Фауна моего дома > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Фауна моего дома

Введение

Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды подкарауливают нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших квартир мы обращаем мало внимания. Но квартира – это не только укрытие от неблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья.

Поэтому исследование состояния жилища человека с экологической точки зрения, решение проблемы создания здоровой среды обитания в настоящее время являются очень актуальными. Действительно ли мой дом – моя крепость?

Цели  работы:

- охарактеризовать всех обитателей жилища человека.

- выявить влияние живых организмов на здоровье человека.

- выявить взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания.

Декоративные животные нашего дома

Взаимоотношения человека и животных уходят своими корнями вглубь веков. Животные служили человеку не только в декоративных и хозяйственных целях, но были незаменимыми помощниками и защитниками. Также неоспоримо утверждение о том, что животные — лучшие психологи. Действительно, домашние животные играют огромную роль в помощи и лечении у детей неврозов, аутизма и даже детского церебрального паралича. Большинство семейных и детских психологов рекомендуют общение детей с домашними животными.

Общаясь с кошкой или собакой, ребенок может найти не только психолога и психотерапевта, помогающего преодолевать детские страхи, но и преданного друга, который принимает ребенка таким, какой он есть. Кроме психотерапии различных недугов, общение с животными способствует эмоциональному развитию ребенка, а именно: чуткости, сопереживания и привязанности. Кроме того, общаясь с животными, ребенок познает окружающий мир, учится доброте и взаимопониманию и, конечно же, ответственности. Первую встречу ребенка с животным следует проводить в присутствии взрослых. Многие взрослые считают, что при наличии дома кошек и собак у детей возможны аллергические реакции. Однако, согласно результатам многих современных исследований, проведенных Американской ассоциацией педиатров, выяснилось, что при наличии в доме собаки или кошки иммунная система ребенка активизируется и подавляет аллергические реакции.

Кошка

Фелинотерапия — это мягкое и деликатное лечение, как сами кошки. Эти мурлыкающие создания делают приятнее нахождение дома, успокаивают, снижают артериальное давление, нормализуют работу сердца, снимают боли (головную, суставную), способны воздействовать на ранки и травмы, от чего они быстрее заживляются, а так же лечат воспалительные заболевания. Как известно, кошки так устроены, что им необходимо подпитываться негативной энергией, будь то излучение компьютера или больное место на теле человека. Если у вас болит голова или живот, то кошка так и норовит пристроиться у больного места, тем самым облегчая страдания хозяину. Кроме этого они являются замечательными массажистами. Помните эти перебирания лапками с коготочками? Во время такой тактильной терапии вы получаете эффект, который можно сравнить может только с рефлексотерапией, а мурчание повышает ваш иммунитет. Этот факт подтверждён специалистами, и вы даже можете приобрести специальные аудио-диски со звуками таких “кошачьих песенок”. Хотя аллергия на кошачью шерсть встречается  чаще, чем на собачью, лучше, чтобы детям давалась  возможность играть с маленькими котятами, так как аллергия присутствует  у  большинства  детей, у которых никогда не было контакта с этими животными. 

Собаки

Исследования показывают, что их присутствие помогает владельцам иметь нормальное артериальное давление. Кроме того, владельцы собак живут дольше, после того, как перенесли  сердечный приступ и больше двигаются, чем люди, которые не имеют собак. Издревле замечено, что собака достаточно сильно влияет на человека, причем это влияние носит в основном позитивный характер. Собака лечит на расстоянии. Она может снимать приступы мигрени, восстанавливает человеку душевный комфорт, помогает (если за ней внимательно наблюдают), предсказывать начало различных болезней, когда никакие анализы еще не указывают на них. Пожилые люди, имеющие собаку, посещают врачей на 21% реже, чем их коллеги, не имеющие лохматого друга. Кошки и собаки влияют на снижение случаев смертности от инфаркта миокарда до 3 %. И даже ВИЧ-инфицированные в присутствии животных справляются со своими психологическими проблемами значительно лучше. Но вот в чем выражается эта помощь? Оказывается, практически во всем – от снижения артериального давления до облегчения послеоперационного периода”. Дети, которые с первых месяцев жизни имели контакты с домашними животными, реже болеют астмой и аллергией. Таковы сенсационные результаты исследований, которые проводились педиатрами Мюнхенского университета. Оказалось, что дети, страдающие от астмы, почти не подвергались впервые месяцы воздействию эндотоксинов. Это компоненты бактерий, которыми изобилуют помещения с домашними животными. Кроме того, подтверждено, что излишняя чистота плохо влияет на здоровье малышей – для формирования системы иммунитета им нужна обычная пыль. Шерсть некоторых животных содержит аллергенные раздражители, что в последующей жизни может быть причиной аллергии. Хотя этот пример является частным и не во всех случаях имеет место быть. Если у вас есть такая проблема, но вы хотите иметь экземпляр собаки,  рекомендуем выбрать животное с короткой шерстью,  которая  не часто выпадает.

Хомячки

Семейство млекопитающих отряда грызунов. В России населяют южно-сибирские степи. Часто используются как лабораторные животные. Вместительные защечные мешки. Передние лапки напоминают руки и манера захвата похожа на человеческую, как у сурков. Активное время — сумерки. Очень подходящий зверек для домашнего содержания, отличается чистоплотностью, почти полным отсутствием запаха. Любит, когда его берут на руки, и подкупает детей своей привычкой засыпать на руках, когда его гладят.

Тем не менее, не рекомендует заводить таких животных людям, у кого  дети в возрасте до 5 лет, потому что хомяки являются носителями сальмонеллы и ребенок может заразиться. 

Рыбы 

Аквариум - это лучшая альтернатива, если вы аллергичны на шерсть собаки  или кошки и вы не можете завести себе  пушистого зверя. "Когда вы смотрите на аквариумных рыб это почти то же, что   прослушивание музыки". Многие исследования показали, что когда мы  проводим  время на природе, это  освобождает нас от стресса  и помогает  улучшить здоровье, а   аквариум с рыбками действует аналогично. Если пациент готовится к визиту к стоматологу, смотря на  аквариум в течение 20 минут, он значительно снимет себе стресс, причем  эффект похож на  гипноз.

Хорек

Хорек - это млекопитающее из семейства куньих, отряда 11хищников. Домашний хорек – достаточно давно прирученное декоративное животное, живущее с человеком на протяжении многих поколений.

Хорьки - это типичные "семейные" животные, которые дружелюбно относятся не

только к своему хозяину, но и к семье и друзьям. Зверь легко находит контакт с детьми старше 7 лет и становится им веселым товарищем в играх. Взрослым необходимо контролировать отношения детей и хорька, помогать в уходе за зверем и разъяснять ребенку правила общения с хорьком.

У хорьков ярко выражен половой диморфизм: самцы крупнее самок, иногда в полтора-два раза, с более широкой и плоской мордой, крупными лапами, более густым мехом. Самцы и самки также отличаются поведением: самцы в большинстве случаев более привязаны к хозяину, самки – более независимы, но более игривы и послушны.Одомашненные хорьки легко приспосабливаются к ритму жизни хозяина, несмотря на то, что их дикие сородичи ведут ночной образ жизни. Они много спят – до 12–18 часов в сутки, причем зимой значительно больше, чем летом. По образу жизни хорьки – полунорные хищники, питающиеся почти исключительно пищей животного происхождения. Обладают развитыми органами чувств, среди которых наибольшее значение имеет обоняние и слух. Зрение, в связи с ночным полунорным образом жизни в природе, развито слабее и играет меньшую роль; существуют данные, что хорьки весьма близоруки.

Кожа хорьков богата сальными железами, которые выделяют секрет, необходимый для защиты меха от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды и обладающий специфическим, чуть сладковатым, мускусным запахом. Он напоминает запах вазелина “Норка”, смешанный с ароматом меда. Этот запах не неприятен, однако если он все же причиняет неудобства, его интенсивность можно значительно снизить.

Правильно же воспитанные хорьки не только не агрессивны, но наоборот, очень ласковы и общительны.

Многие люди считают хорьков грызунами, но это заблуждение. Хорьки гораздо ближе к кошкам и собакам, а типичные представители отряда грызунов – мыши и кролики – являются природной пищей хорьков. Как и почти все хищные млекопитающие, хорькам свойственны развитый интеллект, наблюдательность, хитрость и высокая способность к обучению.

Кролики

Очень веселые и симпатичные питомцы. Они отличаются от обычных кроликов тем, что разводятся специально для декоративных целей. Чаще всего декоративные кролики породистые, но иногда встречаются гибриды. Взрослая особь декоративного кролика весит от 1,1 до 1,5 килограмма. Вислоухие декоративные кролики немного больше декоративных кроликов со стоячими ушами.

Шиншилла

 

Общительное и милое животное. Легко приручается и даже поддаётся определённой дрессировке. Внешне это животное напоминает средней величины крольчонка.

Зверьки имеют длину туловища 25-38 см, хвост - 12,5-15 см. Самки крупнее самцов. Тип зрения у шиншилл - ночной, но они прекрасно видят и днем. Тело шиншиллы покрыто ровным шелковистым мехом 2,5-3 см длиной, со слабо выраженным "ворсом", образующим красивую темную вуаль. Не пахнут, любопытные, днем спят, вечером активны

Декоративные крысы

Забавные домашние животные со своими манерами, привычками и характерами, за ними очень интересно наблюдать. Они подарят вам много приятных и веселых минут.

Декоративные крысы быстро привыкают к установленному вами режиму. Если совсем молодые особи, которых вы только- только поселили у вас, могут быть активны ночью, а днем спать, то через некоторое время они начнут бодрствовать тогда, когда бодрствуете вы. Большинство крыс довольно тихие животные. Декоративные крысы могут быть по-настоящему ручными животными. Они умны, более чистоплотны, чем другие декоративные грызуны, у них неплохая память, они узнают людей. Любят ласку. Прирученное животное постарше с удовольствием с полузакрытыми глазами устроится у вас на коленях или возле ваших рук, позволит погладить спинку и между ушей. Декоративные крысы способны снимать стресс ничуть не хуже кошек. Кроме того, многие из крыс откликаются на голос человека и способны отличить свое имя. При наличии усердных и систематических тренировок некоторые крысы способны выполнять ряд простейших команд.

Птицы

Друзья человека  на протяжении многих лет, только сейчас птицы были признаны за их пользу в воздействии на здоровье человека. Как и   рыбки, эти животные приносят природу в ваш дом,  помогая  расслабиться и принося поток энергии. Не обязательно покупать клетку и держать их в доме. Если человек просто смотрит   на изображения птиц, обезьян и рыб, у него снижается кровяное давление.

Комнатные птицы могут служить источником такого заболевания, как орнитоз, вызываемого простейшими хламидиями, что влечёт за собой лихорадку, поражение легких, отравление организма.

Морские свинки

Хорошие домашние животные, доверчивые и добродушные. Морских свинок можно приучить откликаться на кличку. Мурлыкают и издают различные звуки при поглаживании. Каждый звук имеет свое обозначение. Любят сидеть на руках. Для морских свинок опасны падения даже с маленькой высоты. Беременные свинки или свинки, долгое время находящиеся без самца, а в редких случаях и самцы, издают чирикающий звук, напоминающий пение птицы. Достаточно редкое явление. Они не требуют много пространства, их не нужно выгуливать по несколько раз в день, они не портят обои в доме, их рацион питания не будет проблемой и не нанесет значительного урона семейному бюджету, не требуют каких-либо особых условий, помимо правильно оборудованной клетки. Тем не менее, такой питомец доставит немало радости всем членам семьи. Несмотря на то, что у морских свинок сложился образ не очень сообразительных животных, такое мнение – ошибочно: они хорошо поддаются дрессировке, могут откликаться на свою кличку и, иногда, удивляют своей сообразительностью! Придя в дом, в котором есть домашние питомцы вы, наверное, и не задумываетесь, что именно они вам могут подсказать о характере вашего знакомого (конечно, это касается только тех людей, которые плохо друг друга знают). Если вы пришли в дом и увидели домашнего питомца, вам крупно повезло. Вы даже не представляете, сколько информации про вашего знакомого он несет.

Что говорит домашнее животное о человеке и его характере?

Если это рыбки. Рыбки свидетельствуют о гармонии души и тела его хозяина. Если вы попали в дом к хозяину, у которого имеются рыбки, будьте уверены, что этот человек вас всегда выслушает и даст дельный совет.

Собаки. Собаки бывают разные и поэтому хозяев в зависимости от разнообразия собак тоже нельзя описать, одним словом. Условно собак можно поделить на больших и маленьких. Обладатели больших собак любят роскошь. Но еще они могут характеризовать то, что человек жаждет защищенности от кого или чего-либо. Это и выражается в размере собаки. Маленькие собаки характеризуют человека как ранимую личность. Такой человек очень романтичен и влюбчив.

Кошки. Кошки бывают разнообразные. Начнем разговор о тех кошках, которые не могут похвастаться своим шерстяным покровом. Люди, которые предпочитают такой вид котов, открыты для всего мира. Люди, которые ничего не скрывают и ничего не стесняются. Но они открыты для других людей и очень им помогают в трудных ситуациях. Пушистые коты характеризуют человека, как очень нежную личность. Владелец такого кота любит комфорт во всем. Если ему что-то не нравится, он пытается всеми способами это изменить.

Грызуны. Если вы увидели у человека грызунов, будьте осторожны. Люди, которые заводят грызунов, немного недоверчивы к внешнему миру, в который входите и вы. Поэтому этот человек будет очень скрупулезно, относится к изучению вас и к решению принятия вас в его круг общения.

“Непрошенные гости” в нашем доме

Фауна квартиры, кроме кошек, собак, попугайчиков, декоративных грызунов, рыбок в аквариуме, включает еще не менее двух десятков видов животных, поселившихся в квартирах, помимо воли человека. Животные, содержащиеся в квартирах, могут служить источником опасности и для человека.

Крысы

Род грызунов семейства мышеобразных. Всеядны. Причиняют большой ущерб, портя и поедая продукты, некоторые материалы (кожи и т. п.), повреждая помещения и т.д. Являются переносчиками глистных и многих инфекционных заболеваний.

Достаточно сказать, что крысы поедают практически все, в т.ч. свинцовые, оболочки электрокабелей, резину и даже стекловату, которой закупоривают их ходы и норы. Они прогрызают кирпичные стены, подрывают дамбы и фундаменты, подтачивают опоры мостов и превращают в решето водонепроницаемые переборки кораблей.

Тараканы

В отличие от кровососущих насекомых, они менее назойливы и не кусают человека, 11 однако, также как и кровососы, могут служить переносчиками возбудителей опасных  заболеваний. Тараканы ведут скрытный образ жизни и активны преимущественно в ночное время. Искусственный свет их не пугает, но стук и шум, шаги человека быстро обращают их в бегство. Питаются тараканы самой разнообразной пищей. Они могут поедать также бумагу, клей, вату, кожаные изделия, шелк, шерсть и т.п. В процессе жизнедеятельности тараканы могут заползать в унитазы, мусорные ведра, плевательницы и т.п. места, где соприкасаются с отходами и могут заглатывать возбудителей болезней. Переползая затем на продукты питания людей, они способны распространять механическим путем до 30 видов микроорганизмов (возбудителей острых желудочно-кишечных заболеваний, сибирской язвы, холеры, чумы, проказы), до 12 видов простейших и гельминтов (власоглав, лентец широкий, острица). Также тараканы могут нападать на спящих людей, в том числе на грудных детей. Своими крепкими челюстями они скусывают наружный поверхностный слой кожи (эпидермис) лица, век, губ, шеи, рук, в результате чего на поврежденных местах может развиться нагноение. Помимо механического повреждения покровов кожи происходит токсическое воздействие слюны и интоксикация. Известны случаи, когда тараканы заползали в ухо человека и вызывали сильные раздражения барабанной перепонки. Появлению и распространению тараканов в жилище, в первую очередь, препятствует соблюдение элементарных гигиенических мер.

Клопы

Постельный клоп - небольшое насекомое с овальным уплощенным телом красно-

11 бурого цвета. Плоское тело позволяет клопам легко проникать через узкие щели,

залезать под обои, плинтуса и т.п. Клопы ведут ночной образ жизни. Питаются клопы

кровью человека. Своими болезненными уколами клопы чрезвычайно беспокоят человека, лишая его нормального сна и отдыха. Уколы клопа вызывают расчесы и дерматиты. Появлению клопов в доме в первую очередь способствует несоблюдение элементарных санитарно-гигиенических условий. Плотные занавеси на окнах, не пропускающие естественного света большую часть суток; обильные ковры на стенах и полах, не подвергающиеся регулярной чистке, редко убираемая пыль на мебели, полах и т.п. - все эти факторы увеличивают вероятность заселения жилища клопами.

Мухи

Являются переносчиками возбудителей многих заболеваний, и в первую очередь кишечных инфекций: дизентерии, брюшного тифа, детских поносов, холеры и пр.

Комнатные мухи причастны также к распространению возбудителей туберкулеза, дифтерии, чумы, сибирской язвы и ряда других патогенных микроорганизмов, которые они переносят механически на волосках, лапках и других частях своего тела. Наряду с бактериями, мухи могут переносить яйца различных глистов: аскарид, остриц, солитера и др.

Почему вредные насекомые наслаждаются жизнью в наших домах? Вредители используют квартиры из-за благоприятных условий, подходящих для них, чтобы выжить и процветать. Они легко могут найти пищу, есть много мест, где можно скрыться и не беспокоиться о многочисленных хищниках, существующих в природе. Большинство вредителей привлекают отходы жизнедеятельности человека или животных.

Пыль в коврах

В пробах такой пыли можно обнаружить шерсть домашних животных, цветочную пыльцу, множество текстильных волокон от белья и одежды. Но самый неприятный компонент пыли - это пылевые клещи. Пылевые клещи - это микроскопические паукообразные, живущие в постельном белье, коврах и мягкой мебели. Отшелушившиеся частички тел мёртвых клещей содержат вещества, которые могут служить причиной возникновения астмы или аллергических приступов у людей с повышенной чувствительностью. Следует помнить, что даже у тех, кто не подвержен аллергии на пылевых клещей, при воздействии больших количеств этих микроорганизмов может возникнуть аллергическая реакция. Пылевые клещи присутствуют почти в каждом доме, хотя вы их вряд ли увидите, так как они очень малы. Особенно быстро они размножаются в тёплых и влажных местах.

Домашняя пыль - сильный бытовой аллерген, способный вызывать аллергические реакции и заболевания. Эти клещи питаются слущенными чешуйками кожи человека.

Чешуйки попадают в постельное белье, на одеяла, подушки, матрацы. Невооруженным глазом обнаружить таких клещей невозможно. Именно такой микроклимат обычно и поддерживается в перинах, подушках, долго сохраняющих тепло и влагу. Иными словами, постель - своеобразная “экологическая ниша” для клещей, откуда они во время уборки постели, встряхивания подушек и одеял разносятся по комнате. Эти же клещи могут стать причиной и таких заболеваний, как аллергический ринит (насморк), ларингит, трахеит, дерматит.

Заключение

Наверное, правильно говорят, что люди заводят животных в доме ради самих себя. Во всяком случае, врачи единодушно отмечают благотворное их влияние на самочувствие хозяев. Благодаря своим подопечным люди получают и большую социальную защищенность. Достоверно известно, что при общении, например, с кошкой или собакой стабилизируется кровяное давление. У гипертоников оно понижается даже в том случае, когда они смотрят на рыбок в аквариуме.

Перенесшие инфаркт люди быстрее выздоравливают, если рядом с ними четвероногий или пернатый друг.

Наши младшие братья - как громоотводы, берут на себя подчас наши стрессы, неумение найти простой человеческий контакт даже в собственной семье. Они нередко способствуют установлению в ней более дружеской и доброжелательной обстановки. И многие семьи становятся прочнее, когда заводят у себя зооуголки.

Но прежде чем завести любых животных в вашем доме, вы должны трижды подумать. Сразу предупреждаем, что для детей, которые предпочитают любить их на расстоянии, хлопоты, связанные с новым членом семьи, могут значительно перевесить его достоинства. Птиц нужно регулярно кормить, где-то доставая корм, чистить им клетки. С рыбками — своя, подчас нудная, возня. С кошками и то хлопоты. А собаки так и вовсе требуют к себе повышенного внимания. Да к тому же много едят, что в наше время немаловажно.

Животные в доме — это и некоторый риск получить лишние хлопоты с различными болезнями. Например, с острым кишечным заболеванием сальмонеллезом, переносчиком которого могут быть не только птицы, но и кошки, собаки. А с холоднокровными и рыбками в дом может попасть и редкая болезнь — эдвардсиеллез.

Из инфекционных заболеваний, которыми человек может заразиться от собак и кошек, необходимо отметить следующие: вирусные - бешенство, бактериальные - сальмонеллёз, туберкулёз, столбняк, лептоспироз, грибные – парша, стригущий лишай, паразитарные – вызываемые одноклеточными простейшими.

Более сложные животные организмы, паразитирующие на комнатных животных и птицах - это гельминты, насекомые и клещи. Но чаще всего общение с животными вызывает аллергические заболевания. Аллергенами могут быть шерсть, перхоть собак, кошек, хомячков, пух и выделения птиц, сухой корм для рыбок, летучие фракции мочи. И если у кого-то в семье уже имеется склонность к аллергии, лучше воздержаться от приобретения животного. Иначе с ним придется расстаться, когда болезнь обострится из-за его присутствия в доме. А ведь живое существо не игрушка, которую можно выбросить. Экскременты некоторых видов грызунов могут загрязнить поверхности, с которыми они вступают в контакт.

Болезнетворные микроорганизмы, опасные для человека, могут переносить также змеи, черепахи, ежи, кролики, морские свинки и хорьки.

Комнатные птицы могут служить источником такого заболевания, как орнитоз, вызываемого простейшими хламидиями, что влечёт за собой лихорадку, поражение легких, отравление организма. В заключение хочется добавить – все то, чему Вы научите вашего ребенка, останется с ним на всю его жизнь. И, конечно же, хочется научить его всему самому лучшему – доброте, заботе о близких, любви ко всему живому на Земле. Маленькие любимцы – птички, рыбки, хомячки – помогают ребенку понять саму суть доброты и заботы, учат быть добрым и терпеливым. Ведь, пытаясь приручить пугливое животное или вылечить больное, ребенок приобретает бесценный жизненный опыт и, что более важно, этот опыт ему “по росту”.

Презентация



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок биологии по теме "Кровь (обобщение)". Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"

Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы « Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....

17 10 2021 4:55:47

Исследовательская деятельность учащихся по биологии

Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....

17 10 2021 18:36:33

Лекарственные растения. 5-й класс

Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....

17 10 2021 12:33:19

Роль собаки в жизни человека

В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....

17 10 2021 11:38:41

Урок 7-го класса по учебнику Н.И. Сонина на тему: "Лишайники"

<p> Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...

17 10 2021 6:54:21

Авторская общеобразовательная программа биологического кружка

Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....

17 10 2021 9:28:11

Открытый урок биологии на тему "Деление клетки. Митоз. Мейоз". 9-й класс

Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....

17 10 2021 22:38:31

Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"

На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные характеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма. ...

17 10 2021 3:13:46

Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс

Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....

17 10 2021 16:33:23

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

17 10 2021 11:40:41

Приложение к уроку биологии "О пользе грудного молока". 8-й класс

Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...

17 10 2021 22:24:19

ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"

Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....

17 10 2021 3:59:45

Открытое занятие биологического кружка на тему "Отряд хищные. Семейство кошачьи"

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны характеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....

17 10 2021 17:51:37

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры " Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех геймов, в ней участвуют 2 команды....

17 10 2021 14:54:42

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

" Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: " Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра " Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

17 10 2021 4:54:27

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Многообразие и значение водорослей"

На уроке по теме " Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

17 10 2021 15:43:38

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

17 10 2021 11:14:38

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

Одной из задач изучения раздела биологии " Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....

17 10 2021 17:21:53

Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

Мероприятие знакомит учащихся с легендами и преданиями о цветах, воспитывает бережное отношение к природе. Проводится в сопровождении компьютерной презентации....

17 10 2021 23:36:19

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

17 10 2021 19:41:13

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

Сформировать знания о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

17 10 2021 4:12:48

Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"

В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....

17 10 2021 11:47:51

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

17 10 2021 1:34:42

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

17 10 2021 3:58:42

Урок "Молекулярная структура живого"

Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

17 10 2021 3:44:27

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

17 10 2021 9:19:24

Строение клетки

Цель урока – повторить основные понятия темы « Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение характеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

17 10 2021 3:28:15

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

17 10 2021 4:47:30

Урок-семинар по теме "Эмоции"

Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема " Эмоции" в курсе " Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе " Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами практической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....

17 10 2021 11:21:43

Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс

Обобщающий урок в 7-м классе ( У М К В. В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....

17 10 2021 2:53:19

Урок биологии по теме "Почва и ее состав". 6-й класс

Урок носит выраженную практическую направленность, что способствует активизации познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитию интереса к исследованиям, учит их логически мыслить, делать сопоставления, выводы, позволяет воспринимать учебный материал через различные каналы....

17 10 2021 18:50:35

Урок по теме "Внутренняя среда организма" (модульное занятие)

Цели урока: развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства....

17 10 2021 1:29:13

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

17 10 2021 7:13:44

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

17 10 2021 20:17:26

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

17 10 2021 10:58:14

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"

Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....

17 10 2021 22:55:44

Опухоль молочной железы у кошки: симптомы, диагноз и лечение

Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....

17 10 2021 10:11:56

Формирование экологической культуры будущего гражданина

Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....

17 10 2021 18:41:31

Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)

Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...

17 10 2021 10:42:15

Урок "Происхождение человека" (11-й класс)

Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира. ...

17 10 2021 23:26:26

Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)

Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...

17 10 2021 11:54:32

Кора головного мозга. Зоны коры, их функции. Первая и вторая сигнальные системы

Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....

17 10 2021 11:21:55

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

17 10 2021 21:45:33

Защита проекта "Мир водорослей"

На тему " Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему " Общая характеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке " Общая характеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме " Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта " Мир водорослей"....

17 10 2021 21:16:49

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

17 10 2021 12:19:25

Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс

Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков, которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами. ...

17 10 2021 7:53:27

Строение и свойства костей

Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....

17 10 2021 12:17:44

Движение воздуха. Ветер

Использование на уроке метода опережающего обучения (география, 6-й класс). Основная задача: воспитывать веру ученика в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности....

17 10 2021 1:27:29

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"

При планировании урока " Дыхание" по курсу биологии в 8-м классе учитывались возрастные особенности учащихся, стремление к деятельности, желание проявить себя. Развивающее обучение предполагает некоторый отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся. Создание проблемных ситуаций способствует активной деятельности учащихся, заинтересованности в высказывании собственного мнения и развития монологической речи. Домашнее задание исследовательского характера способствует формированию интереса к предмету и созданию условий для сохранения здоровья человека. ...

17 10 2021 3:35:31

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий

Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....

17 10 2021 1:29:26

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)