Повторение и обобщение материала по теме: "Эволюционное учение"
Цели:
- Познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого английского ученого Чарлза Дарвина
- Систематизировать, закрепить и обобщить знания о виде, популяции, движущих силах эволюции, механизмах видообразования; главных направлениях эволюции; хаpaктерных признаках микро- и макроэволюции.
- Стимулировать интеллектуальную деятельность учащихся, развивать умения систематизировать, сравнивать, высказывать собственную точку зрения.
- Воспитывать порядочность, трудолюбие.
Оборудование: Компьютерная презентация, портрет Чарлза Дарвина, материалы к лабораторным работам по ароморфозам, идиоадаптациям и дегенерации, видеофильм по приспособленности организмов к условиям обитания.
Ход урока
“Наука - это драма идей”. Эти слова принадлежат великому физику XX века Альберту Эйнштейну. Творцы открытий - люди, виновники ошибок - люди. На арене науки сражаются, соревнуются, отстаивают свою правоту идеи, теории и гипотезы, созданные людьми. Сегодня мы будем говорить о величайшем открытии XIX века - теории естественного отбора Ч. Дарвина.
1. Жизнь и творчество Ч. Дарвина. (Компьютерная презентация. Приложение 1)
Дарвин: “Довольно рано я прочел оказавшийся у товарищей том “Чудес природы” и нередко вступал с другими мальчиками в споры относительно правильности сообщаемых в этой книге сведений. К концу моей школьной жизни мой брат увлекся химией и устроил порядочную лабораторию с самодельными аппаратами в чулане. Он позволял прислуживать ему при опытах. Я очень интересовался этим, и наши занятия нередко затягивались до глубокой ночи. Эти занятия имели наиболее глубокое образовательное значение из всего того, чему я научился в школьные годы. Они на пpaктике познакомили меня со значением экспериментальной науки”.
Официальная учеба в Кембридже шла вяло. Изучать богословские догмы Дарвину было скучно. Зато он с головой окунулся в любимое занятие - изучение природы. Этому способствовало знакомство с крупными учеными-естествоиспытателями, живущими в этом научном центре, с которыми он часто встречался.
Экспедиция на корабле “Бигль”. (Сообщение учащегося. Приложение 2)
29 марта 1839 года Дарвин женился на своей кузине Эмме Веджвуд. Супружество оказалось счастливым. Веселая, привлекательная, образованная женщина неистово ухаживала за больным мужем. Она была его опорой в жизни и не сомневалась в его добропорядочности. Даже тогда, когда Дарвин работал над теорией естественного отбора, атеистическую сущность которой она поняла раньше других и ужаснулась этому. Ведь Эмма Дарвин была набожной, как все ее современницы.
В семье Дарвинов наметился конфликт, который мог бы привести к расколу: муж - атеист, жена богомольная католичка. Но семейный конфликт не состоялся. Сохранилось письмо Эммы.
(письмо Эммы зачитывают)
Это письмо было найдено среди бумаг Эммы после ее cмepти. На нем Дарвин написал:
“Когда я умру, знайте, что я много раз целовал это письмо и плакал над ним”.
Итак, семейный конфликт не состоялся.
Не состоялся и конфликт из-за приоритета в создании теории естественного отбора. Дарвин много лет работал над обоснованием своей теории. Он завершил ее приблизительно к 1858 году, но опубликовывать не торопился. В 1858 году он получил письмо от Альфреда Рассела Уоллеса, работавшего в Малайе, рукописи статьи, в которой он в сжатой форме изложил теорию естественного отбора. Это ошеломило Дарвина. И он пишет профессору Лайелю:
“Ваши слова, что меня кто-либо опередит, оправдались с лихвой. Я никогда не видел более разительного сходства. Если бы у Уоллеса была моя рукопись… он не смог бы сделать более удачного и краткого обзора”.
Лайель и ботаник Джозеф Гукер сумели найти тонкое и справедливое решение вопроса. По их предложению на заседании Линнеевского общества в том 1858 году были зачитаны обе работы. Затем по их настоянию Дарвин начал готовить свою рукопись к публикации. Друзья считали, что он имеет на это право, так как сформулировал свою гипотезу еще во время кругосветного путешествия, а в последующие 22 года собирал факты подтверждающие ее…
Оба ученых были благородными людьми. Они признавали вклад друг друга в теорию. Уоллес писал: “Я всегда сознавал и теперь сознаю, что господин Дарвин начал заниматься этим вопросом раньше меня и исполнение трудной задачи изложения происхождения не выпало на мою долю. Давно я уже испытывал свои силы и убедился, что их бы не хватило на эту трудную задачу. Я чувствую, что у меня нет такого неутомимого терпения при собирании многочисленных фактов, этой удивительной способности выводить заключения … наконец, того бесподобного слога ясного и убедительного, - словом всех тех качеств, которые делают из господина Дарвина человека совершенного и, быть может наиболее способного для громадного труда, который он предпринял и выполнил.
А Дарвин говорил друзьям: “Лучше б я сжег свою книгу, только бы он (Уоллес) или кто-либо иной не счел мой поступок нeблаговидным”
Итак, мы подошли к тому времени, когда открытие Дарвина было опубликовано 24 ноября 1859 года, под названием “Происхождение видов путем естественного отбора”. Интерес к этой книге превзошел все ожидания. Весь тираж (1250 экземпляров) был раскуплен за один день. Еще при жизни Дарвина “Происхождение видов” выдержало 6 изданий и было переведено на все европейские языки, в том числе и на русский. Чарлз Дарвин скончался в 1882 году и был похоронен как национальный герой в Вестминстерском аббатстве, в Лондоне, рядом Исааком Ньютоном.
2. В чем сущность теории Дарвина? (Беседа)
Созданию Дарвином учения об эволюции органического мира способствовали определенные естественно - научные и экономические предпосылки. Назовите их.
В XIX веке многие ученые не признавали идею эволюции органического мира. Приведите доказательства эволюции растений и животных. Какие из них можно считать прямыми? косвенными?
В середине XIX века Дарвин создал эволюционную теорию, которая и сегодня признана большинством ученых мира. Назовите основные положения эволюционной теории Дарвина. Каковы результаты и движущие силы эволюции по Дарвину?
Известно, что все организмы, живущие на Земле, имеют сходную организацию молекулярных процессов. О чем это свидетельствует?
Объясните с точки зрения К. Линнея, Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина образование длинной шеи у жирафа и отсутствие органов зрения у слепыша.
Во время кругосветного путешествия Чарлз Дарвин обнаружил в Южной Америке находки скелетов ископаемого гигантского ленивца, сходного со скелетами ныне живущих видов, вывел черты различия в видовом составе фауны Северной и Южной Америки и отметил высокий процент эндемизма среди птиц и рептилий Галапагосского архипелага. О чем свидетельствовали данные факты? Ответ поясните.
Проводя опыты в Дayне, Чарлз Дарвин выяснил, что, на одинаковых по площади, участках почвы размещается большое число особей растений, если они принадлежат не к одному, а к нескольким видам. Объясните, в чем заключается причина таких различий.
Выводы:
Дарвин доказал, что в природных условиях приспособления организмов к среде и возникновение новых видов происходит при участии естественного отбора. Выживают и лучше размножаются те особи, которые имеют изменения, полезные для организма. Естественный отбор - это преимущественное выживание и размножение наиболее приспособленных.
Причина естественного отбора по Дарвину, является постоянная борьба за существование. Дарвин различал три формы борьбы за существование: межвидовую, внутривидовую и борьбу с нeблагоприятными условиями неорганической среды.
Естественный отбор создает разнообразные приспособления организмов к окружающей среде.
3. Современное состояние эволюционного учения (Сообщение учащегося. Приложение 3)
Вопросы к беседе по сообщению:
- В чем сущность учения И.И. Шмальгаузена о формах естественного отбора?
- В чем сущность и каковы результаты микроэволюции?
- Дайте хаpaктеристику различных способов видообразования?
- Какие направления эволюционного процесса вы знаете?
- Чем отличается биологический прогресс от биологического регресса?
- Охаpaктеризуйте основные пути эволюции, ведущие к биологическому прогрессу
4. Основные направления эволюции (Групповая лабораторная работа)
Лабораторная работа “Основные пути биологического прогресса”
Ароморфозы.
Проанализируйте анатомо-функциональные особенности мозга позвоночных животных (рыбы, птицы, млекопитающие). Заполните таблицу и сделайте вывод о взаимосвязи между усложнением различных отделов мозга и особенностями поведения животных.
Головной мозг рыб. Различают отделы: передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Все отделы имеют большое значение в жизнедеятельности рыбы. Мозжечок управляет координацией движений и равновесием животного. Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной мозг. Он играет большую роль в управлении дыханием, кровообращением, пищеварением и другими важнейшими функциями организма.
Головной мозг птиц. Хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга. Мозжечок значительно больше, чем у других позвоночных, так как он центр координации и согласованности движений, а птицы в полете совершают очень сложные движения. По сравнения с рыбами увеличены полушария переднего мозга. Поэтому и поведение птиц отличается большой сложностью. Правда, многие действия являются врожденными, инстинктивными (образование пары, постройка гнезда, насиживание). В течение жизни у птиц появляется большое количество условных рефлексов.
Головной мозг млекопитающих. Головной мозг состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных. Однако большие полушария имеют более сложное строение. Наружный слой больших полушарий состоит из нервных клеток, образующих кору мозга. Она может образовывать складки, извилины. Кора отвечает за образование условных рефлексов. Хорошо развит и мозжечок, он также имеет много извилин. Это связано с координацией сложных движений млекопитающих. Млекопитающие отличаются сложным поведением. Вследствие того, что обстановка окружающей среды крайне изменчива, у млекопитающих постоянно выpaбатываются новые условные рефлексы, а те, которые не подкрепляются условными раздражителями, утрачиваются. Эта особенность позволяет млекопитающим быстро и очень хорошо приспосабливаться к условиям окружающей среды.
Класс, представители | Основные отделы головного мозга | Наиболее развитые отделы головного мозга | Хаpaктер рефлекторной деятельности и особенности поведения |
Идиоадаптации.
Рассмотрите строение ног различных птиц, сделайте вывод о приспособительном значении изменений.
Зависимость между строением ног птиц и
образом их жизни. Ноги: 1 - орла 2 - ястреба 3 - фазана 4 - дрофы |
Зависимость между строением организма и его образом жизни доказывает, например, строение ног у разных видов птиц. Ноги хищных птиц (орла, ястребы) снабжены длинными и острыми когтями. У птиц, ноги которых приспособлены для ходьбы (фазан), когти короткие. У бегающих птиц (дрофа, страус) ноги очень сильные, с короткими и толстыми пальцами
Виды птиц | Способ добывания пищи | Приспособительные особенности ног | Особенности жизнедеятельности |
Дегенерация.
Рассмотрите рисунки члeников ленточных паразитов. Выясните, какие системы органов получили сильное развитие и почему? Заполните таблицу.
Одна из основных особенностей цепня - отсутствие специальных органов пищеварения. Взрослый паразит живет в тонких кишках человека, где имеется уже переваренная пища. Эту пищу червь всасывает всей поверхностью тела. Цепень (особенно его личинка) может также может переваривать пищу своими покровами. Как и большинство других плоских червей, цепень - гермафродит. В каждом его члeнике, кроме самых молодых, имеется один яичник и множество семенников. Яйца созревают только в самых старых задних члeниках. Эти члeники отрываются и с калом выходят наружу.
Вид | Дегенерирующие системы органов | Прогрессирующие системы органов |
Лабораторная работа “Приспособленность организмов и ее относительный хаpaктер”
Наряду с многообразием видов, результатом эволюции является приспособленность организмов к окружающей среде
- Что такое приспособленность или адаптации организмов? Почему адаптации носят относительный хаpaктер?
Посмотрите кадры видеофильма, заполните таблицу. В чем основная причина возникновения приспособлений и как доказать, что они относительны. Заполните таблицу.
Вид | Среда обитания | Черты приспособленности | Относительный хаpaктер приспособленности |
Подведение итогов. (Тест по теме: “Эволюционное учение”. Приложение 4)
Комментарии:
Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....
25 04 2025 3:55:27
Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе.
...
24 04 2025 22:44:23
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
23 04 2025 17:57:29
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
22 04 2025 0:12:35
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
21 04 2025 3:46:46
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
20 04 2025 20:31:26
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
19 04 2025 15:57:46
Экологический эрудицион — познавательная игра, направленная на расширение и
углубление экологических знаний, воспитание экологической культуры, развитие умений
находить выход из различных ситуаций. Игра придаёт занятию яркую эмоциональную
окраску, делает его живым, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний....
18 04 2025 21:21:33
Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....
17 04 2025 13:27:44
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
16 04 2025 1:30:30
На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....
15 04 2025 2:54:18
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
14 04 2025 16:29:25
Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....
13 04 2025 7:26:10
Урок знакомит с новым материалом, расширяет кругозор, направлен на повышение мотивации к изучению природоведения, готовит к изучению курсов физики и биологии....
12 04 2025 10:53:53
Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека
а также воспитывает бережное отношение к природе....
11 04 2025 17:56:33
Урок убедительно, на фактах, сообщает учащимся о вреде курения, особенно в подростковом возрасте....
10 04 2025 2:41:51
Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....
09 04 2025 6:47:34
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
08 04 2025 10:23:17

Урок построен в виде игры «Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....
07 04 2025 23:44:21
Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации.
...
06 04 2025 10:45:29

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
05 04 2025 12:52:44
Урок знакомит с основными признаками животных, существенными признаками строения и жизнедеятельности простейших, учит различать изученные объекты в таблицах; объясняет роль простейших в жизни человека....
04 04 2025 12:54:48
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы).
...
03 04 2025 2:40:35
Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков.
...
02 04 2025 0:46:23
Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....
01 04 2025 6:24:54

Цель урока: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения; выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений; сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве, пpaктические навыки размножения растений вегетативным способом....
31 03 2025 22:15:13
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
30 03 2025 23:21:55

Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....
29 03 2025 15:10:40
Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, выpaбатывать умение работать в комaнде. Рекомендации учителям: разделить детей на комaнды, например: «Синицы», «Воробьи», «Гoлyби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, комaнды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....
28 03 2025 13:38:11
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
27 03 2025 11:45:59
При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору.
...
26 03 2025 13:51:38
Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....
25 03 2025 3:11:23
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
24 03 2025 22:47:27
Цель занятия: обобщить информацию о витаминах; научиться определять витамин С в различных продуктах питания; познакомиться с основами фитотерапии и рационального приготовления пищи....
23 03 2025 7:52:13
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
22 03 2025 6:36:17
Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....
21 03 2025 8:54:43
Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....
20 03 2025 23:25:15
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
19 03 2025 14:17:56
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
18 03 2025 5:10:40
Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....
17 03 2025 12:55:18
Отдел моховидные – это высшие споровые растения, видовое разнообразие которых достигает 20 тыс. Изучение мхов ведется много столетий, ученых занятых их исследованием прозвали бриологами....
16 03 2025 22:10:43
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
15 03 2025 12:52:58
Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....
14 03 2025 21:53:31
В ходе урока учащиеся закрепляют знания о приспособленности рыб к жизни в водной среде обитания, о строении и функциях различных систем органов рыб, заботе о потомстве. Также школьники обобщают знания о систематических группах рыб и многообразии рыб в природе....
13 03 2025 16:48:57
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
12 03 2025 16:28:21
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
11 03 2025 15:29:30
Данный урок разработан по учебнику И.Н. Пономаревой и др. "Общая биология" (10-й класс), издательства "Вентана-Граф".
Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, пpaктически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....
10 03 2025 10:55:39
Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека.
...
09 03 2025 5:35:47
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
08 03 2025 11:48:34
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
...
07 03 2025 4:56:36
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::