Открытый урок "Воздушное питание"

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений
Задачи урока:
- Образовательная: определить или доказать существование другого, кроме почвенного, способа питания у растений.
- Воспитательная: воспитать у учащихся понимание важности охраны зеленых насаждений.
- Развивающая: расширить кругозор, объединив знания учащихся по естественным наукам из пропедевтики.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Фронтальный опрос. (3 - 5 минут)
Изучив морфологию (строение корня, стeбля, листа), мы с вами начали большую тему: \"Жизнь растения\".
Какие процессы жизнедеятельности вы можете назвать? (Питание, дыхание, размножение, обмен веществ).
И начали мы с вами с процесса питания. Что такое питание? (учащиеся дают ответ).
Какие вещества мы называем питательными? Приведите примеры.
Для чего необходимы питательные вещества.
При недостатке минеральных веществ, что предпринимает человек?
Как мы можем доказать, что в состав органов растения входят органические вещества: например, крахмал.
Каким образом в растение поступают неорганические вещества?
Таким образом, какой же тип питания мы с вами уже изучили?
Учитель: 1000 лет назад почвенное или корневое питание считалось самым главным и единственным способом питания растений. В далекие времена люди считали, что растение - это перевернутое вниз головой животное. В корне, думали они, имеется желудок и рот, и растение, также как человек, заглатывает и переваривает пищу добывая ее в Земле. Проверить эту точку зрения взялся в начале XVI века голландский натуралист Ян Ван Гельмонт.
Ученик - историк рассказывает об опыте ученого и делает вывод о том, что питательные вещества растение получает не из Земли, а из воды.
На два столетия в науке утвердилась теория водного питания растения, по которой именно из воды создаются вещества, слагающие тело растения, другие органы лишь помогали растению, например испарять лишнюю воду.
Теперь мы с вами можем перейти к изучению другого процесса жизнедеятельности, например дыхание или у вас появились вопросы?
Ученик - химик задает вопрос. (Проблема урока)
Как же переходить к дыханию, когда получается, что из воды все живые организмы будут получать питательные вещества, тогда ни какие другие продукты не нужны? Питайся водой!!!
Учитель - вот целью нашего урока и будет задача определить или доказать: существует ли другой способ питания растения - не из Земли, и прав ли Ян Ван Гельмонт, что питание в воде.
Вы уже изучали в начальных классах и в 5 кл. основы пропедевтики введение в естествознание, так давайте попробуем опровергнуть или подтвердить теорию водного питания.
Главное быть внимательными и на каждом этапе изучения делать выводы. Приглашаются к обсуждению знатоки химии, физики, физиологии и т.д.
III. Основная часть.
Химик - 1: Ван Гельмонт поливал растение дождевой водой, а мы знаем, что дождевая вода пример дистиллированной воды, которая не имеет солей, а значит, ни азота, ни калия, ни микро- и макроэлементов в ней нет. А значит и на массу растения повлиять не могла. Следовательно, есть другой способ питания.
Химик - 2: Мы знаем, что формула воды H2О - \"аш-2-О\", а в состав органических веществ входит еще и углерод, который не присутствует в молекуле воды. Значит он поступает в растение другим способом.
Физиолог - мы знаем, что благодаря растениям, наша атмосфера в процессе эволюции насыщалась и насыщается кислородом, которым дышат все живые организмы. Именно кислород участвовал в образовании озонового слоя, защищающего нашу Планету от ультра - фиолетовых лучей. Поэтому, не могло растение и увеличивать в весе, и выделять кислород, а масса почвы не изменялась. Значит есть другой способ получения веществ для питания.
Учитель - важную роль в понимании этой проблемы сыграло открытие, совершенное английским химиком Джозефом Пристли в 1771 году.(Используется материал детской энциклопедии по биологии).
Биофизик - интересно напомнить всем, как осуществляется газообмен? Мы знаем, что вещества состоят из молекул. Молекулы в зависимости от агрегатного состояния находятся в движении. Газообразные вещества, а это углекислый газ и кислород, диффундируют, в направлении из большей концентрации в меньшую и происходит это через устьица листа.
Учитель - Пристли искал способ очистить \"воздух\", испорченный дыханием мышей, а доказал, что растения выделяют газ. Сегодня мы с вами, что сказали? От какого газа мы задыхаемся? ::.. А какой газ способствует дыханию? :::
А тогда он его охлаждал, нагревал и только потом поставил растение, считая, что оно погибнет.
Вывод - растения не только очищают воздух, но и делают его пригодным для дыхания. Но эти опыты не всегда удавались. В 1779 году голландский ученый отметил, что непременным условием удачного опыта являются наличие света, солнечного света. Слово пpaктикам.
Пpaктики.
- опыты с растениями по выделению кислорода. Вывод: на свету кислород выделяется, а в темноте нет (свет - квант, фотон).
- опыты с геранью по определению органического вещества. Вывод: на свету в листьях образуется органическое вещество - крахмал, что было проверено йодом. Историк: рядом ученых было установлено, что растения из воздуха поглощают углекислый газ, их которого при участии воды на свету образуется органическое вещество. Именно этот процесс в 1877 году немецкий ученый Пфеффер назвал фотосинтезом.
- опыты, показывающие, что только в зеленых клетках образуется крахмал (табл. растение колеус)
Вывод: органическое вещество образуется только в зеленых клетках, где находятся пластиды и пигмент хлорофилл, по химическому составу схожий с гемоглобином крови.
Историк: в 1845 году Майер выдвинул предположение, что энергия используемая растениями, - это энергия солнца, которую они превращают в энергию химических связей.
Физиолог: это положение было развито и экспериментально подтверждено в исследованиях замечательного русского ученого Климента Аркадиевича Тимирязева. Именно он назвал лист уникальным поваром, и посвятил изучению хлорофилла около 30 лет.
Учитель: подведем итоги. На доске, на большой схеме, вместе с учениками еще раз делает по опытам выводы и составляет схему.
В листьях сначала образуется сахар, который затем превращается в крахмал (из учебника).
Крахмал образуется только при наличии в воздухе углекислого газа и воды, поступающей из почвы через корни и стебель.
Данный процесс происходит только в зеленых клетках.
Углекислый газ поступает только через устьица.
Образование кислорода и сахара происходит при наличии света (фотона).
Т.о. вы видите на доске, что в листьях происходит сложный процесс превращения одних веществ в другие и Пфеффер назвал этот процесс фотосинтезом. Давайте дадим определение данному процессу. Фотосинтез - это:
Физиолог: 80% кислорода выделяется морскими и 20% наземными растениями. Поглощать углекислый газ из воздуха не так-то легко, ведь его в нем 0.03%. И для получения - роста одного дерева высотой 9 метров и толщиной 33 см нужно воздуха из 10 000 таких классных комнат как у нас.
IV. Итог урока. Целью нашего урока было опровергнуть или подтвердить предположение древних и Яна Ван Гельмонта. Что мы по этому поводу можем сказать? Ученики:
Кроме почвенного - корневого питания существует воздушное, т.к. углекислый газ, необходимый для фотосинтеза поступает из воздуха.
Корень не является единственным \"ртом\" через который поступают питательные вещества.
Зеленые растения сами обеспечивают себя органическими веществами, которые расходуются на рост и развитие органов растения.
Фотосинтез не возможен без света, воды, углекислого газа, пигмента хлорофилла.
Лист орган воздушного питания.
Домашнее задание:
V. Закрепление.
Тест
Задачи - вопросы:
- Почему на многих листовых пластинах растения образуются вырезы?
- Почему листья на стeбле кукурузы располагаются горизонтально и вертикально?
- Существуют ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат и т.д.) и временем суток? Почему?
- Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли поступила хозяйка? Почему?
В процессе фотосинтеза огурцы выращиваемые в теплицах поглощают 1 килограмм углекислого газа при образовании 7 килограммов плодов: сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов; как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе школьных теплиц.
Изобретатель паровоза Стефенсон как-то задал вопрос своему приятелю: \"Что движет проходящий перед нами поезд?\" \"Конечно, твое изобретение\" - ответил его друг \"Нет, - сказал Стефенсон,- его движет тот солнечный луч, который сотни миллионов лет поглотило зеленое растение\". Почему он так ответил?
Растения - фабрики органических веществ, работающих на солнечной энергии. Животные как гетеротрофы преобразуют вещества первоначально созданные растениями. К.А. Тимирязев писал: \"человек вправе, наравне с самим китайским императором величать себя сыном солнца\". Растения доносят до всех живых существ планеты энергию солнечных лучей - фотонов. Какая в этом роль фотосинтеза?
P.S. Продуктивность фотосинтеза - один грамм органического вещества на 1 м2 листьев в час. Ежегодно в результате фотосинтеза поглощается 600 миллиардов тонн углекислого газа и образуется около 400 миллиардов тонн органического вещества. Годовая потребность одного человека в кислороде обеспечивается функционированием 10-12 деревьев среднего возраста. Леса, водоросли, считаются \"зелеными легкими\" нашей планеты.
Выставление оценок, поощрение наиболее активно работавших детей.
Комментарии:
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач.
...
15 12 2025 4:55:25
Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....
14 12 2025 5:23:38
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
13 12 2025 2:49:13
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
12 12 2025 10:14:19
Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....
11 12 2025 9:44:55
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
10 12 2025 22:43:20
Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме «Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники комaнд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....
09 12 2025 23:39:48
Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера.
...
08 12 2025 3:40:48
У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....
07 12 2025 4:32:43
Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....
06 12 2025 20:31:44
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного.
...
05 12 2025 5:25:22
Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....
04 12 2025 3:43:48
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
03 12 2025 23:11:31
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
02 12 2025 10:48:24
Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....
01 12 2025 3:59:25
Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....
30 11 2025 14:10:27
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
29 11 2025 13:14:58
Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах.
...
28 11 2025 17:32:56
Урок призван систематизировать знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных частей и органоидов клетки, сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на Земле....
27 11 2025 23:46:39
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
26 11 2025 1:12:12
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами.
...
25 11 2025 10:41:30
Урок ботаники для 6-го класса по семейству «Пасленовые».
Тип урока – комбинированный с элементами нетрадиционного урока.
Способствует развитию мотивации учащихся, познавательной деятельности на уроках биологии....
24 11 2025 19:34:22
На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам.
...
23 11 2025 1:52:49
Цель урока: продолжить формирование представлений о многообразии и единстве животного мира.
...
22 11 2025 22:57:21
Внеклассное интегрированное мероприятие «Вредным привычкам – нет!» (обществознание + биология) разработано для учащихся 8-х классов. Вечер проводится в форме ролевой игры – суда над пагубными привычками. В ходе мероприятия на конкретных примерах демонстрируется опасность употрeбления наркотических средств, алкоголя, табака, учащиеся информируются о непоправимых последствиях их использования; формируется негативное отношение детей к пагубным привычкам.
...
21 11 2025 9:59:25
Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков.
...
20 11 2025 14:43:10
Цель урока: познакомиться с органоидами клетки, их функциями; обобщить и систематизировать знания о строении клетки; познакомиться со строением и функциями органоидов клетки; сформировать навыки пpaктического применения знаний....
19 11 2025 21:43:51
В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
...
18 11 2025 18:55:13
Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....
17 11 2025 16:44:12
Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....
16 11 2025 8:23:17
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности.
...
15 11 2025 5:47:30
На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....
14 11 2025 23:25:19
Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....
13 11 2025 9:19:20
Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....
12 11 2025 18:20:56
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
11 11 2025 11:18:54
Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....
10 11 2025 7:31:24
Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....
09 11 2025 6:42:55
Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Пpaктическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...
08 11 2025 7:35:29
Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....
07 11 2025 10:46:27
Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока.
...
06 11 2025 0:10:56
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы.
...
05 11 2025 13:51:47
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
04 11 2025 19:26:35
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
03 11 2025 7:29:17
Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
02 11 2025 13:17:59
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
01 11 2025 17:42:11
Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы".
На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....
31 10 2025 9:28:46
Данный пpaктический курс предлагает изучение экологических и биологических понятий по теме "Популяция" на местном материале с помощью исследовательского проекта. Объектами исследования могут стать как домашние животные, так и дикие. Курс поможет приобрести школьникам навыки исследования, анализа и защиты своего проекта. Примерами ученических результатов может стать презентация, буклет, печатная статья. На основе полученных результатов возможно написание научных работ.
...
30 10 2025 15:44:42
Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....
29 10 2025 19:40:25
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
28 10 2025 8:40:22
Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....
27 10 2025 3:44:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




