Основные этапы развития жизни на Земле
Цели:
Образовательные: Формирование научного мировоззрения и логического мышления.
Развивающая: Умения анализировать, сравнивать, работать с дополнительной литературой, самостоятельно выполнять задания.
Воспитательная: Формирование ценностного отношения учащихся к природе.
Задачи: Сформировать знания о родстве и происхождении основных типов и классов животных, о прогрессивном развитии животного мира, о вымерших ископаемых животных. Опережающее задание: творческим группам учащихся подготовить сообщение о вымерших ископаемых животных.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Организация и психологическая подготовка к работе на уроке.
2. Актуализация знаний.
Индивидуальный опрос.
1. В чем заключается сущность и каковы причины многообразия животного мира?
2. Назовите основные факторы эволюции органического мира, поясните их смысл на основе Ч. Дарвина?
3. Расскажите об основных стадиях эмбрионального развития позвоночных по таблице. Что оно доказывает?
4. В чем заключается творческая роль естественного отбора? Какова сущность искусственного отбора?
3. Изучение нового материала.
Психологическая подготовка к изучению новой темы.
Объяснение учителя:
Современный животный мир – результат длительного исторического развития.
Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма. Одноклеточные колониальные животные – вольвокс, они более сложно устроены.
От древних колониальных жгутиковых возникли древние многоклеточные организмы. Многоклеточные организмы в отличие от одноклеточных специализировали клетки по выполняемым им функциям. Их клетки выполняют защитную функцию, пищеварения, сокращения, размножения, проведения возбуждения. У многоклеточных организмов клетки специализировались, сформировали ткани, произошло увеличение размеров тела, образование хорды или внутреннего скелета.
Хордовые приобрели прогрессивные черты: внутренний скелет, мускулатуру, центральную нервную систему, более совершенную пищеварительную систему, систему органов дыхания, размножения, кровообращения и выделения. Наиболее древние хордовые были похожи на современного ланцетника. Возникновение общих прогрессивных черт обеспечивает крупные преобразования, которые представляют собой важнейший этап в эволюции животных. Это привело к освоению новой среды обитания. Приобретенные в дальнейшем приспособления обеспечили многообразие прогрессивно развивающейся группе.
От древних бесчерепных произошли позвоночные. У них сформировался осевой скелет, состоящий из позвонков пpeдoxpaняющий спинной мозг от повреждений.
Развился череп, пpeдoxpaняющий головной мозг. Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, что усложнило их поведение. В кровеносной системе образовалось сердце, состоящее из мускулов и обеспечивающее движение крови по сосудам. Произошли изменения в органах движения. Из складок тела расположенных по бокам развились парные конечности – плавники. Так появились рыбы. Древние кистеперые рыбы имели хорошо развитые плавники и могли ползать по дну. У них были зачатки легких, они их использовали при пересыхании водоема. От кистеперых рыб произошли наземные позвоночные – земноводные.
Затее у земноводных усложнились легкие, возникло два круга кровообращения, в коже образовались роговые чешуи. Животные приспособились к размножению на суше. От земноводных произошли пресмыкающиеся.
Рассвет пресмыкающихся происходит в мезозойскую эру. Рептилии освоили все среды обитания и широко расселились на земле. Наиболее разнообразными были динозавры – травоядные, насекомоядные и хищные. Воздушную среду освоили летающие ящеры. К жизни в воде вторично приспособились ихтиозавры, крокодилы, черепахи. Появились ящерицы. Позднее от последних произошли змеи.
От древних пресмыкающихся возникли птицы, млекопитающие. Птицы и млекопитающие лучше приспособлены к меняющимся условиям среды по сравнению с пресмыкающимися. Их тело имеет наиболее совершенное строение и размножение.
После объяснения ученики записывают схему происхождение и эволюции хордовых в тетрадях.
Cхема
РАБОТА ПО ГРУППАМ
1 ГРУППА. Латимерия.
Живет по сей день как “живое ископаемое”. Размер 1,8 м в длину. Вес большой, поскольку эта рыба является слишком толстой для своей длины. Открыта в Индийском океане, в 1938 г. Выглядит так же, как и судя по окаменелостям, 400 миллионов лет назад. Скрыта от остальной морской жизни. Получила название “древнее четвероногое” из-за кистеперых и тазовых плавников.
2 ГРУППА. Израильская украшенная лягушка.
Израильская украшенная лягушка впервые была описана в 1940 году, а спустя 16 лет вымерла. Длинна тела 8 см. У нее были длинные передние лапы. Она имела отчетливые отметины в виде красных и белых бугорков, а на сером брюхе пятна цвета ржавчины. Им были присущи каннибальские наклонности, и она была активна по ночам. Причины вымирания: уничтожение естественной среды обитания, связанное с мелиорацией земель, разведение рыб, которые поедают икру, коллекционирование людьми, загрязнение вод, применение пестицидов и фунгицидов.
3 ГРУППА. Черепаха Миолания.
Самым необычным в Миолании был ее украшенный череп, имевший ширину 60 см. Она не могла прятать в панцирь голову, так как на черепе были роговые отростки. Окаменевшие остатки были обнаружены на острове Лорд-Хау, Австралия. Первые черепахи появились на планете 200 000 000 лет назад. Ее панцирь достигал 1,3 м. в длину. К причинам вымирания относится массовое истрeбление ради панцирей, а также ради мяса, вина возлагается на разрушение естественной среды обитания.
4 ГРУППА. Дронт.
Обитала до конца 17 века. Размер 1 м. открыт на острове Маврикий. Дронт не умел летать и быстро бегать, поскольку ее огромный живот волочился по земле. У птицы был большой шишкообразный клюв, основной способ защиты. Рацион – плоды с дерева Додо, возможно насекомые. Легенда гласит, что два Дронта увезенные с острова во Францию, роняли слезы при расставании с родным островом.
5 ГРУППА. Индрикатерий.
Обитал 30 миллионов лет назад, размер более 8 м. в длину, вес как три слона. Он имел массивные трехпалые конечности, мог развивать большую скорость, жил в небольших стадах. Это длинношеее животное был родственником носорогов. Это было самое крупное млекопитающее. Открыт в Пакистане в 1910 г. и обнаружен в областях Средней Азии, Монголии и Китае.
Закрепление знаний.
По окончании выступлений учащиеся заполняют таблицу о древних и исчезнувших животных.
Класс |
Представители |
Места обитания |
Древние рыбы | Латимерия | Индийский океан |
Древние земноводные | Израильская украшенная лягушка |
Израиль |
Древние пресмыкающиеся | Миолания | Лорд – Хау Австралия |
Древние птицы | Дронт | Острова Маврикий Реюньен, расположенные в Индийском океане |
Древние млекопитающие |
Индрикатерий | Монголия Китай Пакистан |
Затем учащиеся записывают в тетради вывод о многообразии вымерших и ископаемых животных. Называют причины исчезновения животных, а также вносят свои предложения по спасению многочисленных видов, над которыми нависла угроза вымирания.
Домашнее задание.
Выучить параграф 61.
Литература для учителя
Биология животные В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Учебник, методическое пособие Биология В.С. Кучменко, С.В. Суматохин.
Литература для учащихся
Учебник \"Биология\" 7-й класс. В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Энциклопедия Эксмо вымершие животные.
Оборудование: Набор таблиц “Развитие животного мира на земле”.
Комментарии:
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности.
...
30 06 2025 5:56:18
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
29 06 2025 21:38:14
Цель урока: изучить биографию Н.И.Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого.
...
28 06 2025 10:57:59

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....
27 06 2025 19:11:54
Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....
26 06 2025 23:24:14
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
25 06 2025 3:51:21
Урок закладывает представления о почве как верхнем плодородном слое земли, основных свойствах почвы; в процессе опытов ученики устанавливают состав почвы, узнают о преобладающих почвах родного края....
24 06 2025 19:35:16
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
23 06 2025 3:18:21
Урок проводится в 7-м классе, после темы "Царство Грибы". Сценарий урока подходит ко всем урокам, независимо от программы и авторов учебников. Игровая форма урока помогает охватить как можно больше объема темы, выяснить уровень усвоения темы "Царство Грибов". Формирует культуру умственного труда; умение логически мыслить, последовательно излагать свои суждения, делать правильные выводы. Развивает навыки самостоятельной деятельности. Использование ИКТ на уроке делает урок более оснащенным, интересным, сэкономит время....
22 06 2025 5:54:16
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
21 06 2025 16:27:29
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
20 06 2025 3:25:27
Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учеников 11-го класса. Его же можно использовать при изучении данной темы в 9-м классе с учетом некоторого упрощения. Урок сопровождается презентацией, содержащей графики, анимационные фрагменты, фотографии, что позволяет наглядно познакомиться с темой....
19 06 2025 22:50:19
Модульное обучение как педагогическая технология помогает учить школьников самостоятельно добывать знания, т.е. учить учиться. Опыт работы показал, что лучший результат дает сочетание модульной системы обучения и традиционной. В статье приведен пример модульного урока по теме "Строение, функции и гигиена кожи" (инструкция для учащихся).
...
18 06 2025 22:39:52
Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....
17 06 2025 14:30:30
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
16 06 2025 3:23:34
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
15 06 2025 18:24:11
Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....
14 06 2025 21:23:47
Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....
13 06 2025 15:34:33
В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету.
В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....
12 06 2025 10:56:40
Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....
11 06 2025 10:16:21
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
10 06 2025 8:38:41
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
09 06 2025 8:28:17
Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....
08 06 2025 0:32:35
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
07 06 2025 16:19:33
Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....
06 06 2025 22:12:16
<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...
05 06 2025 20:45:20

Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....
04 06 2025 15:47:33
Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....
03 06 2025 3:57:22
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
02 06 2025 21:12:56
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников.
...
01 06 2025 20:16:59
Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека
а также воспитывает бережное отношение к природе....
31 05 2025 17:16:32
Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя.
...
30 05 2025 2:26:21
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
29 05 2025 23:38:54
Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....
28 05 2025 6:39:42
В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....
27 05 2025 18:39:54
Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников,
предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа,
когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....
26 05 2025 22:54:12
Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....
25 05 2025 1:48:25
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
24 05 2025 15:55:56
В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки.
...
23 05 2025 21:23:30
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
22 05 2025 18:40:29
Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе.
...
21 05 2025 6:33:16
Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса.
...
20 05 2025 17:52:56
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы;
познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
19 05 2025 9:46:30
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
18 05 2025 15:12:40
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
17 05 2025 20:31:14
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
16 05 2025 4:54:55
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
15 05 2025 21:46:54

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....
14 05 2025 16:15:33
Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села.
...
13 05 2025 0:18:47
Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....
12 05 2025 16:11:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::