Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"

Задачи урока:
Образовательные:
- формировать у учащихся новых анатомо-физиологических понятий об органе зрения, гигиене органа зрения;
- выяснить механизм восприятия света и цвета при помощи фоторецепторов;
- рассмотреть вопрос о достоверности получаемой информации и выявить природу иллюзий;
- дать знания о том как формируется изображение на сетчатке.
Развивающие: формировать умений выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, рецензировать ответы товарищей.
Воспитательные:
- сформировать научное мировоззрение, показывая анатомо-физиологическое сходство зрительного анализатора млекопитающих и человека;
- научно обосновать правила гигиены зрения в целях гигиенического воспитания.
Оборудование: таблица – орган зрения, компьютер, проектор, экран, презентация «Зрительный анализатор».
Тип урока: лекция.
Ход урока
I. Организационый момент.
II. Повторение пройденного – проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос по базовым вопросам:
- С помощью каких органов осуществляется связь нервной системы с внешней средой?
- Какими свойствами обладают рецепторы?
- Дать понятие «анализатор»?
- Объясните, почему только взаимосвязь всех частей анализатора является необходимым условием для его работы?
III. Изучение нового материала
Наш мир полон света. На большей части земного шара солнце утром восходит и вечером заходит, причем неизменно повторяется 24-часовой цикл с чередованием светлого и темного времени суток. Свет — основа жизни, У земляного червя фоторецепторы рассеяны по всему телу, и хотя у него нет глаз, его примитивная нервная система способна реагировать на свет. (слайд 1, приложение)
Однако у более сложных организмов имеются глаза, разнообразные по строению. (слайд 2, приложение)
Для зрения необходимы именно глаза — сложная система фоторецепторов, связанных с центрами головного мозга, способными принимать и анализировать поступающие от них нервные импульсы. (слайд 3, приложение)
Глаз человека — сложный орган, обpaбатывающий и воспринимающий попадающие в него световые лучи. Важную роль играют также брови, веки и ресницы. Они защищают глаза от слишком яркого света, от высыхания и инородных тел, которые могут в него попасть. Слизистая оболочка века выpaбатывает увлажняющую глаз жидкость. (слайд 4, приложение)
Рисунок на радужной оболочке глаза столь же уникален, как отпечатки пальцев.(слайд 5) От радужной оболочки отходят гладкие мышцы, которые образуют строго индивидуальный узор. Основанные на сканировании радужной оболочки системы безопасности можно использовать для установления личности. (слайды 6-8, приложение)
Восприятие света и цвета (слайд 9, приложение)
Свет распространяется по прямой с астрономической скоростью — 300 тыс. км/с. Когда он встречает на своем пути непрозрачную поверхность, он от нее отражается под определенным углом. Почти весь свет, который улавливают наши фоторецепторы, — это свет, отраженный от окружающих нас предметов. Видимый свет состоит из волн разной длины. Эта часть спектра начинается с фиолетового цвета, далее идут синий, гoлyбой, зеленый, желтый, оранжевый, а на другом ее конце — красный. Предметы кажутся нам окрашенными, потому что волны одних длин они отражают, а других длин поглощают. Зеленый лист отражает свет, главным образом, в зеленой части спектра, синие носки — в синей, желтый банан — в желтой и т. д. Черного и белого цвета не существует. Предметы кажутся нам белыми, если они отражают свет любой длины волны, и черными, если они свет любой длины волны поглощают.
Радуга – свет, прошедший через млн маленьких призм – висящих в воздухе капелек воды. Когда свет проходит из одной прозрачной среды в другую, волны разной длины отклоняются под разным углом, и возникает разноцветная радуга.
Анализ зрительных сигналов (слайд 10, приложение)
Зрение дает нам возможность судить о форме окружающих предметов, их освещенности, плотности, цвете, ориентации, о расположении и о перемещениях в прострaнcтве. Мозг способен анализировать такое количество параметров, потому что сетчатка слагается из множества рецепторных полей — участков, в которых фоторецепторы посылают сигналы разным наборам нейронов. В каждом таком наборе нейроны отвечают только на определенные стимулы: одни реагируют на движение, другие на четко очерченные полоски или линии, третьи на маленькие пятнышки света и т. д. Эта их специализация позволяет мозгу сортировать поступающие в него зрительные сигналы. Поскольку у нас два глаза, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга, зрительные сигналы поступают в мозг тоже из двух разных точек. В норме мозг совмещает два разных изображения и строит трехмерное изображение, позволяющее оценивать расстояния.
Зрительные иллюзии (слайд 11, приложение) возникают потому, что мозг, сортируя зрительные сигналы, пытается относить их к обычным образцам, например: «наклонная линия», «острый край», «тень» и т. п. Если поступающие сигналы к таким установленным образцам отнести не удается, мозг пробует как-то приспособить их к тому, чего он «ожидает». Поэтому можно считать, что эти иллюзии доказывают, как много наша зрительная система делает для того, чтобы придать окружающему нас миру смысл.
IV. Закрепление
Мы сегодня познакомились со строение зрительного анализатора, узнали в чем состоит уникальность зрения человека, выяснили что представляет собой оптическая система глаза. В качестве закрепления изученной темы выполняем проверочную работу.
Перед учениками лежат задания:
Вставьте в текст пропущенные слова.
Глаз состоит из глазного яблока и _______. Глазное яблоко лежит в _____. Имеет форму шара и состоит из трех оболочек и внутреннего ядра. Наружная оболочка _____ играет функции защиты. Передняя ее часть представлена ______, через которую внутрь проникает свет. Средняя оболочка богата кровеносными сосудами - ______, а передняя ее часть - _____. Глазное дно выстлано - ____.
Рецепторы воспринимающие свет и цвет - _____. Существует два вида таких рецепторов - ____ и _____ . Место на сетчатке наибольшей концентрации фоторецепторов - _____. От фоторецепторов возбуждение передается на ____ и поступает в зрительную зону КБП.
Домашнее задание
§20 , пpaктическая работа №4 (с.267)
Список использованной литературы:
- Рохлов В.С. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс – М.: Мнемозина, 2008. – 278с. : ил.
- Удивительный мир живой природы. Иллюстрированная энциклопедия/ Пер. К. Молькова. – М.: изд-во Эксмо, 2005. – 176с.: ил.
- Человек. – М. Махаон, 2007. – 304с. : ил. – (Энциклопедический путеводитель).
Комментарии:
Урок проведен в форме игры-путешествия по станциям. Тему учащиеся разбирают на протяжении нескольких уроков. Знакомятся с разными отрядами класса насекомых. Узнают особенности их внешнего и внутреннего строения, поведения, образа жизни и основных представителей отрядов насекомых. На уроке использовались технологии: частично-поисковой, индивидуальная и групповая работа, развивающее обучения, ИКТ, личностно-ориентированное обучение....
27 11 2025 5:13:21
Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
26 11 2025 11:55:11
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
25 11 2025 12:24:17
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
24 11 2025 11:36:18
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
23 11 2025 11:49:13
При выполнении тестовых заданий программы можно проверить на сколько усвоен материал по предложенной теме. Если компьютер обнаружит ошибки по пройденному материалу, учащимся предлагается совершенствовать свои знания, иcпользуя подсказки к любым из 10 предложенных вопросов теста.
...
22 11 2025 21:58:30
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
21 11 2025 20:39:40
Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда).
...
20 11 2025 20:46:38
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
19 11 2025 3:54:36
Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки.
...
18 11 2025 11:40:10
Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....
17 11 2025 11:28:45
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
16 11 2025 21:55:22
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
15 11 2025 9:28:27
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов.
Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации.
Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание.
...
14 11 2025 16:27:49
В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....
13 11 2025 17:41:19
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
12 11 2025 16:28:40
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
11 11 2025 9:34:18
Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
10 11 2025 0:40:57
В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....
09 11 2025 9:31:22
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
08 11 2025 3:26:39
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
07 11 2025 12:40:46
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
06 11 2025 0:54:40
Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни.
...
05 11 2025 20:45:48
Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада.
...
04 11 2025 18:30:13
Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....
03 11 2025 3:36:36
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
...
02 11 2025 1:45:43
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
01 11 2025 2:48:25
Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....
31 10 2025 22:44:47
Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....
30 10 2025 11:25:23
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
29 10 2025 17:26:46
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
28 10 2025 14:17:25
Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию".
...
27 10 2025 14:51:24
Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....
26 10 2025 22:43:47
В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....
25 10 2025 10:33:29
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
24 10 2025 1:20:52
Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....
23 10 2025 19:14:58
Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого.
...
22 10 2025 19:28:50
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....
21 10 2025 9:20:24
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
20 10 2025 1:54:51
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
19 10 2025 20:17:38
Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....
18 10 2025 0:53:34
Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
17 10 2025 17:22:18
Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской СОШ Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, пpaктической природоохранной деятельности....
16 10 2025 20:17:23
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
15 10 2025 10:43:35
Данная разработка составлена в соответствии с программой Н.И. Сонина для 6-го класса. Она дает представление о выделении как важном процессе жизнедеятельности организма, способах выделения ненужных веществ у беспозвоночных животных....
14 10 2025 5:52:54
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...
13 10 2025 20:56:41
Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии.
...
12 10 2025 19:17:52
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
11 10 2025 1:33:14
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
10 10 2025 16:13:19
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
09 10 2025 18:16:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




