Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма


    Строение, свойства, роль в жизнедеятельности организмов макромолекул (биополимеров) полисахаридов, белков. Действие ферментов, их значение для организма

Цели:

  • Образовательные: актуализировать знания учащихся об органических веществах клетки, их функциях, формировать представления о белках: строении, физико-химических свойствах, значении белков для живых организмов, установить причинно-следственные связи между особенностями строения и функциями белков, биологическими и химическими процессами.
  • Развивающие: развивать познавательные интересы, мыслительные способности учащихся, способствовать повышению интереса к изучению естественных наук в процессе применения теоретических знаний для решения пpaктических задач, установления параллелей с ситуациями встречающимися в повседневной жизни.
  • Воспитательные: способствовать формированию диалектико-материалистического мировоззрения, коммуникативной компетентности в процессе межличностного общения, воспитывать культуру проведения эксперимента.

Тип урока: комбинированный урок усвоения навыков, умений и творческого применения их на пpaктике.

Форма урока: тьюториал.

Основные понятия урока: органические вещества, углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, аминокислоты, пептидная связь, полимер, мономер, денатурация, ренатурация, ферменты.

Оборудование и материалы: презентации учащихся, компьютер, экран, лабораторное оборудование (градуированные пипетки, штатив с пробирками, горелка, водяная баня 400, и реактивы (концентрированная хлоридная кислота, раствор Люголя, этиловый спирт, бензол, водяные 10% растворы гидроксида натрия и питьевой соды, 1% раствор крохмала и купрум сульфата, концентрированная азотная кислота, горох, раствор пероксида водорода, белок куриного яйца, творог, крахмал, глюкоза, подсолнечное масло).

Хронометраж урока.

1.Организационный этап – 4 мин.
2. Мотивация – 4 мин.
3. Целеполагание – 2 мин.
4. Актуализация опopных знаний, проверка домашнего задания – 5 мин.
5. Этап восприятия и первичного осмысления материала – 20 мин.
6. Этап первичного применения полученных знаний – 10 мин.
Динамическая пауза (перемена) – 15 мин.
7. Этап усвоения и обобщения знаний в нестандартных условиях – 30 мин.
8. Систематизация основных положений урока – 7 мин.
9. Оценивание – 3 мин.
10. Сообщение домашнего задания – 2 мин.
11. Рефлексия. Итог урока – 3 мин.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

Приветствие, эмоциональный настрой на урок.

Тьютор: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада привествовать вас в нашей научно-исследовательской лаборатории. Сегодня мы проведем интересный и насыщенный урок. Вы обратили внимание на нестандартную организацию нашего классного прострaнcтва. Сегодня вы будете работать в группах. Группы возглавляют наши эксперты (представление). Обращаю ваше внимание, что отбор в группы должен быть честным и справедливым. Оценивание результатов работы группы будет путем фиксации оценки за каждое правльно выполненное задание.

(Класс делится на 4 группы. Организация классного прострaнcтва предполагает разделение его на 4 рабочие зоны для каждой группы. Должно быть предусмотрено место для мультимедийного и лабораторного оборудования, трибуна для докладчика).

2. Мотивация

Индукция мыслительных способностей, обсуждение эпиграфа.

Тьютор: Ребята, обратите внимание на эпиграф нашего урока.

У природы столько дел в этом мире, ей приходится создавать такую массу разнообразнейших творений, что по временам она и сама не в силах разобраться во всех тех различных процессах, которыми она постоянно занимается.

Уилки Коллинз «Женщина в белом»

Природа скрывает в себе много тайн, и первая тайна – это сама ЖИЗНЬ! Что такое жизнь? Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом?

Афиширование. «Мозговой штурм». Моделирование ассоциативного куста на доске.

Тьютор: У каждого из нас слово ЖИЗНЬ имеет свои ассоциации. Обратите внимание на афоризмы и цитаты о жизни, принадлежащие известным писателям и ученым.

Восприятие высказываний о жизни.

«Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто – просто посмотри в зеркало и скажи: \"Привет!\"

Ричард Бах.

«Жизнь – слишком сложная штука, чтобы о ней разговаривать серьезно».

Оскар Уайльд.

«Право жить есть такой щедрый, такой незаслуженный дар, что он с лихвой окупает все горести жизни, все до единой».

Кнут Гамсун.

«Человеческая жизнь похожа на коробку спичек: обращаться с ней серьезно – смешно. Обращаться несерьезно – опасно».

Рюноскэ Акутагава.

«Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый – так, будто никаких чудес не бывает. Второй – так, будто все на свете является чудом».

Альберт Эйнштейн.

Тьютор: Немецкий философ Ф.Энгельс писал: «Повсюду, где мы встречаем жизнь, мы находим, что она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где мы встречаем какое-либо белковое тело, не находящееся в процессе разложения, мы без исключения встречаем и явление жизни». Представление о белках, как важной основе жизни сформировалось еще в 19 веке, но и сегодня структура и функции белков занимают умы ученых. Сегодня на уроке мы тоже прикоснемся к тайне жизни.

3. Целеполагание

Обсуждение предполагаемой цели урока, формулировка целей.

Афиширование. Моделирование общей цели урока.

Цель (формулируется учащимися):

ЧТО? Мы усвоим знания о белках, как структурной основе жизни.
КАК? В процессе групповой работы, при помощи тьютора, учеников экспертов учимся самостоятельно получать знания, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
ЗАЧЕМ? Чтобы использовать знания в учебных ситуациях, в повседневной жизни, развивать свои способности, учимся творить!!!

4. Актуализация опopных знаний

Работа в группах «Поймай ошибку».

Тьютор: Уважаемые коллеги, в нашу лабораторию пришло письмо из редакции очень популярного журнала, они хотят поместить статью, но часть материала оказалась утраченной. А часть вообще ложной. Откорректируйте статью в журнал и дайте ей название. (Приложение 1)

Анализ результатов. Оценивание.

5. Этап восприятия и первичного осмысления материала

Тьютор: Белки – это сложные органические соединения, состоящие из углерода, водорода, кислорода и азота. В некоторых белках еще содержится и сера. Часть белков образует комплексы с другими молекулами, содержащими фосфор, железо, цинк и медь. Молекулы белков – цепи, построенные из аминокислот – звеньев; это макромолекулы, молекулярная масса которых колeблется от нескольких тысяч до нескольких миллионов. В природных белках встречается 20 различных аминокислот.

Нашу лабораторию посетили эксперты в области биохимии белков. Их доклады помогут нам в строении и функциях этих важных биологических молекул.

1. Доклад эксперта «Аминокислоты – мономеры белков» (примерное содержание доклада – Приложение 2)

Вопросы к эксперту.

2. Доклад эксперта «Механизм образования пептидной связи, первичная структура белка» (примерное содержание доклада – Приложение 2)

Вопросы к эксперту.

3. Доклад эксперта «Структурная организация белков» (примерное содержание доклада – Приложение 2)

Вопросы к эксперту.

4. Доклад эксперта «Функции белков (примерное содержание доклада – Приложение 2)

Вопросы к эксперту.

6. Этап первичного применения полученных знаний

Тьютор: Мы благодарим наших экспертов, просим их присоединится к группе для выполнения первого творческого задания. Ваша задача, работая в группе, составить лист опopных сигналов на основе представленных докладов. В группе обязательно распределение ролей: спикер (презентует), райтер (оформляет), консультанты (отвечают на дополнительные вопросы).

Динамическая пауза (15 мин.)

Афиширование. Презентация творческих работ. Оценивание: взаимооценка, оценка тьютора.

7. Этап усвоения и обобщения знаний в нестандартных условиях

Тьютор: Ребята, в первой части нашего занятия мы узнали много нового и интересного о белках, вспомнили о химическом составе клетки. На следующем этапе урока мы будем учиться использовать наши знания для решения пpaктических задач! Каждая группа получает задание-кейс. В вашем распоряжении учебник, конспект, лабораторное оборудование.

Кейс №1. «В рекламе косметических средств ухода за кожей рекомендуется мыло с липидами. Объясните рекомендации косметологов, составьте теоретическое обоснование на основе знаний о строении этих молекул, их свойств и значении. Продемонстрируйте свойства липидов в лабораторном опыте».

Кейс №2. «Современные диетологи утверждают, что увеличение количества людей страдающих ожирением в последние годы резко повысилось в связи с преобладанием в их рационе простых (моно-, олигосахариды) углеводов. Для похудения полным людям советуют увеличить в рационе долю сложных (полисахариды) углеводов. Объясните рекомендации диетологов, разработайте список рекомендованных продуктов питания. Продемонстрируйте свойства углеводов в лабораторном опыте».

Кейс №3. «Чем объясняется появление пены на поверхности мясных бульонов, изменение цвета яйца при его жарке? Объясните эти явления с биохимической точки зрения. Какие еще продукты содержат большое количество белка? Продемонстрируйте содержание белка в продуктах питания».

Кейс №4. «Почему ферменты действуют только при определенных условиях? Одним из основных условий является оптимальный температурный режим (от 5-400). Продемонстрируйте свойства ферментов в лабораторном опыте».

Работа в группах по решению кейсов биологических вопросов. Тьютор консультирует группы, помогает в организации лабораторного эксперимента. Проводит инструктаж по безопасности жизнедеятельности.

Инструкции к проведению опытов

Определение полисахарида крахмала в реакции с йодом, а также моносахарида глюкозы в реакции с оксидом меди при расщеплении крахмала.

ХОД РАБОТЫ

1. Пронумеруйте две пробирки и внесите в каждую 2 мл раствора крахмала.
2. В первую пробирку добавьте 1-2 капли раствора Люголя, перемешайте стеклянной палочкой, нагрейте до исчезновения сине-фиолетовой окраски, а затем снова охладите до ее появления.
3. Во вторую пробирку добавьте 2-3 капли концентрированной хлоридной кислоты, прокипятите ее содержимое на водяной бане в течение 15 мин, после чего добавьте 2 мл раствора гидроксида натрия, 5 капель раствора сульфата меди и снова нагрейте смесь до кипения.
4. Проследите за образованием гидроксида меди желтого цвета или гемоксида меди красного цвета при взаимодействии глюкозы, образовавшейся при расщеплении крахмала, с сульфатом меди.

Изучение растворимости жиров в различных растворителях.

ХОД РАБОТЫ

1. Пронумеруйте три пробирки и добавьте в них по 0,2 мл подсолнечного масла.
2. В пробирку №1 добавьте 5 мл дистиллированной воды, в пробирки №2, 3 – по 5 мл этилового спирта и бензола соответственно.
3. Содержимое всех пробирок энергично перемешайте. В пробирке №1 наблюдайте образование нестойкой эмульсии, с последующим быстрым распределением смеси на два слоя; в пробирке №2 – образование мутного раствора вследствие недостаточного растворения масла; раствор в пробирке №3 пpaктически прозрачный.
4. В пробирку №1 добавьте еще 5 мл раствора соды и интенсивно перемешайте. Наблюдайте образование стойкой эмульсии.

Определение белков в продуктах питания

ХОД РАБОТЫ

1. К 2 мл исследуемого раствора белка яйца прилить столько же щелочи и по каплям медный купорос.
2. После каждой капли пробирку тщательно встряхнуть. Появление фиолетового окрашивания говорит о присутствии белка (биуретова реакция).
3. Поместите кусочек прессованного творога в пробирку и добавьте несколько капель азотной кислоты. Осторожно нагрейте.
4. Наблюдайте появление желтого окрашивания (ксантопротеиновая реакция).

Изучение свойств ферментов

ХОД РАБОТЫ

1. Разомните 1 горошину и нанесите на нее несколько капель пероксида водорода. Убедитесь в наличие фермента каталазы.
2. Снимите с гороха кожуру и проверьте на наличие фермента каталазы в кожуре и семядолях. Прокипятите в отдельной пробирке три целые горошины, а затем поместите пробирку на водяную баню 400.
3. Во вторую пробирку положите три целые горошины не подвергавшиеся кипячению.
4. Выдержите пробирки на водяной бане 10 мин.
5. Проверьте каждую горошину на каталазную активность.

Презентация работы групп. Демонстрация опытов, инструктаж по технике безопасности.

8. Систематизация основных положений урока

Выводы:

Белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты – это органические вещества клетки.
Пpaктически все органические молекулы представлены полимерами.
Белки состоят из аминокислот и имеют первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуру.
Структура белка может изменятся под влиянием различных факторов, этот процесс называется денатурацией, он может быть обратимым (ренатурация) и необратимым (деструкция).
Некоторые белки являются ферментами, многократно увеличивающими скорость химических реакций в клетке.
Липиды – это неполярные вещества различной химической природы, растворимые в органических растворителях.
Углеводы делятся на простые и сложные, в состав сложных углеводов входят простые углеводы.
Количество белков, жиров и углеводов в пище должно быть сбалансированным для поддержания нормального уровня обмена веществ и сохранения здоровья.

9. Оценивание

Оценивание проводится путем взаимооценки, самооценки и оценки учителя.

10. Сообщение домашнего задания

Параграф учебника, читать, составить 10 контрольных вопросов к тексту, выучить новые термины.
* написать эссе «Значение знаний о химическом составе клетки в жизни человека»

11. Рефлексия. Итог урока

Рефлексирующие вопросы проецируются на экране, учащиеся отвечают по цепочке.

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Тьютор: Уважаемые коллеги, я благодарю вас за усердную работу. Сегодня на уроке мы учились взаимодействовать в комaнде, проводить лабораторные опыты, презентовать результаты своей работы и все этого для того, чтобы постигнуть еще одну тайну природы! Спасибо вам за работу, до свидания!



Комментарии:

Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)


    Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)

      Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....

01 04 2025 20:15:22

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

31 03 2025 17:57:25

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

30 03 2025 22:45:47

Урок с использованием ТСО "Пищеварительная система человека"


    Урок с использованием ТСО "Пищеварительная система человека"

      Конспект урока для учащихся 8-го класса. Урок состоит из двух частей: обучающей – составлена в виде гипертекстового документа, что позволяет ученику менять логику изучения под свои личностные хаpaктеристики, и тестирующей – классический тест и схемы. В качестве дидактического материала для систематизации знаний учащихся, контроля знаний и работы на уроке используется обучающе-тестирующая программа....

29 03 2025 12:13:47

Значение насекомых. 7-й класс


    Значение насекомых. 7-й класс

      На уроке учащиеся актуализируют и закрепят имеющиеся знания о значении насекомых, способах борьбы с насекомыми – вредителями (их преимуществами и недостатками), осознают необходимость мер охраны насекомых и мест их обитания. Приобретут навыки делового общения, получат важный опыт совместной деятельности в ходе непосредственного общения друг с другом при коллективном решении поставленных задач....

28 03 2025 9:26:41

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс


    Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

      Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

27 03 2025 15:59:32

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

26 03 2025 7:41:23

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

25 03 2025 14:30:42

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

24 03 2025 22:33:34

Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"


    Интегрированный урок по биологии и химии на тему: "Необыкновенное вещество вода"

      Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...

23 03 2025 0:51:57

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

22 03 2025 1:36:41

Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс


    Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

      В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....

21 03 2025 17:37:51

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

20 03 2025 7:19:19

Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"


    Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"

      Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....

19 03 2025 12:42:15

Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии


    Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

      Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...

18 03 2025 23:27:43

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

17 03 2025 3:16:50

Урок-проект "Рыбы Тверской области"


    Урок-проект "Рыбы Тверской области"

      Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-трaнcпарант «Пищевые взаимосвязи рыб»....

16 03 2025 5:47:51

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

15 03 2025 18:44:33

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе


    Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

      Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-пpaктикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

14 03 2025 0:22:20

Инновационный проект по теме "Функциональные возможности организма человека". Программа элективного курса


    Инновационный проект по теме "Функциональные возможности организма человека". Программа элективного курса

      Цели разработки: изучить функциональные возможности организма человека; уметь применять полученные знания в современной жизни; вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней (полной) школе....

13 03 2025 9:31:33

Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"

      Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора. ...

12 03 2025 8:39:59

Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"


    Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"

      Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....

11 03 2025 3:41:29

Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"


    Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"

      Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор. ...

10 03 2025 10:13:31

Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс


    Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....

09 03 2025 10:57:37

Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"


    Урок-обобщение по теме "Пищеварительная система человека"

      Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека". К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....

08 03 2025 10:51:52

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии


    Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

      В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

07 03 2025 12:22:23

Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс


    Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс

      Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....

06 03 2025 8:22:13

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

05 03 2025 14:29:57

На ошибках учимся

Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...

04 03 2025 3:40:58

Значение дыхания: газообмен, теплорегуляция, органы выделения

Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потрeбление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....

03 03 2025 6:39:34

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

02 03 2025 0:25:29

Урок по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»


    Урок по теме «Генетика пола. Сцепленное с полом наследование»

      Урок в 9-м классе формирует знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в пoлoвых хромосомах. Учащиеся на уроке продолжают формировать навыки решения генетических задач. Цель урока: сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем и проблем здоровья, связанных с генетикой пола....

01 03 2025 20:24:55

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"


    Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

      Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

28 02 2025 2:36:37

Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"


    Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"

      Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....

27 02 2025 10:41:56

Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....

26 02 2025 9:25:27

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

25 02 2025 11:38:38

Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

      Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...

24 02 2025 14:15:27

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

23 02 2025 21:38:21

Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов


    Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов

      Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....

22 02 2025 17:38:22

Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс


    Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс

      Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....

21 02 2025 10:12:34

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....

20 02 2025 19:19:11

Миниатюры о природе


    Миниатюры о природе

      При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....

19 02 2025 22:10:42

Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету


    Использование кинофрагментов на уроках биологии как средство повышения продуктивности урока и развития интереса к предмету

      В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....

18 02 2025 13:26:25

Школьная экологическая тропа


    Школьная экологическая тропа

      В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. ...

17 02 2025 13:44:38

Волшебная страна чая

Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....

16 02 2025 13:39:10

"Внешнее строение листа". 7-й класс

Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....

15 02 2025 2:45:18

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

14 02 2025 23:31:49

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Питание и пищеварение"

      При подготовке к уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание подготовить сообщения о роли питательных веществ для организма человека, этапах пищеварения и значении кулинарной обработке пищи. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение урока. ...

13 02 2025 20:52:46

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

12 02 2025 8:20:15

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

11 02 2025 10:24:12

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::