Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что \"не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает\" (К.Д. Ушинский. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1967,с. 208).
В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности.
В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты (собственно обучение этим умениям и есть приобщение к творческой деятельности).
Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладеть способами познания.
Система работы активизации познавательной деятельности учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова), педагогики коллективных дел
Цель работы – создание условий для повышения мотивации и развития познавательной активности учащихся на уроках биологии.
Задачи:
Обучения:
- обеспечить изучение (повторение, закрепление) основных понятий, биологических закономерностей;
- продолжить формирование общеучебных умений и навыков.
Развития:
- развивать познавательный интерес учащихся;
- развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении;
- развивать эмоции учащихся (создавая при этом эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, используя яркие демонстрации) ;
- развивать инициативу, уверенность в своих силах;
- развивать умения применять знания на пpaктике.
Воспитания:
- воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям;
- воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к учебе;
- воспитание экологического мышления.
Принципы:
- учета возрастных и индивидуальных способностей учащихся;
- наглядности;
- выбора оптимальных методов, форм и средств обучения;
- комплексный подход к обучению и воспитанию;
- научность обучения и его доступности;
- интеграции предметов естественнонаучного цикла;
- систематичности обучения и его связь с пpaктикой;
- коллективного взаимодействия;
- сознательности, активности, творчества;
- создания личной мотивации, опоры на опыт учащихся.
Данная система работы предполагает создание следующих условий для проявления познавательной активности:
- создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;
- создание “ситуации успеха” для каждого учащегося.
- включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
- использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
- использование проблемных ситуаций;
- проведение бинарных уроков;
- пpaктико-ориентированная направленность изучаемого материала
Трудоемкость осуществления опыта:
- Подготовка дидактических материалов, наглядных пособий;
- Подготовка учащихся к участию в реализации замысла.
Кредо учителя:
- Создать из повседневного удивительное.
- О сложном говорить увлекательно, эмоционально.
- Учить всему кратко, приятно, основательно.
Учебный урок - это трудовой процесс, и как любой трудовой процесс он требует работоспособности. Как известно уровень работоспособности изменяется на различных этапах выполнения работы.
Рисунок1.
Изменение уровня работоспособности на различных этапах выполнения работы:
1 - вpaбатывание; 2 -оптимальная работоспособность, 3 - утомление.
Этап вpaбатывания имеет большое значение для хода всего урока, т.е. необходимо активизировать мыслительную деятельность с первых минут урока, настроить учащихся на позитив. На данном этапе применима такая форма работы, как \"снежный ком\" (логическая цепочка). Она напоминает известную игру в города: назвать слова по теме, каждое последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Например, 10 класс тема \"Эволюционное учение\": вид - Дарвин - наследственность - и т.д.
Другой формой активизации на данном этапе урока может быть \"кроссворд на слово\": решить кроссворд, в выделенном столбце получается слово, связанное с темой нового урока. Например, 8 класс - введение в тему \"Тип Хордовые\": задание связано с предыдущей темой \"Тип Члeнистоногие\".
Рисунок2.
Кроссворд.
- Кто над нами вверх ногами (муха).
- Знак гороскопа из класса паукообразных (скорпион).
- Десятиногое члeнистоногое (paк).
- Paкообразное - часть планктона (дафния).
- Кладка яиц тутового шелкопряда. (грена).
Следующий этап урока - этап оптимальной работоспособности. Данный этап обычно предполагает проверку домашнего задания, изучение нового материала.
При изучении новой темы пpaктикуются различные формы организации деятельности учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные. Групповая работа имеет ряд преимуществ:
- побуждает участников группы к активности, самостоятельности, ответственности, т.к. результат работы зависит от вклада каждого;
- облегчает процесс усвоения, запоминания и применения новых знаний;
- позволяет повышать познавательную мотивацию и дольше сохранять работоспособность участников группы;
- способствует развитию коммуникативных особенностей, которые необходимы для успешной работы в любом коллективе.
Групповое обучение осуществляется в несколько этапов:
1 этап - вводный.
Исходя из учебных целей, дается стартовая информация и обозначается круг проблем, предлагаемых к обсуждению. Работа осуществляется в большой группе.
2 этап - обучающий.
Работа над конкретными проблемами по определенному алгоритму в рамках временного регламента. Работа выполняется в малых группах.
3 этап - заключительный.
Презентация результатов работы малых групп. Итоговое обсуждение и обобщение работы происходит в полном составе большой группы.
Рассмотрим пример урока с групповой формой работы учащихся. 9 класс тема \"Строение и функции органа зрения. Гигиена зрения\". Перед учащимися ставится проблемный вопрос: Почему говорят \"береги как зеницу ока\"? Учащиеся высказывают гипотезы: значение органа зрения, сложность строения, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Далее составляется схема \"Системы глаза\".
Рисунок3.
Системы глаза
Затем учащиеся в группах по заданиям изучают новый материал, используя учебник и дополнительную литературу в течение 15 минут.
1 группа. Задание.
- Что относится к вспомогательным системам глаза? Каково их значение?
- Назовите и покажите расположение глазных оболочек. Какие функции они выполняют?
2 группа. Задание.
- Назовите структурные компоненты оптической системы глаза. Где они расположены?
- Каковы функции оптической системы?
3 группа. Задание.
- Каковы особенности строения и функций структурных компонентов световоспринимающей системы?
- Что такое слепое пятно, желтое пятно?
4 группа. Задание.
- Что называется аккомодацией?
- Как возникает изображение на сетчатке?
- Назовите отделы зрительного анализатора.
5 группа. Задание.
- Назовите причины нарушения зрения.
- Как изменяется форма глазного яблока при дальнозоркости и близорукости? Где возникает изображение объекта в случае данных нарушений зрения?
В период оптимальной работоспособности для снижения напряжения необходим кратковременный активный отдых (переход от одного вида деятельности к другому) - физминутка.
Затем проводится отчет групп, дополнение схемы. Учащиеся убеждаются в правоте высказывания \"Береги как зеницу ока\".
Во избежание снижения активности на последнем этапе урока (наступает фаза утомления) целесообразно провести повторную физминутку или валеопаузу, создать игровую ситуацию, ситуацию удивления, приводя в пример интересные исторические факты или цифровые данные по изучаемой теме. Например, 11 класс тема \"Нуклеиновые кислоты. Строение и роль ДНК в клетке\": информация, заключенная в ДНК настолько велика, что если бы пришлось издать книгу об этой информации, то все сведения поместились бы в 1000 книг, каждая из которой имела бы 600 страниц, а на каждой странице разместилось бы по 500 слов.
Результат урока зависит от того, как усвоен учащимися материал и его пpaктический смысл. Рефлексию урока можно провести по следующим вопросам.
-
Что вы узнали нового на уроке?
- Что вы поняли?
- С чем вы можете это сравнить?
- Где вы это можете применить?
- Как вы можете оценить работу на уроке?
- Что вы можете предложить?
Данный вид рефлексии (по Сандерсу) дает возможность учащимся выразить свое мнение, отношение к уроку, учебному предмету, помогает учителю в подготовке последующих тем.
Таким образом, при подготовке к уроку необходимо учитывать изменение уровня работоспособности на различных его этапах.
Школьный предмет биология тесно связан с другими естественно-научными дисциплинами: физикой, химией. В школе стало традицией проводить бинарные уроки, которые развивают сотрудничество педагогов, формируют у учащихся целостную систему взглядов на окружающий мир на основе интегрированного материала.
Результативность всего вышесказанного заключается в следующем:
- активизируется познавательная деятельность,
- возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету;
- формируется творческое мышление;
- развиваются коммуникативные способности;
- выполняют задания исследовательского хаpaктера;
- применяют полученные знания в жизни;
- работают с дополнительной литературой.
Комментарии:
Цель урока: познакомить ребят с царством грибов, их разнообразием, строением и применением; развивать умения работать с микроскопом, находить нужный объект, наблюдать, фиксировать результаты. В ходе урока рассматриваются все группы грибов, их особенности....
10 12 2025 20:40:43
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
09 12 2025 4:44:41
Играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В их процессе формируются такие положительные качества, как интерес и готовность к учению, развиваются познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему. В ней имеет значение не только конечный результат, но и сам процесс участия детей в познании окружающего мира....
08 12 2025 21:46:45
Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....
07 12 2025 14:17:36
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
06 12 2025 15:22:31
На данном уроке проводится исследовательская работы по определению соответствия условий школьного кабинета СанПиН: определение цветовой гаммы кабинета, его озеленение, вентиляционный режим, коэффициент аэрации, освещенность, а также объем и площадь на одного ученика. Это позволяет показать важность учебных теоретических знаний для жизни, помогает объединить знания из нескольких учебных дисциплин....
05 12 2025 1:25:11
Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду.
...
04 12 2025 20:46:59
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль.
Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека
наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России.
В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека.
...
03 12 2025 13:14:41
На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами.
...
02 12 2025 8:45:39
Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса.
...
01 12 2025 2:11:13
Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....
30 11 2025 18:19:35
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
29 11 2025 7:58:29
Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
...
28 11 2025 15:12:45
Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....
27 11 2025 7:39:25
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
26 11 2025 12:12:27
Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....
25 11 2025 15:36:17
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....
24 11 2025 2:19:16
Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....
23 11 2025 9:44:19
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
22 11 2025 6:15:49
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах.
...
21 11 2025 22:15:20
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
20 11 2025 6:37:24
Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование.
...
19 11 2025 3:13:15
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Сонина Н.И., Захарова В. Б., Мамонтова С.Г., 11-й класс (профильный уровень). На уроке предполагается проведение пpaктической работы "Изучение особенностей анатомического строения листа светолюбивых и тенелюбивых растений".
...
18 11 2025 2:59:14
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
17 11 2025 17:15:58
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
16 11 2025 22:24:24
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
15 11 2025 23:28:52
Материалы публикации помогут учителям при подготовке проблемных уроков, при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях, педагогических советах....
14 11 2025 17:33:18
Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....
13 11 2025 17:52:16
В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека.
...
12 11 2025 16:47:31
Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам.
...
11 11 2025 8:18:56
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
10 11 2025 3:56:59
Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....
09 11 2025 23:54:34
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
08 11 2025 21:35:58
<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...
07 11 2025 16:18:55
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
06 11 2025 0:16:17
Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....
05 11 2025 4:34:24
Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся.
Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение.
...
04 11 2025 21:15:25
Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....
03 11 2025 3:22:13
Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов.
...
02 11 2025 17:49:41
Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни.
...
01 11 2025 20:13:36
Программа предназначена для учащихся профильных классов естественно-научного и медико-биологического направления средних школ.
Предполагаемый элективный курс углубляет и расширяет рамки действующего профильного курса биологии, имеет профессиональную направленность. Он предназначен для учащихся 10-х классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к генетике.
...
31 10 2025 15:14:39
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
30 10 2025 1:46:21
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
29 10 2025 9:35:59
Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе "Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
...
28 10 2025 9:26:42
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
27 10 2025 0:13:57
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
26 10 2025 9:35:36
Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....
25 10 2025 3:18:13
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
24 10 2025 0:46:28
Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
23 10 2025 6:10:47
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении.
...
22 10 2025 17:20:25
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"
Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс