19:55:30

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

Урок " Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их практическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

25 06 2021 13:29:49

Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника " Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....

25 06 2021 1:37:49

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)