Открытый урок "Воздушное питание" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Открытый урок "Воздушное питание"


    Открытый урок "Воздушное питание"

Цель урока: сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений

Задачи урока:

  • Образовательная: определить или доказать существование другого, кроме почвенного, способа питания у растений.
  • Воспитательная: воспитать у учащихся понимание важности охраны зеленых насаждений.
  • Развивающая: расширить кругозор, объединив знания учащихся по естественным наукам из пропедевтики.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Фронтальный опрос. (3 - 5 минут)

Изучив морфологию (строение корня, стeбля, листа), мы с вами начали большую тему: \"Жизнь растения\".

Какие процессы жизнедеятельности вы можете назвать? (Питание, дыхание, размножение, обмен веществ).

И начали мы с вами с процесса питания. Что такое питание? (учащиеся дают ответ).

Какие вещества мы называем питательными? Приведите примеры.

Для чего необходимы питательные вещества.

При недостатке минеральных веществ, что предпринимает человек?

Как мы можем доказать, что в состав органов растения входят органические вещества: например, крахмал.

Каким образом в растение поступают неорганические вещества?

Таким образом, какой же тип питания мы с вами уже изучили?

Учитель: 1000 лет назад почвенное или корневое питание считалось самым главным и единственным способом питания растений. В далекие времена люди считали, что растение - это перевернутое вниз головой животное. В корне, думали они, имеется желудок и рот, и растение, также как человек, заглатывает и переваривает пищу добывая ее в Земле. Проверить эту точку зрения взялся в начале XVI века голландский натуралист Ян Ван Гельмонт.

Ученик - историк рассказывает об опыте ученого и делает вывод о том, что питательные вещества растение получает не из Земли, а из воды.

На два столетия в науке утвердилась теория водного питания растения, по которой именно из воды создаются вещества, слагающие тело растения, другие органы лишь помогали растению, например испарять лишнюю воду.

Теперь мы с вами можем перейти к изучению другого процесса жизнедеятельности, например дыхание или у вас появились вопросы?

Ученик - химик задает вопрос. (Проблема урока)

Как же переходить к дыханию, когда получается, что из воды все живые организмы будут получать питательные вещества, тогда ни какие другие продукты не нужны? Питайся водой!!!

Учитель - вот целью нашего урока и будет задача определить или доказать: существует ли другой способ питания растения - не из Земли, и прав ли Ян Ван Гельмонт, что питание в воде.

Вы уже изучали в начальных классах и в 5 кл. основы пропедевтики введение в естествознание, так давайте попробуем опровергнуть или подтвердить теорию водного питания.

Главное быть внимательными и на каждом этапе изучения делать выводы. Приглашаются к обсуждению знатоки химии, физики, физиологии и т.д.

III. Основная часть.

Химик - 1: Ван Гельмонт поливал растение дождевой водой, а мы знаем, что дождевая вода пример дистиллированной воды, которая не имеет солей, а значит, ни азота, ни калия, ни микро- и макроэлементов в ней нет. А значит и на массу растения повлиять не могла. Следовательно, есть другой способ питания.

Химик - 2: Мы знаем, что формула воды H2О - \"аш-2-О\", а в состав органических веществ входит еще и углерод, который не присутствует в молекуле воды. Значит он поступает в растение другим способом.

Физиолог - мы знаем, что благодаря растениям, наша атмосфера в процессе эволюции насыщалась и насыщается кислородом, которым дышат все живые организмы. Именно кислород участвовал в образовании озонового слоя, защищающего нашу Планету от ультра - фиолетовых лучей. Поэтому, не могло растение и увеличивать в весе, и выделять кислород, а масса почвы не изменялась. Значит есть другой способ получения веществ для питания.

Учитель - важную роль в понимании этой проблемы сыграло открытие, совершенное английским химиком Джозефом Пристли в 1771 году.(Используется материал детской энциклопедии по биологии).

Биофизик - интересно напомнить всем, как осуществляется газообмен? Мы знаем, что вещества состоят из молекул. Молекулы в зависимости от агрегатного состояния находятся в движении. Газообразные вещества, а это углекислый газ и кислород, диффундируют, в направлении из большей концентрации в меньшую и происходит это через устьица листа.

Учитель - Пристли искал способ очистить \"воздух\", испорченный дыханием мышей, а доказал, что растения выделяют газ. Сегодня мы с вами, что сказали? От какого газа мы задыхаемся? ::.. А какой газ способствует дыханию? :::

А тогда он его охлаждал, нагревал и только потом поставил растение, считая, что оно погибнет.

Вывод - растения не только очищают воздух, но и делают его пригодным для дыхания. Но эти опыты не всегда удавались. В 1779 году голландский ученый отметил, что непременным условием удачного опыта являются наличие света, солнечного света. Слово пpaктикам.

Пpaктики.

  • опыты с растениями по выделению кислорода. Вывод: на свету кислород выделяется, а в темноте нет (свет - квант, фотон).
  • опыты с геранью по определению органического вещества. Вывод: на свету в листьях образуется органическое вещество - крахмал, что было проверено йодом. Историк: рядом ученых было установлено, что растения из воздуха поглощают углекислый газ, их которого при участии воды на свету образуется органическое вещество. Именно этот процесс в 1877 году немецкий ученый Пфеффер назвал фотосинтезом.
  • опыты, показывающие, что только в зеленых клетках образуется крахмал (табл. растение колеус)

Вывод: органическое вещество образуется только в зеленых клетках, где находятся пластиды и пигмент хлорофилл, по химическому составу схожий с гемоглобином крови.

Историк: в 1845 году Майер выдвинул предположение, что энергия используемая растениями, - это энергия солнца, которую они превращают в энергию химических связей.

Физиолог: это положение было развито и экспериментально подтверждено в исследованиях замечательного русского ученого Климента Аркадиевича Тимирязева. Именно он назвал лист уникальным поваром, и посвятил изучению хлорофилла около 30 лет.

Учитель: подведем итоги. На доске, на большой схеме, вместе с учениками еще раз делает по опытам выводы и составляет схему.

В листьях сначала образуется сахар, который затем превращается в крахмал (из учебника).

Крахмал образуется только при наличии в воздухе углекислого газа и воды, поступающей из почвы через корни и стебель.

Данный процесс происходит только в зеленых клетках.

Углекислый газ поступает только через устьица.

Образование кислорода и сахара происходит при наличии света (фотона).

Т.о. вы видите на доске, что в листьях происходит сложный процесс превращения одних веществ в другие и Пфеффер назвал этот процесс фотосинтезом. Давайте дадим определение данному процессу. Фотосинтез - это:

Физиолог: 80% кислорода выделяется морскими и 20% наземными растениями. Поглощать углекислый газ из воздуха не так-то легко, ведь его в нем 0.03%. И для получения - роста одного дерева высотой 9 метров и толщиной 33 см нужно воздуха из 10 000 таких классных комнат как у нас.

IV. Итог урока. Целью нашего урока было опровергнуть или подтвердить предположение древних и Яна Ван Гельмонта. Что мы по этому поводу можем сказать? Ученики:

Кроме почвенного - корневого питания существует воздушное, т.к. углекислый газ, необходимый для фотосинтеза поступает из воздуха.

Корень не является единственным \"ртом\" через который поступают питательные вещества.

Зеленые растения сами обеспечивают себя органическими веществами, которые расходуются на рост и развитие органов растения.

Фотосинтез не возможен без света, воды, углекислого газа, пигмента хлорофилла.

Лист орган воздушного питания.

Домашнее задание:

V. Закрепление.

Тест

Задачи - вопросы:

  • Почему на многих листовых пластинах растения образуются вырезы?
  • Почему листья на стeбле кукурузы располагаются горизонтально и вертикально?
  • Существуют ли взаимосвязь между сбором листовых овощей (укроп, шпинат и т.д.) и временем суток? Почему?
  • Хозяйка на дачном участке оборвала зеленые листья капусты на корм кроликам. Правильно ли поступила хозяйка? Почему?

В процессе фотосинтеза огурцы выращиваемые в теплицах поглощают 1 килограмм углекислого газа при образовании 7 килограммов плодов: сколько кг углекислого газа потребуется, чтобы получить 300 кг огурцов; как можно увеличить содержание углекислого газа в воздухе школьных теплиц.

Изобретатель паровоза Стефенсон как-то задал вопрос своему приятелю: \"Что движет проходящий перед нами поезд?\" \"Конечно, твое изобретение\" - ответил его друг \"Нет, - сказал Стефенсон,- его движет тот солнечный луч, который сотни миллионов лет поглотило зеленое растение\". Почему он так ответил?

Растения - фабрики органических веществ, работающих на солнечной энергии. Животные как гетеротрофы преобразуют вещества первоначально созданные растениями. К.А. Тимирязев писал: \"человек вправе, наравне с самим китайским императором величать себя сыном солнца\". Растения доносят до всех живых существ планеты энергию солнечных лучей - фотонов. Какая в этом роль фотосинтеза?

P.S. Продуктивность фотосинтеза - один грамм органического вещества на 1 м2 листьев в час. Ежегодно в результате фотосинтеза поглощается 600 миллиардов тонн углекислого газа и образуется около 400 миллиардов тонн органического вещества. Годовая потребность одного человека в кислороде обеспечивается функционированием 10-12 деревьев среднего возраста. Леса, водоросли, считаются \"зелеными легкими\" нашей планеты.

Выставление оценок, поощрение наиболее активно работавших детей.



Комментарии:

Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"


    Урок экологии в 7-м классе "Водоем как многоэтажное жилище"

      Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....

21 12 2025 1:48:12

Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"


    Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"

      Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач. ...

20 12 2025 8:32:39

Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень


    Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень

      Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....

19 12 2025 9:24:53

Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве". Роман В.Дудинцева "Белые одежды"

      Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....

18 12 2025 13:13:59

Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"


    Урок для 7-х классов с элементами технологии критического мышления "Хищные птицы"

      Критическое мышление – это разумное рефлективное мышление, сформированное на решении того, во что верить и что делать, поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений....

17 12 2025 1:21:35

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внутреннее строение стeбля". 6-й класс

      Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

16 12 2025 10:33:48

ЦОРы: необходимость или дань моде?


    ЦОРы: необходимость или дань моде?

      Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...

15 12 2025 23:55:21

Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"


    Урок-проект "В чем опасность этилового спирта"

      Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....

14 12 2025 19:43:40

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

13 12 2025 16:48:57

Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные


    Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

      Данный урок проводится после изучения типа «Простейшие» по программе В.В. Пасечника (учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип «Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...

12 12 2025 12:19:39

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....

11 12 2025 23:36:22

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

10 12 2025 7:23:21

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

      На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

09 12 2025 22:29:54

Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"


    Интегрированный урок (окружающий мир + фитодизайн) (дополнительное образование) во 2-м классе по теме "Сезонные изменения в природе. В гости к осени"

      Целью данного урока является развитие чувственного восприятия окружающего мира. Для этого используется психотренинг как способ комплексного раскрытия всех анализаторов восприятия (слуха, обоняния, осязания и т.д.) Дети входят в гармонию с природой, что позволяет им легко построить логическую цепочку «Зависимости времени года на Земле от Солнца». ...

08 12 2025 12:43:59

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

07 12 2025 13:20:10

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение

Торможение условных рефлексов. Внешнее и внутреннее торможение Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....

06 12 2025 20:17:47

Грибы: их многообразие и значение. 5-й класс

Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....

05 12 2025 16:23:49

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....

04 12 2025 8:19:43

Стебель как основная часть побега


    Стебель как основная часть побега

      Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....

03 12 2025 1:59:55

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

02 12 2025 3:39:42

Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"


    Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"

      На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают хаpaктерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме «Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....

01 12 2025 2:48:51

Урок по теме "Тип члeнистоногие. Класс paкообразные"

Урок использует презентацию как дополнительный иллюстративный и учебный материал, при подготовке учащихся. Ученики решают тесты, выполняют лабораторную работу, с карточками....

30 11 2025 17:50:46

Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся


    Модульно-блочная система обучения как средство формирования самостоятельного творческого мышления учащихся

      Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий. ...

29 11 2025 9:34:50

Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Развитие насекомых". 7-й класс

      В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....

28 11 2025 11:44:43

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

27 11 2025 1:54:54

Путешествие в растительную клетку

Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....

26 11 2025 7:53:34

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты

Клеточные и неклеточные формы: вирусы, бактериофаги и эукариоты Все живое разделено на 2 империи — клеточные и неклеточные формы жизни. Основными формами жизни на Земле являются организмы клеточного строения. Этот тип организации присущ всем видам живых существ, за исключением вирусов, которые рассматриваются как неклеточные формы жизни....

25 11 2025 16:33:57

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

24 11 2025 0:54:48

Выгонка луковичных растений в школе


    Выгонка луковичных растений в школе

      В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области. ...

23 11 2025 16:59:17

Эволюционные преобразования обмена веществ


    Эволюционные преобразования обмена веществ

      Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....

22 11 2025 0:39:34

Изготовление кормушек для зимующих птиц (мастер-класс)


    Изготовление кормушек для зимующих птиц (мастер-класс)

      Данный мастер-класс ориентирован на изготовление кормушек из вторичного сырья. Для изготовления кормушек по данной технологии необходим минимальный набор принадлежностей. Ну и, конечно же, увлеченность, трудолюбие, фантазия и желание помочь птицам. Все это позволяет провести данный мастер-класс в любом кабинете учебного заведения, библиотеке и т.д. ...

21 11 2025 2:50:38

Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"


    Научный проект "Комнатные растения, или Опасная красота"

      Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....

20 11 2025 5:34:24

Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс


    Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс

      Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....

19 11 2025 2:15:30

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

18 11 2025 2:19:44

Разработка урока по теме "Тип Губки"


    Разработка урока по теме "Тип Губки"

      Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....

17 11 2025 7:53:56

Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс

      Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....

16 11 2025 20:37:47

Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"


    Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"

      На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....

15 11 2025 23:41:33

Особенности организации кольчатых червей


    Особенности организации кольчатых червей

      Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....

14 11 2025 9:44:23

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

      Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

13 11 2025 13:28:15

Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Круги кровообращения". 8-й класс

      Цель урока: научить учащихся самостоятельно, без ошибок прослеживать весь путь движения крови по малому и большому кругам кровообращения, развивать наблюдательность и внимание. В начале урока с целью проверки домашнего задания используются карточки-схемы, с которыми работают все ученики. Закрепление темы сопровождается мультимедийной презентацией, самостоятельной работой с учебником и схемой, которую учащиеся заносят в тетрадь....

12 11 2025 9:33:31

Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"


    Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"

      Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....

11 11 2025 18:18:38

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"


    Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

      Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....

10 11 2025 1:35:29

Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"


    Использование технологии педогогических мастерских на уроках биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусов"

      Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....

09 11 2025 13:47:28

Урок-экскурсия в виртуальный институт "Дендритоаксония"


    Урок-экскурсия в виртуальный институт "Дендритоаксония"

      Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии. ...

08 11 2025 21:48:15

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции

Микроэволюция и ее формы. Значение мутаций для микроэволюции Микроэволюция – это процесс перестройки генофонда популяций под влиянием внешних факторов, в результате чего появляются новые виды....

07 11 2025 17:13:48

Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"

      Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...

06 11 2025 4:52:27

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс


    Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

      Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

05 11 2025 5:50:56

Урок биологии. Тема: "Хаpaктерные особенности растений семейства крестоцветные". 7-й класс

На уроке учащиеся вспоминают материал 6-го класса по строению корней, листьев, цветков, плодов и применяют полученные знания для изучения темы "Семейства крестоцветные". Выявляют особенности строения растений семейства, рассматривают представителей, выясняют важность растений для человека....

04 11 2025 23:52:22

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»


    Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

      На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

03 11 2025 22:59:29

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом


    Особенности внешнего и внутреннего строения птиц, связанные с полетом

      Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....

02 11 2025 12:33:22

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::