Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"

Цель мероприятия: расширение межпредметных связей
Задачи:
- расширение кругозора учащихся;
- развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся
- воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Эпиграф к мероприятию (слайд №1):
Птицы, рыбы и звери
в душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди.
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц -
не небо!
А море без рыб -
не море.
И земля без зверей -
не земля!
Р. Рождественский
Презентация.
Ведущий 1 (слайд №2). Наша планета называется Земля. Ее освещает солнышко, поэтому на ней светло, ее окружает слой озона, поэтому есть кислород, которым дышит все живое, на ней есть вода - поэтому есть жизнь. Посмотрите (показывает на слайды), какая красивая наша планета и какая хрупкая. О бережном отношении к ней и пойдет разговор. Сегодня мы совершим путешествие по страницам книги:.
Черная страница. Катастрофа (слайд №3)
Ведущий 2. Земля - это наша планета, возможно, единственный во Вселенной обитаемый остров. И поэтому, все живущее на ней - величайшая радость и редкость. Серебристые ели, ромашковые поляны, гомон птиц, прозрачная вода рек и озер - это все для нас. И рядом сломанное деревце, вытоптанные цветы, убитая лягушка, разоренный муравейник - мелочи, кажется. Но на самом деле - это страшная беда, это катастрофа. Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении \"Три пальмы\" предупреждает нас: нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своём собственном сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него, и беречь природные богатства.
Чтец 1: \"Три пальмы\" (слайд №4) (Текст стихотворения - Приложение 1)
Красная страница. Красная книга (слайд №5)
Ведущий 1. (звучит музыка \"В мире животных\")Эта книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растения, из неё, увидеть можно только на картинке. Мы говорим о Красной книге.
Мы видим этих чудесных животных, великолепные растения (слайд №6-9). Как мало на Земле остается прекрасного! Все чаще и чаще человек забывает о природе, о том, что это - единый живой организм, который тоже имеет право на существование, хочет жить, дышать, иметь семью, потомство. Который чувствует боль, страх, умеет плакать по погибшим от рук человека собратьям: животным и растениям.
Все в мире взаимосвязано, продуманно, и наша задача, задача человечества, - не допускать исчезновения разных видов животных и растений.
Чтец 3 (обращаясь к слайду № 10): Вот как одухотворённо писал Николай Заболоцкий о лебеди (Приложение 2)
Зелёная страница. Лесные тайны (слайд №11-14)
Ведущий 2 .Следующая страница книги посвящена нашему всеобщему зелёному богатству - лесу. ( Звучит запись пения птиц и шума леса)
Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо здесь и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны.
Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны и подарит свои сокровища. Дети в костюмах лесных зверей выходят по очереди.
Ведущий 1. Ребята, к нам в гости пришла Лиса-Патрикеевна. Здравствуй, кумушка!
Лиса.
Посмотрите-ка, какая,
Вся горю, как золотая,
Хожу в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой.
Ведущий 1. Лисонька! Расскажи, пожалуйста, откуда у тебя такое интересное отчество - Патрикеевна? Ведь не многих животных называют по имени-отчеству.
Лиса. Мама рассказывала, что 600 лет назад жил князь по имени Патрикей Наримунтович, прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей стало равнозначно слову \"хитрец\".Так как нас считают очень хитрыми, мы и получили это прозвище - Патрикеевна. Но на самом деле лиса не столько хитрая, сколько любопытная.
Ведущий 2. Ой, сам Михайло Потапыч к нам пожаловал! Здравствуйте!
Медведь.
Я хозяин лесной
Просыпаюсь весной
А зимой под вьюжный вой
Сплю в избушке снеговой.
Узнали меня? Я медведь - хищный и могучий, ловкий и хитрый, и осторожный. Могу ношу тащить в 500 кг, могу бежать со скоростью лошади, а еще могу подкрасться незаметно. Несмотря на то, что мы хищники, очень любим плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев и цветов. А ещё мы едим рыбу, мед, малину, орехи. А зимой мы впадаем в спячку. А сосем мы лапу знаете почему? Потому что зимой линяет кожа на ступнях, и чтоб не было больно, приходится лизать лапы.
Ведущий 2. Расскажите, пожалуйста, а у вас откуда такое название - медведь?
Медведь: \"Медведь\" значит \"мед ведающий\", знаю, где мед в лесу спрятан, потому и Медведь. Понятно? Никто не ведает, а я ведаю!
Ведущий 2. Да, спасибо теперь всё понятно.
Волк
(появляется на сцене, грустный, озадаченный)Ведущий 1. З
дравствуйте, Серый Волк! Что с вами?Волк:
Да надоело! Всё время нас волков ругают и обвиняют в жестокости и предательстве:Ведущий1. Что вы, что вы! Вот мы читали
\"Сказку об Иван-царевиче, Жар-птице и сером волке\", \"У Лукоморья\" А.С. Пушкина; из поэмы \"Руслан и Людмила\") и волк вызвал у нас восхищение, почтение и уважение. Ведь вы были чудесным помощником! А в \"Сказке о Лисичке-сестричке и Волке\" вы выглядели наивным и простодушным и , признаться, мы вам даже сочувствовали.Волк: Ну, спасибо! Успокоили! Но всё равно, ребята, будьте осторожны! Не все волки такие добрые и безобидные, как эти сказочные персонажи.
Синяя страница. Источник жизни (слайд №15-20)
Ведущий 2. На синей странице книги рассказывается о бескрайних морях, глубоких озёрах и шумных реках. Давайте сохраним их кристальными, глубокими, шумными!
(На сцену выходит хор учащихся и исполняет песню о море, а в это время на экране демонстрируются слайды с изображением чудесных видов морей, рек, озёр)
Оранжевая страница (слайд №21). Литературное творчество на экологическую тему.
Выступление ученицы со стихотворением собственного сочинения \"Плачет Матушка-Земля\" (Приложение 3)
Желтая страница (слайд №22) Агитационная страница \"Я обнял шар земной\"
Показывается инсценировка стихотворения Е.Шкловского \"Я обнял глобус\". Сцена оформлена как кабинет географии: парты, карты, глобус. Стихотворение исполняет чтец. (Приложение 4)
Белая страница (слайд23-24)
Ведущий 1. Заканчивается наша книга белой страницей. К слову \"белый\" можно подобрать синоним \"чистый\". Давайте начнём с завтрашнего дня заботиться о нашей планете. Вспомним слова Маленького Принца из сказки Антуана де Сент Экзюпери :
\"Встал поутру, умылся, оделся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету\". Очень хочется, чтобы вы твердо запомнили это правило. Не менее важны и другие правила, которые исполнял маленький принц. Давайте их прочитаем (слайд №24).
- \"ИСКАТЬ НАДО СЕРДЦЕМ, САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ\"
- \"СУДИТЬ НАДО НЕ ПО СЛОВАМ, А ПО ДЕЛАМ\"
- \"ТЫ НАВСЕГДА В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛ\".
Все участники выходят на сцену, берутся за руки и исполняют песню \"Как прекрасен этот мир\" (демонстрируются слайды №25-27) (Текст песни - Приложение 5)
Комментарии:
Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....
04 12 2025 10:12:16
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
03 12 2025 8:42:19
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
02 12 2025 11:58:53
Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....
01 12 2025 19:25:32
Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....
30 11 2025 10:23:40
В статье указываются дидактические принципы, обеспечивающие реализацию системно-деятельностного подхода в школе. Определяется значение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Приводятся примеры реализации системно-деятельностного подхода обучения в эколого-биологическом лицее. Уделяется внимание основным результатам обучения и воспитания при системно-деятельностном подходе в обучении агротехнологии....
29 11 2025 9:38:18
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
28 11 2025 18:55:10
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
27 11 2025 7:42:16
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
26 11 2025 15:49:27
Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....
25 11 2025 5:26:54
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
24 11 2025 3:18:23
Урок-путешествие, целью которого является сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания, развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся, а также эстетическое и физическое воспитание учащихся....
23 11 2025 16:13:38
Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала.
...
22 11 2025 22:11:29
Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи хаpaктеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....
21 11 2025 20:21:12
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
20 11 2025 10:25:57
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
19 11 2025 5:35:52
Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники
"растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли).
Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не
выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит.
...
18 11 2025 15:13:58
На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом.
Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы.
Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании
работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....
17 11 2025 1:11:35
Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....
16 11 2025 3:34:25
В статье отражается взгляд учителя биологии на данную проблему и приводится технологическая карта, показывающая реализацию определённых компетенций и называющая методы и средства, направленные на их формирование....
15 11 2025 14:23:42
Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры.
...
14 11 2025 15:10:40
На уроке используются проблемные ситуации, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся. В ходе групповой работы учащиеся распределяют обязанности внутри группы, самостоятельно ставят проблему, выдвигают гипотезы, решают, делают выводы....
13 11 2025 0:42:52
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
12 11 2025 9:40:15
На уроке учащиеся знакомятся с некоторыми видами голосеменных растений Амурской области, с представителями семейств хвойниковые, сосновые. Развивают познавательный интерес к природе Амурской области. Формируют навыки умения самостоятельно приобретать, обобщать и сравнивать знания....
11 11 2025 6:37:42
На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....
10 11 2025 20:29:25
Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....
09 11 2025 15:47:19
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
08 11 2025 22:52:15
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
07 11 2025 8:48:12
Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением.
...
06 11 2025 11:16:35
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
05 11 2025 5:39:24
Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....
04 11 2025 7:35:40
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности.
...
03 11 2025 0:46:37
Автор проверяет у учащихся знания основных терминов и понятий; пpaктические умения по распознаванию органов растения; умение применять свои знания на пpaктике. Урок направлен на развитие коммуникативной компетентности и исследовательских навыков....
02 11 2025 12:17:13
Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....
01 11 2025 13:19:52
Главной методической целью является создание на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся на основе сотрудничества учителя и ученика. На уроке цель достигается различными способами: создание учителем проблемной ситуации на основе домашнего задания; создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям; использование в ходе урока разнообразного и увлекательного материала....
31 10 2025 7:14:11
Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....
30 10 2025 1:51:53
Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....
29 10 2025 23:16:37
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
28 10 2025 0:17:22
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
27 10 2025 13:57:45
Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....
26 10 2025 0:35:25
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
25 10 2025 7:55:36
Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....
24 10 2025 5:58:18
В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....
23 10 2025 6:41:24
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
22 10 2025 14:48:38
Пищеварение человека — совокупность процессов, обеспечивающие физические и химические изменения пищи с последующим всасыванием питательных веществ в кровь и лимфу называют пищеварением. Пищеварительный процесс осуществляет извлечение питательных веществ из продуктов питания и их утилизацию....
21 10 2025 19:52:16
Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....
20 10 2025 21:16:50
На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются.
...
19 10 2025 17:34:46
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
18 10 2025 17:20:10
В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....
17 10 2025 11:23:30
В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....
16 10 2025 17:21:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




