Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что \"не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает\" (К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1967,с. 208).
В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания.
Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова), педагогики коллективных дел
Цель работы – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности учащихся на уроках биологии.
Задачи:
Обучения:
- обеспечить изучение (повторение, закрепление) основных понятий, биологических закономерностей;
- продолжить формирование общеучебных умений и навыков.
Развития:
- развивать познавательный интерес учащихся;
- развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении;
- развивать эмоции учащихся (создавая при этом эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, используя яркие демонстрации) ;
- развивать инициативу, уверенность в своих силах;
- развивать умения применять знания на пpaктике.
Воспитания:
- воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям;
- воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к учебе;
- воспитание экологического мышления.
Принципы:
- учета возрастных и индивидуальных способностей учащихся;
- наглядности;
- выбора оптимальных методов, форм и средств обучения;
- комплексный подход к обучению и воспитанию;
- научность обучения и его доступности;
- интеграции предметов естественнонаучного цикла;
- систематичности обучения и его связь с пpaктикой;
- коллективного взаимодействия;
- сознательности, активности, творчества;
- создания личной мотивации, опоры на опыт учащихся.
Данная система работы предполагает создание следующих условий для проявления познавательной активности:
- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося.
- включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- использование проблемных ситуаций;
- проведение бинарных уроков;
- пpaктико-ориентированная направленность изучаемого материала
Трудоемкость осуществления опыта:
- Подготовка дидактических материалов, наглядных пособий;
- Подготовка учащихся к участию в реализации замысла.
Кредо учителя:
- Создать из повседневного удивительное.
- О сложном говорить увлекательно, эмоционально.
- Учить всему кратко, приятно, основательно.
Учебный урок - это трудовой процесс, и как любой трудовой процесс он требует работоспособности. Как известно уровень работоспособности изменяется на различных этапах выполнения работы.
Рисунок1.
Изменение уровня работоспособности на различных этапах выполнения работы:
1 - вpaбатывание; 2 -оптимальная работоспособность, 3 - утомление.
Этап вpaбатывания имеет большое значение для хода всего урока, т.е. необходимо активизировать мыслительную деятельность с первых минут урока, настроить учащихся на позитив. На данном этапе применима такая форма работы, как \"снежный ком\" (логическая цепочка). Она напоминает известную игру в города: назвать слова по теме, каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Например, 10 класс тема \"Эволюционное учение\": вид - Дарвин - наследственность - и т.д.
Другой формой активизации на данном этапе урока может быть \"кроссворд на слово\": решить кроссворд, в выделенном столбце получается слово, связанное с темой нового урока. Например, 8 класс - введение в тему \"Тип Хордовые\": задание связано с предыдущей темой \"Тип Члeнистоногие\".
Рисунок2.
Кроссворд.
- Кто над нами вверх ногами (муха).
- Знак гороскопа из класса паукообразных (скорпион).
- Десятиногое члeнистоногое (paк).
- Paкообразное - часть планктона (дафния).
- Кладка яиц тутового шелкопряда. (грена).
Следующий этап урока - этап оптимальной работоспособности. Данный этап обычно предполагает проверку домашнего задания, изучение нового материала.
При изучении новой темы пpaктикуются различные формы организации деятельности учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные. Групповая работа имеет ряд преимуществ:
- побуждает участников группы к активности, самостоятельности, ответственности, т.к. результат работы зависит от вклада каждого;
- облегчает процесс усвоения, запоминания и применения новых знаний;
- позволяет повышать познавательную мотивацию и дольше сохранять работоспособность участников группы;
- способствует развитию коммуникативных особенностей, которые необходимы для успешной работы в любом коллективе.
Групповое обучение осуществляется в несколько этапов:
1 этап - вводный.
Исходя из учебных целей, дается стартовая информация и обозначается круг проблем, предлагаемых к обсуждению. Работа осуществляется в большой группе.
2 этап - обучающий.
Работа над конкретными проблемами по определенному алгоритму в рамках временного регламента. Работа выполняется в малых группах.
3 этап - заключительный.
Презентация результатов работы малых групп. Итоговое обсуждение и обобщение работы происходит в полном составе большой группы.
Рассмотрим пример урока с групповой формой работы учащихся. 9 класс тема \"Строение и функции органа зрения. Гигиена зрения\". Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Почему говорят \"береги как зеницу ока\"? Учащиеся высказывают гипотезы: значение органа зрения, сложность строения, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Далее составляется схема \"Системы глаза\".
Рисунок3.
Системы глаза
Затем учащиеся в группах по заданиям изучают новый материал, используя учебник и дополнительную литературу в течение 15 минут.
1 группа. Задание.
- Что относится к вспомогательным системам глаза? Каково их значение?
- Назовите и покажите расположение глазных оболочек. Какие функции они выполняют?
2 группа. Задание.
- Назовите структурные компоненты оптической системы глаза. Где они расположены?
- Каковы функции оптической системы?
3 группа. Задание.
- Каковы особенности строения и функций структурных компонентов световоспринимающей системы?
- Что такое слепое пятно, желтое пятно?
4 группа. Задание.
- Что называется аккомодацией?
- Как возникает изображение на сетчатке?
- Назовите отделы зрительного анализатора.
5 группа. Задание.
- Назовите причины нарушения зрения.
- Как изменяется форма глазного яблока при дальнозоркости и близорукости? Где возникает изображение объекта в случае данных нарушений зрения?
В период оптимальной работоспособности для снижения напряжения необходим кратковременный активный отдых (переход от одного вида деятельности к другому) - физминутка.
Затем проводится отчет групп, дополнение схемы. Учащиеся убеждаются в правоте высказывания \"Береги как зеницу ока\".
Во избежание снижения активности на последнем этапе урока (наступает фаза утомления) целесообразно провести повторную физминутку или валеопаузу, создать игровую ситуацию, ситуацию удивления, приводя в пример интересные исторические факты или цифровые данные по изучаемой теме. Например, 11 класс тема \"Нуклеиновые кислоты. Строение и роль ДНК в клетке\": информация, заключенная в ДНК настолько велика, что если бы пришлось издать книгу об этой информации, то все сведения поместились бы в 1000 книг, каждая из которой имела бы 600 страниц, а на каждой странице разместилось бы по 500 слов.
Результат урока зависит от того, как усвоен учащимися материал и его пpaктический смысл. Рефлексию урока можно провести по следующим вопросам.
-
Что вы узнали нового на уроке?
- Что вы поняли?
- С чем вы можете это сравнить?
- Где вы это можете применить?
- Как вы можете оценить работу на уроке?
- Что вы можете предложить?
Данный вид рефлексии (по Сандерсу) дает возможность учащимся выразить свое мнение, отношение к уроку, учебному предмету, помогает учителю в подготовке последующих тем.
Таким образом, при подготовке к уроку необходимо учитывать изменение уровня работоспособности на различных его этапах.
Школьный предмет биология тесно связан с другими естественно-научными дисциплинами: физикой, химией. В школе стало традицией проводить бинарные уроки, которые развивают сотрудничество педагогов, формируют у учащихся целостную систему взглядов на окружающий мир на основе интегрированного материала.
Результативность всего вышесказанного заключается в следующем:
- активизируется познавательная деятельность,
- возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету;
- формируется творческое мышление;
- развиваются коммуникативные способности;
- выполняют задания исследовательского хаpaктера;
- применяют полученные знания в жизни;
- работают с дополнительной литературой.
Комментарии:
Зоологическая игра проводится с целью систематизировать знания о строении, жизнедеятельности, взаимоотношениях птиц с окружающей средой, о роли их в жизни человека, научить детей осознавать необходимость чуткого и бережного отношения к природе....
06 12 2025 9:27:58
Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....
05 12 2025 1:47:18
Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
04 12 2025 10:26:22
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
03 12 2025 10:37:39
Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....
02 12 2025 18:31:22
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
01 12 2025 11:44:33
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
30 11 2025 19:10:11
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
29 11 2025 1:57:41
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
28 11 2025 0:36:58
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
27 11 2025 0:44:30
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра.
...
26 11 2025 13:34:10
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
25 11 2025 15:36:18
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
24 11 2025 20:24:55
Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....
23 11 2025 6:55:47
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
22 11 2025 4:29:23
Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....
20 11 2025 18:10:36
На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....
19 11 2025 14:56:47
Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....
18 11 2025 16:25:10
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
17 11 2025 13:47:59
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
16 11 2025 14:24:57
Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....
15 11 2025 21:52:38
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
14 11 2025 2:15:23
Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии.
...
13 11 2025 20:21:44
Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....
12 11 2025 14:12:45
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
11 11 2025 11:41:54
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
10 11 2025 20:50:45
Урок биологии применяет развивающие технологии. Методы, применяемые на уроке, – словесное изложение знаний, синквейн, презентация, тренажер, моделирование, тестирование. Цель: развитие активной познавательной деятельности в работе с учебником и гербарным материалом....
09 11 2025 2:52:16
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
08 11 2025 8:56:22
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
07 11 2025 15:14:24
Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные.
...
06 11 2025 4:27:51
К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную.
...
05 11 2025 10:12:51
Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов.
Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....
04 11 2025 17:39:42
Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека....
03 11 2025 8:15:24
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
02 11 2025 20:10:30
Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....
01 11 2025 4:34:49
Цель урока: познакомить учащихся с ролью опopно-двигательной системы человека, раскрыть особенности строения и химического состава костей. Показать взаимосвязь строения костей с выполняемой ими функцией. Выяснить, за счет чего происходит их рост....
31 10 2025 17:49:50
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
30 10 2025 13:15:52
Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте.
...
29 10 2025 2:16:52
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
28 10 2025 7:20:44
Организация такого урока предполагает:
– большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний;
– наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой;
– достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке;
– наличие четкого плана действий для каждой группы.
...
27 10 2025 15:39:23
Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...
26 10 2025 4:50:58
Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....
25 10 2025 10:56:18
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
24 10 2025 3:40:56
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
23 10 2025 5:35:52
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
22 10 2025 3:39:14
В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....
21 10 2025 14:40:40
Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока.
...
20 10 2025 21:32:40
Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
19 10 2025 22:29:40
Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....
18 10 2025 6:34:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




