Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")


    Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

Пояснительная записка

Жизнь стремительно меняется, вовлекая в этот процесс и учителя, и ученика. Сегодня в нашей стране на фоне упадка культуры перед школой особенно остро стоят вопросы эстетического, духовного и нравственного воспитания. Современные образовательные технологии требуют от учителя творчества, важно не просто “дать урок”, а создать урок воздействующий, который останется надолго незабываемым, а может быть, будет продолжаться и после звонка. Именно такой урок состоялся в 6 классе нашей школы в рамках единого методического дня. Урок не только позволил осуществить единство в формировании эстетических и нравственных ценностей у учащихся, но и увлёк, взволновал; и учителя, и ученики пережили своеобразное внутреннее очищение – катарсис, стали щедрее, участливее друг к другу.

Идея урока: Каждое чувство, даже самое прекрасное, нужно заслужить неустанной душевной работой. Любовь – это труд души. Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит вокруг, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу.

Цель урока: формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная с простого удивления, восхищения, интереса до усвоения нравственной ценности, которая заключается в ответственности человека за всё.

Задачи урока:

  • способствовать осознанию таких понятий, как любовь, душевная зоркость, щедрость души;
  • помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души;
  • совершенствовать умение выразительного чтения наизусть;
  • попытаться пробудить в душах ребят протест против цинизма во взаимоотношениях человека и природы;
  • побудить к активной экологической деятельности.

Выбор сказки А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц” обоснован тем, что книга волнует и сегодня актуальностью поднятых в ней проблем, обращением к общечеловеческим ценностям.

На этапе подготовки к уроку состоялось чтение и обсуждение сказки Экзюпери. Детям было предложено нарисовать иллюстрации к наиболее понравившимся эпизодам. Совместно с учителем литературы дети учились инсценированному чтению. Под руководством учителя ритмики был подготовлен танец “Вальс цветов”. Учитель музыки помогла в сольном исполнении ученицей песни “Маленький принц”. В конце урока детям было предложено творческое задание.

Эпиграфы к уроку:

  • “Я родом из детства”
  • “Глаза слепы, надо искать сердцем…”
  • “Свободный человек лишь тот, кто … способен сказать: “Я в ответе за всё”
  • “Мы в ответе за тех, кого приручили”

А. де Сент-Экзюпери

Оборудование:

  • рисунки учащихся,
  • плакаты,
  • живые розы,
  • портрет А.де Сент-Экзюпери,
  • выставка книг писателя,
  • семена цветов,
  • чашки петри,
  • земля в стаканчиках,
  • вода,
  • салфетки,
  • леечки.

Музыкальное сопровождение урока:

Инструментальные композиции Свиридова; песни “Маленький принц” (слова Н. Добронравова, музыка М. Таривердиева), “Нежность” (слова Н.Добронравова, музыка А. Пахмутовой.

Ход урока

Вступительное слово учителя литературы.

Мы с вами, ребята, прочитали сказку Экзюпери “Маленький принц” и соприкоснулись с чудом. Это чудо-человечек – маленький принц.

(выходят несколько учащихся, один из них в костюме маленького принца, звучит инсценированное чтение отрывков из сказки Экзюпери, по ходу чтения дети передают друг другу “звёздный” плащ Маленького принца).

Инсценированное чтение.

1-й Маленький принц: “Здравствуйте, я – Маленький принц. Я прилетел к вам с далёкой звезды. Моя планета очень маленькая, вся-то величиной с дом! На моей планете, как и на любой другой, растут травы – полезные и вредные. Но их семена невидимы. Есть ужасные, зловредные семена… Это семена баобабов. И если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавиться. Есть такое твёрдое правило: “Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”. Непременно надо каждый день выпалывать вредную траву. Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

(передаёт плащ Маленького принца другому ученику).

2-й Маленький принц: “На моей планете всегда росли простые, скромные цветы. А этот пророс однажды из зерна, занесённого неведомо откуда. Я не сводил глаз с крохотного ростка. Я никогда ещё не видел таких огромных бутонов и предчувствовал, что увижу чудо! И вот, однажды утром, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. Я не мог удержать восторга. Как прекрасна была эта роза!”

(передаёт плащ)

3-й Маленький принц: “Она родилась вместе с солнцем. Эта удивительная гостья не страдала избытком скромности, зато она была так прекрасна, что дух захватывало! Скоро оказалось, что красавица очень горда и обидчива. Роза странно боялась сквозняков. Растение, а боится сквозняков… очень странно. “Какой трудный хаpaктер у этого цветка”, - думал я тогда. Но я не понимал… Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат. Я не должен был её оставлять одну. За её хитростями я должен был угадать нежность! Но я был слишком молод, я ещё не умел любить…”

Учитель литературы: Так размышлял Маленький принц, имеющий в своей гpyди трепетное и нежное сердце.

Цветок стал для принца единственным близким существом. Их души, их сердца сблизились, соединились, стали единственными друг для друга. А какие чувства их так сблизили?

(любовь, доброта, отзывчивость, забота, сочувствие, сопереживание)

Вспомните, Маленький принц, путешествуя и перелетая с астероида на астероид, встречает разных людей: короля, честолюбца, пьяницу, географа, делового человека. Это взрослые, многие из них за всю жизнь ни разу не понюхали цветка, ни разу не посмотрели на звёзды, никогда никого не любили. И ему становится скучно с этими людьми. Ведь ему всё интересно, он познаёт мир, он не остаётся равнодушным ни к одному факту, он ищет друзей. И он … любит, любит свою планету, свою розу…

(Выходит учащийся в костюме Маленького принца с розой в руках).

4-й Маленький принц: “Я знаю единственный в мире цветок, он растёт только на моей планете, и другого такого больше нигде нет… Моя роза… Я за неё в ответе. А она такая слабая! И такая простодушная. У неё только и есть что четыре жалких шипа, больше ей нечем защищаться от мира… Но если любишь цветок – единственный, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: “Где-то там живёт мой цветок”.

Учитель литературы:

Мне кажется, нас с Маленьким принцем сближает одно очень важное обстоятельство. Ведь седьмая планета, которую он посетил, была Земля! Это же наша планета! Мы её жители! А что увидел Маленький принц? Пустыня… Никого и ничего не видно! Люди – их носит ветром! У них нет корней! И на огромное прострaнcтво всего один цветок. Прострaнcтво пустыни выводит на дорогу, которая ведёт к людям. Дорога приводит принца к саду, полному роз. И только там нет людей. И тысячи роз не производят на принца сильного впечатления.

(выходит учащийся в костюме Маленького принца)

5-й Маленький принц: “Розы… Вы красивы. Но вы ничуть не похожи на мою розу. Вы ещё ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это её, а не вас я поливал каждый день. Её, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Её загораживал ширмой, оберегая от ветра. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, когда она умолкала. Она моя”.

Учитель литературы: Ребята, а кто помог понять Маленькому принцу, что его роза – единственная?

(Лис)

Это Лис открыл принцу маленький секрет: “Зорко одно лишь сердце… Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу… Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе”.

Вы знаете, когда я читала главу о посещении принцем Земли, мне было обидно… А вам? Неужели мы, земляне, не можем любить так свою планету, как любил свою Маленький принц? Неужели мы не можем посадить цветок и любить его, как Маленький принц?

Представьте, если бы каждый житель Земли посадил цветок, Земля бы превратилась в цветущий луг, и на нём бы росли тысячи маленьких, больших, разных цветов, и им не было бы одиноко, потому что у них бы был друг – человек. И Маленький принц – чудо-человечек, об этом же нам говорит. Помните его слова лётчику: “Люди у тебя на Земле выращивают пять тысяч роз в одном саду… и не находят того, чего ищут… А между тем, то чего они ищут, можно найти в одной единственной розе… Но глаза слепы. Надо искать сердцем…”

Вам ваше сердце ничего не подсказывает? Я уверена, дeвoчки заставят сейчас ваши сердца заговорить. Специально для вас и для Маленького принца они приготовили вальс, это вальс цветов.

(исполняется танец)

Учитель литературы: Красиво? Да. Цветы – это красиво. Вы хотели бы, чтобы в следующий раз, когда Маленький принц захотел вновь побывать на нашей планете, он приземлился бы не в пустыне, не среди тысячи пустых роз, а среди цветущего луга, где каждый цветок радуется появлению человека и радует его своей красотой и своим ароматом. Что же нам для этого надо сделать?

(посадить цветок)

И лучше всех поможет вам это сделать Светлана Викторовна, учитель ботаники. Открою вам один секрет: Светлана Викторовна очень много знает о цветах, ей ведомы такие тайны! Я думаю, она вам их откроет (учитель биологии помогает детям посадить цветок).

Учитель биологии: Любой цветок – изумительная работа природы, совершеннейшее творение, сама жизнь. Будь мы внимательнее к жизни других существ, мы бы увидели очень многое: живая красота умеет слышать, чувствовать, бояться, радоваться. Цветы, и вообще растения, это живая красота. Возьмём к примеру вьющиеся растения, они простирают свои побеги вовсе не куда придётся, а к выступу, гвоздю, где легче зацепиться. Человек живёт среди людей. Растения среди растений. И они умеют, как и мы, распознавать друг друга. А вы не задумывались, почему сорванные цветы быстро вянут? Они не могут жить оторванными от своего дома, вне своих соседей. Некоторые учёные, наблюдая за растениями, утверждают, что цветы слышат. С ними надо разговаривать, тогда они благодарят за внимание. Цветы любят слушать музыку Бетховена, Брамса, Шуберта, тянутся к источнику звука. Дисгармоничная музыка даёт противоположный результат. Особенно губителен тяжёлый рок. Даже корни растения поворачивают в другую сторону, стараясь убежать, само растение слабеет и гибнет.

Наш мир был бы скудным, бедным без цветов. Мы не ведали бы красоты. Чтобы расцветала и крепла земная краса, надо уметь её создать.

С нами на уроке молчаливые участники. Перед вами семена цветов. Вы их сами принесли. Посмотрите на них, полюбуйтесь, подержите в руках, погрейте своим теплом. Какие ваши семена? (Сухие, сморщенные, вроде неживые) Но в них есть жизнь, есть зародыш. Он всё чувствует, слышит и ждёт, когда мы позволим ему ожить, проснуться. Как нам его разбудить? (посадить в почву) Согреть своей теплотой, посадить с любовью, показать семечку своё доброе сердце. Удобрена ли почва? Как? Какое однокоренное слово приходит на память? (Добрый, доброта) Удобрить землю – дать возможность расти на ней чему-то живому. И доброй землю может сделать только добрый человек!

(Дети садят свои семена, поливают, во время посадки тихо звучит музыка, учитель биологии помогает, поясняет, на какую глубину лучше посадить то или иное семечко, интересуется у детей, какой цветок они садят, рассказывает об особенностях ухода за тем или иным цветком)

Учитель литературы: Вы посадили цветок. Теперь вы за него в ответе! Следите, чтобы он не был одинок! Возьмите домой, пусть растёт в вашей комнате, потом перед окном, а осенью даст снова семена. Жизнь продолжится!

Но не чудо ли Маленький принц! Что он с нами делает?! Я наблюдала за вами, когда вы садили семечко. Сколько доброты, надежды было в ваших глазах.

Сегодня плащ Маленького принца передавался из рук в руки. И это не случайно. Это подтверждение одной очень важной мысли: Маленький принц живёт в душе каждого из вас. Надо только почувствовать его, услышать сердцем. И он обязательно подскажет вам, как жить, чтобы рядом с вами было тепло и уютно.

Закройте глаза! Представьте себя Маленьким принцем! Вы очень добры, любознательны. В поисках новых друзей вы много путешествуете, перелетая с одной звезды на другую. Вы вновь возвращаетесь на свою родную планету Земля. У вас появляются новые друзья. Вам с ними интересно, они умеют понимать, любить, и вам обязательно хочется им сказать что-то очень важное…

Откройте глаза. Что бы вы сказали этим детям, детям планеты Земля? Плащ Маленького принца поможет вам.

(дети передают друг другу плащ и высказывают свои мысли, пожелания, впечатления)

Учитель литературы: Вам, кто успел полюбить Маленького принца, весь мир покажется другим. Стоит только взглянуть на небо и спросить себя: “Жива ли та роза?” Человеку нужен всего один цветок, тот, который наполнит душу теплом и светом. Чудо-человечек этот Маленький принц. Недаром о нём слагают песни. Одна из них прозвучит сейчас для вас.

(звучит песня “Маленький принц” в исполнении ученицы класса)

Вот и подошёл к концу наш урок. Спасибо вам, ребята, за доброту и отзывчивость. Каждый из вас стал сегодня причастным к рождению своего цветка, к рождению красоты.

Домашнее задание: вырастить цветок, поливать, ухаживать, поддерживать температуру воздуха, весной пересадить в сад, удобрить почву, осенью обменяться семенами.

Творческое задание на выбор: Сочинить рассказ от имени семени цветка на тему: “Как мне повезло…”



Комментарии:

Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Иммунитет. Иммунная система". 8-й класс

      Урок изучения нового материала способствует осознанию, осмыслению и первичному закреплению учащимися блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения и ИКТ. На уроке создаются условия для усвоения понятий "вакцина", "прививка", "естественный иммунитет", "искусственный иммунитет", "лечебная сыворотка"; раскрыть взаимосвязь между строением и функциями лимфатической системы, механизм иммунитета....

24 08 2025 20:27:15

Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"


    Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"

      Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....

23 08 2025 13:30:36

Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс


    Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс

      Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....

22 08 2025 23:33:52

Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)


    Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)

      Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие. ...

21 08 2025 9:15:43

Авторская образовательная программа для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки"


    Авторская образовательная программа для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки"

      Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....

20 08 2025 20:32:26

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

19 08 2025 13:55:53

Урок по теме "Минералы"


    Урок по теме "Минералы"

      В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....

18 08 2025 21:21:42

Питание и пищеварение

Урок с использованием ИКТ позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....

17 08 2025 6:17:27

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

16 08 2025 15:19:59

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....

15 08 2025 3:10:19

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

14 08 2025 6:47:56

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

13 08 2025 16:32:44

Нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся


    Нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся

      Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс. ...

12 08 2025 22:12:27

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

11 08 2025 12:35:52

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

10 08 2025 12:42:58

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

09 08 2025 11:43:31

Исследование флоры и фауны Чунской тайги


    Исследование флоры и фауны Чунской тайги

      Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....

08 08 2025 19:51:55

Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"


    Программа элективного курса для предпрофильного образования в 8–9-х классах "Поле зрения"

      Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г. Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных. ...

07 08 2025 21:46:12

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

      Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....

06 08 2025 7:59:53

Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта


    Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта

      Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....

05 08 2025 8:47:15

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

04 08 2025 9:45:12

Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"


    Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"

      Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....

03 08 2025 15:19:49

На ошибках учимся

Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...

02 08 2025 7:30:40

Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"


    Классный час в 7-м классе "Дом счастливых надежд"

      Формируя нравственную культуру учащихся и создавая системы ценностей ребенка, нужно помнить, что он – члeн социума. Ещё В.А. Сухомлинский обращал внимание на то, что дети, лишенные родительского общения, не только вырастают жестокими, но и теряют «иммунитет» жить в семье. Наша задача – сохранить или даже создать этот «иммунитет», показать роль семьи в современном обществе и в жизни каждого человека. ...

01 08 2025 11:22:53

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

31 07 2025 5:28:21

Методы изучения природы


    Методы изучения природы

      Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....

30 07 2025 20:56:45

Класс двудольные. Семейство пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....

29 07 2025 0:29:16

Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"


    Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

      Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...

28 07 2025 0:18:32

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

27 07 2025 13:35:52

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии


    Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

      Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....

26 07 2025 3:51:29

Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс


    Особенности строения земноводных, связанные со средой обитания. 7-й класс

      Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....

25 07 2025 6:30:43

Естественный отбор и его формы


    Естественный отбор и его формы

      Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....

24 07 2025 8:17:49

Обобщающий урок по теме "Побег"


    Обобщающий урок по теме "Побег"

      Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....

23 07 2025 20:36:54

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

22 07 2025 8:35:21

Строение, жизнедеятельность и значение бактерий в природе и жизни человека. 6-й класс

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....

21 07 2025 12:37:13

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

      Знакомство с работой К.А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

20 07 2025 7:58:36

Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации


    Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации

      Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....

19 07 2025 18:26:12

Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....

18 07 2025 15:42:33

Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"


    Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

      Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...

17 07 2025 7:31:12

Урок биологии по теме "Грибы"


    Урок биологии по теме "Грибы"

      Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности. ...

16 07 2025 19:48:43

Интегрированный урок "Необыкновенное вещество"

Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....

15 07 2025 3:24:31

Устный журнал "Берегите свое здоровье"


    Устный журнал "Берегите свое здоровье"

      Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...

14 07 2025 22:22:24

Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс


    Обобщающий урок-игра по теме "Побег". 6-й класс

      Обобщающий урок предлагается учащимся 6-х классов как биологическая игра с использованием компьютерной презентации. Игра представляет собой виртуальное путешествие по назначенному комaнде маршруту. Останавливаясь на определенных станциях маршрута, ученики обобщают и систематизируют знания о побеге, почке, видоизмененных побегах, о взаимосвязи строения с их функциями, а также их биологическое значение....

13 07 2025 2:57:44

Организация самостоятельной работы на уроках биологии


    Организация самостоятельной работы на уроках биологии

      В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....

12 07 2025 17:14:49

Цветение и опыление растений

Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....

11 07 2025 21:35:27

Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"


    Разработка урока на тему: "Строение и свойства биогеоценозов"

      Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....

10 07 2025 7:54:23

Методическая разработка интеллектуальной игры "Литература и биология – мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии


    Методическая разработка интеллектуальной игры "Литература и биология – мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии

      Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....

09 07 2025 7:34:52

Интегрированный урок биологии на тему "Строение и работа сердца"

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....

08 07 2025 8:26:20

Тема урока: "Пищеварение в желудке"


    Тема урока: "Пищеварение в желудке"

      Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....

07 07 2025 6:10:42

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

06 07 2025 2:10:59

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::