План урока "Строение и функции нервной системы"
Данный урок проводится после изучения темы
«Нервная система», одной из самых важных и
сложных для понимания учащихся.
В качестве оборудования используются
стандартные таблицы по биологии к теме «Нервная
система», муляжи спинного и головного мозга – те
наглядные пособия, которые использовались при
изучении данной темы.
В процессе изучения нервной системы выяснилось, что обучающиеся с большим интересом и ответственностью относятся к восприятию сложного материала. Развитие интереса учащихся можно рассматривать не только как цель или средство, но и результат обучения, организованного на научной основе. В ходе работы учащиеся овладевают всем комплексом проблем, активно и самостоятельно добывают знания. При этом меняется роль учителя: из источника учебной информации он превращается в организатора познавательного процесса.
При наблюдении за самостоятельной работой
легче выявить типичные затруднения
обучающихся в усвоении нового материала. Пробелы
в знаниях ликвидируется в результате
дополнительных разъяснений и отработки
полученных знаний.
К моменту проведения итогового урока изучаемый
материал усвоен обучающимися, что они и
демонстрируют на «Смотре знаний».
Во время урока дети должны показать знания фактического материала, умение применять эти знания на пpaктике. Для этого им предлагаются следующие формы работы:
- Блиц-опрос
- Пpaктическая работа
- Решение биологических задач
- Биологический диктант
- Работа с наглядными пособиями
- Работа с «немыми» таблицами
Данные разнообразные формы работы позволяют за
небольшой период времени (урок длится 40 минут)
наиболее полно повторить и обобщить изученный
материал.
Повторение теоретического материала происходит
в результате блиц-опроса, биологического
диктанта, пpaктической работы. Ответы на вопросы
не пространные, а конкретные, что позволяет
охватить больший объём теоретических сведений.
При решении задач, напротив, предполагается не
просто владение фактической информацией, но
умение сопоставлять данные, делать логические
выводы.
Биологические задачи играют важную роль в
понимании функций нервной системы, решение
которых даёт возможность спроецировать свои
теоретические знания на реальные жизненные
ситуации, связанные с деятельностью нервной
системы.
Работа с наглядными пособиями даёт возможность
зрительно наглядно усилить и закрепить
теоретические представления о строении
изучаемого предмета.
На «немых» рисунках (из Приложения 2) учащимся
необходимо узнать и назвать изображенные детали
или отделы нервной системы. Подобные задания
включены в ЕГЭ и уже в 8 классе ученики должны с
ними знакомиться и уметь их выполнять.
Контроль знаний – очень важный этап
обучения. За работу на каждом этапе урока
выставляются баллы, сумма баллов определяет
рейтинговую оценку по данной теме. Обучающийся
получает высшую оценку «5», если он принимает
участие во всех видах деятельности на уроке и
даёт правильные ответы.
Из опыта работы можно сделать вывод, что урок,
проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает
большой интерес обучающихся. Ученики
демонстрируют хорошие знания, низких
рейтинговых оценок пpaктически не бывает.
Тема урока: Строение и функции нервной системы.
Цели урока:
- Определить степень усвоения учащимися фактических знаний по теме «Строение и функции нервной системы».
- Используя задания, требующие от учащихся логического мышления и применения знаний для научного объяснения физиологических явлений, выяснить степень развития интеллектуальных способностей учащихся при изучении темы «Нервная система».
Тип урока: урок обобщающего повторения.
Форма урока: смотр знаний.
Продолжительность урока – 40 минут.
Оборудование: таблицы «Строение нервной ткани», «Строение нервной системы», «Строение головного мозга», «Строение спинного мозга», муляжи, дидактические карточки, компьютер, проектор, портрет И.П.Павлова.
1. На доске написаны слова «Мозг – самое
совершенное и сложное из созданий земной
природы». И.П.Павлов.
2. На каждом столе у учащихся лежит план урока,
который отображает порядок проведения заданий,
задач и т. д. для того, чтобы дети хорошо
ориентировались в том, что им предстоит делать во
время урока (Приложение 1).
3. На столах лежат листы бумаги, где учащиеся
будут выполнять задания.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя
Учитель напоминает учащимся о том, что на уроке подводятся итоги изучению сложной и важной темы «Нервной системы».
2. Урок начинается с «разминки» – общих вопросов, являющихся основой для понимания строения и функций нервной системы.
- Какие существуют типы нервной системы?
- Какого типа нервная система у человека?
- Какие клетки образуют нервную ткань?
- Какие бывают нейроны? Какие функции они выполняют?
- Какие нейроны не выходят за пределы ЦНС.?
- Что образуют тела нейронов?
- Что образуют длинные отростки нейронов?
- Что такое рефлекс?
Ответы учащихся: диффузная, лестничная, узловая, трубчатая; нейроны; чувствительные, вставочные, исполнительные; серое вещество; нервы; ответная реакция организма на раздражение при участии и контроле нервной системы.
3. Учащимся предлагается пpaктическая работа (время проведения работы – 5 мин.)
Задания работы даны на карточках в двух вариантах.
1 вариант.
Рассмотрите рисунок, определите, что изображено на нём?
– Назовите составные его части, обозначенные цифрами 1-5.
2 вариант.
Внимательно рассмотрите рисунок. Какую ошибку допустил автор, изображая нейрон? Обоснуйте свой ответ.
Выполненную работу учащиеся откладывают на край стола.
4. После выполнения пpaктической
работы, учитель предлагает учащимся назвать отделы
нервной системы.
Они называют: спинной мозг, головной
мозг, периферическую нервную систему,
вегетативную нервную систему (показывают эти
отделы на таблицах).
Учитель предлагает вспомнить:
1. Какие функции выполняет спинной мозг?
2. Как называются нервы, отходящие от спинного
мозга? Сколько их?
3. Что образует белое вещество спинного мозга?
4. Что образует серое вещество спинного мозга?
Ответы учащихся: рефлекторную,
проводящую; 31 пара спинномозговых нервов;
проводящие пути; центры безусловных
двигательных рефлексов.
Для более глубокого осознания функций спинного
мозга и значения его, учитель предлагает
учащимся решить две биологические задачи.
Задача 1.
1. Нога двигается, но не чувствует боли
(повреждены задние корешки мозга)
2. Нога не двигается (паралич), но чувствует боль
(повреждены передние корешки мозга)
3. Нога лишилась чувствительности и парализована
(повреждены передние и задние корешки мозга).
Задача 2.
Известны случаи, когда человек, у которого полностью поражён спинной мозг, парализовано туловище и конечности, продолжает жить и заниматься умственным трудом. Объясните, почему у человека сохраняется сознание, мышление и другие психические процессы, а так же работают внутренние органы.
Ответы учащихся: У человека важнейшим отделом н. с. является головной мозг, покрытый корой больших полушарий. Она является материальной основой психической деятельности человека. Работа внутренних органов во многом зависит от деятельности вегетативной нервной системы (блуждающий нерв). Поэтому головной мозг может работать автономно – независимо от других отделов нервной системы.
5. После решения задач учитель обращает внимание учащихся на слова академика И.П.Павлова, написанные на доске «Мозг – самое совершенное и сложное из созданий земной природы».
Предлагается назвать отделы головного
мозга. Учащиеся перечисляют отделы
головного мозга и показывают их на таблице и
муляжах.
Это: продолговатый, средний,
промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария.
6. Учащимся предлагается ответить на вопросы биологического диктанта.
Диктант
1. Какой отдел мозга управляет координацией
движений, поддерживает позы и равновесие? (Мозжечок)
2. Какой отдел мозга обеспечивает мышечный тонус? (Средний
мозг)
3. В каком отделе мозга находятся центры жизненно
важных физиологических рефлексов? (Продолговатый
мозг)
4. В каком отделе мозга находятся центры,
отвечающие за чёткость зрения и слуха? (Промежуточный
мозг)
5. Какой отдел мозга регулирует обмен веществ,
поддерживает гомеостаз? (Промежуточный мозг)
6. Какой отдел мозга называют
«главнокомaндующим» всего организма? (Большие
полушария головного мозга)
7. Сколько пар нервов отходят от головного
мозга? (12 пар черепно-мозговых нервов)
Большие полушария головного мозга
Задача 3
После операционного удаления какого-то отдела мозга собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей и недругов. Какой отдел мозга у неё удалён?
Ответ учащегося: кора больших полушарий головного мозга, где расположены центры условных рефлексов.
Вегетативная нервная система
Показав по таблице вегетативную нервную систему, учащиеся решают задачу 4
Объясните, в чём заключается единство и противоположность действий симпатических и парасимпатических отделов вегетативной нервной системы.
Ответ учащегося: симпатическая и парасимпатическая н.с. оказывают противоположное действие на работу систем внутренних органов, но вместе они обеспечивают согласованную работу этих органов.
7. В заключение урока учитель демонстрирует рисунки с изображением различных отделов нервной системы (Приложение 2
).– Что изображено на этих рисунках?
Учащиеся комментируют рисунки и отвечают на
последний вопрос: «Схема выработки какого
рефлекса изображена на рисунке?» (Схема
безусловного слюноотделительного рефлекса)
8. Подведение итогов урока. Выставление рейтинговой оценки знаний.
Комментарии:
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение
...
30 06 2025 11:33:40
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями.
...
29 06 2025 2:50:28
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
28 06 2025 0:56:11
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
27 06 2025 17:15:20
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
26 06 2025 18:32:26
Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие.
...
25 06 2025 11:50:51
Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера).
...
24 06 2025 8:25:57
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
23 06 2025 1:12:12
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
22 06 2025 13:56:19
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
21 06 2025 3:15:31
Урок биологии "Движение крови по сосудам" иллюстрирует использование проблемного обучения. На различных этапах урока используется проблемное изложение материала. Частично исследовательский хаpaктер носит лабораторная работа "Измерение скорости кровотока мелких артерий и капилляров ногтевого ложа", проблемный вопрос содержит домашнее задание....
20 06 2025 1:31:19
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
19 06 2025 4:42:40
Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти.
...
18 06 2025 12:10:11
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
17 06 2025 14:57:45
Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....
16 06 2025 12:58:47
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
15 06 2025 6:15:35
Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....
14 06 2025 18:10:25
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
13 06 2025 23:31:59

Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
12 06 2025 3:36:42
Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....
11 06 2025 3:11:18
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...
10 06 2025 16:13:49
На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....
09 06 2025 10:31:45
Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии.
...
08 06 2025 16:49:24
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
07 06 2025 18:50:23
Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
...
06 06 2025 18:56:10
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
05 06 2025 5:41:37
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
04 06 2025 14:59:47
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
03 06 2025 21:27:39
В первой половине XIX в. уже был собран огромный материал из различных областей естествознания, свидетельствующий в пользу эволюции....
02 06 2025 0:52:56
Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....
01 06 2025 1:27:50
В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни.
...
31 05 2025 22:25:11
Урок разработан для учителей и учащихся, занимающихся по программе Н.Сонина. Материал по критериям вида в учебнике по данной программе представлен в недостаточном объеме. Поэтому учителю при подготовке к уроку приходится работать с большим количеством дополнительной литературы. Этот конспект содержит сведения по всем критериям вида, которые иллюстрированы интересными, запоминающимися примерами из окружающей нас природы....
30 05 2025 22:12:59
Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....
29 05 2025 11:44:45
Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы ВИЧ-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и СПИДа....
28 05 2025 5:51:28
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
27 05 2025 20:42:34
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
26 05 2025 23:12:33

Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....
25 05 2025 20:16:58
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
24 05 2025 14:24:51
Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....
23 05 2025 2:12:36
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
22 05 2025 16:29:30
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии.
...
21 05 2025 11:26:47
Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики.
...
20 05 2025 23:26:53
Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....
19 05 2025 6:26:37
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
18 05 2025 5:30:10
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
17 05 2025 13:16:26
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
16 05 2025 10:10:31
Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы.
...
15 05 2025 10:29:36
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
14 05 2025 14:55:50
В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....
13 05 2025 23:27:25
На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....
12 05 2025 10:18:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::