Личностно ориентированный урок по биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Личностно ориентированный урок по биологии


    Личностно ориентированный урок по биологии

Пояснительная записка

При изложении курса “Биология”, мы используем три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся:

  1. Выявление в содержании субъектного опыта детей существенных признаков вводимого понятия.
  2. Предоставление ученику на выбор определения вводимого понятия, выполненного в виде словесного описания, схемы или  рисунка.
  3. Предоставление на выбор описания изученного объекта с определением условий его обитания. Для закрепления, проверки на уроках, а так же при задании на дом, ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде словесного рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору самого ученика.

Задания охватывают темы курса биологии, рассчитанного на 2 часа в неделю, что соответствует региональным и федеральным учебным планам. Они могут быть использованы при изучении материала по разным учебникам.

Многолетний опыт моей работы убеждает в том, что у школьников на всём протяжении изучения биологии (6 – 11 кл.) не формируется оптимальное соотношение между понятиями и представлениями о биологических объектах, что приводит во многих случаях к формальному усвоению материала. Дети теоретически выучивают материал, не подготавливаются к изучению следующего.

Дисбаланс между представлениями и понятиями заложен в самой природе этих психологических образований.

Биологическое понятие это научно определяемое знание, в содержание и объём которого входят только существенные с позиции науки признаки.

Биологическое представление (образ) – это начальная ступень биологического значения . Оно отражает внешние особенности живых объектов и на основе преимущественно непосредственных чувственных восприятий создаёт в сознании учащихся, чувственно-наглядный образ живого предмета или процесса живой природы.

Например, при изучении темы “Клетка” сначала используем субъектный опыт учащихся, т. е. представление через образ. Задаём вопрос: “Как вы понимаете слово клетка?” Предполагаемые ответы:

– клетка в тетради
– клетка для птиц
– клетка для животных
– растения состоят из клеток

Эти ответы учитываются, затем убираются несущественные признаки. После этого даётся научное биологическое понятие клетки, в объём которого входят существенные признаки.

При усвоении учащимися биологических знаний эта ступень имеет весьма важное значение. Она является, прежде всего, необходимой основой для дальнейшего формирования биологических понятий и вместе с тем способствует ориентировке учащихся в окружающей природе.

Представление – это знание, сложившееся в субъектном опыте каждого ребёнка через взаимодействие с реальным миром растений, животных. В содержание и объём представления ученик может включать несущественные с позиции науки признаки, но личностно значимые для него по опыту его взаимодействия с живыми существами (“био” – жизнь, “биология” – наука о жизни). Поэтому соотношения понятия и представления не есть соотношения однозначного соответствия. Нужно учитывать содержание житейского (индивидуального) опыта ученика по взаимодействию с биологическими объектами, а он у каждого разный. (И. С. Якиманская , 2000 г.)

Несомненно, одно – он обязательно должен включаться в работу по формированию научных понятий о биологических объектах. Но как это обеспечить методически?

При осуществлении этой задачи необходимо наметить схему построения единого, целостного курса биологии, в котором все его части имели бы аналогичную структуру и были бы взаимосвязаны общими биологическими категориями, образующими внутрипредметные системные связи. Такая система учебного курса биологии будет соответствовать в основном современным данным биологической науки, вместе с тем удовлетворять дидактическим требованиям при переработке её, в систему, благодаря которой личный опыт ребёнка органично включается в усвоение научных понятий.

При сравнении содержания современных биологических дисциплин легко установить, что более удачна структура курса ботаники. Она ближе подходит к запросам сегодняшнего дня, разносторонне охватывает главные явления жизни растений, даёт общий обзор растительного мира с использованием субъектного опыта учащихся и вместе с тем закладывает основу для формирования общих биологических понятий: клетка, организм, биоценоз, историческое развитие живой природы. Однако в программу ботаники не включено первоначальное понятие о виде, как главной систематической единице, хотя место для него обеспечено в теме “Классификация цветковых растений”

Приняв структуру ботанического раздела в качестве исходной модели для построения последующих разделов курса биологии, можно эту модель последовательно развивать сначала при изучении биологии животных, затем биологии человека и общей биологии. Фундаментальные биологические понятия о формате организации жизни (клетка и организм, вид и популяция, биогеоценоз и биосфера) и об историческом развитии жизни на Земле. При таком построении курса биологии будет действительно осуществлена преемственность между его частями, а сам курс станет целостной системой биологического образования учащихся в средней школе.

Изменения структуры биологических дисциплин потребует и изменения их наименований. Необходимо отказаться от традиционного морфолого-систематического построения ботаники и зоологии, а также от изучения биологии человека только с позиции анатомии и физиологии; главное внимание следует уделить уровнях её организации.

В средней школе должен изучаться единый курс биологии с разделами, посвященными жизнедеятельности растений, животных, человека и общим закономерностям жизни.

Этими структурными изменениями курса биологии нельзя ограничиться, так как остаётся существенный научный пробел – недостаточно информации о жизнедеятельности микроорганизмов – бактерий, вирусов, микроскопических грибов. Очевидно, что при отсутствии информации о микроорганизмах биологические знания учащихся не будут соответствовать современным требованиям к общему образованию школьников.

После реализации указанных принципиально важных изменений структуры курса биологии, она может быть представлена так:

Разделы Курса Биологические категории образующие системные связи
Общая биология
Биология человека
Биология животных
Биология грибов, бактерий, вирусов.
Биология растений
Клетка
Организм
Вид
Популяция
Биогеоценоз
Биосфера
Историческое развитие органического мира

Из этой схемы видно, что системообразующимися связями между разделами курса биологии служат фундаментальные понятия, основанные на представлениях. Они пронизывают все разделы курса биологии, что обеспечивает внутреннюю преемственность при переходе от одного раздела к другому и придаёт целостность всему содержанию курса.

Целостная система учебного курса открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения. Она создаёт благоприятные условия для постепенного формирования у учащихся понимания живой природы с использованием субъектно-житейского индивидуального опыта учащихся. Вокруг узловых понятий возможны частные биологические понятия и представления, необходимые для общего биологического образования.

Ввиду сложности биологических понятий они не могут быть полностью усвоены учащимися сразу с достаточной глубиной, на современном научном уровне. Сначала целесообразно формировать наглядно-образные представления, отражающие в основном внешние стороны предметов и проявление процессов живой природы, вскрывающие сущность биологических явлений. При этом нужно использовать субъектный опыт учащихся, их личностную избирательность. В дальнейшем изучении эти представления будут углублляться, и на их основе формироваться понятия более сложные.

Каждый ученик формируется, как индивидуальность с присущими ему особенностями проработки учебного материала. Это необходимо учитывать в развитии его личности.

В процессе обучения учителю приходится иметь педагогические контакты как с отдельными учениками, так и с целым коллективом класса, в который входят учащиеся с разнообразными, индивидуальными свойствами, неодинаковыми способностями, различным уровнем интеллектуального развития, культуры. При обучении биологии целесообразно выделить из среды учащихся наиболее интересующихся изучением живой природы. Они не равны по способностям, имеют разный уровень успеваемости, но их объединяет живой интерес к изучению природы и любовь к живым существам. Таких учащихся нужно привлекать к внеурочной работе, они содействуют оживлению уроков сообщениями о своих наблюдениях в природе и влияют на повышение интереса у своих товарищей к изучению биологии.

При системном, личностно-ориентированном подходе к педагогическому процессу разнообразные формы организации обучения можно рассматривать как взаимосвязанные звенья единой цепи учебно-воспитательного процесса, среди которых главное место занимает урок. Каждый урок имеет свои дидактические цели и своё специфическое содержание, что не может, не отразится на его построении и придаёт ему отличительные особенности.

Однотипность и трафарет в построении уроков без учёта их своеобразия приводят обычно к формализму, к поверхностным знаниям и одностороннему развитию учащихся. Мы строим урок так, чтобы максимально учитывать субъектный опыт детей. Проверка домашнего задания должна быть разнообразной с учетом личностной избирательности учащихся. Своеобразно обсудить план урока с учащимися, предварительно записав его на доске, обратить внимание на те элементы урока, которые им более интересны.

Разработанный нами дидактический материал, позволяет ученику проявлять индивидуальную избирательность к более значимым видам заданий для него. Среди такого материала на выбор ученикам можно предлагать гербарии, тексты заданий в различных форматах, биологические загадки, задачи, вопросы. При этом опять же можно разрешить ученику работать с биологическим объектом наиболее близким, значимым для него (например, любимый цветок). Нужны различные виды учебных заданий, которые сейчас сведены к min. Школы работают на сообщении знаний, построенных по жёсткой схеме, которые даются однообразно.

Личностно-ориентированное обучение основывается на применении знаний, активизации исследовательской деятельности, личностной избирательности учащихся. Так на уроках биологии принято задавать вопросы, требующие анализирующего ответа, расчлeнения целостного, перечисления его частей. Такие вопросы могут иметь место, но особенно ценны вопросы, объединяющие понятия и представления, требующие синтезирующего ответа, связывающие строение органа и функцию, организм со средой обитания. Например, вместо вопроса: “Каково строение кожицы листа?” – лучше задать вопрос: “Какова связь строения кожицы листа с её ролью?”. Можно предложить такие вопросы: “Почему необходимо обмывать листья домашних растений?”, “Чем различаются листья растений, растущих на ярком свету и в тени?”, “Найдите на окнах кабинета засухоустойчивые растения”. При ответах учащиеся могут выбирать растения более известные им.

Особое значение имеет построение схем и таблиц, развивающих понятия и представления. При этом схему или таблицу может зарисовать учитель, или предложить это сделать ученикам.

Домашние задания заставляют учащихся ещё раз продумывать полученные на уроке знания, закреплять их, пользуясь учебником, тетрадью, дополнительной литературой, самостоятельно решать познавательные задачи, проводить наблюдения или ставить простейшие опыты над растениями или животными; а по курсу биологии человека-самонаблюдения; иногда – готовить к уроку устный или письменный доклад, делать чертежи, рисунки, схемы, таблицы, изготовлять модели, приборы.

Домашние задания могут быть весьма разнообразными, и сводить их лишь к изучению учебника явно не достаточно. В зависимости от личностной избирательности учащихся рекомендуется задания по возможности индивидуализировать, выбирать их самим ученикам.

Следует подчеркнуть, что сейчас недостаточна преемственность между природоведением (начальная школа) и систематическими курсами изучения биологии (средняя школа). Огромный субъектный опыт каждого ученика, накапливаемый им в течение обучения в школе, не систематизируется и оптимально не используется в изучении биологии при рассмотрении соотношений между понятиями и представлениями.

Лишь при согласованности и взаимосвязях всех компонентов целостной системы процесса обучения, протекающего под руководством учителя и при активной познавательной деятельности учащихся с использованием их субъектного опыта, можно обеспечить всестороннее усвоение основ биологической науки, понимание учащимися взаимосвязей в процессах жизнедеятельности живых существ, формирование целостного научного мировоззрения, развития познавательных интересов и стремлений самостоятельно пополнять свои знания и применять их в жизни, труде.

Опишем схемы проведения уроков по разделу “Корень”. См. Приложение 1.

Мы попытались показать, как на каждом уроке можно активно работать с субъектным опытом учащихся, включать его в содержание усваиваемых научных понятий, “окультуривать” его по терминологии И.С. Якиманской (см. книгу: “Технология личностно– ориентированного образования” М, 2000 г.). Для этого мы разработали дидактический материал, позволяющий опираться на содержание субъектного опыта детей, дающий им возможность самостоятельно выбирать способ работы с учебным материалом, что делает процесс усвоения интересным, личностно-значимым, успешным.

Использование такого дидактического материала на уроке предполагает особую его организацию, при которой ученику предоставляется возможность проявить индивидуальную избирательность к форме выполнения задания (словесный, табличной, рисуночной), к типу задания (тест, задачи, опыт). Располагая вариативными дидактическими навыками, учитель на уроке может заинтересовать какого-то ученика. Получить сведения о предпочитаемых им заданиях, намечать и осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику через раскрытие его субъектного опыта. Это, по – нашему мнению, и есть основная цель личностно-ориентированного урока.



Комментарии:

Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс

      Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....

17 07 2025 4:38:28

Методы работы И.В.Мичурина. Описание методов селекции

Методы работы И.В.Мичурина. Описание методов селекции Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....

16 07 2025 7:20:14

ИЕРАРХИЯ У КРЫС ЕГЭ biologia's Blog

ИЕРАРХИЯ У КРЫС  ЕГЭ biologia's Blog Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...

15 07 2025 8:34:44

Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Органы чувств"

      На уроке прослеживается эволюция органов чувств у живых организмов. Учащиеся знакомятся с процессом регуляции деятельности организма....

14 07 2025 19:42:47

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

13 07 2025 18:54:54

Дыхание и кровообращение животных Биология

Дыхание и кровообращение животных  Биология Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...

12 07 2025 20:23:54

Урок "Размножение и развитие птиц"


    Урок "Размножение и развитие птиц"

      Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...

11 07 2025 15:34:21

Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"

      Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....

10 07 2025 17:50:13

Макроэволюция, ее доказательства. 11-й класс

Данный урок стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учитель использует ИКТ, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....

09 07 2025 14:55:46

Энергетический обмен – катаболизм


    Энергетический обмен – катаболизм

      Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....

08 07 2025 13:43:48

Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая хаpaктеристика грибов". 6-й класс

Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....

07 07 2025 6:42:27

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

06 07 2025 8:26:35

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....

05 07 2025 1:24:26

Как размножаются живые организмы


    Как размножаются живые организмы

      Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

04 07 2025 4:57:25

Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс


    Тема урока: "Происхождение человека". 5-й класс

      Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....

03 07 2025 18:19:15

Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"


    Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"

      Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра. ...

02 07 2025 6:11:14

Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"


    Сборник цифровых диктантов по курсу "Общая биология"

      Предлагаю вашему вниманию цифровые диктанты по курсу биологии раздел "Общая биология". Задания можно использовать независимо от программы и учебника, по которым вы работаете....

01 07 2025 18:30:39

Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс


    Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс

      Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....

30 06 2025 4:16:51

Урок "Генетика пола"


    Урок "Генетика пола"

      Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...

29 06 2025 9:30:56

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

28 06 2025 0:14:14

Инновации в преподавании предметов учебного плана. Тема: "Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии"


    Инновации в преподавании предметов учебного плана. Тема: "Развитие критического мышления учащихся на уроках биологии"

      В работе представлены теоретические основы технологии критического мышления учащихся и разработаны уроки по курсу биологии "Человек", 8-й класс по учебнику Н.И. Сонина. Уроки разработаны соответственно модели описанной С.И. Заир-Бек, и имеют основу, состоящую из трёхфазного процесса: вызов - реализация смысла (осмысления содержания) - рефлексии (размышления). ...

27 06 2025 13:59:27

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

      При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

26 06 2025 0:42:18

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

25 06 2025 15:40:42

Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)


    Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)

      Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для пpaктической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях. ...

24 06 2025 16:15:25

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"


    Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

      Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

23 06 2025 14:33:27

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

22 06 2025 1:31:44

Элективный курс по биологии на тему "Физиология высшей нервной деятельности и психология". 10–11-й классы


    Элективный курс по биологии на тему "Физиология высшей нервной деятельности и психология". 10–11-й классы

      Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....

21 06 2025 17:44:48

Методическая разработка урока биологии по теме "Общие закономерности биологической эволюции". 9-й класс

Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....

20 06 2025 18:59:59

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

19 06 2025 20:29:31

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

18 06 2025 9:48:47

Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)


    Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)

      Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...

17 06 2025 2:52:21

Внеклассное мероприятие по экологии родного края


    Внеклассное мероприятие по экологии родного края

      Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....

16 06 2025 16:18:19

Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"


    Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"

      Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...

15 06 2025 5:52:53

Тема урока "Органы полости тела рыб"


    Тема урока "Органы полости тела рыб"

      Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

14 06 2025 21:14:20

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

13 06 2025 4:57:53

Тип Моллюски. Особенности строения, значение для человека

Тип Моллюски. Особенности строения, значение для человека Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....

12 06 2025 16:11:32

Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс


    Урок на тему "Деление клетки. Митоз". 10-й класс

      Урок изучение нового материала ‒ составная часть темы «Размножение», опирается на знания учащихся, полученные в 9-м классе. В ходе урока большая часть материала предлагается в виде таблиц для удобства изучения и восприятия. Закрепление нового материала в виде тестовой проверки проверит овладение учащимися большого объема учебного материала. Чередование различных форм и методов обучения сохранит внимание учащихся в течение урока....

11 06 2025 2:17:50

Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"


    Библиотечный урок по экологии: "Байкал – жемчужина Сибири"

      На протяжении всего урока текстовый материал идет на фоне музыки и сопровождается видеофильмом «Байкальские фантазии» о растительном и животном мире озера Байкал. На уроке учащиеся знакомятся с одной из легенд о Байкале, узнают о климате прошлого, о географическом положении Байкала, знакомятся с флорой и фауной Байкала. ...

10 06 2025 1:41:19

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют paкушки"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации. ...

09 06 2025 5:21:40

Методы исследования в биологии

При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....

08 06 2025 14:26:21

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

07 06 2025 3:33:43

Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"


    Урок биологии в 6-м классе. Тема: "Многообразие и значение грибов"

      Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...

06 06 2025 17:34:33

Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"


    Урок биологии "Нуклеиновые кислоты"

      План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. ...

05 06 2025 11:36:12

Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс


    Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс

      Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность. ...

04 06 2025 9:27:39

Урок-путешествие "Беспокойная планета"


    Урок-путешествие "Беспокойная планета"

      Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....

03 06 2025 15:35:29

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация

Папоротникообразные - признаки группы, строение и классификация Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....

02 06 2025 12:42:31

Разработка урока "Клеточное строение организмов"


    Разработка урока "Клеточное строение организмов"

      Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность. ...

01 06 2025 19:27:47

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

31 05 2025 17:18:12

Почему мы похожи на родителей, или Теория вероятности в генетике

Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...

30 05 2025 22:35:36

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....

29 05 2025 3:31:57

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::