ЦОРы: необходимость или дань моде?
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останется сегодня очень мощный помощник: компьютер и Интернет. Мы согласны с Линнусом: что человеком движет три стимула: выжить, вписаться в общество и получить удовольствие. Сегодня цифровые образовательные ресурсы помогают нам не только выжить в современном мире компьютеров и Интернета, но и вписаться в группу современных учителей школы “Согласие” и главное мы получаем от данной работы удовольствие.
Методом проб и ошибок мы домысливали и создавали уроки с использованием различных форм ИКТ, а в последнее время цоров.
И естественно возникают вопросы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?
Некоторые в качестве “ЦОРа” признают любой фрагмент аудиовизуальной информации, представленный на компьютере в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных файлов. Но существует и другая точка зрения. ЦОРы рассматриваются в трех форматах: как отдельные “цифровые содержательные модули”, жестко привязанные к конкретному учебнику; как ИУМК (“инновационные учебно-методические комплексы”) содержащие в себе некий “инновационный” потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать учебный процесс; и как ИИСС (информационные источники сложной структуры) – своего рода аналог рубрики “разное”, куда могут быть отнесены различные информационные объекты.
Существуют “хранилища” цифровой информации, которые каждый может использовать по своему усмотрению в формате программы, конкретного урока, конкретного класса, целей и т.д. Они спроектированы так, что можно использовать их без большой перестройки “традиционного” урока, с учетом типового компьютерного оборудования.
ЦОРы чаще всего включают в себя: пробные наборы к учебникам; ресурсы коллекции музыки; ресурсы коллекции художественной литературы; видеопыты; виртуальные лаборатории; электронные издания энциклопедий, журналов; аудиозаписи произведений русской литературы; видеозаписи лекций; разработки уроков и, конечно, демонстрационные материалы. Это: плакаты-иллюстрации, интеpaктивные плакаты, таблицы, схемы, рисунки, презентации с дикторским сопровождением, видеоролики или анимация, иллюстрированные учебные модули, материалы для пpaктических занятий. Появились и новые виды ЦОР: игры, тренажеры, конструкторы, тестирование, интеpaктивные модели.
Коллекция ЦОРов не выдает готовые “рецепты” уроков, а является хранилищем современных идей. И уже наша задача использовать их максимально эффективно. Но, прежде всего, необходимо оценить качество ЦОРа. И не только качество технической реализации, и не только качество представленного содержательного материала. Но и насколько оптимальной является само представление того или иного учебного материала в качестве ЦОР. Ведь если это все еще лишь “оцифрованный” материал и ученик может прочитать тоже самое на страницах учебника или на экране дисплея (либо на проекционном экране), то и эффективность применения ЦОРа не выше, чем при использовании традиционных ресурсов. На самом же деле понять, имеет ли смысл использовать тот или иной материал в форме ЦОР, нетрудно. Для этого достаточно лишь представить себе этот ЦОР в “бумажном” виде. И посмотреть – что при таком “бумажном” представлении этого ЦОРа будет утеряно. Если эти потери действительно велики и невосполнимы, значит, данный материал эффективнее использовать в виде ЦОР.
Например: таблица при переносе на бумагу ничего не потеряет, а анимированная схема потеряет синхронизированное дикторское сопровождение, что дает возможность использовать ее при объяснении нового материала или проводить учащимся самостоятельное изучение нового материала. Опция выключения звукового сопровождения позволяет использовать анимированное изображение для закрепления и проверки знаний, например, задание ученику прокомментировать происходящее на экране. Данная схема эффективна при ознакомлении с механизмами и динамикой различных биологических процессов, которые чаще всего недоступны непосредственному наблюдению в природе и являются сложными для восприятия.
Иллюстрации включают фотографии, коллажи и рисунки клеток, организмов, разнообразных объектов природы, а также портреты ученых. Они могут быть использованы на разных этапах обучения и в разных технологических приемах. При подготовке презентаций учителем для объяснения учебного материала. Использовать презентации с рисунками и фотографиями для закрепления материала. Это могут быть те же рисунки или фотографии, но уже без подписей или с частично убранными подписями, чтобы учащиеся восстановили недостающие подписи или прокомментировали тот или иной рисунок, провели сравнение нескольких объектов изучения
Подготовка учащимися презентаций для более наглядного представления докладов, рефератов, отчетов по проектной деятельности. Иллюстрации, тематически объединенные в группы, представлены в виде презентаций. Такой способ подачи материала дает возможность учащемуся получить больший объем информации при просмотре, по сравнению с просмотром отдельно взятой иллюстрации
Видеофрагменты представляют собой учебный фильм. Использование в обучении биологии средств реализации наглядности, в частности видеофрагментов, дает возможность более глубокого усвоения материала посредством полисенсорной активности обучаемого. Совмещение текста и видео позволяют разнообразить изложение учебного материала и облегчают его усвоение.
Анимации как правило, используются для ознакомления с механизмами и динамикой различных биологических процессов, которые чаще всего недоступны непосредственному наблюдению в природе и являются сложными для восприятия. Все анимации имеют синхронизированное дикторское сопровождение, это дает возможность использовать их при объяснении нового материала или проводить учащимся самостоятельное изучение нового материала. Опция выключения звукового сопровождения позволяет использовать анимированное изображение для закрепления и проверки знаний, например, задание ученику прокомментировать происходящее на экране.
Интеpaктивные схемы интересны постепенным вводом информации, акцентируют внимание на определенном моменте изучаемого материала и могут служить опopными конспектами при изложении учебного материала учителем. А также интеpaктивные схемы могут быть использованы при самостоятельной работе учащихся с учебниками для структурирования изучаемого материала. В интеpaктивных схемах могут использоваться рисунки и фотографии, что усиливает наглядность и подчеркивает реалистичность изучаемых вопросов.
Интеpaктивные задания являются разновидностью интеpaктивных рисунков, созданы для закрепления пройденного учебного материала, снабжены автоматической проверкой. Данные задания обладают интеpaктивностью, тем самым повышают мотивацию школьников при работе с ними.
Интеpaктивные тестовые задания – вопросы к определенному уроку, из которых может быть составлена тренажерная или контрольная тестовая работа для обобщающих уроков с автоматической проверкой. Итоговые тестовые работы наиболее эффективно проводить в компьютерном классе. Интеpaктивные тестовые задания содержат разные типы заданий: на выбор ответа из выпадающего списка и на перетаскивание объектов, на установление соответствия. Перечисленные типы интеpaктивных тестовых заданий могут иметь одноэтапную и многоэтапную структуру. Это позволяет разделять задания по уровню сложности.
Экспериментируйте с использованием всех доступных средств, но убедитесь, что каждый элемент отвечает своему назначению – ускорить достижение целей обучения. Помните, что эффективность работы с ЦОРами во многом зависит от самого педагога, от того, как он применяет те или иные возможности.
Приложение
Комментарии:
Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....
27 11 2024 3:40:28
Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....
26 11 2024 13:55:50
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии. ...
25 11 2024 6:43:37
Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....
24 11 2024 20:48:44
Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....
23 11 2024 19:26:42
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
22 11 2024 0:31:53
В статье представлены некоторые приёмы, которые используются на уроках биологии для развития информационной компетенции, – как организована работа по изучению новых терминов, работа с алгоритмом для составления плана текста параграфа, концентрация информации с помощью идеографического и консонантного письма, написание резюме по текстовой информации, использование приема маркировки текста методом "инсерт"....
21 11 2024 9:53:23
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
20 11 2024 0:10:38
Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....
19 11 2024 9:26:59
Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....
18 11 2024 0:58:43
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
17 11 2024 4:33:25
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
16 11 2024 19:34:22
В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности. ...
15 11 2024 11:36:32
Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....
14 11 2024 14:42:39
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
13 11 2024 4:43:11
В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к пpaктике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету. В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с пpaктической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, пpaктические работы на участке, использование кинофильмов....
12 11 2024 11:34:50
В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. ...
11 11 2024 9:50:47
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
10 11 2024 13:30:44
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
09 11 2024 15:46:31
В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....
08 11 2024 14:46:12
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
07 11 2024 0:32:15
Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
06 11 2024 22:17:42
Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....
05 11 2024 21:38:42
Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....
04 11 2024 13:18:56
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....
03 11 2024 7:40:17
Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....
02 11 2024 10:41:39
Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование. ...
01 11 2024 3:45:16
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....
31 10 2024 0:47:30
Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....
30 10 2024 1:21:55
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
29 10 2024 0:31:42
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. ...
28 10 2024 2:12:58
Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....
27 10 2024 10:31:19
Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов. ...
26 10 2024 15:33:10
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
25 10 2024 10:41:12
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
24 10 2024 23:30:38
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
23 10 2024 2:20:53
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
22 10 2024 16:27:21
Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....
21 10 2024 17:11:18
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
20 10 2024 2:14:12
Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....
19 10 2024 11:39:48
Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....
18 10 2024 4:16:21
Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....
17 10 2024 15:24:21
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
16 10 2024 3:52:20
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
15 10 2024 10:26:36
Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...
14 10 2024 0:51:24
Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.). ...
13 10 2024 4:47:18
Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....
12 10 2024 13:59:54
Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...
11 10 2024 20:27:25
Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....
10 10 2024 1:11:27
Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....
09 10 2024 6:42:49
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::