Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"
Источник:
|
Цель: Повторить и закрепить материал об образе жизни, строения и многообразии моллюсков.
Задачи:
- Определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;
- Познакомиться с систематикой моллюсков и значением их в биоценозах;
- Выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;
- Продолжить формирования умений анализировать обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащенность урока: paковины моллюсков, таблицы «Типы Моллюсков», рисунки учебника и других книг, ММП презентация, коллекции ископаемых моллюсков.
Основные положения урока.
- Общая хаpaктеристика моллюсков (по таблице)
- Многообразие (классификация) организмов и их хаpaктерные особенности. Значение в природе и жизни человека.
- Класс Брюхоногие.
- Класс Двустворчатые.
- Класс Головоногие.
- Происхождение моллюсков и их ископаемые остатки.
- Моллюски, встречающиеся на территории Чувашской Республики и их охрана.
- Закрепление материала (тесты, задачи на выдвижение гипотез и их защита, составление кроссвордов).
ХОД УРОКА.
Цель урока: Закрепить полученные знания и ознакомиться с многообразием моллюсков, их значение в природе и жизни человека.
Общая хаpaктеристика моллюсков
Моллюски – одна из наиболее распространенных групп животных (после насекомых), насчитывается свыше 130 тыс. видов.
- Чем можно объяснить причины такой высокой их численности?
(таблицы: Кл. Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие)
Paковина, мантия, органы движения – мускулистая нога или ноги-щупальца. У головоногих реактивное движение 15-60 км/ч, сложные органы дыхания – легкие и жабры, сложная нервная система и поведение.
Наблюдается усложнение в кровеносной системе – 2-х или 3-х камерное сердце, в крови переносчики кислорода являются пигменты – гемоглобин, гемоэритрин (красные пигменты) и гемоцианин (синие пигменты).
В пищеварительной системе появляется «язык» с «теркой» или радула, а у некоторых морских моллюсков в слюнной железе содержится серная кислота высокой концентрации. Кислота настолько сильна, что, попадая на мрамор, шипит и пузырится. Кислый секрет служит этим хищникам для местного растворения paковины других моллюсков или панцирей иглокожих, которыми они питаются». Укус некоторых морских хищных улиток даже ядовит.
Сложный процесс размножения и развития, т.е. у мало подвижных моллюсков наблюдается свободноплавающая личинка (трохофора-рапана), даже может вести паразитический образ жизни первые два месяца (глохидия-перловицы).
Многообразие моллюсков и их значение
- На какие классы подразделяются тип Моллюски?
(Кл. Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие)
Тема наша, как мы сказали, обитатели морского дна, значит, познакомимся поближе с представителями этих классов, обитающих в морях и океанах.
Брюхоногие.
- Общая хаpaктеристика этого класса (очень кратко по таблице)
Представители морей:
а) ЦИПРЕЯ. (слайд 1)
Фарфоровая улитка, paковина – каури, служила денежной еденицой в бассейнах Тихого и Индийского океана до 20 века, а некоторые народы Океании используют до сих пор.
б) РАПАНА.
До 1974 года был известен только в Японских и Желтых морях, но, попав в Черное море, быстро размножился. Являясь хищником, уничтожили большое количество промысловых моллюсков - устриц, мидий, гребешок. Сейчас, где разводят этих промысловых моллюсков, т.е. в устричных парках, обязательно огораживают от моря заборами (коллекция paковин рапаны).
в) МУРЕКС или пурпурная улитка.
Очень красивая paковина моллюска. В 1876 г. во Франции при постройке железной дороги было найдено древнее захоронение. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, предметы обихода и …ожерелье из морских paковин. Мурекс получил второе название по той причине, что в мантию выделяется пурпурная железа. С глубокой древности пурпурные улитки служили для получения краски пурпура. 1,5 г. пурпура необходимо отпрепарировать 12 тыс. мурексов. Окрашенная ткань этой краской очень дорогая, в пересчете на современные деньги – 112000 долларов.
Легенда (открытие краски). Как-то царь финикийского города Тира по имени ФЕНИКС прогуливался по берегу моря со своей собакой. Собака рылась в песке, трепала водоросли, и когда подбежала к царю, он заметил, что морда ее покрыта пятнами кроваво-красного цвета. Царь догадался, что на морде собаки была не кровь, а что-то другое. Так три с половиной тысячи лет назад был открыт пурпур моллюсков (рассказ ученика).
Двустворчатые.
- Какие признаки объединяет моллюсков этого класса?
Представители морей:
а) МИДИЯ, УСТРИЦА, ГРЕБЕШОК (слайд 2)
Это промысловые моллюски. Создают специальные фермы, парки, плантации по разведению промысловых моллюсков. Скопления мидий называется банками (запись в тетрадь). Устрицы не только используются как пищевой продукт, но и его paковина используется в изготовлений художественных изделий. Из paковины гребешков изготавливают пуговицы, украшения. Кроме промыслового значения, они играют большую роль в природе: фильтруя воду для получения пищи, очищают ее от загрязнения. В сутки фильтруют около 200 кубов воды. Служат пищей для многих животных, т.е. участвуют в цепи питания.
б) ЖЕМЧУЖИНА.
Само название моллюска дает понять, что добывают – жемчуг, который образуется в paковине из песчинки. Размеры жемчужин бывают разные: от мельчайших крупинок до гoлyбиного яйца. В Лондоне хранится самая большая жемчужина мира весом в 450 каратов (90 г). Жемчуг недолговечен: приблизительно через 150 лет он разрушается и превращается в пыль.
в) ТРИДАКНА – гигантский моллюск.
Она выделяется среди двустворчатых моллюсков своими размерами. Её длина 1,5 метра, масса около 200 кг, из них мягкая часть – 30 кг, а 170 кг – paковина. Тридакна обитает среди кораллов в Индийском и Тихом океане. Мышцы, замыкающие створки гигантской тридакны, обладают огромной силой. Раскрыть створки живой paкушки можно при помощи лома. Тридакны – очень опасны для водолазов и искателей жемчуга. Человек, случайно просунувший между створками моллюска ногу или руку, может погибнуть в тисках тридакны, если ему тотчас же не оказать помощь. С давних времен paковины и мясо тридакны использовали народы Океании – полинезийцы. Из paковин делали топоры, рыболовные крючки и т.д. Теперь тридакны – украшение дворов, садов. Она также может образовывать жемчужину, но ювелирной ценности не имеет. Может образовать массой–7 кг. В Нью-Йорке у одного ювелира, на витрине была выставлена жемчуг, имевший массу -6 кг 350г., длина 23см, а толщина – 14см, неправильной формы, т.е. почти в размер человеческой головы (рассказ ученика).
г) ПЕРЛОВИЦА, БЕЗЗУБКА, ПИННА.
Из paковин перловицы и беззубки изготавливали пуговицы. В Венеции могут предложить чулки, перчатки и кружева, сотканные из шелковистого волокна. Есть моллюск, которые выделяют особое вещество биссус, при помощи, которых прикрепляются к подводным предметам. Эти нити крепкие и шелковистые – длинной до 30см и образуют эту нить – Пинна. Есть моллюски, paковины которых использовались как строительный материал: крыши и стекла из paкушек (коллекция paковин).
Головоногие.
- Почему головоногих моллюсков называют приматами? (слайд 3)
Сложная нервная система – сложное поведение, органы чувств - зрения (хрусталик), реактивное движение (15-60км/ч), 3-х камерное сердце. Длина тела от 8-20 метров, в 1888г. в Новой Зеландий, был найден кальмар длинной17м., диаметр глаза-40см. величиной с колеса автомобиля, 10,5м. приходилось на щупальца. Один кит отрыгнул в морском аквариуме два щупальца длиной по 12,5м., которые могут принадлежать чудовищу длиной 20м. и весом около 4т. Наличие «чернильного мешка», жидкость расплывается в воде густым облаком и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск - скрывается. Эта жидкость лишает чувства обоняния и возможность преследования. Ноги-щупальца с присосками отходят от головы, поэтому их и называют головоногими.
Представители морей:
а) КАЛЬМАР.
Обитатель открытого моря – великолепный пловец, он может мчаться под водой со скоростью поезда – около 50-60 км/ч. Кальмар – хищник, питается в основном рыбой и проплывает за ее стаями тысячи километров. Настигнув добычу, кальмар хватает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает остальными щупальцами около рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Потом пища перетирается в глотке с помощью специальной терки – радулы. Заглотить жертву целиком и даже кусками кальмар не может из-за узкого пищевода. У кальмара очень хорошо развиты органы чувств, особенно глаза, которые по сложности могут конкурировать с глазами совы, кошки и человека. Глаз кальмара имеет роговицу, радужину, хрусталик, стекловидное тело и сетчатку. Хрусталик круглый, поэтому фокусировка глаза для разглядывания предметов, расположенных на разном расстоянии, осуществляется удалением или приближением его к сетчатке (как это происходит в фотоаппарате), а не изменением кривизны линзы, как у млекопитающих. Поэтому, кстати, у кальмаров не может быть близорукости или дальнозоркости (рассказ ученика) (слайд 4)
б) ОСЬМИНОГ.
На голове восемь похожих друг на друга щупалец, при помощи которых эти моллюски могут передвигаться по дну «на цыпочках», то есть на самых кончиках вытянутых вертикально вниз щупалец. В критических ситуациях осьминоги, как и кальмары, движутся реактивным способом и могут развивать скорость до 15 км/ч. У спрута есть роговой клюв. С его помощью он делает отверстие, например, в paковине моллюска и впускает туда токсичную слюну, которая расслабляет замыкающий paковину мускул. В глотке осьминога также имеется терка, перетирающая пищу. Но самое удивительное у спрута – это высокоразвитый головной мозг, который имеет зачаточную кору. Состоящий примерно из 170 млн. нервных клеток (для сравнения – нервная система кpaба содержит приблизительно 100 тыс. нервных клеток), он разделяется на много долей, каждая из которых выполняет свою функцию. Больше половины нервной ткани мозга приходится на зрительные доли Осьминоги – самые «умные» среди всех беспозвоночных. Они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры. Они узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Осьминоги, которые жили на Неапольской станции, стали совсем ручными. Они знали в лицо сторожа и очень его любили. Если он протягивал к ним руку, то животные обвивали его щупальцами и нежно гладили. Однако крупные осьминоги – а их общая (со щупальцами) длина может достигать 5м – опасны, причем основную опасность представляют не сильные щупальца больших спрутов, а их ядовитая слюна, оказывающая парализующее действие на добычу. Однажды сотрудника Калифорнийского аквариума «укусил» в ладонь небольшой осьминог. В первую же ночь после укуса его рука распухла так, что не стало видно суставов. Опухоль спала только через четыре недели. Признаки болезни напоминали симптомы змеиного укуса. У берегов Австралии и Японии живут небольшие пятнисто-гoлyбые осьминоги. Укус их может быть даже cмepтельным для человека (рассказ ученика). Есть осьминоги, которые ведут малоподвижный образ жизни, т.к. имеют paковины. (слайд 5)
в) КАРАКАТИЦА.
В Древней Спарте был знаменит черный суп. Готовили следующим образом: брали каpaкатицу, потрошили её, но не трогали чернильного мешка. Так вмести и варили. Чернила придавали похлебке не только бурый цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценился. В испанских и итальянских поваренных книгах можно найти всевозможные рецепты по приготовлению каpaкатиц и осьминогов. Пример – осьминоги в шоколаде или каpaкатица в молоке. Обычно же едят тушеного осьминога с молодым картофелем, чесноком, гвоздикой, лавровым листом. Консервы из каpaкатиц в собственных чернилах приготавливают в Португалии и вывозят на продажу за границу. В Японии и Китае их едят во всех видах – в сыром, сушеном, маринованном, печеном, жареном, вареном. Из внутренностей вытапливают жир, а выжимки идут на корм цыплятам (рассказ ученика) (слайд 6)
Происхождение моллюсков и их ископаемые остатки
В песчаных карьерах или других геологических раскопках часто находят остатки многих видов моллюсков, живших сотни миллионов лет назад. Среди остатков вымерших моллюсков особенно привлекают к себе внимание твердые каменистые обломки в виде палочек, заостренных с одного конца и известных в народе под именем «чертов палец». Их научное название – белемниты (запись в тетрадь) (слайд 7) Эти находки показывают, что «чертовые пальцы» представляют собой обломки скелета вымерших головоногих моллюсков, которые по своему строению были близки к современным каpaкатицам и кальмарам. Время распространения – карбон – мел. Плавали огромными стаями.
Моря мезозойской эры населяли головоногие моллюски – аммониты. Одни из них были мелкие моллюски, а другие – крупные. Благодаря тяжелой paковине аммониты могли жить в прибрежной полосе. На Кубе были обнаружены в залежах два экземпляра аммонитов с отпечатками мягких частей. У каждого аммонита было по восемь щупалец. Такие находки дали возможность более точно представить, как происходило формирования геологического участка земли.
На территории Чувашской Республики были найдены ископаемые остатки- аммонитов. Существования этих моллюсков прослеживается в юго-западной части республики. Отложения этого возраста сформировались в юрском периоде, в результате внедрения моря с юго-запада. Это границы районов Яльчики, Шумерля - Вурнары, Буинск – Батырево. Более подробную информацию можно получить в палеонтологическом музее г.Чебоксар и зоологическом музее в ЧГПУ кафедра зоологии (слайд 8)
Моллюски, встречающиеся на территории Чувашской Республики и их охрана.
В республике обитают брюхоногие и двустворчатые. Видовой состав не большой, но больше всего встречается по берегам рек Волги, Суры и Цивиля. Всего 41 вид.
Двустворчатые моллюски: Перловица. Беззубка. Шаровка и Дрейсена.
Брюхоногие моллюски: Обыкновенный прудовик. Ушастые, болотный и овальный прудовики. Катушка роговая. Лужанка. (слайд 9)
Моллюски играют существенную роль в природе и жизни человека. Ими питаются рыбы, амфибии, рептилии и птицы, а из млекопитающих – все насекомоядные, барсуки и многие другие. В лесах моллюски принимают участие в формировании почвы, разлагая и минерализуя почву. Paковина перловицы используется как сырье для изготовления пуговиц. В прошлом в Цивильске и Порецком был небольшой комбинат по изготовлению пуговиц. Эти моллюски любят чистую, богатую кислородом воду и чистый песок, поэтому необходима борьба за чистоту рек и их многоводность.
Закрепление материала
(развитие логического мышления)
А. От частного к общему (слайд 10)
- Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое.
- Моллюск, кальмар, животное, головоногое.
- Брюхоногое, Ципрея, животное, беспозвоночное.
Б. Четвертый лишний (слайд 11-13)
- Пероловица, прудовик, каpaкатица, рапана.
- Кальмар, аргонавт, спрут, прудовик.
- Лужанка - улитка, тридакна, медуза, осьминог.
В. Терминология (слайд 14)
- Малакология (наука о моллюсках).
- Биссус (вещество, который образует нить у двустворчатой пинны)
- Радула (язык с теркой в ротовой полости)
- Глохидия (свободноплавающая личинка у двустворчатых моллюсков)
Г. Познавательные задачи (слайд 15)
- 1.В случае опасности тело прудовика втягивается в paковину. Однако некоторые пиявки заползают в paковину и высасывают мягкие части тела прудовика. Поедают прудовиков и крупные рыбы, некоторые птицы. Сделайте вывод из приведенных фактов.
- 2.Известно, что брюхоногий моллюск – большой прудовик выживает в аквариуме гораздо лучше, чем двустворчатые моллюски – перловицы и беззубки. Изложите свои гипотезы, объясняющие этот факт (большой прудовик дышит с помощью легкого. Для перловицы и беззубки хаpaктерно жаберное дыхание, поэтому они более требовательны к количеству кислорода в воде. К сожалению, в аквариуме не всегда удается создать удовлетворительный кислородный режим для нормального существования в нем беззубки и перловицы. Могут также возникнуть проблемы с кормлением представителей этих моллюсков, т.к. их можно кормить только мельчайшими водными обитателями: бактериями, одноклеточными водорослями, инфузориями).
(Тест раздаются каждому ученику)
Тест
1. На рыбах паразитируют личинки моллюсков:
а) головоногих, б) брюхоногих, в) двустворчатых.
2. Тип насчитывается:
а) около 10 тыс. видов, б) свыше 100 тыс. видов, г) около 1 млн. видов.
3. Paковинв моллюсков состоит:
а) только из извести, б) из извести и рогового вещества, в) только из рогового вещества.
4. Тело двустворчатых моллюсков разделено на:
а) голову со щупальцами, туловище и мускулистую ногу, б) голову со щупальцами и туловище, в) туловище и мускулистую ногу.
5. Животных, имеющих мягкое на ощупь, нечлeнистое тело, paковину и мантию, объединяют в тип:
а) круглые черви, б) моллюски, в) члeнистоногие.
6. Какой орган обеспечивает движение крови у моллюсков?
а) особый карман мантии – легкое, б) печень, в) сердце.
7. Большой прудовик часто поднимается к поверхности воды, т.к.:
а) там светлее, б) там больше пищи, в) он дышит кислородом воздуха.
8. В пищу употрeбляют:
а) мидий и устриц, б) слизня и живородку, в) жемчужницу и большого прудовика.
9.Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика:
а) малый прудовик, б) человек, в) собака.
10.Почему беззубки и перловицы называют «придонными фильтрами»?
а) пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов, б) они питаются органическими частями, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками.
Ответ: 1-в, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б, 6-в, 7-в, 8-а, 9-а, 10-б.
Приложение
Литература:
- Арчиков Е.И., Трифонова З.А. География Чувашской Республики. – Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1990
- Борисова Н.В. Познавательные задачи, задания и вопросы на уроках зоологии в 7-8 классах. - Чебоксары. Клио, 1994
- Воронов Н.П. Они нуждаются в защите. – Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1990
- Высоцкая М.В. Биология поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина 7 класс.- Волгоград. Учитель,2006
- Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. - М.: 5 за знания, 2006
- Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии.- М.: Просвещение, 1973
- Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое земли. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1987
- Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1981
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. - М.: Вако, 2004
- Пушкарева М.С. Видовое разнообразие моллюсков.// Биология в школе. 2003. №8.с.40
- Электронный диск. Открытая биология 2, 6. Программа Физикона.
Комментарии:
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
30 06 2025 2:13:42
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
29 06 2025 5:11:43
Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....
28 06 2025 0:39:42
В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи".
...
27 06 2025 13:14:11

Оборудование кабинета биологии интеpaктивной доской позволило широко использовать на уроках фрагментов видеофильмов, анимации. Совмещение видео-, аудио - и текстового материала, комплексное освещение темы с применением презентаций, флипчартов обеспечивает более глубокое погружение в материал, способствует его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения. Разработка урока является примером использования на уроках современной компьютерной технологии....
26 06 2025 18:36:59
Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....
25 06 2025 10:47:55
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
24 06 2025 8:34:20

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
23 06 2025 0:33:31
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее.
...
22 06 2025 6:10:42
В современной педагогике часто используется технология критического мышления. Существует множество различных приемов по данной технологии. Один из таких приемов автор предлагает применить на уроках с "легкими" темами или когда материал учебника довольно мал.
...
21 06 2025 13:24:49
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
20 06 2025 4:46:40
Урок помогает выяснить, какую роль в жизни человека играет опopно-двигательная система и какова роль физической нагрузки.
...
19 06 2025 3:52:11
Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....
18 06 2025 15:25:35
При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека.
...
17 06 2025 8:50:32
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
16 06 2025 0:58:30
Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал.
...
15 06 2025 7:24:36
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
14 06 2025 10:20:13
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
13 06 2025 10:44:21
Урок природоведения в 5-м классе проходит в форме викторины. Учащиеся обобщают и систематизируют свои знания по теме "Вселенная"....
12 06 2025 3:59:36
Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....
11 06 2025 4:20:47
Данное мероприятие может быть использовано как обобщающий урок по теме "Наследственность и изменчивость" или внеклассное мероприятие для предметной недели. Мероприятие построено в форме соревнования. Участники идут по трем дорожкам, которые отличаются по уровню сложности....
10 06 2025 2:45:25
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....
09 06 2025 16:56:10
На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....
08 06 2025 18:19:29
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.
...
07 06 2025 0:33:59
Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....
06 06 2025 21:53:19
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
05 06 2025 6:58:23
Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
...
04 06 2025 6:17:56
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
03 06 2025 17:43:52
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
02 06 2025 15:37:20
Урок для общеобразовательной школы VI вида (для учащихся с нарушением опopно-двигательного аппарата). У учащихся с ДЦП тяжелой степени выраженности ведущей проблемой является несформированность графомоторных навыков, пpaктических умений, коммуникативных навыков, представлений об окружающем мире. Предлагаемые готовые конспекты урока для учащихся позволяют сократить самостоятельное письмо до минимума, при объяснении нового материала используется презентация. Цели урока: расширение представления об окружающем мире, обогащение словарного запаса, формирование коммуникативных навыков и пpaктических умений учащихся.
...
01 06 2025 7:14:13
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
31 05 2025 22:23:38
Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....
30 05 2025 12:52:38
В пределах хаpaктеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения.
...
29 05 2025 14:23:14
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
28 05 2025 23:12:59
В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....
27 05 2025 3:35:49
Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....
26 05 2025 17:35:51
Урок учит привлекать знания о строении клетки, совершенствовать умения учащихся работать с разными источниками информации, умению организовывать собственную деятельность на уроке, обучает работать в группах. Урок соответствует современным образовательным стандартам, может применяться в классах с углубленным изучением биологии....
25 05 2025 13:24:51
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
24 05 2025 5:50:35
Представлен конспект урока биологии для 7-го класса по теме: "Основные группы рыб, их роль в природе и пpaктическое значение"....
23 05 2025 6:13:55
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
22 05 2025 0:38:35
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
21 05 2025 6:21:32
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
20 05 2025 15:50:29
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
19 05 2025 13:37:41
Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....
18 05 2025 17:43:10
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
17 05 2025 11:51:54
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
16 05 2025 9:24:40
Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....
15 05 2025 9:55:40

Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....
14 05 2025 15:24:15
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
13 05 2025 2:13:47
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
12 05 2025 14:20:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::