Экологический фитодизайн в закрытых помещениях > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Экологический фитодизайн в закрытых помещениях


    Экологический фитодизайн в закрытых помещениях

Многие говорят, что некоторые комнатные растения являются для нас вредными. Например, алоэ, хоть и очищает воздух от вредных примесей, является биовампиром, то есть питается нашей энергией. А растения с небольшими листочками (кактусы, традесканции) имеют отрицательную энергию, и в доме, где они есть, всегда ссоры и скандалы. Я хочу опровергнуть эти необоснованные суеверия, и доказать, что растения оказывают влияние на человека физического, психического и эмоционального хаpaктера, улучшают качество воздуха.

Множество поверий бытует в народе с тех пор, как в моду вошли комнатные растения. Если верить им, окажется, что дома вообще опасно иметь какие-либо цветы, что все комнатные растения вредят человеку. Но так ли это?

Плющ (обыкновенный) дома держать нельзя, - муж уйдет.

Кактусы дома, - муж пьяницей станет.

Восковой плющ мужиков отваживает.

Однако мы продолжаем выращивать растения, которые живут в наших домах, не принося вреда?
Растения не могут причинять нам вреда и дома можно выращивать любые растения.
Народные представления о вредном влиянии определенных представителей царства флоры на жизнь человека созданы теми людьми, которые выращивали дома неподходящие для себя растения. При выращивании дома \"чужих\" растений, которые не соответствуют хаpaктеру человека, может возникнуть ощущение пустой траты времени, ощущения, что растения лишь поглощают энергию хозяина, ничего не давая взамен. Кем-то могли быть замечены такие совпадения: в доме, в котором много кактусов, жили пьяницы, или в доме разведенной женщины росли плющи. Возможно, какие-то женщины уделяли слишком много внимания своим цветам. Из-за комнатных растений у них не хватало времени на общение с мужем, и мужья бросали их. Так и возникли предостерегающие поверья.
Растения не могут навредить человеку, просто мы не готовы к восприятию благотворной энергии растения, мы боимся этого влияния и сочиняем о растениях страшные сказки.

Чтобы не рождались новые поверья об опасности некоторых растений, давайте выберем те цветы, которые не будут лишними в доме, которые своим хозяевам-кормильцам найти счастье в жизни.

Размещение растений. Хорошее место - залог успеха.

В природе жизненный ритм, внешний вид и другие хаpaктеристики растений определяют температура, освещённость, влажность, почва, водный режим, влияние соседних растений и животных.

В условиях помещений дела обстоят несколько по-иному, так как на жизнедеятельность растений огромное влияние оказывает человек.

Степень освещённости, влажность воздуха, отсутствие сквозняков, тепло или прохлада - всё это следует учитывать при выборе места для комнатных растений.

Южные окна - размещают светолюбивые растения: кактусы, молочаи, цитрусовые, гибискус.

Юг и запад - идеальные направления для монстеры, хойи, драцены, спармании.

Тень, но светлая, а также очень высокая влажность воздуха, требуется таким растениям, как папоротники.

Светло и влажно - рай для фикуса Бенджамина, плюща.

Светло и прохладно - прекрасно себя чувствуют субтропические растения: лимон, апельсин, гибискус, гардения. Зимой им необходима температура 12 -15°.

Вы постоянно пользуетесь небольшими обогревателями и прикладываете все усилия, чтобы температура поднялась до традиционных 16- 18 градусов? Тогда заведите герань, гортензию, китайскую розу или миниатюрный кипарис. Зимой они нуждаются в прохладе.
Большие окна, выходящие на юг, а также восток или запад, если вы живете на высоком этаже, гарантируют отличное освещение помещений, а значит, и необходимые условия для светолюбивых растений. Но и первый этаж с окнами на север не исключает наличия у вас небольшого ботанического сада на подоконнике. Просто составлять его придется из тенелюбивых растений.
Кстати, жители первых этажей, периодически страдающие от переизбытка влажности, могут обратить минус своего жилища в плюс. Только в таких квартирах нормально чувствуют себя многие виды орхидей, предпочитающие влажный климат.

Поставленные в спальне или в детской, цветы смягчают и увлажняют воздух, повышают концентрацию кислорода, а иногда действуют как расслабляющее или успокаивающее средство по принципу ароматерапии. Всем известно, что жители комнат, украшенных миртом, кипарисом, азалией и некоторыми хвойными растениями, быстрее засыпают, чаще бывают в добром расположении духа, меньше подвержены стрессам и хронической усталости.

Растение нередко подбирают по хаpaктеру и возрасту будущего владельца. Импульсивным, быстрым, вечно спешащим куда-то людям хорошо бы завести неприхотливых зеленых друзей - молочай, толстянку или другие суккуленты. Их не нужно часто поливать. Ничего страшного, если вы их случайно зальете. Их корни имеют тенденцию, сгнивая, возрождаться без посторонней помощи. Требуя минимум ухода, молочай и толстянка в кратчайшие сроки превратятся из черенков в довольно большие кусты.

Спокойным, терпеливым и уверенным в собственных силах женщинам стоит взяться за средиземноморские растения. Они на редкость красивы, но требуют максимум ухода и внимания. Хвойные, цикламены, азалии не выносят высокой температуры и недостатка света. Они постоянно болеют, требуют подкормки и внимания.

ПРАКТИКУМ ФЭН - ШУЙ

К сожалению не каждый из нас догадывается, какие силы заложены в растениях. Они укрепляют дух, приносят здоровье и помогают вдохновляться новыми идеями. Первой в дом пускают кошку, чтобы та нашла \"лучшие углы\". Последним штрихом, придающим интерьеру законченный вид, становятся именно цветы. Интерьер дома без комнатных растений кажется скучным и однообразным, лишенным живого воображения и индивидуальности. Комнатные растения, их зелень и свежесть, всегда придают тепло и уют дому, подчеркивают гостеприимство хозяев и привносят яркую изысканную живую ноту в любой интерьер. Вместе с растениями в дом входит жизнь. Любые растения - это не только красота, но и источник положительной энергии.

Богатство Слава Любовь
Семья Здоровье Дети
Знания Карьера Друзья

Уделите особое внимание расположению растений в доме.

Зона карьеры: сенполия, аукуба, платицериум.

Зона славы: гибискус, драцена, хлорофитум, фикус Бенджамина, цикламен.

Зоны детей и друзей: жасмин, спатифилум, цикламен.

Зоны семьи и богатства: циссус, аукуба, стрептокарпус. Нельзя выращивать в зоне богатства растения с заостренными листьями.

Зоны знаний, любви и здоровья: монстера, камнеломка, спармания.

Фикус Бенджамина помогает в налаживании контактов. Он идеален для пассивных людей, которые не любят торопиться.

Финиковая пальма, хлорофитум - прекрасные посредники. Они смягчают напряжённые отношения, снижают накал ссор и споров.

Бегония, азалия, сенполия окажут неоценимую услугу в установлении мира в семье и в душе. Особенно подходят эти растения престарелым людям, которым просто \"не хватает энергии\" для хорошего настроения.

Колокольчики и цикламены очищают энергию дома. Если вам часто бывает одиноко и кажется, что вас никто не любит, поставьте рядом эти прелестные создания.

Драцена и юкка побуждают своих владельцев к активности и стимулируют появление новых идей.

Фэн-шуй - в переводе - жизненная сила. Она является позитивной, если не застаивается.

Поэтому основная задача фэн-шуй - создание такой атмосферы, в которой жизненная энергия протекает ровно, свободно, обеспечивая людям душевное т физическое здоровье, оптимизм и бодрость, прилив сил.

Различные препятствия ослабляют энергию, и люди испытывают стрессы, проблемы.

Некоторые элементы интерьера создают в доме дискомфорт. Это выступающие рёбра стен, острые углы мебели (стола, полок, шкафов), обращённые в сторону человека, посылают стрелы отрицательной энергии.

Совет: поставьте рядом растения в кадках или замаскируйте угол, равномерно прикрыв ветвями вьющихся растений.

Ваш стол стоит близко к двери - поставьте на его угол растение - оно защитит вас от негативного потока энергии. Растения на подоконнике защищают от нeблагоприятных объектов за окном.

Детская комната - для неё подходят растения с белыми и розовыми цветами. Они надёжно оберегают помещение от воздействия негатива.

Очень хороши для детской комнаты сенполии, синнингии, мирт, пассифлора, гардения.

Спальня - спокойный сон обеспечит фикус мелколистый.

Кактусы навевают спокойные и крепкие сны, после которых человек встаёт бодрым и хорошо отдохнувшим.

От влияния непогоды спящих людей защищают цикламен, монстера и маранта.

Циперус - полезен разговаривающим и храпящим во сне.

Сингониум - помогает избавиться от тяжелых сновидений. Кому тяжело вставать рано утром - помогут азалия, каланхоэ и любые растения с красными цветами.

На рисунке приводится схема Багуа, согласно которой помещение делят на девять зон. Силы, которые властвуют в той или иной зоне, можно активировать, разместив там красивые и здоровые растения. Растения размещают с учётом того, что зоны Любви, Здоровья и Знаний связаны со стихией Земли, зоны Детей и Друзей - со стихией Металла, зоны Богатства и Семьи - со стихией Дерева, Славы - Огня, а Карьеры - Воды.

Стихия Огня - герань, пуасентия, бегония.

Стихия Земли - пахистахис, пестролистные растения.

Стихия Дерева - все растения без исключения.

Стихия Металла - самшит, вечнозелёные растения, растения с белыми цветами.

Стихия Воды - ирис, плющ, традесканция, растения с гoлyбыми и синими цветами.

Пример: если нужно активировать зону Любви, то в правом дальнем углу от входа поставьте растение стихии Земля - с жёлтыми и оранжевыми цветами.

ЦВЕТОВОЙ КЛИМАТ интерьера.

Все цвета определённым образом влияют эмоциональную атмосферу в доме.

Психологическое воздействие связано с индивидуальными свойствами мозга переpaбатывать зрительную информацию и реагировать на неё. На физиологические функции человека цвет воздействует почти автоматически (изменяется ритм пульса, дыхание), причём одинаково на всех людей.

ЖЁЛТЫЙ

Производит впечатление солнечного освещения. Цвет активный, оживляющий, бодрящий, способствует созданию хорошего настроения и повышает работоспособность.

ОРАНЖЕВЫЙ

Создаёт бодрое, весёлое, жизнерадостное настроение вызывает ощущение тепла, благоприятно влияет на работоспособность.

ЗЕЛЁНЫЙ

Нейтральный, мягкий, успокаивающий. Длительное действие цвета не утомляет и вызывает, хотя и не сильный, но устойчивый подъём работоспособности. Зеленый цвет избавляет от стрессов. Медики утверждают, что он успокаивает нервы и снижает давление.

КРАСНЫЙ

Оказывает возбуждающее действие активного, навязчивого, принудительного хаpaктера. При этом дыхание и пульс учащаются. При кратковременном воздействие работоспособность повышается. Более длительное воздействие этого цвета приводит к утомлению снижению работоспособности.

СИНИЙ

Холодный, спокойный, пассивный, под его влиянием активность жизненных процессов снижается, регулируется дыхание и пульс. Работоспособность уменьшается. При воздействии этого цвета возникает склонность созерцательности и размышлению.

Холодный, спокойный, создаёт впечатление скромности и простоты.

Сочетание белого с зелёным просто-таки насыщает мозг ощущением свежести.

ГОЛУБОЙ

Относится к пассивным цветам, способствует ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению активности и эмоционального напряжения, вызывает ощущение прохлады.

ФИОЛЕТОВЫЙ

Относится к наиболее пассивным. Его воздействие приводит к ослаблению жизненной активности, к появлению ощущения угнетённости с оттенком некоторого беспокойства, не рекомендуется покрывать фиолетовым цветом большие площади. Даже кратковременное воздействие фиолетового цвета сильно снижает работоспособность.

Лекарственная роль комнатных растений.

Красота и величие комнатных растений радуют сердце и глаз. Цветы в доме можно выращивать не только ради удовольствия. Есть среди них растения с широким спектром фармакологического действия на организм.

Листья папоротника используют не только в букетах, из них приготавливают отвары, которые тонизируют, обезболивают и заживляют.

Алоэ - первое средство от насморка, а если к этой смеси добавить спирт - разного рода ссадин и ран. В сочетании с мёдом (один к одному) помогает при кашле, получается прекрасное средство для лечения язвы желудка.

40 % спиртовую настойку алоказии используют наружно для лечения остеохондроза и болей в суставах. Внутрь рекомендуется принимать при псориазе, тромбофлебите.

Корень цикламена - весьма эффективное средство от гайморита. Одна каплю тёртого корня цикламена разводят десятью каплями тёплой воды и закапывают в нос.

Дихоризандра. Настойка этого целебного растения способствует выведению из организма шлаков, камней из почек, помогает при болях в суставах, сахарном диабете, воспалениях желудочно - кишечного тpaкта.

Настойку из листьев агавы (один к десяти) применяют для растирания при ревматизме, чтобы вызвать прилив крови к поражённому участку.

Сок листьев и стeблей каланхоэ используют для лечения ожогов. Экстpaкт из листьев - в качестве биостимулятора для лечения кожных язв и ран.

Лавр благородный - источник получения лаврового масла, используемого для растирания при ревматизме.

Пассифлора - тропическая лиана. Жидкий экстpaкт из листьев и стeблей этого растения применяется при бессоннице, неврастении, хроническом алкоголизме.

Экологический фитодизайн в закрытых помещениях. (Приложение 1)

Растения в комнатах полезно заводить не только для красоты, но и ради собственного здоровья.

В помещении накапливается угарный газ (окись углерода). Это ядовитое соединение. Установлено, что один человек за сутки выделяет до 15 мл окиси углерода. Если же в помещении находится много людей, курят, горит газовая плита, то концентрация угарного газа и двуокиси азота может оказаться довольно высокой. Так, через час горения газовой плиты содержание угарного газа и двуокиси азота становится таким, что оно значительно превышает допустимую норму.

В воздухе жилых помещений находятся и различные растворители, содержащиеся в пластиках, красках, клеях, а также табачный дым, микроорганизмы, различные аллергены и т.д. Более 100 вредных соединений может обнаружиться в воздухе квартиры. Все они, выделяемые и человеком и окружающими его предметами, ведут порой к болезненным изменениям в легких, а также поражают внутренние органы.

Вредные воздействия такого воздуха на здоровье человека, как правило, недооценивают. Ученые полагают, что от болезней, возникающих в результате влияния токсичных веществ, находящихся в воздухе жилых помещений, ежегодно умирают тысячи людей. Выход специалисты видят в том, чтобы бороться с загрязнением воздуха с помощью комнатных растений.

Днём комнатные растения поглощают углекислый газ, выделяют кислород, причём в количестве, значительно превышающим необходимую для дыхания человека дозу. Так как установлено, что в воздухе помещений сосредотачивается до 0,7 % углекислого газа, то есть в 23 раза больше, чем в открытом прострaнcтве, то необходимость разведения комнатных растений не нуждается в доказательстве.

В ночное время растения, наоборот, потрeбляют кислород, выделяя углекислый газ. Но это выделение ничтожно: 600 комнатных растений за одну ночь выделяют столько же углекислого газа, сколько и один человек за это же время.

Драцена и орхидея нейтрализуют химические вещества, выделяемые лазерными принтерами и ксероксами.

Хвойные растения идеально подходят для гостиной или кабинета. Араукария, туя и кипарис выделяют отрицательные ионы, необходимые для нормального дыхания. Их число резко уменьшается во время работы телевизора и компьютера.

Кактусы и папоротники поглощают электромагнитные волны от аппаратуры.

С хлористыми углеводородными соединениями, выделяемыми современными пластиками, успешно справляется сансевьерия.

Формальдегид, этот раздражающий газ, исходит от мебели, изготовленной из ДСП, нейтрализуют филодендроны, юкки и драцены, алоэ, хлорофитум, диффенбахия.

Ксилол и толуол - против этих токсинов, которые выделяются лаками, и распространяются в помещении, помогут справиться диффенбахия и фикус Бенджамина.

Учёные всех стран едины в своём мнении: люди, работающие в \"озеленённых\" помещениях, меньше подвержены стрессам и реже болеют.

Насыщенный углекислым газом воздух кухни очищают хойя мясистая (восковый плющ), циссус, эпипренум.

На кухне отведите достойное место хлорофитуму. Его листья аккумулируют вредные для нашего здоровья соединения серы, азота и формальдегиды, которые образуются при сжигании бытового газа.

Шеффлера - ежечасно переpaбатывает по девять грамм формальдегида, а никотин превращает в пригодные для питания вещества. Многие растения служат природными пылесосами: улавливают пыль и дым. Фикусы, аспидистра, папоротники, аукуба, а также растения с множеством мелких длинных и узких листьев являются как бы \"зелёными лёгкими\", которые всасывают пыль наподобие пылесосов.

Комнатные растения являются прекрасными регуляторами влажности воздуха. Благодаря их наличию в помещениях поддерживается постоянная влажность воздуха в пределах 50%, что облегчает наше дыхание (в отопительный сезон влажность воздуха снижается до тридцати пяти процентов, а этого не достаточно).

Вечнозелёные увлажняющие системы - это теплолюбивые растения, нуждающиеся в обильном поливе. Но большую часть воды они постепенно испаряют на пользу окружающих.

Наиболее эффективными натуральными увлажнителями являются циперус, филодендрон, сциндапсус и спатифиллюм.

Растения выделяют фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микробы. Это хвойные растения (араукария и криптомерия). Фитонциды пеларгонии обладают бактерицидным действием: их летучие вещества снижают численность вредных микроорганизмов на 96%. Хорошими \"растениями-санитарами\" являются виды из семейства агавовых, амариллисовых и лилейных. Когда ученые изучили антибактериальные свойства этих растений, оказалось, что от их летучих веществ некоторые бактерии погибают быстрее, чем даже от фитонцидов чеснока.

Способствуют улучшению здоровья фитонциды лавра, мирта, розмарина и цитрусовых. Они выделяют своего рода растительные антибиотики, убивающие бактерии, а также эфирные масла, освежающие воздух.

Листья плектрантуса обладают лимонно - мятно - камфорным запахом, который помогает избавиться от мух и моли в помещении.

Так что позаботьтесь о своем здоровье - купите или выращивайте комнатные растения.

РАСТЕНИЯ, которые Вам не подойдут. (Приложение 2)

Люди, страдающие аллергией, реагируют на пыль, скапливающуюся в пушистых листочках сенполии и примул, у некоторых она провоцирует приступ астмы.

Некоторые растения - гиацинт, олеандр, лилии и жасмин - отличаются столь сильным ароматом, что могут вызвать головную боль.

Фикус Бенджамина нежелателен в комнатах людей, чувствительных к натуральному латексу. Это растение выделяет частички латекса, попадающие в дыхательные пути и вызывающие кашель, отеки лица.

Если у вас кошка

Особо опасны для пушистых зверьков следующие наши \"зеленые друзья\":

Диффенбахия - сильно раздражает желудочно-кишечный тpaкт животных.

Примула - вызывает на коже кошки ожогообразные раздражения.

Фикусы - поедание их листьев приводит к поражению почек.

Цикламен - вызывает сердечно - сосудистые нарушения.

Если у Вас ребенок

Среди растений встречаются такие, которые могут представлять опасность для малышей. Правда, в основном, если ребятишки решат попробовать их на вкус. Опасны красавицы азалия и гортензия, у них ядовитые листья и стeбли. Сок диффенбахии также ядовит, он содержит синильную кислоту, ядовитую смолу, канцерогенные вещества. А вот молочаи, кротон могут обжечь малыша, если он вдруг решит отломить листик. Млечный сок раздражает кожу. Еще одна опасность - возможность возникновения аллергических реакций. К растениям с выраженным аллергирующим действием относится примула обратноконическая, контакт с листьями которой может вызвать покраснение кожных покровов, жжение, зуд, и даже появление пузырьков, как после ожога.

Итак: Растения отфильтровывают частички пыли в воздухе; летом охлаждают воздух за счёт испарения влаги; повышают влажность воздуха, что особенно важно зимой; понижают в воздухе содержание углекислого газа и повышают содержание кислорода; \"вытягивают\" из воздуха такие вредные вещества, как формальдегид и табачный дым; одновременно могут действовать успокаивающим и активизирующим образом; способствуют снятию стрессов и улучшают самочувствие; радуют глаз своим обликом.



Комментарии:

Формирование экологического сознания средствами урока биологии


    Формирование экологического сознания средствами урока биологии

      Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....

31 08 2025 5:19:17

Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"


    Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"

      Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки. ...

30 08 2025 8:16:30

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"


    Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

      Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....

29 08 2025 1:54:52

Урок-научная конференция "Гимн солнцу", 5-й класс


    Урок-научная конференция "Гимн солнцу", 5-й класс

      Проведение подобного урока требует хорошей подготовки учащихся и самого учителя, так как урок в форме научной конференции является для учащихся 5-го класса новым видом урочной деятельности. У детей развиваются способности к публичным выступлениям в классе, где присутствуют и младшие школьники, и педагоги; проявляются творческие способности, умение показать себя в определенной роли....

28 08 2025 0:55:59

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс


    Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

      Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

27 08 2025 20:47:14

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»


    Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

      Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

26 08 2025 16:16:26

Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"


    Повторение и обобщение по теме "Класс пресмыкающиеся"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся о строении, процессах жизнедеятельности, происхождении, многообразии и значении пресмыкающихся; формирует бережное отношение к представителям класса, развивает мышление в решении проблемных задач....

25 08 2025 21:35:41

Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"


    Урок биологии по теме "Эндокринный аппарат человека и его особенности. Роль гормонов в обменных процессах"

      Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....

24 08 2025 3:46:56

Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"


    Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"

      Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....

23 08 2025 2:38:13

Царство насекомых


    Царство насекомых

      Урок-обобщение по теме "Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между комaндами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся. ...

22 08 2025 5:45:41

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

21 08 2025 22:14:38

Валеология: программа специального курса. 6-й класс


    Валеология: программа специального курса. 6-й класс

      Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

20 08 2025 7:36:58

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

19 08 2025 11:55:53

Методическая тема: "Деятельностный подход в обучении на основе личностно ориентированного обучения в условиях адаптивной школы"

Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...

18 08 2025 20:26:49

Урок биологии на тему "Кожа и ее производные элементы"

Урок является одним из примеров использования интеpaктивной методики в обучении биологии. Урок позволяет ученикам освоить большую часть информации о строении кожи и ее производных элементов.Такие уроки вызывают у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала....

17 08 2025 7:47:45

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

16 08 2025 18:33:46

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"


    Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

      Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

15 08 2025 21:53:27

Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая хаpaктеристика грибов". 6-й класс

Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....

14 08 2025 7:47:51

Многообразие живых организмов

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....

13 08 2025 2:19:19

Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Своя игра"

      Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....

12 08 2025 13:49:19

Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)


    Внеклассное мероприятие по биологии "Час занимательной биологии" (6-й класс)

      Содержание проводимого мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке. Кроме этого, "Час занимательной биологии" способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Игра сопровождается презентацией, которая включает не только слуховую, но и зрительную память учащихся....

11 08 2025 19:54:28

Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)


    Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)

      Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний. ...

10 08 2025 10:31:50

Многообразие и значение насекомых

Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....

09 08 2025 11:52:17

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

08 08 2025 10:38:30

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

07 08 2025 5:46:12

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

      Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

06 08 2025 2:10:42

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

05 08 2025 22:16:50

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии


    Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

      В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

04 08 2025 6:15:30

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

03 08 2025 16:28:27

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

02 08 2025 2:58:25

Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс


    Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс

      В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....

01 08 2025 20:27:19

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

31 07 2025 17:43:50

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов


    Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

      Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

30 07 2025 14:10:19

300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова посвящается "М.В.Ломоносов. The way he is"

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....

29 07 2025 10:36:45

Среды жизни на планете Земля

Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....

28 07 2025 15:32:11

Изучение математических закономерностей на биологических объектах


    Изучение математических закономерностей на биологических объектах

      Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....

27 07 2025 1:41:51

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс

      Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

26 07 2025 16:35:54

Урок биологии по теме «Общая хаpaктеристика грибов». 7-й класс

Презентация формирует знания об особенностях организации грибов, их многообразии, роли в природе и жизни человека. Презентация может быть использована для углубленного изучения темы и при подготовке к ЕГЭ. Теоретический материал изложен в виде удобных таблиц, схем. Цветом выделены основные понятия темы, содержится много иллюстраций. Процесс обучения становится понятным и интересным....

25 07 2025 17:57:31

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

24 07 2025 4:13:53

Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"


    Урок-пpaктикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

      Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

23 07 2025 2:17:15

Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"


    Открытый урок в 6-м классе по теме "Царство Бактерии (Дробянки)"

      Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....

22 07 2025 7:23:21

Голос – уникальный дар человека


    Голос – уникальный дар человека

      Человек пользуется голосом столько, сколько сам существует на земле, и достиг в искусстве владение им необыкновенного совершенства! Голос - метод идентификации личности, аналогично отпечаткам пальцев. Урок содержит материал об анатомическом образования голоса, раскрывает механизмы образования голоса, методики лечения голосового расcтройства, вопросы профилактики сохранения голоса....

21 07 2025 14:10:42

"Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида


    "Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида

      В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....

20 07 2025 7:37:25

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

19 07 2025 5:41:30

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс


    Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

      На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

18 07 2025 5:43:41

Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»


    Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»

      Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....

17 07 2025 7:36:28

"Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"


    "Земноводные. Места обитания и внешнее строение земноводных. Внутреннее строение земноводных на примере лягушки"

      Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....

16 07 2025 14:49:26

Клетки крови

В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....

15 07 2025 3:51:30

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

14 07 2025 14:45:41

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

13 07 2025 14:21:39

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::