Качественное обучение – залог здоровья ученика > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Качественное обучение – залог здоровья ученика

Качество в философии определяется как целостная совокупность относительно устойчивых свойств, их связей и отношений, отличающих один предмет или явление от других предметов или явлений. Существуют разные подходы к определению понятия «качество образования» (В.М. Полонский, В.П. Панасюк, А.М. Моисеев и др.). «Качество образования – определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения (Закон РФ «Об образовании»); «Качество образования - это соотношение цели и результата, как меры достижения цели при том, что цель (результат) задана операционально и спрогнозирована в зоне потенциального развития школьника» (М.М. Поташник) и др. Анализ определений показывает, что одни авторы в своей трактовке качества образования ориентированы на потребности личности и общества; вторые – на сформированный уровень ЗУН и другие социально значимые качества, третьи, на совокупность свойств и результатов; четвертые – на цели и результаты; пятые – на способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности. Педагогам нашей школы было предложено ответить на вопрос: «Что вы понимаете под качеством образования в современной школе?»

Ответы были связаны с:

  • качеством знаний, успеваемостью;
  • интеллектуальным развитием учащихся, способностью к их самообразованию, творчеству;
  • качеством самого процесса образования.

Являясь постоянным членом методического совета школы, членом координационного совета по управлению качеством образования, руководила районным методобъединением учителей биологии 15 лет, я принимала участие в проведении мониторинга по вопросам качества образования среди учителей районного МО и учителей нашей школы в 2006-2009 г. Анализ результатов полученных данных подкрепляет результаты анкетирования учителей нашей школы. Ответы педагогов показали, что их представления о качестве образования сводятся, в основном, к качеству результата (ученика-выпускника), что оказалось созвучным опросу российских учителей. Таким образом, я, вместе со своими коллегами понимаем, что достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей. Именно в этом, я, думаю, ощущается существенный пробел в профессиональной подготовке современного учителя, что несомненно сказывается на качестве результатов образования.

Я более предметно остановлюсь на вопросе, от которого напрямую зависит качество обучения – это проблема сохранения здоровья учащихся. Большая нагрузка ложится на педагога, который должен знать не только теоретические основы предмета, но владеть технологиями профессионального творчества. Педагог должен быть не только профессионалом, но еще и хорошим специалистом своего дела. Специалист отличается от человека с профессиональным образованием двумя важнейшими особенностями: во-первых, специалист владеет и успешно применяет комплекс профессиональных технологий с учетом специфики своего предмета, во-вторых, он постоянно совершенствуется в сфере их применения, творчески развивает эти технологии. Профессиональная компетентность учителя зависит от того, чем он обладает как Личность. Она может быть представлена в таком виде:

Концепция учителя – система взглядов на природу ребенка и его способностей. Концепция складывается под влиянием теории, практики, при этом не всегда теоретические представления учителя согласуются с его практикой работы с детьми. Это будет зависеть от позиции учителя – системы отношений к ребенку. Позиция может быть гуманистической или антигуманной, активной или пассивной в вопросах развития и воспитания детей. Позиция и концепция зависят от Я-концепции учителя, определяющейся рефлексией. Но ядром его деятельности является технология учителя: система методов и методик работы с детьми и с учебным предметом.

Итак, перед школой, учителем стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. работать так, чтобы на выходе из школы был здоровый человек.

Критерии здоровья:

  • соматическое и физическое здоровье – «я могу»;
  • критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом;
  • группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его жизненные позиции;
  • психическое здоровье – «я хочу»;
  • нравственное здоровье – «я должен».

Какие факторы влияют на здоровье ребенка? Насколько далеко здоровье школьников от благополучного? Мы провели анализ заболеваний учащихся на основе изучения материалов медицинского осмотра и медицинских карт в нашей школе (материалы были необходимы для проведения педсовета по теме «К качеству обучения через здоровье ребенка».

Осмотр врачей – специалистов, педиатра выявил следующую картину (обследовано детей по годам: 2004-2005 г. – 490 – 98%, 2005-2006 г. – 402 – 97%, 2006-2007 г. – 377 – 98%, 2007-2008 г. – 353 – 96,5%)

Нарушения Количество учеников
2004-2005г.
Количество учеников
2005-2006г.
Количество учеников
2006-2007 г.
Количество учеников
2007-2008 г.
1 Нарушения осанки 156 – 33,5% 132 – 28% 132 – 28% 159
2 Сколиоз 17 – 3,6% 10 – 3% 8 – 2,12% 6
3 Физическое развитие выше
среднего
39 – 8,3% 28 – 5% 11 – 3% 16
4 Физическое развитие ниже
среднего
69 – 14,8% 61 – 12% 46 – 12% 31
5 Снижение зрения 61 – 13,1%
Носят очки 27 учеников
62 – 14,5%

65 – 17,24% 74
6 1 группа здоровья
2 группа здоровья
3 группа здоровья
14 – 3%
381 – 81%
70 – 15%
3 %
81 %
15 %
   
7 Состоит на диспансерном учете

99 21,2 % 97-25,72% 119
8 Нуждается в обследовании-
ФКП
ВСД
Эндемический зоб
Аденоиды
Санация у стоматолога
27
Не проведено
обследование
5,8 %
Не проведено обследование
34 – 12,5%
Не проведено обследование



141 – 37,4%
Всего – 22
15
1
4
2
116
9 Хирургическая патология     14
14

Также были выявлены нарушения сна, сноговорение, частые головные боли, боли в животе, проблемы с органами дыхания, утомляемость после занятий в школе и дома (часть детей). Задача медиков: выяснить причины заболеваемости и определить способы лечения, профилактика болезней. Задача педагогов – создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, нужна школа со здоровьесберегающей средой. Так, в нашей школе ежегодно проводится обследование учащихся 1-х классов в начале и конце учебного года: «Адаптация детей к школе». Исследования ведут психолог и логопед, классные руководители. На базе школы создан класс предшкольной подготовки (дети не охваченные садиком)..Рассматривается адаптация учеников 5-х классов (переход в среднее звено), изучается уровень адаптации 10-х классов к новым условиям образования (новые программы, новые педагоги). В 10-х классах созданы профильные группы на сетевой основе (2 соседние школы). После изучения запросов детей, родителей были организованы профильные группы по биологии, физике, информатике, химии, истории, праву, обществознанию, экономике. Те учащиеся, которые не выбрали профильные предметы, учатся в общеобразовательных группах. Очень внимательно были изучены вопросы, касающиеся учебной нагрузки (расписание уроков, объем домашних заданий), состояние внеурочной воспитательной работы в школе, уровень психологической помощи школьникам, микроклимат в классных коллективах, взаимоотношения между родителями и детьми, санитарно-гигиенический режим в школьной столовой. Это все факторы объективные. Главный субъективный фактор: «знания» взрослых людей (учителей, родителей) о здоровом образе жизни не стали их убеждениями, нет мотивации к заботе о собственном здоровье, следовательно нет и подготовленности учителя по вопросам сбережения здоровья школьников. Таким образом, в школе со здоровьесберегающей средой должны быть методико-психологическое сопровождение учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни, эффективная коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого ребенка, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность. В нашей школе соблюдаются следующие условия: санитарно-гигиенический режим, педагогически оправдана нагрузка учителей и учащихся, учебный процесс проходит в условиях кабинетной системы, в уютных, эстетически оформленных кабинетах, создан положительный микроклимат, т.е. комфортные условия для всех участников: учителей и учеников (эти выводы сделаны на основе результатов анкетирования среди учителей и учеников «Комфортно ли вам в школе»?). В школе разработана и защищена программа «Здоровье» для начального звена, ведется коррекционно – реабилитационная работа, было организовано обучение в специальном классе с детьми умственно-отсталыми по программе 1-8, реализован план мероприятий с учащимися классов коррекционно-развивающего обучения. Органично осуществляется целенаправленная индивидуальная и групповая работа со школьниками по профилактике вредных привычек (план реализуется с участием социальных педагогов и родителей): акции «Мы против наркотиков», Дни борьбы с курением, «Счастливое детство» и т.д.

Как же надо организовать учебный процесс, чтобы были достигнуты качество, успех и сохранено здоровье субъектов образовательного процесса? «Обучение должно быть ориентировано на человека, отвечает за результаты развития личности в онтогенезе и предполагает ответственное участие профессионалов в жизни ребенка. Это достижимо при использовании личностно – ориентированного подхода к обучаемым» (К. Роджерс).

Подход требует умения определять «зону актуального развития», но самое главное и трудное – продвигаться в сотрудничестве с учеником в его «зону ближайшего развития». Л.В. Выготский подчеркивал: «…зона ближайшего развития имеет большое значение для динамики интеллектуального развития и успешного обучения, чем актуальный уровень развития». Это методологическое положение очень важно для теории и практики построения образовательного процесса, для новой компетентности педагога, его знаний и умений «выращивать» успех каждого ученика.

На современном этапе совершен переход от урока строгого к уроку свободному. Что это дает? Я считаю, что урок – единица человекосозидания, форма обучения, в которой заложены и реализуются условия, позволяющие учителю и ученику выступать в качестве субъектов образовательного процесса. Учитель в классе – составляющая самоуправления. Образовательная среда должна обладать большой насыщенностью (наличие личностей, учебников, книг, ксероксов, компьютеров и т.д.). В личностно-центрированной образовательной системе невозможно обходиться одним учебником – одно и тоже руководство для всех учеников заведомо лишает их свободы выбора. Я считаю, необходима открытость, личность должна иметь возможность свободно перемещаться во всех измерениях пространства взаимодействия (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель). Учитель-консультант, советчик. Стиль взаимодействия – доверие, свобода, самостоятельность. На своих уроках я уделяю основное внимание развитию речи и мышления учащихся. Формы учебной деятельности на моих уроках: парная, групповая. индивидуальная, коллективная. Ученикам я предлагаю творческие задания, требующие составление алгоритма. Эта деятельность требует усилий, обсуждения в парах, в группах (общение, сотрудничество). Речь – средство мышления (это важно), общения, успешности обучения. Здесь мы сталкиваемся с проблемой подготовки учителя не как предметника, а как организатора образовательной среды – фасилитатора. На уроках должны иметь место такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.). В 1995-1996 г. я защитилась на региональном уровне по теме «Применение КСО на уроках биологии», опыт работы вылился в «Методическое пособие для учителей биологии», обобщен и занесен в информационную базу данных Забайкальского краевого института повышения квалификации работников образования. Своими находками, наработками я делюсь с коллегами школы, района, области. Внутренняя сущность моих уроков - педагогика сотрудничества. Урок должен быть «цветным», ярким, эмоциональным, такую ткань учащиеся создают вместе со своим учителем. Главное – дух. МЫ взаимно заряжаемся. Главное – зажигать сердца, а не только рассказывать о том, что знаешь. Нести им себя, а не свои знания. Мой учебный принцип: «Не бойся вслух сказать о том, о чем думаешь. Если ты сказал неверно, мы поправим, ведь пока ты не волшебник, а только учишься и обязательно им будешь». Еще Л.С. Выготский говорил, что психика человека формируется в процессе общения (диалога). Понятно, что у школьника появляются две функции: учиться и обучать других. В психологическом отношении ребенок ближе другому ребенку, чем взрослый, объяснение же учебного материала товарищу является своеобразной формой самопроверки для «педагога – ученика». Происходит развитие личности на основе взаимообогащения в процессе обучения. Таким образом, в процессе КФО происходят индивидуально-личностные (отношения, мотивы, ценностные ориентации личности), социально-психологические (уровень понимания, характер общения), предметно-практические (решение поставленных задач) изменения, ведущие к повышению эффективности обучения. Это одна из педагогических технологий, позволяющая эффективно, без ущерба для здоровья детей, организовать и управлять учебным процессом. Опыт моей работы показал, что для организации деятельности учащихся на уроках биологии лучше создавать группы: творческие- (4 человека), базовые – (4-5 человек) и учебные – (по 4-5 учеников). Творческие группы объединяют школьников с наиболее высоким уровнем работоспособности, владеющих интеллектуальными действиями и навыками учебного труда. Базовые группы объединяют учеников, стабильно успевающих на «хорошо». В состав «учебных» групп входят учащиеся с невысокими мотивами обучения, с определенными недостатками в области развития интеллектуальных способностей, навыков учебного труда, с отклонениями в морально-волевой сфере. Взаимообучение происходит в статичных парах, парах сменного состава в пределах одной микрогруппы. Задачи, решаемые в процессе коллективного способа обучения (КСО): учащиеся овладевают умениями самостоятельно изучать литературу, развиваются умственные умения (анализировать, делать выводы, обобщать), учатся диалогу (умениям излагать свои мысли и слушать собеседника), осваиваются умения коллективно трудиться (умения планировать работу, распределение заданий, самоконтроля и контроля). Групповая работа освобождает учителя от большинства организационных, оценочных функций. И учитель может быть более внимателен к личностным особенностям учеников, их взаимоотношениям. При этом дети осваивают те стороны учебной деятельности, которые обычно берет на себя учитель (целеполагание, планирование, контроль, оценка, учет работы).

Ценным считаю самостоятельность учащихся в выборе темпов продвижения в работе. Кроме того, раскрепощение несет в себе отказ от бальной системы в оценке знаний на «промежуточном» этапе. Отказаться от двоек, учить так, чтобы их не было вовсе. Конечно, это трудная задача для учителя, но вполне разрешимая. Ставить ученика в ситуацию успеха, страх – «я не знаю, не помню», должен исчезнуть навсегда. «Я знаю, я могу», – это есть и качество обучения и главное – здоровье! – учителя и ученика.

Литература:

  1. Рекомендации по написанию научно-методических статей. А.И. Черепахин, методист ЗАБЧИПКРО (Забайкальский край). 2007.
  2. А.М. Прихожан. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе – М.: «Сфера».-2000.-192с. - Серия «Практическая психология
  3. В.И. Журавлева. «Методическое пособие для учителей биологии». – Чита. ЗАБКИПКРО. 1996.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

Разработка позволяет познакомить учащихся с характерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

22 06 2021 23:57:42

Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...

21 06 2021 14:29:41

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интерактивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

20 06 2021 14:27:41

Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"

Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу « Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу « Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....

19 06 2021 6:59:39

Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс

Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

18 06 2021 16:47:13

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

Данная работа проводится при завершении изучения темы « Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

17 06 2021 16:34:35

"Грибы в биосфере и жизни человека". 5-й класс

В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....

16 06 2021 4:47:16

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

15 06 2021 0:42:56

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги

Урок призван расширить кругозор знаний учащихся о разнообразии форм жизни на планете Земля, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов, бактериофагов, значение в природе и для человека, познакомить с путями исследования на примере открытия вирусов....

14 06 2021 6:42:54

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

В разработке представлены практические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

13 06 2021 9:11:22

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

12 06 2021 6:11:46

Главные направления прогрессивной эволюции

Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охарактеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...

11 06 2021 23:16:35

Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс

На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...

10 06 2021 1:38:47

Урок-практикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

Урок-практикум по теме " Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на практике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-практикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

09 06 2021 23:16:46

Внеклассное мероприятие по окружающему миру

Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия " Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов. ...

08 06 2021 7:10:16

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии « Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

07 06 2021 1:40:22

Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)

Участникам « Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....

06 06 2021 5:36:40

Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

Урок " Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе " Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....

05 06 2021 23:22:20

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария " Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

04 06 2021 17:13:40

Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии

Целью деятельности кружка " Юный эколог" в М О У " Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....

03 06 2021 14:38:33

Урок биологии "Вегетативное размножение растений". 6-й класс

Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на практике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая практическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с « Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....

02 06 2021 15:55:34

Влияние профиля латеральной организации мозга на успешность обучения

Учеными давно уже установлен факт неодинакового участия правого и левого полушарий мозга в осуществлении психических функций. У человека существует специализация полушарий - многие высшие функции мозга выполняются одним из них. Создание в школе неравных условий для развития детей, относящихся к каждому из этих типов, из-за "удобства" организации образовательного процесса не только безнравственно, но и может надолго задержать процесс. На уроках биологии можно легко создать условия для успешной учебной деятельности детей с разным типом полушарной активности....

01 06 2021 0:23:17

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

31 05 2021 16:51:49

Сохранение многообразия видов

Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы « Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....

30 05 2021 11:26:58

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

29 05 2021 11:30:53

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

28 05 2021 13:28:32

Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся

Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....

27 05 2021 15:19:40

Сохраним природу - сохраним жизнь

Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы. Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными....

26 05 2021 11:20:19

Урок-исследование на тему "Основная функция листа"

Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....

25 05 2021 1:56:10

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"

Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс " Своя игра" идет на основе интерактивной презентации....

24 05 2021 18:20:14

Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"

Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....

23 05 2021 1:34:54

Отдаленная гибридизация растений и животных, потомство

Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....

22 05 2021 19:19:41

Урок-семинар по теме "Эмоции"

Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема " Эмоции" в курсе " Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе " Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами практической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....

21 05 2021 8:46:47

Урок на тему "Вирусы. Клеточные формы жизни"

У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....

20 05 2021 7:16:30

Тема: «Многообразие насекомых»

Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить характерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....

19 05 2021 19:16:33

Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)

Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

18 05 2021 2:38:13

Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"

В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух команд....

17 05 2021 8:41:51

Движение простейших и беспозвоночных

Презентация « Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий характер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы « Движение»....

16 05 2021 4:21:14

Организация школьного воспитательного пространства в отдельно взятом кабинете

Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....

15 05 2021 0:28:34

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

14 05 2021 14:39:29

Урок по теме "Отряды насекомых. Бабочки. Равнокрылые. Двукрылые. Блохи"

Урок изучения нового материала расширяет кругозор учащихся о многообразии и значении насекомых. Представлены задания – измерители для проверки знаний и закрепления изученного материала....

13 05 2021 18:26:27

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле. Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

12 05 2021 13:22:15

Модель урока "Улицы нашего города"

Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

11 05 2021 4:25:45

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные У У Д: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....

10 05 2021 16:18:48

Разнообразие плоских червей

Используя технологию « Критическое мышление» и прием « Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....

09 05 2021 9:23:14

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова

Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М. Ф. Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании- Новой....

08 05 2021 11:37:51

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - " Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

07 05 2021 17:17:28

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

Разработка по теме: " Листопад" (по учебнику " Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В. П., Никишов А. И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела " Процессы жизнедеятельности растений"....

06 05 2021 15:35:26

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и практический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

05 05 2021 5:25:18

Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения

Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс « Компетентностная педагогика»....

04 05 2021 14:57:45

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)