Фауна моего дома
Введение
Нам часто кажется, что загрязнения окружающей среды подкарауливают нас лишь на улице, и поэтому на экологию наших квартир мы обращаем мало внимания. Но квартира – это не только укрытие от нeблагоприятных условий окружающего мира, но и мощный фактор, воздействующий на человека и в значительной степени определяющий состояние его здоровья.
Поэтому исследование состояния жилища человека с экологической точки зрения, решение проблемы создания здоровой среды обитания в настоящее время являются очень актуальными. Действительно ли мой дом – моя крепость?
Цели работы:
- охаpaктеризовать всех обитателей жилища человека.
- выявить влияние живых организмов на здоровье человека.
- выявить взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания.
Декоративные животные нашего дома
Взаимоотношения человека и животных уходят своими корнями вглубь веков. Животные служили человеку не только в декоративных и хозяйственных целях, но были незаменимыми помощниками и защитниками. Также неоспоримо утверждение о том, что животные — лучшие психологи. Действительно, домашние животные играют огромную роль в помощи и лечении у детей неврозов, аутизма и даже детского церебрального паралича. Большинство семейных и детских психологов рекомендуют общение детей с домашними животными.
Общаясь с кошкой или собакой, ребенок может найти не только психолога и психотерапевта, помогающего преодолевать детские страхи, но и преданного друга, который принимает ребенка таким, какой он есть. Кроме психотерапии различных недугов, общение с животными способствует эмоциональному развитию ребенка, а именно: чуткости, сопереживания и привязанности. Кроме того, общаясь с животными, ребенок познает окружающий мир, учится доброте и взаимопониманию и, конечно же, ответственности. Первую встречу ребенка с животным следует проводить в присутствии взрослых. Многие взрослые считают, что при наличии дома кошек и собак у детей возможны аллергические реакции. Однако, согласно результатам многих современных исследований, проведенных Американской ассоциацией педиатров, выяснилось, что при наличии в доме собаки или кошки иммунная система ребенка активизируется и подавляет аллергические реакции.
Кошка
Фелинотерапия — это мягкое и деликатное лечение, как сами кошки. Эти мурлыкающие создания делают приятнее нахождение дома, успокаивают, снижают артериальное давление, нормализуют работу сердца, снимают боли (головную, суставную), способны воздействовать на ранки и травмы, от чего они быстрее заживляются, а так же лечат воспалительные заболевания. Как известно, кошки так устроены, что им необходимо подпитываться негативной энергией, будь то излучение компьютера или больное место на теле человека. Если у вас болит голова или живот, то кошка так и норовит пристроиться у больного места, тем самым облегчая страдания хозяину. Кроме этого они являются замечательными массажистами. Помните эти перебирания лапками с коготочками? Во время такой тактильной терапии вы получаете эффект, который можно сравнить может только с рефлексотерапией, а мурчание повышает ваш иммунитет. Этот факт подтверждён специалистами, и вы даже можете приобрести специальные аудио-диски со звуками таких “кошачьих песенок”. Хотя аллергия на кошачью шерсть встречается чаще, чем на собачью, лучше, чтобы детям давалась возможность играть с маленькими котятами, так как аллергия присутствует у большинства детей, у которых никогда не было контакта с этими животными.
Собаки
Исследования показывают, что их присутствие помогает владельцам иметь нормальное артериальное давление. Кроме того, владельцы собак живут дольше, после того, как перенесли сердечный приступ и больше двигаются, чем люди, которые не имеют собак. Издревле замечено, что собака достаточно сильно влияет на человека, причем это влияние носит в основном позитивный хаpaктер. Собака лечит на расстоянии. Она может снимать приступы мигрени, восстанавливает человеку душевный комфорт, помогает (если за ней внимательно наблюдают), предсказывать начало различных болезней, когда никакие анализы еще не указывают на них. Пожилые люди, имеющие собаку, посещают врачей на 21% реже, чем их коллеги, не имеющие лохматого друга. Кошки и собаки влияют на снижение случаев cмepтности от инфаркта миокарда до 3 %. И даже ВИЧ-инфицированные в присутствии животных справляются со своими психологическими проблемами значительно лучше. Но вот в чем выражается эта помощь? Оказывается, пpaктически во всем – от снижения артериального давления до облегчения послеоперационного периода”. Дети, которые с первых месяцев жизни имели контакты с домашними животными, реже болеют астмой и аллергией. Таковы сенсационные результаты исследований, которые проводились педиатрами Мюнхенского университета. Оказалось, что дети, страдающие от астмы, почти не подвергались впервые месяцы воздействию эндотоксинов. Это компоненты бактерий, которыми изобилуют помещения с домашними животными. Кроме того, подтверждено, что излишняя чистота плохо влияет на здоровье малышей – для формирования системы иммунитета им нужна обычная пыль. Шерсть некоторых животных содержит аллергенные раздражители, что в последующей жизни может быть причиной аллергии. Хотя этот пример является частным и не во всех случаях имеет место быть. Если у вас есть такая проблема, но вы хотите иметь экземпляр собаки, рекомендуем выбрать животное с короткой шерстью, которая не часто выпадает.
Хомячки
Семейство млекопитающих отряда грызунов. В России населяют южно-сибирские степи. Часто используются как лабораторные животные. Вместительные защечные мешки. Передние лапки напоминают руки и манера захвата похожа на человеческую, как у сурков. Активное время — сумерки. Очень подходящий зверек для домашнего содержания, отличается чистоплотностью, почти полным отсутствием запаха. Любит, когда его берут на руки, и подкупает детей своей привычкой засыпать на руках, когда его гладят.
Тем не менее, не рекомендует заводить таких животных людям, у кого дети в возрасте до 5 лет, потому что хомяки являются носителями сальмонеллы и ребенок может заразиться.
Рыбы
Аквариум - это лучшая альтернатива, если вы аллергичны на шерсть собаки или кошки и вы не можете завести себе пушистого зверя. \"Когда вы смотрите на аквариумных рыб это почти то же, что прослушивание музыки\". Многие исследования показали, что когда мы проводим время на природе, это освобождает нас от стресса и помогает улучшить здоровье, а аквариум с рыбками действует аналогично. Если пациент готовится к визиту к стоматологу, смотря на аквариум в течение 20 минут, он значительно снимет себе стресс, причем эффект похож на гипноз.
Хорек
Хорек - это млекопитающее из семейства куньих, отряда 11хищников. Домашний хорек – достаточно давно прирученное декоративное животное, живущее с человеком на протяжении многих поколений.
Хорьки - это типичные \"семейные\" животные, которые дружелюбно относятся не
только к своему хозяину, но и к семье и друзьям. Зверь легко находит контакт с детьми старше 7 лет и становится им веселым товарищем в играх. Взрослым необходимо контролировать отношения детей и хорька, помогать в уходе за зверем и разъяснять ребенку правила общения с хорьком.
У хорьков ярко выражен пoлoвoй диморфизм: самцы крупнее самок, иногда в полтора-два раза, с более широкой и плоской мордой, крупными лапами, более густым мехом. Самцы и самки также отличаются поведением: самцы в большинстве случаев более привязаны к хозяину, самки – более независимы, но более игривы и послушны.Одомашненные хорьки легко приспосабливаются к ритму жизни хозяина, несмотря на то, что их дикие сородичи ведут ночной образ жизни. Они много спят – до 12–18 часов в сутки, причем зимой значительно больше, чем летом. По образу жизни хорьки – полунорные хищники, питающиеся почти исключительно пищей животного происхождения. Обладают развитыми органами чувств, среди которых наибольшее значение имеет обоняние и слух. Зрение, в связи с ночным полунорным образом жизни в природе, развито слабее и играет меньшую роль; существуют данные, что хорьки весьма близоруки.
Кожа хорьков богата сальными железами, которые выделяют секрет, необходимый для защиты меха от воздействия нeблагоприятных факторов внешней среды и обладающий специфическим, чуть сладковатым, мускусным запахом. Он напоминает запах вазелина “Норка”, смешанный с ароматом меда. Этот запах не неприятен, однако если он все же причиняет неудобства, его интенсивность можно значительно снизить.
Правильно же воспитанные хорьки не только не агрессивны, но наоборот, очень ласковы и общительны.
Многие люди считают хорьков грызунами, но это заблуждение. Хорьки гораздо ближе к кошкам и собакам, а типичные представители отряда грызунов – мыши и кролики – являются природной пищей хорьков. Как и почти все хищные млекопитающие, хорькам свойственны развитый интеллект, наблюдательность, хитрость и высокая способность к обучению.
Кролики
Очень веселые и симпатичные питомцы. Они отличаются от обычных кроликов тем, что разводятся специально для декоративных целей. Чаще всего декоративные кролики породистые, но иногда встречаются гибриды. Взрослая особь декоративного кролика весит от 1,1 до 1,5 килограмма. Вислоухие декоративные кролики немного больше декоративных кроликов со стоячими ушами.
Шиншилла
Общительное и милое животное. Легко приручается и даже поддаётся определённой дрессировке. Внешне это животное напоминает средней величины крольчонка.
Зверьки имеют длину туловища 25-38 см, хвост - 12,5-15 см. Самки крупнее самцов. Тип зрения у шиншилл - ночной, но они прекрасно видят и днем. Тело шиншиллы покрыто ровным шелковистым мехом 2,5-3 см длиной, со слабо выраженным \"ворсом\", образующим красивую темную вуаль. Не пахнут, любопытные, днем спят, вечером активны
Декоративные крысы
Забавные домашние животные со своими манерами, привычками и хаpaктерами, за ними очень интересно наблюдать. Они подарят вам много приятных и веселых минут.
Декоративные крысы быстро привыкают к установленному вами режиму. Если совсем молодые особи, которых вы только- только поселили у вас, могут быть активны ночью, а днем спать, то через некоторое время они начнут бодрствовать тогда, когда бодрствуете вы. Большинство крыс довольно тихие животные. Декоративные крысы могут быть по-настоящему ручными животными. Они умны, более чистоплотны, чем другие декоративные грызуны, у них неплохая память, они узнают людей. Любят ласку. Прирученное животное постарше с удовольствием с полузакрытыми глазами устроится у вас на коленях или возле ваших рук, позволит погладить спинку и между ушей. Декоративные крысы способны снимать стресс ничуть не хуже кошек. Кроме того, многие из крыс откликаются на голос человека и способны отличить свое имя. При наличии усердных и систематических тренировок некоторые крысы способны выполнять ряд простейших комaнд.Птицы
Друзья человека на протяжении многих лет, только сейчас птицы были признаны за их пользу в воздействии на здоровье человека. Как и рыбки, эти животные приносят природу в ваш дом, помогая расслабиться и принося поток энергии. Не обязательно покупать клетку и держать их в доме. Если человек просто смотрит на изображения птиц, обезьян и рыб, у него снижается кровяное давление.
Комнатные птицы могут служить источником такого заболевания, как орнитоз, вызываемого простейшими xлaмидиями, что влечёт за собой лихорадку, поражение легких, отравление организма.
Морские свинки
Хорошие домашние животные, доверчивые и добродушные. Морских свинок можно приучить откликаться на кличку. Мурлыкают и издают различные звуки при поглаживании. Каждый звук имеет свое обозначение. Любят сидеть на руках. Для морских свинок опасны падения даже с маленькой высоты. Беременные свинки или свинки, долгое время находящиеся без самца, а в редких случаях и самцы, издают чирикающий звук, напоминающий пение птицы. Достаточно редкое явление. Они не требуют много прострaнcтва, их не нужно выгуливать по несколько раз в день, они не портят обои в доме, их рацион питания не будет проблемой и не нанесет значительного урона семейному бюджету, не требуют каких-либо особых условий, помимо правильно оборудованной клетки. Тем не менее, такой питомец доставит немало радости всем члeнам семьи. Несмотря на то, что у морских свинок сложился образ не очень сообразительных животных, такое мнение – ошибочно: они хорошо поддаются дрессировке, могут откликаться на свою кличку и, иногда, удивляют своей сообразительностью! Придя в дом, в котором есть домашние питомцы вы, наверное, и не задумываетесь, что именно они вам могут подсказать о хаpaктере вашего знакомого (конечно, это касается только тех людей, которые плохо друг друга знают). Если вы пришли в дом и увидели домашнего питомца, вам крупно повезло. Вы даже не представляете, сколько информации про вашего знакомого он несет.
Что говорит домашнее животное о человеке и его хаpaктере?
Если это рыбки. Рыбки свидетельствуют о гармонии души и тела его хозяина. Если вы попали в дом к хозяину, у которого имеются рыбки, будьте уверены, что этот человек вас всегда выслушает и даст дельный совет.
Собаки. Собаки бывают разные и поэтому хозяев в зависимости от разнообразия собак тоже нельзя описать, одним словом. Условно собак можно поделить на больших и маленьких. Обладатели больших собак любят роскошь. Но еще они могут хаpaктеризовать то, что человек жаждет защищенности от кого или чего-либо. Это и выражается в размере собаки. Маленькие собаки хаpaктеризуют человека как ранимую личность. Такой человек очень романтичен и влюбчив.
Кошки. Кошки бывают разнообразные. Начнем разговор о тех кошках, которые не могут похвастаться своим шерстяным покровом. Люди, которые предпочитают такой вид котов, открыты для всего мира. Люди, которые ничего не скрывают и ничего не стесняются. Но они открыты для других людей и очень им помогают в трудных ситуациях. Пушистые коты хаpaктеризуют человека, как очень нежную личность. Владелец такого кота любит комфорт во всем. Если ему что-то не нравится, он пытается всеми способами это изменить.
Грызуны. Если вы увидели у человека грызунов, будьте осторожны. Люди, которые заводят грызунов, немного недоверчивы к внешнему миру, в который входите и вы. Поэтому этот человек будет очень скрупулезно, относится к изучению вас и к решению принятия вас в его круг общения.
“Непрошенные гости” в нашем доме
Фауна квартиры, кроме кошек, собак, попугайчиков, декоративных грызунов, рыбок в аквариуме, включает еще не менее двух десятков видов животных, поселившихся в квартирах, помимо воли человека. Животные, содержащиеся в квартирах, могут служить источником опасности и для человека.
Крысы
Род грызунов семейства мышеобразных. Всеядны. Причиняют большой ущерб, портя и поедая продукты, некоторые материалы (кожи и т. п.), повреждая помещения и т.д. Являются переносчиками глистных и многих инфекционных заболеваний.
Достаточно сказать, что крысы поедают пpaктически все, в т.ч. свинцовые, оболочки электрокабелей, резину и даже стекловату, которой закупоривают их ходы и норы. Они прогрызают кирпичные стены, подрывают дамбы и фундаменты, подтачивают опоры мостов и превращают в решето водонепроницаемые переборки кораблей.
Таpaканы
В отличие от кровососущих насекомых, они менее назойливы и не кусают человека, 11 однако, также как и кровососы, могут служить переносчиками возбудителей опасных заболеваний. Таpaканы ведут скрытный образ жизни и активны преимущественно в ночное время. Искусственный свет их не пугает, но стук и шум, шаги человека быстро обращают их в бегство. Питаются таpaканы самой разнообразной пищей. Они могут поедать также бумагу, клей, вату, кожаные изделия, шелк, шерсть и т.п. В процессе жизнедеятельности таpaканы могут заползать в унитазы, мусорные ведра, плевательницы и т.п. места, где соприкасаются с отходами и могут заглатывать возбудителей болезней. Переползая затем на продукты питания людей, они способны распространять механическим путем до 30 видов микроорганизмов (возбудителей острых желудочно-кишечных заболеваний, сибирской язвы, холеры, чумы, проказы), до 12 видов простейших и гельминтов (власоглав, лентец широкий, острица). Также таpaканы могут нападать на спящих людей, в том числе на грудных детей. Своими крепкими челюстями они скусывают наружный поверхностный слой кожи (эпидермис) лица, век, губ, шеи, рук, в результате чего на поврежденных местах может развиться нагноение. Помимо механического повреждения покровов кожи происходит токсическое воздействие слюны и интоксикация. Известны случаи, когда таpaканы заползали в ухо человека и вызывали сильные раздражения баpaбанной перепонки. Появлению и распространению таpaканов в жилище, в первую очередь, препятствует соблюдение элементарных гигиенических мер.
Клопы
Пocтeльный клоп - небольшое насекомое с овальным уплощенным телом красно-
11 бурого цвета. Плоское тело позволяет клопам легко проникать через узкие щели,
залезать под обои, плинтуса и т.п. Клопы ведут ночной образ жизни. Питаются клопы
кровью человека. Своими болезненными уколами клопы чрезвычайно беспокоят человека, лишая его нормального сна и отдыха. Уколы клопа вызывают расчесы и дерматиты. Появлению клопов в доме в первую очередь способствует несоблюдение элементарных санитарно-гигиенических условий. Плотные занавеси на окнах, не пропускающие естественного света большую часть суток; обильные ковры на стенах и полах, не подвергающиеся регулярной чистке, редко убираемая пыль на мебели, полах и т.п. - все эти факторы увеличивают вероятность заселения жилища клопами.
Мухи
Являются переносчиками возбудителей многих заболеваний, и в первую очередь кишечных инфекций: дизентерии, брюшного тифа, детских поносов, холеры и пр.
Почему вредные насекомые наслаждаются жизнью в наших домах? Вредители используют квартиры из-за благоприятных условий, подходящих для них, чтобы выжить и процветать. Они легко могут найти пищу, есть много мест, где можно скрыться и не беспокоиться о многочисленных хищниках, существующих в природе. Большинство вредителей привлекают отходы жизнедеятельности человека или животных.
Пыль в коврах
В пробах такой пыли можно обнаружить шерсть домашних животных, цветочную пыльцу, множество текстильных волокон от белья и одежды. Но самый неприятный компонент пыли - это пылевые клещи. Пылевые клещи - это микроскопические паукообразные, живущие в постельном белье, коврах и мягкой мебели. Отшелушившиеся частички тел мёртвых клещей содержат вещества, которые могут служить причиной возникновения астмы или аллергических приступов у людей с повышенной чувствительностью. Следует помнить, что даже у тех, кто не подвержен аллергии на пылевых клещей, при воздействии больших количеств этих микроорганизмов может возникнуть аллергическая реакция. Пылевые клещи присутствуют почти в каждом доме, хотя вы их вряд ли увидите, так как они очень малы. Особенно быстро они размножаются в тёплых и влажных местах.
Домашняя пыль - сильный бытовой аллерген, способный вызывать аллергические реакции и заболевания. Эти клещи питаются слущенными чешуйками кожи человека.
Чешуйки попадают в постельное белье, на одеяла, подушки, матрацы. Невооруженным глазом обнаружить таких клещей невозможно. Именно такой микроклимат обычно и поддерживается в перинах, подушках, долго сохраняющих тепло и влагу. Иными словами, постель - своеобразная “экологическая ниша” для клещей, откуда они во время уборки постели, встряхивания подушек и одеял разносятся по комнате. Эти же клещи могут стать причиной и таких заболеваний, как аллергический ринит (насморк), ларингит, трахеит, дерматит.
Заключение
Наверное, правильно говорят, что люди заводят животных в доме ради самих себя. Во всяком случае, врачи единодушно отмечают благотворное их влияние на самочувствие хозяев. Благодаря своим подопечным люди получают и большую социальную защищенность. Достоверно известно, что при общении, например, с кошкой или собакой стабилизируется кровяное давление. У гипертоников оно понижается даже в том случае, когда они смотрят на рыбок в аквариуме.
Перенесшие инфаркт люди быстрее выздоравливают, если рядом с ними четвероногий или пернатый друг.
Наши младшие братья - как громоотводы, берут на себя подчас наши стрессы, неумение найти простой человеческий контакт даже в собственной семье. Они нередко способствуют установлению в ней более дружеской и доброжелательной обстановки. И многие семьи становятся прочнее, когда заводят у себя зооуголки.
Но прежде чем завести любых животных в вашем доме, вы должны трижды подумать. Сразу предупреждаем, что для детей, которые предпочитают любить их на расстоянии, хлопоты, связанные с новым члeном семьи, могут значительно перевесить его достоинства. Птиц нужно регулярно кормить, где-то доставая корм, чистить им клетки. С рыбками — своя, подчас нудная, возня. С кошками и то хлопоты. А собаки так и вовсе требуют к себе повышенного внимания. Да к тому же много едят, что в наше время немаловажно.
Животные в доме — это и некоторый риск получить лишние хлопоты с различными болезнями. Например, с острым кишечным заболеванием сальмонеллезом, переносчиком которого могут быть не только птицы, но и кошки, собаки. А с холоднокровными и рыбками в дом может попасть и редкая болезнь — эдвардсиеллез.
Из инфекционных заболеваний, которыми человек может заразиться от собак и кошек, необходимо отметить следующие: вирусные - бешенство, бактериальные - сальмонеллёз, туберкулёз, столбняк, лептоспироз, грибные – парша, стригущий лишай, паразитарные – вызываемые одноклеточными простейшими.
Более сложные животные организмы, паразитирующие на комнатных животных и птицах - это гельминты, насекомые и клещи. Но чаще всего общение с животными вызывает аллергические заболевания. Аллергенами могут быть шерсть, перхоть собак, кошек, хомячков, пух и выделения птиц, сухой корм для рыбок, летучие фpaкции мочи. И если у кого-то в семье уже имеется склонность к аллергии, лучше воздержаться от приобретения животного. Иначе с ним придется расстаться, когда болезнь обострится из-за его присутствия в доме. А ведь живое существо не игрушка, которую можно выбросить. Экскременты некоторых видов грызунов могут загрязнить поверхности, с которыми они вступают в контакт.
Болезнетворные микроорганизмы, опасные для человека, могут переносить также змеи, черепахи, ежи, кролики, морские свинки и хорьки.
Комнатные птицы могут служить источником такого заболевания, как орнитоз, вызываемого простейшими xлaмидиями, что влечёт за собой лихорадку, поражение легких, отравление организма. В заключение хочется добавить – все то, чему Вы научите вашего ребенка, останется с ним на всю его жизнь. И, конечно же, хочется научить его всему самому лучшему – доброте, заботе о близких, любви ко всему живому на Земле. Маленькие любимцы – птички, рыбки, хомячки – помогают ребенку понять саму суть доброты и заботы, учат быть добрым и терпеливым. Ведь, пытаясь приручить пугливое животное или вылечить больное, ребенок приобретает бесценный жизненный опыт и, что более важно, этот опыт ему “по росту”.
Презентация
Комментарии:
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
31 05 2025 11:45:49
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
30 05 2025 11:36:11
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения.
...
29 05 2025 3:55:29
Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....
28 05 2025 16:31:41

Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....
27 05 2025 12:22:37
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
26 05 2025 10:30:34
Давайте поиграем на уроках биологии в файндворды. С их помощью можно не только закрепить полученные знания, проверить «терминологическую зоркость», но и расширить кругозор учащихся. Данная статья включает в себя несколько созданных и опробованных автором заданий в стиле «файндворд», а также советы по их использованию.
...
25 05 2025 13:48:31
Представлена программа кружка на 2-летний срок обучения, рассчитанная на учащихся 5–8-х классов....
24 05 2025 23:18:15
Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога».
...
23 05 2025 9:14:58
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
22 05 2025 18:54:35
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
21 05 2025 22:52:11
Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира.
...
20 05 2025 20:57:16
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях.
...
19 05 2025 12:37:10
Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...
18 05 2025 6:45:23
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
17 05 2025 10:52:30
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
16 05 2025 15:35:52
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
15 05 2025 10:17:18
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
14 05 2025 13:40:17
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
13 05 2025 16:33:44
Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....
12 05 2025 18:48:42
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
11 05 2025 17:57:39
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
10 05 2025 19:30:53
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
09 05 2025 13:11:28
Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности.
...
08 05 2025 9:34:51
Цели урока: напомнить о роли размножения как важнейшего свойства, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с сущностью жизненного цикла клетки, раскрыть особенности отдельных стадий интерфазы; охаpaктеризовать основной способ деления эукариотических клеток – митоз; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза....
07 05 2025 10:45:56
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
06 05 2025 4:34:56
Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....
05 05 2025 4:38:30
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
04 05 2025 6:36:58
На уроке рассматривается яйцо как биологический объект и как символ Пасхи. Учащиеся приобщаются к традициям русских православных праздников. Прослеживается связь между духовным и физическим возрождением человека через праздник Святой Пасхи и его символ - яйцо....
03 05 2025 12:15:44
Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....
02 05 2025 6:30:35
Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....
01 05 2025 2:15:10
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
30 04 2025 23:32:25

Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику «Биология» под редакцией И.Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....
29 04 2025 1:29:16
В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....
28 04 2025 14:10:54
В пределах хаpaктеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения.
...
27 04 2025 12:40:20
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
26 04 2025 12:11:23
Представлен нестандартный урок биологии "Метаморфозы", который может быть проведен в конце 10-го класса после изучения темы "Размножение и развитие организмов". Главная цель урока - формирование рефлексивных качеств, создание условий для осмысления школьниками собственных возможностей и стимулирование стремления меняться и развиваться. Некоторые идеи этого урока могут быть положены в основу классного часа для учащихся 9–11-х классов....
25 04 2025 17:52:15
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
24 04 2025 13:54:47
Урок знакомит учащихся с формами пoлoвoго и бесполого размножения животных. На уроке вводятся новые понятия: «раздельнополые организмы», «гермафродиты», «почкование». В ходе урока формируется представление о преимуществе пoлoвoго размножения....
23 04 2025 15:21:49
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
22 04 2025 21:57:39
Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", пpaктическая работа: посадка детьми семян цветов....
21 04 2025 3:38:57
Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....
20 04 2025 3:50:45
Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами....
19 04 2025 18:27:28
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
18 04 2025 4:55:20
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
17 04 2025 11:53:35
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
16 04 2025 4:40:13
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
15 04 2025 1:28:10
Презентация подготовлена к уроку биологии в 6-м классе. Она помогает закрепить знания о строении и значении цветка, плода; познакомить с разнообразием и классификацией плодов.
...
14 04 2025 6:15:28
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
13 04 2025 1:59:41
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
12 04 2025 11:52:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::