Основные этапы развития жизни на Земле
Цели:
Образовательные: Формирование научного мировоззрения и логического мышления.
Развивающая: Умения анализировать, сравнивать, работать с дополнительной литературой, самостоятельно выполнять задания.
Воспитательная: Формирование ценностного отношения учащихся к природе.
Задачи: Сформировать знания о родстве и происхождении основных типов и классов животных, о прогрессивном развитии животного мира, о вымерших ископаемых животных. Опережающее задание: творческим группам учащихся подготовить сообщение о вымерших ископаемых животных.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Организация и психологическая подготовка к работе на уроке.
2. Актуализация знаний.
Индивидуальный опрос.
1. В чем заключается сущность и каковы причины многообразия животного мира?
2. Назовите основные факторы эволюции органического мира, поясните их смысл на основе Ч. Дарвина?
3. Расскажите об основных стадиях эмбрионального развития позвоночных по таблице. Что оно доказывает?
4. В чем заключается творческая роль естественного отбора? Какова сущность искусственного отбора?
3. Изучение нового материала.
Психологическая подготовка к изучению новой темы.
Объяснение учителя:
Современный животный мир – результат длительного исторического развития.
Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма. Одноклеточные колониальные животные – вольвокс, они более сложно устроены.
От древних колониальных жгутиковых возникли древние многоклеточные организмы. Многоклеточные организмы в отличие от одноклеточных специализировали клетки по выполняемым им функциям. Их клетки выполняют защитную функцию, пищеварения, сокращения, размножения, проведения возбуждения. У многоклеточных организмов клетки специализировались, сформировали ткани, произошло увеличение размеров тела, образование хорды или внутреннего скелета.
Хордовые приобрели прогрессивные черты: внутренний скелет, мускулатуру, центральную нервную систему, более совершенную пищеварительную систему, систему органов дыхания, размножения, кровообращения и выделения. Наиболее древние хордовые были похожи на современного ланцетника. Возникновение общих прогрессивных черт обеспечивает крупные преобразования, которые представляют собой важнейший этап в эволюции животных. Это привело к освоению новой среды обитания. Приобретенные в дальнейшем приспособления обеспечили многообразие прогрессивно развивающейся группе.
От древних бесчерепных произошли позвоночные. У них сформировался осевой скелет, состоящий из позвонков пpeдoxpaняющий спинной мозг от повреждений.
Развился череп, пpeдoxpaняющий головной мозг. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, что усложнило их поведение. В кровеносной системе образовалось сердце, состоящее из мускулов и обеспечивающее движение крови по сосудам. Произошли изменения в органах движения. Из складок тела расположенных по бокам развились парные конечности – плавники. Так появились рыбы. Древние кистеперые рыбы имели хорошо развитые плавники и могли ползать по дну. У них были зачатки легких, они их использовали при пересыхании водоема. От кистеперых рыб произошли наземные позвоночные – земноводные.
Затее у земноводных усложнились легкие, возникло два круга кровообращения, в коже образовались роговые чешуи. Животные приспособились к размножению на суше. От земноводных произошли пресмыкающиеся.
Рассвет пресмыкающихся происходит в мезозойскую эру. Рептилии освоили все среды обитания и широко расселились на земле. Наиболее разнообразными были динозавры – травоядные, насекомоядные и хищные. Воздушную среду освоили летающие ящеры. К жизни в воде вторично приспособились ихтиозавры, крокодилы, черепахи. Появились ящерицы. Позднее от последних произошли змеи.
От древних пресмыкающихся возникли птицы, млекопитающие. Птицы и млекопитающие лучше приспособлены к меняющимся условиям среды по сравнению с пресмыкающимися. Их тело имеет наиболее совершенное строение и размножение.
После объяснения ученики записывают схему происхождение и эволюции хордовых в тетрадях.
Cхема
РАБОТА ПО ГРУППАМ
1 ГРУППА. Латимерия.
Живет по сей день как “живое ископаемое”. Размер 1,8 м в длину. Вес большой, поскольку эта рыба является слишком толстой для своей длины. Открыта в Индийском океане, в 1938 г. Выглядит так же, как и судя по окаменелостям, 400 миллионов лет назад. Скрыта от остальной морской жизни. Получила название “древнее четвероногое” из-за кистеперых и тазовых плавников.
2 ГРУППА. Израильская украшенная лягушка.
Израильская украшенная лягушка впервые была описана в 1940 году, а спустя 16 лет вымерла. Длинна тела 8 см. У нее были длинные передние лапы. Она имела отчетливые отметины в виде красных и белых бугорков, а на сером брюхе пятна цвета ржавчины. Им были присущи каннибальские наклонности, и она была активна по ночам. Причины вымирания: уничтожение естественной среды обитания, связанное с мелиорацией земель, разведение рыб, которые поедают икру, коллекционирование людьми, загрязнение вод, применение пестицидов и фунгицидов.
3 ГРУППА. Черепаха Миолания.
Самым необычным в Миолании был ее украшенный череп, имевший ширину 60 см. Она не могла прятать в панцирь голову, так как на черепе были роговые отростки. Окаменевшие остатки были обнаружены на острове Лорд-Хау, Австралия. Первые черепахи появились на планете 200 000 000 лет назад. Ее панцирь достигал 1,3 м. в длину. К причинам вымирания относится массовое истрeбление ради панцирей, а также ради мяса, вина возлагается на разрушение естественной среды обитания.
4 ГРУППА. Дронт.
Обитала до конца 17 века. Размер 1 м. открыт на острове Маврикий. Дронт не умел летать и быстро бегать, поскольку ее огромный живот волочился по земле. У птицы был большой шишкообразный клюв, основной способ защиты. Рацион – плоды с дерева Додо, возможно насекомые. Легенда гласит, что два Дронта увезенные с острова во Францию, роняли слезы при расставании с родным островом.
5 ГРУППА. Индрикатерий.
Обитал 30 миллионов лет назад, размер более 8 м. в длину, вес как три слона. Он имел массивные трехпалые конечности, мог развивать большую скорость, жил в небольших стадах. Это длинношеее животное был родственником носорогов. Это было самое крупное млекопитающее. Открыт в Пакистане в 1910 г. и обнаружен в областях Средней Азии, Монголии и Китае.
Закрепление знаний.
По окончании выступлений учащиеся заполняют таблицу о древних и исчезнувших животных.
Класс |
Представители |
Места обитания |
Древние рыбы | Латимерия | Индийский океан |
Древние земноводные | Израильская украшенная лягушка |
Израиль |
Древние пресмыкающиеся | Миолания | Лорд – Хау Австралия |
Древние птицы | Дронт | Острова Маврикий Реюньен, расположенные в Индийском океане |
Древние млекопитающие |
Индрикатерий | Монголия Китай Пакистан |
Затем учащиеся записывают в тетради вывод о многообразии вымерших и ископаемых животных. Называют причины исчезновения животных, а также вносят свои предложения по спасению многочисленных видов, над которыми нависла угроза вымирания.
Домашнее задание.
Выучить параграф 61.
Литература для учителя
Биология животные В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Учебник, методическое пособие Биология В.С. Кучменко, С.В. Суматохин.
Литература для учащихся
Учебник \"Биология\" 7-й класс. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Энциклопедия Эксмо вымершие животные.
Оборудование: Набор таблиц “Развитие животного мира на земле”.
Комментарии:
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
27 11 2024 8:55:46
Интеллектуальная игра проводится среди учащихся 6-х классов в качестве обобщения знаний по разделу классы покрытосеменных растений или в рамках недели естественно-научного цикла. Внеклассная работа с учащимися позволяет формировать мотивацию к обучению и мopaльному удовлетворению от собственных успехов. ...
26 11 2024 18:45:59
Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению. ...
25 11 2024 4:39:18
Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....
24 11 2024 3:35:56
Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями. ...
23 11 2024 0:31:15
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
22 11 2024 20:36:16
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
21 11 2024 14:32:55
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
20 11 2024 0:40:41
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
19 11 2024 21:38:38
Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....
18 11 2024 21:55:55
Поскольку урок вводный, то главная цель его - вызвать интерес к изучаемому царству животных. Интерес учащихся формируется через групповую и индивидуальную работу с использованием игровых моментов. Урок раскрывает особенности строения, жизнедеятельности животных, многообразие их видов. Знания по географии дают нам в полном объеме представление о распространении животных на Земле....
17 11 2024 10:35:37
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...
16 11 2024 17:20:36
Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....
15 11 2024 9:20:26
Вегетативное размножение — это размножение частями растений: побега, корня, листа либо группами соматических клеток этих органов. Такое размножение — одно из приспособлений для образования потомства там, где затруднено пoлoвoе размножение....
14 11 2024 4:51:27
Дидактические игры являются неотъемлемой частью учебного процесса в малочисленной школе, где поддерживать интерес учащихся в течение урока и на протяжении нескольких уроков особенно трудно. Дидактическая игра является хорошей основой для установления связей биологии с предметами художественно-эстетического цикла. Игра во многом обеспечивает доступность изучения учебного материала, не нанося ущерба его научности....
13 11 2024 21:21:47
Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....
12 11 2024 17:12:27
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
11 11 2024 1:59:23
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
10 11 2024 19:16:19
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
09 11 2024 3:30:41
Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....
08 11 2024 0:16:46
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....
07 11 2024 19:34:42
Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....
06 11 2024 14:21:48
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
05 11 2024 23:23:57
Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....
04 11 2024 20:23:47
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
03 11 2024 23:53:57
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
02 11 2024 12:28:54
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
01 11 2024 1:24:40
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
31 10 2024 1:42:18
Тема, посвященная зубам, рассматривается на двух, а иногда и на трех занятиях. На первом занятии ребята знакомятся со строением зубов. Ко второму занятию приносят свои зубные пасты, щетки и мы учимся правильному выбору паст, щеток, зубных нитей. Учимся пользоваться зубной нитью, потому что в нашем поселке это редкость. Обязательно говорим о пользе и вреде жевательной резинки и о тех продуктах, которые сделают зубы крепкими и надолго сохранят их здоровье....
30 10 2024 0:50:39
Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....
29 10 2024 21:24:21
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....
28 10 2024 1:43:39
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
27 10 2024 19:59:57
Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....
26 10 2024 20:49:39
К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную. ...
25 10 2024 17:43:46
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
24 10 2024 17:21:44
Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....
23 10 2024 12:13:14
На первый план в этом уроке выдвигается идея развивающего обучения. Создаются возможности для развития интеллекта, творческих способностей. Ученикам дана возможность принимать решения, самостоятельно мыслить, обрести уверенность в своих силах. В процессе изучения темы использовался словесно-логический метод обучения....
22 10 2024 2:52:55
Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....
21 10 2024 13:23:30
Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...
20 10 2024 14:34:27
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...
19 10 2024 5:24:31
Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....
18 10 2024 1:26:45
Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....
17 10 2024 13:20:18
Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....
16 10 2024 22:32:12
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
15 10 2024 1:39:35
Проект способствует формированию общения с природой, содействует формированию умения и навыков по планированию, посадке растений, уходу за ними и оформлению ландшафтного дизайна, способствует привитию навыков экологической этики и поведения, ориентирует на защиту окружающей среды, содействует воспитанию экологической культуры....
14 10 2024 8:18:45
Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде "Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....
13 10 2024 5:49:41
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
12 10 2024 1:18:13
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
11 10 2024 16:11:34
В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....
10 10 2024 1:30:55
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
09 10 2024 3:22:42
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::