Личностно ориентированный урок по биологии
Пояснительная записка
При изложении курса “Биология”, мы используем три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся:
- Выявление в содержании субъектного опыта детей существенных признаков вводимого понятия.
- Предоставление ученику на выбор определения вводимого понятия, выполненного в виде словесного описания, схемы или рисунка.
- Предоставление на выбор описания изученного объекта с определением условий его обитания. Для закрепления, проверки на уроках, а так же при задании на дом, ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде словесного рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору самого ученика.
Задания охватывают темы курса биологии, рассчитанного на 2 часа в неделю, что соответствует региональным и федеральным учебным планам. Они могут быть использованы при изучении материала по разным учебникам.
Многолетний опыт моей работы убеждает в том, что у школьников на всём протяжении изучения биологии (6 – 11 кл.) не формируется оптимальное соотношение между понятиями и представлениями о биологических объектах, что приводит во многих случаях к формальному усвоению материала. Дети теоретически выучивают материал, не подготавливаются к изучению следующего.
Дисбаланс между представлениями и понятиями заложен в самой природе этих психологических образований.
Биологическое понятие – это научно определяемое знание, в содержание и объём которого входят только существенные с позиции науки признаки.
Биологическое представление (образ) – это начальная ступень биологического значения . Оно отражает внешние особенности живых объектов и на основе преимущественно непосредственных чувственных восприятий создаёт в сознании учащихся, чувственно-наглядный образ живого предмета или процесса живой природы.
Например, при изучении темы “Клетка” сначала используем субъектный опыт учащихся, т. е. представление через образ. Задаём вопрос: “Как вы понимаете слово клетка?” Предполагаемые ответы:
– клетка в тетради
– клетка для птиц
– клетка для животных
– растения состоят из клеток
Эти ответы учитываются, затем убираются несущественные признаки. После этого даётся научное биологическое понятие клетки, в объём которого входят существенные признаки.
При усвоении учащимися биологических знаний эта ступень имеет весьма важное значение. Она является, прежде всего, необходимой основой для дальнейшего формирования биологических понятий и вместе с тем способствует ориентировке учащихся в окружающей природе.
Представление – это знание, сложившееся в субъектном опыте каждого ребёнка через взаимодействие с реальным миром растений, животных. В содержание и объём представления ученик может включать несущественные с позиции науки признаки, но личностно значимые для него по опыту его взаимодействия с живыми существами (“био” – жизнь, “биология” – наука о жизни). Поэтому соотношения понятия и представления не есть соотношения однозначного соответствия. Нужно учитывать содержание житейского (индивидуального) опыта ученика по взаимодействию с биологическими объектами, а он у каждого разный. (И. С. Якиманская , 2000 г.)
Несомненно, одно – он обязательно должен включаться в работу по формированию научных понятий о биологических объектах. Но как это обеспечить методически?
При осуществлении этой задачи необходимо наметить схему построения единого, целостного курса биологии, в котором все его части имели бы аналогичную структуру и были бы взаимосвязаны общими биологическими категориями, образующими внутрипредметные системные связи. Такая система учебного курса биологии будет соответствовать в основном современным данным биологической науки, вместе с тем удовлетворять дидактическим требованиям при переработке её, в систему, благодаря которой личный опыт ребёнка органично включается в усвоение научных понятий.
При сравнении содержания современных биологических дисциплин легко установить, что более удачна структура курса ботаники. Она ближе подходит к запросам сегодняшнего дня, разносторонне охватывает главные явления жизни растений, даёт общий обзор растительного мира с использованием субъектного опыта учащихся и вместе с тем закладывает основу для формирования общих биологических понятий: клетка, организм, биоценоз, историческое развитие живой природы. Однако в программу ботаники не включено первоначальное понятие о виде, как главной систематической единице, хотя место для него обеспечено в теме “Классификация цветковых растений”
Приняв структуру ботанического раздела в качестве исходной модели для построения последующих разделов курса биологии, можно эту модель последовательно развивать сначала при изучении биологии животных, затем биологии человека и общей биологии. Фундаментальные биологические понятия о формате организации жизни (клетка и организм, вид и популяция, биогеоценоз и биосфера) и об историческом развитии жизни на Земле. При таком построении курса биологии будет действительно осуществлена преемственность между его частями, а сам курс станет целостной системой биологического образования учащихся в средней школе.
Изменения структуры биологических дисциплин потребует и изменения их наименований. Необходимо отказаться от традиционного морфолого-систематического построения ботаники и зоологии, а также от изучения биологии человека только с позиции анатомии и физиологии; главное внимание следует уделить уровнях её организации.
В средней школе должен изучаться единый курс биологии с разделами, посвященными жизнедеятельности растений, животных, человека и общим закономерностям жизни.
Этими структурными изменениями курса биологии нельзя ограничиться, так как остаётся существенный научный пробел – недостаточно информации о жизнедеятельности микроорганизмов – бактерий, вирусов, микроскопических грибов. Очевидно, что при отсутствии информации о микроорганизмах биологические знания учащихся не будут соответствовать современным требованиям к общему образованию школьников.
После реализации указанных принципиально важных изменений структуры курса биологии, она может быть представлена так:
Разделы Курса | Биологические категории образующие системные связи |
Общая биология Биология человека Биология животных Биология грибов, бактерий, вирусов. Биология растений |
Клетка Организм Вид Популяция Биогеоценоз Биосфера Историческое развитие органического мира |
Из этой схемы видно, что системообразующимися связями между разделами курса биологии служат фундаментальные понятия, основанные на представлениях. Они пронизывают все разделы курса биологии, что обеспечивает внутреннюю преемственность при переходе от одного раздела к другому и придаёт целостность всему содержанию курса.
Целостная система учебного курса открывает большие возможности для совершенствования процесса обучения. Она создаёт благоприятные условия для постепенного формирования у учащихся понимания живой природы с использованием субъектно-житейского индивидуального опыта учащихся. Вокруг узловых понятий возможны частные биологические понятия и представления, необходимые для общего биологического образования.
Ввиду сложности биологических понятий они не могут быть полностью усвоены учащимися сразу с достаточной глубиной, на современном научном уровне. Сначала целесообразно формировать наглядно-образные представления, отражающие в основном внешние стороны предметов и проявление процессов живой природы, вскрывающие сущность биологических явлений. При этом нужно использовать субъектный опыт учащихся, их личностную избирательность. В дальнейшем изучении эти представления будут углублляться, и на их основе формироваться понятия более сложные.
Каждый ученик формируется, как индивидуальность с присущими ему особенностями проработки учебного материала. Это необходимо учитывать в развитии его личности.
В процессе обучения учителю приходится иметь педагогические контакты как с отдельными учениками, так и с целым коллективом класса, в который входят учащиеся с разнообразными, индивидуальными свойствами, неодинаковыми способностями, различным уровнем интеллектуального развития, культуры. При обучении биологии целесообразно выделить из среды учащихся наиболее интересующихся изучением живой природы. Они не равны по способностям, имеют разный уровень успеваемости, но их объединяет живой интерес к изучению природы и любовь к живым существам. Таких учащихся нужно привлекать к внеурочной работе, они содействуют оживлению уроков сообщениями о своих наблюдениях в природе и влияют на повышение интереса у своих товарищей к изучению биологии.
При системном, личностно-ориентированном подходе к педагогическому процессу разнообразные формы организации обучения можно рассматривать как взаимосвязанные звенья единой цепи учебно-воспитательного процесса, среди которых главное место занимает урок. Каждый урок имеет свои дидактические цели и своё специфическое содержание, что не может, не отразится на его построении и придаёт ему отличительные особенности.
Однотипность и трафарет в построении уроков без учёта их своеобразия приводят обычно к формализму, к поверхностным знаниям и одностороннему развитию учащихся. Мы строим урок так, чтобы максимально учитывать субъектный опыт детей. Проверка домашнего задания должна быть разнообразной с учетом личностной избирательности учащихся. Своеобразно обсудить план урока с учащимися, предварительно записав его на доске, обратить внимание на те элементы урока, которые им более интересны.
Разработанный нами дидактический материал, позволяет ученику проявлять индивидуальную избирательность к более значимым видам заданий для него. Среди такого материала на выбор ученикам можно предлагать гербарии, тексты заданий в различных форматах, биологические загадки, задачи, вопросы. При этом опять же можно разрешить ученику работать с биологическим объектом наиболее близким, значимым для него (например, любимый цветок). Нужны различные виды учебных заданий, которые сейчас сведены к min. Школы работают на сообщении знаний, построенных по жёсткой схеме, которые даются однообразно.
Личностно-ориентированное обучение основывается на применении знаний, активизации исследовательской деятельности, личностной избирательности учащихся. Так на уроках биологии принято задавать вопросы, требующие анализирующего ответа, расчлeнения целостного, перечисления его частей. Такие вопросы могут иметь место, но особенно ценны вопросы, объединяющие понятия и представления, требующие синтезирующего ответа, связывающие строение органа и функцию, организм со средой обитания. Например, вместо вопроса: “Каково строение кожицы листа?” – лучше задать вопрос: “Какова связь строения кожицы листа с её ролью?”. Можно предложить такие вопросы: “Почему необходимо обмывать листья домашних растений?”, “Чем различаются листья растений, растущих на ярком свету и в тени?”, “Найдите на окнах кабинета засухоустойчивые растения”. При ответах учащиеся могут выбирать растения более известные им.
Особое значение имеет построение схем и таблиц, развивающих понятия и представления. При этом схему или таблицу может зарисовать учитель, или предложить это сделать ученикам.
Домашние задания заставляют учащихся ещё раз продумывать полученные на уроке знания, закреплять их, пользуясь учебником, тетрадью, дополнительной литературой, самостоятельно решать познавательные задачи, проводить наблюдения или ставить простейшие опыты над растениями или животными; а по курсу биологии человека-самонаблюдения; иногда – готовить к уроку устный или письменный доклад, делать чертежи, рисунки, схемы, таблицы, изготовлять модели, приборы.
Домашние задания могут быть весьма разнообразными, и сводить их лишь к изучению учебника явно не достаточно. В зависимости от личностной избирательности учащихся рекомендуется задания по возможности индивидуализировать, выбирать их самим ученикам.
Следует подчеркнуть, что сейчас недостаточна преемственность между природоведением (начальная школа) и систематическими курсами изучения биологии (средняя школа). Огромный субъектный опыт каждого ученика, накапливаемый им в течение обучения в школе, не систематизируется и оптимально не используется в изучении биологии при рассмотрении соотношений между понятиями и представлениями.
Лишь при согласованности и взаимосвязях всех компонентов целостной системы процесса обучения, протекающего под руководством учителя и при активной познавательной деятельности учащихся с использованием их субъектного опыта, можно обеспечить всестороннее усвоение основ биологической науки, понимание учащимися взаимосвязей в процессах жизнедеятельности живых существ, формирование целостного научного мировоззрения, развития познавательных интересов и стремлений самостоятельно пополнять свои знания и применять их в жизни, труде.
Опишем схемы проведения уроков по разделу “Корень”. См. Приложение 1
.Мы попытались показать, как на каждом уроке можно активно работать с субъектным опытом учащихся, включать его в содержание усваиваемых научных понятий, “окультуривать” его по терминологии И.С. Якиманской (см. книгу: “Технология личностно– ориентированного образования” М, 2000 г.). Для этого мы разработали дидактический материал, позволяющий опираться на содержание субъектного опыта детей, дающий им возможность самостоятельно выбирать способ работы с учебным материалом, что делает процесс усвоения интересным, личностно-значимым, успешным.
Использование такого дидактического материала на уроке предполагает особую его организацию, при которой ученику предоставляется возможность проявить индивидуальную избирательность к форме выполнения задания (словесный, табличной, рисуночной), к типу задания (тест, задачи, опыт). Располагая вариативными дидактическими навыками, учитель на уроке может заинтересовать какого-то ученика. Получить сведения о предпочитаемых им заданиях, намечать и осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику через раскрытие его субъектного опыта. Это, по – нашему мнению, и есть основная цель личностно-ориентированного урока.
Комментарии:
Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ. ...
18 03 2024 20:45:42
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....
17 03 2024 19:39:30
На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....
16 03 2024 5:15:10
Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....
15 03 2024 22:10:36
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
14 03 2024 15:17:22
Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....
13 03 2024 11:44:37
Урок обобщения и систематизации знаний о составе и строении клетки, о взаимосвязи и взаимообусловленности ее компонентов, протекающих в ней процессов. Урок, на котором закрепление темы учащимися осуществляется посредством компьютера, который используется как средство контроля и оценивания качества обучения. ...
12 03 2024 13:53:21
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения. ...
11 03 2024 23:37:20
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
10 03 2024 10:51:25
В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....
09 03 2024 19:26:23
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
08 03 2024 5:43:17
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые». Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока. Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
07 03 2024 2:30:14
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...
06 03 2024 17:36:48
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
05 03 2024 8:50:31
Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения. ...
04 03 2024 9:20:53
Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....
03 03 2024 9:47:38
Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....
02 03 2024 12:11:32
В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....
01 03 2024 5:54:58
Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...
29 02 2024 0:20:53
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...
28 02 2024 8:37:35
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
27 02 2024 3:35:45
Данный урок (пpaктическая работа в 5-м классе) разработан в соответствии с УМК под редакцией А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. Концептуальная цель урока – создание условий для развития потребности в познании природы. Стратегическая цель урока – развитие познавательной активности учащихся, способности анализировать и сравнивать....
26 02 2024 23:30:22
Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....
25 02 2024 16:27:48
Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения. ...
24 02 2024 12:40:19
Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...
23 02 2024 9:20:36
Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...
22 02 2024 1:29:19
Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости. ...
21 02 2024 20:54:52
Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....
20 02 2024 15:47:23
Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема изменяется роль учителя. Он становится консультантом....
19 02 2024 17:50:32
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...
18 02 2024 13:57:34
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
17 02 2024 20:31:57
Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....
16 02 2024 22:24:12
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...
15 02 2024 2:43:13
Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
14 02 2024 3:18:49
Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....
13 02 2024 11:39:39
Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме "Экологические факторы"....
12 02 2024 16:32:55
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....
11 02 2024 22:14:41
Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки. ...
10 02 2024 11:59:55
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
09 02 2024 23:53:29
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
08 02 2024 5:45:45
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
07 02 2024 5:24:53
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
06 02 2024 21:41:10
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
05 02 2024 0:32:34
На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации. ...
04 02 2024 2:40:14
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
03 02 2024 9:18:33
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
02 02 2024 19:26:51
На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....
01 02 2024 5:20:20
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
31 01 2024 9:32:13
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...
30 01 2024 19:16:20
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
29 01 2024 7:33:59
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::