Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс

Цель: сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с соцветиями растений, рассмотреть их строение, показать их биологическое значение в жизни растений.
- Развивающие: развитие умений выявлять приспособленность строения органов растения к выполняемым функциям; развитие умений работать с рисунками и таблицей, выявлять сходство и различие, анализировать, обобщать и делать выводы.
- Воспитательные: воспитывать организованность и аккуратность в работе, при выполнении лабораторной работы.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютерная презентация
Презентация
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Новая тема. Актуализация темы
Учитель: Тема нашего урока –
«Соцветия», мы рассмотрим их особенности,
виды соцветий, приведем примеры растений,
относящихся к разным видам соцветий. Так же
поговорим о цветочных часах, созданных шведским
биологом Карлом Линнеем. (Слайд 1, 2)
Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсон
говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и
маленький цветок». (Слайд 3)
Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь:
встречают при рождении, утешают в старости,
радуют на свадьбе и праздниках, приходят в
памятные даты. И дома, и на работе, весной и в
лютый холод, жарким летом и осенью цветы
необходимы, без их красоты беднее жизнь.
Каждый из нас имеет любимый цветок. Это может
быть роза, хризантема, незабудка, ромашка. И у
каждого из нас возникают различные ассоциации,
вопросы, когда мы смотрим на цветы.
Цветы могут быть крупные, ярко окрашены, с
сильным приятным запахом, а могут быть
невзрачными, мало заметными и в этом случае они
собраны в соцветия для того чтобы быть
замеченными насекомыми и быть опыленными.
Соцветие – это группы цветков,
расположенных близко один к другому в
определенном порядке. (Слайд 4)
Соцветие может быть частью побега, побегом или
системой видоизмененных побегов.
Биологическая эволюция шла в направлении
увеличения числа цветков, уменьшение
размеров и образование плотной группы. Основная
функция соцветий – служит для привлечения
насекомых-опылителей. Соцветия различаются
большим разнообразием. Число цветков в
соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у
гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12
метров в размере (пальма).
Учитель: Каково биологическое значение соцветий?
(Предполагаемые ответы учащихся)
– Приспособление к опылению;
– Крупными соцветиями и запахом привлекают
насекомых;
– Приспособления растений к различным условиям
жизни;
– Создают красоту в природе.
Учитель: Биологическая роль соцветий.
1) Способствуют большей вероятности опыления
насекомыми и ветром;
2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели
одиночные цветки среди листвы;
3) Обеспечивают рассеивание пыльцы (Слайд
5)
По расположению цветков на цветоносном побеге
определяют виды соцветий и разнообразие
соцветий – это результат приспособлений
растений к различным условиям среды.
Рассмотрим некоторые виды соцветий. (Слайд 6)
Примеры растений, имеющих разные соцветия. Кисть: капуста, ландыш, черемуха. Зонтик: примула, вишня, первоцвет. Початок: кукуруза, каллы, антуриум, аир. Головка: клевер, мордовник. Колос: подорожник, ятрышник. Корзинка: подсолнечник, астра, одуванчик, ромашка. Сложный зонтик: морковь, петрушка, укроп. Сложный колос: пшеница, рожь, ячмень. Щиток: боярышник, груша, рябина, черешня. Завиток: окопник, незабудка. Метелка: сирень, виноград, спирея. (Слайды 7-17)
3. Закрепление нового материала. (Учащиеся получают листы – задания с лабораторной работой и выполняют ее в тетради, используя рисунки в параграфе 29)
Лабораторная работа «Соцветия»
Задача: развивать знания о строении и многообразии цветков, познакомиться с наиболее распространенными соцветиями на пpaктическом задании.
Оборудование: листы с заданиями.
Задание. Рассмотрите рисунки растений, определите виды соцветий и заполните таблицу. (Слайд 18)
Приложение 1
Выполнить задания, сдать тетради для проверки.
Учитель: Цветы и соцветия чувствительны к изменениям природных условий, особенно к длине светового дня, эту особенность можно использовать при создании, например солнечных часов.
Слушаем сообщения учеников.
Ученик 1: В 20-х годах XVIII века в городе
Упсала, были «пущены в ход» цветочные часы. В
создании их помогло учение знаменитого
шведского ботаника Карла Линнея, мага – травника
высшей категории. Этот выдающийся маг написал
научный тpaктат «Somnus plantarum», что в переводе
означает «Сон растений». (Слайд 19)
Карл Линней всю жизнь посвятил систематизации
растений. Много лет наблюдал за растениями и
обратил внимание на то, что растения можно
сгруппировать по особому признаку – времени
раскрытия и закрытия цветков. Долго следил
Линней за растениями, устанавливая сроки
«пробуждения» и «засыпания». И вот однажды в его
саду появилась необыкновенная клумба. На ней
росли самые разнообразные растения, ни по
родственным признакам не подходящие друг другу,
ни по внешним. Линней посадил такие растения,
которые закрывались и открывались в разное
время. Причем поочередно и в строгой
последовательности. У него на клумбе росли
«часы». Полюбоваться на это чудо приходили и
приезжали люди из дальних мест. А чуда-то, по сути
дела, никакого не было. Просто Линней был
терпеливым наблюдателем, и ему удалось составить
таблицу раскрытия и закрытия цветов. А потом он
подобрал цветы так, чтобы часы «шли» без
перерыва. (Слайд 20)
Ученик 2: Взглянув на такой цветник,
Карл Линней мог сказать время любому прохожему с
точностью до 30 минут. Но первооткрывателем был не
он. Первые цветочные часы были известны еще в
Древней Греции. И в Древнем Риме на цветниках
высаживали растения, цветки которых открывали и
закрывали свои венчики в разное время суток.
По таким «биологическим часам» можно определять
время. Конечно, точность работы «биологических
часов» определяется многими факторами. Время
цветочные часы показывают только в ясный
солнечный день, в дождливую же или пасмурную
погоду цветы обычно не раскрываются вовсе или
открываются в другое время.
Учитель: Часы были
несовершенны. И не только по тому, что у них не
было секундных или минутных стрелок. Главное
неудобство цветочных часов в том, что «ходили»
они только в солнечную погоду. Ведь в пасмурную
(мы теперь это знаем) у многих растений даже днем
цветы остаются закрытыми. Зато у этих часов
имелись и достоинства: 1. их не надо было заводить;
2. показывают и погоду (растения-барометры) и
страны света (компасы).
С легкой руки К.Линнея такие клумбы-часы стали
появляться во многих городах.
Дело в том, что у цветочных часов есть одно
любопытное свойство: в разных местах они ходят
по-разному. Так, например, соцветия осота
огородного в Московской области открываются в то
же время, что и у Линнея в таблице, в 6-7 часов
утра, но закрываются позже, не в 12, а в 1-2 часа
дня. У Линнея цикорий раскрывался в 4-5 часов утра.
А у нас он открывается в 6-7 утра. Разница на два
часа. А разница в закрывании, почему то на 5-6
часов. У Линнея цикорий закрывался в 10 утра, а у
нас в 3-4 часа дня. Таких несовпадений много.
Но где бы цветы не росли, в какое бы время ни
открывались и ни закрывались – существует
строгая очередность. Никогда, например, соцветия
цикория не раскроются позже соцветия ястребинки
зонтичной, а цветы мака позже бесcмepтника. Эта
строгая очередность в цветочных часах имеет не
меньшее значение, чем само раскрытие или
закрытие цветка или соцветия. (Слайд 21)
Цветочные часы-клумбы, о которых мы рассказали,
следует отличать от клумб встречающихся в
некоторых садах и парках, сделанные в форме
циферблата, они представляют только
разновидность решений дизайнера и не учитывают
ритмы растений.
Ученик 3: Самое большое соцветие
имеет пуйя Раймонда, редкое растение семейства
бромелиевых, из Перу и Боливии. Прямая метелка
этого растение диаметром 2,4 м и поднимается на
высоту 10,7 м. Каждое соцветие состоит примерно из 8
000 белых цветков. Растение зацветает только после
80-150 лет жизни. После цветения растение погибает. (Слайд
22)
Соцветия свойственны громадному большинству
цветковых растений. Обычно соцветия
группируются близ верхней части растения на
концах ветвей, но иногда, особенно у тропических
деревьев, возникают на стволах и толстых ветвях.
Такое явление известно под названием
каулифлории. Можно привести пример шоколадного
дерева. Считается, что в условиях тропического
леса каулифлория делает цветки более доступными
для насекомых – опылителей. (Слайд 23)
4. Подведение итогов
Вопросы для закрепления:
– Что называется соцветием? Чем отличается
простое соцветие от сложного?
– Почему у многих растений цветки располагаются
не одиночно, а собраны в соцветия?
– В чем биологическое значение соцветий?
Домашнее задание: параграф 29.
(Слайд 24)
Используемые источники:
- Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010.
- Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство \"Первое сентября\", 2002.
- Никишов А.И., Косорукова Л.А. Ботаника. Дидактический материал. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: \"РАУБ\" – \"Илекса\", 1998.
- http://moulic23p.ucoz.ru/news/nashi_cvetochnye_chasy/2009-03-10-8
Комментарии:
Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....
25 11 2025 20:24:20
Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...
24 11 2025 0:29:57
В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
23 11 2025 8:30:50
Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....
22 11 2025 3:54:21
Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса.
...
21 11 2025 3:24:23
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
20 11 2025 14:25:48
Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....
19 11 2025 11:30:10
Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....
18 11 2025 20:25:37
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
17 11 2025 11:15:34
Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....
16 11 2025 18:28:45
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
15 11 2025 10:35:28
Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса.
...
14 11 2025 23:49:18
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
13 11 2025 20:21:21
Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....
12 11 2025 23:49:43
Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....
11 11 2025 9:24:40
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
10 11 2025 18:59:56
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
09 11 2025 10:46:33
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
08 11 2025 9:59:49
Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
07 11 2025 20:59:20
Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай".
...
06 11 2025 9:25:20
Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса.
...
05 11 2025 8:34:10
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
04 11 2025 0:47:32
У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась трaнcпортная система.обеспечивающая поступление газов и...
03 11 2025 3:38:45
Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....
02 11 2025 16:26:13
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
01 11 2025 11:25:16
Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....
31 10 2025 17:59:20
Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование ИКТ, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интеpaктивной доски и мультимедийных пособий....
30 10 2025 10:26:33
Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....
29 10 2025 7:53:28
Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой.
В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....
28 10 2025 10:54:14
Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
27 10 2025 15:43:36
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
26 10 2025 9:45:25
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....
25 10 2025 23:54:14
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
24 10 2025 1:35:27
С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области.
...
23 10 2025 13:49:59
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
22 10 2025 21:31:42
Презентацию можно использовать на уроке, внеклассном мероприятии на тему «Вредные привычки» или «Гигиена ВНД». Текст научный, но доступный, не утомляет т.к. сопровождается яркими, познавательными рисункам, стихами и высказываниями. Презентация состоит из 4 частей. 1. Почему алкоголь вещество наркотическое. 2. Влияние алкоголя на организм человека и его потомство. 3. Отношение к пьянству в высказываниях известных людей. 4. Проверь себя....
21 10 2025 3:22:59
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и
личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
20 10 2025 3:42:45
Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....
19 10 2025 9:58:24
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
18 10 2025 5:22:10
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
17 10 2025 8:26:39
Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....
16 10 2025 14:49:51
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
15 10 2025 17:48:27
Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика».
...
14 10 2025 12:36:47
Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д.
...
13 10 2025 22:36:52
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий.
...
12 10 2025 7:50:31
Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....
11 10 2025 20:38:42
На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов.
...
10 10 2025 11:57:26
В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....
09 10 2025 22:23:16
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
08 10 2025 11:17:13
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
07 10 2025 12:19:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




