Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"


    Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

Источник:

Цель: Повторить и закрепить материал об образе жизни, строения и многообразии моллюсков.

Задачи:

  1. Определить усложнения организации моллюсков в ходе эволюции по сравнению с другими животными;
  2. Познакомиться с систематикой моллюсков и значением их в биоценозах;
  3. Выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;
  4. Продолжить формирования умений анализировать обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.

Оснащенность урока: paковины моллюсков, таблицы «Типы Моллюсков», рисунки учебника и других книг, ММП презентация, коллекции ископаемых моллюсков.

Основные положения урока.

  1. Общая хаpaктеристика моллюсков (по таблице)
  2. Многообразие (классификация) организмов и их хаpaктерные особенности. Значение в природе и жизни человека.
    1. Класс Брюхоногие.
    2. Класс Двустворчатые.
    3. Класс Головоногие.
  3. Происхождение моллюсков и их ископаемые остатки.
  4. Моллюски, встречающиеся на территории Чувашской Республики и их охрана.
  5. Закрепление материала (тесты, задачи на выдвижение гипотез и их защита, составление кроссвордов).

ХОД УРОКА.

Цель урока: Закрепить полученные знания и ознакомиться с многообразием моллюсков, их значение в природе и жизни человека.

Общая хаpaктеристика моллюсков

Моллюски – одна из наиболее распространенных групп животных (после насекомых), насчитывается свыше 130 тыс. видов.

- Чем можно объяснить причины такой высокой их численности?
(таблицы: Кл. Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие)

Paковина, мантия, органы движения – мускулистая нога или ноги-щупальца. У головоногих реактивное движение 15-60 км/ч, сложные органы дыхания – легкие и жабры, сложная нервная система и поведение.

Наблюдается усложнение в кровеносной системе – 2-х или 3-х камерное сердце, в крови переносчики кислорода являются пигменты – гемоглобин, гемоэритрин (красные пигменты) и гемоцианин (синие пигменты).

В пищеварительной системе появляется «язык» с «теркой» или радула, а у некоторых морских моллюсков в слюнной железе содержится серная кислота высокой концентрации. Кислота настолько сильна, что, попадая на мрамор, шипит и пузырится. Кислый секрет слу­жит этим хищникам для местного растворения paковины других моллюсков или панцирей иглоко­жих, которыми они питаются». Укус некоторых морских хищных улиток да­же ядовит.

Сложный процесс размножения и развития, т.е. у мало подвижных моллюсков наблюдается свободноплавающая личинка (трохофора-рапана), даже может вести паразитический образ жизни первые два месяца (глохидия-перловицы). 

Многообразие моллюсков и их значение

- На какие классы подразделяются тип Моллюски?
(Кл. Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие)

Тема наша, как мы сказали, обитатели морского дна, значит, познакомимся поближе с представителями этих классов, обитающих в морях и океанах.

Брюхоногие.

- Общая хаpaктеристика этого класса (очень кратко по таблице)

Представители морей:

а) ЦИПРЕЯ. (слайд 1)
Фарфоровая улитка, paковина – каури, служила денежной еденицой в бассейнах Тихого и Индийского океана до 20 века, а некоторые народы Океании используют до сих пор.

б) РАПАНА.
До 1974 года был известен только в Японских и Желтых морях, но, попав в Черное море, быстро размножился. Являясь хищником, уничтожили большое количество промысловых моллюсков - устриц, мидий, гребешок. Сейчас, где разводят этих промысловых моллюсков, т.е. в устричных парках, обязательно огораживают от моря заборами (коллекция paковин рапаны).

в) МУРЕКС или пурпурная улитка.
Очень красивая paковина моллюска. В 1876 г. во Франции при постройке железной дороги было найдено древнее захоронение. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, предметы обихода и …ожерелье из морских paковин. Мурекс получил второе название по той причине, что в мантию выделяется пурпурная железа. С глубокой древности пурпурные улитки служили для получения краски пурпура. 1,5 г. пурпура необходимо отпрепарировать 12 тыс. мурексов. Окрашенная ткань этой краской очень дорогая, в пересчете на современные деньги – 112000 долларов.

Легенда (открытие краски). Как-то царь финикийского города Тира по имени ФЕНИКС прогуливался по берегу моря со своей собакой. Собака рылась в песке, трепала водоросли, и когда подбежала к царю, он заметил, что морда ее покрыта пятнами кроваво-красного цвета. Царь догадался, что на морде собаки была не кровь, а что-то другое. Так три с половиной тысячи лет назад был открыт пурпур моллюсков (рассказ ученика).

Двустворчатые.

- Какие признаки объединяет моллюсков этого класса?

Представители морей:

а) МИДИЯ, УСТРИЦА, ГРЕБЕШОК (слайд 2)
Это промысловые моллюски. Создают специальные фермы, парки, плантации по разведению промысловых моллюсков. Скопления мидий называется банками (запись в тетрадь). Устрицы не только используются как пищевой продукт, но и его paковина используется в изготовлений художественных изделий. Из paковины гребешков изготавливают пуговицы, украшения. Кроме промыслового значения, они играют большую роль в природе: фильтруя воду для получения пищи, очищают ее от загрязнения. В сутки фильтруют около 200 кубов воды. Служат пищей для многих животных, т.е. участвуют в цепи питания.

б) ЖЕМЧУЖИНА.
Само название моллюска дает понять, что добывают – жемчуг, который образуется в paковине из песчинки. Размеры жемчужин бывают разные: от мельчайших крупинок до гoлyбиного яйца. В Лондоне хранится самая большая жемчужина мира весом в 450 каратов (90 г). Жемчуг недолговечен: приблизительно через 150 лет он разрушается и превращается в пыль.

в) ТРИДАКНА – гигантский моллюск.
Она выделяется среди двустворчатых моллюсков своими размерами. Её длина 1,5 метра, масса около 200 кг, из них мягкая часть – 30 кг, а 170 кг – paковина. Тридакна обитает среди кораллов в Индийском и Тихом океане. Мышцы, замыкающие створки гигантской тридакны, обладают огромной силой. Раскрыть створки живой paкушки можно при помощи лома. Тридакны – очень опасны для водолазов и искателей жемчуга. Человек, случайно просунувший между створками моллюска ногу или руку, может погибнуть в тисках тридакны, если ему тотчас же не оказать помощь. С давних времен paковины и мясо тридакны использовали народы Океании – полинезийцы. Из paковин делали топоры, рыболовные крючки и т.д. Теперь тридакны – украшение дворов, садов. Она также может образовывать жемчужину, но ювелирной ценности не имеет. Может образовать массой–7 кг. В Нью-Йорке у одного ювелира, на витрине была выставлена жемчуг, имевший массу -6 кг 350г., длина 23см, а толщина – 14см, неправильной формы, т.е. почти в размер человеческой головы (рассказ ученика).

г) ПЕРЛОВИЦА, БЕЗЗУБКА, ПИННА.
Из paковин перловицы и беззубки изготавливали пуговицы. В Венеции могут предложить чулки, перчатки и кружева, сотканные из шелковистого волокна. Есть моллюск, которые выделяют особое вещество биссус, при помощи, которых прикрепляются к подводным предметам. Эти нити крепкие и шелковистые – длинной до 30см и образуют эту нить – Пинна. Есть моллюски, paковины которых использовались как строительный материал: крыши и стекла из paкушек (коллекция paковин).

Головоногие.

- Почему головоногих моллюсков называют приматами? (слайд 3)

Сложная нервная система – сложное поведение, органы чувств - зрения (хрусталик), реактивное движение (15-60км/ч), 3-х камерное сердце. Длина тела от 8-20 метров, в 1888г. в Новой Зеландий, был найден кальмар длинной17м., диаметр глаза-40см. величиной с колеса автомобиля, 10,5м. приходилось на щупальца. Один кит отрыгнул в морском аквариуме два щупальца длиной по 12,5м., которые могут принадлежать чудовищу длиной 20м. и весом около 4т. Наличие «чернильного мешка», жидкость расплывается в воде густым облаком и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск - скрывается. Эта жидкость лишает чувства обоняния и возможность преследования. Ноги-щупальца с присосками отходят от головы, поэтому их и называют головоногими.

Представители морей:

а) КАЛЬМАР.
Обитатель открытого моря – великолепный пловец, он может мчаться под водой со скоростью поезда – около 50-60 км/ч. Кальмар – хищник, питается в основном рыбой и проплывает за ее стаями тысячи километров. Настигнув добычу, кальмар хватает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает остальными щупальцами около рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Потом пища перетирается в глотке с помощью специальной терки – радулы. Заглотить жертву целиком и даже кусками кальмар не может из-за узкого пищевода. У кальмара очень хорошо развиты органы чувств, особенно глаза, которые по сложности могут конкурировать с глазами совы, кошки и человека. Глаз кальмара имеет роговицу, радужину, хрусталик, стекловидное тело и сетчатку. Хрусталик круглый, поэтому фокусировка глаза для разглядывания предметов, расположенных на разном расстоянии, осуществляется удалением или приближением его к сетчатке (как это происходит в фотоаппарате), а не изменением кривизны линзы, как у млекопитающих. Поэтому, кстати, у кальмаров не может быть близорукости или дальнозоркости (рассказ ученика) (слайд 4)

б) ОСЬМИНОГ.
На голове восемь похожих друг на друга щупалец, при помощи которых эти моллюски могут передвигаться по дну «на цыпочках», то есть на самых кончиках вытянутых вертикально вниз щупалец. В критических ситуациях осьминоги, как и кальмары, движутся реактивным способом и могут развивать скорость до 15 км/ч. У спрута есть роговой клюв. С его помощью он делает отверстие, например, в paковине моллюска и впускает туда токсичную слюну, которая расслабляет замыкающий paковину мускул. В глотке осьминога также имеется терка, перетирающая пищу. Но самое удивительное у спрута – это высокоразвитый головной мозг, который имеет зачаточную кору. Состоящий примерно из 170 млн. нервных клеток (для сравнения – нервная система кpaба содержит приблизительно 100 тыс. нервных клеток), он разделяется на много долей, каждая из которых выполняет свою функцию. Больше половины нервной ткани мозга приходится на зрительные доли Осьминоги – самые «умные» среди всех беспозвоночных. Они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры. Они узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Осьминоги, которые жили на Неапольской станции, стали совсем ручными. Они знали в лицо сторожа и очень его любили. Если он протягивал к ним руку, то животные обвивали его щупальцами и нежно гладили. Однако крупные осьминоги – а их общая (со щупальцами) длина может достигать 5м – опасны, причем основную опасность представляют не сильные щупальца больших спрутов, а их ядовитая слюна, оказывающая парализующее действие на добычу. Однажды сотрудника Калифорнийского аквариума «укусил» в ладонь небольшой осьминог. В первую же ночь после укуса его рука распухла так, что не стало видно суставов. Опухоль спала только через четыре недели. Признаки болезни напоминали симптомы змеиного укуса. У берегов Австралии и Японии живут небольшие пятнисто-гoлyбые осьминоги. Укус их может быть даже cмepтельным для человека (рассказ ученика). Есть осьминоги, которые ведут малоподвижный образ жизни, т.к. имеют paковины. (слайд 5)

в) КАРАКАТИЦА.
В Древней Спарте был знаменит черный суп. Готовили следующим образом: брали каpaкатицу, потрошили её, но не трогали чернильного мешка. Так вмести и варили. Чернила придавали похлебке не только бурый цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценился. В испанских и итальянских поваренных книгах можно найти всевозможные рецепты по приготовлению каpaкатиц и осьминогов. Пример – осьминоги в шоколаде или каpaкатица в молоке. Обычно же едят тушеного осьминога с молодым картофелем, чесноком, гвоздикой, лавровым листом. Консервы из каpaкатиц в собственных чернилах приготавливают в Португалии и вывозят на продажу за границу. В Японии и Китае их едят во всех видах – в сыром, сушеном, маринованном, печеном, жареном, вареном. Из внутренностей вытапливают жир, а выжимки идут на корм цыплятам (рассказ ученика) (слайд 6)

Происхождение моллюсков и их ископаемые остатки

В песчаных карьерах или других геологических раскопках часто находят остатки многих видов моллюсков, живших сотни миллионов лет назад. Среди остатков вымерших моллюсков особенно привлекают к себе внимание твердые каменистые обломки в виде палочек, заостренных с одного конца и известных в народе под именем «чертов палец». Их научное название – белемниты (запись в тетрадь) (слайд 7) Эти находки показывают, что «чертовые пальцы» представляют собой обломки скелета вымерших головоногих моллюсков, которые по своему строению были близки к современным каpaкатицам и кальмарам. Время распространения – карбон – мел. Плавали огромными стаями.

Моря мезозойской эры населяли головоногие моллюски – аммониты. Одни из них были мелкие моллюски, а другие – крупные. Благодаря тяжелой paковине аммониты могли жить в прибрежной полосе. На Кубе были обнаружены в залежах два экземпляра аммонитов с отпечатками мягких частей. У каждого аммонита было по восемь щупалец. Такие находки дали возможность более точно представить, как происходило формирования геологического участка земли.

На территории Чувашской Республики были найдены ископаемые остатки- аммонитов. Существования этих моллюсков прослеживается в юго-западной части республики. Отложения этого возраста сформировались в юрском периоде, в результате внедрения моря с юго-запада. Это границы районов Яльчики, Шумерля - Вурнары, Буинск – Батырево. Более подробную информацию можно получить в палеонтологическом музее г.Чебоксар и зоологическом музее в ЧГПУ кафедра зоологии (слайд 8)

Моллюски, встречающиеся на территории Чувашской Республики и их охрана.

В республике обитают брюхоногие и двустворчатые. Видовой состав не большой, но больше всего встречается по берегам рек Волги, Суры и Цивиля. Всего 41 вид.

Двустворчатые моллюски: Перловица. Беззубка. Шаровка и Дрейсена.

Брюхоногие моллюски: Обыкновенный прудовик. Ушастые, болотный и овальный прудовики. Катушка роговая. Лужанка. (слайд 9)

Моллюски играют существенную роль в природе и жизни человека. Ими питаются рыбы, амфибии, рептилии и птицы, а из млекопитающих – все насекомоядные, барсуки и многие другие. В лесах моллюски принимают участие в формировании почвы, разлагая и минерализуя почву. Paковина перловицы используется как сырье для изготовления пуговиц. В прошлом в Цивильске и Порецком был небольшой комбинат по изготовлению пуговиц. Эти моллюски любят чистую, богатую кислородом воду и чистый песок, поэтому необходима борьба за чистоту рек и их многоводность.

Закрепление материала

(развитие логического мышления)

А. От частного к общему (слайд 10)

  1. Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое.
  2. Моллюск, кальмар, животное, головоногое.
  3. Брюхоногое, Ципрея, животное, беспозвоночное.

Б. Четвертый лишний (слайд 11-13)

  1. Пероловица, прудовик, каpaкатица, рапана.
  2. Кальмар, аргонавт, спрут, прудовик.
  3. Лужанка - улитка, тридакна, медуза, осьминог.

В. Терминология (слайд 14)

  1. Малакология (наука о моллюсках).
  2. Биссус (вещество, который образует нить у двустворчатой пинны)
  3. Радула (язык с теркой в ротовой полости)
  4. Глохидия (свободноплавающая личинка у двустворчатых моллюсков)

Г. Познавательные задачи (слайд 15)

  1. 1.В случае опасности тело прудовика втягивается в paковину. Однако некоторые пиявки заползают в paковину и высасывают мягкие части тела прудовика. Поедают прудовиков и крупные рыбы, некоторые птицы. Сделайте вывод из приведенных фактов.
  2. 2.Известно, что брюхоногий моллюск – большой прудовик выживает в аквариуме гораздо лучше, чем двустворчатые моллюски – перловицы и беззубки. Изложите свои гипотезы, объясняющие этот факт (большой прудовик дышит с помощью легкого. Для перловицы и беззубки хаpaктерно жаберное дыхание, поэтому они более требовательны к количеству кислорода в воде. К сожалению, в аквариуме не всегда удается создать удовлетворительный кислородный режим для нормального существования в нем беззубки и перловицы. Могут также возникнуть проблемы с кормлением представителей этих моллюсков, т.к. их можно кормить только мельчайшими водными обитателями: бактериями, одноклеточными водорослями, инфузориями).

(Тест раздаются каждому ученику)

Тест

1. На рыбах паразитируют личинки моллюсков:
а) головоногих, б) брюхоногих, в) двустворчатых.

2. Тип насчитывается:
а) около 10 тыс. видов, б) свыше 100 тыс. видов, г) около 1 млн. видов.

3. Paковинв моллюсков состоит:
а) только из извести, б) из извести и рогового вещества, в) только из рогового вещества.

4. Тело двустворчатых моллюсков разделено на:
а) голову со щупальцами, туловище и мускулистую ногу, б) голову со щупальцами и туловище, в) туловище и мускулистую ногу.

5. Животных, имеющих мягкое на ощупь, нечлeнистое тело, paковину и мантию, объединяют в тип:
а) круглые черви, б) моллюски, в) члeнистоногие.

6. Какой орган обеспечивает движение крови у моллюсков?
а) особый карман мантии – легкое, б) печень, в) сердце.

7. Большой прудовик часто поднимается к поверхности воды, т.к.:
а) там светлее, б) там больше пищи, в) он дышит кислородом воздуха.

8. В пищу употрeбляют:
а) мидий и устриц, б) слизня и живородку, в) жемчужницу и большого прудовика.

9.Какое животное является промежуточным хозяином печеночного сосальщика:
а) малый прудовик, б) человек, в) собака.

10.Почему беззубки и перловицы называют «придонными фильтрами»?
а) пропуская через себя большое количество воды, они очищают ее от органических взвесей и микроорганизмов, б) они питаются органическими частями, которые с током воды попадают в мантийную полость и отфильтровываются ресничками.

Ответ: 1-в, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б, 6-в, 7-в, 8-а, 9-а, 10-б.

Приложение

Литература:

  1. Арчиков Е.И., Трифонова З.А. География Чувашской Республики. – Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1990
  2. Борисова Н.В. Познавательные задачи, задания и вопросы на уроках зоологии в 7-8 классах. - Чебоксары. Клио, 1994
  3. Воронов Н.П. Они нуждаются в защите. – Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1990
  4. Высоцкая М.В. Биология поурочные планы по учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина 7 класс.- Волгоград. Учитель,2006
  5. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. - М.: 5 за знания, 2006
  6. Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии.- М.: Просвещение, 1973
  7. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое земли. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1987
  8. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1981
  9. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. - М.: Вако, 2004
  10. Пушкарева М.С. Видовое разнообразие моллюсков.// Биология в школе. 2003. №8.с.40
  11. Электронный диск. Открытая биология 2, 6. Программа Физикона.



Комментарии:

Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"

      Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....

10 12 2024 22:17:27

Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"


    Урок по программе "Школа-2100" на тему "Тип Круглые черви. Человеческая аскарида"

      Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....

09 12 2024 20:55:34

Обмен веществ и энергии в организме человека. 8-й класс

Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме "Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....

08 12 2024 15:28:56

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы

Свойства генов. Аллельные гены, гомозиготы и гетерозиготы Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....

07 12 2024 19:12:32

Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)


    Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...

06 12 2024 5:12:57

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

05 12 2024 21:12:51

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения". 8-й класс

Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....

04 12 2024 13:29:51

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

03 12 2024 10:44:16

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

02 12 2024 9:47:47

Мультимедийный урок биологии по теме "Межвидовые отношения организмов в экосистеме". 9-й класс

Представленный материал содержит конспект и технологическую карту урока, презентацию, которая позволяет увеличить прочность усвоения нового материала. Возможность использования презентации для самостоятельной работы учащихся вне урока....

01 12 2024 13:19:17

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"


    Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

      Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

30 11 2024 8:39:43

Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

29 11 2024 19:14:11

Здоровье человека. Биоритмы жизни


    Здоровье человека. Биоритмы жизни

      Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...

28 11 2024 1:18:23

Заболевание органов пищеварения. 8-й класс


    Заболевание органов пищеварения. 8-й класс

      Урок проводится после изучения основной темы: "Пищеварительная система человека". Урок комбинированный, сочетает актуализацию знаний и изучение нового материала, с использованием ИКТ, компьютерной презентации. В качестве закрепления используются задания на определение соответствия болезней и их описания....

27 11 2024 4:40:21

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

26 11 2024 12:36:37

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

25 11 2024 19:50:29

Урок биологии в 6-м классе по теме "Листопад"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Листопад"

      Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся. ...

24 11 2024 14:21:19

Биология - наука о живой природе

Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....

23 11 2024 6:37:49

«Почему дети похожи на родителей». 5-й класс


    «Почему дети похожи на родителей». 5-й класс

      Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....

22 11 2024 23:39:56

Как размножаются живые организмы


    Как размножаются живые организмы

      Задачи урока: организовать усвоение понятий: «размножение», «бесполое размножение», «пoлoвoе размножение», «гаметы», «зигота», «зародыш», «гермафродит»; провести сравнение (найти сходство и различие) живых и неживых организмов; создать условия для формирования понятия «размножение» как общего свойства живых организмов....

21 11 2024 20:36:28

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

20 11 2024 9:47:14

Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс


    Контрольно-обобщающий урок на тему "Кровь и кровообращение". 8-й класс

      Цель урока: закрепление основных понятий темы "Кровь и кровообращение"; развивать умения сравнивать, обобщать изученные факты, логически мыслить, совершенствовать самоконтроль и взаимоконтроль; формировать сознательное отношение к учебе, соблюдать правила личной гигиены, здорового образа жизни....

19 11 2024 8:16:30

Урок биологии "Биоценоз леса"


    Урок биологии "Биоценоз леса"

      Комбинированный урок с использованием компьютерной презентации, на котором дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги Кемеровской области, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов. Учителю предоставится возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального использования природных ресурсов....

18 11 2024 2:34:13

Техническая карта урока по теме "Оплодотворение у животных и растений"

Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....

17 11 2024 8:18:51

Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс


    Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....

16 11 2024 7:54:13

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

15 11 2024 11:39:57

Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий


    Урок биологии по теме "Витамины" с использованием информационных технологий

      Автор работы ставит цели: разъяснить значение витаминов; дать понятие об авитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Материал знакомит с историей открытия витаминов, их ролью в организме, идет анализ отдельных витаминов. ...

14 11 2024 22:40:32

Строение и функции лейкоцитов. Иммунитет. 8-й класс

На уроке биологии в 8-м классе прослеживается системный подход при изучении понятий «биологические системы», рассматриваются и их взаимосвязи....

13 11 2024 23:51:41

Тема урока: "Лишайники". 7-й класс


    Тема урока: "Лишайники". 7-й класс

      Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....

12 11 2024 23:50:38

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

11 11 2024 19:32:49

Тренажер для решения задач по генетике


    Тренажер для решения задач по генетике

      Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

10 11 2024 9:25:19

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....

09 11 2024 6:39:24

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

08 11 2024 3:55:57

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

07 11 2024 5:34:29

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....

06 11 2024 13:15:55

Класс Двустворчатые: хаpaктеристика, системы органов, размножение

Класс Двустворчатые: хаpaктеристика, системы органов, размножение Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....

05 11 2024 19:18:21

Изучение математических закономерностей на биологических объектах


    Изучение математических закономерностей на биологических объектах

      Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....

04 11 2024 7:53:44

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

03 11 2024 16:51:52

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

02 11 2024 4:37:44

Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"


    Сценарий выступления детского театра "Сохраним нашу планету"

      В данной постановке участвуют дети разного возраста, которые вовлечены в активную агитационно-пропагандистскую работу посредством искусства. Дети получают возможность выступать на сцене и показывать свои таланты. В процессе творчества у обучающихся воспитывается любовь и бережное отношение к планете, природе, друг к другу....

01 11 2024 22:36:45

Разработка урока по теме "Тип Губки"


    Разработка урока по теме "Тип Губки"

      Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....

31 10 2024 3:26:32

Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)


    Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)

      Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....

30 10 2024 6:17:54

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

29 10 2024 6:19:44

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"


    Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"

      Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....

28 10 2024 15:13:22

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

27 10 2024 12:26:13

Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"


    Методическая разработка урока по теме "Ботанический математический сад"

      Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....

26 10 2024 20:27:37

Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)


    Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)

      Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...

25 10 2024 14:43:45

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"


    Обобщающий урок-игра по теме "Птицы": "Птичий калейдоскоп"

      Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению. ...

24 10 2024 16:31:52

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

23 10 2024 19:36:57

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

22 10 2024 2:34:35

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::