Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")


    Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

Пояснительная записка

Жизнь стремительно меняется, вовлекая в этот процесс и учителя, и ученика. Сегодня в нашей стране на фоне упадка культуры перед школой особенно остро стоят вопросы эстетического, духовного и нравственного воспитания. Современные образовательные технологии требуют от учителя творчества, важно не просто “дать урок”, а создать урок воздействующий, который останется надолго незабываемым, а может быть, будет продолжаться и после звонка. Именно такой урок состоялся в 6 классе нашей школы в рамках единого методического дня. Урок не только позволил осуществить единство в формировании эстетических и нравственных ценностей у учащихся, но и увлёк, взволновал; и учителя, и ученики пережили своеобразное внутреннее очищение – катарсис, стали щедрее, участливее друг к другу.

Идея урока: Каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной душевной работой. Любовь – это труд души. Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит вокруг, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу.

Цель урока: формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная с простого удивления, восхищения, интереса до усвоения нравственной ценности, которая заключается в ответственности человека за всё.

Задачи урока:

  • способствовать осознанию таких понятий, как любовь, душевная зоркость, щедрость души;
  • помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души;
  • совершенствовать умение выразительного чтения наизусть;
  • попытаться пробудить в душах ребят протест против цинизма во взаимоотношениях человека и природы;
  • побудить к активной экологической деятельности.

Выбор сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц” обоснован тем, что книга волнует и сегодня актуальностью поднятых в ней проблем, обращением к общечеловеческим ценностям.

На этапе подготовки к уроку состоялось чтение и обсуждение сказки Экзюпери. Детям было предложено нарисовать иллюстрации к наиболее понравившимся эпизодам. Совместно с учителем литературы дети учились инсценированному чтению. Под руководством учителя ритмики был подготовлен танец “Вальс цветов”. Учитель музыки помогла в сольном исполнении ученицей песни “Маленький принц”. В конце урока детям было предложено творческое задание.

Эпиграфы к уроку:

  • “Я родом из детства”
  • “Глаза слепы, надо искать сердцем…”
  • “Свободный человек лишь тот, кто … способен сказать: “Я в ответе за всё”
  • “Мы в ответе за тех, кого приручили”

А. де Сент-Экзюпери

Оборудование:

  • рисунки учащихся,
  • плакаты,
  • живые розы,
  • портрет А.де Сент-Экзюпери,
  • выставка книг писателя,
  • семена цветов,
  • чашки петри,
  • земля в стаканчиках,
  • вода,
  • салфетки,
  • леечки.

Музыкальное сопровождение урока:

Инструментальные композиции Свиридова; песни “Маленький принц” (слова Н. Добронравова, музыка М. Таривердиева), “Нежность” (слова Н.Добронравова, музыка А. Пахмутовой.

Ход урока

Вступительное слово учителя литературы.

Мы с вами, ребята, прочитали сказку Экзюпери “Маленький принц” и соприкоснулись с чудом. Это чудо-человечек – маленький принц.

(выходят несколько учащихся, один из них в костюме маленького принца, звучит инсценированное чтение отрывков из сказки Экзюпери, по ходу чтения дети передают друг другу “звёздный” плащ Маленького принца).

Инсценированное чтение.

1-й Маленький принц: “Здравствуйте, я – Маленький принц. Я прилетел к вам с далёкой звезды. Моя планета очень маленькая, вся-то величиной с дом! На моей планете, как и на любой другой, растут травы – полезные и вредные. Но их семена невидимы. Есть ужасные, зловредные семена… Это семена баобабов. И если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавиться. Есть такое твёрдое правило: “Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”. Непременно надо каждый день выпалывать вредную траву. Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

(передаёт плащ Маленького принца другому ученику).

2-й Маленький принц: “На моей планете всегда росли простые, скромные цветы. А этот пророс однажды из зерна, занесённого неведомо откуда. Я не сводил глаз с крохотного ростка. Я никогда ещё не видел таких огромных бутонов и предчувствовал, что увижу чудо! И вот, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. Я не мог удержать восторга. Как прекрасна была эта роза!”

(передаёт плащ)

3-й Маленький принц: “Она родилась вместе с солнцем. Эта удивительная гостья не страдала избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало! Скоро оказалось, что красавица очень горда и обидчива. Роза странно боялась сквозняков. Растение, а боится сквозняков… очень странно. “Какой трудный хаpaктер у этого цветка”, - думал я тогда. Но я не понимал… Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат. Я не должен был её оставлять одну. За её хитростями я должен был угадать нежность! Но я был слишком молод, я ещё не умел любить…”

Учитель литературы: Так размышлял Маленький принц, имеющий в своей гpyди трепетное и нежное сердце.

Цветок стал для принца единственным близким существом. Их души, их сердца сблизились, соединились, стали единственными друг для друга. А какие чувства их так сблизили?

(любовь, доброта, отзывчивость, забота, сочувствие, сопереживание)

Вспомните, Маленький принц, путешествуя и перелетая с астероида на астероид, встречает разных людей: короля, честолюбца, пьяницу, географа, делового человека. Это взрослые, многие из них за всю жизнь ни разу не понюхали цветка, ни разу не посмотрели на звёзды, никогда никого не любили. И ему становится скучно с этими людьми. Ведь ему всё интересно, он познаёт мир, он не остаётся равнодушным ни к одному факту, он ищет друзей. И он … любит, любит свою планету, свою розу…

(Выходит учащийся в костюме Маленького принца с розой в руках).

4-й Маленький принц: “Я знаю единственный в мире цветок, он растёт только на моей планете, и другого такого больше нигде нет… Моя роза… Я за неё в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У неё только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира… Но если любишь цветок – единственный, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: “Где-то там живёт мой цветок”.

Учитель литературы:

Мне кажется, нас с Маленьким принцем сближает одно очень важное обстоятельство. Ведь седьмая планета, которую он посетил, была Земля! Это же наша планета! Мы её жители! А что увидел Маленький принц? Пустыня… Никого и ничего не видно! Люди – их носит ветром! У них нет корней! И на огромное прострaнcтво всего один цветок. Прострaнcтво пустыни выводит на дорогу, которая ведёт к людям. Дорога приводит принца к саду, полному роз. И только там нет людей. И тысячи роз не производят на принца сильного впечатления.

(выходит учащийся в костюме Маленького принца)

5-й Маленький принц: “Розы… Вы красивы. Но вы ничуть не похожи на мою розу. Вы ещё ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Её загораживал ширмой, оберегая от ветра. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, когда она умолкала. Она моя”.

Учитель литературы: Ребята, а кто помог понять Маленькому принцу, что его роза – единственная?

(Лис)

Это Лис открыл принцу маленький секрет: “Зорко одно лишь сердце… Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу… Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе”.

Вы знаете, когда я читала главу о посещении принцем Земли, мне было обидно… А вам? Неужели мы, земляне, не можем любить так свою планету, как любил свою Маленький принц? Неужели мы не можем посадить цветок и любить его, как Маленький принц?

Представьте, если бы каждый житель Земли посадил цветок, Земля бы превратилась в цветущий луг, и на нём бы росли тысячи маленьких, больших, разных цветов, и им не было бы одиноко, потому что у них бы был друг – человек. И Маленький принц – чудо-человечек, об этом же нам говорит. Помните его слова лётчику: “Люди у тебя на Земле выращивают пять тысяч роз в одном саду… и не находят того, чего ищут… А между тем, то чего они ищут, можно найти в одной единственной розе… Но глаза слепы. Надо искать сердцем…”

Вам ваше сердце ничего не подсказывает? Я уверена, дeвoчки заставят сейчас ваши сердца заговорить. Специально для вас и для Маленького принца они приготовили вальс, это вальс цветов.

(исполняется танец)

Учитель литературы: Красиво? Да. Цветы – это красиво. Вы хотели бы, чтобы в следующий раз, когда Маленький принц захотел вновь побывать на нашей планете, он приземлился бы не в пустыне, не среди тысячи пустых роз, а среди цветущего луга, где каждый цветок радуется появлению человека и радует его своей красотой и своим ароматом. Что же нам для этого надо сделать?

(посадить цветок)

И лучше всех поможет вам это сделать Светлана Викторовна, учитель ботаники. Открою вам один секрет: Светлана Викторовна очень много знает о цветах, ей ведомы такие тайны! Я думаю, она вам их откроет (учитель биологии помогает детям посадить цветок).

Учитель биологии: Любой цветок – изумительная работа природы, совершеннейшее творение, сама жизнь. Будь мы внимательнее к жизни других существ, мы бы увидели очень многое: живая красота умеет слышать, чувствовать, бояться, радоваться. Цветы, и вообще растения, это живая красота. Возьмём к примеру вьющиеся растения, они простирают свои побеги вовсе не куда придётся, а к выступу, гвоздю, где легче зацепиться. Человек живёт среди людей. Растения среди растений. И они умеют, как и мы, распознавать друг друга. А вы не задумывались, почему сорванные цветы быстро вянут? Они не могут жить оторванными от своего дома, вне своих соседей. Некоторые учёные, наблюдая за растениями, утверждают, что цветы слышат. С ними надо разговаривать, тогда они благодарят за внимание. Цветы любят слушать музыку Бетховена, Брамса, Шуберта, тянутся к источнику звука. Дисгармоничная музыка даёт противоположный результат. Особенно губителен тяжёлый рок. Даже корни растения поворачивают в другую сторону, стараясь убежать, само растение слабеет и гибнет.

Наш мир был бы скудным, бедным без цветов. Мы не ведали бы красоты. Чтобы расцветала и крепла земная краса, надо уметь её создать.

С нами на уроке молчаливые участники. Перед вами семена цветов. Вы их сами принесли. Посмотрите на них, полюбуйтесь, подержите в руках, погрейте своим теплом. Какие ваши семена? (Сухие, сморщенные, вроде неживые) Но в них есть жизнь, есть зародыш. Он всё чувствует, слышит и ждёт, когда мы позволим ему ожить, проснуться. Как нам его разбудить? (посадить в почву) Согреть своей теплотой, посадить с любовью, показать семечку своё доброе сердце. Удобрена ли почва? Как? Какое однокоренное слово приходит на память? (Добрый, доброта) Удобрить землю – дать возможность расти на ней чему-то живому. И доброй землю может сделать только добрый человек!

(Дети садят свои семена, поливают, во время посадки тихо звучит музыка, учитель биологии помогает, поясняет, на какую глубину лучше посадить то или иное семечко, интересуется у детей, какой цветок они садят, рассказывает об особенностях ухода за тем или иным цветком)

Учитель литературы: Вы посадили цветок. Теперь вы за него в ответе! Следите, чтобы он не был одинок! Возьмите домой, пусть растёт в вашей комнате, потом перед окном, а осенью даст снова семена. Жизнь продолжится!

Но не чудо ли Маленький принц! Что он с нами делает?! Я наблюдала за вами, когда вы садили семечко. Сколько доброты, надежды было в ваших глазах.

Сегодня плащ Маленького принца передавался из рук в руки. И это не случайно. Это подтверждение одной очень важной мысли: Маленький принц живёт в душе каждого из вас. Надо только почувствовать его, услышать сердцем. И он обязательно подскажет вам, как жить, чтобы рядом с вами было тепло и уютно.

Закройте глаза! Представьте себя Маленьким принцем! Вы очень добры, любознательны. В поисках новых друзей вы много путешествуете, перелетая с одной звезды на другую. Вы вновь возвращаетесь на свою родную планету Земля. У вас появляются новые друзья. Вам с ними интересно, они умеют понимать, любить, и вам обязательно хочется им сказать что-то очень важное…

Откройте глаза. Что бы вы сказали этим детям, детям планеты Земля? Плащ Маленького принца поможет вам.

(дети передают друг другу плащ и высказывают свои мысли, пожелания, впечатления)

Учитель литературы: Вам, кто успел полюбить Маленького принца, весь мир покажется другим. Стоит только взглянуть на небо и спросить себя: “Жива ли та роза?” Человеку нужен всего один цветок, тот, который наполнит душу теплом и светом. Чудо-человечек этот Маленький принц. Недаром о нём слагают песни. Одна из них прозвучит сейчас для вас.

(звучит песня “Маленький принц” в исполнении ученицы класса)

Вот и подошёл к концу наш урок. Спасибо вам, ребята, за доброту и отзывчивость. Каждый из вас стал сегодня причастным к рождению своего цветка, к рождению красоты.

Домашнее задание: вырастить цветок, поливать, ухаживать, поддерживать температуру воздуха, весной пересадить в сад, удобрить почву, осенью обменяться семенами.

Творческое задание на выбор: Сочинить рассказ от имени семени цветка на тему: “Как мне повезло…”



Комментарии:

Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"


    Конспект урока в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения. Корень"

      Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике. ...

23 01 2025 0:30:39

Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении


    Игровые технологии на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов в обучении

      Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игру....

22 01 2025 18:49:46

Результаты эволюции


    Результаты эволюции

      Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....

21 01 2025 17:50:19

Урок окружающего мира по теме "Строение и разнообразие животных", 3-й класс, программа "Планета знаний"


    Урок окружающего мира по теме "Строение и разнообразие животных", 3-й класс, программа "Планета знаний"

      Обобщаются и систематизируются знания учащихся о строении и разнообразии царства животных; при выполнении исследовательской работы учащиеся выявляют особенности питания животных, определяют приспособленность организма насекомых, птиц, млекопитающих для добывания и поедания пищи....

20 01 2025 9:47:16

Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе


    Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе

      Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....

19 01 2025 18:41:57

Видоизменения наземных побегов Биология

Видоизменения наземных побегов  Биология У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...

18 01 2025 11:34:58

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

17 01 2025 14:25:29

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

16 01 2025 9:29:33

Применение дидактических игр на уроках биологии


    Применение дидактических игр на уроках биологии

      Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...

15 01 2025 16:18:55

"Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)


    "Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)

      Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....

14 01 2025 3:49:38

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

13 01 2025 15:37:34

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

12 01 2025 18:20:34

Учебный проект "Неизвестное об известном"

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....

11 01 2025 6:18:16

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"


    Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

      Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....

10 01 2025 12:15:52

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

09 01 2025 14:59:46

Обобщающий урок по теме: "Основные законы наследственности. Законы Г.Менделя и Т.Моргана"

На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...

08 01 2025 20:24:22

Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"


    Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"

      Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....

07 01 2025 3:25:51

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

06 01 2025 4:15:43

Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие. 10-й класс


    Индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие. 10-й класс

      Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....

05 01 2025 21:41:36

Основные этапы эволюции человека


    Основные этапы эволюции человека

      Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....

04 01 2025 2:18:13

Функции плазматической мембраны


    Функции плазматической мембраны

      На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....

03 01 2025 17:15:56

Химическая организация клетки. 9-й класс


    Химическая организация клетки. 9-й класс

      На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....

02 01 2025 6:30:36

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....

01 01 2025 13:40:47

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....

31 12 2024 14:37:47

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)


    Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

      Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

30 12 2024 8:46:42

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

29 12 2024 14:35:15

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы

Цитоплазма – строение и функции. Движение цитоплазмы Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....

28 12 2024 7:37:35

Обобщение по теме "Органы цветкового растения"

Материал представлен схемой, таблицами, тестами, кроссвордом. При выполнении заданий ученик показывает уровень знаний по теме....

27 12 2024 6:57:16

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

26 12 2024 7:59:31

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

25 12 2024 21:41:47

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

24 12 2024 8:55:59

Обобщающий урок-семинар по теме "Селекция животных, растений и микроорганизмов"

Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....

23 12 2024 17:32:57

Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете


    Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете

      Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....

22 12 2024 18:51:17

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс

      Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....

21 12 2024 18:20:54

Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"


    Урок биологии в 7-м классе "Человек дарует имя"

      Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....

20 12 2024 4:18:34

Пищеварение в ротовой полости


    Пищеварение в ротовой полости

      Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....

19 12 2024 2:50:52

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

18 12 2024 12:22:59

Растительность и животные мира


    Растительность и животные мира

      Цель урока - повышение мотивации учения, развитие познавательного интереса к предмету. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, придают ему большую эмоциональность. ...

17 12 2024 11:17:33

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии


    Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

      В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

16 12 2024 23:15:17

"Цветок, плод, семя"


    "Цветок, плод, семя"

      Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

15 12 2024 13:29:36

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс


    Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс

      Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....

14 12 2024 5:43:28

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

13 12 2024 20:17:30

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс


    Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

      «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

12 12 2024 2:28:48

Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс


    Урок биологии на тему "Мхи". 5-й класс

      Данную разработку урока рекомендуется использовать при изучении биологии в 5-м классе с применением любого УМК. Основной мыслью статьи является реализация системно-деятельностного подхода при изучении биологии. На уроке изучается: строение мхов; места обитания, их многообразие; значение мхов в природе и жизни человека....

11 12 2024 13:43:13

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии


    Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

      Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....

10 12 2024 15:42:36

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"


    Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

      Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

09 12 2024 22:37:44

Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...

08 12 2024 13:38:15

Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки


    Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

      Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....

07 12 2024 1:38:25

Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс


    Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс

      Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....

06 12 2024 6:55:14

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс

      Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

05 12 2024 17:15:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::