Воспитание школьников при обучении биологии
\"Одна из важнейших задач
воспитывающего обучения -
не допустить равнодушного, безразличного
отношения
ученика к приобретаемым знаниям, когда ему нет
никакого
дела до их содержания\".
В. А. Сухомлинский.
Эффективность проявления в учебном процессе важнейшей педагогической закономерности - единства обучения, воспитания и развития учащихся определяется умением учителя использовать объективные возможности содержания биологического образования и методов обучения.
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний и овладение учебными умениями - необходимое условие формирования их мировоззрения, атеистических взглядов, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания.
В воспитании учащихся огромное значение имеет личность учителя биологии. Это должен быть биологически образованный человек и постоянно совершенствующий свои знания. Учитель биологии прежде всего пропагандист биологических знаний и воспитатель, под руководством которого формируется личность человека во всём многообразии его качеств: любви к Родине, природе, труду, пониманию ценности жизни во всех её проявлениях, стремлении к постоянному самообразованию и самовоспитанию.
Успех в работе учителя, в решении стоящих перед ним образовательных и воспитательных задач зависит прежде всего от его понимания содержания педагогической деятельности, основных его функций, выполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания подрастающего поколения.
Наряду и одновременно с вооружением учеников знаниями и развитием их мыслительных способностей, т. е. с решением образовательных задач, осуществляется и воспитание учащихся. Оно связано с выработкой научно правильных отношений к природе, обществу, труду, здоровью. Когда выpaбатываются отношения и формируются мотивы, дети воспитываются.
В этом заключается суть воспитания.
К воспитательным задачам учителя биологии относится: возбуждение интереса к изучению биологии, формирование умений и навыков осуществлять профессиональную ориентацию школьников с учётом их склонностей и возможностей, выpaбатывать правильное отношение к природе, осуществлять эстетическое и нравственное воспитание учащихся, переводить знания в убеждения и оказывать, воздействие не только на разум, но и на чувства.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи в обучении биологии направлены на достижение главной цели - всестороннее развитие личности учащихся.
Для достижения этой цели при обучении биологии решаются следующие воспитательные задачи:
1 формирование научно - материалистического мировоззрения,
2 нравственное воспитание,
3 эстетическое воспитание,
4 трудовое воспитание,
5 экологическое воспитание,
6 гигиеническое и пoлoвoе воспитание,
7 воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Все учебно - воспитательные задачи взаимосвязаны и обращены к личности школьника. Их группировка необходима для осознаний и комплексной постановки учителем учебно - воспитательных задач при подготовке и проведении уроков биологии. Учебно - воспитательные задачи определяются спецификой учебного материала, наличием в нём мировоззренческих и пpaктических аспектов и должны быть конкретными и решаемыми в рамках урока. Поэтому важно конкретизировать учебно - воспитательные задачи, связанные с отдельными направлениями воспитания.
Особое значение в биологическом образовании имеет трудовое воспитание
школьников, их подготовка к самостоятельной жизни и труду.
Биология занимает одно из ведущих мест в трудовом воспитании школьников. При этом осуществляется ряд учебно - воспитательных задач:
1) политехническое образование на базе усвоения элементарных научных основ биологической промышленности, биотехнологии, сельского хозяйства, здравоохранения;
2) усвоение элементарных знаний о физиологии и гигиене труда;
3) овладение тудовыми умениями и навыками по выращиванию растений и уходу за животными, пpaктическими действиями по охране природы;
4) воспитание любви к сельскохозяйственному труду, потребности в активной трудовой деятельности.
Методологическую основу трудового воспитания школьников в процессе обучения биологии составляет учение о роли труда в возникновении и развитии человеческого общества, о роли трудовой деятельности в нравственном воспитании человека как обязательным социальным условием всестороннего развития личности.
Воспитание нравственности - одна из важнейших задач школы.
Нравственное воспитание проходит через все виды воспитания школьников в процессе обучения.
\"Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и мopaльную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих пoлoвых и вкусовых инстинктах\".
Так говорил Аристотель. Пройдёт время и другой философ - Гегель сформулирует эту мысль так: \"Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим ещё не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его хаpaктера\". Сегодня высокая нравственность - черта едва ли не самая важная для человека и общества в целом.
Человек должен быть достоен этого звания. Он не может жить без высокой цели, без идеала, без морали и нравственности. Качества эти не врождённые и не передаются из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллегентных и порядочных родителей становились подонками общества. И наоборот, в нeблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, высоким гражданским мужеством, неутомимой страстью к добрым делам, скромные и строгие к себе. Но это скорей исключение из правил. Ведь именно семья своим отношением к жизни, своей моралью закладывает основы нравственного воспитания детей.
Дома и в школе мы учим детей жить честно, поступать правильно. Мы учим их справедливости и бережливости, а жизнь порой преподносит свои уроки. В школе мы говорим о любви к природе, по весне ребята сажают деревья на пришкольном участке. А потом ребята узнают, что по вине людей горят леса, горят те самые деревья, которые надо любить и беречь.
Каждый год мы с ребятами выходим на экологический субботник по очистке берега ближайшего озера. Но мы с ужасом замечаем, что мусора меньше не стало. С каждым годом его становится всё больше и больше. Не даром есть выражение: \"Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят\".
Необходимо воспитывать в детях убеждённость, что добро победит, учить их добиваться этой победы. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня.
Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением даёт возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека и природы, важности охраны окружающей среды. Учитель биологии помогает ребёнку осознать, что человек - это малая часть окружающего мира.
Обучение биологии должно происходить под девизом: \"Живи в мире и будь его достойной и полноценной частью\".
Самым приоритетным направлением своей работы я считаю экологическое воспитание и просвещение учащихся.
Всё человечество и каждый человек - часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, эту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.
Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.
Необходимо воспитывать экологическую культуру у учащихся, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Под экологическим воспитанием школьников в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание.
Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
В нашей школе несколько лет работает научное общество \"Юный эколог\". Для каждого ученика здесь найдётся работа. Учащиеся младших классов и среднего эвена привлекаются к участию в выставках, конкурсах.
Они готовят поделки из природного материала, рисуют животных и растения. Ребята постарше заняты намного шире. Можно выделить основные направления экологической работы:
- научно - исследовательская: подготовка докладов, сообщений, написание рефератов с освещением экологических проблем глобального , регионального и локального хаpaктера.
В школе традиционно проводятся ежегодные научно - пpaктические конференции для учащихся. В текущем году ученица 11 класса защищает реферат по теме: \"Глобальные экологические проблемы и пути их решения\".
Учащиеся принимают участие в работе научного общества \"Юный эколог\", работа которого осуществляется в тесном контакте с Калининградским областным детским центром экологического образования.
Принимаем участие в Областной программе \"Хранители природы\".
Работаем по темам: \"Живой ручей\". \"Жабы на дорогах\". \"Поможем зимующим птицам\", \"Следы на снегу\", \"Книга природы\".
Второй год принимаем участие в Областной отчётной конференции учащихся с презентациями стендов по данным темам.
- природоохранная: трудовой десант \"Весенняя уборка территории школы\", операция \"Уборка прибрежной зоны озера\", расположенного вблизи со школой.
- познавательная: конкурс стихов, конкурс фитодизайнерских работ,
- конкурс плакатов и рисунков\"Экология и мы\", \"Мой любимый домашний питомец\".
Приняли участие в Областном экологическом конкурсе \"Рисунок на асфальте\" на тему: \"Нет мусору\".
Формирование экологических компетенций школьников.
Компетентностный подход в экологическом образовании - новое направление исследований в теории и пpaктике педагогики, отражающее основные идеи Концепции модернизации российского образования. Отличие экологически компетентного учащегося от экологически образованного заключается в том, что первый не только достиг определённого уровня экологических знаний, умений, навыков, но и способен реализовать их в повседневной жизнедеятельности. Основой формирования экологической компетентности школьника являются экологические компетенции. В самом общем виде под экологическими компетенциями подразумеваются способности учащегося понимать окружающую социоприродную среду и рационально взаимодействовать с ней.
Формировать у школьников экологические компетенции можно через подготовку его к самостоятельному ответственному действию по решению экологических проблем, осуществляемому на основе экологически ценностного самоопределения, и через активное взаимодействие с окружающим социоприродным миром, в ходе которого он учится понимать, изменять себя и окружающий мир.
Образовательный процесс, нацеленный на формирование экологических компетенций школьников, должен быть ориентирован на создание ситуаций и поддержку действий, которые для учащихся имеют пpaктический смысл и могут опираться на жизненный опыт. При этом огромное внимание уделяется организации всевозможных пpaктикумов, разработке и реализации ученических проектов, проведении мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у учеников.
Форма их проведения рекомендуется максимально неформальная, способствуюшая развитию творческих способностей школьников.
\"Мы все поступаем, как расточительный наследник богатых родителей, не зная постоянной цены здоровья. Мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, когда у нас является желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных\".
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Неразумный образ жизни часто ведёт к болезням, потере трудоспособности и преждевременной старости. Поэтому каждый человек с детства должен следить за своим здоровьем, неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания.
Забота о здоровье учащихся представляется весьма актуальной педагогической задачей и связывается с необходимостью усиления гигиенического контроля и внедрения дифференцированного подхода в обучении. Это должно облегчить учащимся адаптацию к современным условиям социальной среды, к системе образования, к пониманию сущности здорового образа жизни и готовности управлять своим здоровьем.
Цель: формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Задачи:
- воспитание личности, умеющей противодействовать употрeблению наркотиков, алкоголя и табакокурению;
- воспитание личности, умеющей создавать собственную модель здорового образа жизни.
Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии большое внимание уделяю антиалкогольному воспитанию.
Раздел \"Человек\" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы включаю материал о вредном действии алкоголя на организм человека.
После изучения всех систем органов человеческого организма, целесообразно проведения обобщающего урока на тему: \"Вредное влияние алкоголя на здоровье человека\".
В антиалкогольной деятельности учителя могут быть использованы самые различные формы и методы. Каждый члeн педагогического коллектива не имеет права проходить мимо любого факта употрeбления подростками алкоголя и должен решительно содействовать искоренению алкогольного зла. В антиалкогольной работе должны принимать участие все члeны педагогического коллектива, независимо от предмета, который они ведут, - здесь для каждого есть достаточно обширное поле деятельности.
Воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
1) Учащиеся пишут доклады, сообщения о вредном влиянии на организм человека курения, наркотиков, алкоголя.
2) Систематически проводятся беседы на уроках и классные часы о вреде курения.
3) Второй год мы принимаем участие в городском конкурсе агитбригад на тему: \" Мы выбираем здоровый образ жизни\". В прошлом году мы явились победителями этого конкурса. - 10- 11классы.
4) Мы являемся победителями городского конкурса на тему: \"Выбор за тобой\", который состоялся в Областной детской библиотеке им. Гайдара. 10 класс.
5) Во время предметной недели проводятся выставки рисунков на тему: \" Мама, папа, я - здоровая семья\". Участвуют ребята с 1-го по 6-ой класс.
6) Учащиеся 7-х и 8-х классов участвуют в выпуске стенгазет, 9-ые классы пишут сочинение на тему: \"Здоровье - это здорово!\"
7) Ребята 10-х и 11-х классов участвуют в выпуске стенгазет и компьютерных презентаций на тему: \"Здоровый образ жизни\".
Гигиеническое и пoлoвoе воспитание.
В школьные годы закладывается фундамент здоровья человека.
Особенно важным является период пoлoвoго созревания организма, который связан с подростковым возрастом. Поэтому возрастает значение курса \"Человек и его здоровье\" в образовании и воспитании школьников.
Усвоение гигиенических знаний - необходимый элемент подготовки школьников к самостоятельной жизни и труду, к воспитанию детей в семье. Воспитательная направленность уроков по гигиене определяет их основные учебно - воспитательные задачи:
1) достигнуть усвоения системы гигиенических знаний об организме человека;
2) сформировать умения учащихся обосновывать гигиенические правила анатомо - физиологическими знаниями;
3) содействовать формированию гигиенических умений и навыков в повседневной жизни школьников;
4) воспитывать нравственные мотивы ответственности и долга, соблюдение школьниками правил общественной и личной гигиены.
Решение этого комплекса учебно - воспитательных задач возможно при соблюдении специфических принципов методики уроков по гигиене:
1) связь обучения с жизнью, с изучением условий охраны здоровья и рациональной организации учебного труда школьников;
2) связь уроков с внеклассной санитарно - просветительной деятельностью учащихся;
3) привлечение медицинских работников школы к проведению бесед с учащимися;
4) опора на межпредметные связи.
Основы гигиенического и пoлoвoго воспитания должны осуществляться родителями. Школа помогает родителям в воспитании детей.
1. На родительских собраниях необходимо освещать темы гигиенического и пoлoвoго воспитания детей разных возрастных групп.
2. Вопросы гигиенического воспитания постоянно должны обсуждаться на уроках и классных часах.
3. В 7-х и 8-х классах целесообразно проводить тематические классные часы о пoлoвoм воспитании для мальчиков и девочек.
Когда выpaбатываются отношения и формируются мотивы, дети воспитываются. В этом заключается суть воспитания.
Приложение.
Комментарии:
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
16 10 2025 1:51:44
Урок-пресс-конференция проводится за счет резервного времени, способствует развитию интереса учащихся к здоровому образу жизни, имеет большое воспитательное значение, так как в последнее время распространилась мода на самые экзотические диеты, и подростки зачастую становятся жертвами диет и коммерческой рекламы.
Урок построен в форме пресс-конференции, приглашается представитель городской СЭС, к уроку подготавливается выставка книг о кулинарии, подбирается коллекция упаковок от зубных паст, муляжи фруктов и овощей, кабинет заранее готовится к уроку.
...
15 10 2025 4:48:43
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
14 10 2025 20:47:37
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
13 10 2025 18:10:54
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
12 10 2025 21:42:52
Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....
11 10 2025 22:21:58
Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....
10 10 2025 0:36:22
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
09 10 2025 14:39:12
Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность.
...
08 10 2025 0:16:55
Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....
07 10 2025 11:44:24
Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....
06 10 2025 13:45:10
Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...
05 10 2025 17:20:18
Урок закрепляет знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии её частей как основе целостности; обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки.
...
04 10 2025 11:51:53
Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....
03 10 2025 17:15:55
Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....
02 10 2025 14:46:33
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
01 10 2025 2:39:29
Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....
30 09 2025 1:38:53
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
29 09 2025 22:40:34
Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....
28 09 2025 8:34:33

Урок в 9-м классе по теме "Вирусы" является примером применения элементов технологии информационно-коммуникационной и технология опopных схем и конспектов. Использование интеpaктивной презентации предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создания содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурирования урока, улучшения темпа и течения занятия....
27 09 2025 6:24:37
У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....
26 09 2025 18:21:34
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
25 09 2025 6:49:53
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
24 09 2025 2:38:13
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
23 09 2025 15:22:28
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
22 09 2025 19:25:34
Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....
21 09 2025 0:11:52
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики.
Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних.
Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом.
...
20 09 2025 18:41:32
Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....
19 09 2025 11:37:33
Сознание человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....
18 09 2025 0:31:11
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
17 09 2025 23:55:37
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
16 09 2025 22:53:23
Уурок ставит своей целью сформировать у учащихся представление об истории вопроса о происхождении человека, а также познакомить с доказательствами естественного происхождения человека, путем эволюции от животных. На уроке удачно сочетаются ролевые моменты, музыкальное сопровождение, работа в группах и мультимедийная презентация....
15 09 2025 3:35:54
Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....
14 09 2025 20:27:34
Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....
13 09 2025 2:12:41
Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма.
...
12 09 2025 22:59:36
На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал
по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в
настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....
11 09 2025 6:38:31
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
10 09 2025 16:33:50
Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся.
...
09 09 2025 13:35:26
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы.
...
08 09 2025 16:55:51
Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....
07 09 2025 5:51:14
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий.
...
06 09 2025 18:56:35
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
05 09 2025 1:25:22
Современная система экологического образования формирует преимущественно теоретиков. Они испытывают трудности там, где необходимо перейти от теории к пpaктике, не объяснять, а действовать. В статье представлена игра для пpaктического применения знаний и умений учащихся. Она проходит в форме соревнования двух комaнд в пять этапов: «Вода», «Жилище», «Пища», «Болезни», «Зрелища». В ней могут принять участие дети младшего и среднего школьного возраста....
04 09 2025 22:21:28
Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....
03 09 2025 3:10:46

Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....
02 09 2025 20:21:34
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
01 09 2025 5:19:50
Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....
31 08 2025 19:21:36
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
30 08 2025 19:58:39

При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....
29 08 2025 21:42:16
В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
28 08 2025 20:17:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::