К вопросу об интеграции биологии и мировой художественной культуры

Как известно, интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Она дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует развитию учащихся. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения в различных предметах. Как справедливо отмечает Т.П. Лакоценина (2008), педагогическая направленность интеграции многообразна:
- изменение информационной емкости содержания;
- выход на более высокий уровень осмысления;
- совершенствование индивидуально-личностного аппарата познания;
- развитие свободы мышления;
- формирование креативности;
- введение в новую предметную область и т. д.
Научные исследования в данной области и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК.
Курс мировой художественной культуры и так интегративен по своей сути. Интеграция лежит в основе всего курса, являясь принципом построения его программы: комплексно и синхронно преподаются отечественная и зарубежная художественная культура и различные виды искусства – литература, изобразительное искусство, музыка, кино. Каждое искусство “живет” по своим законам, но между ними устанавливаются теснейшие идейно-нравственные и эстетические связи, обусловленные жизнью эпохи и общими закономерностями развития мировой художественной культуры. Это отмечается всеми искусствоведами и культурологами, во все учебных изданиях и программах по мировой художественной культуре.
Однако связь между искусством и биологическими основами рассматривается нечасто, хотя можно найти много интересного через, казалось бы, несовместимые вещи. Так, в основе художественного произведения может лежать не только литературный сюжет, историческое событие или автобиографический факт, но и биологическое явление.
Когда разговор заходит, например, о красоте в искусстве, мы, чаще всего, обращаем внимание только на духовную сторону, на то, что заложено в самом искусстве: пробуждать в человеке, созерцающем произведение искусства, страстное стремление к красоте. Но ведь природа прекрасна сама по себе, и, следовательно, воспринимать ее следует как совершенное произведение искусства. В основе природы лежит совершенная гармония цвета, форм, звуков и движений. Так, Скрябин создает замечательное произведение “Снег идет”, навеянное природным явлением. Нельзя здесь не вспомнить и великолепные произведения русских пейзажистов Шишкина, Левитана, Сурикова.
Интересен тот факт, что представления детей, особенно младшего возраста, полученные при непосредственном контакте с природой, можно уточнить, закрепить и расширить при работе с календарями природы, изопродукцией, через восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы.
Данный метод – “метод отражённой природы” – по праву занимает в настоящее время значительное место в системе биологического и экологического обучения и воспитания. Он наглядно доказывает: природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побуждает создавать прекрасное. При этом не только сама природа, отражённая различными способами в предметах и произведениях искусства, но и деятельность людей, их создающих, становятся центром внимания школьников. Следует помнить, что современное искусство понимается как серьезная, напряженная духовная работа: художник одаривает свое творение силой создателя, а сам процесс делания такой работы предполагает предельную концентрацию физических и духовных усилий. Работа, созданная под влиянием сильной эмоции, содержит в себе ту частичку энергии, которая явилась побудительным мотивом творческого процесса. Настроение, состояние души “записываются”, “впечатываются” в произведение.
Например, такое физиологическое явление как сон, стало материалом для творчества и в живописи, и в литературе, и в музыке. Слова \"сон\", \"сновидение\" попадают в название трех произведений Достоевского (\"Дядюшкин сон\", \"Петербургские сновидения в стихах и прозе\", \"Сон смешного человека\"), но герои многих его романов и повестей видят особенные сны, которые подробно описывает автор. Сновидения принадлежат к иHTиMному опыту человека: каждый их видит, пытается уловить в них определенный смысл.
Спят и видят кошмары сразу два испанца. Франсиско Гойя, создавший “Капричос” (“Причуды”) в самом конце XVIII века, всеми силами хотел пробудиться и увидеть свою страну без чудищ фанатизма, истовой религиозности, падения нравов и глупости. Самого художника мучили приступы глухоты и патологического безумия. От того и получились образы на грани сна и реальности, с ведьмами, людьми с ослиными ушами и прочей нечистью, значение которых не может разгадать ни один искусствовед.
Сальвадор Дали, в свою очередь, взявшийся в 1977 году повторить фантазии Гойи, больше заботился о самовыражении и собственном сумасшествии, которое он очень выгодно имитировал всю жизнь. Так или иначе, получились два цикла о темных сторонах человеческой души, которые никак не исчезли за три столетия.
Кроме природных явлений или физиологических процессов, интерес художников наиболее часто вызывала физическая и духовная красота человека. Внешняя привлекательность людей на портретах отражала моду того времени, в которое жил и творил художник, и часто не стыковалась с подобными изображениями в другие эпохи. Так, знаменитая картина Питера Пауля Рубенса “Шубка” (1638) может вызвать недоумение у современного школьника, ибо тело изображенной женщины явно страдает целлюлитом, на который как на дефект стали смотреть в последнее время. С точки зрения медицины, целлюлит – это заболевание, связанное с воспалением соединительной ткани и бугристым распределением жира в подкожной клетчатке. Но согласно физиологии, у любой женщины, даже худощавой, наблюдается излишнее отложение жира в подколенной области, на ягoдицах и бедрах, что является вторичным пoлoвым признаком и находится в пределах нормы.
На Руси красивой называли дeвyшку “надлежащего роста”, крепкого телосложения, с высокой гpyдью, крутыми бедрами, круглым, гладким, белым лицом, румяную, белозубую, чернобровую, с длинной русой косой. Признаками здоровья и жизненной энергии считались дородность и умеренная полнота. А тонкая талия, маленькие руки и ноги, бледное лицо, волнистые волосы и хрупкость, так ценившиеся в дворянской среде, среди крестьян считались верными признаками физической недостаточности.
Однако какими бы ни были в разные времена представления художников о природе, человеке или красоте, их произведения по праву занимают одно из важных мест в жизни общества той или иной исторической эпохи. Кроме того, в настоящее время использование различных творческих приёмов, таких как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и др., является одним из методов психотерапии – арт-терапии. Этот термин был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами. Позже спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арт-терапии, серьезно расширился: внутри- и межличностные конфликты, кризисные состояния, экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, постстрессовые расстройства, неврозы, психосоматические расстройства, развитие креативности, развитие целостности личности, обнаружение личностных смыслов через творчество и многое другое.
Расширился и спектр арт-терапевтических техник. Рассмотрим некоторое из них:
1. библиотерапия: в дословном переводе означает “лечение книгой”.
Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Психотерапевт подбирает для пациента литературу, ориентированную на круг его жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания. Известный феномен перечитывания любимой книги, прослушивания давно знакомых произведений свидетельствует о том, что не только гoлая информация, фабула волнует читателя, но также его притягивает возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания. В таком случае чтение выступает как своеобразный тренинг чувств. Второй целью перечитывания является надежда чтеца найти ответы на свои жизненно-важные вопросы: ведь нередко читатель возвращается к книге спустя много лет, когда какая-то жизненная ситуация побуждает его выяснять, как именно решалась эта проблема героям и автором полузабытой книги. И чем объемней такой \"банк данных\" в памяти читателя, тем больше возможностей для библиотерапии.
2. сказкотерапия: направление пpaктической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
При этом для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка; терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы или ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
3. маскотерапия;
4. драматерапия;
5. работа с глиной (лепка) ;
6. песочная терапия;
7. оригами;
8. фототерапия;
9. видеотерапия;
10. игротерапия;
11. изотерапия;
12. музыкотерапия: психотерапевтический метод
использования музыки для лечения больных с
психическими расстройствами.
Считается, что музыка не может заменить других средств лечения, но ее разумное применение способно ускорить излечение. Уникальность музыкотерапии во многом определяется тем, что она одновременно врачует не только тело, но и душу пациента, помогает им слиться в единое гармоничное целое. В частности, высокочастотные звуки, используемые в музыке стиля барокко, обладают большей длиной волны, чем наш мозг способен улавливать, поэтому некоторые люди испытывают дискомфорт при длительном прослушивании “классики”. Однако в действительности музыка барокко приводит к тому, что мозг начинает кроме синхронизации работы полушарий генерировать так называемые тета-волны, что приводит к улучшению памяти, повышению концентрации, внимание гораздо дольше удерживается на предмете изучения.
Положительное влияние классической музыки на организм человека известно под названием “эффект Моцарта”. Психологи и психотерапевты используют ее для устранения самых разных заболеваний. Так, например, струнная музыка, исполняемая в ритме 64 четверти в минуту, положительно влияет на работу сердца и на нервную систему. Наш сердечный ритм составляет 68–72 удара в минуту, в то время как ритм произведений Баха, Генделя, Вивальди составляет всего 60 четвертей в минуту. При слушании такой музыки сердце подстраивается под этот ритм, и мы поневоле расслабляемся.
Итальянскими нейробиологами был проделан интересный эксперимент, который доказал, что быстрая и диссонансная музыка негативно влияет на способности к обучению. Наблюдались мыши, которые шли по лабиринту в поисках пищи. Одна группа мышей слушала вальсы Штрауса, а другая – баpaбанную дробь. На протяжении трех недель зверьки, слушавшие баpaбанную дробь, так и не смогли выучить путь к кормушке. При прослушивании резких звуков нарушаются определенные структуры мозга, что сказывается на обучении. К сожалению, среди современных детей лишь немногие предпочитают классическую, поэтому, чтобы вырастить неленивых, образованных детей, родителям следует постараться, чтобы их музыкальные предпочтения не ограничивались произведениями, которые звучат на дискотеках.
13. цветотерапия: лечение цветом. Применялось с давних времен: народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета.
Можно найти документальные подтверждения тому, что китайские врачи издревле лечили болезни желудка желтым цветом, а больным скарлатиной рекомендовали носить красные шарфы. Авиценна в своем знаменитом труде \"Канон врачебной науки\" также писал, что истекающему кровью не следует смотреть на красное, а надобно воспользоваться успокаивающими свойствами синего цвета, дабы прекратить истечение крови из раны. Он также использовал в своей пpaктике разноцветные мази и цветные эликсиры.
После многих экспериментов из 4500 тонов и оттенков были выбраны цвета, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Например, оранжево-красный меняет частоту пульса, дыхания, давления крови, оказывая возбуждающее действие. Темно-синий цвет, напротив, приносит успокоение. Поскольку цвета вызывают определенные физиологические реакции в организме, нельзя применять красный цвет при воспалительных процессах, повышенном артериальном давлении и акне (угревая сыпь). Гoлyбой не применять при пониженном давлении. Особая осторожность должна быть в применении индиго, так как он воздействует на эндокринную систему.
По мнению психологов, язык цветов универсален, он действует независимо от религии и национальности. Одними из самых простых способов воздействия цвета на организм человека являются: ношение одежды определенных цветов и использование “цветной пищи”. Что касается последнего, то человек воспринимает цвет пищи не только глазами. Цветная пища содержит очень много витаминов. Согласно древним индийским учениям, сам цвет содержит в себе минералы и микроэлементы. Так же как вода, любая пища может быть подвержена соляризации. Благодаря своему цвету, продукты питания возбуждают у нас аппетит и стимулируют слюноотделение. Более того, мы инстинктивно выбираем ту пищу, свойства которой ассоциируются с ее цветом. По мнению цветотерапевтов, этот цвет, возможно, отсутствует в ауре данного человека.
Подводя итог, хочется отметить, что тема интеграции МХК и биологии пpaктически неисчерпаема. В будущем нами планируется расширение и углубление основных моментов, подготовка и проведение интегрированных уроков и внеклассных мероприятий.
Рекомендованная литература:
- Биение сердца в ритме Баха [Текст]. // Здоровье детей. – № 23. – 2008.
- Лакоценина, Т.П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-пpaкт. пособие для учителей, методистов…[Текст]. / Лакоценина Т.П. – Ростов-н/Д: Учитель, 2008.
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений [Текст]. / Николаева С.Н. – М.: Academia, 1999.
Комментарии:
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
09 12 2025 17:43:52
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
08 12 2025 18:58:33
Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана.
...
07 12 2025 20:26:57
Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....
06 12 2025 6:58:18
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения".
...
05 12 2025 21:32:19
Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....
04 12 2025 17:18:10
Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
...
03 12 2025 6:24:12
Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....
02 12 2025 18:43:20
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
01 12 2025 7:54:52
Элективный курс "Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека.
...
30 11 2025 8:54:20
Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями.
...
29 11 2025 23:47:14
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
28 11 2025 11:51:57
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
27 11 2025 17:39:21
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
26 11 2025 0:39:48
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
25 11 2025 3:56:24
Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения.
...
24 11 2025 5:24:57
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения.
...
23 11 2025 19:46:58
Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....
22 11 2025 12:17:17
Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...
21 11 2025 18:45:31
Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
20 11 2025 5:21:43
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
19 11 2025 22:23:24
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
18 11 2025 15:35:16
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
17 11 2025 18:32:40
Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....
16 11 2025 7:28:50
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
15 11 2025 15:28:42
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
14 11 2025 8:30:42
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
13 11 2025 20:41:41
В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...
12 11 2025 8:52:22
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
11 11 2025 9:53:33
Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....
10 11 2025 5:51:39
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
09 11 2025 14:30:34
Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....
08 11 2025 8:20:15
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....
07 11 2025 0:17:58
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
06 11 2025 0:16:40
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
05 11 2025 19:26:40
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы.
...
04 11 2025 17:29:37
Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...
03 11 2025 0:49:26
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
...
02 11 2025 8:36:19
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....
01 11 2025 13:13:33
Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....
31 10 2025 18:51:36
Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....
30 10 2025 2:30:25
Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы.
Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе.
...
29 10 2025 18:33:12
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
28 10 2025 17:51:13
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
27 10 2025 4:54:53
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
26 10 2025 23:47:20
Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....
25 10 2025 22:18:13
Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....
24 10 2025 10:17:51
На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....
23 10 2025 18:38:36
В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....
22 10 2025 21:42:45
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
21 10 2025 23:20:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"