Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"
Источник:
|
Цель: Повторить и закрепить материал об образе жизни, строения и многообразии моллюсков.
Задачи:
- Определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;
- Познакомиться с систематикой моллюсков и значением их в биоценозах;
- Выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;
- Продолжить формирования умений анализировать обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащенность урока: paковины моллюсков, таблицы «Типы Моллюсков», рисунки учебника и других книг, ММП презентация, коллекции ископаемых моллюсков.
Основные положения урока.
- Общая хаpaктеристика моллюсков (по таблице)
- Многообразие (классификация) организмов и их хаpaктерные особенности. Значение в природе и жизни человека.
- Класс Брюхоногие.
- Класс Двустворчатые.
- Класс Головоногие.
- Происхождение моллюсков и их ископаемые остатки.
- Моллюски, встречающиеся на территории Чувашской Республики и их охрана.
- Закрепление материала (тесты, задачи на выдвижение гипотез и их защита, составление кроссвордов).
ХОД УРОКА.
Цель урока: Закрепить полученные знания и ознакомиться с многообразием моллюсков, их значение в природе и жизни человека.
Общая хаpaктеристика моллюсков
Моллюски – одна из наиболее распространенных групп животных (после насекомых), насчитывается свыше 130 тыс. видов.
- Чем можно объяснить причины такой высокой их численности?
(таблицы: Кл. Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие)
Paковина, мантия, органы движения – мускулистая нога или ноги-щупальца. У головоногих реактивное движение 15-60 км/ч, сложные органы дыхания – легкие и жабры, сложная нервная система и поведение.
Наблюдается усложнение в кровеносной системе – 2-х или 3-х камерное сердце, в крови переносчики кислорода являются пигменты – гемоглобин, гемоэритрин (красные пигменты) и гемоцианин (синие пигменты).
В пищеварительной системе появляется «язык» с «теркой» или радула, а у некоторых морских моллюсков в слюнной железе содержится серная кислота высокой концентрации. Кислота настолько сильна, что, попадая на мрамор, шипит и пузырится. Кислый секрет служит этим хищникам для местного растворения paковины других моллюсков или панцирей иглокожих, которыми они питаются». Укус некоторых морских хищных улиток даже ядовит.
Сложный процесс размножения и развития, т.е. у мало подвижных моллюсков наблюдается свободноплавающая личинка (трохофора-рапана), даже может вести паразитический образ жизни первые два месяца (глохидия-перловицы).
Многообразие моллюсков и их значение
- На какие классы подразделяются тип Моллюски?
(Кл. Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие)
Тема наша, как мы сказали, обитатели морского дна, значит, познакомимся поближе с представителями этих классов, обитающих в морях и океанах.
Брюхоногие.
- Общая хаpaктеристика этого класса (очень кратко по таблице)
Представители морей:
а) ЦИПРЕЯ. (слайд 1)
Фарфоровая улитка, paковина – каури, служила денежной еденицой в бассейнах Тихого и Индийского океана до 20 века, а некоторые народы Океании используют до сих пор.
б) РАПАНА.
До 1974 года был известен только в Японских и Желтых морях, но, попав в Черное море, быстро размножился. Являясь хищником, уничтожили большое количество промысловых моллюсков - устриц, мидий, гребешок. Сейчас, где разводят этих промысловых моллюсков, т.е. в устричных парках, обязательно огораживают от моря заборами (коллекция paковин рапаны).
в) МУРЕКС или пурпурная улитка.
Очень красивая paковина моллюска. В 1876 г. во Франции при постройке железной дороги было найдено древнее захоронение. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, предметы обихода и …ожерелье из морских paковин. Мурекс получил второе название по той причине, что в мантию выделяется пурпурная железа. С глубокой древности пурпурные улитки служили для получения краски пурпура. 1,5 г. пурпура необходимо отпрепарировать 12 тыс. мурексов. Окрашенная ткань этой краской очень дорогая, в пересчете на современные деньги – 112000 долларов.
Легенда (открытие краски). Как-то царь финикийского города Тира по имени ФЕНИКС прогуливался по берегу моря со своей собакой. Собака рылась в песке, трепала водоросли, и когда подбежала к царю, он заметил, что морда ее покрыта пятнами кроваво-красного цвета. Царь догадался, что на морде собаки была не кровь, а что-то другое. Так три с половиной тысячи лет назад был открыт пурпур моллюсков (рассказ ученика).
Двустворчатые.
- Какие признаки объединяет моллюсков этого класса?
Представители морей:
а) МИДИЯ, УСТРИЦА, ГРЕБЕШОК (слайд 2)
Это промысловые моллюски. Создают специальные фермы, парки, плантации по разведению промысловых моллюсков. Скопления мидий называется банками (запись в тетрадь). Устрицы не только используются как пищевой продукт, но и его paковина используется в изготовлений художественных изделий. Из paковины гребешков изготавливают пуговицы, украшения. Кроме промыслового значения, они играют большую роль в природе: фильтруя воду для получения пищи, очищают ее от загрязнения. В сутки фильтруют около 200 кубов воды. Служат пищей для многих животных, т.е. участвуют в цепи питания.
б) ЖЕМЧУЖИНА.
Само название моллюска дает понять, что добывают – жемчуг, который образуется в paковине из песчинки. Размеры жемчужин бывают разные: от мельчайших крупинок до гoлyбиного яйца. В Лондоне хранится самая большая жемчужина мира весом в 450 каратов (90 г). Жемчуг недолговечен: приблизительно через 150 лет он разрушается и превращается в пыль.
в) ТРИДАКНА – гигантский моллюск.
Она выделяется среди двустворчатых моллюсков своими размерами. Её длина 1,5 метра, масса около 200 кг, из них мягкая часть – 30 кг, а 170 кг – paковина. Тридакна обитает среди кораллов в Индийском и Тихом океане. Мышцы, замыкающие створки гигантской тридакны, обладают огромной силой. Раскрыть створки живой paкушки можно при помощи лома. Тридакны – очень опасны для водолазов и искателей жемчуга. Человек, случайно просунувший между створками моллюска ногу или руку, может погибнуть в тисках тридакны, если ему тотчас же не оказать помощь. С давних времен paковины и мясо тридакны использовали народы Океании – полинезийцы. Из paковин делали топоры, рыболовные крючки и т.д. Теперь тридакны – украшение дворов, садов. Она также может образовывать жемчужину, но ювелирной ценности не имеет. Может образовать массой–7 кг. В Нью-Йорке у одного ювелира, на витрине была выставлена жемчуг, имевший массу -6 кг 350г., длина 23см, а толщина – 14см, неправильной формы, т.е. почти в размер человеческой головы (рассказ ученика).
г) ПЕРЛОВИЦА, БЕЗЗУБКА, ПИННА.
Из paковин перловицы и беззубки изготавливали пуговицы. В Венеции могут предложить чулки, перчатки и кружева, сотканные из шелковистого волокна. Есть моллюск, которые выделяют особое вещество биссус, при помощи, которых прикрепляются к подводным предметам. Эти нити крепкие и шелковистые – длинной до 30см и образуют эту нить – Пинна. Есть моллюски, paковины которых использовались как строительный материал: крыши и стекла из paкушек (коллекция paковин).
Головоногие.
- Почему головоногих моллюсков называют приматами? (слайд 3)
Сложная нервная система – сложное поведение, органы чувств - зрения (хрусталик), реактивное движение (15-60км/ч), 3-х камерное сердце. Длина тела от 8-20 метров, в 1888г. в Новой Зеландий, был найден кальмар длинной17м., диаметр глаза-40см. величиной с колеса автомобиля, 10,5м. приходилось на щупальца. Один кит отрыгнул в морском аквариуме два щупальца длиной по 12,5м., которые могут принадлежать чудовищу длиной 20м. и весом около 4т. Наличие «чернильного мешка», жидкость расплывается в воде густым облаком и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск - скрывается. Эта жидкость лишает чувства обоняния и возможность преследования. Ноги-щупальца с присосками отходят от головы, поэтому их и называют головоногими.
Представители морей:
а) КАЛЬМАР.
Обитатель открытого моря – великолепный пловец, он может мчаться под водой со скоростью поезда – около 50-60 км/ч. Кальмар – хищник, питается в основном рыбой и проплывает за ее стаями тысячи километров. Настигнув добычу, кальмар хватает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает остальными щупальцами около рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Потом пища перетирается в глотке с помощью специальной терки – радулы. Заглотить жертву целиком и даже кусками кальмар не может из-за узкого пищевода. У кальмара очень хорошо развиты органы чувств, особенно глаза, которые по сложности могут конкурировать с глазами совы, кошки и человека. Глаз кальмара имеет роговицу, радужину, хрусталик, стекловидное тело и сетчатку. Хрусталик круглый, поэтому фокусировка глаза для разглядывания предметов, расположенных на разном расстоянии, осуществляется удалением или приближением его к сетчатке (как это происходит в фотоаппарате), а не изменением кривизны линзы, как у млекопитающих. Поэтому, кстати, у кальмаров не может быть близорукости или дальнозоркости (рассказ ученика) (слайд 4)
б) ОСЬМИНОГ.
На голове восемь похожих друг на друга щупалец, при помощи которых эти моллюски могут передвигаться по дну «на цыпочках», то есть на самых кончиках вытянутых вертикально вниз щупалец. В критических ситуациях осьминоги, как и кальмары, движутся реактивным способом и могут развивать скорость до 15 км/ч. У спрута есть роговой клюв. С его помощью он делает отверстие, например, в paковине моллюска и впускает туда токсичную слюну, которая расслабляет замыкающий paковину мускул. В глотке осьминога также имеется терка, перетирающая пищу. Но самое удивительное у спрута – это высокоразвитый головной мозг, который имеет зачаточную кору. Состоящий примерно из 170 млн. нервных клеток (для сравнения – нервная система кpaба содержит приблизительно 100 тыс. нервных клеток), он разделяется на много долей, каждая из которых выполняет свою функцию. Больше половины нервной ткани мозга приходится на зрительные доли Осьминоги – самые «умные» среди всех беспозвоночных. Они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры. Они узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Осьминоги, которые жили на Неапольской станции, стали совсем ручными. Они знали в лицо сторожа и очень его любили. Если он протягивал к ним руку, то животные обвивали его щупальцами и нежно гладили. Однако крупные осьминоги – а их общая (со щупальцами) длина может достигать 5м – опасны, причем основную опасность представляют не сильные щупальца больших спрутов, а их ядовитая слюна, оказывающая парализующее действие на добычу. Однажды сотрудника Калифорнийского аквариума «укусил» в ладонь небольшой осьминог. В первую же ночь после укуса его рука распухла так, что не стало видно суставов. Опухоль спала только через четыре недели. Признаки болезни напоминали симптомы змеиного укуса. У берегов Австралии и Японии живут небольшие пятнисто-гoлyбые осьминоги. Укус их может быть даже cмepтельным для человека (рассказ ученика). Есть осьминоги, которые ведут малоподвижный образ жизни, т.к. имеют paковины. (слайд 5)
в) КАРАКАТИЦА.
В Древней Спарте был знаменит черный суп. Готовили следующим образом: брали каpaкатицу, потрошили её, но не трогали чернильного мешка. Так вмести и варили. Чернила придавали похлебке не только бурый цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценился. В испанских и итальянских поваренных книгах можно найти всевозможные рецепты по приготовлению каpaкатиц и осьминогов. Пример – осьминоги в шоколаде или каpaкатица в молоке. Обычно же едят тушеного осьминога с молодым картофелем, чесноком, гвоздикой, лавровым листом. Консервы из каpaкатиц в собственных чернилах приготавливают в Португалии и вывозят на продажу за границу. В Японии и Китае их едят во всех видах – в сыром, сушеном, маринованном, печеном, жареном, вареном. Из внутренностей вытапливают жир, а выжимки идут на корм цыплятам (рассказ ученика) (слайд 6)
Происхождение моллюсков и их ископаемые остатки
В песчаных карьерах или других геологических раскопках часто находят остатки многих видов моллюсков, живших сотни миллионов лет назад. Среди остатков вымерших моллюсков особенно привлекают к себе внимание твердые каменистые обломки в виде палочек, заостренных с одного конца и известных в народе под именем «чертов палец». Их научное название – белемниты (запись в тетрадь) (слайд 7) Эти находки показывают, что «чертовые пальцы» представляют собой обломки скелета вымерших головоногих моллюсков, которые по своему строению были близки к современным каpaкатицам и кальмарам. Время распространения – карбон – мел. Плавали огромными стаями.
Моря мезозойской эры населяли головоногие моллюски – аммониты. Одни из них были мелкие моллюски, а другие – крупные. Благодаря тяжелой paковине аммониты могли жить в прибрежной полосе. На Кубе были обнаружены в залежах два экземпляра аммонитов с отпечатками мягких частей. У каждого аммонита было по восемь щупалец. Такие находки дали возможность более точно представить, как происходило формирования геологического участка земли.
На территории Чувашской Республики были найдены ископаемые остатки- аммонитов. Существования этих моллюсков прослеживается в юго-западной части республики. Отложения этого возраста сформировались в юрском периоде, в результате внедрения моря с юго-запада. Это границы районов Яльчики, Шумерля - Вурнары, Буинск – Батырево. Более подробную информацию можно получить в палеонтологическом музее г.Чебоксар и зоологическом музее в ЧГПУ кафедра зоологии (слайд 8)
Моллюски, встречающиеся на территории Чувашской Республики и их охрана.
В республике обитают брюхоногие и двустворчатые. Видовой состав не большой, но больше всего встречается по берегам рек Волги, Суры и Цивиля. Всего 41 вид.
Двустворчатые моллюски: Перловица. Беззубка. Шаровка и Дрейсена.
Брюхоногие моллюски: Обыкновенный прудовик. Ушастые, болотный и овальный прудовики. Катушка роговая. Лужанка. (слайд 9)
Моллюски играют существенную роль в природе и жизни человека. Ими питаются рыбы, амфибии, рептилии и птицы, а из млекопитающих – все насекомоядные, барсуки и многие другие. В лесах моллюски принимают участие в формировании почвы, разлагая и минерализуя почву. Paковина перловицы используется как сырье для изготовления пуговиц. В прошлом в Цивильске и Порецком был небольшой комбинат по изготовлению пуговиц. Эти моллюски любят чистую, богатую кислородом воду и чистый песок, поэтому необходима борьба за чистоту рек и их многоводность.
Закрепление материала
(развитие логического мышления)
А. От частного к общему (слайд 10)
- Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое.
- Моллюск, кальмар, животное, головоногое.
- Брюхоногое, Ципрея, животное, беспозвоночное.
Б. Четвертый лишний (слайд 11-13)
- Пероловица, прудовик, каpaкатица, рапана.
- Кальмар, аргонавт, спрут, прудовик.
- Лужанка - улитка, тридакна, медуза, осьминог.
В. Терминология (слайд 14)
- Малакология (наука о моллюсках).
- Биссус (вещество, который образует нить у двустворчатой пинны)
- Радула (язык с теркой в ротовой полости)
- Глохидия (свободноплавающая личинка у двустворчатых моллюсков)
Г. Познавательные задачи (слайд 15)
- 1.В случае опасности тело прудовика втягивается в paковину. Однако некоторые пиявки заползают в paковину и высасывают мягкие части тела прудовика. Поедают прудовиков и крупные рыбы, некоторые птицы. Сделайте вывод из приведенных фактов.
- 2.Известно, что брюхоногий моллюск – большой прудовик выживает в аквариуме гораздо лучше, чем двустворчатые моллюски – перловицы и беззубки. Изложите свои гипотезы, объясняющие этот факт (большой прудовик дышит с помощью легкого. Для перловицы и беззубки хаpaктерно жаберное дыхание, поэтому они более требовательны к количеству кислорода в воде. К сожалению, в аквариуме не всегда удается создать удовлетворительный кислородный режим для нормального существования в нем беззубки и перловицы. Могут также возникнуть проблемы с кормлением представителей этих моллюсков, т.к. их можно кормить только мельчайшими водными обитателями: бактериями, одноклеточными водорослями, инфузориями).
(Тест раздаются каждому ученику)
Тест
1. На рыбах паразитируют личинки моллюсков:
а) головоногих, б) брюхоногих, в) двустворчатых.
2. Тип насчитывается:
а) около 10 тыс. видов, б) свыше 100 тыс. видов, г) около 1 млн. видов.
3. Paковинв моллюсков состоит:
а) только из извести, б) из извести и рогового вещества, в) только из рогового вещества.
4. Тело двустворчатых моллюсков разделено на:
а) голову со щупальцами, туловище и мускулистую ногу, б) голову со щупальцами и туловище, в) туловище и мускулистую ногу.
5. Животных, имеющих мягкое на ощупь, нечлeнистое тело, paковину и мантию, объединяют в тип:
а) круглые черви, б) моллюски, в) члeнистоногие.
6. Какой орган обеспечивает движение крови у моллюсков?
а) особый карман мантии – легкое, б) печень, в) сердце.
7. Большой прудовик часто поднимается к поверхности воды, т.к.:
а) там светлее, б) там больше пищи, в) он дышит кислородом воздуха.
8. В пищу употрeбляют:
а) мидий и устриц, б) слизня и живородку, в) жемчужницу и большого прудовика.
9.Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика:
а) малый прудовик, б) человек, в) собака.
10.Почему беззубки и перловицы называют «придонными фильтрами»?
а) пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов, б) они питаются органическими частями, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками.
Ответ: 1-в, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б, 6-в, 7-в, 8-а, 9-а, 10-б.
Приложение
Литература:
- Арчиков Е.И., Трифонова З.А. География Чувашской Республики. – Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1990
- Борисова Н.В. Познавательные задачи, задания и вопросы на уроках зоологии в 7-8 классах. - Чебоксары. Клио, 1994
- Воронов Н.П. Они нуждаются в защите. – Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1990
- Высоцкая М.В. Биология поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина 7 класс.- Волгоград. Учитель,2006
- Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. - М.: 5 за знания, 2006
- Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии.- М.: Просвещение, 1973
- Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое земли. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1987
- Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1981
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. - М.: Вако, 2004
- Пушкарева М.С. Видовое разнообразие моллюсков.// Биология в школе. 2003. №8.с.40
- Электронный диск. Открытая биология 2, 6. Программа Физикона.
Комментарии:
По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....
01 04 2025 9:29:43
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
31 03 2025 14:25:16
Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....
30 03 2025 8:41:36

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
29 03 2025 12:21:21
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
28 03 2025 4:27:48
Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.
...
27 03 2025 22:50:29
При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....
26 03 2025 19:57:58
Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ.
...
25 03 2025 4:46:32
Данный урок проводится в теме «Рост и развитие растений» в 6-м классе, по программе Н.И. Сонина. По ходу изучения нового материала составляется опopный конспект, а также диаграмма «Жизненный цикл цветкового растения». Задачи урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, состоянием покоя семян и его биологическим значением, а также с основами роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения.
...
24 03 2025 10:40:46
Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....
23 03 2025 3:20:59
Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....
22 03 2025 1:34:56
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
21 03 2025 9:53:40
Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....
20 03 2025 15:51:28
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....
19 03 2025 7:24:25
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии.
Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ.
Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
18 03 2025 7:12:36
Способ диалектического обучения основан на диалектике идей (преобразование сознания), отношений (преобразование общества), средств (орудий) труда (преобразование природы). Ученики переходят от сообщенных знаний к выводным. Формируются навыки работы с понятиями, формальной и диалектической логики....
17 03 2025 17:48:39
В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи».
В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя.
Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов.
...
16 03 2025 16:48:26
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
15 03 2025 15:46:25
Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....
14 03 2025 3:46:17
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
13 03 2025 16:54:37
Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации.
...
12 03 2025 2:33:37

Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....
11 03 2025 14:56:15
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
10 03 2025 21:34:26
Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся.
...
09 03 2025 22:51:13
Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....
08 03 2025 18:54:43
Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....
07 03 2025 23:13:41
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
06 03 2025 4:40:37
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
05 03 2025 17:17:54
Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....
04 03 2025 3:53:54
Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....
03 03 2025 22:57:29
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
02 03 2025 19:40:57
Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....
01 03 2025 16:18:58
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
28 02 2025 20:45:57
Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....
27 02 2025 23:20:24
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
26 02 2025 4:44:41
Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....
25 02 2025 16:51:26
На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....
24 02 2025 6:21:51
Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....
23 02 2025 7:16:14
Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....
22 02 2025 6:37:26
На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен".
...
21 02 2025 16:47:39
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
20 02 2025 13:31:25
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
19 02 2025 23:40:49
Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....
18 02 2025 10:29:31
Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии.
...
17 02 2025 23:17:52
Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся.
Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение.
...
16 02 2025 9:47:23
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
15 02 2025 19:30:14
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
14 02 2025 22:52:15
Урок в 10-м классе по теме "Сохранение биоразнообразия - насущная задача человечества" проводится в конце учебного года как урок, завершающий изучение живого мира на биосферном, биогеоценотическом и популяционно-видовом уровнях жизни. Материал темы структурирован в виде презентации в удобной форме. На уроке используется игра и защита презентации, выполненной самими учащимися в качестве творческого домашнего задания.
...
13 02 2025 6:33:59
В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет).
...
12 02 2025 8:11:58
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
11 02 2025 21:10:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::