Личностно ориентированный урок по биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Личностно ориентированный урок по биологии


    Личностно ориентированный урок по биологии

Пояснительная записка

При изложении курса “Биология”, мы используем три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся:

  1. Выявление в содержании субъектного опыта детей существенных признаков вводимого понятия.
  2. Предоставление ученику на выбор определения вводимого понятия, выполненного в виде словесного описания, схемы или  рисунка.
  3. Предоставление на выбор описания изученного объекта с определением условий его обитания. Для закрепления, проверки на уроках, а так же при задании на дом, ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде словесного рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору самого ученика.

Задания охватывают темы курса биологии, рассчитанного на 2 часа в неделю, что соответствует региональным и федеральным учебным планам. Они могут быть использованы при изучении материала по разным учебникам.

Многолетний опыт моей работы убеждает в том, что у школьников на всём протяжении изучения биологии (6 – 11 кл.) не формируется оптимальное соотношение между понятиями и представлениями о биологических объектах, что приводит во многих случаях к формальному усвоению материала. Дети теоретически выучивают материал, не подготавливаются к изучению следующего.

Дисбаланс между представлениями и понятиями заложен в самой природе этих психологических образований.

Биологическое понятие это научно определяемое знание, в содержание и объём которого входят только существенные с позиции науки признаки.

Биологическое представление (образ) – это начальная ступень биологического значения . Оно отражает внешние особенности живых объектов и на основе преимущественно непосредственных чувственных восприятий создаёт в сознании учащихся, чувственно-наглядный образ живого предмета или процесса живой природы.

Например, при изучении темы “Клетка” сначала используем субъектный опыт учащихся, т. е. представление через образ. Задаём вопрос: “Как вы понимаете слово клетка?” Предполагаемые ответы:

– клетка в тетради
– клетка для птиц
– клетка для животных
– растения состоят из клеток

Эти ответы учитываются, затем убираются несущественные признаки. После этого даётся научное биологическое понятие клетки, в объём которого входят существенные признаки.

При усвоении учащимися биологических знаний эта ступень имеет весьма важное значение. Она является, прежде всего, необходимой основой для дальнейшего формирования биологических понятий и вместе с тем способствует ориентировке учащихся в окружающей природе.

Представление – это знание, сложившееся в субъектном опыте каждого ребёнка через взаимодействие с реальным миром растений, животных. В содержание и объём представления ученик может включать несущественные с позиции науки признаки, но личностно значимые для него по опыту его взаимодействия с живыми существами (“био” – жизнь, “биология” – наука о жизни). Поэтому соотношения понятия и представления не есть соотношения однозначного соответствия. Нужно учитывать содержание житейского (индивидуального) опыта ученика по взаимодействию с биологическими объектами, а он у каждого разный. (И. С. Якиманская , 2000 г.)

Несомненно, одно – он обязательно должен включаться в работу по формированию научных понятий о биологических объектах. Но как это обеспечить методически?

При осуществлении этой задачи необходимо наметить схему построения единого, целостного курса биологии, в котором все его части имели бы аналогичную структуру и были бы взаимосвязаны общими биологическими категориями, образующими внутрипредметные системные связи. Такая система учебного курса биологии будет соответствовать в основном современным данным биологической науки, вместе с тем удовлетворять дидактическим требованиям при переработке её, в систему, благодаря которой личный опыт ребёнка органично включается в усвоение научных понятий.

При сравнении содержания современных биологических дисциплин легко установить, что более удачна структура курса ботаники. Она ближе подходит к запросам сегодняшнего дня, разносторонне охватывает главные явления жизни растений, даёт общий обзор растительного мира с использованием субъектного опыта учащихся и вместе с тем закладывает основу для формирования общих биологических понятий: клетка, организм, биоценоз, историческое развитие живой природы. Однако в программу ботаники не включено первоначальное понятие о виде, как главной систематической единице, хотя место для него обеспечено в теме “Классификация цветковых растений”

Приняв структуру ботанического раздела в качестве исходной модели для построения последующих разделов курса биологии, можно эту модель последовательно развивать сначала при изучении биологии животных, затем биологии человека и общей биологии. Фундаментальные биологические понятия о формате организации жизни (клетка и организм, вид и популяция, биогеоценоз и биосфера) и об историческом развитии жизни на Земле. При таком построении курса биологии будет действительно осуществлена преемственность между его частями, а сам курс станет целостной системой биологического образования учащихся в средней школе.

Изменения структуры биологических дисциплин потребует и изменения их наименований. Необходимо отказаться от традиционного морфолого-систематического построения ботаники и зоологии, а также от изучения биологии человека только с позиции анатомии и физиологии; главное внимание следует уделить уровнях её организации.

В средней школе должен изучаться единый курс биологии с разделами, посвященными жизнедеятельности растений, животных, человека и общим закономерностям жизни.

Этими структурными изменениями курса биологии нельзя ограничиться, так как остаётся существенный научный пробел – недостаточно информации о жизнедеятельности микроорганизмов – бактерий, вирусов, микроскопических грибов. Очевидно, что при отсутствии информации о микроорганизмах биологические знания учащихся не будут соответствовать современным требованиям к общему образованию школьников.

После реализации указанных принципиально важных изменений структуры курса биологии, она может быть представлена так:

Разделы Курса Биологические категории образующие системные связи
Общая биология
Биология человека
Биология животных
Биология грибов, бактерий, вирусов.
Биология растений
Клетка
Организм
Вид
Популяция
Биогеоценоз
Биосфера
Историческое развитие органического мира

Из этой схемы видно, что системообразующимися связями между разделами курса биологии служат фундаментальные понятия, основанные на представлениях. Они пронизывают все разделы курса биологии, что обеспечивает внутреннюю преемственность при переходе от одного раздела к другому и придаёт целостность всему содержанию курса.

Целостная система учебного курса открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения. Она создаёт благоприятные условия для постепенного формирования у учащихся понимания живой природы с использованием субъектно-житейского индивидуального опыта учащихся. Вокруг узловых понятий возможны частные биологические понятия и представления, необходимые для общего биологического образования.

Ввиду сложности биологических понятий они не могут быть полностью усвоены учащимися сразу с достаточной глубиной, на современном научном уровне. Сначала целесообразно формировать наглядно-образные представления, отражающие в основном внешние стороны предметов и проявление процессов живой природы, вскрывающие сущность биологических явлений. При этом нужно использовать субъектный опыт учащихся, их личностную избирательность. В дальнейшем изучении эти представления будут углублляться, и на их основе формироваться понятия более сложные.

Каждый ученик формируется, как индивидуальность с присущими ему особенностями проработки учебного материала. Это необходимо учитывать в развитии его личности.

В процессе обучения учителю приходится иметь педагогические контакты как с отдельными учениками, так и с целым коллективом класса, в который входят учащиеся с разнообразными, индивидуальными свойствами, неодинаковыми способностями, различным уровнем интеллектуального развития, культуры. При обучении биологии целесообразно выделить из среды учащихся наиболее интересующихся изучением живой природы. Они не равны по способностям, имеют разный уровень успеваемости, но их объединяет живой интерес к изучению природы и любовь к живым существам. Таких учащихся нужно привлекать к внеурочной работе, они содействуют оживлению уроков сообщениями о своих наблюдениях в природе и влияют на повышение интереса у своих товарищей к изучению биологии.

При системном, личностно-ориентированном подходе к педагогическому процессу разнообразные формы организации обучения можно рассматривать как взаимосвязанные звенья единой цепи учебно-воспитательного процесса, среди которых главное место занимает урок. Каждый урок имеет свои дидактические цели и своё специфическое содержание, что не может, не отразится на его построении и придаёт ему отличительные особенности.

Однотипность и трафарет в построении уроков без учёта их своеобразия приводят обычно к формализму, к поверхностным знаниям и одностороннему развитию учащихся. Мы строим урок так, чтобы максимально учитывать субъектный опыт детей. Проверка домашнего задания должна быть разнообразной с учетом личностной избирательности учащихся. Своеобразно обсудить план урока с учащимися, предварительно записав его на доске, обратить внимание на те элементы урока, которые им более интересны.

Разработанный нами дидактический материал, позволяет ученику проявлять индивидуальную избирательность к более значимым видам заданий для него. Среди такого материала на выбор ученикам можно предлагать гербарии, тексты заданий в различных форматах, биологические загадки, задачи, вопросы. При этом опять же можно разрешить ученику работать с биологическим объектом наиболее близким, значимым для него (например, любимый цветок). Нужны различные виды учебных заданий, которые сейчас сведены к min. Школы работают на сообщении знаний, построенных по жёсткой схеме, которые даются однообразно.

Личностно-ориентированное обучение основывается на применении знаний, активизации исследовательской деятельности, личностной избирательности учащихся. Так на уроках биологии принято задавать вопросы, требующие анализирующего ответа, расчлeнения целостного, перечисления его частей. Такие вопросы могут иметь место, но особенно ценны вопросы, объединяющие понятия и представления, требующие синтезирующего ответа, связывающие строение органа и функцию, организм со средой обитания. Например, вместо вопроса: “Каково строение кожицы листа?” – лучше задать вопрос: “Какова связь строения кожицы листа с её ролью?”. Можно предложить такие вопросы: “Почему необходимо обмывать листья домашних растений?”, “Чем различаются листья растений, растущих на ярком свету и в тени?”, “Найдите на окнах кабинета засухоустойчивые растения”. При ответах учащиеся могут выбирать растения более известные им.

Особое значение имеет построение схем и таблиц, развивающих понятия и представления. При этом схему или таблицу может зарисовать учитель, или предложить это сделать ученикам.

Домашние задания заставляют учащихся ещё раз продумывать полученные на уроке знания, закреплять их, пользуясь учебником, тетрадью, дополнительной литературой, самостоятельно решать познавательные задачи, проводить наблюдения или ставить простейшие опыты над растениями или животными; а по курсу биологии человека-самонаблюдения; иногда – готовить к уроку устный или письменный доклад, делать чертежи, рисунки, схемы, таблицы, изготовлять модели, приборы.

Домашние задания могут быть весьма разнообразными, и сводить их лишь к изучению учебника явно не достаточно. В зависимости от личностной избирательности учащихся рекомендуется задания по возможности индивидуализировать, выбирать их самим ученикам.

Следует подчеркнуть, что сейчас недостаточна преемственность между природоведением (начальная школа) и систематическими курсами изучения биологии (средняя школа). Огромный субъектный опыт каждого ученика, накапливаемый им в течение обучения в школе, не систематизируется и оптимально не используется в изучении биологии при рассмотрении соотношений между понятиями и представлениями.

Лишь при согласованности и взаимосвязях всех компонентов целостной системы процесса обучения, протекающего под руководством учителя и при активной познавательной деятельности учащихся с использованием их субъектного опыта, можно обеспечить всестороннее усвоение основ биологической науки, понимание учащимися взаимосвязей в процессах жизнедеятельности живых существ, формирование целостного научного мировоззрения, развития познавательных интересов и стремлений самостоятельно пополнять свои знания и применять их в жизни, труде.

Опишем схемы проведения уроков по разделу “Корень”. См. Приложение 1.

Мы попытались показать, как на каждом уроке можно активно работать с субъектным опытом учащихся, включать его в содержание усваиваемых научных понятий, “окультуривать” его по терминологии И.С. Якиманской (см. книгу: “Технология личностно– ориентированного образования” М, 2000 г.). Для этого мы разработали дидактический материал, позволяющий опираться на содержание субъектного опыта детей, дающий им возможность самостоятельно выбирать способ работы с учебным материалом, что делает процесс усвоения интересным, личностно-значимым, успешным.

Использование такого дидактического материала на уроке предполагает особую его организацию, при которой ученику предоставляется возможность проявить индивидуальную избирательность к форме выполнения задания (словесный, табличной, рисуночной), к типу задания (тест, задачи, опыт). Располагая вариативными дидактическими навыками, учитель на уроке может заинтересовать какого-то ученика. Получить сведения о предпочитаемых им заданиях, намечать и осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику через раскрытие его субъектного опыта. Это, по – нашему мнению, и есть основная цель личностно-ориентированного урока.



Комментарии:

Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"


    Урок биологии в 6-м классе "Движение животных"

      В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....

27 11 2024 2:53:20

Урок биологии по теме "Земноводные"


    Урок биологии по теме "Земноводные"

      Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....

26 11 2024 4:12:23

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....

25 11 2024 1:20:36

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

24 11 2024 21:39:42

Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности


    Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии в условиях сельской местности

      Из опыта подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии на примере Саха-Бельгийской гимназии Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия) в условиях сельской местности....

23 11 2024 6:48:54

Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"


    Урок биологии по теме "Человеческие расы, их происхождение и единство"

      Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас. ...

22 11 2024 11:37:12

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"


    Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

      Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

21 11 2024 12:32:37

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс В трудах академиков А.   Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....

20 11 2024 22:15:31

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....

19 11 2024 12:21:22

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды

Развитие жизни в мезозойскую эру. Триасовый, юрский, меловой периоды Начало мезозойской эры было временем расцвета и господства пресмыкающихся. Отдельные представители достигали гигантских размеров с массой тела до 20т....

18 11 2024 6:16:51

Методы исследования в биологии

При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....

17 11 2024 14:23:35

Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)


    Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)

      Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...

16 11 2024 23:31:54

Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"


    Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"

      Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний. ...

15 11 2024 12:30:12

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"


    Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

      Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....

14 11 2024 20:24:18

Покрытосеменные или цветковые растения

Покрытосеменные или цветковые растения Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....

13 11 2024 5:45:13

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"


    Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

      Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

12 11 2024 3:31:36

Урок природоведения по теме "Вещества и явления в окружающем мире". 5-й класс

Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....

11 11 2024 5:24:52

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

10 11 2024 17:24:13

Экология птиц антропогенного ландшафта


    Экология птиц антропогенного ландшафта

      В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....

09 11 2024 3:18:23

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

08 11 2024 4:54:40

Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"


    Разработка занятия по блочно-модульной технологии с использованием цифровых образовательных ресурсов. Тема "Корень"

      В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. ...

07 11 2024 23:12:30

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

06 11 2024 21:21:48

Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения


    Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

      Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...

05 11 2024 9:38:36

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии


    Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

      Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

04 11 2024 20:32:13

Повторение по теме "Птицы"


    Повторение по теме "Птицы"

      Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

03 11 2024 9:20:54

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)


    Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

      На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

02 11 2024 1:10:21

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"


    Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

      Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

01 11 2024 0:47:11

Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"

      Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д. ...

31 10 2024 10:31:20

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"


    Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

      В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

30 10 2024 23:52:22

Многообразие млекопитающих в природе

Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....

29 10 2024 21:45:36

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"


    Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

      Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...

28 10 2024 9:18:55

Мышцы человека

Представлена разработка одного из цикла уроков по теме «Опopно-двигательная система». Урок является примером использования интеpaктивного пособия «Мышцы», созданного автором. Пособие применяется на всех этапах урока: как для иллюстрации объяснения нового материала, так и на этапе актуализации, закрепления и первичного контроля усвоения знаний....

27 10 2024 9:17:52

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

26 10 2024 10:24:35

Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"


    Интеллектуальная игра для учащихся 9-11-х классов "Битва титанов"

      Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях. ...

25 10 2024 3:49:27

Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ


    Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ

      Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...

24 10 2024 5:13:29

Искусственный отбор: методологический и бессознательный

Искусственный отбор: методологический и бессознательный Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....

23 10 2024 10:33:33

Генетика и здоровье человека. 10-й класс


    Генетика и здоровье человека. 10-й класс

      В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....

22 10 2024 7:58:35

Орган зрения и зрительный анализатор. 8-й класс

Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....

21 10 2024 9:32:29

План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"


    План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"

      Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...

20 10 2024 0:30:56

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать пpaктические навыки по определению и распознаванию корневых систем....

19 10 2024 1:24:55

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

18 10 2024 4:46:52

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

17 10 2024 4:32:17

Урок по теме "Строение клетки". 10-й класс


    Урок по теме "Строение клетки". 10-й класс

      Урок проводится по основным стадиям технологии РКМЧП: вызов, осмысление, рефлексия. Основная образовательная цель: закрепить и актуализировать ранее изученный материал по теме. ...

16 10 2024 0:34:44

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс


    Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

      Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

15 10 2024 14:27:15

Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"


    Сценарий выступления агитбригады "По ком звонят колокола?"

      Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....

14 10 2024 23:38:37

Мох. Общая хаpaктеристика, размножение, классы и значение мхов

Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....

13 10 2024 2:34:10

Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ


    Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ

      Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....

12 10 2024 12:48:22

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов

Полиплоидия - возникновение и ее роль в образовании видов Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....

11 10 2024 5:49:40

Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"


    Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"

      Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...

10 10 2024 17:24:31

Развернутый план урока на тему "Продление рода. Органы размножения". 7-й класс

Материал урока представлен в сжатой компактной форме концептуальной таблицы и графических схем «фишбоун» и «синквейн». На каждом этапе урока предусмотрена различная деятельность: игра, самостоятельная, словарная работа, с учебником и наглядным материалом. Урок содержит методические приемы, рефлексии, стимулирования познавательной деятельности. Контроль на каждом этапе урока. Дифференцированный подход ‒ в индивидуальных «картах знаний»....

09 10 2024 2:16:41

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::