Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

Цели: формировать представление о растении и животном как целостных организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях их клеток, тканей, органов и систем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, применять знания при решении биологических задач; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблица “Ткани растительного организма”, таблица “Ткани животного организма”, учебник Н. И. Сонина “Биология. Живой организм. 6 класс”.

Оформление на доске: тема урока, познавательные задачи, уровни организации растительного и животного организмов, таблицы “Ткани растительного организма” и “Ткани животного организма”.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Проверка знаний и умений.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с органами и системами органов животного организма. Чтобы узнать, как вы усвоили данный материал, поиграем в игру “Сортировка”. Я буду называть органы животных, а вы будете записывать названия только тех органов, которые относятся к системам органов, написанных на ваших листочках. Работа проводится по вариантам. 1-й вариант записывает названия органов, составляющих выделительную систему, а 2-й вариант – пищеварительную. Не забудьте подписать свои фамилии, так как работа будет оцениваться. Зачитываю названия органов: “Трахея, рот, сердце, почки, глотка, жабры, пищевод, мочеточники, желудок, спинной мозг, кишечник, мочевой пузырь, головной мозг, aнaльное отверстие, лёгкие, мочеиспускательный канал”.

Правильные ответы:

1-й вариант.

Выделительная система: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

2-й вариант.

Пищеварительная система: рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, aнaльное отверстие.

(Происходит взаимопроверка работы (критерии оценок записаны на доске), анализ допущенных ошибок)

Ш. Организация домашнего задания: (записано на доске справа) стр. 52-53 читать. Желающим предлагается творческое задание: сочинить рассказ или сказку о взаимосвязи органов и систем органов.

IV. Тема урока (записывают в тетрадь)

Цель урока: доказать, что клетки, ткани, органы и системы органов находятся в тесной взаимосвязи и совместно обеспечивают жизнедеятельность организма.

V. Постановка познавательных задач (записаны на доске):

1. Какие уровни организации выделяют у растений и животных?

2. Какая связь прослеживается между отдельными органами цветкового растения? 3. Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?

4. Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов?

VI. Решение познавательной задачи:

Решение нашей первой познавательной задачи начнём с того, что вспомним, какие уровни организации живых организмов вы знаете. Посмотрите внимательно на доску, в данной записи необходимо восстановить существующие в ней пробелы.

Уровни организации растительного и животного организмов.

клетка - ? - ? - система органов - организм

Какой уровень организации следует за клеткой? (ответ уч-ся)

Какой уровень организации следует за тканью? (ответ уч-ся)

Актуализация опopных знаний:

1. Что такое ткань? (ответ уч-ся)

2. Какие типы тканей встречаются у растений? (ответ уч-ся)

3. Что такое орган? (ответ уч-ся)

А теперь сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?

По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?

Ткани растительного организма

Тип ткани растений Особенности строения Функции
1. Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами. Обеспечивает рост растения
2. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные. Защищает растение

от нeблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение).

3. Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует. Придаёт опору растению.
4. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ.
5. Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стeблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты. Главная функция - образование и накопление питательных веществ.

По приведенным признакам обучающиеся узнают ткани растений, обозначенные цифрами1-5 (1- образовательная, 2-покровная, 3-механическая, 4-проводящая, 5-основная)

А теперь вспомним, какие виды тканей есть в организмах животных.

Ткани животного организма

Тип ткани животных Особенности строения Функции
1. Клетки ткани очень плотно прилегают друг к другу, межклеточное вещество почти отсутствует. Обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений.
2. Все виды этой ткани имеют большое количество межклеточного вещества. К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и др. Выполняет опopную и защитную функции в животном организме.
3. Ткань состоит из одноядерных и многоядерных клеток, многоядерные клетки ткани имеют поперечнополосатую исчерченность. Благодаря своему основному свойству – сократимости обеспечивает передвижение животных.
4. Клетка ткани состоит из тела и многочисленных отростков различной длины. Один из них особенно длинный, может достигать до нескольких метров. Благодаря своему основному свойству проводимости – осуществляет взаимосвязь тканей и органов в организме.

По приведенным признакам обучающиеся узнают ткани животных, обозначенные цифрами1-4 (1- эпителиальная, 2- соединительная, 3-мышечная, 4-нервная)

Так существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями? (ответ уч-ся)

Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.

Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует после ткани (Ответ уч-ся). Назовите, какие органы есть у цветкового растения? (Ответы уч-ся)

В. Берестов

Давай пройдёмся медленно по кругу
И “здравствуй” скажем, каждому цветку,
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их лица,
А доброе лицо им показать.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все, и я, и ты, если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны, и не будет Красоты!

Ребята! А цветок растениям нужен только для красоты? Какая взаимосвязь прослеживается между такими органами растения как цветок и плод? (ответ уч-ся) Давайте вспомним при помощи этого волшебного “яблока” (яблоко сделано из бумаги и на его обратной стороне в кармашках находятся карточки с название растения), какие бывают типы плодов, сочные они или сухие, односемянные или многосемянные. Поиграем в “Змейку”: первый ученик читает название растения, указывает тип плода, второй говорит сухой он или сочный, третий определяет односемянный он или многосемянный и т. д. (План ответа записан на доске)

План ответа:

1. Название растения.

2. Тип плода.

3. Сочный плод или сухой.

4. Многосемянный плод или односемянный (ответы обучающихся)

Давайте представим себя цветками и проведём весёлую физкультминутку (№1). Вы должны движениями изобразить то, о чём я буду говорить сейчас.

Спал цветок и вдруг проснулся – больше спать не захотел.

Встрепенулся, развернулся, взмылся ввысь и улетел.

Вопросы о взаимосвязи органов растения волновали многих талантливых людей, в частности и гениального баснописца 19 века И. А. Крылова. Внимательно послушайте его басню “Листы и корни” и решите биологическую задачу, ответив на следующие вопросы, вывешенные на доске:

1. Кто прав – корни или листья? Почему вы так считаете?

2. Кто кого должен благодарить и почему?

3. О каком органе растения в басне не упоминается, но именно он выносит листья к свету, служит опорой для всех частей растения, связывает их между собой?

4. В чём была неточность знаменитого баснописца?

(учащиеся в ролях рассказывают басню)

В прекрасный летний день, бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептались, -
Хвалились густотой, зелёностью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
“Не правда ли, что мы краса долины всей,
Что нами дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво?
Что было в нём без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарёй насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами почти не расстаётесь с нами”.
“Примолвить можно бы спасибо тут и нам”, -
Им голос отвечал из-под земли смиренно!
“Кто смеет говорить так нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?” -
Листы, по дереву шумя, залепетали.
- Мы те, - им снизу отвечали, -
Которые здесь, роясь в темноте, питаем вас.
Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас.

(Учащиеся отвечают на предложенные вопросы)

Давайте сформулируем вывод о взаимосвязи органов растения друг с другом (ответ уч-ся)(вайте сформулируем вывод о взаимосвязи органов друг с другом. функциями.

Вывод: корень удерживает растение в почве, обеспечивает поступление в него воды и минеральных солей, в листьях образуются органические вещества, стебель связывает их между собой.

Данная проблема волновала людей не только в 19 веке, предлагаю вам прослушать стихотворение Л. Татьяничевой:

Никто не видит, как сгорают корни.
И дереву до срока невдомёк,
Что пошатнулся кряж его огромный –
Копитель силы, крепости исток.
Оно стоит, ни в чём не уступая
Другим деревьям в золотом бору.
И та же стать, и та ж листва густая,
И тот же шелест веток на ветру.
Но вдруг заметим мы однажды летом,
Что листья стали мельче и бледней.
Не по прямым, по косвенным приметам
Мы узнаём о гибели корней.
Казним себя, по сердцу бьём наотмашь,
Что, находясь вблизи, а не вдали,
Не поспешили дереву на помощь
И красоту от cмepти не спасли!

А могут ли некоторые органы выполнять необычные функции? Об этом вы узнаете, выслушав своих одноклассников, которые подготовили сообщения об интересных фактах из жизни животных о функциях их органов (заслушиваем выступления обучающихся)

Снова вернёмся к уровням организации животных и растительных организмов. Органы образуют системы органов.

Актуализация опopных знаний:

1. Что такое система органов?

2. Какие системы органов животного организма вы знаете?

3. Что такое гормон?

Обратим внимание на познавательную задачу, обозначенную под цифрой 3: Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?

В одной из желез, относящихся к эндокринной системе, выpaбатывается гормон роста. Если его выpaбатывается мало, люди имеют очень маленький рост, если же его выpaбатывается очень много, то люди имеют очень большой рост.

Гормоны выpaбатывают и определённые клетки растений, такие вещества называют фитогормонами. Они управляют ростовыми процессами. Одни из них стимулируют рост, другие – замедляют.

Работа с материалом учебника стр. 52, читаем 2-й абзац (вопросы записаны на доске)

1. Как нарушение процессов переваривания или всасывания сказывается на работе других органов?

2. К чему может привести нарушение работы почек?

Часто можно услышать такое высказывание: “Все болезни от нервов”. Как можно связать это с темой нашего урока? (ответ уч-ся)

Вывод: работа органов и систем органов регулируется гормонами и нервной системой.

Физкультминутка №2

Я считаю, что сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваша нервная и мышечная системы. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те комaнды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.

У нас осталась нерешённой одна познавательная задача: Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов?

Чтобы её решить, необходимо вспомнить основные свойства живого. Откройте стр. 54, прочитайте 1-й абзац и назовите мне свойства живых организмов.

Снова посмотрим на уровни организации растительного и животного организмов. Что образуют системы органов? Организм. Организм – открытая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных и соподчинённых частей, особенности, строения которых определены их работой как единого целого. При каком условии может существовать организм?

Вывод: организм может существовать только при обмене с окружающей средой веществами и энергией.

VI. Итог урока.

Изученный сегодня материал очень важен для успешного дальнейшего изучения курса биологии. Мы рассмотрели некоторые примеры связи строения и функций клеток, тканей, органов и систем органов. На следующем нашем уроке поговорим о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой, а несколько позже изучим особенности основных процессов жизнедеятельности животных и растений: питания, дыхания, выделения.

1. Оценки детям, приготовившим сообщения.

2. Оценки детям за инсценировку басни и чтение стихотворения.

3. Оценки учащимся, показавшим очень хорошие знания в ходе проведения урока.

4. Оценки за проверку домашнего задания.



Комментарии:

Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе


    Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе

      В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....

18 03 2025 4:17:25

Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс


    Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....

17 03 2025 20:59:32

Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс

      В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....

16 03 2025 12:54:45

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

15 03 2025 5:16:57

Здоровьесбережение как фактор успешного обучения


    Здоровьесбережение как фактор успешного обучения

      Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....

14 03 2025 0:48:57

Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"


    Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"

      Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....

13 03 2025 14:41:34

Активизация познавательной деятельности посредством нестандартных форм на уроках биологии. Аукцион знаний

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....

12 03 2025 11:22:41

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса


    Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

      В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

11 03 2025 10:38:40

Строение и работа сердца. 8-й класс


    Строение и работа сердца. 8-й класс

      В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....

10 03 2025 5:57:57

Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"


    Урок биологии по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"

      Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....

09 03 2025 6:28:13

Пpaктикум по генетике


    Пpaктикум по генетике

      Я предлагаю вашему вниманию методическую разработку по решению генетических задач различной степени сложности. Одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся является организация их пpaктической деятельности. Этот пpaктикум позволяет преодолеть страх при решении задач, так как содержит алгоритм решения задач и примеры задач, которые могут выполнить учащиеся без помощи учителя. Алгоритмы и ключевые слова в пpaктикуме дают возможность легко освоить решение задач по генетике, а также позволяют учителю проверить пpaктические умения учащихся. ...

08 03 2025 4:47:22

Гигиена и питание


    Гигиена и питание

      Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников. ...

07 03 2025 12:21:36

Технология составления генологического древа


    Технология составления генологического древа

      Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

06 03 2025 15:58:50

Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе (программа Н. Н. Сонина) "Строение цветка"

      Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....

05 03 2025 17:48:23

Разработка урока по теме "Спинной мозг"


    Разработка урока по теме "Спинной мозг"

      Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....

04 03 2025 7:29:17

Осевой скелет


    Осевой скелет

      Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....

03 03 2025 21:43:23

Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"


    Интегрированный урок–игра по теме "По следам Красной книги Красноярского края"

      Биологическая игра для учащихся 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников о значении и содержании Красной книги Красноярского края, глубже познакомиться с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу. ...

02 03 2025 17:27:41

Урок анатомии для 8-го класса


    Урок анатомии для 8-го класса

      Урок биологии для 8 класса по теме «Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....

01 03 2025 2:52:59

Метод проектов на уроках биологии.


    Метод проектов на уроках биологии.

      В работе представлены компьютерные презентации учащихся 7–11-х классов, применяемые на уроках биологии. Данные презентации соответствуют требованиям и помогают учителю биологии или классным руководителям проводить беседы по профилактике вредных привычек с учащимися школы и их родителями....

28 02 2025 15:57:11

Хвойные растения: хаpaктеристика, представители и значение

Хвойные растения: хаpaктеристика, представители и значение Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....

27 02 2025 7:24:12

Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"

      Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...

26 02 2025 13:36:10

Эволюция – миф или реальность?


    Эволюция – миф или реальность?

      В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ. ...

25 02 2025 0:42:10

Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс

      Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....

24 02 2025 2:39:19

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе


    Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

      Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

23 02 2025 22:32:56

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций


    Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

      Это заключительный урок главы "Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания. ...

22 02 2025 18:54:33

Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)


    Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)

      Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...

21 02 2025 20:54:35

"Амфибии. Ода земноводным"


    "Амфибии. Ода земноводным"

      Содержание урока носит комплексный хаpaктер, учащиеся знакомятся с общими признаками класса, получают дополнительную информацию об амфибиях. Материал к уроку подготовлен вместе с учащимися. ...

20 02 2025 7:11:51

Об опыте совместного использования мультимедиа-технологий и "опopных сигналов" на уроках зоологии


    Об опыте совместного использования мультимедиа-технологий и "опopных сигналов" на уроках зоологии

      Для повышения эффективности преподавания курса «Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект» в среде «Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows. В статье содержится описание интерфейса программы, освещены некоторые особенности и приемы работы с ней, а также приведены примеры «опopных конспектов», методика проведенных тестов, их результаты и интерпретация....

19 02 2025 14:30:23

Урок биологии по теме "Земноводные"


    Урок биологии по теме "Земноводные"

      Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....

18 02 2025 5:15:21

Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"

      Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....

16 02 2025 0:45:29

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс

Направления эволюции: прогресс и его способы реализации, регресс В трудах академиков А.   Н. Северцова и И. И. Шмальгаузена выделены два направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс. Биологический прогресс проявляется у тех систематических категорий, которые оказываются наиболее приспособленными к окружающим условиям....

15 02 2025 11:55:49

Урок-игра по теме «Основы цитологии»

Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

14 02 2025 11:29:36

Комплексный урок: "Строение головного мозга"


    Комплексный урок: "Строение головного мозга"

      Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

13 02 2025 13:22:23

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"


    Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

      Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

12 02 2025 7:59:26

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения

Отряд Рукокрылые - общая хаpaктеристика и особенности строения Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....

11 02 2025 16:36:46

Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"


    Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"

      На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....

10 02 2025 8:52:53

Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"


    Экспресс-вестник "Железы внутренней секреции"

      Школьники учатся лучше, когда в процессе обучения они могут активно действовать, по заданию учителя работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами. В этом помогают продуманные индивидуальные задания, которые не оставляют учеников равнодушными, а вызывают интерес к биологии. ...

09 02 2025 10:27:12

Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

      Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

08 02 2025 7:14:36

Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции


    Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции

      Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....

07 02 2025 2:51:52

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

06 02 2025 5:47:55

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

05 02 2025 8:30:11

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

04 02 2025 2:54:26

Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"

      Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда). ...

03 02 2025 0:53:53

Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"


    Биологическая игра "Удивительный мир Рептилий и Амфибий" Обобщающий урок по теме "Земноводные и Пресмыкающиеся животные"

      В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....

02 02 2025 23:48:44

Опыление Биология

Опыление  Биология В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...

01 02 2025 14:27:57

Горные породы и минералы. 5-й класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....

31 01 2025 11:40:11

Растительный и животный мир Тульской области


    Растительный и животный мир Тульской области

      Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....

30 01 2025 3:36:28

Урок по теме: "Значение эволюционного учения для охраны природы"

Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...

29 01 2025 7:52:50

Обобщающий урок по теме "Пищеварение"


    Обобщающий урок по теме "Пищеварение"

      На уроке учащиеся обобщают и систематизируют полученные знания об особенностях каждого отдела пищеварительной системы человека. Урок способствует воспитанию и пропаганде правил гигиены питания и бережного отношения к собственному здоровью....

28 01 2025 4:56:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::