Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы


    Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы

Цели:

  1. Выделить главные факторы влияния человека на окружающую среду.
  2. Способствовать развитию речи, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся.
  3. Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к окружающей среде, активной жизненной позиции.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парно-групповая, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • эпиграф,
  • таблица “Земля – наш дом”,
  • текст с биологическим диктантом,
  • карточки для групповой работы,
  • карточки на магнитную доску “Экологические факторы”,
  • вопросы для фронтальной работы.

План урока.

Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она как мы, такая же – живая!

I. Оргмомент.

II. Повторение.

1. Биологический диктант.

1 вариант

  1. Наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и окружающей средой.
  2. Кто ввел в науку понятие \"биогеоценоз\"?
  3. Компоненты биоценоза, сами выpaбатывающие органические вещества.
  4. Компоненты биоценоза, переpaбатывающие отмершие организмы.
  5. Растения, произрастающие в толще воды.
  6. Растение, произрастающее на умеренно увлажненных лугах.
  7. Место, занимаемое определенным видом в биосфере.
  8. Организмы, обитающие в толще воды и переносимые водными течениями.
  9. Организмы с не постоянной температурой тела.
  10. Взаимовыгодное сожительство, когда организмы не могут прожить друг без друга.

2 вариант

  1. Любое сообщество живых организмов.
  2. Кто ввел в науку термин \"экология\"?
  3. Компонент биоценоза питающийся готовыми органическими веществами.
  4. Приспособительная реакция растений к длине светового дня.
  5. Растения, поселяющиеся на деревьях, но не приносящие им вреда.
  6. Растения, произрастающие в засушливых местах и запасающие воду в стeблях и листьях.
  7. Ряд взаимосвязанных видов, в котором каждый предыдущий члeн является пищей для последующего
  8. Организмы, ведущие придонный образ жизни.
  9. Животные с постоянной температурой тела.
  10. Взаимоотношения организмов, при которых один вид получает пользу от сожительства, другому это безразлично.

Ответы к биологическому диктанту:

1 вариант.

  1. Экология.
  2. Cyкaчев.
  3. Продуценты.
  4. Редуценты.
  5. Гидатофиты.
  6. Мезофиты.
  7. Экологическая ниша.
  8. Планктон.
  9. Пойкилотермные.
  10. Мутуализм.

2 вариант.

  1. Экосистема.
  2. Геккель.
  3. Консументы.
  4. Фотопериодизм.
  5. Эпифиты.
  6. Суккуленты.
  7. Цепь питания.
  8. Бентос.
  9. Гомойотермные.
  10. Комменсализм.

После окончания работы взаимопроверка. Рефлексия.

2. Словарная работа на доске.

Ученики первого ряда пишут слова, начинающиеся с ЭКО (например: экосфера, экотоп, экология, экоценоз, экономика, экобизнес, экокризис, экосистема, экопирамида).

Ученики второго ряда пишут слова, начинающиеся с БИО (например: бионика, биосфера, биополе, биоценоз, биомасса, биогеоценоз биотоп, биом, биология, биогенез).

Ученики третьего ряда пишут слова, оканчивающиеся на ЦИДЫ (например: ихтиоциды, альгициды, гербициды, нематоциды, бактерициды, пестициды, фунгициды, овоциды).

3. Фронтальная беседа.

а) Что изучает экология?

б) Как называют действия окружающей среды на живые организмы? .

в) Какие группы ЭФ выделяют?

г) Охаpaктеризовать каждую группу, привести примеры.

д) Что означает понятие “антропогенный фактор”? (По ходу беседы на доске выстраивается схема \"Экологические факторы\")

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Работа с эпиграфом.

Как вы понимаете смысл данных строчек?

Зачитать слова о Земле (из журнала “Биология в школе”).

Земля — наш дом. Возможно, это единственная обитаемая планета в необъятной Вселенной. Разве не заслуживает она нашей любви? Разве не достойна она всей нашей изобретательности, смелости и щедрости, на которую мы только способны в нашем огромном желании уберечь ее от разрушения, истощения и гибели? Увы, но сегодня нас окружает множество свидетельств того, как человек выступает не осторожным, а самоуверенным землевладельцем. Люди забыли, что их колыбель по сути очень мала, и не хотят понять, сколь хрупка и неповторима пульсирующая на ней жизнь.

Наша планета серьезно больна, в двери и окна дома человечества стучатся беды грядущих экологических катастроф, а люди словно утратили слух: поглощенные кто погоней за сверхприбылями, кто поисками куска хлеба на обед, рубят леса, жгут уголь и мазут, травят пестицидом почву, убивают кормилицу-Землю, позабыв, что по векселям отцов придется расплачиваться детям.

3. Работа в группах по заданию учителя (рисунок 1).

Карточка №1

Составьте рассказ. Объект: почва. Опopные слова: выпас скота, пашня, эрозия.

Карточка №2

Составьте рассказ. Объект: атмосфера.

Опopные слова: диоксид углерода, парниковый эффект, озоновые дыры.

Карточка №3

Составьте рассказ. Объект: атмосфера.

Опopные слова: сернистый газ, промышленные предприятия, кислотные дожди.

Карточка №4

Составьте рассказ. Объект: лес.

Опopные слова: уровень воды, лесная промышленность, река Волга.

Карточка №5

Составьте рассказ. Объект: лес. Опopные слова: птицы, туристы, костер.

Карточка №6

Составьте рассказ. Объект: море. Опopные слова: танкер, свет, птицы.

Карточка №7

Составьте рассказ. Объект: водоем.

Опopные слова: пестициды, минеральные удобрения, стиральный порошок.

Карточка №8

Составьте рассказ. Объект: луг.

Опopные слова: машина, бабочки, лекарственные растения.

IV. Проверка усвоения нового материала.

1. Выступление представителей групп. При ответе ученики используют таблицу “Земля – наш дом” (рисунок 2).

2. Рефлексия. Ученики отмечают, выступление какой группы было наиболее полным, убедительным, эмоциональным.

V. Закрепление знаний.

1. Работа в группах по карточкам

Карточка №1

Фауна Австралии совершенно не знала многих широко распространенных на других континентах видов животных. Привыкшие к молочным продуктам Англичане поспешили завести на тучные пастбища своей новой родины коров. Но случилось не предвиденное. Навоз стал отравлять растительность, гoлая, лишенная защиты растений почва подверглась эрозии. И это погубило почти миллион гектаров плодородной земли! Почему это случилось. Как можно исправить подобную ситуацию.

Карточка №2

Чтобы стереть с лица земли варварски, по их мнению, Карфаген, римляне во втором веке до нашей эры прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Как вы думаете, к чему это привело.

Карточка №3

Кета (из семейства лососевых) осенью откладывает икру в реках, несущих свои воды в бассейн Тихого океана; к весне из нее выклевываются мальки и скатываются в океан, где рыба нагуливается, достигает пoлoвoй зрелости и возвращается метать икру в те же места где вывелась из икринки. С целью увеличения \"поголовья\" кеты икру, собранную в одной реке искусственно оплодотворяли и появившихся мальков выпускали в другую реку. Однако, как правило, успешной адаптации рыбы к новым условиям обитания не происходило.

Объясните причину данного явления.

Карточка №4

Великая река Нил протекает почти по всей территории Африканского континента. В ее водах в большом количестве обитают различные представители животного мира, в том числе крокодилы. Однако с некоторых пор река дарит загадки. Там, где Нил протекает по территории Египта, крокодилы перестали водиться. Хотя в соседней стране – Судане, расположенной вверх по течению, их можно встретить в большом количестве.

Раскройте причины возникновения данного явления. Укажите возможные меры их предупреждения.

Карточка №5

После того, как железная дорога Лондон – Глазго была электрифицирована специалисты отметили значительное увеличение численности грызунов в прилегающих угодьях. Долгое время этому не могли дать никакого объяснения, но потом причина все-таки вскрылась и оказалась вполне \"экологичной\". Как вы думаете, что это была за причина.

Карточка №6

Как выяснилось, глобальные климатические изменения влияют на функционирование экосистем и жизнь человека очень существенно, хотя и весьма опосредованно. Попробуйте объяснить обнаруженные западными учеными статистически достоверные взаимосвязи между такими явлениями, как сильное извержение вулкана и:

- курс закупочных цен на зерновые в Лондоне в XIX веке;

- численность добытых шкурок рыси охотниками Северной Америки.

Карточка №7

В последние годы к толкователям поздней истории Римской Империи прибавились и геохимики, выдвинувшие свою весьма правдоподобную гипотезу о причинах ее социальной катастрофы и заката. Что это за гипотеза?

Карточка №8

По данным обследования здоровья населения Чукотки в конце 1980 года было выявлено широкое распространение в этом регионе тяжелых заболеваний: туберкулеза, хронических легочных заболеваний, различных форм paка (пищевода, печени). Средняя продолжительность жизни для коренного народа Чукотки составила всего 45 лет. Специалисты связали эту ситуацию с последствиями ядерных испытаний, проводившихся на крайнем Севере.

Объясните это явление.

2. Фронтальная работа по вопросам.

  1. Летом 1997 года средства массовой информации посвятили целые полосы газет и телепередачи затопленным судам с химическим оружием в контейнерах времен второй мировой войны, обнаруженным на дне Балтийского моря. Что вызвало такое беспокойство мирового сообщества именно сейчас, через полвека после попадания контейнеров на морское дно.
  2. В 1982 году английский Совет по охране природы рекомендовал рыболовам добровольно отказаться от использования свинцовых грузил, ссылаясь на факты массовой гибели водоплавающих птиц. В это же время в США было разрешено использовать на охоте только стальную, а не свинцовую дробь. Что послужило основанием для подобных нововведений и рекомендаций.
  3. Можно ли утверждать, что человек и другие консументы второго порядка, являются конечным звеном в передвижении токсикантов по пищевым цепям.
  4. Хозяин, продающий на рынке огурчики и перцы, зазывает покупателей, громко выкрикивая: \"Экологически чистая продукция! Никаких нитратов!\". Вы подходите привлеченные столь много обещающей рекламой, и в приватной беседе выясняете, что аппетитные огурчики, капуста и перцы выросли без \"всякой химии\", а только с применением дедовского способа удобрения – навоза. Можно ли считать данные продукты растениеводства свободными от нитратов.

VI. Подведение итогов урока.

1. Фронтальная беседа.

а) Что сегодня узнали на уроке?

б) Как влияет человек на окружающую среду?

2. Рефлексия.

а) Какая группа сегодня работала лучше?

б) Чью работу вы могли бы оценить на \"5\"?

в) Как вы оцениваете свою работу?

Информация о домашнем задании.

Подготовить сообщения: первый ряд – \"Кислотные дожди\", второй – \"Озоновые дыры, третий – \"Парниковый эффект\". От каждого ряда должны быть \"доктор наук\", \"представитель от промышленности\", \"представитель от Комитета по охране окружающей среды\".

Литература

  1. Алексеев В.А. 300 Вопросов и ответов по экологии. Ярославль: \"Академия развития\", 1998 г.
  2. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М.: Просвещение, 1988 г.
  3. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: \"Академия развития\", 1998 г.



Комментарии:

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

30 06 2025 3:57:37

Руководство к работе с атласом-определителем


    Руководство к работе с атласом-определителем

      Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....

29 06 2025 4:30:36

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

28 06 2025 14:39:34

Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе на тему "Двойное оплодотворение цветковых растений"

      Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....

27 06 2025 7:30:16

Урок-тренинг "Я и здоровый образ жизни"

Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....

26 06 2025 7:13:37

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

25 06 2025 19:16:12

Биологический турнир "Класс Млекопитающие"

Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....

24 06 2025 8:56:25

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

23 06 2025 20:54:35

Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"


    Урок по биологии в 8-м классе "Глаз и зрение. Формирование изображения на сетчатке"

      Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....

22 06 2025 8:43:19

Компьютерные технологии в преподавании биологии


    Компьютерные технологии в преподавании биологии

      Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...

21 06 2025 23:46:58

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами

Относительный хаpaктер приспособлений с примерами Благодаря отбору выживают организмы, наилучшим образом приспособленные к окружающим их условиям, но всегда приспособления имеют относительный хаpaктер. Достаточно незначительных изменений в окружающей среде, как то, что было полезным в прежних условиях, теряет свое приспособительное значение....

20 06 2025 21:38:26

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

19 06 2025 18:12:23

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Автотрофный способ обмена веществ"

      Мультимедийная презентация процесса фотосинтеза с комментариями учителя о происходящих химических превращениях позволяют учащимся лучше понять изучаемый материал. Интернет-ресурсы помогают детям быстро получить информацию, обеспечивающую более глубокое понимание изучаемого. Биологические задачи, заполнение таблиц способствуют развитию мышления, интереса учеников к науке. Информационные потоки обpaбатываются совместно в группах, что способствует формированию коммуникативных качеств. ...

18 06 2025 7:56:46

Курс по выбору "Познай себя"


    Курс по выбору "Познай себя"

      Модернизация системы образования предусматривает переход на профильное обучение. Для того чтобы учащиеся при переходе в профильные классы чувствовали себя комфортно, не считали свой выбор ошибочным, необходима предпрофильная подготовка. Введение курса " Познай себя" обусловлено тем, что учащимся 9-х классов необходимо определиться в выборе профиля обучения, проверить свои возможности в изучении предмета биологии в профильной школе, а также немаловажно для детей приобретение необходимых пpaктических умений при работе с микроскопом, лабораторным оборудованием и т.д. ...

17 06 2025 19:10:46

Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"


    Урок биологии по теме "Бактерии – незримые и вездесущие"

      Данный конспект необходимо сочетать с презентацией к уроку. Презентацию по ботанике, можно использовать как дополнение на уроке по теме "Бактерии" Большое количество иллюстраций помогают составить целостное представление об особенностях строения и жизнедеятельности бактериальной клетки, разнообразии бактерий и их значении в природе и в жизни человека....

16 06 2025 13:53:20

Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"


    Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"

      Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций. ...

15 06 2025 4:53:22

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

14 06 2025 5:54:47

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса


    Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

      Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

13 06 2025 10:12:47

Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"


    Тема урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и пpaктическое значение"

      Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе. ...

12 06 2025 2:12:40

Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы


    Познавательный праздник по биологии, посвященный 200-летию Ч. Дарвина. 9−11-е классы

      Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....

11 06 2025 11:14:41

Особо охраняемые природные территории Одинцовского района

Данный открытый урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обучающихся с охраняемыми территориями Одинцовского района, формируя у них бережное отношение к природе, экологическую культуру, личное отношение к проблемам окружающей среды. Этот урок может использоваться как самостоятельное занятие, в рамках цикла краеведческих занятий, а также как элемент урока в различных учебных курсах при изучении вопросов экологии и охраны природы....

10 06 2025 5:49:31

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

09 06 2025 18:42:50

Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"


    Методическая разработка пpaктического занятия "Оценка уровня здоровья"

      Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии «Основы культуры здоровья». На пpaктическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....

08 06 2025 5:58:56

Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"


    Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс Насекомые"

      Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...

07 06 2025 21:21:45

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....

06 06 2025 18:51:26

Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс


    Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс

      Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....

05 06 2025 5:18:30

Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"


    Урок в 7-м классе по теме: "Соседи по планете - насекомые"

      Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира. ...

04 06 2025 18:42:52

"Путешествие в страну сказок". 6-й класс


    "Путешествие в страну сказок". 6-й класс

      Цель урока: осмысление школьниками сказочной трaнcформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе "Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке "Семя", "Корень", "Побег" (образовательная программа И.Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....

03 06 2025 14:23:54

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

02 06 2025 12:43:43

Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Методы изучения живых организмов". 5-й класс

      Данный урок - третий в разделе «Биология – наука о живом мире» по учебнику И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой «Биология. 5 класс». Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В ходе изучения нового материала используются межпредметные связи с математикой и экологией: с помощью математических расчетов обучающиеся учатся моделировать связи между объектами экосистемы....

01 06 2025 9:34:30

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни

Проводящая ткань растений: строение, функции, ее значение в жизни Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....

31 05 2025 0:24:28

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

30 05 2025 23:23:46

Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"


    Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"

      Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....

29 05 2025 4:58:27

Химический состав клетки. 5-й класс


    Химический состав клетки. 5-й класс

      Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....

28 05 2025 5:50:25

Урок биологии. Обобщение знаний по теме "Высшие растения"


    Урок биологии. Обобщение знаний по теме "Высшие растения"

      Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе. ...

27 05 2025 14:33:56

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"


    Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

      Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

26 05 2025 22:46:31

Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах


    Развитие мотивации к изучению биологии в непрофильных классах

      Задача учителя биологии – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только ум, но и душу ученика, поможет ему понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни....

25 05 2025 5:40:11

Проектные технологии на уроках биологии


    Проектные технологии на уроках биологии

      Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....

24 05 2025 10:53:27

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

23 05 2025 3:55:37

Урок на тему "Правила рационального питания"


    Урок на тему "Правила рационального питания"

      После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку. ...

22 05 2025 13:23:28

Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"


    Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"

      Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации. Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....

21 05 2025 23:57:32

Результаты эволюции

Результаты эволюции Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....

20 05 2025 15:22:18

Тема урока: "Рациональное питание"


    Тема урока: "Рациональное питание"

      Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....

19 05 2025 6:27:42

Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»


    Урок по теме «Газообмен в легких и тканях»

      Интегрированное занятие по биологии и ЛФК формирует общие представления о жизненной емкости легких и факторах, влияющих на ее формирование. В качестве рефлексии учащимся предлагаются логические тесты на установление причинно-следственных связей (тесты составлены одним из учеников). На занятии предусмотрена пpaктическая часть, индивидуальная работа, в парах и группах....

18 05 2025 11:26:23

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

17 05 2025 2:13:42

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"


    Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

      Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

16 05 2025 1:45:15

Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»


    Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»

      Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме «Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем «Формы взаимодействия популяций разных видов», «Приспособленность – результат эволюции», «Основы современной систематики»....

15 05 2025 3:12:51

Урок биологии по теме "Доказательства эволюции органического мира".


    Урок биологии по теме "Доказательства эволюции органического мира".

      Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....

14 05 2025 12:37:25

Роль кожи в регуляции теплообмена

Роль кожи в регуляции теплообмена Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....

13 05 2025 21:36:29

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

12 05 2025 15:57:56

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::