Способы краеведческой работы по зоологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Способы краеведческой работы по зоологии


    Способы краеведческой работы по зоологии

Краеведение - это наука, изучающая родной край в природной, исторической, экономической и социальной сферах. Краеведческий подход к изучению биологии в средней школе имеет большое учебно-воспитательное значение. Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, позволяет ученику наблюдать и изучать биологические объекты, обитающие в его крае, на их примере знакомиться с фауной мира, что способствует пониманию природы в целом. Краеведческая работа повышает интерес учащихся к биологическим дисциплинам, требует от школьников умения наблюдать и анализировать, способствует активизации их познавательной деятельности [1, 4].

Развитие любознательности, интереса к познанию составляет одну из важных задач методики. Проблема познавательных интересов - сложная психолого-педагогическая проблема. Ей посвящены исследования Н. Ф. Добрынина, К. Н. Корнилова, С. Л. Рубинштейна, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной, В. Г. Иванова и др. В них раскрывается психолого-педагогическая сущность интереса и пути его формирования [2].

В настоящее время в методической пpaктике учителя все чаще стремятся применить определенную систему стимулов для развития познавательных интересов. Еще ведущие методисты-биологи 1970-х гг. Н. М. Верзилин, Н. А. Рыков, В. М. Корсунская, Е. П. Бруновт и др. отмечали необходимость применения комплекса педагогических условий, возбуждающих и поддерживающих высокий интеллектуальный и эмоциональный тонус познавательной деятельности учащихся [2].

С помощью специально подобранного для уроков материала возможно повысить эмоциональный настрой учащихся и на этой основе заинтересовать их. Путем создания проблемно-поисковых ситуаций на всех этапах урока, внеурочной деятельности, применения разнообразных видов самостоятельных работ и т. д. возможно активизировать мыслительную деятельность и углубить интерес школьников к предмету.

Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных, относящиеся к группе натуральных фиксированных объектов. Достоинством коллекций является то, что они позволяют увидеть параметры изучаемых животных (цвет, размер, форму и др.), а недостатком - их плохая сохранность. К зоологическим коллекциям можно отнести коллекции paковин моллюсков, представителей члeнистоногих, перьев, скелетов птиц. Только коллекции члeнистоногих дают полное представление об изучаемых животных, так как представляют объект целиком. Предложенный ниже алгоритм применим к работе с коллекциями члeнистоногих.

МЕТОДИКА РАБОТЫ С КОЛЛЕКЦИЕЙ

1. Прочитайте название коллекции и внимательно рассмотрите объекты.

2. Опишите внешнее строение:

  • части тела;
  • конечности;
  • крылья (если они есть) ;
  • органы чувств;
  • пoлoвoй аппарат;
  • цвет;
  • размеры.

3. Ознакомьтесь с этикеткой, на которой указаны видовые названия животных и места их сбора. Сделайте вывод о приспособленности данных животных к среде обитания.

Коллекции члeнистоногих можно изготавливать силами учащихся при наличии у них умений фиксации животных, сбора материала, составления этикеток. Подобные задания, в качестве летних, желательно давать учащимся, увлекающимся биологией; коллекции можно собирать во время экскурсий, эколого-краеведческих экспедиций. Учитель определяет тему коллекции, намечает предполагаемые объекты и контролирует работу на промежуточном и конечном этапах.

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ

Источниками информации для учащихся являются: учебник, научно-популярная, специальная и художественная литература, заметки из газет, журнал \"Юный натуралист\", компьютерные программы и т. п.

Умение работать с литературой является общепризнанным умением, однако предполагает наличие у школьников дополнительных умений: осуществлять поиск литературы, составление плана чтения, выделение главных мыслей и фактов, оформление результатов работы в виде доклада или реферата.

Работа с источниками информации как способ краеведческой работы может иметь место на уроках по изучению многообразия животных изучаемой систематической группы. Это имеет особое значение, так как:

1) школьники учатся работать с информацией на уроках под руководством учителя;

2) учитель сам представляет необходимые источники информации или их ксерокопию, т. к. ученики испытывают трудности в поисках нужной литературы и тратят много времени впустую;

3) в работу вовлечены ребята всего класса, поэтому лучше использовать групповую форму (2-4 человека) ;

4) работа регламентирована и занимает 10 - 20 минут.

Объем информации не должен превышать 2 - 3 листов. К источнику информации учитель прилагает перечень вопросов (3-5), которые облегчают учащимся поиск сведений. Вопросы должны касаться описания внешнего строения животного, места обитания в области, поведения и значения.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ

1. Внимательно прочитайте названия статьи и вопросы к ней.

2. Прочитайте содержание статьи.

3. Выберите из статьи нужную информацию и зафиксируйте ее в тетради.

4. При пересказе текста выделяйте интонацией существенные моменты.

Данный способ краеведческой работы эффективен особенно там, где невозможно предъявить натуральные объекты.

НАБЛЮДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Данный способ хаpaктерен для внеурочной деятельности по зоологии и предполагает наблюдения за животными в их естественной среде обитания. Наблюдения классифицируются:

1. По объекту:

- наблюдение биологических явлений;

- наблюдение биологических объектов и особенностей их поведения (внешнее строение рабочего муравья и его поведение).

2. По роли в учебном процессе:

- предварительные, на которые учитель опирается при объяснении нового материала (даются как летние задания) ;

- наблюдения иллюстративного хаpaктера, проводимые на ходу объяснения нового материала (наблюдение за движением рыбы в аквариуме) ;

- наблюдения исследовательского хаpaктера (выявление реакции паука на колебание паутины) [5].

Общий план наблюдения можно представить следующим образом (по А.В. Усовой):

  1. Формирование цели наблюдения.
  2. Выбор объекта наблюдения.
  3. Выявление условий, необходимых для наблюдения.
  4. Пpaктическое создание условий, необходимых для наблюдения.
  5. Планирование наблюдения.
  6. Выбор способа фиксирования наблюдения.
  7. Фиксация получаемой информации.
  8. Анализ результатов.
  9. Формулировка выводов [2].

На этой основе составлен алгоритм наблюдения, который представляет собой универсальную схему для ведения наблюдений за любым зоологическим объектом.

АЛГОРИТМ НАБЛЮДЕНИЯ

  1. Тема (например, за насекомыми отряда Жуки).
  2. Цель (познакомиться с видовым многообразием отряда).
  3. Объекты (майский жук, жук-олень, бронзовка серебристая).
  4. Место наблюдения (в природе или живом уголке).
  5. Оборудование.
  6. Способ фиксации наблюдаемого:
    • коллекционирование;
    • фотографирование;
    • зарисовка;
    • видеосъемка.
  7. Описание наблюдаемого объекта:
    • среда обитания (водная, почвенная, организменная, наземно-воздушная) ;
    • место находки (пень, лесная подстилка, кладка яиц).
  8. Формирование выводов и фиксация результатов:
    • коллекция;
    • фотовыставка;
    • презентация;
    • дневник наблюдений [5].

Наблюдения по данному алгоритму можно организовать на экскурсиях в природу, в качестве летних заданий, эффективно применять их при индивидуальной краеведческой работе с учащимися.

Таким образом, для организации краеведческой работы при изучении зоологии можно использовать весь арсенал методов и средств обучения. Наиболее эффективными способами являются: работа с коллекциями, источниками информации и наблюдения за живыми объектами. Данная работа организуется в рамках учебно-познавательной деятельности в различных формах - урочной и внеурочной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боброва, Н. Г. Теория и пpaктика зоологического краеведения / Н. Г. Боброва // Исследования в области биологии и методика ее преподавания: межкаф. сб. науч. трудов. Вып. 2. - Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. - С. 89 - 98.

2. Зверев, И. Д. Развитие интереса учащихся к изучению организма человека / И. Д. Зверев, Е. М. Гвоздырева. - М.: Педагогика, 1971. - 200 с.

3. Пунский, В. О. Азбука учебного труда. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

4. Старкова, Т. С. Актуальные вопросы школьного краеведения и творческого развития учащихся / Т. С. Старкова // Материалы городской научно-пpaктической конференции. - Самара: Б/и, 1999. - 53 с.

5. Школьный реферат по биологии: каким он должен быть? / сост. А. А. Семенов. - Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. - 60 с.



Комментарии:

Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"


    Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"

      Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся. ...

19 04 2024 23:31:46

Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

      Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

18 04 2024 3:42:40

"Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии


    "Наш дом – планета Земля". Сценарий внеклассного мероприятия по биологии и экологии

      2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....

17 04 2024 9:45:13

Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)


    Разработка урока по РНК "Охраняемые территории Красноярского края" с использованием ИКТ-технологий (презентация)

      Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края. ...

16 04 2024 18:37:39

Цветок — генеративный орган. Строение цветка


    Цветок — генеративный орган. Строение цветка

      Урок способствует формированию интеллектуальных умений; умений выделять отличительные особенности в строении цветка различных групп растений, развитию инициативы и логического мышления. ...

15 04 2024 16:40:26

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

14 04 2024 9:16:57

Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"


    Урок биологии по теме "Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы"

      На уроке учащиеся знакомятся с понятиями "пищевые продукты", "питательные вещества" и строением пищеварительной системы. В процессе урока используется презентация и работа с CD-диском, это развивает навыки наблюдений, обеспечивает прочное усвоение знаний учащимися, повышает интерес к предмету. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

13 04 2024 16:43:42

Игра как средство воспитания любви к родному краю


    Игра как средство воспитания любви к родному краю

      Любовь к природе у детей, выросших в городских условиях, не приходит сама собой – ее нужно пробудить. Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. На своих уроках и во внеурочной деятельности я очень часто использую игру как средство воспитания любви к природе, к своей малой Родине. Одна из наиболее любимых игр, которую я часто применяю – это игра-путешествие по станциям....

12 04 2024 10:22:13

За здоровый образ жизни. 8-й класс


    За здоровый образ жизни. 8-й класс

      Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....

11 04 2024 23:31:26

Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Болезни органов пищеварения". 8-й класс

      Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....

10 04 2024 4:33:58

Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)


    Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)

      Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний. ...

09 04 2024 1:32:45

Нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся


    Нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся

      Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс. ...

08 04 2024 16:55:26

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

07 04 2024 5:58:25

Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"


    Открытый урок. 11-й класс. "Теоретические и пpaктические аспекты теории эволюции Чарлза Дарвина"

      Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач. ...

06 04 2024 0:28:59

Урок природоведения в 5-м классе "Влияние человека на природу"


    Урок природоведения в 5-м классе "Влияние человека на природу"

      В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности. ...

05 04 2024 17:39:19

Размножение и развитие земноводных


    Размножение и развитие земноводных

      На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....

04 04 2024 19:58:30

Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"


    Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"

      Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....

03 04 2024 6:51:47

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

02 04 2024 13:51:34

Бинарный интегрированный интеpaктивный урок по теме "Круговорот углерода в природе и последствие его нарушения"

При составлении технологической карты урока использовался учебник «Биология (профильный уровень) – 10-й класс», под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Алгоритм работы на уроке: 1) ввод в проблему – стадия вызова; 2) осмысление содержания; 3) размышление (рефлексия). Использование на уроке ИКТ как еще одного подхода к изучению теоретического материала в первую очередь решает задачи интенсификации учебного процесса, обеспечивая новые инструменты визуализации и представления материала....

01 04 2024 21:21:13

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

31 03 2024 16:47:37

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

30 03 2024 10:24:58

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

29 03 2024 15:15:35

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия


    Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

      Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

28 03 2024 23:49:44

Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика


    Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика

      Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....

27 03 2024 0:11:55

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»


    Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

      Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....

26 03 2024 8:40:49

Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)


    Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)

      На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....

25 03 2024 11:39:36

Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"


    Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"

      Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение ...

24 03 2024 17:15:26

Факторы среды и их влияние на биоценозы


    Факторы среды и их влияние на биоценозы

      Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....

23 03 2024 11:11:14

Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт


    Моделирование и применение на уроках биологии интеpaктивных Интеллект-карт

      Творчество педагога заключается в поиске новых подходов и новых смыслов в обучении и воспитании. Интеллект-карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме, который позволяет преобразовать большие объемы учебной информации в краткую, доступную форму....

22 03 2024 4:29:41

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

21 03 2024 4:30:32

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

20 03 2024 23:52:55

Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс


    Урок "Лёгкие. Газообмен в лёгких и тканях". 8-й класс

      Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....

19 03 2024 6:29:21

Естественные и искусственные биоценозы


    Естественные и искусственные биоценозы

      <p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p> ...

18 03 2024 8:59:11

Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"


    Урок по теме: "Удивительный мир бактерий"

      Урок химии проводится в 9-м классе после изучения темы "Окислительно-восстановительные реакции" и в ходе изучения раздела "Структурная организация живых организмов" по биологии. Такая интеграция урока дает возможность глубже понять химизм биологических процессов в клетках прокариот, раскрыть роль окислительно-восстановительных процессов в круговороте веществ в природе. ...

17 03 2024 4:40:38

Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки


    Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки

      В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы. В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....

16 03 2024 20:41:42

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

15 03 2024 1:52:55

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

14 03 2024 4:50:40

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

13 03 2024 17:20:41

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

12 03 2024 10:52:33

Урок-семинар "Генетика и медицина"


    Урок-семинар "Генетика и медицина"

      На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....

11 03 2024 20:39:57

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках


    "Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

      Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

10 03 2024 0:20:31

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

09 03 2024 7:16:32

Урок-игра "Водоросли". 6-й класс

Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику «Биология» под редакцией И.Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....

08 03 2024 12:25:45

Научное заседание "Знакомые насекомые"


    Научное заседание "Знакомые насекомые"

      Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

07 03 2024 5:48:59

Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"


    Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"

      Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....

06 03 2024 17:15:59

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

05 03 2024 11:40:31

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

04 03 2024 7:23:22

Игра-соревнование "Окажи помощь…"


    Игра-соревнование "Окажи помощь…"

      Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....

03 03 2024 17:38:24

«Счастливый случай» на уроках зоологии


    «Счастливый случай» на уроках зоологии

      Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....

02 03 2024 11:12:58

Здоровьесбережение как фактор успешного обучения


    Здоровьесбережение как фактор успешного обучения

      Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....

01 03 2024 20:28:12

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::