Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи

Задачи:

  • сформировать представление о развитии опорно-двигательной системы человека;
  • выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью;
  • показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

Оборудование: модели скелетов человека, рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, кролика, раздаточный материал «Позвонки человека».

Ход урока.

А. Проверка знаний.

Индивидуальный опрос

  1. Значение опорно-двигательной системы
  2. Химический состав костей
  3. Строение кости
  4. Типы костей

Фронтальный опрос

  1. - Два ученика спорили. Один утверждал, что кость - сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему? ( Прав первый ученик. Кость, действительно, очень сложный живой орган, имеющий особую физическую структуру и химический состав. Органические вещества придают ей эластичность, а неорганические - твёрдость. Трубчатое строение и губчатое вещество обусловливают прочность костей.)
  2. - У молодого петуха удалили бедренную кость, оставив только надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт? ( Опыт доказывает, что кость - живой орган. Клетки внутренней поверхности надкостницы быстро делятся, образуя на поверхности кости новые слои костных клеток. За счёт надкостницы происходит срастание костей после перелома и даже целиком восстанавливается удалённая кость.)
  3. - Давно известно, что если ампутировать одну ногу, то происходит изменение внутреннего строения костей другой ноги. Дайте объяснение этому явлению. ( На расположение перекладин губчатого вещества в кости влияет изменение нагрузки. Так, увеличение количества плотного вещества наблюдается под влиянием усиленной физической нагрузки. При ампутации одной ноги усиливается нагрузка на другую, и строение костей оставшейся ноги изменяется.)
  4. - Какие свойства костей скелета обеспечивают их прочность и сравнительную лёгкость? (Прочность костям придают: плотная наружная поверхность, особое расположение костных перекладин, противодействующих линиям максимальной нагрузки, утолщения на концах костей. Снижают вес костей: трубчатая форма, губчатое строение и наличие полостей в трубчатых костях.)
  5. -Объяснить результаты опыта

Демонстрация опыта. На демонстрационный стол выставляются два штатива с кольцами, расположенными вертикально. Один лист бумаги сворачивается в полоску, другой — в трубку.

Бумажную полоску просовывают в кольца и укрепляют так, что ее середина свободно провисает между кольцами. Учитель вешает на нее чашку от аптекарских весов, которую затем нагружает грузом до тех пор, пока лист не согнется.

Между кольцами закладывают трубку и сразу вещают на нее чашку с грузом, который согнул бумажную полоску. Учащиеся видят, что эта нагрузка не может согнуть трубку. Чашку весов учитель нагружает до критической величины, после чего сравниваются результаты первого и второго испытаний. Учащиеся делают вывод: трубка обладает большей прочностью, чем стержень такой же массы.

Подытожим нашу беседу словами П.Ф. Лесгафта «Костная система человеческого организма устроена таким образом, что при наибольшей легкости она представляет наибольшую крепость и всего лучше в состоянии противодействовать влиянию толчка и сотрясения».

Б. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя

«Движение — это жизнь», — заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения — тянуться, хватать различные предметы.

С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся. И. М. Сеченов писал: «Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности человека сводится окончательно к одному лишь явлению -мышечному движению».

Как многообразны и сложны трудовые движения. А вспомните акробатические трюки гимнастов или изящные пируэты танцоров. Но и все наши каждодневные обычные движения не так уж просты. Работа мышц невозможна без опоры на кости. Вместе они обуславливают характер движений, поз.

Вопрос: - Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов?

Ответ: Все это обеспечивает костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат.

Вопрос: Из чего же он состоит?

Ответ: - Кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, конечностей и туловища образуют твердый остов тела, или скелет (от гр. скелетон (сома) — буквально «высохшее» «тело»).

Вопрос: Ребята, как вы думаете, какие функции выполняет опорно -двигательная система?

Ответ: - Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника и т.д.. Наконец, скелет — пассивный орган движения, т. к. к нему прикрепляются мышцы.

Одни части укрепляются в неподвижном состоянии, а другие движутся. Например, когда человек стоит и двигает руками, ноги и позвоночник у него укрепляются в почти неподвижном положении, а мышцы рук, сокращаясь и расслабляясь, вызывают различные движения. Следовательно, в опорной функции скелета обязательно участвуют мышцы. Когда у человека при потере сознания перестают работать мышцы, он падает. Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций, играющих важную роль в жизнедеятельности организма. В костях содержится основной запас минеральных солей: кальция, фосфора, магния и др. Они используются организмом по мере необходимости, поэтому костная система принимает самое непосредственное участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

2. Сколько у человека костей?

Врачеватели Тибета называли число 360.

Древнеиндийский хирург Сушрута полагал, что костей 300—306. В одном из апокрифов XI в. утверждается, что их 295. Викинги же насчитывали 219.

Современные учебники анатомии не указывают точное количество костей у человека. Говорится, что костей около 200, точнее, 208—210. Отчего же учёные до сих пор не могут определиться? Дело в том, что из-за индивидуальных особенностей у людей бывают дополнительные или, наоборот, отсутствуют некоторые (чаще мелкие) косточки либо несколько костей срастаются в единое целое.

Установлено, что точно подсчитать количество костей в организме человека невозможно. Во-первых, оно различно у отдельных людей. Так, например, 20% людей имеют отличающееся от нормы количество позвонков; у 5 % есть «лишнее» ребро - возле седьмого шейного позвонка ( причём, у мужчин в три раза чаще, чем у женщин). Есть люди с лишним, шестым, пальцем.

3. У истоков изучения скелета.

С давних времён многие учёные Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах - Демокрит - собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален - древнеримский врач и естествоиспытатель - посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

Выдающийся немецкий поэт и учёный Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.

Церковь запрещала «мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты», хотя ещё в начале 18 века Пётр 1 закупил по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине 19 века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты - медики,

Наука закалялась в борьбе с религией и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных.

4. Общий план скелета человека и животных.

В строении скелета позвоночных животных и человека много общего. Они построены по единому плану. У рыб скелет представляет собой позвоночник с массивным черепом. К скелету относятся и костные плавниковые лучи. Скелет парных плавников древних кистепёрых рыб уже напоминает скелет парных конечностей наземных позвоночных животных. В течение многих миллионов лет эти костные образования усложнялись.

Единая основа скелета, одинаковые отделы его у черепахи и шимпанзе, жирафа и воробья, мыши и человека.

Великий английский натуралист Ч. Дарвин подметил, что все кости скелета человека могут быть сопоставлены не только с костями обезьяны, но и с костями летучей мыши или тюленя. Различия между их скелетами выражаются лишь в меньшем или большем развитии отдельных костей, их форме и размерах.

5. Скелет: осевой и дополнительный.

Осевой:

Скелет головы - Череп. Череп состоит из 29 костей и представляет собой единое целое, в котором все кости, за исключением нижней челюсти, прочно сочленены между собой швами и хрящевыми соединениями. Несмотря на общее сходство, строение черепа у разных людей имеет свои индивидуальные особенности. Что касается половых различий, то они весьма условны. У мужчин, как правило, чуть сильнее выражены надбровные дуги и затылочный бугор, а также более глубокие глазницы. Череп служит для защиты мозга.

Мозговой отдел: непарные лобная и затылочная кости, парные теменные и височные (свод черепа), основание: клиновидная кость и пирамидные отростки височных костей, в которых расположены рецепторы слуха и органы равновесия.

Лицевой отдел: верхняя и нижняя челюсть (снабжена подбородочным выступом, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи), скуловые, носовые и решетчатые кости.

Скелет туловища - позвоночник и грудная клетка.

Позвоночник.

Строение позвонка: тело, дуга и отростки.

Отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый(5), копчик (4-5 сросшихся позвонков).

Изгибы: шейный , грудной , поясничный , крестцовый ( у млекопитающих только шейный и крестцовый).

Строение первого шейного позвонка: не имеет тела, оно приросло к телу второго шейного позвонка и образовало зуб: ось, вокруг которой в горизонтальной плоскости вращается первый шейный позвонок вместе с головой, когда жестом мы показываем отрицание. От спинного мозга зуб отделяет связка из соединительной ткани. Особенно непрочна она у грудных детей, поэтому их головку необходимо поддерживать во избежание травмы.

С первым шейным позвонком череп сочленяется при помощи двух мыщелков. Благодаря этому сочленению можно поднимать и опускать голову.

Грудной отдел: к 12 позвонкам крепятся рёбра, 10 их них с помощью хрящей прикрепляются другими концами к грудине, две нижние пары рёбер оканчиваются свободно. Грудной отдел позвоночника, рёбра и грудина образуют грудную клетку.

Поясничный отдел: 5 массивных позвонков (выдерживают основную тяжесть тела).

Крестец (5 сросшихся позвонков, неподвижны и прочны).

Копчик(4-5 сросшихся маленьких позвонков).

Лабораторная работа «Изучение позвонков человека».

Добавочный:

Скелет пояса верхней конечности:

2 ключицы и 2 лопатки

По положению лопаток и ключиц можно судить о положении рук. Анатомы помогли скульпторам восстановить отломанные руки древнегреческой статуи Венеры Милосской, определив их положение по силуэтам лопаток и ключиц.

Скелет верхней конечности:

  • плечо (плечевая кость)
  • предплечье (локтевая и лучевая кости)
  • кисть (запястье, пясть и фаланги пальцев -14)

Великий анатом Андрей Везалий мог с завязанными глазами определить каждую запястную косточку и сказать, к левой или правой руке она относится.

Развитие большого пальца связано с трудовыми движениями кисти. Индейцы называют большой палец «матерью», яванцы - «старшим братом». В древности пленникам отрубали большой палец, чтобы унизить их человеческое достоинство и сделать негодными для участия в сражениях.

Скелет пояса нижней конечности.

Тазовые кости толстые, широкие, почти полностью сросшиеся, тесно сочленённые с крестцом. Вместе с мышцами образуют дно брюшной полости, на которое опираются все внутренние органы.

Скелет нижней конечности:

  • бедро (бедренная кость)
  • голень (большеберцовая и малоберцовая кости)
  • стопа (предплюсна - таранная и пяточная кости, плюсна и фаланги пальцев)

б. Сравнение показателей физического развития мужского и женского организма.

7. Интересные факты о строении опорно-двигательной системы.

Самое большое количество пальцев, отмеченное у человека - 29: 14 - на ногах и 15 - на руках.

Самое малое число пальцев на ногах - 2 - встречается у некоторых людей их африканских племён вадамо и каланга. Их называют «страусиными людьми».

Самая длинная ступня - около 60 см. - принадлежала великану Мохаммеду Аллам Чана (рост 233. 6 см) из Пакистана. Он носил обувь 86 размера.

Самая длинная кость - бедренная. Длина её составляет обычно 27, 5 % от роста человека. Это значит, что при росте 170 см она должна иметь длину около 62 см. Известно, что самая длинная бедренная кость длиной 76 см. принадлежала немецкому великану, высота которого была 245, 8 см.

Самая маленькая кость - стремечко, одна из трёх косточек, участвующих в передаче звука во внутреннее ухо. Её длина всего 2, 6 - 3, 4 мм, а вес - от 2 до 4, 3 миллиграмма.

Самая прочная кость нашего скелета — большая берцовая, на нее ложится наибольшая тяжесть при поддержании тела в вертикальном положении. Эта кость способна выдержать нагрузку до 1650кг, т.е. примерно в 25 раз больше ее обычной нагрузки. Таков запас технической прочности природной конструкции.

Сопоставьте следующие факты:

  • Бедро выдерживает вертикально груз 1500кг;
  • Большая берцовая кость — 1650кг;
  • Плечевая — 850кг
  • Коленная чашечка — 600кг;
  • Предел прочности ребер на излом у молодых колеблется от 85 до 110кг.
  • Кость тверже кирпича в 30 раз, гранита — в 2,5 раза. Она прочнее дуба и почти также прочна, как чугун.
  • Средняя масса скелета человека средней комплекции массой 70кг равна 8-9кг.

8. Самые высокие и самые низкие люди.

Самые рослые люди на Земле - племя тутси. Средний рост взрослого мужчины этой высокорослой этнической группы составляет 185 см. Живут великаны в Восточной Африке. Высокорослые группы (170 см. и выше) проживают также на восточном побережье Северной Америки и в Аргентине. В Европе высокорослые люди живут на севере континента. Это норвежцы, шведы, датчане, шотландцы. Однако среди европейцев рекорд за черногорцами: средний рост мужчин в стране - 177 см., а в городе Требине -183 см.

В мире средний рост взрослого мужчины в настоящее время составляет 165 см, женщины - 154 см. Разница в росте мужчин и женщин у разных народов колеблется в пределах 8-12 см.

Самые низкорослые люди на Земле - пигмейское племя мбути. Средний рост мужчин менее 140 см, женщин - 120-130 см. Живут они в Экваториальной Африке в бассейне реки Конго, в наименее доступных лесистых местах. Пигмеи - «люди с кулачок», так переводится это слово. Очень маленьких людей можно встретить во многих местах вблизи экватора. Это племена аэта, живущие на Филиппинах, семанги полуострова Малакки. Малый рост характерен и для населения крайнего севера Европы, Азии и Америки (лопари, манси, ханты, эскимосы).

Китайские эксперты утверждают, что вывели прямую зависимость между ростом человека и продолжительностью жизни. По их мнению, с увеличением роста на 5%, кожная поверхность увеличивается на 10%, вес -на 16%, длина кровеносных сосудов - на 10%).

Китайские специалисты считают, именно рост 140 см. позволил Гонжу Лайджу прожить 131 год, причём весил он 40 кг. Рост другого китайца - 122-летнего Кончжа, составил 130 см. при весе 30 кг.

Более половины китайских долгожителей были ростом менее полутора метров, а весили не более 40 кг. Бывшему лидеру Китая Дэн Сяопину, рост которого 150 см., недавно исполнился 91 год, что позволяет ему надеяться попасть в когорту тех, кому за 100.

9. Пропорции тела.

От величины отделов скелета или основных костей зависят пропорции тела человека. Знать их особенно важно художникам, ваятелям, ибо нормы соотношения размеров служат мерой красоты телосложения.

Возникновение учения о пропорциях тела относится к периоду расцвета Египетского государства. Египтяне установили, что длина всего тела в 19 раз больше среднего пальца. Это правило они соблюдали при создании статуй. Древнегреческие скульпторы предложили пользоваться шириной ладони как единицей измерения, и поэтому пропорции тела они выражали так: 2 кисти -высота лица, 3 кисти - длина ступни, 4 кисти - расстояние от плеча до локтя.

В более позднее время анатомы и художники установили ещё целый ряд подобных соотношений, например, 3 длины головы - длина туловища, 3 длины кисти - длина руки, 3 длины стопы - длина ноги, размах рук равен длине туловища.

Занятия спортом с ранних лет гармонично развивают красоту тела.

10. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением:

  • позвоночник имеет изгибы
  • грудная клетка расширена в стороны
  • тазовый пояс широкий, имеет вид чаши
  • массивные кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук
  • стопа сводчатая

Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью:

  • большой палец руки противопоставлен остальным
  • мозговой отдел черепа преобладает над лицевым

В. Домашнее задание:

п. 11, 12, стр. 56-59.

Г. Закрепление:

1 - Человек рано утром имеет один рост, а вечером его рост уменьшается. Объясните это явление. (Уменьшение роста человека на протяжении суток происходит за счёт наличия в позвоночном столбе межпозвоночных хрящей, являющихся своеобразными амортизаторами, пружинами, смягчающими механические удары, толчки. Сдавливаясь при движении и ходьбе, межпозвоночные пластинки несколько сплющиваются, что приводит к уменьшению тела).

2 - Выполнение теста

1. Сколько пар рёбер у человека?

1) 2
2) 3
3) 7
4) 12

2. Позвонки какого отдела позвоночника соединены неподвижно?

1) шейного 2) грудного 3) поясничного 4) крестцового

3. Какой отдел позвоночника состоит из 7 позвонков?

1) шейный 2) грудной 3) поясничный 4) крестцовый

4. Какой отдел позвоночника состоит из 12 позвонков?

1) шейный 2) грудной 3) поясничный 4) крестцовый

5. Каковы особенности скелета, связанные с прямохождением?

  1. позвоночник имеет изгибы
  2. стопа сводчатая
  3. пояс нижних конечностей имеет вид чаши
  4. всё перечисленное

6.  Каковы особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью?

  1. позвоночник имеет изгибы
  2. стопа сводчатая
  3. пояс нижних конечностей имеет вид чаши
  4. большой палец руки противопоставлен остальным

7.  Парными костями в черепе являются:

1) лобная 2) затылочная 3) височная 4) теменная

8.  Непарными костями в черепе являются:

1) лобная 2) затылочная 3) височная 4) теменная

9.  К поясу верхних конечностей относятся:

1) ключица 2) грудина 3) лопатка 4) тазовые кости

10.   К поясу нижних конечностей относятся:

1) ключица 2) грудина 3) лопатка 4) тазовые кости

3 - Заполнить таблицу

«Сравнение показателей физического развития мужского и женского организма»

Женские показатели Мужские показатели Общие показатели
     
  1. широкие плечи
  2. узкий таз
  3. сводчатая форма стопы
  4. более широкая и короткая грудная клетка
  5. две нижние пары рёбер короче остальных
  6. широкий таз
  7. более тонкие кости
  8. более высокий (в среднем) рост


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Вегетативное размножение. 6-й класс

На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится практическая работа в микрогруппах....

25 09 2021 23:48:20

Генетическое определение пола

Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека. ...

25 09 2021 12:16:34

Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"

Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса « Природоведение. Введение в биологию и экологию» ( Т. С. Суховой, В. И. Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....

25 09 2021 8:30:34

Легенды о цветах (иллюстрация биологии и досуга)

Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....

25 09 2021 0:30:11

Урок биологии в 6-м классе по теме "Листопад"

Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся. ...

25 09 2021 15:20:52

Работа сердца

Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме " Работа сердца"....

25 09 2021 0:56:29

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

25 09 2021 8:46:32

Конспект урока по теме "Кто они – пионеры поселений?"

Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....

25 09 2021 6:43:54

Информационные технологии на уроке биологии

Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....

25 09 2021 15:24:37

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

25 09 2021 22:39:40

Путешествие в невидимый мир

Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их характерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....

25 09 2021 3:50:28

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

Урок является расширением темы " Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

25 09 2021 20:44:42

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

Очень актуальным направлением в настоящее время является практикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе практически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

25 09 2021 4:43:38

Работы и достижения селекционера М.Ф.Иванова

Большая заслуга по созданию новых пород домашних животных принадлежит выдающемуся селекционеру М. Ф. Иванову, который вывел высокопродуктивные породы свиней и овец. Работа проводилась в Аскании- Новой....

25 09 2021 22:16:20

Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс

Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....

25 09 2021 7:40:38

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"

Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями. ...

25 09 2021 7:44:38

Интегрированные уроки биологии и физической культуры

Главная цель интегрированных уроков - развитие личности обучающегося при приоритете сохранения его здоровья, одним из факторов которого является создание условий психологического комфорта, предполагающих наличие атмосферы сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации....

25 09 2021 15:53:33

Заседание эколого-биологической секции "Путь в науку". "Разноцветная история, или Удивительный мир растений"

В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....

25 09 2021 7:26:14

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

25 09 2021 5:39:16

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

25 09 2021 1:39:52

Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....

25 09 2021 3:39:45

Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"

Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....

25 09 2021 17:43:25

Урок по биологии на тему "Экологические группы птиц"

Урок " Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н. И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....

25 09 2021 0:47:24

Обобщающий урок-игра по теме "Птицы"

Данный урок является завершающим по теме « Птицы» в 7-м классе по У М К Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....

25 09 2021 4:15:23

Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"

Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и хулиганов....

25 09 2021 2:30:40

Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"

Тема " Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах Е Г Э по биологии принадлежит теме " Основы цитологии"....

25 09 2021 4:54:36

Урок-семинар по теме "Иммунитет"

Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас вырабатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

25 09 2021 22:58:24

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Данный урок относится к системе уроков раздела " Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием И К Т, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

25 09 2021 0:54:27

Урок "Развитие жизни на Земле"

Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....

25 09 2021 22:30:48

Результаты эволюции

Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опорных схем, изложенных в данном плане-конспекте....

25 09 2021 5:42:40

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

25 09 2021 14:14:31

Статья "Алгоритмы учебных действий"

Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы « Эволюционное учение» (9-й класс)....

25 09 2021 21:53:44

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

25 09 2021 22:50:48

Строение видоизмененных подземных побегов и их значение

Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....

25 09 2021 19:21:14

Адаптация учащихся в предметной учебной деятельности формированием понятийного аппарата, или Как овладеть языком предмета

Как в условиях интенсификации У В П овладеть понятийным аппаратом? Авторская « Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема « Матрица» на разных этапах урока....

25 09 2021 10:16:25

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

25 09 2021 19:57:35

Урок-игра "В мире растений" в 7-м классе специальной коррекционной школы 8-го вида

Урок-игра может быть проведен, как в коррекционной школе, так и в общеобразовательной, так как целью этого урока является систематизация и обобщение знаний, умений и навыков по пройденным группам растений. Группы растений могут быть разные, а за основу можно взять задания данной игры. В ходе игры учащимся дается возможность выбрать тот вопрос, который им по силам, тем самым учитываются особенности сильных и слабых учащихся....

25 09 2021 15:21:51

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле. Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

25 09 2021 16:34:56

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме " Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

25 09 2021 17:52:55

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

25 09 2021 20:37:32

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (практический курс)"

Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения практических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

25 09 2021 4:26:45

Урок-игра по биологии "Птицы"

Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....

25 09 2021 3:41:55

Растительный и животный мир Тульской области

Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....

25 09 2021 14:34:43

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и характеристика

Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....

25 09 2021 16:32:49

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

25 09 2021 18:18:47

Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации

В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание практического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса " Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....

25 09 2021 3:18:42

Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"

Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....

25 09 2021 3:21:16

Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"

В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме « Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия « Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать практическое применение полученных знаний. ...

25 09 2021 10:35:13

Урок "Размножение и развитие организмов"

Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

25 09 2021 7:55:57

Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"

Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...

25 09 2021 19:12:57

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)