План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы
«Нервная система», одной из самых важных и
сложных для понимания учащихся.
В качестве оборудования используются
стандартные таблицы по биологии к теме «Нервная
система», муляжи спинного и головного мозга – те
наглядные пособия, которые использовались при
изучении данной темы.
В процессе изучения нервной системы выяснилось, что обучающиеся с большим интересом и ответственностью относятся к восприятию сложного материала. Развитие интереса учащихся можно рассматривать не только как цель или средство, но и результат обучения, организованного на научной основе. В ходе работы учащиеся овладевают всем комплексом проблем, активно и самостоятельно добывают знания. При этом меняется роль учителя: из источника учебной информации он превращается в организатора познавательного процесса.
При наблюдении за самостоятельной работой
легче выявить типичные затруднения
обучающихся в усвоении нового материала. Пробелы
в знаниях ликвидируется в результате
дополнительных разъяснений и отработки
полученных знаний.
К моменту проведения итогового урока изучаемый
материал усвоен обучающимися, что они и
демонстрируют на «Смотре знаний».
Во время урока дети должны показать знания фактического материала, умение применять эти знания на пpaктике. Для этого им предлагаются следующие формы работы:
- Блиц-опрос
- Пpaктическая работа
- Решение биологических задач
- Биологический диктант
- Работа с наглядными пособиями
- Работа с «немыми» таблицами
Данные разнообразные формы работы позволяют за
небольшой период времени (урок длится 40 минут)
наиболее полно повторить и обобщить изученный
материал.
Повторение теоретического материала происходит
в результате блиц-опроса, биологического
диктанта, пpaктической работы. Ответы на вопросы
не пространные, а конкретные, что позволяет
охватить больший объём теоретических сведений.
При решении задач, напротив, предполагается не
просто владение фактической информацией, но
умение сопоставлять данные, делать логические
выводы.
Биологические задачи играют важную роль в
понимании функций нервной системы, решение
которых даёт возможность спроецировать свои
теоретические знания на реальные жизненные
ситуации, связанные с деятельностью нервной
системы.
Работа с наглядными пособиями даёт возможность
зрительно наглядно усилить и закрепить
теоретические представления о строении
изучаемого предмета.
На «немых» рисунках (из Приложения 2) учащимся
необходимо узнать и назвать изображенные детали
или отделы нервной системы. Подобные задания
включены в ЕГЭ и уже в 8 классе ученики должны с
ними знакомиться и уметь их выполнять.
Контроль знаний – очень важный этап
обучения. За работу на каждом этапе урока
выставляются баллы, сумма баллов определяет
рейтинговую оценку по данной теме. Обучающийся
получает высшую оценку «5», если он принимает
участие во всех видах деятельности на уроке и
даёт правильные ответы.
Из опыта работы можно сделать вывод, что урок,
проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает
большой интерес обучающихся. Ученики
демонстрируют хорошие знания, низких
рейтинговых оценок пpaктически не бывает.
Тема урока: Строение и функции нервной системы.
Цели урока:
- Определить степень усвоения учащимися фактических знаний по теме «Строение и функции нервной системы».
- Используя задания, требующие от учащихся логического мышления и применения знаний для научного объяснения физиологических явлений, выяснить степень развития интеллектуальных способностей учащихся при изучении темы «Нервная система».
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма урока: смотр знаний.
Продолжительность урока – 40 минут.
Оборудование: таблицы «Строение нервной ткани», «Строение нервной системы», «Строение головного мозга», «Строение спинного мозга», муляжи, дидактические карточки, компьютер, проектор, портрет И.П.Павлова.
1. На доске написаны слова «Мозг – самое
совершенное и сложное из созданий земной
природы». И.П.Павлов.
2. На каждом столе у учащихся лежит план урока,
который отображает порядок проведения заданий,
задач и т. д. для того, чтобы дети хорошо
ориентировались в том, что им предстоит делать во
время урока (Приложение 1).
3. На столах лежат листы бумаги, где учащиеся
будут выполнять задания.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Учитель напоминает учащимся о том, что на уроке подводятся итоги изучению сложной и важной темы «Нервной системы».
2. Урок начинается с «разминки» – общих вопросов, являющихся основой для понимания строения и функций нервной системы.
- Какие существуют типы нервной системы?
- Какого типа нервная система у человека?
- Какие клетки образуют нервную ткань?
- Какие бывают нейроны? Какие функции они выполняют?
- Какие нейроны не выходят за пределы ЦНС.?
- Что образуют тела нейронов?
- Что образуют длинные отростки нейронов?
- Что такое рефлекс?
Ответы учащихся: диффузная, лестничная, узловая, трубчатая; нейроны; чувствительные, вставочные, исполнительные; серое вещество; нервы; ответная реакция организма на раздражение при участии и контроле нервной системы.
3. Учащимся предлагается пpaктическая работа (время проведения работы – 5 мин.)
Задания работы даны на карточках в двух вариантах.
1 вариант.
Рассмотрите рисунок, определите, что изображено на нём?
– Назовите составные его части, обозначенные цифрами 1-5.
2 вариант.
Внимательно рассмотрите рисунок. Какую ошибку допустил автор, изображая нейрон? Обоснуйте свой ответ.
Выполненную работу учащиеся откладывают на край стола.
4. После выполнения пpaктической
работы, учитель предлагает учащимся назвать отделы
нервной системы.
Они называют: спинной мозг, головной
мозг, периферическую нервную систему,
вегетативную нервную систему (показывают эти
отделы на таблицах).
Учитель предлагает вспомнить:
1. Какие функции выполняет спинной мозг?
2. Как называются нервы, отходящие от спинного
мозга? Сколько их?
3. Что образует белое вещество спинного мозга?
4. Что образует серое вещество спинного мозга?
Ответы учащихся: рефлекторную,
проводящую; 31 пара спинномозговых нервов;
проводящие пути; центры безусловных
двигательных рефлексов.
Для более глубокого осознания функций спинного
мозга и значения его, учитель предлагает
учащимся решить две биологические задачи.
Задача 1.
1. Нога двигается, но не чувствует боли
(повреждены задние корешки мозга)
2. Нога не двигается (паралич), но чувствует боль
(повреждены передние корешки мозга)
3. Нога лишилась чувствительности и парализована
(повреждены передние и задние корешки мозга).
Задача 2.
Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражён спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы, а так же работают внутренние органы.
Ответы учащихся: У человека важнейшим отделом н. с. является головной мозг, покрытый корой больших полушарий. Она является материальной основой психической деятельности человека. Работа внутренних органов во многом зависит от деятельности вегетативной нервной системы (блуждающий нерв). Поэтому головной мозг может работать автономно – независимо от других отделов нервной системы.
5. После решения задач учитель обращает внимание учащихся на слова академика И.П.Павлова, написанные на доске «Мозг – самое совершенное и сложное из созданий земной природы».
Предлагается назвать отделы головного
мозга. Учащиеся перечисляют отделы
головного мозга и показывают их на таблице и
муляжах.
Это: продолговатый, средний,
промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария.
6. Учащимся предлагается ответить на вопросы биологического диктанта.
Диктант
1. Какой отдел мозга управляет координацией
движений, поддерживает позы и равновесие? (Мозжечок)
2. Какой отдел мозга обеспечивает мышечный тонус? (Средний
мозг)
3. В каком отделе мозга находятся центры жизненно
важных физиологических рефлексов? (Продолговатый
мозг)
4. В каком отделе мозга находятся центры,
отвечающие за чёткость зрения и слуха? (Промежуточный
мозг)
5. Какой отдел мозга регулирует обмен веществ,
поддерживает гомеостаз? (Промежуточный мозг)
6. Какой отдел мозга называют
«главнокомaндующим» всего организма? (Большие
полушария головного мозга)
7. Сколько пар нервов отходят от головного
мозга? (12 пар черепно-мозговых нервов)
Большие полушария головного мозга
Задача 3
После операционного удаления какого-то отдела мозга собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей и недругов. Какой отдел мозга у неё удалён?
Ответ учащегося: кора больших полушарий головного мозга, где расположены центры условных рефлексов.
Вегетативная нервная система
Показав по таблице вегетативную нервную систему, учащиеся решают задачу 4
Объясните, в чём заключается единство и противоположность действий симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы.
Ответ учащегося: симпатическая и парасимпатическая н.с. оказывают противоположное действие на работу систем внутренних органов, но вместе они обеспечивают согласованную работу этих органов.
7. В заключение урока учитель демонстрирует рисунки с изображением различных отделов нервной системы (Приложение 2
).– Что изображено на этих рисунках?
Учащиеся комментируют рисунки и отвечают на
последний вопрос: «Схема выработки какого
рефлекса изображена на рисунке?» (Схема
безусловного слюноотделительного рефлекса)
8. Подведение итогов урока. Выставление рейтинговой оценки знаний.
Комментарии:
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
24 11 2025 11:43:28
Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....
23 11 2025 8:53:32
Цель урока: изучить особенности соединения костей, их значение; закрепить изученный материал по строению скелета и особенностям костной ткани; развивать навык оказания первой помощи при различных нарушениях целостности скелета; развивать знания учеников о значении физкультуры, важности соблюдения правил гигиены; осуществлять профессиональную ориентацию, пропаганду ЗОЖ, прививать интерес к изучаемой теме, предмету....
22 11 2025 4:29:50
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
21 11 2025 23:25:46
В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока.
...
20 11 2025 1:30:41
Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...
19 11 2025 8:21:25
Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....
18 11 2025 1:26:45
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...
17 11 2025 22:56:20
Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога».
...
16 11 2025 23:46:18
Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана.
...
15 11 2025 1:27:51
Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....
14 11 2025 4:28:19
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
13 11 2025 11:42:30
В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....
12 11 2025 15:10:24
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
11 11 2025 8:20:30
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
10 11 2025 16:14:13
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
09 11 2025 16:27:31
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
08 11 2025 8:59:19
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
07 11 2025 1:24:32
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
06 11 2025 9:29:44
Каким должен быть современный урок, его структура, форма, методика? Каким требованиям он должен отвечать? Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу. Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Автор использует современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные....
05 11 2025 6:30:37
Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....
04 11 2025 13:40:34
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
03 11 2025 4:39:51
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
02 11 2025 16:36:25
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
01 11 2025 10:28:24
Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....
31 10 2025 16:44:41
Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений.
...
30 10 2025 19:23:37
Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания.
...
29 10 2025 15:30:57
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами.
...
28 10 2025 21:24:46
Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....
27 10 2025 8:41:24
Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
26 10 2025 8:23:12
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
25 10 2025 16:44:44
Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...
24 10 2025 11:49:44
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач.
...
23 10 2025 13:18:17
Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....
22 10 2025 4:50:14
Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....
21 10 2025 22:14:26
Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....
20 10 2025 3:50:44
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
19 10 2025 11:19:45
Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....
18 10 2025 21:54:46
Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....
17 10 2025 17:40:17
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными).
...
16 10 2025 22:37:35
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
15 10 2025 18:26:24
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
14 10 2025 14:29:11
Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....
13 10 2025 14:46:39
Предлагаемый вариант урока обеспечивает гармоничное сочетание традиционных и мультимедийных средств организации, разнообразных форм активной познавательной деятельности учащихся....
12 10 2025 6:11:53
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
11 10 2025 18:53:12
На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....
10 10 2025 2:35:13
По теме "Tрaнcпорт веществ" проводится контрольно-обобщающий урок "Кровь и кровообращение". В течение урока учащиеся показывают знание терминов по данной теме, выполняют тестирование. Урок проходит плодотворно, все ученики за урок получают оценки....
09 10 2025 6:15:55
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
08 10 2025 14:34:16
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
07 10 2025 17:30:51
Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
06 10 2025 22:54:21
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




