План урока "Строение и функции нервной системы" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


План урока "Строение и функции нервной системы"


    План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система», одной из самых важных и сложных для понимания учащихся.
В качестве оборудования используются стандартные таблицы по биологии к теме «Нервная система», муляжи спинного и головного мозга – те наглядные пособия, которые использовались при изучении данной темы.

В процессе изучения нервной системы выяснилось, что обучающиеся с большим интересом  и ответственностью относятся к восприятию сложного материала. Развитие интереса учащихся можно рассматривать не только как цель или средство, но и результат обучения, организованного на научной основе. В ходе работы учащиеся овладевают всем комплексом проблем, активно и самостоятельно добывают знания. При этом меняется роль учителя: из источника учебной информации он превращается в организатора познавательного процесса.

При наблюдении за самостоятельной работой  легче выявить  типичные затруднения обучающихся в усвоении нового материала. Пробелы в знаниях ликвидируется в результате дополнительных разъяснений и отработки полученных знаний.
К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний».

Во время урока дети должны показать знания фактического материала, умение применять эти знания на пpaктике. Для этого им предлагаются следующие формы работы:

  1. Блиц-опрос
  2. Пpaктическая работа
  3. Решение биологических задач
  4. Биологический диктант
  5. Работа с наглядными пособиями
  6. Работа с «немыми» таблицами

Данные разнообразные формы работы позволяют за небольшой период  времени (урок длится 40 минут) наиболее полно повторить и обобщить изученный материал.
Повторение теоретического материала происходит в результате блиц-опроса, биологического диктанта, пpaктической работы. Ответы на вопросы не пространные, а конкретные, что позволяет охватить больший объём теоретических сведений.

При решении задач, напротив, предполагается не просто владение фактической информацией, но умение сопоставлять данные, делать логические выводы.
Биологические задачи играют важную роль в понимании функций нервной системы, решение которых даёт возможность спроецировать свои теоретические знания на реальные жизненные ситуации, связанные с деятельностью нервной системы.

Работа с наглядными пособиями даёт возможность зрительно наглядно усилить и закрепить теоретические представления  о строении изучаемого предмета.
На «немых» рисунках (из Приложения 2) учащимся необходимо узнать и назвать изображенные детали или отделы нервной системы. Подобные задания включены в ЕГЭ и уже в 8 классе ученики должны с ними знакомиться и уметь их выполнять.

Контроль знаний – очень важный этап обучения. За работу на каждом этапе урока выставляются баллы, сумма баллов определяет рейтинговую оценку по данной теме. Обучающийся получает высшую оценку «5», если он принимает участие во всех видах деятельности на уроке и даёт правильные ответы.
Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес  обучающихся. Ученики демонстрируют хорошие знания, низких рейтинговых оценок пpaктически не бывает.

Тема урока: Строение и функции нервной системы.

Цели урока:

  • Определить степень усвоения учащимися фактических знаний по теме «Строение и функции  нервной системы».
  • Используя задания, требующие от учащихся логического мышления и применения знаний для научного объяснения физиологических явлений, выяснить степень развития интеллектуальных способностей учащихся при изучении темы «Нервная система».

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма урока: смотр знаний.

Продолжительность урока – 40 минут.

Оборудование: таблицы «Строение нервной ткани», «Строение нервной системы», «Строение головного мозга», «Строение спинного мозга», муляжи, дидактические карточки, компьютер, проектор, портрет И.П.Павлова.

1. На доске написаны слова «Мозг – самое совершенное и сложное из созданий земной природы». И.П.Павлов.
2. На каждом столе у учащихся лежит план  урока, который отображает порядок проведения заданий, задач и т. д. для того, чтобы дети хорошо ориентировались в том, что им предстоит делать во время урока (Приложение 1).
3. На столах лежат листы бумаги, где учащиеся будут выполнять задания.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Учитель напоминает учащимся о том, что на уроке подводятся итоги изучению сложной и важной темы «Нервной системы».

2. Урок начинается с «разминки» – общих вопросов, являющихся основой для понимания строения и функций нервной системы.

  • Какие существуют типы нервной системы?
  • Какого типа нервная система у человека?
  • Какие клетки образуют нервную ткань?
  • Какие бывают нейроны? Какие функции они выполняют?
  • Какие нейроны не выходят за пределы ЦНС.?
  • Что образуют тела нейронов?
  • Что образуют длинные отростки нейронов?
  • Что такое рефлекс?

Ответы учащихся: диффузная, лестничная, узловая, трубчатая; нейроны; чувствительные, вставочные, исполнительные; серое вещество; нервы; ответная реакция организма на раздражение при участии и контроле нервной системы.

3. Учащимся предлагается пpaктическая работа (время проведения работы – 5 мин.)

Задания работы даны на карточках в двух вариантах.

1 вариант.

Рассмотрите рисунок, определите, что изображено на нём?

– Назовите составные его части, обозначенные цифрами 1-5.

2 вариант.

Внимательно рассмотрите рисунок. Какую ошибку допустил автор, изображая нейрон? Обоснуйте свой ответ.

Выполненную работу учащиеся откладывают на край стола.

4. После выполнения пpaктической работы, учитель предлагает учащимся назвать отделы нервной системы.
Они называют: спинной мозг, головной мозг, периферическую нервную систему, вегетативную нервную систему (показывают эти отделы на таблицах).
Учитель предлагает вспомнить:

1. Какие функции выполняет спинной мозг?
2. Как называются нервы, отходящие от спинного мозга? Сколько их?
3. Что образует белое вещество спинного мозга?
4. Что образует серое вещество спинного мозга?

Ответы учащихся: рефлекторную, проводящую; 31 пара спинномозговых нервов; проводящие пути;  центры безусловных двигательных рефлексов.
Для более глубокого осознания функций спинного мозга и значения его, учитель предлагает учащимся решить две биологические задачи.

Задача 1.

1. Нога двигается, но не чувствует боли (повреждены задние корешки мозга)
2. Нога не двигается (паралич), но чувствует боль (повреждены передние корешки мозга)
3. Нога лишилась чувствительности и парализована (повреждены передние и задние корешки мозга).

Задача 2.

Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражён спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы, а так же работают внутренние органы.

Ответы учащихся: У человека важнейшим отделом н. с. является головной мозг, покрытый корой больших полушарий. Она является материальной основой психической деятельности человека. Работа внутренних органов во многом зависит от деятельности вегетативной нервной системы (блуждающий нерв). Поэтому  головной мозг может работать автономно – независимо от других отделов нервной системы.

5. После решения задач учитель обращает внимание учащихся на слова академика И.П.Павлова, написанные на доске «Мозг – самое совершенное и сложное из созданий земной природы».

Предлагается  назвать отделы головного мозга. Учащиеся перечисляют отделы головного мозга и показывают их на таблице и муляжах.
Это: продолговатый, средний, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария.

6. Учащимся предлагается ответить на вопросы биологического диктанта.

Диктант

1. Какой отдел мозга управляет координацией движений, поддерживает позы и равновесие? (Мозжечок)
2. Какой отдел мозга обеспечивает мышечный тонус? (Средний мозг)
3. В каком отделе мозга находятся центры жизненно важных физиологических рефлексов? (Продолговатый мозг)
4. В каком отделе мозга находятся центры, отвечающие за чёткость зрения и слуха? (Промежуточный мозг)
5. Какой отдел мозга регулирует обмен веществ, поддерживает гомеостаз? (Промежуточный мозг)
6. Какой отдел мозга называют «главнокомaндующим» всего организма? (Большие полушария головного мозга)
7. Сколько пар нервов отходят от головного мозга?   (12 пар черепно-мозговых нервов)

Большие полушария головного мозга

Задача 3

После операционного удаления какого-то отдела мозга собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей и недругов. Какой отдел мозга у неё удалён?

Ответ учащегося: кора больших полушарий головного мозга, где расположены центры условных рефлексов.

Вегетативная нервная система

Показав по таблице вегетативную нервную систему, учащиеся решают задачу 4

Объясните, в чём заключается единство и противоположность действий симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы.

Ответ учащегося: симпатическая  и парасимпатическая  н.с. оказывают противоположное действие на работу систем внутренних органов, но вместе они обеспечивают согласованную работу этих органов.

7. В заключение урока учитель демонстрирует  рисунки с изображением различных отделов нервной системы (Приложение 2).

– Что изображено на этих рисунках?
Учащиеся комментируют рисунки  и отвечают на последний вопрос: «Схема выработки какого рефлекса изображена на рисунке?» (Схема безусловного слюноотделительного рефлекса)

8. Подведение итогов урока. Выставление рейтинговой оценки знаний.



Комментарии:

Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"

      Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....

18 04 2024 15:44:13

Клеточная мембрана - строение и функции органоида

Клеточная мембрана - строение и функции органоида Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....

17 04 2024 4:16:48

Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Приключение в Царстве растений"

      Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами. ...

16 04 2024 17:44:52

Урок-путешествие "Беспокойная планета"


    Урок-путешествие "Беспокойная планета"

      Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....

15 04 2024 11:23:46

Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс


    Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс

      Интеpaктивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....

14 04 2024 23:13:57

Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе


    Урок по теме: "Обмен веществ и энергии" в 8-м классе

      Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....

13 04 2024 7:28:14

Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс

      Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....

12 04 2024 5:28:13

Занятие "Амур – великая река"


    Занятие "Амур – великая река"

      Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....

11 04 2024 22:38:29

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

10 04 2024 1:29:41

Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....

09 04 2024 23:57:56

Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"


    Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"

      Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...

08 04 2024 5:54:38

Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"


    Информационные технологии на уроках биологии в 9-м классе "Биологические факторы. Взаимоотношения между организмами"

      Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....

07 04 2024 15:53:53

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

06 04 2024 23:23:48

Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов


    Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов

      Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....

05 04 2024 23:23:11

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

04 04 2024 14:48:33

Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

      Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

03 04 2024 19:31:58

Кожа – зеркало здоровья


    Кожа – зеркало здоровья

      В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....

02 04 2024 0:17:50

Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"


    Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"

      Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....

01 04 2024 5:27:50

Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"


    Конспект урока естествознания во 2-м классе по теме "Неживая природа зимой"

      На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....

31 03 2024 20:35:35

Опыление Биология

Опыление  Биология В результате цветения образуются плоды. Однако плоды не смогут завязаться.если не произойдет опыление. Опыление Перенос пыльцы с пыльников тычинок на рыльце...

30 03 2024 22:54:55

Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"


    Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"

      Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интеpaктивные задания. ...

29 03 2024 4:58:25

Музей и школа. Возможные варианты диалога


    Музей и школа. Возможные варианты диалога

      В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....

28 03 2024 11:16:20

Экологическая сказка в стихах "Весенний переполох"


    Экологическая сказка в стихах "Весенний переполох"

      Эту сказку можно использовать на уроках окружающего мира по теме “Защита окружающей природы”, на уроках биологии по теме «Роль человека в природе. Роль школьников в охране природы. Правила поведения в природе», на классных часах, на занятиях экологического кружка для воспитания бережного отношения к природе....

27 03 2024 17:28:31

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"


    Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

      Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

26 03 2024 16:16:46

Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс


    Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

      Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...

25 03 2024 9:57:47

Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"


    Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"

      В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме «Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия «Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать пpaктическое применение полученных знаний. ...

24 03 2024 19:44:46

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

23 03 2024 1:34:32

Урок по биологии по теме "Плоды" для 6-х классов

Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....

22 03 2024 1:18:27

Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"


    Обобщающий урок в 7-м классе в разделе "Моллюски" с использованием ИКТ "Обитатели морского дна"

      Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...

21 03 2024 6:49:21

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

20 03 2024 5:25:29

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"


    Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

      Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

19 03 2024 12:13:54

Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс


    Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс

      Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...

18 03 2024 10:14:18

План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"


    План-конспект урока "Плазматическая мембрана: строение, функции"

      Урок проводится с использованием информационно-коммуникационной технологии. Урок проводится в форме урокаизучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщения об истории изучения плазматических мембран, отправляют учителю по электронной почте и готовы к выступлению; выполняют схематично рисунок плазматической мембраны, делают записи из видеофрагмента для подготовки к предстоящей лабораторной работе. ...

17 03 2024 23:16:39

Выделительная система организма человека


    Выделительная система организма человека

      Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....

16 03 2024 13:53:12

Естественный отбор: значение, источники и классификация

Естественный отбор: значение, источники и классификация Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....

15 03 2024 3:36:38

Экологический вечер для старшеклассников "И снова о любви"

Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....

14 03 2024 7:23:56

Отдел голосеменные (хвойные растения)


    Отдел голосеменные (хвойные растения)

      Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....

13 03 2024 14:57:11

Праздник «Здравствуйте, птицы!»

Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....

12 03 2024 15:36:52

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс


    Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

      Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

11 03 2024 3:31:46

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

10 03 2024 21:32:31

Активизация познавательной деятельности посредством нестандартных форм на уроках биологии. Аукцион знаний

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. "Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....

09 03 2024 4:42:47

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

08 03 2024 0:57:17

Марафон знаний по биологии


    Марафон знаний по биологии

      Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...

07 03 2024 14:36:16

Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"


    Разработка урока по теме "Нуклеиновые кислоты"

      Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....

06 03 2024 10:36:22

Испарения воды растениями. Листопад. Биология

Испарения воды растениями. Листопад.  Биология Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...

05 03 2024 14:58:14

Презентация к уроку биологии на тему "Путешествие с растениями по особо охраняемым территориям Кузбасса". 6-й класс

Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....

04 03 2024 11:39:41

Многообразие млекопитающих


    Многообразие млекопитающих

      Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....

03 03 2024 23:50:30

Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс


    Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс

      На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен". ...

02 03 2024 13:51:45

300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова посвящается "М.В.Ломоносов. The way he is"

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М.В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....

01 03 2024 19:52:38

Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции


    Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции

      Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....

29 02 2024 23:48:38

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::