Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс
ТЕМА: КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ
ГРУППА №1 (СТОЛ №1)
ВАРИАНТ №1
Подумайте!
1. При заболевании у больного повышается температура как защитная реакция организма. Однако при очень высокой температуре врачи прописывают лекарства, чтобы сбить ее. Как вы можете это объяснить?
ВАРИАНТ №2
Подумайте!
1. Рана загрязнена землей. Для предотвращения заболевания столбняком одни предлагают сделать прививку, другие – ввести сыворотку, Кто из них прав?
ВАРИАНТ №3
Подумайте!
1. При быстром восхождении на гору у здоровых туристов развивается “ горная болезнь”- одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки при частой тренировке со временем проходят.
Предположите, какие изменения происходят при этом в крови человека.
ВАРИАНТ №4
Подумайте!
1. В1 мм крови козы находится 10 млн эритроцитов размером 0,004; в крови человека в 1 мм – 5 млн эритроцитов размером 0,007; в крови лягушки в 1 мм – 400 000 эритроцитов размером 0,2. Чья кровь – человека, лягушки или козы – перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?
ГРУППА №2 (СТОЛ №2)
ВАРИАНТ №1
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ
Проследите путь лекарства рис.1, которое введено подкожно в верхнюю треть предплечья с целью снятия боли в голеностопе. Артериальную кровь обозначьте красным цветом, венозную – синим, а стенки сосудов и сердца – черной сплошной линией.
Рис.1.
Путь лекарства в организме: А – органы по
условию задачи; 5 – решение задачи; Л –
лекарство.
ВАРИАНТ №2
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ
Проследите по прилагаемой схеме рис.2, через какие кровеносные сосуды и отделы сердца пройдет табачный никотин (Н), обозначенный треугольником, от легочного пузырька (1).
До межклеточной жидкости ( МЖ) и клеток (К) головного мозга. Ответ изобразите графически
.
Рис 2.
А – условия задачи; Б – решение задачи:
/–легочный пузырек; Н (треугольники) –
никотин; 2 – капилляр” оплетающие легочный
пузырек; 3– легочная вена;. 4 – левое
предсердие; 5 – правое предсердие; 6 – правый
желудочек; 7 – левый желудочек; 8 – аорта;
9–артерия; 10 – капилляр головного мозга; МЖ
– межклеточная жидкость, К – клетки мозга;
стрелки – направление движения крови и никотина.
ВАРИАНТ №3
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ
Изобразите схематически карандашами, какой путь (через какие органы, кровеносные сосуды и отделы сердца) последовательна пройдет гормон адреналин(а) от надпочечника до печени рис.3.
Рис. 3.
Путь адреналина (а) в организме: А – органы по условиям задачи; Б – решение.
ВАРИАНТ № 4
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ
Представьте себе, что меченный эритроцит находится в легочной артерии( в, точке обозначенной цифрой 9) и двинулся вперед, причем он в пути не разрушится и нигде не задержится. Определите: а) возвратится ли этот эритроцит в то же место, в легочную артерию рис.4.
Рис.4 Схема строения сердца:
1 – левое предсердие; 2 – левый
желудочек; 3 – правое предсердие; 4 –
правый желудочек; 5 – аорта; 6 – легочные
вены; 7 – легочная ”этерия; 8 – полые вены;
9, 10 – полулунные клапаны; 11 – створчатые
клапаны; 12 – сухожильные нити.
ГРУППА №3 (СТОЛ №3)
ВАРИАНТ №1
Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий:
1. Основная трaнcпортная система организма, состоящая из плазмы и взвешенных в ней форменных элементов ...
2. Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из нее форменных элементов …
3. Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка …
4. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин ...
Ответы: 1 кровеносная система, 2 плазма, 3 свертывание крови, 4 эритроциты.
ВАРИАНТ №2
Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий:
1. Форменные элементы крови, имеющие ядро, не содержащие гемоглобин …
2. Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ …
3. Плазма крови, лишенная фибриногена …
4. Явление поглощения и переваривания лейкоцитами микробов и иных чужеродных тел …
Ответы: 1 тромбоциты, лейкоциты, 2иммунитет, 3 сыворотка, 4 фагоцитоз.
ВАРИАНТ № 3
Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий:
1. Препарат готовых антител, образовавшихся в крови животного, которое раньше специально заражалось этим возбудителем ...
2. Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека ...
3. Болезнь, хаpaктеризующаяся уменьшением количества крови и изменением ее качественного состава …
4. Наследственное заболевание, которое выражается в склонности к кровотечению в результате несвертывания крови ...
Ответы: 1 лечебная сыворотка, 2 вакцина, 3анемия, 4 гемофелия.
ВАРИАНТ №4
Напишите термины, исходя из определений соответствующих понятий:
1. Наследственный фактор (антиген), находящийся в эритроцитах. Впервые был обнаружен у макак ...
2. Орган, где формируются клетки крови и лимфы ...
3. Человек, получающий часть крови для пересадки ...
4. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания, и другие ткани или органы для пересадки больному …
Ответы: 1 резус-фактор, 2 красный костный мозг, 3 реципиент, 4 донор.
ГРУППА №4
ВАРИАНТ №1
Задание пpaктическое. Выполните лабораторную работу “Первая помощь при кровотечениях”.
Работайте по плану:
1. Получите необходимое для этого оборудование.
2. Представьте себе, что у соседа по парте из раны выше локтя алая кровь бьет фонтаном. Определите, какое это кровотечение. Окажите ему, соблюдая правила, первую помощь
ВАРИАНТ №2
Задание пpaктическое. Выполните лабораторную работу “Первая помощь при кровотечениях”.
Работайте по плану:
1. Получите необходимое для этого оборудование/
2. Окажите, соблюдая правила, первую помощь и обоснуйте правильность своих действий если у соседа по парте а) из раны ниже локтя течет обильно, но медленно.
ВАРИАНТ №3
Задание пpaктическое. Выполните лабораторную работу “Первая помощь при кровотечениях”.
Работайте по плану:
1. Получите необходимое для этого оборудование.
2. Из раны на виске медленно вытекает кровь.
3. Определите какое это кровотечение. Окажите первую помощь.
ВАРИАНТ №4
Задание пpaктическое. Выполните лабораторную работу “Первая помощь при кровотечениях”.
Работайте по плану:
1. Получите необходимое для этого оборудование.
2. Представьте себе, что у соседа из раны на щеке кровь бьет фонтаном.
3. Определите какое это кровотечение. Окажите, соблюдая правила, первую помощь и обоснуйте правильность своих действий.
Комментарии:
Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....
08 10 2024 8:53:33
Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...
07 10 2024 7:33:13
Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....
06 10 2024 11:13:41
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
05 10 2024 21:27:30
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
04 10 2024 14:31:13
Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....
03 10 2024 20:49:43
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...
02 10 2024 21:14:24
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества. ...
01 10 2024 17:52:24
Сознание человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....
30 09 2024 17:46:57
Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....
29 09 2024 7:43:34
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
28 09 2024 7:14:52
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
27 09 2024 11:27:39
Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....
26 09 2024 23:19:26
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....
25 09 2024 19:20:57
Современное общество предполагает развитие знаний, которые помогут каждому человеку выжить в экстремальной ситуации. Овладение наукой выживания необходимо современному человеку, поэтому обучающимся предлагается заранее подготовиться к преодолению и осознанию различных психофизиологических факторов. Предлагается разработка интегрированного урока по ОБЖ и биологии для 6-классников. В данном уроке используются различные формы: работа в группах, рассказ с элементами беседы. Работа в группах объединяет детей и помогает логически выстроить ответ, причем обосновать его. На уроке раскрываются понятия таких психофизиологических факторов, как страх, боль, переутомление, уныние, холод, жара, жажда и голод. Знания этих факторов помогут обучающимся не растеряться в экстремальной ситуации. Для лучшего усвоения понятий урок сопровождается презентацией, что позволяет обучающимся активизировать свое внимание. ...
24 09 2024 2:30:12
Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном прострaнcтве. ...
23 09 2024 7:10:49
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
22 09 2024 16:15:50
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
21 09 2024 15:51:54
Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....
20 09 2024 4:23:35
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
19 09 2024 10:37:29
В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....
18 09 2024 16:56:16
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
17 09 2024 2:40:31
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
16 09 2024 12:58:35
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
15 09 2024 17:36:55
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
14 09 2024 16:50:56
Урок проводится с целью познакомить учащихся со строением цветка; сформировать представление о значении цветка для растения. Для развития креативного мышления учащихся используются задания творческого хаpaктера....
13 09 2024 18:19:39
Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся. ...
12 09 2024 18:13:11
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
11 09 2024 22:23:32
Познавательный праздник по биологии посвящен 200-летию Ч. Дарвина. Цель праздника: расширить знания по биологии, развивать внимание учпеников, сообразительность, умение работать в коллективе. Мероприятие проходит в красочно оформленном зале в стиле XIX века или на палубе корабля. Учащиеся 9−11-х классов создают 4 комaнды по 4 учащихся, которые готовят свое выступление (сюрприз). Познавательно-активная часть представляет собой викторины, конкурсы, игры....
10 09 2024 9:54:18
Урок составлен на основе технологии развития критического мышления, где реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Стратегиями урока являются основные приемы - кластер и таблица "Знаю - Хочу знать - Узнал". На уроке также используются приемы: ключевые слова, инсерт-чтение с маркировкой текста, синквейн - форма письменной рефлексии. ...
09 09 2024 9:57:46
О семейных экологических конкурсах, их планировании и тематике....
08 09 2024 11:58:50
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...
07 09 2024 18:51:43
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
06 09 2024 16:35:45
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
05 09 2024 11:26:49
Актуальность курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды. Возрастающее влияние человека на природные системы требует перестройки биологического образования. Данная программа имеет цель: формирование экологического мышления у школьников....
04 09 2024 8:30:23
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
03 09 2024 10:33:52
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях. ...
02 09 2024 17:43:43
Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....
01 09 2024 15:22:10
Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...
31 08 2024 0:58:36
Наш проект является примером того, что достаточно простые методики могут позволить точно и объективно исследовать водные объекты в условиях школы. ...
30 08 2024 3:49:16
Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....
29 08 2024 12:18:45
Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....
28 08 2024 4:26:57
Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....
27 08 2024 1:50:50
Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....
26 08 2024 22:36:15
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
25 08 2024 12:35:27
У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....
24 08 2024 17:39:24
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...
23 08 2024 17:41:41
Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....
22 08 2024 21:10:26
Урок формулирует значение дыхания в жизни человека, определить особенности строения воздухоносных путей и их функцию. На уроке активно используются возможности информационного центра в индивидуальном разноуровневом тестировании на компьютерах, а также возможности интеpaктивной доски. Урок пронизан метапредметными связями, в нем есть элемент фантастики....
21 08 2024 18:15:26
Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...
20 08 2024 3:23:28
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::