Лаборатория фитоинвазий    

Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"

 «Жаба – настоящее благословение для места, где она поселилась».
Альфред Брем

Оборудование: на столах у учеников:

  • живые лягушки в пластиковых контейнерах;
  • инструктивные карточки для лабораторной работы;
  • компьютер, мультимедио.
  • модели лягушек из солёного теста;
  • лист из Красной книги;
  • лягушка из папье-маше с вопросами от незнакомых друзей;
  • презентация к уроку (приложение 1).

Цели урока:

  • Образовательные: познакомить с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека.
  • Развивающие: активизация познавательной деятельности; развитие умений учащихся сравнивать, делать выводы; развитие у учащихся исследовательских умений.
  • Воспитательные: воспитание любви к животным, бережное отношение к природе.

План.

  1. Организационный момент.
  2. Многообразие земноводных.
  3. Лабораторная работа «Внешнее строение лягушки».
  4. О чём поют лягушки.
  5. Размножение и развитие в воде.
  6. ЗНАЧЕНИЕ АМФИБИЙ. Сказка «Судили – рядили».
  7. Игра – тесты на утверждение.
  8. Игра «Чудеса в решете».
  9. Заключение. Вопросы от незнакомых друзей.

Тема нашего урока « О чём поют лягушки? Ребята, а что мы должны знать о лягушках, чтобы ответить на этот вопрос? (строение тела, особенности поведения, образ жизни, места обитания). Действительно. Мы будем изучать внешнее строение лягушки, их происхождение, многообразие, особенности поведения, значение в природе.

2. Многообразие Земноводных.

Лягушка относится к классу Земноводные или Амфибии, который делится на три отряда (обращаю внимание на таблицу, висящую на доске). Мы будем изучать лягушек из отряда Бесхвостые.

3.Лабораторная работа « Внешнее строение лягушки».

Инструктивная карточка.

Цель работы: рассмотреть внешнее строение лягушки, уметь сравнивать и делать правильные выводы

Блок А

1) Форма тела:

а) тело обтекаемое сплющено с боков,
б) тело короткое голова без видимых границ переходит в туловище.

2) Покровы тела:

а) кожа голая влажная,
б) тело покрыто чешуёй и слизью.

3) Органы движения:

а) имеются парные и непарные плавники и хвост,
б) имеются 2 пары конечностей (задние конечности имеют стопы с перепонками между пальцев), хвоста нет.

4) Органы дыхания:

а) имеются жабры,
б) жабры отсутствуют.

5) Органы чувств:

а) имеются ноздри, глаза без век,
б) имеются ноздри, барабанные перепонки, глаза выпучены с кожистыми веками.

Блок Б

Ответьте на вопросы:

1) Какие особенности строения лягушки позволяют ей жить в воде?

_________________________________________________________________

2) Какие особенности лягушки позволяют ей выйти на сушу?

__________________________________________________________________

Подведение итогов лабораторной работы

1)Самопроверка по блоку А по ключу, предложенному учителем. Если ответы не сходятся, учащиеся выполняют задание повторно.

2)Выводы в блоке Б обсуждаются вместе с учителем, (В результате обсуждения на экране появляется схема основных черт строения лягушки в воде и на суше).

4. Происхождение земноводных.

Произошли земноводные от древних кистепёрых рыб. Первое земноводное называлось - стегоцефал. От них произошли современные амфибии. Вдохнули они полной грудью свежий воздух и первыми на Земле и «запели». Зазвучал первый лягушачий хор! ( Учитель включает фонограмму с записью звуков лягушек). Не всегда лягушки квакают. Лягушка – бык ревет по-бычьи – за 3 км слышно. Жаба – ага – хрипло, по – собачьи Лягушка – кузнец словно молотком по железке бьет. А одну чилийскую жабу за звонкий свист болотным соловьем прозвали. Пение на любой слух и вкус. По голосам лягушек ученые определяют их вид.

А о чем же все- таки поют лягушки? (брачные песни самцов).

Весной, когда лягушки собираются в прудах для размножения, самцы устраивают конкурсы певцов. Для усиления звука самцы пользуются горловым мешком или резонаторами – двумя раздувшимися мешками по бокам головы . А самки придирчиво оценивают их вокальные данные. Это и несложно: чем громче кваканье, тем здоровее и сильнее «певец».

5. Размножение и развитие.

Как мы уже знаем, размножаются земноводные в воде. Здесь проходит несколько стадий их развития. ( Ученики раскладывают на доске карточки со стадиями развития лягушки в нужном порядке икра – личинка 1 стадии с хвостом – личинка второй стадии с наружными жабрами – личинка с конечностями – взрослая особь).

Из получившейся схемы видно, что развитие лягушки идет с метаморфозом, т.е. с превращением.

6. Значение лягушек в природе. Сказка «Судили - рядили».

Посмотрел филин на Жабу и даже перекосился!

-Жалобы на тебя , Жаба! Скользкая ты, противная, ядовитая.

-Задрожало у Жабы горлышко от обиды, затуманились золотые глаза:

-Наговоры и оскорбления! Конечно, я ядовитая, если меня зубами прижать. А если просто так руками трогать, то никакого вреда не будет.

А бородавки - не удержался Филин. Все говорят: жабу тронешь – появятся бородавки.

 - Глупости, суеверия , -обижается Жаба.- Слышали слово такое – “суеверие”? Вот оно и есть …

- А чего по чужим садам и по чужим огородам по ночам шастаешь? - Щёлкает клювом Филин.- Своими глазами видел.

Снова задрожало у Жабы горлышко от обиды, снова затуманились золотые глаза.

Вот бы вас на моё место! Только и слышишь : ядовитая жаба, пучеглазая жаба, кривоногая жаба, вредная жаба, толстая жаба. А я может потому и толстая, что для людей стараюсь. Леса и поля, сады и огороды от корнеедов и листогрызов берегу- не щадя живота своего! Нет, чтоб спасибо сказать, так ещё и палкой замахиваются.

И снова у Жабы горлышко задрожало, и затуманились большие глаза. И тут все увидели, какие они у Жабы красивые! И ничего больше не сказали ей. Перестали судить – рядить. Да и зачем судить, не за что.

Обсуждение значения земноводных в природе и в жизни человека.

Жабы уничтожают насекомых-вредителей полей и огородов, малярийных комаров. Лягушек используют для науки .За эти заслуги скульптурные изображения лягушки были установлены во Франции и Японии .А ученые даже посчитали, что одна жаба американскому фермеру приносит доход в 30 долларов, очищая его поля от вредителей. Недаром ведь Альфред Брем сказал: «Жаба-настоящее благословление для тех мест, где она поселилась». Земноводные заслужили, чтобы, к ним относились с с уничтожением и не уничтожали их. Давайте восхитимся мудрости Матери- природы, сотворившей эти создания. Ведь природа знает лучше и все связано со всем и без них наша жизнь невозможна. А значит, наше выживание на планете зависит от благополучия и этих животных существ – Амфибий. Но, тем не менее, многие Земноводные занесены в Красную книгу.

(Вывешивается плакат с изображением Земноводных, занесены в Красную книгу).

Обращается внимание на редких и охраняемых Земноводных Ульяновской области.

7. Игра –тесты на утверждение.

Учащимся предлагаются тесты на утверждение. Если ребята согласны с утверждением, надо хлопать в ладоши; если не согласны - качать головой и говорить Ай- яй - яй.

  • Земноводные произошли от рыбообразных предков (да).
  • Лягушки и жабы дышат только легкими (нет).
  • Лягушачий концерт- это пение самки для привлечение самца (нет).
  • Кожа у лягушки покрыта чешуей (нет).
  • Резонаторы имеются только у самцов (да).
  • Головастик- это личинка земноводных (да).
  • Жабы- это вредители садов и огородов (нет).
  • В Ульяновской области Земноводных нет (нет).
  • Лягушки занимают две среды обитания - воду и сушу (да).
  •  От прикосновения к жабе появляются бородавки (нет)
  • Все земноводные – хищники (да).

8. Игра в дротики « Чудеса в решете».

Удивительные существа Земноводные! Могут жить в воде и на суше, могут спать полгода без просыпа, полгода могут не есть не пить. Даже сказочные! Помните сказку « Про царевну - лягушку»? Выпустил стрелу из лука Иван –царевич ,и попала стрела в болото к лягушке. А лягушка та не простая, а способная делать немало чудес. Вот и мы с вами попробуем выпустить стрелу и посмотрим ,к какой лягушке она полетит. А кто у нас будет тем смелым Иван – царевичем и выпустить стрелу? (Выходят поочередно ребята и кидают дротики в диск с наклеенными географическими названиями, затем зачитывают чудеса, характерные лягушкам этих мест).

Чудеса в решете:

  • Одна удивительная калимантанская лягушка так и называется «удивительная». А удивительная она тем, что головастики вчетверо больше ее самой! И чтобы стать взрослыми, им надо не увеличиваться, а уменьшаться. В четыре раза.
  • Одна австралийская лягушка свои икринки проглатывает. В желудке вынашивает головастиков. А чтобы ненароком не переварить ни чего не ест. А потом изо рта выпускает уже готовеньких лягушат.
  • В Африке нашли волосатую лягушку. Все тело ее покрыто шерстью. На самом деле это ее шерсть, а бахромчатые выросты кожи- свадебный наряд лягушки.
  • В лесах Суматры обитают летающие лягушки, лягушки – летчики. У них на лапках такие широкие перепонки, что помогают планировать с дерева на дерево.
  • Лягушка-водонос ухитряется жить даже в раскаленной пустыни. Выползает из норы только в дождь и впитывает – кожей столько воды, что раздувается как бурдюк и снова закапывается в песок и лежит до нового сезона дождей.

9. Домашнее задание-сюрприз.

Ребятам дарится макет лягушки из папье-маше с конвертом в лапках. В конвертике –задание. Чтобы выполнить задание – нужно работать с дополнительной литературой.

Испокон веков жители горных и приморских областей, входивших позже в состав Югославии, считали, что начинаются сильные дожди, если разливаются реки происходят стихийные бедствия, - это рассердился дракон Ольм. И чем сильнее он сердится – тем сильнее дожди и наводнения. В1791году дракон, видимо , был особенно разгневан, потому что разбушевавшаяся стихия натворила много бед. И естественно, что, когда разнесся слух о поимке страшного дракона. Взглянуть на него пришло много людей.

«Дракон Ольм» действительно был страшным безглазым, бесцветным, с маленькими ножками, щучьей головой и большими жабрами. Вот только величиной подкачал «дракон»- его змеиное тельце было не более 20см. в длину. К тому же в сети к рыбакам попалось несколько драконов, а по существовавшим поверьям Ольм – единственный повелитель подземных пещер и рек тех краев. Местные жители решили сжечь опасные и зловредные существа. Но нашелся разумный человек, который предложил посадить «драконов» в бочку с водой и отправить «знающим людям.

Задание

  • Какое животное стало известно ученым таким образом
  • Водятся ли в Ульяновской области червяги и саламандры
  • Существуют ли на Земле сирены или это сказочные персонажи

Желаю вам успеха.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Удивительное рядом. Бабочки

Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....

04 07 2020 14:52:36

Урок биологии с использованием компьютерной презентации по теме "Гликолиз" (11-й класс)

Изучение данной темы в разделе биологии « Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....

03 07 2020 7:14:11

Тема урока "Состав крови"

Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....

02 07 2020 5:47:30

Урок "Размножение и развитие птиц"

Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...

01 07 2020 12:15:48

Тема урока: "Цветочная кулинария"

Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении. ...

30 06 2020 15:14:57

Рыбы и земноводные. 7-й класс

Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....

29 06 2020 2:48:56

Внеклассное занятие по фитотерапии в 7-м классе на тему: "Лекарства на обеденном столе" (заседание клуба ученых)

Представлены программа и методическая пособие " Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме " Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия " Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии. ...

28 06 2020 5:44:24

Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю

Практикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в практических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к Е Г Э....

27 06 2020 21:40:38

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

26 06 2020 13:49:30

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В. В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

25 06 2020 0:32:16

Лекарственные и редкие растения Камчатки

Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

24 06 2020 12:58:13

Обобщающий урок по теме "Цитология"

Обобщающий урок по теме « Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к Е Г Э....

23 06 2020 3:52:35

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

22 06 2020 14:11:41

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему " Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употребления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

21 06 2020 14:33:58

Проектная работа по теме "Исследование степени загрязненности воздуха школьных помещений методом оседания Коха"

Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....

20 06 2020 22:59:43

Интернет-тренажеры в сфере образования

Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....

19 06 2020 9:47:10

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и транспорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

18 06 2020 14:27:28

Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"

На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....

17 06 2020 19:20:34

Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс

Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме « Механизм вдоха и выдоха»....

16 06 2020 16:23:17

"Обмен белков, жиров и углеводов"

Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....

15 06 2020 15:31:19

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

14 06 2020 14:10:44

Тема урока: "Свалка по имени Земля"

В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект " Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине " Общая биология" (раздел " Основы экологии"). ...

13 06 2020 19:11:27

Естественный отбор и его формы

Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии И О С О с использованием И К Т....

12 06 2020 4:31:40

Тема урока: "Школа – территория здоровья"

Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....

11 06 2020 1:29:48

Внеклассная работа по теме "Протяни руку помощи"

Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

10 06 2020 6:21:27

Обобщающий урок-игра по теме: "Вселенная". 5-й класс

Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме " Вселенная"....

09 06 2020 15:48:42

Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)

Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....

08 06 2020 6:12:30

Практикум по генетике

Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их практической деятельности. Этот практикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в практикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить практические умения учащихся. ...

07 06 2020 11:28:48

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс

Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

06 06 2020 0:59:30

ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"

Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....

05 06 2020 2:55:27

Интегрированный урок "биология + география" по теме "Многообразие и происхождение культурных растений". 6-й класс

Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....

04 06 2020 7:40:10

Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"

Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных. ...

03 06 2020 17:22:17

Химический состав клетки. 5-й класс

Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....

02 06 2020 21:17:30

Семь чудес России

Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности. ...

01 06 2020 23:53:43

Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"

Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....

31 05 2020 6:28:40

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

30 05 2020 3:35:51

Эволюция нервной системы. 7-й класс

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией Ц О Р....

29 05 2020 17:11:38

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела

Голова пчелы имеет очень подвижное сочленение с грудью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....

28 05 2020 4:26:36

Урок-конференция "Человек на Земле"

Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....

27 05 2020 5:47:33

Путешествие в растительную клетку

Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....

26 05 2020 20:16:32

Занятие "Семена и зародыши"

В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

25 05 2020 4:10:22

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

24 05 2020 21:30:10

Строение, отделы и функции головного мозга человека

Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....

23 05 2020 23:52:56

Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)

Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях половых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....

22 05 2020 10:48:44

«Почва как среда жизни». 5-й класс

Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

21 05 2020 1:31:26

Урок-конференция "Змеи – друзья или враги?"

Занятие формирует понятие об особенностях строения и жизнедеятельности змей, многообразии и значении их в природе и жизни человека....

20 05 2020 22:44:44

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы

Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....

19 05 2020 2:26:37

Три модульных урока по теме "Опорно–двигательная система". 8-й класс

Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование практических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы. ...

18 05 2020 1:38:58

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

Урок биологии по теме « Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам « Цветок» и « Плод». Ведется с применением И К Т....

17 05 2020 8:57:23

Митоз. Применение интерактивной мультипликации на уроках биологии

Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

16 05 2020 12:24:32

Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"

В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....

15 05 2020 16:34:30

Урок биологии по теме "Биология – наука о живой природе". 5-й класс

Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....

14 05 2020 3:36:23

Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая характеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

В ходе урока дети знакомятся с общей характеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы И К Т (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....

13 05 2020 18:34:34

Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"

Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....

12 05 2020 17:13:34

Зачетный урок по теме: "Пищеварительная система"

Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме " Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии. ...

11 05 2020 19:24:36

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

Конспект урока составлен по программе В. В. Пасечника " Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме " Опорно-двигательная система"....

10 05 2020 18:13:14

Общая характеристика членистоногих. Особенности внешнего строения ракообразных на примере речного рака

Материал урока для 7-го класса знакомит учащихся с общими признаками членистоногих, особенностями строения ракообразных на примере речного рака, позволяет рассмотреть черты приспособленности ракообразных к среде обитания....

09 05 2020 13:43:20

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

Устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов....

08 05 2020 10:10:11

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

07 05 2020 22:53:45

Открытый урок по теме "Культурные растения. Центры происхождения культурных растений"

Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...

06 05 2020 8:32:12

Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида

В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....

05 05 2020 15:43:58

Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"

Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...

04 05 2020 23:15:39

Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету

В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....

03 05 2020 21:52:43

Процессы жизнедеятельности корневых систем растений (6-й класс)

Урок проводится после изучения тем " Внешнее строение корня" и " Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс " Архимед" с датчиком кислорода. ...

02 05 2020 0:31:11

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы " Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

01 05 2020 0:26:52

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

30 04 2020 0:44:59

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

29 04 2020 17:26:30

"Виртуальное путешествие в страну Растений-Легенд" (командная интегрированная игра для учащихся 8-х классов: биология + МХК)

В руки ребят попал старинный манускрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений- Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - " Долину Загадок", " Долину Свитков", " Долину Мифов", " Долину Прагматиков"....

28 04 2020 1:17:25

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, практических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

27 04 2020 1:20:48

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники – взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы"

Урок биологии в 6-м классе по теме « Лишайники - взаимовыгодное сосуществование грибов и водорослей в империи живой природы» помогает учащимся уяснить особенности анатомо-морфологического строения лишайников, видового многообразия, разобраться в характере взаимоотношений компонентов лишайников и получить представление об их значении в природе и жизни человека....

26 04 2020 8:39:50

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль А Т Ф и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

25 04 2020 15:34:48

Макроэволюция: закономерности и доказательства

Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....

24 04 2020 12:49:23

Использование проектной деятельности на уроках биологии

В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....

23 04 2020 2:14:41

Современные информационно-коммуникационные технологии в работе учителя биологии

В статье описываются приемы и этапы использования информационно-коммуникационных технологий в работе учителя биологии с целью реализации задач современного образования, приводятся примеры авторских работ, а также обосновывается эффективность использования И К Т на современном уроке....

22 04 2020 4:46:11

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

21 04 2020 15:31:55

Общая характеристика водорослей

Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и половым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....

20 04 2020 4:44:12

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по О Б Ж и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

19 04 2020 8:24:43

Использование дополнительной литературы на уроках биологии

Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....

18 04 2020 20:35:36

Разработка урока по биологии в 6-м классе "Клеточное строение листа" на основе технологии развития критического мышления

Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица " Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...

17 04 2020 9:11:55

Урок по теме: "Бактерии. Их строение и значение"

Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный характер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....

16 04 2020 2:52:17

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный практикум. ...

15 04 2020 6:45:59

Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"

Это заключительный урок по разделу « Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....

14 04 2020 5:15:44

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

13 04 2020 17:23:59

Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс

Цель урока: охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, Э П С, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....

12 04 2020 1:26:16

Урок биологии на тему «Происхождение птиц». 7-й класс

Урок биологии формирует у учащихся общеучебные умения и навыки экологическое сознание, умение сравнивать, находить и показывать сходство в организации птиц и пресмыкающихся. Учащиеся обсуждают гипотезы о происхождение птиц от древних пресмыкающихся. Цель урока: сформировать умения работы с цифровым микроскопом и создать слайды в практической работе....

11 04 2020 6:23:22

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида. 10-й класс

Урок разработан по программе И. Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. " Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....

10 04 2020 8:10:28

Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика

Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и практических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....

09 04 2020 19:22:58

Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"

Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....

08 04 2020 2:52:15

Строение, жизнедеятельность и значение бактерий в природе и жизни человека. 6-й класс

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....

07 04 2020 0:50:18

Использование модульных технологий на уроках биологии

Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе « Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н. М. Черновой, § 28), а также в курсе « Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И. Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

06 04 2020 6:17:53

Программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...

05 04 2020 16:26:30

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

04 04 2020 16:15:48

Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4

Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....

03 04 2020 13:37:43

Применение информационных технологий на уроках биологии (обобщение опыта работы)

Целью работы автора является повышение познавательной активности обучающихся на уроках биологии, интереса к предмету и эффективности обучения. Данная цель предполагает реализацию следующих задач: содействовать развитию познавательного интереса, повысить мотивацию к учению, развивать творческие способности, создать комфортные условия для обучения, использовать возможности готовых Э О Р на уроке и вне его, создавать и применять собственные Ц О Р направленные на удовлетворение потребностей учеников....

02 04 2020 19:42:29

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

01 04 2020 18:52:14

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды

Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....

31 03 2020 5:45:27

Незатейливая жизнь насекомых

В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....

30 03 2020 3:54:30

Интеллектуальная игра (7-й класс)

Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

29 03 2020 23:51:47

Экология птиц антропогенного ландшафта

В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....

28 03 2020 14:52:20

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: " Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

27 03 2020 16:22:31

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

26 03 2020 15:30:26

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на практике....

25 03 2020 22:19:48

Конспект открытого урока в 7-м классе по теме "Однолетние цветочные растения: календула, бархатцы"

Разработка данного урока позволит учащимся открыть удивительный мир цветов. Растения составляют неотъемлемую часть окружения человека. Особенно велика роль живых растений в городе. Декоративные растения семейства сложноцветные – бархатцы и календула широко используются для озеленения улиц, скверов, парков. Основная цель предлагаемого мною урока – пробудить у детей любовь и бережное отношение к этим скромным растениям....

24 03 2020 22:23:37

«Рациональное питание». 8-й класс

Учащиеся осознают значение рационального питания, материала « Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

23 03 2020 8:59:20

Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"

Урок общей биологии по теме " Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела " Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....

22 03 2020 13:34:25

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

21 03 2020 1:10:32

Интерактивные методы на уроках биологии

Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме " Членистоногие"....

20 03 2020 2:24:30

Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)

Урок по теме " Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....

19 03 2020 2:23:16

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

18 03 2020 3:35:12

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

17 03 2020 8:35:48

Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс

Представлен урок-праздник « День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....

16 03 2020 4:28:40

Урок биологии по теме "Вид. Критерии вида"

Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н. Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....

15 03 2020 8:47:10

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

14 03 2020 17:36:32

Строение и функции клетки

Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....

13 03 2020 13:56:27

Питание бактерий и грибов Биология

Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...

12 03 2020 6:15:31

Газообмен в легких и тканях. Перенос кислорода и углекислого газа

Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....

11 03 2020 18:57:42

Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"

При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и практическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....

10 03 2020 9:27:35

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"

Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опорно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....

09 03 2020 5:21:47

Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта

Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....

08 03 2020 1:38:35

Как можно отличить живое от неживого? Подведём итоги (по технологии педагогической мастерской)

В 5-м классе уроки изучения материала темы « Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....

07 03 2020 3:16:11

Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"

На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания практического характера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....

06 03 2020 8:31:30

Трутовые Грибы (Трутовики). Строение и вред для природы

Заражение здоровых деревьев происходит путем попадания спор этих грибов через раны на коре. Через несколько лет после поражения грибницей трутовика на коре деревьев возникают кожистые, деревянистые или мясистые плодовые тела этих грибов....

05 03 2020 23:50:36

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая характеристика внимания и условия его организации"

Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

04 03 2020 21:39:20

Размножение многоклеточных животных Биология

Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....

03 03 2020 6:49:27

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями полового размножения человека, со строением его половых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

02 03 2020 13:56:24

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

01 03 2020 6:46:39

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

29 02 2020 18:59:13

Урок обобщения по теме "Земля"

Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

28 02 2020 23:32:40

Природа – дом, в котором мы живём!

Цель мероприятия: формирование у ребят сопричастности ко всему происходящему вокруг; углублять экологические знания у детей; познакомить с историей праздника; формировать ответственное отношение к своему земному дому....

27 02 2020 18:17:52

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии Е Г Э в новых, нестандартных формах....

26 02 2020 19:15:27

Урок "Экологические группы птиц"

Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы " Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из " Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

25 02 2020 17:14:22

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....

24 02 2020 22:23:41

Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский командный турнир"

Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М. В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....

23 02 2020 4:39:18

Разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии по теме "Психофизиологические факторы, мешающие справиться с экстремальной ситуацией"

Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по О Б Ж и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...

22 02 2020 20:42:45

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием И К Т и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

21 02 2020 3:56:51

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

20 02 2020 19:40:59

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

Разработка урока с помощью методических рекомендаций « Уроки зоологии», автор Н. С. Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

19 02 2020 16:56:43

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов

Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....

18 02 2020 23:39:56

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником?". О цветах и цветковых растениях, 6-й класс

Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых. ...

17 02 2020 1:58:38

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"

Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....

16 02 2020 16:42:49

Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"

Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint. ...

15 02 2020 4:38:50

Рабочая программа по биологии. 10–11-й классы

Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....

14 02 2020 6:45:47

Урок-игра "Анализаторы"

Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи « Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....

13 02 2020 16:51:37

Урок "Все о грибах"

На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

12 02 2020 9:46:14

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

11 02 2020 10:20:25

Открытый урок по теме "Скелет головы"

Автор раскрывает структуру урока, показывает виды деятельности на уроках анатомии, приводит примеры разных типов и видов контрольных заданий и вопросов. Автор показывает, как на основе одной презентации сделать другую презентацию, которую можно использовать на последующих уроках для контроля учебных достижений учащихся или для самостоятельной работы....

10 02 2020 19:47:25

Информационные технологии на уроках биологии

Представлен урок биологии, на котором основная роль отводится использованию И К Т в форме презентаций при изучении темы и в ходе закрепления знаний учащихся. Раскрывается значение зрения, строение и функция глаза. Дается понятие зрительного анализатора. Учащиеся выполняют тестовое задание....

09 02 2020 10:38:46

Урок на тему "Метаболизм клетки. Пластический обмен в клетке"

Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....

08 02 2020 11:54:22

"Класс млекопитающие. Отряд приматы"

Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их характерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....

07 02 2020 21:10:25

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

06 02 2020 1:10:18

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)