Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"
Пояснительная записка в жанре эссе
Ведущая педагогическая идея моей профессиональной деятельности – сотрудничество педагога и ученика, основанное на взаимном доверии и уважении личного мнения. Она реализуется организацией учебной деятельности на уроке каждого ребёнка с учётом его индивидуальных способностей, введением в процесс обучения активных методов, приветствием и поощрением любого творческого желания «Хочу сам!». Бездеятельности на уроке – не приемлю, потому как только через Действие – к Познанию, а далее к Развитию.
История создания данного урока позволяет мне считать моих учеников моими соавторами. Начало урока природоведения в 5-м классе, тема урока - «Гипотезы происхождения Земли». На мой вопрос «Ребята! А задумывались ли вы о том, как же возникла наша планета Земля? Возникал ли у вас такой вопрос?» многие закивали «да, возникал», кто-то вслух «да», а Стас, мгновенно высоко подняв руку: - «А я знаю!». Это было сказано так убедительно и неопровержимо, что все затихли, устремив на него свои глазёнки. Я же не ожидала такой решимости и, как говорят, просто «опешила». «Отлично!» - что мне оставалось сказать, - «Пожалуйста, расскажи нам об этом». И ребёнок, встав, поведал нам религиозную, библейскую точку зрения появления Земли, воды, растений, животных и человека. Оказалось, об этом знали все ребята класса, ведь по литературе в начале учебного года они с этой информацией познакомились, поэтому почти все, со свойственным детям нетерпением дружно ему помогали. А затем Олег вспомнил ещё одну точку зрения появления нашей планеты – мифическую. И с этой точкой зрения ребята тоже были знакомы, Зоя вспомнила и рассказала стихотворение М.В.Ломоносова о «споре» Коперника и Птолемея.
Вот вам и интеграция, межпредметная связь – литературы и биологии, вот вам активный мыслительный процесс познания, и, конечно же, творческая избирательность ребёнка. А ведь я даже и не планировала такого на своём уроке. Очень жаль! Я была благодарна детям за этот их порыв – «Я знаю!». Ну а дальше мною было сказано, что существуют, и научные гипотезы происхождения нашей планеты, поэтому мы отправляемся на «научную конференцию», в ходе которой учёные астрономы познакомят нас с ними. В конце урока я благодарила детей за подаренный ими мне урок. Это был урок – сотворчества, взаимопонимания и самосовершенствования и учителя и учеников. Так в моей педагогической копилке появился интегрированный урок – панорама «Происхождение планеты Земля», с использование мультимедийных программ «Наш дом – Земля» и «Начального курса географии по теме «Земля – планета Солнечной системы».
«Здравствуйте, дети! Самые лучшие на свете!» - такое обращение висит над доской в моём кабинете, потому как для меня, мои ученики, самые лучшие. А иначе разве дарили бы они мне такие уроки!? Представляю на конкурс методическую разработку интегрированного урока – панорамы по биологии в 5 классе по теме «Происхождение планеты Земля», на котором, помимо интегрирующих, реализуются принципы личностно ориентированного обучения, так как:
- дети являются активными участниками действия на уроке, нет скучающих, не работающих;
- усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей;
- ученику предоставляется право и возможность выбора;
- это общение не только с учителем, но и с разнообразными источниками знаний, друг с другом;
- создаёт условия для устойчивого интереса к предмету, комфортности, так как дети получают удовольствие оттого, что с их мнением считаются;
- дети умеют мыслить и доказывают свою точку зрения по обсуждаемой проблеме;
- ученики сами оценивают свои возможности и действия: самооценка и взаимооценка.
На уроке пpaктически реализуются все микромодули личностно ориентированного обучения: мотивации, образа, действия, анализа, проповеди.
Эпиграф урока:
«Мне необходимо разобраться самому!
А чтобы разобраться самому –
надо думать сообща».
(Б.Васильев)
Интегрирующая цель урока: Формирование у школьников способностей открывать страницы астрономии, истории, биологии, литературы, постигать их смысл, ценность и актуальность.
Задачи урока:
- способствовать формированию целостной научной картины мира, рассмотрению проблемы с разных точек зрения;
- повысить мотивацию к познанию, формирующую познавательный интерес учеников класса, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности;
- систематизировать и обобщить знания по рассматриваемой проблеме;
- развивать и совершенствовать умения детей извлекать из различных источников необходимую информацию, оперировать ею и использовать для решения поставленных перед ними задач.
Концепция урока: В ходе урока воссоздаётся панорама эпох в развитии знаний о происхождении Земли, происходит постижение связи времён, поколений, содержания различных наук и культур.
Подготовительный этап: Класс делится на предложенные заранее группы: «Библия», «Мифология», «Астрономия», «История», «Художественная мастерская». Каждая группа, используя различные источники информации, готовит необходимый материал. Это могут быть рефераты о происхождении Земли, рисунки представлений Аристотеля, Птолемея и Коперника о строении Солнечной системы, рисунки - представления древних народов о своей планете. Листая страницы «Истории», участники группы, одевают ребят в соответствующие костюмы, готовят декорации. В процессе подготовки к уроку дети получают право, а самое главное, возможность выбрать дело в соответствии своего интереса и своих возможностей.
Рекомендуемые источники информации, необходимой для подготовки групп к уроку:
- Славянский миф «Сотворение Земли» (см. учебник литературы 5 класс. стр.7-8).
- М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…» (там же стр.44 – 45).
- Детская библия «Сотворение мира. Начало» (стр.6).
- У. Дж. Гласхауэр «Как возник наш мир» (стр. 53).
- А.А.Плешаков. Природоведение (стр. 4 – 7, ст. «Как древние люди представляли себе Вселенную»; стр.50 – 53 ст. «Научные гипотезы о происхождении Земли»).
- Е Радкевич. «Наш дом – Земля» (гл 2. « Планета Земля»)
Урок ориентирован на использование современных информационных технологий:
- информация каждой страницы – эпохи подкрепляется соответствующим слайдом (см. Приложение 1)
- в ходе «научной конференции» используются слайды и видеофрагменты из мультимедийной программы «Наш дом – Земля», авторов Душиной И.В.; Летягина А.А. Пятуниной В.Б. и электронного учебного пособия «Начальный курс географии» тема «Земля – планета Солнечной системы», автор Петрова Н.Н.
Методические рекомендации по содержанию и проведению урока
Вступительное слово учителя: Человек издавна стремился познать мир, который его окружает, и, прежде всего Землю – наш дом. Как возникла Земля? Этот вопрос волновал человечество не одно тысячелетие. До нас дошли многочисленные сказания и мифы различных народов о происхождении нашей планеты. Наш урок воссоздаст отдельные эпохи в развитии знаний о происхождении нашей планеты, потому мы и называем его урок - панорама. Шагая по ступенькам восходящего движения человечества, мы попытаемся окунуться в атмосферу Древнего Вавилона, побываем в гостях у одного из самых культурных народов – греков, вспомним, о чём ведают нам, сохранившиеся до наших дней, славянские мифы, а так же первая в мире печатная книга – Библия. Мы примем участие в работе уникальной «научной конференции», на которой заслушаем гипотезы о возникновении Земли самых известных учёных – астрономов всех времён и народов.
Вы, ребята, провели большую подготовительную работу к уроку, узнали немало интересного, увлекательного, заглянули в историческое прошлое, проследили за тем, как знания людей о происхождении нашей планеты, на которой мы с вами живём, постепенно менялись и накапливались, по мере того, как у людей накапливался опыт, касающийся окружающего их мира.
Блок 1. (На доске вывешивается плакат: Из славянской мифологии. «Сотворение Земли». Участники группы раскрывают суть проблемы с точки зрения мифологии.)
Слово «миф» греческого происхождения. Его переводят как «слово» или «предание», «сказание». Таким образом, под мифом подразумевают сказания или предания о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мира. В далёкие от нас, как мы их называем, древние времена – несколько тысячелетий тому назад - Земля казалась человеку огромной, больше Солнца и других звёзд. У людей уже был некоторый опыт в постройках зданий, храмов, пирамид. Этот – то опыт первые мудрецы и переносили в свои размышления о Земле. Землю тоже представляли огромной постройкой. А строители?... Тут сразу возникали трудности, Ведь египетские пирамиды воздвигали тысячи рабов. Но Земля больше всех пирамид… И тогда в воображении людей появились сказочные существа, сильные, как тысячи слонов, и мудрые, как тысячи людей. Называться эти существа стали богами. Сначала боги были работящими, сильными и добрыми. У них было очень много дел. Следовало создать Землю и небо. Провести на Земле реки и вырыть каналы. Насадить леса и заселить их зверьём, и птицами. И, наконец, сотворить человека. И боги устраивали Землю согласно вкусам своего народа.
Славянские мифы, что очень жаль, не сохранились. Они существуют только в записях отдельных исследователей, в художественных произведениях некоторых писателей. Мы хотим вас познакомить с мифом «Сотворение Земли», включённым в книгу Буса Кресеня «Русские веды».
(Текст мифа дан в учебнике Литература 5 кл. Стр. 7 – 8).
Блок 2. «Древние» художники из разных стран представляют свои картины, на которых они изобразили планету Земля, так, как они её представляли в своё время. (Дети одеты в одежду той эпохи).
Четыре тысячелетия назад жителям Древнего Вавилона Земля представлялась в виде выпуклого свода: над Землёй небо и вода, и под Землёй небо и вода. И не удивительно, ведь Вавилоняне тогда жили между двумя большими реками Тигром и Евфратом на узенькой полоске земли.
У другого культурного народа – греков – было другое представление. Земля плоская, как лепёшка, а над ней – небо на красивых колоннах. И это понятно, ведь греки очень любили украшать свои постройки колоннами. Землю – лепёшку окружал со всех сторон океан – «Великая река». Дело в том, что Греция сама расположена на полуострове. На самой высокой горе Олимпе, поселили греки своих богов и богинь. Древние индейцы полагали, что земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное прострaнcтво.
Художники представляют изображения вселенной на бубне якутского шамана, вселенной в представлении древних египтян, индейцев Северной Америки.( рисунки см. Природоведение 5 кл. стр. 4 -5).
Блок 3. Учитель: Ребята! А знаете ли вы, что за книга – Библия? (Показывает 2 книги – Детская Библия и Библия каноническая). Библия – это слово Божие. Она раскрывает тайну происхождения мира, человека и смысл бытия, с религиозной точки зрения. Это собрание Священных Писаний, в составлении которых за полуторатысячилетний период принимали участие около четырёх десятков авторов, вдохновляемых Святым духом.
(Выходят участники группы и знакомят ребят с содержание главы «Сотворение мира. Начало». См. Детская Библия стр. 6. На доске вывешивается соответствующая надпись).
Блок 4. Учитель: Обобщение знаний о звёздном небе легло в основу астрономии античного времени. Это была уже наука. Составлялись карты звёздного неба, высказывались, правда, наивные, но иногда, в общем, правильные заключения о положении Земли в мировом прострaнcтве. Группа «Художественная мастерская» представляет «модели» Вселенной по Аристотелю, Птолемею и Коперника. (Этот блок информации ученикам уже знаком, ранее изучен. Ребята класса включаются в разговор; определяют черты сходства и черты различия в представленных «рисунках – моделях». В подтверждении детских выводов, учитель демонстрирует на мониторе компьютера видеофрагменты мультимедийной программы «Наш дом - Земля». В ходе обсуждения, ученик читает стихотворение М.В.Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…»(См «Литература» 5 кл. стр. 45.)
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце побывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?».
Блок 5. «Научная конференция». Ученики класса в роли известных учёных – астрономов отстаивают «свои» гипотезы о происхождении планеты Земля. В работе «конференции» приняли участие: французский учёный Жорж Бюффон (1707 – 1788), немецкий учёный Иммануил Кант (1724 – 1804), французский астроном и математик Пьер Лаплас (1749 – 1827), английский учёный Джеймс Джинс (1877 -1946), наш соотечественник, известный учёный Отто Юльевич Шмидт (1891 – 1956), в том числе и современные представления учёных. Используются тексты, изученные детьми в учебнике «Природоведение» 5 кл. стр. 50 – 53.
В ходе работы конференции осуществляется показ слайдов и видеофрагментов мультимедийной программы «Земля – планета Солнечной системы».
Заключительное слово учителя: Сегодня, на уроке, мы совершили путешествие в далёкое прошлое наших предков, проследили непростой путь к познанию истины в совершенстве природы и мироздания, попытались воссоздать исторические эпохи в плане видения человеком места планеты, жителями которой являемся и мы. Таким образом, между нами и нашими предками существует неразрывная ниточка единения в восходящем движении процесса, имя которому – Познание.
Комментарии:
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
25 04 2025 22:57:43
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
24 04 2025 17:59:31
Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....
23 04 2025 0:24:15
В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....
22 04 2025 21:54:47
Экскурсия поможет учителям биологии и экологии, воспитателям, классным руководителям воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, сообщить дополнительные сведения о древнейших группах наземных позвоночных животных....
21 04 2025 16:26:43

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....
20 04 2025 22:20:54
Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация.
...
19 04 2025 1:46:55
Вниманию учителей предлагается урок, построенный на основе деятельностного подхода. Такой подход предполагает максимум самостоятельности учащихся. Учитель направляет учебную деятельность учащихся в соответствии с поставленными учебными задачами. С этой целью учитель предлагает классу вопросы проблемного хаpaктера, самостоятельную работу с текстом учебника, пpaктическую работу. Такой подход активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию интересов учащихся и формированию умений выделять главное, делать выводы.
...
18 04 2025 4:23:25
Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....
17 04 2025 13:28:42
Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса.
...
16 04 2025 8:58:32
Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
15 04 2025 21:28:53
Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев.
...
14 04 2025 14:26:34
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
13 04 2025 17:31:58
Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....
12 04 2025 20:55:35
В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....
11 04 2025 17:49:33

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....
10 04 2025 15:20:40
Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....
09 04 2025 7:36:30
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
08 04 2025 4:39:39
Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного хаpaктера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера.
...
07 04 2025 16:47:38
Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....
06 04 2025 0:24:38
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
05 04 2025 5:19:54
Цель урока: формирование у учащихся способности к открытию новых знаний в работе с текстом учебника, иллюстрациями, знакомство с учебником и его методическим аппаратом, поиск решений проблемных вопросов в обсуждении; формирование представлений о биологии как науке, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества....
04 04 2025 21:13:50
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
...
03 04 2025 10:44:18
Целью интегрированного урока биологии и информатики является активизация познавательной деятельности учащихся, отработка навыков поиска информации в Интернете, умение систематизировать полученные знания и предоставить отчет о своей работе в виде презентации.
...
02 04 2025 13:17:24
Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....
01 04 2025 20:10:41
Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях.
...
31 03 2025 18:20:19
Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции.
...
30 03 2025 16:11:25
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
29 03 2025 8:41:43
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о строении растительной клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах....
28 03 2025 10:35:59
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
27 03 2025 9:38:35
Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....
26 03 2025 13:23:51
Задачами урока являются: знакомство учащихся с классом Головоногие моллюски, особенностями их строения, закрепление полученных знаний в ходе теста, развитие биологического кругозора учащихся....
25 03 2025 17:29:11
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
24 03 2025 17:59:40
Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....
23 03 2025 10:34:37

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях «Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....
22 03 2025 15:14:50
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
21 03 2025 2:19:51
Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....
20 03 2025 8:35:19
Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации.
...
19 03 2025 13:54:28
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
18 03 2025 5:42:44
Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока.
...
17 03 2025 0:58:46
Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....
16 03 2025 16:45:22
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
15 03 2025 17:14:25
На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам.
В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами.
...
14 03 2025 16:20:13
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
13 03 2025 5:14:10
Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....
12 03 2025 12:40:57
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
11 03 2025 3:51:17
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....
10 03 2025 0:52:53
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
09 03 2025 7:15:29
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
08 03 2025 2:10:22
Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....
07 03 2025 18:20:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::