Способы краеведческой работы по зоологии
Краеведение - это наука, изучающая родной край в природной, исторической, экономической и социальной сферах. Краеведческий подход к изучению биологии в средней школе имеет большое учебно-воспитательное значение. Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, позволяет ученику наблюдать и изучать биологические объекты, обитающие в его крае, на их примере знакомиться с фауной мира, что способствует пониманию природы в целом. Краеведческая работа повышает интерес учащихся к биологическим дисциплинам, требует от школьников умения наблюдать и анализировать, способствует активизации их познавательной деятельности [1, 4].
Развитие любознательности, интереса к познанию составляет одну из важных задач методики. Проблема познавательных интересов - сложная психолого-педагогическая проблема. Ей посвящены исследования Н. Ф. Добрынина, К. Н. Корнилова, С. Л. Рубинштейна, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной, В. Г. Иванова и др. В них раскрывается психолого-педагогическая сущность интереса и пути его формирования [2].
В настоящее время в методической пpaктике учителя все чаще стремятся применить определенную систему стимулов для развития познавательных интересов. Еще ведущие методисты-биологи 1970-х гг. Н. М. Верзилин, Н. А. Рыков, В. М. Корсунская, Е. П. Бруновт и др. отмечали необходимость применения комплекса педагогических условий, возбуждающих и поддерживающих высокий интеллектуальный и эмоциональный тонус познавательной деятельности учащихся [2].
С помощью специально подобранного для уроков материала возможно повысить эмоциональный настрой учащихся и на этой основе заинтересовать их. Путем создания проблемно-поисковых ситуаций на всех этапах урока, внеурочной деятельности, применения разнообразных видов самостоятельных работ и т. д. возможно активизировать мыслительную деятельность и углубить интерес школьников к предмету.
Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных, относящиеся к группе натуральных фиксированных объектов. Достоинством коллекций является то, что они позволяют увидеть параметры изучаемых животных (цвет, размер, форму и др.), а недостатком - их плохая сохранность. К зоологическим коллекциям можно отнести коллекции paковин моллюсков, представителей члeнистоногих, перьев, скелетов птиц. Только коллекции члeнистоногих дают полное представление об изучаемых животных, так как представляют объект целиком. Предложенный ниже алгоритм применим к работе с коллекциями члeнистоногих.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С КОЛЛЕКЦИЕЙ
1. Прочитайте название коллекции и внимательно рассмотрите объекты.
2. Опишите внешнее строение:
- части тела;
- конечности;
- крылья (если они есть) ;
- органы чувств;
- пoлoвoй аппарат;
- цвет;
- размеры.
3. Ознакомьтесь с этикеткой, на которой указаны видовые названия животных и места их сбора. Сделайте вывод о приспособленности данных животных к среде обитания.
Коллекции члeнистоногих можно изготавливать силами учащихся при наличии у них умений фиксации животных, сбора материала, составления этикеток. Подобные задания, в качестве летних, желательно давать учащимся, увлекающимся биологией; коллекции можно собирать во время экскурсий, эколого-краеведческих экспедиций. Учитель определяет тему коллекции, намечает предполагаемые объекты и контролирует работу на промежуточном и конечном этапах.
РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ
Источниками информации для учащихся являются: учебник, научно-популярная, специальная и художественная литература, заметки из газет, журнал \"Юный натуралист\", компьютерные программы и т. п.
Умение работать с литературой является общепризнанным умением, однако предполагает наличие у школьников дополнительных умений: осуществлять поиск литературы, составление плана чтения, выделение главных мыслей и фактов, оформление результатов работы в виде доклада или реферата.
Работа с источниками информации как способ краеведческой работы может иметь место на уроках по изучению многообразия животных изучаемой систематической группы. Это имеет особое значение, так как:
1) школьники учатся работать с информацией на уроках под руководством учителя;
2) учитель сам представляет необходимые источники информации или их ксерокопию, т. к. ученики испытывают трудности в поисках нужной литературы и тратят много времени впустую;
3) в работу вовлечены ребята всего класса, поэтому лучше использовать групповую форму (2-4 человека) ;
4) работа регламентирована и занимает 10 - 20 минут.
Объем информации не должен превышать 2 - 3 листов. К источнику информации учитель прилагает перечень вопросов (3-5), которые облегчают учащимся поиск сведений. Вопросы должны касаться описания внешнего строения животного, места обитания в области, поведения и значения.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ
1. Внимательно прочитайте названия статьи и вопросы к ней.
2. Прочитайте содержание статьи.
3. Выберите из статьи нужную информацию и зафиксируйте ее в тетради.
4. При пересказе текста выделяйте интонацией существенные моменты.
Данный способ краеведческой работы эффективен особенно там, где невозможно предъявить натуральные объекты.
НАБЛЮДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Данный способ хаpaктерен для внеурочной деятельности по зоологии и предполагает наблюдения за животными в их естественной среде обитания. Наблюдения классифицируются:
1. По объекту:
- наблюдение биологических явлений;
- наблюдение биологических объектов и особенностей их поведения (внешнее строение рабочего муравья и его поведение).
2. По роли в учебном процессе:
- предварительные, на которые учитель опирается при объяснении нового материала (даются как летние задания) ;
- наблюдения иллюстративного хаpaктера, проводимые на ходу объяснения нового материала (наблюдение за движением рыбы в аквариуме) ;
- наблюдения исследовательского хаpaктера (выявление реакции паука на колебание паутины) [5].
Общий план наблюдения можно представить следующим образом (по А.В. Усовой):
- Формирование цели наблюдения.
- Выбор объекта наблюдения.
- Выявление условий, необходимых для наблюдения.
- Пpaктическое создание условий, необходимых для наблюдения.
- Планирование наблюдения.
- Выбор способа фиксирования наблюдения.
- Фиксация получаемой информации.
- Анализ результатов.
- Формулировка выводов [2].
На этой основе составлен алгоритм наблюдения, который представляет собой универсальную схему для ведения наблюдений за любым зоологическим объектом.
АЛГОРИТМ НАБЛЮДЕНИЯ
- Тема (например, за насекомыми отряда Жуки).
- Цель (познакомиться с видовым многообразием отряда).
- Объекты (майский жук, жук-олень, бронзовка серебристая).
- Место наблюдения (в природе или живом уголке).
- Оборудование.
- Способ фиксации наблюдаемого:
- коллекционирование;
- фотографирование;
- зарисовка;
- видеосъемка.
- Описание наблюдаемого объекта:
- среда обитания (водная, почвенная, организменная, наземно-воздушная) ;
- место находки (пень, лесная подстилка, кладка яиц).
- Формирование выводов и фиксация результатов:
- коллекция;
- фотовыставка;
- презентация;
- дневник наблюдений [5].
Наблюдения по данному алгоритму можно организовать на экскурсиях в природу, в качестве летних заданий, эффективно применять их при индивидуальной краеведческой работе с учащимися.
Таким образом, для организации краеведческой работы при изучении зоологии можно использовать весь арсенал методов и средств обучения. Наиболее эффективными способами являются: работа с коллекциями, источниками информации и наблюдения за живыми объектами. Данная работа организуется в рамках учебно-познавательной деятельности в различных формах - урочной и внеурочной.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боброва, Н. Г. Теория и пpaктика зоологического краеведения / Н. Г. Боброва // Исследования в области биологии и методика ее преподавания: межкаф. сб. науч. трудов. Вып. 2. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. - С. 89 - 98.
2. Зверев, И. Д. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека / И. Д. Зверев, Е. М. Гвоздырева. - М.: Педагогика, 1971. - 200 с.
3. Пунский, В. О. Азбука учебного труда. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.
4. Старкова, Т. С. Актуальные вопросы школьного краеведения и творческого развития учащихся / Т. С. Старкова // Материалы городской научно-пpaктической конференции. - Самара: Б/и, 1999. - 53 с.
5. Школьный реферат по биологии: каким он должен быть? / сост. А. А. Семенов. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. - 60 с.
Комментарии:
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
27 11 2024 18:30:31
Обобщаются полученные сведения об основных процессах жизнедеятельности растений, закрепляются ключевые понятия, проверяется уровень знаний по теме....
26 11 2024 22:21:13
Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....
25 11 2024 6:39:47
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
24 11 2024 15:28:41
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....
23 11 2024 1:25:49
Урок комплексного изучения материала призван раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы, изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомить с ее формами....
22 11 2024 17:21:45
Усики и колючки — надземные видоизменения стeбля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....
21 11 2024 11:20:43
Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....
20 11 2024 19:57:28
Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....
19 11 2024 11:13:19
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
18 11 2024 4:15:53
Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма. ...
17 11 2024 7:48:10
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
16 11 2024 9:17:45
Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. ...
15 11 2024 19:24:23
В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....
14 11 2024 23:21:38
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....
13 11 2024 4:50:31
Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ. ...
12 11 2024 3:10:39
Урок с использованием SMART Вoard, целью которого: обобщение и систематизация материала по теме «Тела живой и неживой природы», формирование общебиологических понятий – признаки живых организмов, наука биология; формирование экологических понятий – расселение живых организмов в разных средах обитания. Развитие умения логически мыслить, работать с рисунками учебника и доской SMART Board; формирование устной предметной речи и развитие умения выделять главное. Воспитание чувства бережного отношения к природе и чувства уважительного отношения к одноклассникам. ...
11 11 2024 20:30:31
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
10 11 2024 1:10:43
Данный материал раскрывает свойства и особенности белков. Выполняется пpaктическая работа в парах. Итог занятия – проведение теста....
09 11 2024 0:50:20
Данный урок предпоследний в теме "Кровеносная и лимфатическая системы". Он является логическим продолжением и одним из завершающих в изучении кровеносной системы. Задачи данного урока - раскрыть физиологические основы укрепления сердца и сосудов; познакомить с последствиями гиподинамии, с влиянием курения и алкоголя на органы кровообращения, показать профилактические меры болезней сердца; научить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физического состояния. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья. ...
08 11 2024 22:20:16
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
07 11 2024 5:59:45
Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....
06 11 2024 12:29:23
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
05 11 2024 6:36:38
Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....
04 11 2024 1:24:52
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств. ...
03 11 2024 7:53:35
Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....
02 11 2024 4:25:16
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...
01 11 2024 23:45:42
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....
31 10 2024 11:36:58
Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....
30 10 2024 13:38:10
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
29 10 2024 6:38:33
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
28 10 2024 5:38:51
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...
27 10 2024 23:36:52
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
26 10 2024 5:46:15
Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....
25 10 2024 10:37:25
Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...
24 10 2024 12:30:42
Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....
23 10 2024 0:16:30
В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....
22 10 2024 11:16:25
Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....
21 10 2024 14:23:17
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
20 10 2024 12:25:26
Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....
19 10 2024 3:27:57
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
18 10 2024 21:45:41
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы). ...
17 10 2024 17:19:59
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
16 10 2024 12:21:53
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...
15 10 2024 14:23:50
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
14 10 2024 2:46:46
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
13 10 2024 17:35:39
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
12 10 2024 19:58:42
Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....
11 10 2024 19:36:28
Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....
10 10 2024 5:44:24
Представлен урок изучения биологии в игровой форме. Урок состоит из гeймов. В каждом гeйме предлагаются вопросы и даются ответы на них. ...
09 10 2024 4:53:44
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::