Лаборатория фитоинвазий    

Антропогенные факторы воздействия на биогеоценозы

Цели:

  1. Выделить главные факторы влияния человека на окружающую среду.
  2. Способствовать развитию речи, навыков самостоятельной работы, коммуникативных способностей учащихся.
  3. Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к окружающей среде, активной жизненной позиции.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парно-групповая, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование:

  • эпиграф,
  • таблица “Земля – наш дом”,
  • текст с биологическим диктантом,
  • карточки для групповой работы,
  • карточки на магнитную доску “Экологические факторы”,
  • вопросы для фронтальной работы.

План урока.

Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она как мы, такая же – живая!

I. Оргмомент.

II. Повторение.

1. Биологический диктант.

1 вариант

  1. Наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и окружающей средой.
  2. Кто ввел в науку понятие "биогеоценоз"?
  3. Компоненты биоценоза, сами вырабатывающие органические вещества.
  4. Компоненты биоценоза, перерабатывающие отмершие организмы.
  5. Растения, произрастающие в толще воды.
  6. Растение, произрастающее на умеренно увлажненных лугах.
  7. Место, занимаемое определенным видом в биосфере.
  8. Организмы, обитающие в толще воды и переносимые водными течениями.
  9. Организмы с не постоянной температурой тела.
  10. Взаимовыгодное сожительство, когда организмы не могут прожить друг без друга.

2 вариант

  1. Любое сообщество живых организмов.
  2. Кто ввел в науку термин "экология"?
  3. Компонент биоценоза питающийся готовыми органическими веществами.
  4. Приспособительная реакция растений к длине светового дня.
  5. Растения, поселяющиеся на деревьях, но не приносящие им вреда.
  6. Растения, произрастающие в засушливых местах и запасающие воду в стеблях и листьях.
  7. Ряд взаимосвязанных видов, в котором каждый предыдущий член является пищей для последующего
  8. Организмы, ведущие придонный образ жизни.
  9. Животные с постоянной температурой тела.
  10. Взаимоотношения организмов, при которых один вид получает пользу от сожительства, другому это безразлично.

Ответы к биологическому диктанту:

1 вариант.

  1. Экология.
  2. Сукачев.
  3. Продуценты.
  4. Редуценты.
  5. Гидатофиты.
  6. Мезофиты.
  7. Экологическая ниша.
  8. Планктон.
  9. Пойкилотермные.
  10. Мутуализм.

2 вариант.

  1. Экосистема.
  2. Геккель.
  3. Консументы.
  4. Фотопериодизм.
  5. Эпифиты.
  6. Суккуленты.
  7. Цепь питания.
  8. Бентос.
  9. Гомойотермные.
  10. Комменсализм.

После окончания работы взаимопроверка. Рефлексия.

2. Словарная работа на доске.

Ученики первого ряда пишут слова, начинающиеся с ЭКО (например: экосфера, экотоп, экология, экоценоз, экономика, экобизнес, экокризис, экосистема, экопирамида).

Ученики второго ряда пишут слова, начинающиеся с БИО (например: бионика, биосфера, биополе, биоценоз, биомасса, биогеоценоз биотоп, биом, биология, биогенез).

Ученики третьего ряда пишут слова, оканчивающиеся на ЦИДЫ (например: ихтиоциды, альгициды, гербициды, нематоциды, бактерициды, пестициды, фунгициды, овоциды).

3. Фронтальная беседа.

а) Что изучает экология?

б) Как называют действия окружающей среды на живые организмы? .

в) Какие группы ЭФ выделяют?

г) Охарактеризовать каждую группу, привести примеры.

д) Что означает понятие “антропогенный фактор”? (По ходу беседы на доске выстраивается схема "Экологические факторы")

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Работа с эпиграфом.

Как вы понимаете смысл данных строчек?

Зачитать слова о Земле (из журнала “Биология в школе”).

Земля — наш дом. Возможно, это единственная обитаемая планета в необъятной Вселенной. Разве не заслуживает она нашей любви? Разве не достойна она всей нашей изобретательности, смелости и щедрости, на которую мы только способны в нашем огромном желании уберечь ее от разрушения, истощения и гибели? Увы, но сегодня нас окружает множество свидетельств того, как человек выступает не осторожным, а самоуверенным землевладельцем. Люди забыли, что их колыбель по сути очень мала, и не хотят понять, сколь хрупка и неповторима пульсирующая на ней жизнь.

Наша планета серьезно больна, в двери и окна дома человечества стучатся беды грядущих экологических катастроф, а люди словно утратили слух: поглощенные кто погоней за сверхприбылями, кто поисками куска хлеба на обед, рубят леса, жгут уголь и мазут, травят пестицидом почву, убивают кормилицу-Землю, позабыв, что по векселям отцов придется расплачиваться детям.

3. Работа в группах по заданию учителя (рисунок 1).

Карточка №1

Составьте рассказ. Объект: почва. Опорные слова: выпас скота, пашня, эрозия.

Карточка №2

Составьте рассказ. Объект: атмосфера.

Опорные слова: диоксид углерода, парниковый эффект, озоновые дыры.

Карточка №3

Составьте рассказ. Объект: атмосфера.

Опорные слова: сернистый газ, промышленные предприятия, кислотные дожди.

Карточка №4

Составьте рассказ. Объект: лес.

Опорные слова: уровень воды, лесная промышленность, река Волга.

Карточка №5

Составьте рассказ. Объект: лес. Опорные слова: птицы, туристы, костер.

Карточка №6

Составьте рассказ. Объект: море. Опорные слова: танкер, свет, птицы.

Карточка №7

Составьте рассказ. Объект: водоем.

Опорные слова: пестициды, минеральные удобрения, стиральный порошок.

Карточка №8

Составьте рассказ. Объект: луг.

Опорные слова: машина, бабочки, лекарственные растения.

IV. Проверка усвоения нового материала.

1. Выступление представителей групп. При ответе ученики используют таблицу “Земля – наш дом” (рисунок 2).

2. Рефлексия. Ученики отмечают, выступление какой группы было наиболее полным, убедительным, эмоциональным.

V. Закрепление знаний.

1. Работа в группах по карточкам

Карточка №1

Фауна Австралии совершенно не знала многих широко распространенных на других континентах видов животных. Привыкшие к молочным продуктам Англичане поспешили завести на тучные пастбища своей новой родины коров. Но случилось не предвиденное. Навоз стал отравлять растительность, голая, лишенная защиты растений почва подверглась эрозии. И это погубило почти миллион гектаров плодородной земли! Почему это случилось. Как можно исправить подобную ситуацию.

Карточка №2

Чтобы стереть с лица земли варварски, по их мнению, Карфаген, римляне во втором веке до нашей эры прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Как вы думаете, к чему это привело.

Карточка №3

Кета (из семейства лососевых) осенью откладывает икру в реках, несущих свои воды в бассейн Тихого океана; к весне из нее выклевываются мальки и скатываются в океан, где рыба нагуливается, достигает половой зрелости и возвращается метать икру в те же места где вывелась из икринки. С целью увеличения "поголовья" кеты икру, собранную в одной реке искусственно оплодотворяли и появившихся мальков выпускали в другую реку. Однако, как правило, успешной адаптации рыбы к новым условиям обитания не происходило.

Объясните причину данного явления.

Карточка №4

Великая река Нил протекает почти по всей территории Африканского континента. В ее водах в большом количестве обитают различные представители животного мира, в том числе крокодилы. Однако с некоторых пор река дарит загадки. Там, где Нил протекает по территории Египта, крокодилы перестали водиться. Хотя в соседней стране – Судане, расположенной вверх по течению, их можно встретить в большом количестве.

Раскройте причины возникновения данного явления. Укажите возможные меры их предупреждения.

Карточка №5

После того, как железная дорога Лондон – Глазго была электрифицирована специалисты отметили значительное увеличение численности грызунов в прилегающих угодьях. Долгое время этому не могли дать никакого объяснения, но потом причина все-таки вскрылась и оказалась вполне "экологичной". Как вы думаете, что это была за причина.

Карточка №6

Как выяснилось, глобальные климатические изменения влияют на функционирование экосистем и жизнь человека очень существенно, хотя и весьма опосредованно. Попробуйте объяснить обнаруженные западными учеными статистически достоверные взаимосвязи между такими явлениями, как сильное извержение вулкана и:

- курс закупочных цен на зерновые в Лондоне в XIX веке;

- численность добытых шкурок рыси охотниками Северной Америки.

Карточка №7

В последние годы к толкователям поздней истории Римской Империи прибавились и геохимики, выдвинувшие свою весьма правдоподобную гипотезу о причинах ее социальной катастрофы и заката. Что это за гипотеза?

Карточка №8

По данным обследования здоровья населения Чукотки в конце 1980 года было выявлено широкое распространение в этом регионе тяжелых заболеваний: туберкулеза, хронических легочных заболеваний, различных форм рака (пищевода, печени). Средняя продолжительность жизни для коренного народа Чукотки составила всего 45 лет. Специалисты связали эту ситуацию с последствиями ядерных испытаний, проводившихся на крайнем Севере.

Объясните это явление.

2. Фронтальная работа по вопросам.

  1. Летом 1997 года средства массовой информации посвятили целые полосы газет и телепередачи затопленным судам с химическим оружием в контейнерах времен второй мировой войны, обнаруженным на дне Балтийского моря. Что вызвало такое беспокойство мирового сообщества именно сейчас, через полвека после попадания контейнеров на морское дно.
  2. В 1982 году английский Совет по охране природы рекомендовал рыболовам добровольно отказаться от использования свинцовых грузил, ссылаясь на факты массовой гибели водоплавающих птиц. В это же время в США было разрешено использовать на охоте только стальную, а не свинцовую дробь. Что послужило основанием для подобных нововведений и рекомендаций.
  3. Можно ли утверждать, что человек и другие консументы второго порядка, являются конечным звеном в передвижении токсикантов по пищевым цепям.
  4. Хозяин, продающий на рынке огурчики и перцы, зазывает покупателей, громко выкрикивая: "Экологически чистая продукция! Никаких нитратов!". Вы подходите привлеченные столь много обещающей рекламой, и в приватной беседе выясняете, что аппетитные огурчики, капуста и перцы выросли без "всякой химии", а только с применением дедовского способа удобрения – навоза. Можно ли считать данные продукты растениеводства свободными от нитратов.

VI. Подведение итогов урока.

1. Фронтальная беседа.

а) Что сегодня узнали на уроке?

б) Как влияет человек на окружающую среду?

2. Рефлексия.

а) Какая группа сегодня работала лучше?

б) Чью работу вы могли бы оценить на "5"?

в) Как вы оцениваете свою работу?

Информация о домашнем задании.

Подготовить сообщения: первый ряд – "Кислотные дожди", второй – "Озоновые дыры, третий – "Парниковый эффект". От каждого ряда должны быть "доктор наук", "представитель от промышленности", "представитель от Комитета по охране окружающей среды".

Литература

  1. Алексеев В.А. 300 Вопросов и ответов по экологии. Ярославль: "Академия развития", 1998 г.
  2. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М.: Просвещение, 1988 г.
  3. Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных или о чем не узнаешь на уроке. Ярославль: "Академия развития", 1998 г.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

02 04 2020 19:35:54

Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"

Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...

01 04 2020 16:43:36

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении " Природа и человек" взята популярная телевизионная игра " Поле чудес"....

31 03 2020 15:47:38

Бинарный урок "Мир природы. La nature"

Бинарный урок – викторина « Мир природы. La Nature» рассчитан на 5-е классы, которые изучают французский язык как второй иностранный (первый год обучения). Этот урок объединяет два предмета: природоведение и французский язык....

30 03 2020 23:59:15

Предмет экологии. Экологические факторы

Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме " Экологические факторы"....

29 03 2020 12:31:51

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

28 03 2020 22:30:16

Мастерская "Биосинтез белка"

Необычность, метафоричность аналогий не обеспечивает приобретения полных, исчерпывающих научных знаний, но будит воображение, помогает взглянуть на привычное под новым углом зрения и обеспечивает успешное усвоение сложных теоретических сведений. ...

27 03 2020 11:43:37

Тема урока "Космический процесс – фотосинтез". 9-й класс

Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, А Т Ф, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....

26 03 2020 21:27:15

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности У М К « Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения И К Т....

25 03 2020 23:12:42

Лекарственные растения Мурманской области

Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....

24 03 2020 21:50:31

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

23 03 2020 9:51:30

Строение и функции кожи. Терморегуляция

В материале даны понятия об основных компонентах кожи, их функциях. Сформированы понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, производных кожи и их функциях. В материале содержится информация о терморегуляции, о роли гигиенических процедур, а также дополнительный материал по истории, физике. Материал может использоваться учителем на уроке биологии в 8-м классе, при изучении темы " Кожа"....

22 03 2020 11:44:16

Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

Данный урок проводится после изучения типа « Простейшие» по программе В. В. Пасечника (учебник: В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип « Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...

21 03 2020 3:21:25

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

20 03 2020 13:39:30

Разработка урока "Цветок. Соцветия"

Завершено изучение темы " Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...

19 03 2020 12:37:32

Урок биологии в 8-м классе по теме "Органы. Система органов. Организм"

Урок биологии " Органы. Система органов. Организм" проводится в 8-м классе как заключительный по теме " Общий обзор организма человека" по программе Н. И. Сонина. Используется учебник " Биология. Человек" Н. И. Сонина, Н. Р. Сониной, 2008 года....

18 03 2020 19:59:41

Осевой скелет

Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К. И., Сапина М. Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....

17 03 2020 22:39:33

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

Обобщение знаний по теме « Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

16 03 2020 9:54:40

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

15 03 2020 20:18:37

Урок по кубановедению раздела биологии Кубани"Мир растений и животных моей малой Родины"

Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края. ...

14 03 2020 22:34:37

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

13 03 2020 22:46:43

Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"

Урок завершает изучение темы " Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...

12 03 2020 23:39:14

Организация самостоятельной работы на уроках биологии

В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....

11 03 2020 17:25:31

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

10 03 2020 22:51:59

"Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"

Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....

09 03 2020 14:20:15

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

08 03 2020 6:35:38

Обобщающий урок по биологии по теме «Кровь и кровообращение». 8-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме « Кровь и кровообращение»...

07 03 2020 3:41:48

Роль собаки в жизни человека

В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....

06 03 2020 19:27:55

Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)

Обобщить и закрепить знания по теме « Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....

05 03 2020 23:52:32

Урок "Гигиена питания"

Тема " Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тракта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....

04 03 2020 14:12:51

Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс

В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....

03 03 2020 11:34:19

Многообразие земноводных

Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, И К Т-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

02 03 2020 5:19:40

«Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс

Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку « Предупрежден – значит, вооружен»....

01 03 2020 20:41:12

Открытый урок "Поиграем в генетиков"

Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы « Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....

29 02 2020 8:32:25

Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"

На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают характерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме « Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....

28 02 2020 10:43:59

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

27 02 2020 18:58:57

Роль птиц в природе и их практическое значение для человека

Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В. В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме " Позвоночные. Класс птицы" или в теме " Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....

26 02 2020 7:25:22

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии

В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....

25 02 2020 21:54:55

Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)

Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, " Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....

24 02 2020 1:51:38

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

23 02 2020 10:41:24

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле

На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А. И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....

22 02 2020 16:54:22

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

21 02 2020 18:42:19

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

Урок по теме " Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углубляться на последующих уроках....

20 02 2020 4:55:39

Элективный курс "Кровь — зеркало здоровья"

Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения. Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе. Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....

19 02 2020 0:53:57

Открытый урок по теме: "Пищеварение в ротовой полости"

Данный открытый урок преследует цель сформировать у суворовцев знания о пищеварении в ротовой полости: познакомить с расположением слюнных желез, составом слюны, регуляцией слюноотделения, механизмом глотания пищи; содействовать применению полученных знаний при выполнении лабораторной работы. А построение самого урока с использованием словесно - наглядного метода обучения и эвристической беседы делает его неординарным и интересным для учащихся. Теоретический материал подкрепляется слайдами презентации и видеосюжетами для более детального восприятия. ...

18 02 2020 0:46:50

Клетка – структурная единица всего живого

Открытый урок по теме « Клетка – структурная единица всего живого» разработан для учащихся 9-го класса медицинского профиля с использованием компьютерных технологий и с выполнением тестовых работ на компьютерах. У учащихся формируется целостное представление о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого....

17 02 2020 21:31:30

Использование технологии "Дебаты" в преподавании биологии

В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах. ...

16 02 2020 10:44:38

Органы и системы органов животных

Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....

15 02 2020 15:14:12

Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"

Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного характера. ...

14 02 2020 17:14:30

Программа элективного курса "Мозг, разум и поведение. Физиология высшей нервной деятельности человека". 9-й класс основной школы

В последние годы успехи в изучении мозга и поведения стали объектом пристального внимания со стороны широкой общественности. Это случилось отчасти благодаря все возрастающему числу интереснейших открытий, касающихся мозга, его клеточной структуры, химических сигналов и функциональных механизмов. Комплекс нейронаук, включающий нейроанатомию, нейрофизиологию, нейрохимию и нейропсихологию, приобрел в последние годы специальное название - нейробиология. Цель данного курса состоит в том, чтобы сделать эту непрерывно развивающуюся и увлекательную область науки (нейробиологию) доступной для учащихся, которые имеют ограниченное представление о биологии и психологии. ...

13 02 2020 20:20:15

Урок биологии "Биоценоз леса"

Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

12 02 2020 19:17:37

Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо"

Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии " Дебаты" по теме " Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...

11 02 2020 13:27:43

Урок по теме "Лишайники"

Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к Е Г Э. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....

10 02 2020 20:36:22

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

09 02 2020 9:42:48

Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ

Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии Р К М Ч П. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...

08 02 2020 1:12:56

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса « Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

07 02 2020 20:25:43

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры " Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

06 02 2020 10:49:55

Разработка урока "Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....

05 02 2020 0:16:25

Урок по биологии. 7-й класс. "Класс паукообразные"

Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы « Тип членистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...

04 02 2020 21:51:29

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

03 02 2020 19:22:40

Урок-практикум "Органеллы клетки"

Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на практике. В данном случае под практикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме « Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

02 02 2020 20:21:11

Элементы содержательной базы курса "Природа и экология Красноярского края"

Региональный компонент базисного плана в Красноярском крае включает в себя курс " Природа и экология Красноярского края". Создание учебно-методического комплекса находится в подготовительной стадии. Отсюда вытекает необходимость в разработке содержательной части курса, методики преподавания, системы оценки знаний. В своей работе я предлагаю материал, который является содержательной базой одного из уроков курса " Природа и экология Красноярского края". ...

01 02 2020 10:46:49

Отдел голосеменные (хвойные растения)

Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В. В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....

31 01 2020 1:33:24

Занятие "Амур – великая река"

Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....

30 01 2020 16:33:47

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....

29 01 2020 19:49:43

Опыление Биология

В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...

28 01 2020 15:57:55

Урок-конференция с использованием мультимедийных технологий "Человек и его здоровье"

Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой " Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....

27 01 2020 9:55:48

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

Проведение приурочено к 1 декабря ( Всемирный день борьбы со С П И Дом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема В И Ч продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое С П И Д....

26 01 2020 18:23:47

Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. ...

25 01 2020 2:24:59

Статья "Алгоритмы учебных действий"

Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы « Эволюционное учение» (9-й класс)....

24 01 2020 7:14:14

Интегрированный урок "Необыкновенное вещество"

Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют практическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....

23 01 2020 12:34:53

Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"

Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления " Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....

22 01 2020 4:23:42

Виды и формы размножения организмов: половое и бесполое

Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и половое....

21 01 2020 0:31:32

Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение

Представлен конспект урока на тему " Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....

20 01 2020 2:53:52

Комбинированный урок с элементами интерактивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола

Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интерактивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...

19 01 2020 6:17:49

Растительность и животные мира

Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

18 01 2020 15:35:16

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом " Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету " Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

17 01 2020 6:17:10

Строение и жизнедеятельность бактерий

На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....

16 01 2020 0:29:20

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

15 01 2020 1:32:14

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ ЕГЭ biologia's Blog

лучшие книги для подготовки к Е Г Э Р Е К О М Е Н Д У Е М А Я  Л И Т Е Р А Т У Р А Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к Е Г Э, у покупателя глаза «разбега…...

14 01 2020 17:42:25

Урок по биологии по теме "Плоды" для 6-х классов

Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....

13 01 2020 18:50:50

Брейн-ринг по теме "Органы цветкового растения". 6-й класс

Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; практические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на практике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....

12 01 2020 2:41:37

Урок биологии на тему "Многообразие земноводных"

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....

11 01 2020 11:40:19

Урок по теме "Тип членистоногие. Класс ракообразные"

Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....

10 01 2020 4:56:34

Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс

Обобщающий урок в 7-м классе ( У М К В. В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....

09 01 2020 15:50:16

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение в природе. 6-й класс

Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....

08 01 2020 20:43:11

Программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...

07 01 2020 17:18:28

Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"

В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отрабатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и раковинам....

06 01 2020 3:51:41

Урок-семинар "Генетика и медицина"

На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....

05 01 2020 17:17:38

Занятие курса по выбору "Ландшафтный дизайн"

На уроке по ландшафтному дизайну ученики знакомятся с искусством озеленения территории; украшают земельный участок малыми архитектурными формами. В форме диалога специалисты ландшафтного бюро (ученики) предлагают заказчику варианты оформления приусадебного участка. ...

04 01 2020 8:15:26

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу

Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....

03 01 2020 17:34:22

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

02 01 2020 12:27:25

Основные направления эволюционного процесса

Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....

01 01 2020 23:45:29

Открытый урок природоведения на тему "Три среды обитания. Приспособленность организмов к разным средам обитания". 5-й класс

Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....

31 12 2019 22:57:50

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интерактивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

30 12 2019 4:47:27

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения

Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....

29 12 2019 12:50:51

Обобщающий урок по теме "Класс Птицы" (особенности строения)

Урок повторения и обобщения знаний по теме « Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....

28 12 2019 13:17:21

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

27 12 2019 17:16:38

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на практике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

26 12 2019 8:10:12

Методические рекомендации по применению разноуровневых тестовых заданий по биологии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: " Опорно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....

25 12 2019 7:45:33

Использование информационных технологий на уроках биологии. Тема урока "Митоз"

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....

24 12 2019 13:21:19

"Победить или умереть"

В последнее время на уроках все чаще используются мультимедийные технологии, интерактивные доски. К сожалению, не все школы имеют такие технические возможности, да и в хорошо оснащенных школах нет смысла на каждом уроке использовать подобные технологии, подменяя ими живой процесс познания. В этом случае поможет технология мастерских. Предлагаемая вам мастерская посвящена теме " Иммунитет. Виды иммунитета"....

23 12 2019 8:13:28

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И. Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

22 12 2019 14:21:56

Выгонка луковичных растений в школе

В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится характеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области. ...

21 12 2019 17:49:34

Воспитание школьников при обучении биологии

В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, полового, экологического, трудового и нравственного воспитания....

20 12 2019 6:40:26

Конспект открытого урока по теме "Вирусы". 10-й класс

Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....

19 12 2019 2:37:56

Урок биологии "Строение семян двудольных растений"

Семена – это важнейшее достижение в эволюции высших растений. На уроке даются представления о вегетативных репродуктивных органах и о строении семян. Автор знакомит учащихся с особенностями строения семян двудольных растений....

18 12 2019 8:54:49

Урок-викторина "Обобщение и повторение материала по темам "Надкласс Рыбы, класс Земноводные и класс Пресмыкающиеся"

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....

17 12 2019 21:53:49

Урок по биологии в 7-м классе по теме: "Голосеменные растения". Лабораторная работа "Строение сосны. Пыльца и шишки" (с использованием регионального компонента)

Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....

16 12 2019 2:55:48

Урок биологии по теме "Органы цветкового растения. Корень. Строение корневых систем"

Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....

15 12 2019 8:35:32

Законы Грегора Менделя

Урок разработан по программе Министерства образования Р Ф по третьему варианту под редакцией Д. К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....

14 12 2019 6:55:27

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс

Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опорно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....

13 12 2019 19:22:29

Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ

Данный урок является обобщающим в теме " Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые И К Т (мультимедийный проектор и интерактивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры. ...

12 12 2019 2:34:54

Урок биологии в 9-м классе "Биосинтез белка. Пластический обмен"

Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в Д Н К. ...

11 12 2019 15:53:39

Экология села Дон. Выявление причинно-следственных связей загрязнения бытовым мусором территории села

Основная педагогическая идея работы – максимальное общение ребенка с природой, привитие любви и бережного отношения к ней. Использованы дидактические средства экологического образования и воспитания на уроках и во внеурочное время. Каждый ученик должен понять, что он может принять участие в историческом процессе возрождения родины, решая экологические задачи своего края....

10 12 2019 0:50:17

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

09 12 2019 1:45:13

Урок-игра "Классы рыб"

Урок с помощью игровой формы помогает активизировать познавательную деятельность, формирует умение участвовать в обсуждении и принятии коллективного решения, излагать и аргументировать свою точку зрения, развивает интеллектуальные способности. ...

08 12 2019 5:50:53

Интегрированный урок "биология +математика" Тема: "Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области"

Интегрированный урок « Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области» расширяет знания о растениях своего края. Учитель проводит с детьми биолого-математический диктант....

07 12 2019 18:22:12

Тема урока: "Плазматическая мембрана. Транспорт веществ"

Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить транспорт веществ через нее. ...

06 12 2019 11:49:44

Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"

Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интерактивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

05 12 2019 5:33:23

Воздушная одежда Земли

Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие практических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме « Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: " Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

04 12 2019 6:39:11

Урок по теме "Движение крови в организме"

На этапе актуализации опорных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов. ...

03 12 2019 21:30:45

"Можно ли вырастить гения? Евгеника. Современные проблемы генетики". 10-й класс

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....

02 12 2019 22:56:47

Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4

Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....

01 12 2019 2:52:57

Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"

Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме " Плотоядные растения". Урок разработан по программе И. Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме « Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....

30 11 2019 14:10:58

«Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)

Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Практическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....

29 11 2019 13:29:49

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

28 11 2019 20:17:50

Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

27 11 2019 16:55:37

Мутагены и их влияние на живую природу и человека

Цель урока: формирования коммуникативных У У Д у учащихся. Использованы приемы: самостоятельная работа с Интернет-ресурсами и создание презентаций, постановка проблемы по слайд-фильму, сообщение и оппонирование, формулирование вопросов, выдвижение гипотез и их обоснование, работа в малых группах....

26 11 2019 22:25:20

Обучение биологии с использованием метода игры-задачи (кросворды)

В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте. ...

25 11 2019 14:29:55

Урок биологии "Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика"

Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя практические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

24 11 2019 16:29:14

Клетки крови

В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интерактивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....

23 11 2019 6:36:47

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

22 11 2019 18:18:17

Природные сообщества Хабаровского края. Заочная экскурсия-вертушка

Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....

21 11 2019 11:58:47

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Минеральное питание растений и почвы Ростовской области". 6-й класс

Предлагается урок на диалоговой основе с элементами практикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков практической деятельности....

20 11 2019 4:19:59

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

Урок является расширением темы " Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

19 11 2019 5:28:27

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стебле....

18 11 2019 20:19:16

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Как питаются разные животные"

Данная разработка ориентирована на учебник Т. С. Суховой, В. И. Строганова « Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....

17 11 2019 10:15:12

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

16 11 2019 13:19:22

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

15 11 2019 11:58:18

Разработка урока биологии на тему "Плоды" с презентацией

Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов. ...

14 11 2019 16:25:49

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение И К Т на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

13 11 2019 1:15:13

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

12 11 2019 18:22:12

"Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов". 7-й класс. По программе И.Н. Пономаревой

Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....

11 11 2019 1:57:31

Хрящевые рыбы

Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....

10 11 2019 11:32:55

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

Решать проблемный вопрос " Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

09 11 2019 6:22:26

Внеклассное мероприятие по биологии "Хакасия заповедная"

Главное назначение мероприятия – проведение природоохранной деятельности через внеклассную работу. Оно позволяет расширить круг знаний детей о природе родного края: дать сведения о заповеднике « Хакасский»; воспитывать бережное отношение к окружающему миру, формировать любовь к малой родине; развивать деятельностный подход к решению экологических проблем. ...

08 11 2019 15:25:41

Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"

Интегрированный урок биологии и М Х К. Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор. ...

07 11 2019 16:35:33

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

06 11 2019 0:52:26

Здоровье школьника – будущее нации

Программа " Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

05 11 2019 8:38:15

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)