Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл


    Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл

Тема: «Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл».

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применение их в знакомой и новых учебных ситуациях, проверки усвоения системы знаний и умений средствами игровой технологии.

Цели по содержанию:  

образовательная – расширить знания обучающихся по данной теме, сформировать понятие о проблемах обращения с отходами на территории РМЭ.
Развивающая – продолжить обучение умениям устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, самостоятельно  работать с дополнительной литературой.
Воспитательная – способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе, воспитанию экологически грамотного человека.

Методы: репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

  1. Проблемы обращения с отходами на территории РМЭ ( материалы Республиканской научно – пpaктической конференции обучающихся)
  2. Газета «Марийская правда».
  3. Дидактические материалы для организации самостоятельной работы.
  4. Песочные часы.

Ход урока

Этап урока (деловой игры)

Деятельность  учителя

Деятельность учеников

1.Оргмомент
(подготовка материального обеспечения игры)

Приветствует обучающихся. Проверяет их готовность к работе. Сообщает о том, что урок пройдёт в необычной форме – в форме игры. Каждый ученик станет участником молодёжной научной конференции «Выбор пути в будущее», в ходе которой узнает об актуальной экологической проблеме Марий Эл. Объявляет тему урока. Сообщает, что на научной конференции (уроке) будет работать шесть групп.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места.
Записывают тему в тетрадь (протокол конференции).

2.Целеполагание и мотивация (ввод в игру)

Проблема:
Человек один из 3 млн. биологических видов, живущих на Земле. Однако он не только представитель живой природы, но и социальная личность. Среда обитания человека – совокупность всех условий живой и неживой природы, а так же материальные и культурные ценности, созданные им же. А где цивилизация – там и отходы, причём порой весьма небезопасные. А отходы имеют привычку копиться. И если не решить эту  проблему сейчас, то, в конце концов, человека могут вытеснить с лица планеты отходы. В РМЭ в год образуется более 321 тыс. тонн отходов производства плюс бытовые отходы от населения – 175 тыс. тонн.
Знакомит с планом конференции (Приложение 1), целями конференции (Приложение 2), эпиграфом конференции (Приложение 3).

Знакомятся с планом проведения конференции, с целями и эпиграфом конференции.

3.Актуализация знаний и умений (инструктаж)

Перед началом выступлений учеников сообщает о правилах игры (Приложение 4).
Организует работу в группах, даёт задания (Приложение 5), напоминает алгоритм работы, предлагает источники информации. Напоминает правила дискуссии.

Планируют работу в соответствии с правилами игры.

4.Изучение нового учебного материала (работа проблемных групп).

Наблюдает за деятельностью обучающихся, консультирует. Направляет деятельность учеников, предлагает дополнительные источники информации.

Отвечают на вопросы. Работают с источниками информации.

5.Закрепление и применение учебного материала (межгрупповая дискуссия).

Корректирует ответы и помогает заполнять таблицу в тетради. (Приложение 6)
Между выступлениями групп проходит защита поделок из бросового материала.  (Опережающее домашнее задание).
Проводит викторину. (Приложение 7).

Выступают представители групп, знакомят одноклассников со своими результатами работы. По ходу выступления обучающиеся заполняют таблицу, защищают проекты, отвечают на вопросы.

6. Подведение итогов урока (рефлексия)

Обращает внимание обучающихся на достижение цели урока. Создаёт условия для анализа деятельности, высказывает собственное суждение о достижении цели занятия. Подводит итоги. Зачитывает проект решения конференции.(Приложение 8).
Объявляет отметки за урок. Собирает тетради на проверку.

Убеждаются в достижении цели урока, анализируют результаты своей деятельности. Принимают решение конференции. Высказывают предложения по совершенствованию игровой деятельности. Сдают тетради.

7. Информация о домашнем задании.

Объясняет домашнее задание: выполняют одно задание по выбору:
- составить вопросы к  викторине «Что мы знаем об отходах»;
- составить кроссворд на данную тему для учеников 7 – 9 классов;
-подготовить текст выступления и презентации перед учениками школы во время экологического мecячника по темам:1.Как правильно обращаться с ртутьсодержащими приборами2.Чем опасно захламление территории твёрдыми бытовыми отходами3.Почему нельзя жечь отходы?
4.Принять участие в Международной акции в защиту животных ( сбор подписей, организация субботников по уборке территорий)

Выбирают задание и записывают в дневник.  

 Приложение 1.

План конференции.

1.Проблемы:

а) отсутствие учёта образования и размещения отходов;
б) сжигание отходов.

2.Ртутьсодержащие отходы.
3. Утилизация жидких отходов III –IV классов опасности.
4. Твёрдые бытовые отходы (ТБО).
5.Сбор вторичных ресурсов.
6.Научно – исследовательские работы, новые безотходные или малоотходные технологии.

Приложение 2.

Цели конференции (урока).

1.Выяснить, какие существуют проблемы обращения с отходами на территории РМЭ, пути их решения.
2. Продолжить учиться:

а) работать с дополнительной литературой;
б) выделять главное;
в) высказывать своё мнение;
г)  учиться слушать других людей;
д) составлять вопросы;
е) понимать необходимость быть экологически грамотным человеком.

Приложение 3.

Эпиграф

«Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». (Антуан Де Сент –Экзюпери).

Приложение 4.

Правила игры.

1.В игре принимает участие весь класс.
2. руководит игрой учитель.
3.Каждый ученик работает над одной проблемой (в группе), выступает, соблюдая регламент.
4.Каждый ученик отвечает на вопросы викторины (фронтально).
5.Каждая группа проводит защту поделок из бросового материала.
6.Вопросы, возникающие по мере выступления групп, записывают в тетради.
7.В конце урока высказывают суждения о выступлениях одноклассников.

Приложение 5.

Задания группам.

1 группа.
Проблемы:

1.Отсутсвие учёта образования и размещения отходов.
2.Сжигание отходов.

Цель: понять, почему важны знания об учёте и отсутствии размещения отходов, чем вредно сжигание отходов.

Задание:

1. Прочтите информацию.
2. Ответьте на вопросы:
а) Почему нужен мониторинг?
б) Какие права даны контролирующим органам?
в) Почему нельзя сжигать отходы? Подберите примеры из периодики.
3.Заполните таблицу в тетради.

2 группа.

Проблема: ртутьсодержащие отходы.

Цель: понять, чем вредны ртутьсодержащие отходы, в чём суть проблемы, как решается она в РМЭ.

Задание:

1. Прочтите информацию.
2. Ответьте на вопросы:

а) К какому классу опасности относиться ртуть?
б) Главная опасность этого металла?
в) Приведите примеры использования ртути в сфере потрeбления.
г) Действия человека при нарушении целостности прибора, где используется ртуть?
д) Как решается проблема утилизации отработанных люминесцентных ламп, медицинских термометров и т.д.?

3.Заполните таблицу в тетради.

3 группа.

Проблема: утилизация жидких отходов III –IV классов опасности

Цель: выяснить какие жидкие отходы относятся к III –IV классу опасности, какой вред они могут принести окружающей среде, как это можно предотвратить.

Задание:

1. Прочтите информацию.
2. Ответьте на вопросы:

а) Приведите примеры жидких отходов III –IV классов опасности.
б)  Где расположен полигон для промышленных отходов?
в) Хаpaктеристика нефти.
г) Какой вред окружающей среде могут нанести нефть и вещества, полученные на её основе?

3.Заполните таблицу в тетради.

4 группа.

Проблема: твердые бытовые отходы (ТБО).

Цель: выяснить, что такое ТБО, проблемы, связанные с ними, пути решения этих проблем.

Задание:

1. Прочтите информацию.
2. Ответьте на вопросы:

а) Как называется общепринятое место захоронения ТБО?.
б)  Проблемы. Примеры.
в) Пути решения. Примеры.

3.Заполните таблицу в тетради.

5 группа.

Проблема: сбор вторичных ресурсов.

Цель: выяснить какие проблемы может решить сбор вторичных ресурсов.

Задание:

1. Прочтите информацию.
2. Ответьте на вопросы:

а) Приведите примеры вторсырья.
б)  Какая работа по сбору вторсырья ведётся в РМЭ? Примеры.
в) Примеры, доказывающие необходимость организации сбора вторичных ресурсов.

3.Заполните таблицу в тетради.

6 группа.

Проблема: научно – исследовательские работы, новые безотходные или малоотходные технологии.

Цель: понять, что наука и пpaктика тесно взаимосвязаны, доказать, что на территории РМЭ ведутся НИРы по данной проблеме, на производстве используются безотходные технологии.

Задание:

1. Прочтите информацию.
2. Ответьте на вопросы:

а) Приведите примеры научно – исследовательских работ по данной проблеме учёных Марий Эл.
б) Какую интересную безотходную технологию используют на одном из заводов РМЭ?

3.Заполните таблицу в тетради.

Приложение 6.

Проблемы обращения с отходами на территории РМЭ.

Проблема

Суть проблемы

Пути решения

Вопросы

1.Отсутствие учёта и размещения отходов.

На предприятиях нет данных об образовании отходов. И куда эти отходы делись.

Строгий контроль, воспитание экологической культуры у населения РМЭ

Какие права даны контролирующим органам?

Приложение 7.

Викторина «Что мы знаем об отходах»

1.Какая отрасль промышленности даёт наибольшее количество отходов? (добывающая)
2. В РМЭ  на 1 месте по образованию отходов стоит...? (деревообработка)
3.Как систематизируют отходы производства и потрeбления по признаку опасности?
(I –IV классы опасности, I – самые опасные (ртуть), IV – наименее опасные (бумага) )
4.Составьте цепочку явлений, показывающих взаимосвязь между сжиганием соломы и здоровьем человека: сжигание соломы, выращивание растений, использование ядохимикатов, болезни, накопление в растениях, попадание в воздух.
5. Основная опасность ртути? (летуча)
6. Приведите примеры, доказывающие связь между сбором вторсырья и охраны леса.
(1 т макулатуры – 0,7 т бумаги – 4, 4 куб. м  древесины)
7. Каким образом ученики нашей школы могут участвовать в решении проблемы обращения с отходами на территории РМЭ?

Приложение 8.

Проект решения молодёжной конференции «Выбор пути в будущее»

1.Продолжить совершенствовать экологические знания,  изучать экологические проблемы Марий Эл.
2. Принять участие в школьном экологическом мecячнике.



Комментарии:

Урок для 7-го класса на повторение "Царство растений"


    Урок для 7-го класса на повторение "Царство растений"

      Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....

31 05 2025 9:36:43

Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)


    Разработка урока-семинара на тему "Происхождение человека" (11-й класс)

      На семинаре доказывается, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди. Изучаются эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека....

30 05 2025 13:40:52

Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...

29 05 2025 22:46:25

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

28 05 2025 6:35:19

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

27 05 2025 2:28:21

Места обитания и внешнее строение млекопитающих

Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....

26 05 2025 10:33:31

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"


    Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

25 05 2025 1:21:41

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

24 05 2025 9:57:34

Исследовательская деятельность учащихся по биологии


    Исследовательская деятельность учащихся по биологии

      Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....

23 05 2025 2:19:42

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора


    Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

      Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....

22 05 2025 15:24:13

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки

Пищеварение человека, виды и состав продуктов, добавки Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....

21 05 2025 19:24:27

Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"


    Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

20 05 2025 16:33:49

Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"


    Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"

      Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного пpaктикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...

19 05 2025 22:53:24

Викторина по биологии на тему "Живая природа"


    Викторина по биологии на тему "Живая природа"

      Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету. ...

18 05 2025 21:51:50

"Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП


    "Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП

      Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы". На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....

17 05 2025 16:22:44

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»


    Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

      Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

16 05 2025 12:32:23

Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"


    Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"

      Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....

15 05 2025 6:46:12

Биосфера. Свойства, границы, состав и функции биосферы

Биосфера. Свойства, границы, состав и функции биосферы Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....

14 05 2025 22:24:12

Внутреннее строение птиц


    Внутреннее строение птиц

      Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся, развивает мышление, осуществляет дифференцированный подход в обучении. Применение групповой работы показано на примере урока биологии в 7-м классе....

13 05 2025 20:17:53

Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области


    Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области

      В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....

12 05 2025 5:26:55

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

11 05 2025 4:48:36

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

10 05 2025 6:17:36

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок


    История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

      Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

09 05 2025 6:20:47

Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы


    Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы

      Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией. ...

08 05 2025 1:55:30

Эти загадочные Простейшие


    Эти загадочные Простейшие

      В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....

07 05 2025 7:35:12

Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"


    Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"

      Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....

06 05 2025 11:38:37

"Отношения организмов в сообществе". 5-й класс


    "Отношения организмов в сообществе". 5-й класс

      Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....

05 05 2025 7:57:38

Классификация цветковых растений. 6-й класс


    Классификация цветковых растений. 6-й класс

      Итоговый урок по теме. Призван выявить уровень знаний по теме, совершенствовать умения распознавать изучаемые виды в природе и на рисунках....

04 05 2025 22:39:22

"Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе


    "Органы пищеварения". Урок биологии в 7-м классе

      Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....

03 05 2025 22:22:28

Повышение мотивации и качества знаний учащихся информационными технологиями на интегрированных уроках эколого-биологического цикла

Представленный урок может служить примером повышения мотивации информационными технологиями. Урок обобщает знания учащихся о лекарственных растениях Ростовской области интеграцией знаний из области биологии, географии и экологии. Построен в форме игры, участвуют два педагога, один из которых выступает в образе сказочной «Травницы»....

02 05 2025 14:19:36

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

01 05 2025 10:37:55

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

30 04 2025 21:33:40

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....

29 04 2025 9:39:59

Разработка урока по теме "Тип Губки"


    Разработка урока по теме "Тип Губки"

      Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....

28 04 2025 13:27:17

Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"


    Программа элективного курса для учащихся 10–11-х классов "Наследственность и здоровье"

      Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...

27 04 2025 11:13:57

Береги здоровье смолоду


    Береги здоровье смолоду

      Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....

26 04 2025 2:53:46

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....

25 04 2025 7:28:36

Урок биологии в 8-м классе по теме "Гигиена питания"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Гигиена питания"

      Тип урока: изучение нового материала, с использованием проектного метода и представлением презентаций. Время проведения урока – 90 минут (2 спаренных урока). Для проведения проекта дан подробный методический паспорт. На уроке применяется самостоятельная работа с научно-методической литературой, выполнение лабораторной работы, обобщение знаний, создание мини-проектов. ...

24 04 2025 19:22:59

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс


    Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

      «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

23 04 2025 3:21:52

Движение крови по сосудам. Кровяное давление


    Движение крови по сосудам. Кровяное давление

      Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями? ...

22 04 2025 20:20:53

Пищеварение в ротовой полости. Глотание


    Пищеварение в ротовой полости. Глотание

      Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...

21 04 2025 6:41:14

Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике


    Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике

      При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...

20 04 2025 5:34:31

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"


    Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

      Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

19 04 2025 3:11:15

Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"


    Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"

      Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

18 04 2025 15:38:55

Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая


    Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая

      Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....

17 04 2025 1:23:23

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

16 04 2025 6:34:35

Разработка урока "Клеточное строение организмов"


    Разработка урока "Клеточное строение организмов"

      Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...

15 04 2025 0:57:13

Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"


    Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"

      Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...

14 04 2025 5:55:29

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"


    Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

      Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

13 04 2025 10:58:44

Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"


    Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"

      Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы. ...

12 04 2025 0:33:42

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::