Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Цели урока:
1. Обобщить знания учащихся об особенностях разных типов червей.
2. Дополнить имеющиеся знания учащихся новыми понятиями:
- паренхима
- мезодерма.
3. Вспомнить и закрепить знания о профилактике и способах борьбы с паразитическими червями.
4. Воспитывать бережное отношение к червям, т.к. дождевые приносят пользу при почвообразовании; круглые и плоские – входят в цепь питания других организмов.
Оборудование и наглядность:
Плакаты:
- белая планария
- бычий цепень
- человеческая аскарида
- дождевой червь
- пескожил.
Ход урока
- Орг. момент (тема урока – записать, цель урока – сказать).
- Выборочно дать учащимся тест (13 вопр.- 6 минут).
- По одному представителю от группы - выбрать тип червей.
- Работа по группам – разные типы червей (на повторение – 5 минут).
- Индивидуальные задания по основным хаpaктеристикам червей.
- Работа по группам – закрепление теоретического материала. Попутно заполняется таблица.
- Новый материал: Что такое мезодерма и для чего нужна?
- Вывод к уроку.
- Кроссворд (инд. задание).
- Оценки за урок.
- Домашнее задание.
План ответа по типу червей:
- Назв. типа, представитель.
- Среда обитания.
- Особенности внешнего строения.
- Особенности внутреннего строения
А) дыхательная
Б) нервная
В) кровеносная
Г) пищеварительная
Д) пoлoвая
Представители этого типа чаще всего раздельнополые.
План ответа по типу червей:
- Назв. типа, представитель.
- Среда обитания.
- Особенности внешнего строения.
- Особенности внутреннего строения:
А) дыхательная
Б) нервная
В) кровеносная ЗАМКНУТАЯ
Г) пищеварительная
Д) пoлoвая
План ответа по типу червей:
- Назв. типа, представитель.
- Среда обитания.
- Особенности внешнего строения.
- Особенности внутреннего строения:
А) дыхательная
Б) нервная
В) кровеносная
Г) пищеварительная
Рот – глотка – кишка (слепо замкнутая)
Д) пoлoвая.
Тест по теме “Плоские, круглые и кольчатые черви”:
1. Двустороннюю симметрию тела имеет:
А) медуза
Б) актиния
В) белая планария
Г) гидра.
2. Пищеварительную систему у планарии образуют:
А) тонкие разветвленные кaнaльцы
Б) семенники и яичники
В) нервные стволы
Г) рот, глотка, кишечник.
3. Планария – гермафродит, т.к.
А) у одной особи образуются женские и мужские пoлoвые клетки
Б) у одной особи женские, а у другой – мужские пoлoвые клетки
В) она не размножается пoлoвым путем
Г) она размножается вегетативно.
4. Приспособление к паразитизму у плоских червей:
А) сплющенное тело
Б) присоски
В) развитая пищеварительная система
Г) развитые органы чувств.
5. Круглый паразитический червь:
А) дождевой червь
Б) бычий цепень
В) печеночный сосальщик
Г) человеческая аскарида.
6. У всех круглых червей:
А) вытянутое цилиндрическое тело
Б) сплюснутое тело
В) полость тела заполнена жидкостью
Г) нет пищеварительной системы.
7. Все круглые черви:
А) паразиты
Б) гермафродиты
В) имеют кожно-мускульный мешок
Г) не имеют нервной системы
8. Чтобы избежать заражения паразитическими червями:
А) нужно соблюдать правила личной гигиены
Б) нельзя работать с землей
В) нельзя пить кипяченую воду
Г) нужно есть меньше овощей и фруктов.
9. К кольчатым червям относится:
А) белая планария
Б) дождевой червь
В) аскарида
Г) бычий цепень
10. Слизь, покрывающая тело дождевого червя:
А) способствует поглощению питат. веществ
Б) защищает червя от хищников
В) облегчает передвижение в почве
Г) позволяет изгибать тело.
11. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает:
А) удаление вредных веществ
Б) переваривание пищи
В) перенос кислорода и питательных веществ
Г) взаимосвязь с окружающей средой
12. Дождевой червь размножается:
А) откладыванием яиц
Б) спорами
В) почкованием
Г) вегетативно.
13. Роль дождевых червей в почвообразовании состоит в том, что они
А) растворяют горные породы
Б) измельчают растительные остатки, перемешивают почву
В) поглощают из почвы минеральные соли
Г) уплотняют почву.
ОТВЕТЫ: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
В | г | а | б | г | а | в | а | б | в | в | а | б |
Учит: По одному представителю от группы подойдите и выберите тип червей. На повторение – 5 минут.
В тетради начертить таблицу, заполняем вместе после ваших ответов.
Общая хаpaктеристика червей
Хаpaктеристика | Тип Плоские Черви | Тип Круглые Черви | Тип Кольчатые Черви |
1. Представители | Белая планария, бычий цепень, печеночный сосальщик | Человеческая аскарида | Дождевой червь, нереида |
2. Симметрия | Двусторонняя | Двусторонняя | Двусторонняя |
3. Численность | 12500 видов | 1 млн.видов | 9 тыс.видов |
4. Кожно-мускульный мешок | Продольные и кольцевые мышцы | Продольные мышцы | Продольные и кольцевые мышцы |
5. Пищеварительная система | Рот-глотка-кишечник | Рот-глотка-кишечник-aнaльное отверстие | Рот-глотка-пищевод-зоб-желудок-кишечник-aнaльное отверстие |
6. Кровеносная система | Отсутствует | Отсутствует | Замкнутая, 2 сосуда, “5 сердец” |
7. Нервная система | Нервные стволы и узел | Отсутствует | Нервная цепочка и окологлоточное кольцо |
8. Выделительная система | Разветвленные кaнaльца | Через жидкости тела | Через трубочки в члeниках |
9. Пoлoвая система | Гермафродит | Раздельнополые, до 200 тыс.яиц в день | Гермафродит |
10. Среда обитания | Водная, паразиты | Паразиты | Водная, почвенная |
Учит. Время для повторения вышло, и прежде чем приступить к закреплению материала, давайте послушаем общую хаpaктеристику для типа плоских червей, которую готовили ваши товарищи (ответ учащегося)
ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ: Всего 12500 видов. Основные хаpaктеристики:
- Тело образовано четырьмя видами тканей: покровной, соединительной, нервной, мышечной.
- Снаружи тело покрыто кожно-мускульным мешком.
- Внутри кожно-мускульного мешка расположена рыхлая ткань – паренхима, в которой находятся внутренние органы.
- Представитель – бычий цепень. Длина – 10 метров. Количество члeников до 1000. За сутки наружу выделяется 28 члeников, в каждом – 175 тысяч яиц.
- Взрослый червь может прожить в кишечнике человека до 15 лет.
Учит. А теперь рассмотрим все основные моменты, которые касаются типа плоских червей: среда обитания, внешнее строение, кожно-мускульный мешок и т.д. по табличке. Все данные заносим в таблицу.
Учит. Следующий тип – круглые черви. И опять общая хаpaктеристика (индивидуальное задание учащимся).
КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ: Всего примерно 1 млн. видов. Основные хаpaктеристики:
- Тело нечлeнистое.
- Кожно-мускульный мешок содержит только продольные мышцы.
- Кровеносной и дыхательной системы нет.
- Особи раздельнополые.
Представители - Человеческая аскарида. Самцы мельче самок. Специальных органов прикрепления нет. Самка откладывает в сутки 200 000 яиц. Яйцо сохраняет способность заражать в течение 6 лет.
Учит. Не забывайте заполнять соответствующие графы в таблице.
Вопросы: 1. Кто из ученых занимался способами борьбы с червями- паразитами?
Какие есть приспособления для паразитического образа жизни у червей-паразитов?
Способы борьбы с паразитическими червями?
(Учащиеся отвечают на вопросы).
Учит. И последний тип – кольчатые черви. Сначала послушаем основную хаpaктеристику (хаpaктеристика дается учеником, заранее готовится).
КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ. Всего 9 тысяч видов. Основные хаpaктеристики:
- Тело состоит из колец-члeников.
- Снаружи тело одето кожно-мускульным мешком.
- Появляется замкнутая кровеносная система.
- В кровеносной системе есть 5 пар мышечных трубок – “сердец”.
- Большинство видов – гермафродиты.
- Представитель - дождевой червь. Они гермафродиты, но должны обмениваться семенной жидкостью для размножения. Могут отличать свет от тьмы светочувствительными клетками. Дыхание осуществляется через слизь всей поверхностью тела. За сутки червь может пропустить количество земли, равное массе своего тела – 5-6 грамм. Продолжительность жизни – 5-6 лет.
Учит. Теперь вспомним особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Заполняем таблицу до конца.
А сейчас вспомним, какие два слоя клеток имел представитель типа кишечно-полостных – гидра? (отвечают учащиеся – эктодерма и мезодерма).
Тело гидры состояло из энтодермы и эктодермы. Впервые у предков плоских червей, которые перешли к ползанию по дну водоемов, появляется третий промежуточный слой – мезодерма.
Какую роль выполняет мезодерма?
- образует мышцы
- опopно-соединительная ткань
- стенки полости тела
- кровеносная и выделительная система
- пoлoвые органы
Вывод к уроку:
Чем более активный образ жизни, тем более разнообразными и совершенными становятся органы и системы органов.
Учит. А сейчас, чтобы немного отдохнуть, разгадываем кроссворд (на доске заранее подготовить кроссворд).
Вопросы по вертикали:
2. Определенная часть тела, выполняющая соответствующую функцию (орган)
4. Орган выделения, входящий в пищеварительную систему (aнaльное)
5. Какие органы прикрепления у бычьего цепня и печеночного сосальщика (присоски)
9. Как называется симметрия, в которой правая половинка отражение левой, хаpaктерная для большинства многоклеточных животных (двусторонняя)
Вопросы по горизонтали:
1. Одна из тканей белой планарии (соединительная)
3. Система, которой нет у типов круглых и плоских червей (кровеносная)
6. Фамилия академика, который получил важные научные и пpaктические результаты для борьбы с паразитическими червями (Скрябин)
7. Где у дождевого червя запасается пища (зоб)
8. Как называются волоски, находящиеся на каждом члeнике дождевого червя (щетинки)
10. Третий промежуточный слой между эктодермой и энтодермой (мезодерма)
Итог урока.
После разгадывания кроссворда оценки за урок.
Домашнее задание.
Комментарии:
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
23 04 2025 3:27:57
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
22 04 2025 13:24:21
Урок призван сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики, развивать интеллектуальные, креативные и коммуникативные способности учащихся, способствовать гигиеническому воспитанию школьников....
21 04 2025 23:14:16
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
20 04 2025 4:38:28
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
19 04 2025 23:16:54
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
18 04 2025 16:19:17
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество.
...
17 04 2025 0:39:47
Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....
16 04 2025 13:55:32
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
15 04 2025 16:47:20
В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....
14 04 2025 19:27:13
Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....
13 04 2025 6:55:38
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
12 04 2025 5:38:56
Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....
11 04 2025 21:35:41
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
10 04 2025 23:32:40
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....
09 04 2025 23:15:35
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
08 04 2025 17:40:14
Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....
07 04 2025 11:54:46
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
06 04 2025 18:27:13
В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....
05 04 2025 2:21:31
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
04 04 2025 18:58:48
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой.
...
03 04 2025 17:19:17
Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....
02 04 2025 20:24:27
Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся.
...
01 04 2025 1:52:31
Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....
31 03 2025 4:58:37
Урок "Как нам жить" ставит своей целью создание условий для осознания личной ответственности за состояние природы. Считаю необходимым учить детей вести дискуссию, уметь защищать свое мнение, формировать способность к рефлексии и совершенствовать коммуникативные навыки.
...
30 03 2025 19:36:12
Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....
29 03 2025 18:27:46
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
28 03 2025 7:42:55
Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....
27 03 2025 5:51:49

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
26 03 2025 23:18:37
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
25 03 2025 1:51:16
Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....
24 03 2025 16:43:37
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
23 03 2025 0:23:24
Решаем задачи С5 Совсем скоро экзамены, многие ученики максимум внимания уделяют теоретическим вопросам из части А и В, упуская задания части С, о чем говорят во время проверки работ их пустые блан…...
22 03 2025 3:53:55
В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя.
Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока.
...
21 03 2025 19:18:36
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
20 03 2025 16:12:11
В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....
19 03 2025 20:25:44
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
18 03 2025 10:33:19
Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию".
...
17 03 2025 2:22:54
Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....
16 03 2025 3:53:34
Сформировать знания о хаpaктерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....
15 03 2025 22:54:36

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
14 03 2025 17:41:15
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
13 03 2025 17:13:49
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
12 03 2025 0:55:29
Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....
11 03 2025 3:50:21
Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....
10 03 2025 14:54:32
Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся.
...
09 03 2025 10:23:28
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай».
...
08 03 2025 13:41:29
Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....
07 03 2025 3:49:38
При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....
06 03 2025 23:24:56
Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....
05 03 2025 13:10:41
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::